Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа по географии 6 класс 2012-2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_rabochaya_programma_pravilnaya_6_klass.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ.
Автор-составитель Захарова А.С.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.
Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий
Материал первого раздела «Земля во вселенной» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии. Знакомит с географическими координатами, определением географических координат на глобусе.
Второй раздел «Развитие географических знаний о земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности.
При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба. Данный раздел изучает обзор истории географических открытий, построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Последний раздел «Природа Земли» призван сформировать единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Темы, входящие в раздел учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Главная цель курса – ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и хозяйственной деятельности человека.
Основные задачи курса :
- Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- Формирование географической культуры личности и обучать географическому языку;
- Формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- Формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- Формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 35 часа. Однако еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Место и роль учебного курса:
Курс «Землеведение» рекомендуется учащимся, прошедшим курс обучения по программе «Окружающий мир» или «Природоведение» и тем, кто впервые начинает изучать географию. Курс является пропедевтическим по отношению к курсам «Страноведение» (7кл.) и «География России» (8-9кл.), созданный авторским коллективом под руководством А.И. Алексеевой.
Работа на уроках проводится с учетом возрастных особенностей учащихся. В форме уроков - бесед, дискуссий, рассказа учителя, урока-практикума, письменных упражнений, практических работ, консультаций, творческих уроков.
Используются следующие методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения.
Виды и формы контроля: формы контроля знаний: самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), тестирование, работа с картами.
В течение изучения курса «География. Землеведение» проводится 6 практических работ.
2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Содержание Учебного материала | Кол-во часов/применение ИКТ | Практические работы |
1. | Введение | 1ч. | |
2. | Земля – планета Солнечной системы | 1ч. | |
3. | Изображение Земли на глобусе | 2ч. | №1.Определение географических координат точки по глобусу |
4. | Изображение Земли на плане и карте | 4ч. | №2. Составление плана местности. №3. Работа с картой. |
5. | История открытия и освоения Земли | 2ч. | |
6. | Как устроена наша планета? | 2ч. | |
7. | Внутренне строение Земли | 3ч. | |
8. | Рельеф Земли | 3ч. | №4.Описание по карте географического положения гор и равнин. Определение по карте высот гор и равнин. |
9. | Атмосфера и климаты Земли | 6ч. | №5.Работа с климатическими картами. №6. Наблюдения за погодой. |
10. | Вода – кровеносная система Земли | 4ч. | |
11. | Живая планета | 2ч. | |
12. | Географическая оболочка и ее закономерности | 2ч. | |
13. | Природа и человек | 2ч. | |
Резерв | 1ч. | ||
Итого | 35ч. |
I.Введение (1ч.)
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в мире и России. Современные научные исследования космического пространства.
II.Земля – планета Солнечной системы (1ч.)
Солнце – источник жизни на Земле. Земля – одна из девяти планет Солнечной системы: ее ближайшие соседи. Луна – спутник Земли, их взаимодействие. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
III.Изображение Земли на глобусе (2ч.)
Изображение поверхности Земли на глобусе. Географические координаты. Измерение направлений и расстояний.
IV.Изображение Земли на плане и карте (4ч.)
Масштаб: градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.
V.История открытия и освоения Земли (2ч.)
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и мире. Современные исследования космического пространства.
VI.Как устроена наша планета? (2ч.)
Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.
VII.Внутреннее строение Земли (3ч.)
Литосфера: строение земной коры. Геология.
VIII.Рельеф Земли (3ч.)
Рельеф (горы, равнины), полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
IX.Атмосфера и климаты Земли (6ч.)
Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.
X.Вода – кровеносная система Земли (4ч.)
Гидросфера: озеро, река, мировой круговорот воды.
XI.Живая планета (2ч.)
Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа.
XII.Географическая оболочка и ее закономерности (2ч.)
Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека.
XIII.Природа и человек (2ч.)
Изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии 6 класса ученик должен
знать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; выдающиеся географические открытия и путешествия;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
уметь
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к природным условиям проживания в городе и сельской местности, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- определять географические координаты, направления и измерять расстояния на местности, глобусе, плане и географической карте; проводить глазомерную съемку участка местности; ориентироваться на местности;
- учитывать фенологические изменения в природе своей местности; проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценивать их последствия;
- пользоваться приборами и инструментами (барометром, термометром, гигрометром, флюгером) для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; различать комфортные и дискомфортные значения параметров природных компонентов своей местности – температуры, влажности, давления, преобладающих направлений и силы ветра;
- решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения;
- обладать умениями и навыками рационального природопользования и сохранения окружающей среды для жизни людей; иметь представления о различных видах загрязнения окружающей среды и их, предельно допустимых значениях и необходимых мерах, предпринимаемых в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Называть и показывать:
- Форму и размеры Земли;
- Полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- Части внутреннего строения Земли;
- Основные формы рельефа;
- Части Мирового океана;
- Виды вод суши;
- Причины изменения погоды;
- Типы климатов;
- Виды ветров, причины их образования;
- Виды движения воды в океане;
- Пояса освещенности Земли;
- Географические объекты, предусмотренные программой.
Приводить примеры:
- Различных видов карт;
- Горных пород и минералов;
- Типов погод;
- Взаимовлияния всех компонентов природы.
Определять:
- Стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- Относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- Расстояния и направления по плану и карте;
- Осадочные и магматические горные породы;
- Направление ветра.
Описывать:
- Географические объекты.
Объяснять:
- Особенности компонентов природы своей местности
4. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Учебно-методический комплект.
Предмет – География. Землеведение
Класс 6
Реализуемая учебная программа учебного предмета: общеобразовательная
- Примерная программа основного общего образования по географии.
- Авторская программа по географии 6-11 классы под редакцией И.В.
- Учебники: Климанова О.А. География. Землеведение. /М.; Дрофа, 2007г.
- Географический атлас 6 класс./М.; Дрофа, 2007г.
- Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. Сиротин В.И./М.; Дрофа, 2007г.
- География. Начальный курс/ Герасимова Т.П., Неклюжева Н.П./М.; Дрофа, 2007г.
- Дронов В.П. География. Землеведение/ Дронов В.П., Савельева Л.Е./М.; Дрова, 2007г.
- Интернет ресурсы.
Список литературы
- Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/Губанова Е.В. – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».- Саратов, 2008г. – 84с.
- Базисный Учебный План общеобразовательных учреждений РФ «УГ» №10, 1998-2005г.
- Обязательный минимум содержания основного общего образования. Вестник образования, №10, 2003г.
- Государственный стандарт основного общего образования (теория и практика) М.В.Рыжакова. М., Педагогическое общество России, 1999,-328с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...