"Зарубежная Азия"
методическая разработка по географии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цель урока: проверить компетентность детей в географии Зарубежной Азии и способность на основе знаний искать ответы на нестандартные вопросы. Задачи урока:
- Образовательные:- проверка знаний и умений учащихся по изученной теме; -повышение интереса к теме за счет парадоксального необычного материала.
- Воспитательные: - формирование умения слышать партнера, развивать его идеи, работать в команде .
- Развивающие:- развитие логического мышления (применение системно-структурного анализа, обобщение, классификации, умение делать выводы, выявление причинно-следственных связей, выдвижение рабочей гипотезы)
Этапы урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
I Организационный | Учитель называет тему урока, представляет ведущего и менеджера игры, озвучивает условия игры: играют две команды, право устного имеет команда, которая вращает волчок. Вторая команда отвечает письменно. На обдумывание вопроса одна минута, блиц-вопрос – 30 секунд. В случае возникновения проблемы необходимо обратиться к Совету Мудрейших, решение которого принимается безоговорочно. Побеждает команда получившая максимальное количество цветных карточек, и все ее члены получают «5» Вторая команда – «4» Право ответа дает только капитан команды. В случае если команды не могут дать ответ, это могут сделать болельщики. | Выбирают командира, Совет Мудрейших. Ведущий игры озвучивает вопросы и отвечает за определение правильности и точности ответа, мультимедийную установку. Менеджер отвечает за отсчет времени, сбор ответов, подачу необходимого материала. | 3 минуты |
IIХод игры 12 Вопросов основных, 1 Запасной III Подведение итогов | Наблюдает, анализирует, в случае необходимости вмешивается в ход игры. Делает выводы об уровне знаний у большинства учеников; выявляет сильные стороны, типичные недостатки; актуализирует опорные представления и понятия; выставляет оценки командам и отдельным ученикам. | Команда вращающая волчок, отвечает устно, вторая – письменно. Право ответа дает только капитан. Совет Мудрейших вмешивается по просьбе команд или ведущего. Капитаны команд высказывают свое мнение об игре, вопросах, организации игры, отношение к Совету Мудрейших. Отдельные ученики готовят свое мнение в письменной форме. | 38 минут 4 минуты |
Содержание игры
Номер вопроса, иллюстрации | Вопрос | Ответ |
Вопрос №1 | На экране Государственный флаг Турции и герб Азербайджанской Асср. В 1924 г. Правительство Турции отправило в адрес Российского правительства ноту протеста по поводу того, что на гербе Армении в центре размещалась гора Арарат, которая находилась на территории Турции и соответственно ей принадлежала. В ответ нарком иностранных дел Чичерин Г.В. сказал: «Но ведь и на вашем флаге…» Протестов больше не последовало. Продолжите ответ Г.В.Чичерина. | «Но ведь и на вашем флаге нарисован полумесяц, а Луна вам не принадлежит» |
Вопрос №2 | В исследованиях Центральной Азии велика заслуга Николая Михайловича Пржевальского. Им обследована территория по площади почти равная Австралии. Пржевальский умер в начале своего пятого путешествия в Центральную Азию. Умирая, он завещал похоронить себя на берегу озера Иссык-Куль. Наследие этого путешественника велико, в том числе и открытие озера Лобнор. Но после его смерти последующие иследования не нашли этого озера на том месте, где указал Пржевальский. Но озеро было и есть. Что же произошло? Почему исследователи не нашли озеро Лобнор на прежнем месте? | «Это блуждающее озеро. Реки Тарим и Река Кочья-Дарья перемещается во время паводка, а вместе с ними и озеро» |
Вопрос №3 | Музыкальный вопрос. Предлагается прослушать куплет из песни «Мы – дети галактики» в исполнении Л.Лещенко. Какой народ в наибольшей степени может претендовать на звание «Мы - дети твои, дорогая Земля»? Необходимо обосновать. | Китайцы, так как каждый пятый житель планеты –китаец, то есть их больше всего, поэтому они могут претендовать на это в наибольшей степени. |
Вопрос №4 | Предлагается просмотреть отрывок фильма об острове Бали.(Посадка риса).Внести «черный ящик» В китайском языке русскому слову «есть» соответствуют два слова – «чи» и «фань». Завтрак по-китайски – «цзао Фань», что значает «ранний…», обед – «у фань» - «повседневный…», ужин – «Вань Фань» - «поздний…» Что означает слово «фань»? Что в ящике? | Рис. |
Вопрос №5 | Этот город, благодаря выгодному географическому положению, стал крупнейшим финансовым центром мира. Благодаря активной природоохранной политике, строительству очистных сооружений, очень строгим мерам по сохранению чистоты (за брошенный на улице окурок взимают 500 долларов). Это государство стало самым экологически чистым государством Зарубежной Азии. Это одно из немногих мест в экваториальном и тропическом поясе, где сырую воду можно пить прямо из водопровода. О каком государстве идет речь? | Сингапур. |
Вопрос №6 | Внести и показать государственный флаг и герб Японии, сами японцы с древних времен называют свою страну Ниппон( или Нихон). Это название состоит из двух иероглифических знаков. Первый из которых означает «солнце», а второй - «основа». Отсюда и происходит второе название – «Страна Восходящего Солнца». Красный солнечный круг на японском флаге символизирует восходящее солнце. А что означает круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе? | То же самое – восходящее солнце. |
Вопрос №7 | На экране виды Ниневии, книга «Тысяча и одна ночь», финиковая пальма, нефтяной фонтан, современный автомат. Что связывает эти разные предметы? | Ирак – прошлое и настоящее. |
Вопрос №8.Блиц | 1.Это вечный город - центр двух мировых и одной национальной религий, все христиане должны совершить паломничество в этот город. Но самый почитаемый храм «Гроба Господня» принадлежит мусульманской семье. Назовите этот город. 2. Этот вечный город Индии находится на берегах священной реки индусов, которые мечтают закончить свой жизненный путь именно здесь. Назовите город. 3. В этот вечный город ежегодно совершают хадж несколько миллионов человек. Именно здесь находиться главная святыня ислама Кааба. Назовите город. | Иерусалим Бенарес Мекка |
Вопрос №9 | Внести «черный ящик». На границе Мьянмы, Лаоса и Таиланда находится знаменитый «золотой треугольник». Спутники США наблюдают за ним и в определенное время по сигналу армии этих стран проводя здесь совместную операцию, которая иногда превращается в настоящую войну. Что в ящике и зачем в этот район в указанное время устремляются армии трех стран? | В ящике мак. Армии пытаются уничтожить плантации опийного мака. |
Вопрос №10 | Киплинг: «Незадолго до его прихода солнце палит с особой свирепостью». Все раскалено, нечем дышать. Разморенные жарой люди беспрерывно пьют воду. Забившись в тень, высунув языки, мучительно часто дышат собаки. У скота выпирают ребра. Воды нет, корма нет. И вдруг вся природа словно замирает, лишь тревожно шелестит листва. Неожиданно из-за горизонта появляется гряда свинцово-серых туч. Яростный удар грома, и с потемневших небес обрушивается ливень. Все заволакивает серая пелена. Он пришел. Теперь дожди льют целыми днями. Так кто же пришел? | Муссон |
Вопрос №11 | Внести бюсты. Антропологи все человечество разделили на три расы: европеоидную, монголоидную, экваториальную. Но академик Н.И. Вавилов предлагал выделить еще одну расу: арменоидную, к которой отнес арабов Сирии, Ливана, Палестины, Иордании, Саудовской Аравии, Ирака, а также евреев, армян, турок, курдов и греков. Назовите два признака, по которым их относят к другой расе. | Сильно выступающий нос, очень развитый волосяной покров. |
Вопрос №12 | Предлагает посмотреть отрывок из фильма « Остров Бали» о тиграх. Красивое, грациозное, сильное животное. Вопрос: «Что объединяет это животное и Южную Корею, Тайвань, Малайзию, Индонезию, Таиланд. | Название «Азиатские тигры» эти страны получили за высокие темпы развитие в конце 20 века. |
Вопрос №13(запасной) | Выставка репродукции с картины Н. Рериха «Песнь о Шамболе», «Послание вести» и т.д. Для этого региона характерен прохладный климат. Животноводство играет подсобную роль. В стаде много овец, коз, яков. Дома преобладают глинобитные. В большом ходу черный кирпичный чай. В костюме важную роль играют меховые, войлочные и шерстяные накидки, меховые безрукавки. Распространены суконные халаты и шубы. В этот регион был влюблен Николай Рерих, который именно здесь разместил легендарную землю Шамбола, на творчество которого оказала большое влияние именно эта страна. Как называется этот регион? | Тибет, Гималаи. |
Используемые образовательные технологии, методы и приемы, их место в уроке.
На данном уроке-игре используются игровые технологии имитационного моделирования с использованием важных ситуаций и поиском путей решения, технологии сотрудничества, эвристические технологии с групповыми формами деятельности учащихся. В решении поставленных задач используются и исследовательские (проблемно-поисковые) технологии через совместный поиск решений проблемных ситуаций; модель урока «знаю, но не все, хотел бы узнать – узнал».
Используются словесные, наглядные, практические (моделирования) методы. Имеют места объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, проблемные, поисковые, исследовательские, творческие методы.
На основе учебных задач задействованы информационно – сообщающие методы, методы формирование умений и навыков, закрепление знаний, умений, навыков, обучение применения знаний; проверки и оценки знаний.
В этой игре, прежде всего, используются логические приемы мышления (от частного к общему, от общего к частному, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей сопоставление).
Дидактические материалы и средства обучения.
На игровых столах разложены атласы (позволительно иметь любые), бумага, таблица для определения счета, конверт с выдержками из вопроса №4.
Средства обучения: мультимедийная установка, видеомагнитофон, политическая и физическая карта Евразии, волчок, песочные часы, выставка книг по Зарубежной Азии, цветные карточки, фарфоровая сова, поднос, гонг.
Оформление урока.
Два игровых стола для команд, стол для конвертов с вопросами (желательно круглый; в центре – юла с указательной стрелкой). На столе раскладывается 13 конвертов с вопросами для игры.
Отдельные места определяются для болельщиков, менеджера, ведущего, Совета Мудрейших в центре. На доске должна быть прописываться тема урока, название игры и ведется счет. Песочные часы находятся у менеджера. За работу мультимедийной установки отвечает ведущий игры.
Рекомендации по подготовке и проведению урока.
Подготовка к игре «Что? Где? Когда?» начинается за две недели. В школе объявляется конкурс на лучшие вопросы по заданной теме. Обычно их предлагают учащиеся, учителя, родители, библиотекарь, общественность. Отбор осуществляет учитель. В организации игры помогает ведущий – ученик и менеджер – ученик. Подбирается наглядный иллюстративный, раздаточный материал, музыка, средство обучения. В классе предлагается сформировать команды и выбрать капитанов.
Итоги.
Анализ результативности деятельности на уроке.
Учитель делает выводы об уровне знаний команд, большинства учащихся, болельщиков, выявляет сильные стороны, типичные недостатки, актуализирует опорные представления и понятия, выставляет оценки командам и отдельным болельщикам, в случае обращения к Совету Мудрейших дает оценку их решения проблемы. Если есть отдельное мнение у ведущего и менеджера, дает им слово.
Рефлексия учащихся и учителя по итогам урока.
Капитаны команд высказывают свое мнение о подготовке, организации и проведению игры, выбору вопросов, работе ведущего, менеджера. Многие учащиеся в письменном виде высказывают свое отношение.
Игорь Бабинец: «Я понял после такой игры, что я мало знаю, но хочу знать; оказывается, мир огромен и интересен. Мне он нравится, и я хочу его познать. Такие игры заставляют думать и будят мысль».
Лада Баснина: «Эта игра помогла мне понять, на что я способна. Мне не нравится шаблонное мышление, а здесь нужно думать нестандартно, искать решение».
Павел Орлов: «В век компьютерных технологий мы стали одиноки. Во время игры мы работаем в команде: один высказывает какую–то мысль, остальные поддерживают или спорят. Мы думаем вместе, учимся слушать и ценить друг друга. За это спасибо».
Анна Оскома: «Я Сейчас начинаю анализировать ситуации и события, мимо которых проходила раньше. В игре развивается мысль. Да здравствует игра!».
Части урока | Временная реализация |
Организационный момент(заставка) | 1 минута |
Вопросы | 15 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по геграфии 11 класс " Зарубежная Азия"
Характеристика ЭГП и природно-ресурсного потенциала региона....
Зарубежная Азия
В чём особенности ГП зарубежной Азии Сколько государств в современной зарубежной АзииНа какие субрегионыделится АзияВ чём проявляется неоднородность стран зарубежной Азии Какова демогр...
Конспект обобщающео урока "Зарубежная Азия" 11 класс
Конспект урока географии по теме "Обобщающее повторение. Зарубежная Азия" 11 класс....
Зачетный тест по теме: Зарубежная Азия
Зачетный тест по теме: Зарубежная Азия. 10-11 класс. Тесты из 16 вопросов с выборов варанта ответа в 2 вариантах....
тест по теме "Зарубежная Азия" 11 класс
Экономическая и социальная география мира. тест "Зарубежная Азия" 11 класс...
Тест по теме "Зарубежная Европа. Зарубежная Азия"
Тест по теме "Зарубежная Европа. Зарубежная Азия"...
Тест по теме "Зарубежная Европа. Зарубежная Азия" 10 класс
1. Тремя верными утверждениями по отношению к Зарубежной Европе по сравнению с другими регионами мира является:1. по площади территории занимает последнее место;2....