Рабочая программа по географии. 7 класс.
рабочая программа по географии (7 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. 7 класс. Учебник Душиной. "География материков и океанов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии 7 класс | 63.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каслинская средняя общеобразовательная школа №24»
Утверждаю:
___________
Директор школы
А. А. Гуськова
«____» _________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «география» для основного общего
образования
по курсу «География материков и океанов» (7 класс)
Составитель:
Булгакова Е.А.
Учитель географии.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора: С. В. Грачёва
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО, протокол от ……… 2011 г. № …..
руководитель МО: Кореневская М.А.
Касли 2011
Содержание
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Содержание тем учебного курса
- Календарно – тематическое планирование
- УМК
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Номенклатура
- КИМ
- Приложения
ПАСПОРТ
рабочей программы учебного курса «География материков и океанов » (7 класс)
Тип программы: программа общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МОУ «Каслинская СОШ №24» программа определяет приоритеты в содержании географического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации среднего образования;
- для администрации МОУ «Каслинская СОШ №24» программа является основанием для определения качества реализации среднего географического образования.
Категория обучающихся: учащиеся МОУ «Каслинская СОШ №24».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Формы контроля: «0 срез», текущий контроль, итоговая аттестация.
Программа рассчитана как на учащихся массовой школы, так и на детей с ОВЗ. Содержание курса и формы работы для учащихся с ОВЗ скорректированы с учетом способностей и возможностей детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке рабочей программы и составлении календарно-тематического плана учитывались следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:
- приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по географии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263).
- приказ Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год»
- приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2011 г. №103/4275 «О преподавании учебного предмета «География» в 2011-2012 учебном году»;
- учебный план МОУ «Каслинская СОШ №24» на 2011 – 2012 учебный год.
Рабочая учебная программ курса «География материков и океанов» для 7 класса составлена на основе авторской программы И.В.Душиной,
соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и
науки РФ (Авторская программа по географии (6-10 классы)/Под редакцией И.В.Душиной. – М.: Дрофа, 2006).
Авторская программа рассчитана 68 учебных часов, из них 2 ч - резервное время. Рабочая программа рассчитана на 68 ч. Согласно рекомендациям, данным в приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2011 г. №103/4275 «О преподавании учебного предмета «География» в 2011-2012 учебном году». Календарно-тематический план составлен с учетом стандарта среднего (полного) образования по географии (базовый уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень).
Реализация рабочей программы осуществляется на основе УМК И.В. Душиной, с целью обеспечения преемственности целей образования на различных ступенях и уровнях обучения.
Вопросы национально-регионального компонента включены диффузно в содержание соответствующих тем. Отбор национально-регионального компонента в содержании курса произведен согласно рекомендациям, данным в приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области 31.07.2009 г. №103/3404 «О преподавании учебного предмета «География» в 2010-2011 учебном году».
Школьный курс географии – один из основных компонентов естественнонаучного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивает формирование у учащихся географического (пространственного) мышления, естественнонаучной картины мира, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по географии. В ней также заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Изучение географии 7 класса направлено на изучение следующих целей:
- создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Содержание тем учебного курса «География материков и океанов».
Введение.
Что изучают в курсе географии материков. Как люди открывали и изучали Землю. Карты материков и океанов: различия карт по охвату территории, масштабу и содержанию.
Литосфера и рельеф Земли. Древние материки Гондвана и Лавразия. Материковая и океаническая кора. Гипотезы происхождения материков и океанических впадин. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Рельеф и его разнообразие как результат взаимодействия внутренних и внешних процессов. Карта строения земной коры.
Атмосфера и климаты Земли. Роль атмосферы в жизни Земли. Зависимость климата от поступления солнечного света. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушная масса. Типы воздушных масс. Их движение. Постоянные ветры, Климатические пояса.
Гидросфера, Мировой океан. Воды Мирового океана, Их происхождение. Температура поверхностных вод и изменение ее с глубиной. Водная масса. Типы водных масс. Схема поверхностных течений. Распространение океанических льдов. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и материками в результате круговорота воды и движения воздуха. Перераспределение тепла и влаги между сушей и океаном.
Географическая оболочка. Строение и свойство географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Природные комплексы суши и океанов. Смена природных комплексов на равнинах и в горах. Обусловленность чередования природных комплексов на суше климатом, рельефом и горными породами. Смена природных комплексов в океане.
Природная зональность. Природная зона. Карта природных зон. Природные зоны суши, их распределение на материках, связь с климатическими поясами. Природные пояса Мирового океана. Их смена к северу и югу от экватора. Широтная зональность и высотная поясность.
Земля – планета людей. Расселение человека по материкам. Главные зоны расселения. Основные виды хозяйственной деятельности населения и их влияние на природные комплексы. Страны мира.
Тихий океан. Географическое положение, размеры, очертание береговой линии, моря, острова. Глубины и рельеф дна. Климат. Природные пояса. Течения. Влияние материков на прибрежные части океана. Виды хозяйственной деятельности. Районы морских промыслов. Экологические проблемы.
Индийский океан. Географическое положение, размеры, очертание береговой линии, моря, острова. Глубины и рельеф дна. Климат. Природные пояса. Влияние материков на прибрежные части океана. Виды хозяйственной деятельности.
Атлантический океан. Географическое положение, размеры, очертание береговой линии, моря, острова. Глубины и рельеф дна. Климат. Природные пояса. Течения. Влияние материков на прибрежные части океана. Минеральные богатства шельфа. Виды хозяйственной деятельности. Экологические проблемы.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение, размеры, очертание береговой линии, моря, острова. Глубины и рельеф дна. История исследования. Климат. Природные пояса. Течения. Влияние материков на прибрежные части океана. Виды хозяйственной деятельности. Освоение Северного морского пути.
Африка. Географическое положение, размеры, очертание береговой линии, моря и океаны у берегов материка. История исследования. Рельеф материка: равнины, горы, нагорья, разломы земной коры. Размещение полезных ископаемых. Климат. Африка – самый жаркий материк земли. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Основные речные и озерные системы. Режим рек. Почвы, растительность и животный мир. Природные зоны. Особенности проявления широтной зональности и высотной поясности. Антропогенные комплексы Африки. Заповедники и национальные парки. Население и страны Африки. Зависимость размещения населения от природных и исторических факторов. Колониальное прошлое Африки. Виды хозяйственной деятельности. Главные особенности природы, хозяйства и населения типичных стран материка: Алжире, Нигерии, Эфиопии, ЮАР.
Австралия и Океания. Географическое положение, размеры, очертание береговой линии, моря и океаны у берегов материка. История исследования. Рельеф материка. Климат и внутренние воды материка в сравнении с Африкой. Природные зоны: своеобразие органического мира. Природные богатства материка. Изменение природы человеком. Население и его размещение. Коренное и пришлое население. Виды хозяйственной деятельности. Австралийский Союз.
Океания и ее географическое положение. Острова, их происхождение и связь со строение дна. Заселение Океании. Русские имена на карте Океании.
Южная Америка. Географическое положение, размеры, очертание береговой линии, моря и океаны у берегов материка. Его сравнение с Африкой История исследования. Рельеф материка: горы, плоскогорья, равнины, области распространения вулканизма и землетрясений. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды. Основные речные системы. Характер течения и режима рек. Почвы, растительность и животный мир. Своеобразие органического мира. Природные зоны. Проявление на материке широтной зональности и высотной поясности.. Изменение природы материка в результате деятельности человека. Заповедники. Население и страны Южной Америки. Зависимость размещения населения от природных и исторических факторов. Виды хозяйственной деятельности. Главные особенности природы, хозяйства и населения типичных стран материка: Бразилии, Аргентины, Перу.
Антарктида. Географическое положение, размеры, очертание береговой линии, моря и океаны у берегов материка. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. История исследования. Современные исследования материка. Ледниковый покров Антарктиды. Рельеф материка. Климат. Растительность и животный мир. Природные богатства Антарктики.
Северная Америка. Географическое положение, размеры, очертание береговой линии. Моря и океаны у берегов материка и их влияние на природу Северной Америки. История исследования. Русские имена на карте Северной Америки. Рельеф материка в сравнении с Южной Америкой. Роль оледенения в формировании рельефа. Вулканы и землетрясения, Полезные ископаемые. Климат и факторы его формирования. Влияние подстилающей поверхности. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды. Основные речные и озерные системы. Питание, характер течения и режима рек. Загрязнение внутренних вод. Почвы, растительность и животный мир. Природные зоны. Особенности проявления широтной зональности. Антропогенные комплексы, Опасные явления природы. Заповедники и национальные парки. Население и страны Северной Америки. Народы населяющие материк. Зависимость размещения населения от природных и исторических факторов. Виды хозяйственной деятельности. Главные особенности природы, хозяйства и населения типичных стран материка: Канады, США, Мексики.
Евразия. Евразия – величайший массив суши. Географическое положение, размеры, очертание береговой линии, моря и океаны у берегов материка. История исследования Центральной Азии.. Рельеф материка и его отличие от других материков. Древнее оледенение. Вулканы и землетрясения. Полезные ископаемые. Климат Евразии в сравнении с Северной Америкой. Климатообразующие факторы. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Типы климата, типичные для них погоды. Распределение внутренних вод. Области внутреннего стока. Основные речные и озерные системы. Питание и режим рек. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние хозяйственной деятельности на гидросферу. Почвы, растительность и животный мир. Природные зоны. Проявление широтной зональности и высотной поясности. Экологические проблемы. Современные ландшафты. Опасные природные явления. Заповедники и национальные парки. Население и страны Евразии. Зависимость размещения населения от природных и исторических факторов. Неравномерность размещения населения. Народы Евразии. Виды хозяйственной деятельности. Главные особенности природы, хозяйства и населения типичных стран материка: Великобритания, Франция, Италия, Индия, Япония, Монголия, Китай.
Земля – наш дом. Географическая оболочка – результат взаимодействия всех сфер Земли. Закономерности развития географической оболочки. Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности человека. Необходимость международного сотрудничества в решении проблем использования и охраны природы Земли.
Календарно – тематическое планирование:
№ урока | Дата проведения урока | Название раздела, темы | Изучаемые вопросы | Практическая часть ( приложение №1) | НРК | Формируемые компетенции | |||||||||||||
план | факт | ключевые | предметные | ||||||||||||||||
Введение – 3 ч . Федеральный стандарт: Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия в России и в мире. Современные географические исследования. Реализация основных требований к уровню подготовки: знать/понимать : Предмет изучения географии материков и океанов. Соотношение суши и воды на Земле. Материки и части света. Суша – место жизни и деятельности людей. Особенности географического положения каждого материка. Понятие «географическое положение»; как люди открывали и изучали Землю. | |||||||||||||||||||
1. | 5.09-10.09 | Что изучает Г.материков и океанов? Как люди открывали и изучали свою Землю? | Предмет изучения географии материков и океанов. История исследования Земли. | ||||||||||||||||
2. | 5.09-10.09 | Как люди открывали и изучали свою Землю? (Продолжение) | Вклад русских ученых в исследование планеты. | Практическая работа №1 | |||||||||||||||
3. | 12-17.09 | Карты материков и океанов | Практическая работа №2 | Нанесена на к/к Ч.о. расчет по карте протяженности Ч.о. с севера на юг и с запада на восток. | |||||||||||||||
Раздел I. Главные особенности природы Земли – 12 ч Федеральный стандарт: Оболочки Земли, их состав и строение. Развитие оболочек Земли, их взаимодействие. Литосфера и рельеф Земли. Гидросфера. Атмосфера и ее циркуляция. Биосфера Земли. Реализация основных требований к уровню подготовки: знать/понимать : Строение оболочек Земли, закономерности их развития и взаимодействия, анализировать карты. Тема 1. Литосфера и рельеф Земли – 2 ч | |||||||||||||||||||
4. | 12-17.09 | Происхождение Земли. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли | Происхождение Земли. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли. Современные зоны сейсмической активности. | Тектоническое строение Ч.о. | |||||||||||||||
5. | 19-24.09 | Рельеф Земли. Карта строения земной коры | Рельеф нашей планеты. Карта строения земной коры. | Практическая работа №3 | Рельеф Ч.о. | ||||||||||||||
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли – 3 ч | |||||||||||||||||||
6. | 19-24.09 | Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты | Понятие атмосферы, роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты. | Климатические карты Ч.о. | |||||||||||||||
7. | 26.09-01.10 | Распределение температуры и осадков, поясов атмосферного давления на Земле. | Основные закономерности распределения температуры и осадков, поясов атмосферного давления на Земле. | ||||||||||||||||
8. | 26.09-01.10 | Климатические пояса Земли – различные условия жизни людей | Климатические пояса Земли – различные условия жизни людей. Характеристика основных климатических поясов. | Практическая работа №4 | |||||||||||||||
Тема 3. Мировой океан – главная часть гидросферы – 3 ч | |||||||||||||||||||
9. | 3-8.10 | Воды Мирового океана | Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод МО. Свойства вод МО. Водные массы. | ||||||||||||||||
10. | 3-8.10 | Схема поверхностных течений | Основные течения в мировом океане. | Практическая работа №5 | |||||||||||||||
11. | 17-22.10 | Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | ||||||||||||||||
Тема 4. Географическая оболочка – 4 ч | |||||||||||||||||||
12. | 17-22.10 | Строение и свойства географической оболочки. Этапы развития географической оболочки | Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Этапы развития географической оболочки. | ||||||||||||||||
13. | 24-29.10 | Общие географические закономерности – целостность, зональность, ритмичность, их значение для жизни и хозяйственной деятельности людей | Общие географические закономерности – целостность, зональность, ритмичность, их значение для жизни и хозяйственной деятельности людей. | Практическая работа №6 | |||||||||||||||
14. | 24-29.10 | Разнообразие природы Земли. Природные комплексы суши, океанов | Природные комплексы суши, океанов. Разнообразие природных комплексов. | Природные комплексы своей местности | |||||||||||||||
15. | 31.10-5.11 | Урок обобщения по разделу «Главные особенности природы Земли» | Контрольная работа №1 | ||||||||||||||||
Раздел II. Освоение Земли человеком – 2 ч Федеральный стандарт: Основные причины и пути расселения человека на Земле. Главные области расселения. Основные виды хоз.деятельности людей. Различные классификации стран современного мира. Реализация основных требований к уровню подготовки: знать/понимать : Крупнейшие народы и мировые религии, причины и пути расселения человека на Земле, основные виды хоз.деятельности людей. | |||||||||||||||||||
16. | 31.10-5.11 | Основные причины и пути расселения человека на Земле. Главные области расселения. Основные виды хоз.деятельности людей. Комплексная карта | Основные причины и пути расселения человека на Земле. Главные области расселения. Основные виды хоз.деятельности людей. | Практическая работа №7 | |||||||||||||||
17. | 7-12.11 | Страны мира | Различные классификации стран современного мира. | Цифровой диктант: Обозначение на контурной карте крупнейших государств мира | |||||||||||||||
Раздел III. Океаны и материки – 43 ч Федеральный стандарт: Особенности географического положения океанов и материков, основные особенности природы. Особенности открытия и изучения материков и океанов. Численность и национальный состав населения материков. Деление территорий материков на природные, природно-хозяйственные, историко-культурные регионы. Реализация основных требований к уровню подготовки: знать/понимать : Приемы определения географического положения материков и океанов, имена исследователей континентов, особенности климата, рельефа, внутренних вод, природных зон, населения материков, основные особенности природы океанов. Тема 1. Океаны – 5 ч | |||||||||||||||||||
18. | 7-12.11 | Тихий океан – уникальный географический объект Земли. | Географическое положение, русские имена на карте океана, природа, хозяйственная деятельность в океане | ||||||||||||||||
19. | 14-19.11 | Индийский океан | Географическое положение, природа, хозяйственная деятельность в океане | ||||||||||||||||
20. | 14-19.11 | Атлантический океан – самый обжитой и освоенный | Географическое положение, природа, хозяйственная деятельность в океане | ||||||||||||||||
21. | 28.11-3.12 | Северный Ледовитый – хозяйственное использование, экологические проблемы | Географическое положение, природа, хозяйственная деятельность в океане | ||||||||||||||||
22. | 28.11-3.12 | Урок обобщения по теме «Океаны» | Контрольная работа №2 | ||||||||||||||||
Тема 2. Южные материки – 3 ч | |||||||||||||||||||
23. | 5-10.12 | ГП южных материков. Сходство, различие, влияние на природу. | ГП, происхождение. | ||||||||||||||||
24. | 5-10.12 | Особенности природы материков – рельеф, климат, внутренние воды | Особенности природы материков – рельеф, климат, внутренние воды (сходства и различия). | ||||||||||||||||
25. | 12-17.12 | Особенности расположения почвенно-растительных зон южных материков | Особенности расположения почвенно-растительных зон южных материков (сходства и различия). | ||||||||||||||||
Тема 3. Африка – 9 ч | |||||||||||||||||||
26. | 12-17.12 | ГП. История исследования Африки | ГП. История исследования Африки зарубежными и российскими путешественниками и учеными. | Практическая работа №8 | |||||||||||||||
27. | 19-24.12 | Рельеф и полезные ископаемые | Рельеф и полезные ископаемые | ||||||||||||||||
28. | 19-24.12 | Африка – самый жаркий материк. | Климат материка. Влияние гп на климат. | ||||||||||||||||
29. | 26-31.12 | Внутренние воды Африки | Реки и озера метерика. | Практическая работа №9 | |||||||||||||||
30. | 26-31.12 | Природные зоны Африки. Различная среда жизни людей. Изменение их под влиянием деятельности человека. Охрана природы | Природные зоны. Различия в природе материка с севера на юг, с запада на восток. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Заповедники и национальные парки. | Практическая работа №10 | |||||||||||||||
31. | 9-14.01. 2012 | Население Африки, политическая карта | Население материка. Особенности размещения населения. Политическая карта Африки. | Практическая работа №11 | |||||||||||||||
32. | 9-14.01. 2012 | Страны Северной Африки – особенности природы, население – быт, традиции, нравы | Народы Северной Африки. Страны. Природа. | Практическая работа №12 | |||||||||||||||
33. | 16-21.01 | Страны Центральной и Восточной Африки | Народы Центральной и Восточной Африки. Страны. Природа. | ||||||||||||||||
34. | 16-21.01 | Страны Южной Африки | Народы Южной Африки. Страны. Природа. | Контрольная работа №3 | |||||||||||||||
Тема 4. Австралия и Океания – 3 ч | |||||||||||||||||||
35. | 23-28.01 | ГП, история исследования, особенности природы материка | ГП, история исследования, особенности природы Австралии. | Практическая работа №13 | |||||||||||||||
36. | 23-28.01 | Население. Австралийский союз | Население материка, история заселения, Австралийский союз. | Практическая работа №14 | |||||||||||||||
37. | 30.01-4.02 | Океания | ГП, природа, население и страны. | ||||||||||||||||
Тема 5. Южная Америка – 5 ч | |||||||||||||||||||
38. | 30.01-4.02 | ГП, история исследования материка. Особенности рельефа | ГП, история исследования материка. Особенности рельефа | Практическая работа №15 | |||||||||||||||
39. | 6-11.02 | Климат и внутренние воды | Климат и внутренние воды | Практическая работа №16 | |||||||||||||||
40. | 6-11.02 | Почвенно-растительные зоны Южной Америки | Органический мир, природные зоны и высотная поясность, изменение природы под влиянием деятельности человека. | ||||||||||||||||
41. | 13-18.02 | Население. Страны Востока материка | Население. Страны Востока материка. Бразилия. | ||||||||||||||||
42. | 13-18.02 | Андийские страны (изучение по выбору) | Перу. | Практическая работа №17 | |||||||||||||||
Тема 6. Антарктида – 2 ч | |||||||||||||||||||
43. | 27.02-3.03 | Антарктида – уникальный по ГП и природе материк | ГП, исследование, природа, органический мир, значение современных исследований материка. | ||||||||||||||||
44. | 27.02-3.03 | Урок обобщающего повторения по южным материкам | Практическая работа №18 Тест «Юж. материки» | ||||||||||||||||
Тема 7. Северные материки – 1 ч | |||||||||||||||||||
45. | 5-10.03 | Общие особенности ГП, природы материков Северного полушария | Общие особенности ГП, природы материков Северного полушария | ||||||||||||||||
Тема 8. Северная Америка – 5 ч | |||||||||||||||||||
46. | 5-10.03 | ГП, история открытия: исследования Северной Америки. Особенности рельефа и полезные ископаемые | ГП, история открытия: исследования Северной Америки. Особенности рельефа и полезные ископаемые | ||||||||||||||||
47. | 12-17.03 | Климат, внутренние воды | Климат, внутренние воды | Практическая работа №19 | |||||||||||||||
48. | 12-17.03 | Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека | Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека | ||||||||||||||||
49. | 19-24.03 | Население материка и страны (по выбору) | Население материка. Канада. | ||||||||||||||||
50. | 19-24.03 | США – одна из крупнейших стран мира | Природа, промышленность. | ||||||||||||||||
Тема 9. Евразия – 14 ч | |||||||||||||||||||
51. | 26-31.03 | Евразия: географическое положение и история исследования материка. | Евразия: географическое положение и история исследования материка. | ||||||||||||||||
52. | 26-31.03 | Особенности рельефа Евразии и полезные ископаемые. | Особенности рельефа Евразии и полезные ископаемые. Области землетрясений и вулканов. | Полезные ископаемые Ч.о. | |||||||||||||||
53. | 2.04-7.04 | Климат Евразии | Климат Евразии. Влияние климата на хоз.деятельность человека. | Климат города Касли. | |||||||||||||||
54. | 2.04-7.04 | Внутренние воды Евразии. | Внутренние воды Евразии: реки и озера. | Водные ресурсы Ч.о. | |||||||||||||||
55. | 16-21.04 | Природные зоны Евразии. | Природные зоны Евразии. ПЗ различных поясов. | Практическая работа №20 | |||||||||||||||
56. | 16-21.04 | Население и страны. | Население и страны. История развития государств на территории материка. | Россия. Ч.о. население. | |||||||||||||||
57. | 23-28.04 | Страны Северной и западной Европы. | Страны Северной и западной Европы. Великобритания, Франция, Германия. | ||||||||||||||||
58. | 23-28.04 | Страны Восточной Европы. | Страны Восточной Европы. Румыния, Болгария, Албания. | ||||||||||||||||
59. | 30.04-5.05 | Страны Южной Европы. | Страны Южной Европы. Италия. | Практическая работа №21 | |||||||||||||||
60. | 30.04-5.05 | Страны Юго-Западной и Центральной Азии. | Страны Юго-Западной и Центральной Азии. | ||||||||||||||||
61. | 7-12.05 | Страны Восточной Азии (Китай, Япония). | Страны Восточной Азии (Китай, Япония). | ||||||||||||||||
62. | 7-12.05 | Страны Южной и Юго-Восточной Азии. | Страны Южной и Юго-Восточной Азии. Индонезия. | Практическая работа №22 | |||||||||||||||
63. | 14-19.05 | Страны СНГ (Закавказье и Средняя Азия). | Страны СНГ (Закавказье и Средняя Азия). | ||||||||||||||||
64. | 14-19.05 | Урок обобщающего повторения по материкам Северного полушария | К/р №4. Тест по теме «Сев.материки» | ||||||||||||||||
Раздел IV Взаимодействие природы и общества – 3 ч Федеральный стандарт: Географическая оболочка как окружающая среда. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в различных природных зонах. Реализация основных требований к уровню подготовки: знать/понимать : Этапы развития географической оболочки, её состав. Знать как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу, объяснять причины геогр.зональности. | |||||||||||||||||||
65. | 21-26.05 | Закономерности географической оболочки, влияние их на жизнь и деятельность людей | Закономерности географической оболочки: целостность, зональность, ритмичность, влияние их на жизнь и деятельность людей | Закономерности географической оболочки, влияние их на жизнь и деятельность людей Каслинского района | |||||||||||||||
66. | 21-26.05 | Природные условия и природные богатства, и влияние их на жизнь людей | Природные условия и природные богатства, и влияние их на жизнь людей | Практическая работа №23 | Влияние природы на жизнь и деятельность людей в нашем городе. | ||||||||||||||
67. | 28-31.05 | Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охране | Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охране | ||||||||||||||||
68. | 28-31.05 | Повторение. Урок-игра. |
Реализация рабочей программы обеспечивается учебными и методическими пособиями:
Учебно-методический комплекс для учащихся:
- Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс.- М.: Дрофа, 2009 г.
- Душина И.В. Рабочая тетрадь «География материков и океанов». - М.: Дрофа, 2009 г.
- Атлас «География материков и океанов». - М.: Дрофа, 2009 г.
- Контурные карты «География материков и океанов». - М.: Дрофа, 2009 г.
Методические и дидактические пособия:
- География. Дидактические и развивающие игры с применением ИКТ. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Авт.-сост. Кугут И.А. – М.: Планета, 2011г.
- География. 6 – 8 классы: олимпиадные задания. Авт.-сост.Торопова Т.К., Кривоногова И.В. - Волгоград: Учитель, 2011г.
- География. 6 – 10 классы: уроки – исследования, дискуссии, пресс-конференции. Авт.-сост. Стадник А.Г. – Волгоград: Учитель, 2010г.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2008 г.
- Я иду на урок географии: История географических открытий: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002 г.
Инструментарий для оценивания уровня образованности учащихся:
- Дидактические карточки – задания по географии: 7 класс: к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов. 7 класс», Перлов Л.Е. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.
- Контрольно – измерительные материалы. География: 7 класс. Сост. Жижина Е.А. – М.:ВАКО, 2011 г.
Список цифровых образовательных ресурсов.
- География. Дидактические и развивающие игры. 6-11 классы. Электронное приложение.
- География в школе. Электронные уроки и тесты. Австралия, Океания, Арктика, Антарктида.
- География в школе. Электронные уроки и тесты. Азия.
- География в школе. Электронные уроки и тесты. Европа.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «География» в средней школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, проводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерной техники для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «География материков и океанов» полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения географии 7 класса на базовом уровне ученик должен:
1. Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности
человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и
явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов
континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические осособенности крупных регионов
материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их
географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п.и., сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие
по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Номенклатура
Тема «Африка»
Географическое положение: Гибралтарский пролив; Суэцкий Канал; Гвинейский Залив; полуостров Сомали; остров Мадагаскар; Атласские горы; Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези;
озера: Виктория, Танганьинка, Чад.
Страны и города: Египет(Каир), Алжир (Алжир), Нигерия(Абуджа, Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория, Кейптаун, Йоханнесбург).
Тема «Австралия и Океания»
полуостров Кейп-Йорк; Большой Австралийский залив;
Острова: Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские, Новая Каледония Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф; Большой Водораздельный хребет; гора Костюшко; Центральная низменность; река Муррей, озеро Эйр.
Города: Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»
Географическое положение: Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная река; горы Анды и Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
Реки: Парана, Ориноко;
Озера: Титикака, Маракайбо.
Страны и города: Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»
полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска;
заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский;
острова: Канадского Арктического Архипелага, Большие Антальские, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
реки: Маккензи, Миссисипи и Миссури, Колорадо, Колумбия;
озера: Великие (американские), Виннипег, Большое Соленое,.
Страны и города: Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»
полуострова: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;
моря: Баренцево, Балтийское. Северное, Аравийское, Японское;
заливы: Финский, Ботнический, Персидский;
проливы: Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
острова: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
равнины: Западно-Сибирская, Великая Китайская;
плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;
горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань
нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одра, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
озера: Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Основные страны крупных регионов Евразии, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.
Контрольно-измерительные материалы.
Форма контроля | Содержание |
Приложения
Приложение 1.
Содержание практических работ по географии (7 класс).
№ практической работы | Содержание практической работы |
Практическая работа №1 | Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карты, дневники путешествий, справочники, словари), составление «летописей» наиболее важных путешествий разных исторических эпох (заполнение путевого дневника и итоговой таблицы в тетради, обозначение маршрутов экспедиций на к/к) |
Практическая работа №2 | Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и км. Прокладка по карте маршрутов путешествий с определением местоположения абсолютных и относительных высот мест остановок, а также направлений от пункта к пункту.(В тетради и на к/к) Нанесена на к/к Ч.о. расчет по карте протяженности Ч.о. с севера на юг и с запада на восток. |
Практическая работа №3 | Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение возможного размещения материков и океанов через миллионы лет. (работа с картами учебника и атласа, задания в тетради) |
Практическая работа №4 | Объяснение приёмов приспособления человека к особенностям того или иного типа климата. (Анализ карт, текста учебника, заполнение таблицы в тетради) |
Практическая работа №5 | Выделение на карте побережий и шельфа, основных течений. |
Практическая работа №6 | Анализ схем круговоротов веществ и энергии (по усмотрению) |
№ практической работы | Содержание практической работы |
Практическая работа №7 | Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения |
Практическая работа №8 | Обозначение на к/к береговой линии Африки (моря, заливы, проливы, острова, п-ова, крайние точки) |
Практическая работа №9 | Обозначение на к/к крупных форм рельефа, рек и озер |
Практическая работа №10 | Определение причин разнообразия природных зон материка. (Работа с атласом, заполнение таблицы) |
Практическая работа №11 | Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района. (Работа с атласом, климатограммами) |
Практическая работа №12 | Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран |
Практическая работа №13 | Обозначение на к/к береговой линии Австралии (моря, заливы, проливы, острова, п-ова, крайние точки) |
Практическая работа №14 | Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хоз.деятельности населения крупных регионов материка. (Анализ атласа и выводы в тетради) |
Практическая работа №15 | Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. (Анализ атласа и выводы в тетради) |
Практическая работа №16 | Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору уч-ся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения этих рек. (Работа с атласом и учебником, результаты фиксируются в таблице или на к/к) |
Практическая работа №17 | Комплексная характеристика одной из стран или природных областей |
Практическая работа №18 | Метод проектов сравнения Арктики и Антарктики. |
Практическая работа №19 | Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка |
Практическая работа №20 | Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 40ºс.ш. Выявление причин сходства и различий в чередовании зон |
Практическая работа №21 | Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. (Работа в классе с атласами и учебниками, результаты в табличной форме в тетради) |
Практическая работа №22 | Составление по картам и другим источникам описания одной из стран заруб. Европы и одной из стран заруб. Азии. (работа с атласами по вариантам, использование типового плана, результаты – в тетради) |
Практическая работа №23 | Работа на местности – весенняя экскурсия |
Приложение 2.
Ключевые компетенции, формируемые в курсе географии:
Ключевые компетенции | Общепредметные компетенции | Предметные компетенции, реализуемые в рамках школьного курса биологии |
Общекультурные (ОК) | особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира, начало освоения учеником научной картины мира | 1.Соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране 2.Понимание последствий бездумного использования природных ресурсов 3.Знать основные методы изучения природы, фундаментальные научные теории и закономерности. |
Учебно-познавательные (УП) | Умение добывать знания на основе наблюдения за объектами или проводить исследования Систематизация и анализ объектов познания Установление взаимосвязи систем и процессов Выявление причинно-следственных связей | 4.Умение вести наблюдения в природе за явлениями и процессами , вести дневник 5.Умение пользоваться картами, школьным географическим оборудованием 6.Установление взаимообусловленности форм изучаемого объекта и его функции 7.Выявление связей в природных процессах и явлениях 8.Вести наблюдения за явлениями, происходящими в природе и технике; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме. 9.Умение пользоваться приборами и инструментами для проведения опытов, наблюдений, измерений. 10. Организовывать свою деятельность. |
Социально-трудовые (СТ) | осознание значения оборудованного кабинета в изучении науки и роли ученика в оснащении кабинета. | 11.Формирование культуры поведения и оказания помощи при стихийных природных явлениях. 12.Осознание значения оборудованного кабинета географии в изучении науки и роли ученика в оснащении кабинета. |
Информационная компетенция (ИК) | При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире. | 13. Владеть навыками работы с различными источниками биологической информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет. 14.Составление таблиц, опорных конспектов, схем по географии |
Компетенции личного самосовершенствования (ЛС) | освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. внутренней экологической культуры. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. | 15.Участие в конкурсах и олимпиадах по географии различного уровня. 16.Использовать географические знания для сохранения природы Родного края. |
Ценностно-смысловая Компетенция (ЦС) | способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы «почему?», «зачем?», «в чем причина?», «как это устроено?», осознавать свою роль и предназначение в нем - «а я смогу так?», «как это сделать?», уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков | 17.Понимание устройства окружающего мира. 18.Выявление причинно – следственных связей природно-социальных явлений и процессов. 19.Уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков. |
Коммуникативная (К) | умений работать в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе | 20.Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми 21.Выступать с устным сообщением 22. Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...