Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) по теме
Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику: Дронов В.П., Баринова И. И.. География России. Природа и население
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_po_geogr_9_kl.docx | 47.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Парцинская СОШ»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании МС___________/Н.В Чиркова Директор___________/М.И. Cтепашкин
Протокол № 1 от 29.08.2011 Приказ № 71 от 30.08.2011
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
для 9 класса
(составитель Бормотова Вера Юрьевна)
2011-2012 учебный год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В.И. Сиротин) и рекомендована Министерством образования РФ, с учетом актуальных тенденций ФГОС.
Цели и задачи курса:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
• выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов
объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий; прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Приоритетными формами текущего и итогового контроля являются: индивидуальный и фронтальный опрос, тест, работа с картой и практическая работа.
Календарно- тематическое планирование по географии в 9 классе 2 часа в неделю (68 часов)
№ п/п | Тема урока Тип урока | Кол-во часов | Вид деятельности на уроке | Дата проведения урока | |
по плану | фактическая |
НОВОЕ ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР (14 часов)
1 | Введение. Урок изучения нового материала | 1ч | Фронтальный опрос. Работа с картой. | ||
2 | Географическое положение России. «ЭГП и транспортно-географическое положение России. Урок изучения нового материала. | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
3 | Политико-административное устройство России. Комбинированный урок. | 1 ч | Работа с контурной картой | ||
4 | Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост населения. РФ – многонациональная страна. Комбинированный урок | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
5 | Миграция населения. Расселение населения. Комбинированный урок | 1 ч | Анализ карт, фронтальный опрос | ||
6 | Городское и сельское население. Расселение Населения. Комбинированный урок | 1 ч | Тест | ||
7 | Рынок труда и занятость населения России. Комбинированный урок | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
8 | Население России. Урок повторения и обобщения знаний | 1ч | Контрольное тестирование |
ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 часов)
9 | Хозяйство России. Урок-лекция | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
10 | Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России. Урок изучения нового материала | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
11 | Структура экономики России. Урок актуализации знаний и умений. | 1 ч | Работа с к.к | ||
12 | Проблемы ресурсной основы экономики России. Урок актуализации знаний и умений. | 1ч | Работа с к.к | ||
13 | Научный комплекс вершина экономики России | 1ч | Фронтальный опрос | ||
14 | Экономический кризис в России. Пути экономических реформ. Урок актуализации знании и умений | 1ч | Фронтальный опрос |
ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ
(21 ЧАС)
15 | Машиностроительный комплекс- ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России. Урок изучения нового материала. | 1ч | Фронтальный опрос | ||
16 | Факторы размещения отраслей машиностроения. Комбинированный урок. | 1ч | Тест | ||
17 | География машиностроения. Комбинированный урок | 1ч | Работа с к.к | ||
18 | Военно-промышленный комплекс. Урок актуализации знаний и умений | 1ч | Фронтальный опрос. Работа с к.к | ||
19 | Научный комплекс. Урок актуализации знаний и умений | 1ч | Фронтальный опрос. Работа с к.к. | ||
20 | Роль и особенности ТЭКа. Комбинированный урок | 1ч | Практическая работа | ||
21 | Топливная (нефтяная, газовая, угольная) промышленность. Комбинированный урок. | 1ч | Практическая работа | ||
22 | Электроэнергетика России. Урок – семинар. | 1ч | Фронтальный опрос | ||
23 | Топливно-энергетический комплекс. Урок повторения и обобщения знаний. | 1ч | Тестирование | ||
24 | Состав и значение металлургического комплекса. Урок изучения нового материала. | 1ч | Фронтальный опрос | ||
25 | Металлургический комплекс. Урок актуализации знаний и умений | 1ч | Фронтальный опрос | ||
26 | География металлургического комплекса. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос | ||
27 | Химико-лесной комплекс. Урок актуализации знаний и умений | 1ч | Фронтальный опрос | ||
28 | География химико-лесного комплекса. Комбинированный урок | 1ч | Тест | ||
29 | Комплекс конституционных материалов. Урок повторения и обобщения знаний | 1ч | Тестирование. Фронтальный опрос | ||
30 | Состав и значение АПК. Урок - практикум | 1ч | Фронтальный опрос | ||
31 | Земледелие и животноводство. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос. Практическая работа | ||
32 | Пищевая и легкая промышленность. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос | ||
33 | Территориальная организация АПК. Комбинированный урок. | 1ч | Фронтальный опрос | ||
34 | Состав инфраструктурного комплекса. Связь. Сфера обслуживания. Урок изучения нового материала. | 1ч | Фронтальный опрос | ||
35 | Роль транспорта. Виды транспорта. Комбинированный урок | 1ч | Тест |
РЕГИОНЫ РОССИИ (27 ЧАСОВ)
Территориальная организация и районирование России (2 часа)
36 | Районирование территории России. Урок изучения нового материала. | 1ч | Фронтальный опрос | ||
37 | Проблемы экономического районирования. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос |
Западный микрорайон - Европейская Россия (12 часов).
38 | Центральная Россия. ЭГП. Население и трудовые ресурсы. Урок изучения нового материала. | 1ч | Тест. Практическая работа | ||
39 | Экономика Центральной Росси. Узловые районы Центральной России. Комбинированный урок. | 1ч | Фронтальный опрос. Практическая работа | ||
40 | Народные промыслы Центральной России. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос | ||
41 | Общая характеристика Северно-Западной России. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос. Практическая работа | ||
42 | Европейский север. ЭГП, особенности природного потенциала и населения. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос. Практическая работа | ||
43 | Хозяйство Европейского севера. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос | ||
44 | Северный Кавказ: географическое положение и природные ресурсы; население. Урок изучения нового материала. | 1ч | Фронтальный опрос. Тест | ||
45 | Население и хозяйство района. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос. Практическая работа | ||
46 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы. Урок изучения нового материала. | 1ч | Фронтальный опрос. Практическая работа | ||
47 | Население и хозяйство района. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос. Тест | ||
48 | Урал: географическое положение, природные условия и ресурсы. Урок изучения нового материала. | 1ч | Фронтальный опрос | ||
49 | Население и хозяйство района. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос |
ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (5 часов)
50 | Восточный макрорегион – азиатская Россия. Урок изучения нового материала. | 1ч | Фронтальный опрос. Работа с к.к | ||
51 | Западная Сибирь. Урок актуализации знаний и умений | 1ч | Фронтальный опрос | ||
52 | Восточная Сибирь. Урок повторения и обобщения знаний | 1ч | Фронтальный опрос | ||
53 | Восточная Сибирь. Урок повторения и обобщения знаний. | 1ч | Фронтальный опрос. Тест | ||
54 | Дальний Восток: особенности развития. Урок актуализации знаний и умений | 1ч | Фронтальный опрос. Тест |
ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА своего региона (8часов)
55 | Экономико-географическое положение и природные ресурсы. Урок изучения нового материала. | 1ч | Учебное исследование | ||
56 | Население и хозяйственное освоение. Урок актуализации знаний и умений | 1ч | Анализ карт | ||
57 | Особенности хозяйства. Промышленность. Урок - исследование | 1ч | Эвристическая беседа | ||
58 | АПК региона. Комбинированный урок | 1ч | Эвристическая беседа | ||
59 | Особенности транспорта. Комбинированный урок | 1ч | Учебное исследование | ||
60 | Города. Урок - семинар | 1ч | Учебное исследование | ||
61 | Социально– экономические проблемы региона. Комбинированный урок | 1ч | Учебное исследование | ||
62 | География своего региона. Урок повторения и обобщения знаний | 1ч | Фронтальный опрос |
Россия и мир (2 часа)
63 | Место России среди стран мира. Урок актуализации знаний и умений | 2ч | Эвристическая беседа | ||
64 |
Страны ближнего Зарубежья (2 часа)
65 | Страны нового Зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии. Урок актуализации знаний и умений | 1ч | Фронтальный опрос | ||
66 | Закавказье и Азиатский Юго-Восток. Место России в экономике СНГ и стран Балтии. Урок актуализации знаний и умений. | 1ч | Фронтальный опрос | ||
67 | Россия в мировой торговле, участие в международном разделении труда. Комбинированный урок | 1ч | Фронтальный опрос | ||
68 | Повторение. География России. Урок повторения и обобщения знаний | 1ч | Эвристическая беседа |
Список источников:
Учебно-методический комплект:
- Дронов В.П., Баринова И. И.. География России. Природа и население М.: Просвещение 2005 г. - Атлас. География России. 9 класс.
- Контурные карты. 9 класс - М.: Дрофа, 2008.
Методические пособия для учителя:
- Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа 2004.
- Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа 2007.
- Н.И. Петрова, Сиротин В. И. «Настольная книга учителя географии» Москва: «Астель» 2002 г.
- Войлошникова Н.А., М.В. Элькин «Уроки географии. 9 класс» Москва: Просвещение 1984 г.
- Дронов В.П. «Методическое пособие по географии России 8-9» Москва: «Просвещение» 1993 г.
- Николина В.В., А.И. Алексеев «Методическое пособие по географии населения и хозяйства» Москва: «Просвещение» 1997 г. Жижина Е.А.«Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс» Москва: «Вако» 2006 г. Интернет - ресурсы.
- Мультимедийные обучающие программы:
- Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии. Интерактивные географические карты.
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Дополнительная литература для учителя, учащихся:
Чернова ВТ. «География в таблицах и схемах» Санкт-Петербург: «Виктория плюс» 2006 г.
- Мультимедийные обучающие программы:
- Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...