Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Рабочая программа по географии 6 класс 2012-2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_rabochaya_programma_pravilnaya_6_klass.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ.

Автор-составитель Захарова А.С.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

  Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий

   Материал первого раздела «Земля во вселенной» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии. Знакомит с географическими координатами, определением географических координат на глобусе.

 Второй раздел «Развитие географических знаний о земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности.                    

При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба. Данный раздел изучает обзор истории географических открытий, построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Последний раздел «Природа Земли» призван сформировать единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Темы, входящие в раздел учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

 Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

  Главная цель курса – ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и хозяйственной деятельности человека.

Основные задачи курса :

  1.  Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
  2.  Формирование географической культуры личности и обучать географическому языку;
  3.  Формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
  4.  Формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  5. Формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 35 часа. Однако еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Место и роль учебного курса:

        Курс «Землеведение» рекомендуется учащимся, прошедшим курс обучения по программе «Окружающий мир» или «Природоведение» и тем, кто впервые начинает изучать географию. Курс является пропедевтическим по отношению к курсам «Страноведение» (7кл.) и «География России» (8-9кл.), созданный авторским коллективом под руководством А.И. Алексеевой.

Работа на уроках проводится с учетом возрастных особенностей учащихся. В форме уроков - бесед, дискуссий, рассказа учителя, урока-практикума, письменных упражнений, практических работ, консультаций, творческих уроков.

Используются следующие  методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения.

Виды и формы контроля: формы контроля знаний: самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), тестирование, работа с картами.

В течение изучения курса «География. Землеведение» проводится 6 практических работ.

 

2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание

Учебного

материала

Кол-во часов/применение ИКТ

Практические

работы

1.

Введение

1ч.

2.

Земля – планета Солнечной системы

1ч.

3.

Изображение Земли на глобусе

2ч.

№1.Определение географических координат точки по глобусу

4.

Изображение Земли на плане и карте

4ч.

№2. Составление плана местности.

№3. Работа с картой.

5.

История открытия и освоения Земли

2ч.

6.

Как устроена наша планета?

2ч.

7.

Внутренне строение Земли

3ч.

8.

Рельеф Земли

3ч.

№4.Описание по карте географического положения гор и равнин. Определение по карте высот гор и равнин.

9.

Атмосфера и климаты Земли

6ч.

№5.Работа с климатическими картами.

№6. Наблюдения за погодой.

10.

Вода – кровеносная система Земли

4ч.

11.

Живая планета

2ч.

12.

Географическая оболочка и ее закономерности

2ч.

13.

Природа и человек

2ч.

Резерв

1ч.

Итого

35ч.

I.Введение (1ч.)

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в мире и России. Современные научные исследования космического пространства.

II.Земля – планета Солнечной системы (1ч.)

Солнце – источник жизни на Земле. Земля – одна из девяти планет Солнечной системы: ее ближайшие соседи. Луна – спутник Земли, их взаимодействие. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

III.Изображение Земли на глобусе (2ч.)

Изображение поверхности Земли на глобусе. Географические координаты. Измерение направлений и расстояний.

IV.Изображение Земли на плане и карте (4ч.)

Масштаб: градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

V.История открытия и освоения Земли (2ч.)

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и мире. Современные исследования космического пространства.

VI.Как устроена наша планета? (2ч.)

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

VII.Внутреннее строение Земли (3ч.)

Литосфера: строение земной коры. Геология.

VIII.Рельеф Земли (3ч.)

Рельеф (горы, равнины), полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

IX.Атмосфера и климаты Земли (6ч.)

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные  массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

X.Вода – кровеносная система Земли (4ч.)

Гидросфера: озеро, река, мировой круговорот воды.

XI.Живая планета (2ч.)

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа.

XII.Географическая оболочка и ее закономерности (2ч.)

Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека.

XIII.Природа и человек (2ч.)

Изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека.

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии 6 класса ученик должен

знать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; выдающиеся географические открытия и путешествия;
  2. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

уметь

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  2. выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
  3. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений
  4. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к природным условиям проживания в городе и сельской местности, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. определять географические координаты, направления и измерять расстояния на местности, глобусе, плане и географической карте; проводить глазомерную съемку участка местности; ориентироваться на местности;
  2. учитывать фенологические изменения в природе своей местности; проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценивать их последствия;
  3. пользоваться приборами и инструментами (барометром, термометром, гигрометром, флюгером) для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; различать комфортные и дискомфортные значения параметров природных компонентов своей местности – температуры, влажности, давления, преобладающих направлений и силы ветра;
  4. решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения;
  5. обладать умениями и навыками рационального природопользования и сохранения окружающей среды для жизни людей; иметь представления о различных видах загрязнения окружающей среды и их, предельно допустимых значениях и необходимых мерах, предпринимаемых в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Называть и показывать:

  1.  Форму и размеры Земли;
  2. Полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
  3.  Части внутреннего строения Земли;
  4.  Основные формы рельефа;
  5. Части Мирового океана;
  6. Виды вод суши;
  7.  Причины изменения погоды;
  8.  Типы климатов;
  9.  Виды ветров, причины их образования;
  10. Виды движения воды в океане;
  11.  Пояса освещенности Земли;
  12.  Географические объекты, предусмотренные программой.

Приводить примеры:

  1. Различных видов карт;
  2. Горных пород и минералов;
  3.  Типов погод;
  4. Взаимовлияния всех компонентов природы.

Определять:

  1.  Стороны горизонта на местности (ориентироваться);
  2.  Относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
  3. Расстояния и направления по плану и карте;
  4.  Осадочные и магматические горные породы;
  5.  Направление ветра.

Описывать:

  1.  Географические объекты.

Объяснять:

  1. Особенности компонентов природы своей местности

4. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Учебно-методический комплект.

Предмет – География. Землеведение

Класс 6

Реализуемая учебная программа учебного предмета: общеобразовательная

  1. Примерная программа  основного общего образования по географии.
  2. Авторская программа по географии 6-11 классы под редакцией И.В.
  3. Учебники: Климанова О.А. География. Землеведение. /М.; Дрофа, 2007г.
  4. Географический атлас 6 класс./М.; Дрофа, 2007г.
  5. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. Сиротин В.И./М.; Дрофа, 2007г.
  6. География. Начальный курс/ Герасимова Т.П., Неклюжева Н.П./М.; Дрофа, 2007г.
  7. Дронов В.П. География. Землеведение/ Дронов В.П., Савельева Л.Е./М.; Дрова, 2007г.
  8. Интернет ресурсы.

Список литературы

  1. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/Губанова Е.В. – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».- Саратов, 2008г. – 84с.
  2. Базисный Учебный План общеобразовательных учреждений РФ «УГ» №10, 1998-2005г.
  3. Обязательный минимум содержания основного общего образования. Вестник образования, №10, 2003г.
  4. Государственный стандарт основного общего образования (теория и практика) М.В.Рыжакова. М., Педагогическое общество России, 1999,-328с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...