Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Раскаткина Вера Юрьевна

Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику: Дронов В.П., Баринова И. И.. География России. Природа и население

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_po_geogr_9_kl.docx47.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Парцинская СОШ»

РАССМОТРЕНА                                                                       УТВЕРЖДАЮ                                                                        

на заседании МС___________/Н.В Чиркова                          Директор___________/М.И. Cтепашкин

Протокол №  1  от  29.08.2011                                                 Приказ №  71  от   30.08.2011          

 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

для 9 класса

(составитель Бормотова Вера Юрьевна)

2011-2012 учебный год.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В.И. Сиротин)  и рекомендована Министерством образования РФ, с учетом актуальных тенденций ФГОС.

Цели и задачи курса:

  1. освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  2. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  4. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  5. формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и

защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  Уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  3. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  4. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  5. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  6. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

•     выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  2. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  3. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  4. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  5. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

называть (показывать):

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  3. географические районы, их территориальный состав;

описывать:

  1. природные ресурсы;
  2. периоды формирования хозяйства России;
  3. особенности отраслей;
  4. традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  5. экономические связи районов;
  6. состав и структуру отраслевых комплексов

объяснять:

  1. различия в освоении территории;
  2. влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  3. размещение главных центров производства;
  4. сельскохозяйственную специализацию территории;
  5. структуру ввоза и вывоза;
  6. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий; прогнозировать:

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Приоритетными формами текущего и итогового контроля являются: индивидуальный и фронтальный опрос, тест, работа с картой и практическая работа.

Календарно- тематическое планирование по географии в 9 классе 2 часа в неделю (68 часов)

п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Вид деятельности на уроке

Дата проведения урока

по плану

фактическая

НОВОЕ ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР (14 часов)

1

Введение. Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос. Работа с картой.

2

Географическое положение России. «ЭГП и транспортно-географическое положение России. Урок изучения нового материала.

1 ч

Фронтальный опрос

3

Политико-административное устройство России. Комбинированный урок.

1 ч

Работа с контурной картой

4

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост населения. РФ – многонациональная страна. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

5

Миграция населения. Расселение населения. Комбинированный урок

1 ч

Анализ карт, фронтальный опрос

6

Городское и сельское население. Расселение Населения. Комбинированный урок

1 ч

Тест

7

Рынок труда и занятость населения России. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

8

Население России. Урок повторения и обобщения знаний

Контрольное тестирование

ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 часов)

9

Хозяйство России. Урок-лекция

1 ч

Фронтальный опрос

10

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России. Урок изучения нового материала

1 ч

Фронтальный опрос

11

Структура экономики России. Урок актуализации знаний и умений.

1 ч

Работа с к.к

12

Проблемы ресурсной основы экономики России. Урок актуализации знаний и умений.

Работа с к.к

13

Научный комплекс вершина экономики России

Фронтальный опрос

14

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ. Урок актуализации знании и умений

Фронтальный опрос

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

(21 ЧАС)

15

Машиностроительный комплекс- ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России. Урок изучения нового материала.

Фронтальный опрос

16

Факторы размещения отраслей машиностроения. Комбинированный урок.

Тест

17

География машиностроения. Комбинированный урок

Работа с к.к

18

Военно-промышленный комплекс. Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный опрос. Работа с к.к

19

Научный комплекс. Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный опрос. Работа с к.к.

20

Роль и особенности ТЭКа. Комбинированный урок

Практическая работа

21

Топливная (нефтяная, газовая, угольная) промышленность. Комбинированный урок.

Практическая работа

22

Электроэнергетика России. Урок – семинар.

Фронтальный опрос

23

Топливно-энергетический комплекс. Урок повторения и обобщения знаний.

Тестирование

24

Состав и значение металлургического комплекса. Урок изучения нового материала.

Фронтальный опрос

25

Металлургический комплекс. Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный опрос

26

География металлургического комплекса. Комбинированный урок

Фронтальный опрос

27

Химико-лесной комплекс. Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный опрос

28

География химико-лесного комплекса. Комбинированный урок

Тест

29

Комплекс конституционных материалов. Урок повторения и обобщения знаний

Тестирование. Фронтальный опрос

30

Состав и значение АПК. Урок - практикум

Фронтальный опрос

31

Земледелие и животноводство. Комбинированный урок

Фронтальный опрос. Практическая работа

32

Пищевая и легкая промышленность. Комбинированный урок

Фронтальный опрос

33

Территориальная организация АПК. Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

34

Состав инфраструктурного комплекса. Связь. Сфера обслуживания. Урок изучения нового материала.

Фронтальный опрос

35

Роль транспорта. Виды транспорта. Комбинированный урок

Тест

РЕГИОНЫ РОССИИ (27 ЧАСОВ)

Территориальная организация и районирование России (2 часа)

36

Районирование территории России. Урок изучения нового материала.

Фронтальный опрос

37

Проблемы экономического районирования. Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Западный микрорайон - Европейская Россия (12 часов).

38

Центральная Россия. ЭГП. Население и трудовые ресурсы. Урок изучения нового материала.

Тест. Практическая работа

39

Экономика Центральной Росси. Узловые районы Центральной России. Комбинированный урок.

Фронтальный опрос. Практическая работа

40

Народные промыслы Центральной России. Комбинированный урок

Фронтальный опрос

41

Общая характеристика Северно-Западной России. Комбинированный урок

Фронтальный опрос. Практическая работа    

42

Европейский север. ЭГП, особенности природного потенциала и населения. Комбинированный урок

Фронтальный опрос. Практическая работа

43

Хозяйство Европейского севера. Комбинированный урок

Фронтальный опрос

44

Северный Кавказ: географическое положение и природные ресурсы; население. Урок изучения нового материала.

Фронтальный опрос. Тест

45

Население и хозяйство района. Комбинированный урок

Фронтальный опрос. Практическая работа

46

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы. Урок изучения нового материала.

Фронтальный опрос. Практическая работа

47

Население и хозяйство района. Комбинированный урок

Фронтальный опрос. Тест

48

Урал: географическое положение, природные условия и ресурсы. Урок изучения нового материала.

Фронтальный опрос

49

Население и хозяйство района. Комбинированный урок

Фронтальный опрос

ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (5 часов)

50

Восточный макрорегион – азиатская Россия. Урок изучения нового материала.

Фронтальный опрос.

Работа с к.к

51

Западная Сибирь. Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный опрос

52

Восточная Сибирь. Урок повторения и обобщения знаний

Фронтальный опрос

53

Восточная Сибирь. Урок повторения и обобщения знаний.

Фронтальный опрос. Тест

54

Дальний Восток: особенности развития. Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный опрос. Тест

ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА своего региона (8часов)

55

Экономико-географическое положение и природные ресурсы. Урок изучения нового материала.

Учебное исследование

56

Население и хозяйственное освоение. Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт

57

Особенности хозяйства. Промышленность. Урок - исследование

Эвристическая беседа

58

АПК региона. Комбинированный урок

Эвристическая беседа

59

Особенности транспорта. Комбинированный урок

Учебное исследование

60

Города. Урок - семинар

Учебное исследование

61

Социально– экономические проблемы региона. Комбинированный урок

Учебное исследование

62

География своего региона. Урок повторения и обобщения знаний

Фронтальный опрос

Россия и мир (2 часа)

63

Место России среди стран мира. Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа

64

Страны ближнего Зарубежья (2 часа)

65

Страны нового Зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии. Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный опрос

66

Закавказье и Азиатский Юго-Восток. Место России в экономике СНГ и стран Балтии. Урок актуализации знаний и умений.

Фронтальный опрос

67

Россия в мировой торговле, участие в международном разделении труда. Комбинированный урок

Фронтальный опрос

68

Повторение. География России. Урок повторения и обобщения знаний

Эвристическая беседа

Список источников:

Учебно-методический комплект:

- Дронов В.П., Баринова И. И.. География России. Природа и население М.: Просвещение 2005 г. - Атлас. География России. 9 класс.

- Контурные карты. 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

Методические пособия для учителя:

- Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа 2004.

- Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа 2007.

- Н.И. Петрова, Сиротин В. И. «Настольная книга учителя географии» Москва: «Астель» 2002 г.

- Войлошникова Н.А., М.В. Элькин «Уроки географии. 9 класс» Москва: Просвещение 1984 г.

- Дронов В.П. «Методическое пособие по географии России 8-9» Москва: «Просвещение» 1993 г.

- Николина В.В., А.И. Алексеев «Методическое пособие по географии населения и хозяйства» Москва: «Просвещение» 1997 г. Жижина Е.А.«Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс» Москва: «Вако» 2006 г. Интернет - ресурсы.

- Мультимедийные обучающие программы:

- Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии. Интерактивные географические карты.

- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.  

Дополнительная литература для учителя, учащихся:

Чернова ВТ. «География в таблицах и схемах» Санкт-Петербург: «Виктория плюс» 2006 г.

- Мультимедийные обучающие программы:

- Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...