Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Рабочая программа по географии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_po_geografii_8_klass_novaya.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

География России. Природа и население.

Автор – составитель: Захарова А.С.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа составлена на основе компонента Федерального Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по преподаванию географии России «Природа и население» в 8 классе МО РФ 2004г. И рассчитана на 70 часов (2часа в неделю).

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. России» Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

География России «Природа и население» предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России.

Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).

Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса в 6 -7 классах и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения,  нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

  1. сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения;
  2. сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  3. показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  4. вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  5. развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  6. создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  70 часов  (2 часа в неделю.)

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

В течение изучения географии в 8 классе проводится 6 практических работ.

2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание

Учебного

материала

Кол-во часов/применение ИКТ

Практические

работы

1

Введение

1ч.

2

Раздел I

Пространства России

6ч.

Раздел II. Природа и человек

37ч.

3

Рельеф и недра

5ч.

4

Климат

6ч.

№1. Работа с агроклиматическими картами, таблицей.

5

Богатство внутренних вод России

4ч.

№2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер России. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

6

Почвы – национальное достояние страны

4ч.

7

В природе все взаимосвязано

8

Природно-хозяйственные зоны

11ч.

№3. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

9

Природопользование и охрана природы

4ч.

Раздел III. Население России

18ч.

10

Сколько нас – россиян?

3ч.

11

Кто мы?

2ч.

№4. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.

12

Куда и зачем едут люди?

3ч.

№5. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.

13

Человек и труд

2ч.

14

Народы и религии России

3ч.

15

Где и как живут люди?

5ч.

№6. Нанесение на контурную карту городов –миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.

16

Экологические проблемы в России

3ч.

Обобщение

Резерв

2ч.

Итого

70ч.

I.Введение

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении.

II.Пространства России

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации, часовые пояса, территория и акватория, формирование территории России.

III. Рельеф и недра.

Строение земной коры на территории России, значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры. Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Неотектоничекские движения. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли.

Деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода – «скульптор лика земного».Богатство недр России. Месторождения основных полезных ископаемых.

IV. Климат.

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельеф на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия – холодная страна. Основные климатообразующие факторы, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах. Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни  людей. Типы климата на территории страны. Агроклиматические ресурсы. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Значение прогнозирования погоды.

V. Богатство внутренних вод.

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и  строение речной долины. Базис эрозии. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения – их причины и последствия.

Разнообразие и значение озер России. Грунтовые и артезиансике подземные воды. Многолетняя мерзлота – происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки – транспортные артерии страны. Подземные воды – ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

VI. Почвы – национальное достояние страны.

Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.

Почвы – особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус – вещество, присущее только почве. В.В. Докучаев – основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле.

География почв России. Почвы и урожай. Структура почвы. Рациональное использование и охрана почв.

VII. В природе все взаимосвязано.

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Свойства ПТК. Человек и ландшафты. Природно-антропогенные ландшафты.

VIII. Природно-хозяйственные зоны.

Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. «Безмолвная» Арктика и чуткая субарктика. Арктика, тундра и лесотундра – северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Таежная зона. Смешанные леса. Лесостепи и степи. Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Многоэтажность природы гор. Человек и горы.

Жизнь и хозяйственная деятельность людей в городах. Расселение населения. Опасные природные явления.

IX. Природопользование и охрана природы.

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Рациональное использование природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека. Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности.

X. Сколько нас – россиян?

Изменение численности населения России в 18-20 в.в. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства. Графики изменения численности и естественного движения как один из видов географической информации.

XI. Кто мы?

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин и женщин. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.

XII. Куда и зачем едут люди?

Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей. Внешние миграции населения: в Россию и из нее. «Вынужденные мигранты» их судьба в России. Территориальная подвижность населения.

XIII. Человек и труд.

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы. Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

XIV. Народы и религии России.

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание. Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. История России – история взаимодействия ее народов. География русского языка. Место русского языка среди других языков мира.

Религии России. Роль религий  в формировании страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религий на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

XV. Где и как живут люди?

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду. Расселение людей, типы населенных пунктов. Причины роста городов.

Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по плотности людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах.

Люди – главное богатство страны.

XVI. Экологические проблемы в России.

Экологическая ситуация в России. Причины возникновения экологических проблем и пути их решения. Влияние хозяйственной деятельности людей на экологическую обстановку в стране. Проблемы в решении экологических проблем.

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

  1. Называть и (или) показывать:
  1. предмет изучения географии России;
  2. основные средства и методы получения географической информации:
  3. субъекты Российской Федерации;
  4. пограничные государств;
  5. особенности   географического  положения,   размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  6. границы часовых поясов:
  7. основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  8. климатообразующие факторы, особенности  погоды в циклонах и антициклонах;
  9. распределение рек страны  по бассейнам  океанов;
  10. основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники:
  11. зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  12. основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  13. важнейшие   природно-хозяйственные   объекты страны,    в   том   числе   центры:    промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические,   районы   нового  освоения,   старопромышленные и депрессивные:
  14. народы, наиболее распространенные языки, религии;
  15.  примеры рационального и нерационального размещения производства;
  16. объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  17. районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);
  18. экологически неблагополучные районы России:
  19. маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

 2. Определять (измерять):

  1. географическое положение объектов;
  2. разницу в поясном времени территорий;
  3. погоду по синоптической карте;
  4. параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

  1. географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
  2. образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
  3. особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  1. роль   географических   знаний   в   решении   социально-экономических,   экологических   проблем
  2. страны;
  3. влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  4. образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  5. образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  6. влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  7. как составляют прогноз погоды;
  8. распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  9. почвообразовательные    процессы,    особенности растительного и животного мира природных зон;
  10. причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  11. разнообразие природных комплексов на территории страны;
  12. различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;
  13. роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  14. уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  15. причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
  16. объяснять   причины   географических   явлений на  основе   применения   понятий:   «геологическое летоисчисление»;  «циклон», «антициклон»,  «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ":       «агломерация»;       «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»;     «кооперирование';     «комбинирование»; «топливно-энергетический   баланс»;    «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1. Учебное пособие  География России «Природа и население» ,- Дрофа, 2007, с изменениями.

2. Программы для образовательных учреждений. География 6-11 классы, - Дрофа, 2007,

3. Рабочие программы по географии 6-9 классы, - Глобус, 2008.

4. Поурочные планы по географии 8 класс, - Учитель, 2004,

5.  Дидактический и раздаточный материал: География 7-8 кл. («Учитель»)

6. Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 8  класс.

7. География России.  8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

8. Перепечеева Н.Н. – Нестандартные уроки, 8 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...