Урок географии по теме "Население мира: народы, религии, страны"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Формирование понятий «демография», «этнос», «этнография», «языковая семья», «религия», «плотность населения», «толерантность», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран; формирование представления о многообразии народов, их внешних отличиях, о государствах, о географии основных религий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии по теме "Население мира: народы, религии, страны".
Класс: 7
Цель: формирование у учащихся представлений о населении Земли.
Задачи:
- Образовательная.
Формирование понятий «демография», «этнос», «этнография», «языковая семья», «религия», «плотность населения», «толерантность», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран; формирование представления о многообразии народов, их внешних отличиях, о государствах, о географии основных религий.
- Развивающая.
Развитие умений работы с картами «Языковые семьи», «Политическая карта мира», «Религии мира», «Народы и плотность населения», со статистическими материалами, маршрутным листом, составления классификации стран.
- Воспитательная.
Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.
Методы: частично - поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: настенная карта «Политическая карта мира», атласы, компьютерная презентация «Население мира: народ, религии, страны» , ноутбук, экран, проектор, учебники, маршрутный лист этапов урока.
Планируемые результаты обучения:
Предметные
Учащийся должен уметь:
- читать и анализировать тематические карты по данной теме;
- называть основные человеческие расы, места их проживания;
- выявлять признаки людей различных рас;
- анализировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям среды
Метапредметные
Учащийся должен уметь:
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- организовывать свою познавательную деятельность, определять её цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
- вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, передачу и презентацию информации;
- умение самостоятельно заполнять маршрутный лист.
Личностные
Учащийся должен:
- осознавать себя жителем планеты Земля;
- уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общие решения;
- уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цели своих действий и поступков, принимать решения.
Логика учебного процесса: мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление и первичное запоминание – проверка усвоения – закрепление – анализ.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование ИКТ |
Оргмомент | Приветствие. Вступительное слово. | Определяют по содержанию слайда и записывают тему урока в маршрутных листах (Приложение № 1). | Слайд 1 |
Изучение новой темы. | – Совершим с вами виртуальную экскурсию по залам этнографического музея народов мира. | Учащиеся делятся на 5 экскурсионных групп (по количеству человеческих рас) | Слайды 2-4 |
Зал №1. | Первые обезьяноподобные предки человека появились на Земле более 2 миллионов лет назад. Люди современного типа появились около 40 тыс. лет назад. Население мира росло очень медленно. На это было много причин. Вопрос. Назовите эти причины? И только постепенно, с развитием общества, медицины и улучшения условий жизни, население мира стало увеличиваться. Вопрос. Назовите численность населения Земли? |
Ученики отвечают: Первобытные люди болели и не могли лечиться, им еще трудно было добывать себе пищу, они часто становились добычей хищных животных, не могли противостоять природным стихиям. Ученики отвечают: В настоящее время на планете проживает более 7 млрд. человек | |
Даются понятия: «Демография» | Учащийся в своих маршрутных листах записывают определения понятий и терминов | Слайд 5-7 | |
| |||
«Этнос», «Этнография» |
Объяснение учащихся Все жители нашей планеты не похожи друг на друга по внешним признакам. Все мы такие разные, у нас разный цвет кожи, волос, разрез глаз, форма черепа, лица. Все эти различия появились очень давно, когда первобытные люди стали заселять различные участки планеты, жить там и приспосабливаться к природным условиям. Сообщение учащихся об основных человеческих расах (Внешние отличия, основные занятия, жилища, культура). | Слайд 8-11 | |
«Раса» Рассказ учителя: Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок-это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы. Вопрос. «Как вы считаете, чем объясняются расовые различия у людей?»
Учитель. Как появилось понятие «раса» точно не установлено. Возможно от арабского слова «рас»- голова, начало, корень. А может от итальянского «раса»- племя. | Слайд 12 | ||
Работы учащихся (мини-презентации) | |||
Учитель. Расовые отличия внешних признаков не влияют на способности людей. Не существует высшей и низшей расы. В этом контексте раскрывается вклад исследований Н.Н. Миклухо-Маклая. (Рассказ учителя о Н.Н. Миклухо-Маклае русском этнографе). |
| Слайд 13. | |
Учитель: «Что человеку необходимо, чтобы общаться с людьми других стран?» Знакомство с языковыми семьями | Работа с картой «Языковые семьи» | Слайд 14. | |
Знакомство с международными языками Учитель предлагает игру «Кто Я?" (игровые технологии) | Учащиеся отвечают по каждой расе по образцу: (я – европеоид, россиянин, русский, сельский житель. Я живу на материке Евразия, в государстве Россия, в Самарской области, в селе Хрящевка). | Слайд 15. | |
Зал №2. Комната релаксации. | Проводит физкультминутку. (здоровьесберегающие технологии) | Выполняют упражнения. | Слайд 16. |
Зал №3. | Знакомство с мировыми религиями | Слайд 17-20. | |
Знакомство с картой «Религии мира» | Работа с картой «Религии мира» | Слайд 21-22. | |
Зал №4. | Учитель. «На современной политической карте мира насчитывается около 230 стран и территорий» Вопрос: «На какие группы можно разделить страны, по каким признакам?» Знакомство с классификацией стран мира | Работа с политической картой мира. Учащиеся выполняют задания:
| Слайд 23. |
Слайд 24-25. | |||
Дается понятие «Плотность населения» | Работа с картой «Народы и плотность населения» Определяют самые густонаселённые и слабозаселённые регионы мира и делают вывод, что люди на территории Земли размещены не равномерно. | Слайд 26. | |
Зал №5. | В связи тем, что нашу планету населяют множество народов и они исповедуют разные религии. Как вы считаете, народы мира сегодня живут дружно или есть какие-то проблемы? (технологии проблемного обучения) | Учащиеся отвечают. Межнациональные войны, религиозные войны, территориальный раздел. | Слайд 27. |
Дается понятие «Толерантность» (технологии проблемного обучения) | Работа с цветком толерантности | Слайд 28-31. | |
Обобщение по уроку. Выставление оценок. | 1.Учитель предлагает выполнить задание: Вычеркните те понятия, которые не относятся к данной теме: человеческая раса, климатические пояса, широтная зональность, численность населения, абсолютная влажность, этнография, монголоиды, литосфера, демография, экология, государства на мира, национальность, природный комплекс, толерантность, семья народов, Миклухо-Маклай, язык, религия, край. 2. Подведение итогов и выводов урока Учитель оценивает работу каждой группы (Критерии оценивания ответов учащихся. Приложение № 2) | Учащиеся выполняют задание Учащиеся отвечают. 2. На Земле проживает 7 млрд. человек . Они размещены крайне не равномерно. 3. На Земле проживает более 3 тыс. народов. Они относятся к разным языковым семьям. Самая распространенная – индоевропейская языковая семья. 4. На Земле 230 стран. Они разные по площади, по численности населения, по географическому положению, по экономическому развитию. 5. Представители населения Земли являются приверженцами трёх мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Кроме них существуют национальные религии, местные верования. 6. Надо быть толерантными друг к другу. | Слайд 32-35 |
Домашнее задание | Подготовиться к тестированию по теме "Население мира: народы, религии, страны". (тестовые технологии) | Учащиеся готовятся к тесту по своим, заполненным на уроке, маршрутным листам. | |
Рефлексия | Задание: Используя фразы на маршрутном листе, поделись своим мнением об уроке: сегодня я узнал… смог… меня удивило… | Учащиеся высказывают свое мнение | Слайд 36. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по истории в 6 классе "Борьба народов нашей страны с западными завоевателями в XIII в."
подробный конспект урока по истории России в 6 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса к учебнику И.В. Душина; В.А. Кориннская;В.А.Щенев «География. Материки, океаны, народы и страны» Дрофа, 2008 год( 70 часов; 2 часа в неделю)
Данная рабочая программа составлена на основании:· стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.· примерной программы для основного ...
7 кл.география НАРОДЫ И СТРАНЫ ЕВРАЗИИ
Народы Евразии, распространенные языки, ГП стран Северной Европы, практическая часть "Страны Евразии"...
Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны"
Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны" (68 часов, 2 раза в неделю)...
Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...
5 класс. История Древнего мира. Тема: Религии Древней Индии
Религии Древней Индии. План-конспект урока в 5 класса. В данной разработке в форме игры повторяется изученный предыдущий материал, изучается религия Древней Индии, ее особенности....
Конспект урока "Народы, религии, языки"
конспект...