Моя Родина - моя Россия
план-конспект урока (география, 8 класс) по теме

Сушкова Елена Ивановна
Внеклассное мероприятие по географии по духовно-нравственному воспитанию. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Нравственные знания являются основой жизни человека в обществе. Еще К.Д. Ушинский называл нравственность «золотой оправой образования». Именно нравственные знания определяют мировоззрение, деятельность, поведение и поступки людей. Усвоение нравственных знаний происходит на протяжении всего периода обучения ученика в школе. Современная школа имеет богатый опыт проведения урочных, внеурочных и внешкольных занятий в данном направлении. Школьная география относится именно к такой учебной дисциплине, содержание которой позволяет проводить духовно-нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rodina.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Внеклассное мероприятие по географии

(по духовно-нравственному воспитанию)  

на тему:

«Моя Родина - моя Россия».

                                                                               Подготовила:

учитель географии

МБОУ Пичаевской  средней

общеобразовательной школы

им. В.П. Беляева

Жердевского района

                                                                                  Сушкова Елена Ивановна.

2012 г.

Методические рекомендации

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Нравственные знания являются  основой жизни человека в обществе.  Еще К.Д. Ушинский называл нравственность «золотой оправой образования».  Именно   нравственные знания определяют мировоззрение, деятельность, поведение и поступки людей. Усвоение нравственных знаний происходит на протяжении всего периода обучения ученика в школе. Современная школа имеет богатый опыт  проведения урочных, внеурочных и внешкольных занятий в данном направлении.

Школьная география относится именно к такой учебной дисциплине, содержание которой позволяет проводить духовно-нравственное воспитание.

К сожалению, массово тиражируемая современная литература , телевидение с его ток-шоу и другими развлекательными  программами мало уделяют  внимания духовно-нравственным устоям человека. Особенно ощутимый вред они  наносят, конечно,  детям и подросткам, которые, видя на экранах телевизоров бесконечные сцены  насилия, жестокости, убийств, начинают это воспринимать не как явления,  которых не должно быть в жизни, а как нечто естественное и обыденное.

Географическое образование является надёжной основой для воспитания как рачительного хозяина своей страны  и Земли, так и  общего дома человечества. Уникальность  школьного курса географии заключается в том, что это единственный  предмет, объединяющий знания о социально- экономическом  окружении подростка. Географические знания могут стать базой для разнообразной  практической  деятельности, повседневным  фактором творческого роста личности. География как учебный предмет направлена на создание ярких, целостных, запоминающихся образов.

Необходимо  развивать  чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение  понимать  и ценить  произведения искусства, памятники  истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, родного края. Для того чтобы - природа воспринималась как объект красоты, необходимо вызывать  положительные эмоции.

Школьная география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит  формирование и развитие у школьников  нравственных норм и привычек  поведения в природе.

Цель: формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, его природы, лучших традиций и нравов русского народа; воспитание любви к родине, чувства патриотизма.

 Задачи: воспитать в детях чувство любви к родному краю, чувство гордости за своих земляков, за их ратные подвиги; привить детям любовь к природе родного края, бережное отношение к родной земле, ее растительному и животному миру; развить у детей индивидуальные задатки и способности к творческой деятельности, приобщить их к ценностям русской культуры.

Оборудование: картины с видами нашей страны; телевизор, видеомагнитофон, DVD- плеер.

Ход мероприятия

                                                             Отчизна моя! Мне от края до края

                                                                Открыты большие просторы твои –

                                                           И волны морей, и речные струи,

                                                                    И щедрых полей твоих зыбь золотая.

Н. Рыленков.

I. Вводная часть.

Учитель (читает отрывок).

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу ее необъятные поля, волнующиеся урожаем. Теплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа (И. Соколов-Микитов).

Сегодня  мы поговорим о своей Родине, которая называется Россия. Итак, начинаем!

Исполнение  песни «С чего начинается Родина».

Ученик.

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля...

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга –

Это русские картины,

Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья...

Это русская сторонка,

Это – Родина моя!

Русь.

Под большим шатром

Голубых небес,-

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям, в моря.

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Посмотрю на юг:

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

Гляну к северу:

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю;

И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную…

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной,

Развернулася!

У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?

У тебя ли нет

Про запас казны,

Для друзей стола,

Меча недругу?

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?

Перед кем себя

Ты унизила?

Кому в черный день

Низко кланялась?

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Учитель. Родина! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Дорогое, как Мама!

    Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином является.

Родина. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и села.

Родина. Наша Родина – это Родина Пушкина и Лермонтова, Королева и Циолковского.

Ученик.

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благославляя?

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной,

Привет тебе, мой край родной!

Ученик.

Гляжу не нагляжусь на русское раздолье,

Желанней и родней не знаю я земли.

Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,

И детства боль, и в небе журавли…

Россия, Россия – нет слова красивей.

Любуюсь я тобой, дыханье затая.

Россия, Россия, Отчизна милая моя!

В ромашковом снегу широкая дорога –

По ней ушел отец в свинцовую пургу.

И памятник ему торжественный и строгий

Стоит теперь на волжском берегу.

Гляжу не нагляжусь на русскую безбрежность

И кланяюсь моим лесам, полям, лугам…

Возьми, моя земля, мой труд, любовь и нежность,

А в трудный час я жизнь тебе отдам!

Ученик:

Стихотворение о русском человеке.

Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.

Он в пять лучей над миром засверкал.

Люблю я Волги вольное теченье,

Люблю сибирских рек задумчивое пенье,

Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.

Я – русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я ее пою.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Ученица.

Я – русский человек, и русская природа

Любезна мне и я ее пою.

Я русский человек, дочь своего народа,

Я с гордостью смотрю на Родину мою!

В годину бед она всегда бывала

Единой, несгибаемой, стальной.

Врагу навстречу Русь моя стояла

Одной дружиной, грозною стеной.

И дело чести, право и свободу

Она в жестоком отстоит бою.

Я русский человек, дочь своего народа,

Я с гордостью смотрю на Родину свою.

Учитель. Вы ходите в школу, ездите в лагеря, занимаетесь в кружках. Но часто ли вы задумываетесь над тем, каким трудом все это создавалось, то, что окружает вас, - школы, заводы, космические ракеты. Наши старшие поколения старались сделать нашу Родину красивой и могучей.

Ребята ,а что в вашем понимании означает  слово «Родина»?

Ученик. Родной край для меня, прежде всего, – это моя великая, горячо любимая, многострадальная Россия. Я уверена, это самая красивая, богатая, величественная земля. И пусть о ней говорят не очень лестно сейчас, но ведь она переживает не лучшее для нее время.

Каждый человек на Земле должен помнить и любить – несмотря ни на что – свой родной край, свою родину, будь она большая или маленькая, уважать ее и, если понадобится, защищать. Непременно знать и помнить свои корни, своих предков, культуру родного края, его историю. И, конечно же, безгранично любить – до замирания сердца, до последнего вздоха!

Ученица. У каждого человека должен быть свой родной уголок на этой Земле – местечко, которое нужно любить и защищать. Для меня – это широкая, богатая, сильная, великолепная страна Россия.

Я родилась в России и постараюсь прожить здесь всю свою жизнь, несмотря на все трудности и неприятности, которые переживает сейчас моя страна. Я постараюсь сделать все возможное, чтобы все россияне полюбили ее так же горячо, как я. Когда мы говорим о природе, мы говорим о своей земле, о своей Родине, о России:

        «Россия» – шепчут мне березки,

        «Россия» – шепчут камыши,

        «Россия» – ключ журчит в ложбинке.

        И я им тихо вторю: «Русь».

Пусть в нашей стране, в моем родном краю никогда не умолкают голоса птиц, пусть шумят леса, стрекочут кузнечики, пусть природа живет и дышит. Пусть люди наконец-то поймут, что, уничтожая природу, они рано или поздно уничтожат себя.

Ученик. Когда живешь в месте, где родился и надолго никуда далеко не ездил, трудно рассуждать о том, что значит для тебя Родина.

Родина – это все, что дорого каждому человеку: его родной город, отчий дом, его друзья и родные, родной язык.

Все это с детства окружает нас, мы к этому привыкли и – по рассказам других людей, которые потеряли кого-то или поменяли место жительства, уехали за границу – понимаешь, как это трудно. Там все чужое: обычаи, язык, люди, быт, – и как трудно к этому привыкнуть!

Говорят, что за границей жить лучше, но ведь не все люди приживаются к этой «хорошей жизни». Что-то притягивает их обратно, какая-то невидимая сила. Я думаю, что это Родина – в ее большом смысле.

Родина – это все, что дорого и любимо каждым человеком, и куда бы ни забросила его судьба, он всегда будет помнить свою Родину и любить ее.

Ученица.  Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

          Ученик.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Исполнение песни: «Моя Россия».

Учитель. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.  Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей.  Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий таких глубоких  корней, – бедный народ.

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это большие города и в десять дворов деревеньки. Это имена людей, которые постепенно создавали свою Родину.

Сейчас проведем небольшую викторину о нашей Родине.

1. Назовите первую столицу русского государства. (Киев)

2. Назовите великую русскую реку. (Волга)

3. Когда была основана Москва? (В 1147 году – по летописи)

4. Назовите двух русских князей, которые получили почетные прозвища по названию рек. (Александр Невский и Дмитрий Донской)

5. Назовите первого великого русского ученого, основателя Московского университета. (М.В. Ломоносов)

6. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины)

7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафаны, душегрейки, сапожки, полушалки, шушуны)

8. Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти)

Что такое изба? (Деревянный дом)

9. Какое национальное дерево России? (Береза)

10. Назовите полюбившийся во всем мире сувенир земли русской? (Матрешка)

11. Какими ремеслами славилась Тула? (Производство оружия, самоваров, баянов, пряников)

12. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

13. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)

Фрагмент видео об народных праздниках России.

Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а потому пословицы и поговорки – самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу, аналогичную по смыслу.

  1. Арабская пословица: «Бежал от дождя, попал под ливень» («Из огня да в полымя»).
  2. Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»).
  3. Иранская пословица: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак - рыба»).
  4. Английская пословица: «Все хорошо в свое время» («Делу время – потехе час»).
  5. Немецкая пословица: «Молчаливый рот – золотой рот» («Слово – серебро, молчание - золото»).
  6. Китайская пословица: «Разговорами риса не сваришь» (« Гостя баснями не кормят»).
  7. Итальянская пословица: «Терпение ведет к добру, поспешность - к злу» («Поспешишь – людей насмешишь»).

 

Заключение.

Песня: «Уголок России» в исполнении учителя музыки Гавриловой М. Ал.

    Любите Родину.

Нет чувства Родина без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите Родину, как чувство бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину, как вашу нареченную,

Чтобы за вас ей не почувствовать стыда,

Любите родину, но только не расчетливо.

Любите Родину, и только навсегда.

                           Е.А. Евтушенко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий деловой игры "Родина моя - Россия"

Игра предназначена для детей 7-9 классов. Игра не требует специальной подготовки учащихся. В игре принимают участие команды (4-6 команд) по 5-6 человек....

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Творческая работа Рассказ «С малой родины начинается Россия»

Рассказ «С малой родины начинается Россия»...

Сценарий внеклассного мероприятия для коррекционной школы-интерната VIII вида "Родина моя - Россия!" (с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

Цели: формировать системные представления о государственных символах России;воспитать чувство любви к родному Отечеству;показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России;формировать ...

Родина моя-Россия

Сценарий, посвящённый 70-летию Победы....

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении школьного проекта «Моя Родина – Великая Россия!» для учащихся 1-10 классов

Данное Положение позволило организовать и провести школьный проект "Моя Родина - Великая Россия!" в МБОУ СШ №4 в 2014-2015 учебном году для учащихся 1-11 классов....

Классный час « С малой родины начинается Россия».

Классный час по теме « С малой родины начинается Россия».Цель:- формирование представлений учащихся о малой родине.Задачи:-раскрыть смысл понятия « малая родина»;- способствовать воспитанию чувства ув...