рабочая программа по географии-8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

Ахсанова Айгуль Хамзовна

Рабочая программа по географии-8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._geo-8_kl.doc381.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Рассмотрено                Согласовано                  Утверждаю

на заседании МК                 на заседании НМС                Директор МБОУ «Гимназия №3»

протокол № 1                      протокол № 1                         _________Г.В.Мазина

от  20.08 2012г                    от 29.08. 2012г                        приказ № 152   от 30.08.2012

Рабочая  программа по географии

 для  8 классов

(базовый уровень)

на 2012 – 2013 учебный год

срок реализации – 1 год)

общее количество часов – 70

количество часов в неделю – 2

Учитель: Ахсанова Айгуль Хамзовна

Составлена   в  соответствии с  примерной программой по                СОГЛАСОВАНО   географии основного общего образования   (Сборник                         Руководитель ГМО                                                                                                        

нормативных документов. География/ сост. Э.Д.Днепров,                _____________

А.Г.Аркадьев.  –  М.:  Дрофа,  2008)    и   программ  для                    протокол №   от

общеобразовательных учреждений к комплекту учебников,          

созданных  под руководством Е.М. Домогацких

(География. 6-10 классы: программы для общеобразоват.

 учреждений к комплекту учебников, созданных под

руководством Е.М. Домогацких ., Алексеевский Н.И.

География:Учебник для 8 класса.. М.:ООО «ТИД «Русское слово»,

2010 г.

                                                   

                                                   

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   

Рабочая учебная  программа учебного курса «Начальный курс географии» составлена для учащихся 6-х классов в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») на основе примерной программы по географии основного общего образования (Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008) , в соответствии с авторской программой по географии (6-10 классы) под  редакцией И.В. Душиной.- М.: Дрофа, 2004 и учебного плана МБОУ  «Гимназия №3» 

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение значения географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих

целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий, о своей родине-России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из языков международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Задачи:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Ценностные ориентиры содержания  предмета  учебного плана.

  Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

— ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

— осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

— осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

— осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

— гармонично развитые социальные чувства и качества:

— патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

— любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

— гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

— уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Место данного предмета в учебном плане

Согласно учебному  плану МБОУ «Гимназия №3» на изучение географии в 8 классе выделяется 2 часа в неделю, 70 часов в год.

 Результаты изучения предмета

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

• овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

• осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

• сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

• познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

• способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

• готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

        Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

 •формирование представлений о географической науке,
ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости
для решения современных практических задач человечества и
своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды
и рационального природопользования;

• формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

• формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

• овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

• овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

• овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

• формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

                          Основное содержание

                                              Природа России

                                                   8 класс

                                              (70 часов)

История заселения  и исследования территории

России (6 ч)

Тема: Формирование, освоение и изучение территории России. География первых русских княжеств. Ведущая роль Московского княжества в формировании Русского государства. Заселение и освоение территорий на востоке. Присоединение и освоение территорий на юге и юго-востоке. Изменения границ страны в XX в. Современные проблемы российских границ.

Путешествия и открытия новгородцев, поморские походы. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. М. В. Ломоносов. Великая Северная экспедиция. Экспедиция Российского Географического общества. В. В. Докучаев. Изучение территории России советскими учеными. Современные географические исследования.

Раздел II Природа (44 ч)

Тема: Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы.

Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и » внешних процессов. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на  другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования рельефа и   его современного развития на примере своего региона и  своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема: Климат и агроклиматические ресурсы.

Климатообразующие факторы на территории страны. Солнечная  радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Синоптическая карта, прогнозы погоды, их  значение. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Закономерности распределения тепла и влаги (средине температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холоди Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Агроклиматические ресурсы своего региона.

Практические работы.

 1. Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации, радиационного баланса и выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3. Оценивание основных климатических показателей одной из территорий страны с позиций характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности ее Населения.

Тема: Внутренние воды и водные ресурсы

Виды  вод  суши на территории страны. Главные речные системы, Водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам  океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая  роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность  распределения водных ресурсов. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины,  сели), предупреждение их действий.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод и пути сохранения их качества и объема.

Практические работы. 1. Составление характеристики  одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм.  Определение  возможностей ее хозяйственного использования.

2. Объяснение  закономерностей размещения разных видов вод суши  и  связанных с ними опасных природных явлений на  территории страны  в зависимости от рельефа и климата.

3. Оценивание  обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, прогноза их использования.

Тема: Почва и почвенные ресурсы.

Почва — особый компонент  природы и национальное богатство. В. В. Докучаев  -  основоположник     почвоведения.

 Образование  почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Растительный покров России, карта растительности.

Животный мир. Биота. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира по заданным условиям изменения других компонентов природного комплекса.

Тема: Природное районирование.

Природные зоны и крупные природные районы. Формирование природных комплексов — результат длительного развития географической оболочки Земли. Природные комплексы (ПК): их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, пути рационального использования, экологические проблемы. Заповедники.

Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах.

Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, горы Южной Сибири, Дальний Восток.

Практические работы. 1. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа серии общегеографических и тематических карт. Составление прогноза ее изменения в результате хозяйственной деятельности человека. 2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение внутри них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их географического положения, природы, природных ресурсов и условий их освоения, экологических проблем.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Перечень обязательной географической номенклатуры

8 класс

Тема: «Географическое положение»России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема  «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема  «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный,Кандалакшский.

Оценка достижения планируемых результатов, освоения учебной программы.

Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием для его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ. Все практические программные работы должны быть оценены объективно. Рекомендованы следующие нормы оценок:

«5»-правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;

«4»-погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

«3»-погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;

«2»-серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков по оформлению.

График практических и контрольных работ

дата

работа

1

01.09-08.09

1. Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.

2

10.09-15.09

2. Определение поясного времени для разных пунктов России

3

24.09-29.09

3.Установление зависимости рельефа от строения земной коры.

4

01.10-06.10

4.Определение. объяснение закономерностей размещения полезных ископаемых

5

08.10-13.10

5.Определение по картам закономерностей распределения тепла и влаги.

6

22.10-27.10

6.Выявление закономерностей распределения температур; годового количества осадков и их объяснение

7

29.10-31.10

7.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов

8

6.11-10.11

8.Составление характеристики реки.

9

19.11-24.11

9. Оценка обеспеченности водными ресурсами

10

3.12-8.12

10.Определение по картам условий почвообразования.

11

10.12-15.12

11.Составление прогноза изменения растительного и животного мира.

12

11.02-16.02

12.Оценка природных условий и ресурсов природной зоны.

Неотъемлемой и обязательной проверкой достигнутых результатов является проведение контрольных работ. Приведу один из примеров итоговых контрольных работ.

13

08.10-13.10

 Контрольная работа №1 « ГП и рельеф страны»

14

21.01-26.01

Контрольная работа №2 по теме: «Климат, воды, почвы

15

6.05-11.05

 Годовая контрольная работа

Неотъемлемой и обязательной проверкой достигнутых результатов является проведение контрольных работ. Приведу один из примеров итоговых контрольных работ.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными ртами.

Тематическое планирование

География 8 класс (70 часов – 2 часа в неделю)

№ урока

Темы учебных занятий

Коли-чест-во часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практичес-кие работы

Формы контроля

Наглядные пособия на электронных носителях

Введение

6

Должны знать: предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации; особенности географического положения, пограничные государства; размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ.

Уметь: показывать на карте крайние точки страны; определять разницу во времени по карте часовых поясов; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.

1

Что изучает физическая география России

1

Фронталь-ный

2

Географическое положение России

1

Практическая работа №1. «Характери-стика географичес-кого положения России»

Оценочная пр. раб.

3

Моря, омывающие территорию России

1

Сообщения

4,5

Россия на карте часовых поясов

2

Практическая работа №2. «Решение задач на определение поясного времени»

Оценочная пр. раб.

6

Как осваивали и изучали территорию России

1

Сообщения, таблица в тетрадях

Особенности природы и природные ресурсы

20

1

Особенности рельефа России

1

Должны уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, наносить их на контурную карту; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования п.и., оценивать их значимость для развития хозяйства; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей.

Фронталь-ный

2

Геологическое строение территории России

1

Контурные карты

3

Минеральные ресурсы России

1

Практическая работа №3 «Установле-ние связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектоничес-кой и физической картам.»

Оценочная

4

Развитие форм рельефа

1

Фронталь-ный

5

Зачёт по теме

1

Оценка знаний всех учащихся

6

От чего зависит климат нашей страны

1

Фронталь-ный

7,8

Типы климатов России

2

Контурные карты

9

Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов России

1

Практическая работа №4

оценочная

10

Зависимость человека от климатических условий

1

Сообщения

11,12

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

2

Знать разнообразие внутренних вод России, особенности их распространения по территории страны;

Уметь показывать на карте реки, озёра России, области распространения вечной мерзлоты; объяснять зависимость режима рек от климата; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человека.

Практическая работа №5 «Определе-ние по тематическим картам типа питания, падения и уклона реки, возможности хозяйствен-ного использова- ния, охраны реки от загрязнения»

Оценочная

13

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

Фронталь- ный

14

Водные ресурсы России.

1

15

Образование почв и их разнообразие

1

Уметь объяснять понятия «почва», «земельные ресурсы», «сельскохозяйствен-ные угодья», необходимость охраны почв, рационального использования земель; называть факторы почвообразования, свойства основных типов почв; давать оценку типов почв

Фронталь -ный

16

Закономерности распространения почв

1

Работа с картами атласа

17

Почвенные ресурсы России

1

Семинар

18

Растительный и животный мир России. Охрана растительного и животного мира

1

Знать ресурсы леса.

Уметь приводить примеры использования человеком безлесных пространств; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием деятельности человека; значение животного мира  в жизни человека; прогнозировать последствия уничтожения болот

Сообщения, творческие работы

19

Природно-ресурсный потенциал России

1

Конспект урока

20

Обобщение знаний по теме «Природа России»

1

зачёт

Природное районирование

5 часов

1

 Разнообразие природных комплексов России

1

Знать понятия «природный комплекс», «природная зона», типы природных зон на территории России.

Уметь описывать прирдные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

Фронталь- ный

2

Моря как крупные природные комплексы

1

Вычерчива -ние схемы

3

Природные зоны России. Лесные зоны

1

Работа с картами атласа, заполнение таблицы

4

Безлесные зоны

1

Контроль таблицы

5

Высотная поясность

1

Фронталь- ный

Природа регионов России

28

Русская равнина

4

1

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Общая характеристика

1

Уметь определять характерные черты географического положения, состав и особенности природы Русской равнины; объяснять зависимость природы  от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции воздушных масс.

Работа с контурными картами

2

Природные комплексы Русской равнины

1

Фронталь -ный

3

Памятники природы Русской равнины

1

Конферен- ция

4

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины

1

Тест






Северный Кавказ

2

1

Северный Кавказ - самые молодые и высокие горы России

1

Знать основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений, экологически неблагоприятные районы России; особенности географического положения, природы и истории развития крупных географических регионов России.

Уметь определять параметры природных объектов и явлений по различным источникам географической информации, описывать географическое положение отдельных регионов и географических объектов, объяснять разнообразие ПК      на территориях регионов; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы; оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию        в регионах, изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

Контурные карты

2

Природные комплексы Северного Кавказа

1

Сообщения

Урал

4

1

Урал – каменный пояс земли русской

1

Контурные карты, ЛОК

2

Исследование, изучение Урала

1

Сообщения

3

Своеобразие природы Урала

1

Схемы высотной поясности

4

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала

1

Конферен -ция

География Челябинской области

9

1

Географическое положение Челябинской области

1

Практическая работа №6 «Обозначе-ние на контурной карте границ, пограничных субъектов»

Фронталь-ный

2

Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые области

1

Таблица, тест

3

Климатические особенности Челябинской области

1

тест

4

Внутренние воды: реки, озёра, водохранилища, подземные воды

1

Практическая работа №7 «Обозначе-ние на контурной карте рек, озёр, водохрани-лищ»

тест

5

Почвы, растительный и животный мир

1

тест

6

Физико-географическое районирование области

1

Практическая работа №8 «Обозначе-ние на контурной карте физико-географичес-ких областей»

тест

7

Особо охраняемые территории

1

8

Экологические проблемы

1

тест

9

Зачёт

1

Западная Сибирь

2

1

Западно-Сибирская низменность или равнина: особенности природы

1

Практическая работа №9 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон»

Фронталь-ный

2

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины, условия их освоения

1

сообщения

Восточная Сибирь

4

1

Восточная Сибирь: особенности природы

1

Фронталь-ный

2

Природные районы Восточной Сибири

1

Практическая работа №10 «Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов»

Фронталь-ный

3

Байкал – жемчужина Сибири

1

Творческие работы


4

Природные ресурсы

Восточной Сибири и проблемы их освоения

1

Контурные карты, тест

Дальний Восток

3

1

Дальний Восток: край контрастов

Фронталь-ный

2

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы

Сообщения

3

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

Тест

Человек и природа

5

1

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека


1


Знать законы об охране природы.

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы



Фронталь-ный


2

Антропогенные воздействия на природу

1

Фронталь-ный

3
















Рациональное природопользование

1

4

Экологическая ситуация в России

1

Семинар

5

Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране

1

Творческие работы

Повторение

6

Итого

70 ч.

Календарно-тематическое планирование по географии

(2 часа в неделю,70 часов за год) в 8 классе

                                                                                                               


урока

Дата проведения

Тема

ЭКОР      

Демонстрационный материал

примечания

план

Факт

Первая четверть- 18 часов

1

01.09-08.09

Введение

1.Что изучает география России

Политическая и физическая карты мира, справочники

2

01.09-08.09

2. Географическое положение России. Практическая работа №1. «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран»

Географическое положение РБ

Политическая и физическая карта мира, справочники

3

10.09-15.09

3. Моря, омывающие территорию России

Физическая карта России, видеофильм

4

10.09-15.09

4. Разница во времени на территории России. Практическая работа №2 «Определение поясного времени  для разных пунктов России»

Определение местного и поясного времени РБ.

Физическая и политико-административная карты России.

Раздел 1. Общая характеристика природы-18 ч.

Тема 1. «Из истории исследования России»

5

17.09-22.09

5. Как осваивали и изучали  территорию России

История  освоения и изучения родного края

Физическая и политико-административная карты России.

Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые-7 ч.

6

17.09-22.09

6. Главные особенности рельефа России.

Рельеф Башкортостана.

Физическая карта России, энциклопедии, справочники.

7

24.09-29.09

7.Геологическое летоисчисление

Геохронологическая таблица.

8

24.09-29.09

8. Горы складчатых областей. Платформенные равнины. Практическая работа №3. «Установление зависимости рельефа от строения земной коры.»

Физическая и тектоническая карты России.

9

01.10-06.10

9. Полезные ископаемые России Практическая работа №4. «Определение, объяснение закономерностей размещения полезных ископаемых.»

Кладовая Урала.

Коллекция полезных ископаемых.

10

01.10-06.10

10 Развитие форм рельефа

Физическая и тектоническая карты России.

11

08.10-13.10

11. Внешние процессы, формирующие рельеф

Физическая и тектоническая карты России.

12

08.10-13.10

12. Контрольная работа №1 « ГП и рельеф страны»

Тема 3. Климат и климатические ресурсы.-6 ч.

13

15.10-20.10

13. Климатообразующие факторы

Климат РБ

Климатическая карта

России.

14

08.10-13.10

14. Практическая работа №5. «Определение по картам

закономерностей распределения тепла и влаги на территории России»

Климатическая карта

России.

15

22.10-27.10

15. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны

Климатическая карта

России.

16

22.10-27.10

16.Типы климатов России Практическая работа №6 «Выявление закономерностей распределения температур; годового количества осадков и их объяснение»

Климатическая карта

России.

17

29.10-31.10

17. Климат и жизнь

Практическая работа№7 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов»

Климатическая карта

России.

18

29.10-31.10

18. Обобщение знаний по теме: «Климат и климатические ресурсы»

Физическая карта России.

Вторая четверть-16 часов.

Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы-6 ч.

19

6.11-10.11

19. Реки России

Реки Башкирии.

Физическая карта России.

20

6.11-10.11

20.Практическая работа №8. «Составление характеристики реки.»

Физическая карта России.

21

12.11-17.11

21. Озера, болота, подземные реки.

Водные ресурсы РБ.

Физическая карта России.

22

12.11-17.11

22. Ледники, многолетняя мерзлота

Физическая карта России.

23

19.11-24.11

23. Водные ресурсы. Охрана вод

Практическая работа №9 «Оценка обеспеченности водными ресурсами»

Водные ресурсы РБ.

Физическая карта России.

24

19.11-24.11

24.Обобщений знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

Физическая карта России.

25

26.11-1.12

Тема 5. Почва и почвенные ресурсы-5 ч.

25. Образование почв и их разнообразие

Почвенные ресурсы республики.

Физическая  и почвенная карты России.

26

26.11-1.12

26. Закономерности распространения почв.

Типы почв в РБ.

Физическая карта России.

27

3.12-8.12

27. Практическая работа №10 «Определение по картам условий почвообразования.»

Физическая карта России.

28

3.12-8.12

28. Почвенные ресурсы России

Видеофильм

29

10.12-15.12

29.Контрольная работа №2 по теме: «Климат, воды, почвы России»

Охрана почв родного края.

Физическая карта России.

30

10.12-15.12

Тема 6. Растительный и животный мир-3 ч.

30. Растительный и животный мир России.

Уникальность флоры и фауны РБ

Гербарии, карта растительности.

31

17.12-22.12

31. Биологические ресурсы. Охрана

растительного и животного мира

. Охрана

растительного и животного мира РБ

Красная книга, физическая карта

32

17.12-22.12

32.Природно-ресурсный потенциал России.

Видеофильм

33



34

24.12-28.12

Раздел 2. Природные комплексы России-24

Тема1. Природное районирование-2 ч.

33ПТК России.

34 Природное районирование. Воздействие на человека на ПТК

Физическая карта России.

Третья четверть-18 часов

35

14.01-19.01

Тема 2. Природные зоны-5 ч.

35. Природная зона как природный комплекс.

Природные зоны РБ

Физическая карта России и Башкирии.

36

37

21.01-26.01

36. Лесные зоны России.

37. Практическая работа №11 «Выявление по картам зависимостей между природными компонентами  природными ресурсами на примере одной из зон»

Физическая карта России.

38

39

28.01-02.02

38. Южные безлесные зоны.

39Высотная поясность.

Высотная поясность Урала

Физическая карта России.

40

4.02-9.02

Тема 3. Крупные природные районы-19 ч.

40. Русская равнина.

Физическая карта России.

41

4.02-9.02

41. Природные комплексы Русской равнины.

Физическая карта России.

42

11.02-16.02

42Практическая работа №12 «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны.»

Физическая карта России.

43

18.02-22.02

43. Природно-ресурсный потенциал Русской равнины

Физическая карта

44

18.02-22.02

44. Северный Кавказ

Физическая карта.

45

25.02-2.02

45 Северный Кавказ

Физическая карта

46

25.02-2.02

46. Урал: каменный пояс России

Физическая карта

47

4.03-9.03

47. Своеобразие природы Урала.

Природные ресурсы

Коллекции ископаемых

48

4.03-9.03

48. Природные уникумы и экологические  проблемы Урала.

Видеосюжет, фотографии

49

12.03-16.03

49. Повторение и обобщение знаний  по теме « Урал»

тесты

50

12.03-16.03

50. Западно-Сибирская равнина

Физическая карта

51

18.03-22.03

51.Природные ресурсы Западной Сибири.

Физическая карта

52

18.03-22.03

52. Средняя и Северо-Восточная Сибирь. Специфика природы

Физическая карта

Четвертая четверть-18 часов

53

01.04-6.04

53. Природные комплексы средней и Северо-Восточной Сибири.

Физическая карта

54

01.04-6.04

54. Горы Южной Сибири

Физическая карта

55

8.04-13.04

55. Проблема Байкала

Физическая карта

56

8.04-13.04

56. Дальний Восток

Физическая карта

57

15.04-20.04

57.Природные комплексы  Дальнего Востока

Видеосюжет, карта

58

15.04-20.04

58. Природные ресурсы Дальнего Востока

Справочники, энциклопедии.

59

22.04-27.04

59.Повторение и обобщение темы: Крупные природные районы.

тесты

60

22.04-27.04

Раздел 3.  Человек и природа-9 ч.

60. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Доклады обучающихся

61

29.04-4.05

61 Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование.

Физическая карта

62

29.04-4.05

62.Земля  у нас одна!

Доклады обучающихся

63

6.05-11.05

63. Экологическая ситуация в России

Экологические проблемы  города

Видеофильм

64

6.05-11.05

64. Годовая контрольная работа.

тесты

65

13.05-18.05

65. Роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы.

Физическая карта

66

13.05-18.05

66.Повторение основных терминов и понятий курса.

Физическая карта

67

20.05-25.05

67. Географическая карта

Физическая карта

68

20.05-25.05

68. Итоговый урок по курсу: «Физическая география России»

Физическая карта

69-70

27.05-31.05

Резервное время-2 часа.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.

наименование

Кол-во

Демонстрационные объекты

1

Гербарий растений

4

2

Коллекция полезных искоапаемых различных типов

5

Карты

3

Физическая карта мира

2

4

Политическая карта мира

1

5

Физическая карта России

2

4

Почвенная карта России

1

6

Тектоническая карта России

1

7

Политико-административная карта России

2

8

Физическая карта РБ

1

Портреты

9

Набор «Путешественники»

1

10

Набор «Ученые географы»

1

Видеофрагмент

11

Озеро Байкал

1

12

Урал

1

13

Восточно-Европейская равнина

1

14

Электронный учебник (7-9 класс)

3

Атласы

15

География 6класс

5

17

География 7 класс

10

18

География 8-9 классы

20

19

География РБ

20

20

География 10 класс

5

21

Глобус Земли политический М 1:30 млн

1

22

Глобус лабораторный М 1:30 млн

2

Список литературы и средств обучения.

Основная литература по учебной деятельности:

1Учебник: 1. «География России». Учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений в двух книгах/ под редакцией Е.М. Домогацких ., Алексеевский Н.И. География:Учебник для 8 класса.. М.:ООО «ТИД «Русское слово», 2010)

2. Атлас: «Физическая  география России, 8 класс». – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008

«География России. Природа.8 класс». – М.: Дрофа, 2008 Контурные карты: «География» / под ред. В.И.Сиротина. – М.: Дрофа, 2006.

3 Рабочая тетрадь для учащихся:

1. Сиротин В.И.  «Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География России. Природа. Население». 8класс – М.: Дрофа,  2006

5. Сборник нормативных документов. География/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.  –  М.:  Дрофа,  2008

Дополнительная литература:

  1. География. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Дронова и др. Часть 1 /авт. - сост. О.В.Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007
  2. Евдокимов М.Ю., Сиротин В.И, Терещенкова В.Г. «География России. Методическое пособие к учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...