Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Рабочая программа по географии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_7_klass_novaya_moya.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

География. Страноведение. 7 класс

Автор-составитель: Захарова А.С.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена на основе компонента Федерального Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по преподаванию географии «Страноведение» в 7 классе и рассчитана на 70 часов (2часа в неделю).

Курс учитывает уже полученные школьниками знания о географии в 6 классе.

Главная цель курса - сформировать, с одной стороны, целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов, а с другой стороны, через изучение различных стран мира дать представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др.

Основные  задачи:

  1. расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
  2. создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
  3. усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
  4. способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
  5. на основе историко-географического подхода раскрыть изменения  политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
  6. продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  7. учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

В центре содержания курса «Страноведение» находится человек, а также «человеческие» сообщества – страны.

Курс «Страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира и основные сведения о терминах и понятиях, используемых прежде всего в физической географии. Суть страноведческого подхода состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов.

Порядок рассмотрения регионов в курсе учитывает характер освоения земной поверхности человеком («Старый и Новый Свет»), а также значимость знаний об этих странах жителей России.

Основой деления мира в курсе является выделение стран и регионов по принципам природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно -цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде гуманитарных наук.

Место и роль учебного курса: программа курса согласуется с программами курсов «Землеведение» (6 класс; авторы – О.А. Климанова, В.В. Климанов) и «География России» (8-9 классы), созданной авторским коллективом под руководством А.И. Алексеева.

Используются следующие  методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой, атласами, контурными картами, самостоятельные письменные упражнения.

Виды и формы контроля: самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), тестирование, работа с картами.

В течение изучения курса проводится 8 практических работ из них оценочных 4.

2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание

Учебного

материала

Кол-во часов/применение ИКТ

Практические

работы

1.

Введение

5ч.

2.

Население мира

5ч.

3.

Хозяйственная деятельность людей

2ч.

4.

Природа Земли и человек

4ч.

5.

Евразия

5ч.

Практическая работа №1.Определение географических координат материка, протяженность с севера на юг, с запада на восток.

Практическая работа №2.Обозначение на к/карте крупных форм рельефа, основных месторождений полезных ископаемых.(оценочная)

6.

Европа

11ч.

Практическая работа №3.Определение географического положения стран Зарубежной Европы.

7.

Азия

7ч.

Практическая работа №4. Определение географического положения стран Азии, крупных рек и озер региона.(оценочная)

8.

Африка

7ч.

Практическая работа №5.Обозначение на к/карте крупных форм рельефа, основных месторождений полезных ископаемых.

9.

Америка – Новый Свет

10ч.

Практическая работа №6.Определение географических координат материка, протяженность с севера на юг, с запада на восток.(оценочная)

10.

Австралия и Океания

4ч.

Практическая работа №7.Определение географических координат материка, протяженность с севера на юг, с запада на восток.

11.

Полярные области Земли

4ч.

Практическая работа №8. Определение географического положения Арктики и Антарктики. Выявление причин более сурового климата южных полярных областей земного шара.(оценочная)

12.

Человечество на Земле – споры о прошлом и будущем

3ч.

13.

Резерв

3ч.

Итого

70ч.

I.Введение

Страноведение – наука о природе, населении, хозяйстве и культуре стран земного шара. Способы получения страноведческой информации. Географические карты.

II.Население мира.

Численность населения Земли. Человеческие расы. Крупнейшие народы мира. Разнообразие культур и этносов. Национальные традиции и обычаи. Религии мира.

III.Хозяйственная деятельность людей.

Разнообразие форм хозяйственной деятельности и их зависимость от природных условий. Неравномерность хозяйственного освоения разных территорий: индустриальные и сельскохозяйственные районы.

IV.Природа Земли и человек.

Земля как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Океаны как крупные природные комплексы Земли.

V.Евразия.

Основные черты природы Евразии. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

VI.Европа.

Население Европы. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города.

VII.Азия.

Население Азии. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

VIII.Африка.

Основные черты природы Африки. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города.

IX.Америка – Новый Свет.

Основные черты природы Северной Америки. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Северной и Южной Америки. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города.

X.Австралия и Океания.

Основные черты природы Австралии и Океании. Столицы и крупные города. Основные черты природы Тихого океана.

XI.Полярные области Земли.

Основные черты природы Арктики и Антарктики. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Охрана природы.

XII.Человечество на Земле

– споры о прошлом и будущем.

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.

3. ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения курса «Страноведение» учащиеся должны называть:

  1. основные географические объекты, изучаемые в курсе;
  2. океаны, моря, заливы, проливы, основные течения, ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, виды хозяйственной деятельности человека в океанах;
  3. предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны континентов и их столицы;
  4. в результате изучения материков: крупные объекты береговой линии, крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, важнейшие реки и озера, источники питания рек, размещение на материке природных зон;
  5. районы повышенной плотности размещения населения на материках, крупнейшие народы, ареалы их размещения, крупные регионы материка, страны входящие в состав региона, а также крупнейшие по площади и населению страны, природные богатства стран;

определять:

  1. географическое положение материка (океана), координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг, с запада на восток; географическое положение крупных островов и архипелагов Океании;
  2. географическое положение страны и ее столицы; по картам различного содержания особенности природы регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране;
  3. значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменения природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы.
  4. особенности положения материка в сравнении с другими материками, особенности крупных форм рельефа, климат отдельных территорий, реку, географическое положение природных зон;
  5. по картам одну из стран, один из регионов страны, природу одного из островов.
  6. влияние климата на жизнь, быт хозяйственную деятельность человека.

4. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

  1. Программа для общеобразовательных учреждений по географии для 6-11 классов. М – Дрофа, 2007.
  2. Географический атлас. 7 кл. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 7 кл./ В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Учебник: Климанова О.А. Страноведение/О.А. Климанова. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Душина И.В. Наш дом – Земля. 7кл. / И.В.Душина, В.А. Коринсакая, В.А. Щенев. – М.:Дрофа,2007.
  2. Коринская В.А. География материков и океанов / В.А.Коринская, В.И. Душина, В.А. Щенев. – М.: Дрофа,2007.
  3. Крылова О.В. География: материки и океаны. 7кл / О.В. Крылова. – М.: Просвещение, 2006.
  4. За страницами учебников географии. – М.: Дрофа, 2005.
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...