Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Раскаткина Вера Юрьевна

Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику: В.П. Дронов «География России. Природа. Население.хозяйство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_po_geogr_8_kl.docx47.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Парцинская СОШ»

РАССМОТРЕНА                                                                       УТВЕРЖДАЮ                                                                        

на заседании МС___________/Н.В Чиркова                          Директор___________/М.И. Cтепашкин

Протокол №  1  от  29.08.2011                                                 Приказ №  71  от   30.08.2011          

 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

для 8 класса

(составитель Бормотова Вера Юрьевна)

2011-2012 учебный год.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии и рекомендована Министерством образования РФ, с учетом актуальных тенденций ФГОС.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

  1. тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
  2. ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
  3. показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Цели и задачи курса:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  1. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  3. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  4. формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей

среды как сферы жизнедеятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  2. Уметь:
  3. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  4. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  2. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 - ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Приоритетными формами текущего и итогового контроля являются: индивидуальный и фронтальный опрос, тест, работа с картой и практическая работа.

Календарно - тематическое планирование по географии в 8 классе 2 часа в неделю (68 часов)

п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Вид деятельности на уроке

Дата проведения урока

по плану

фактическая

Введение (1 час)

1

Что изучает география России? Урок объяснения нового материала

Фронтальный опрос. Вопросы на повторение.

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12часов)

Географическое положение России (4часа)

2

Географическое положение как зеркало России. Виды и уровни географического положения. Комбинированный урок

Вводная беседа, работа с картой

3

Сравнение географического положения России и положения других государств. Комбинированный урок

Фронтальный опрос, работа с картой

4

Экономико- и транспортно-географическое положение России. Соседи России. Комбинированный урок

Фронтальный опрос, работа с картой

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Комбинированный урок

Фронтальный опрос, работа с картой

 Границы и административно-территориальное устройство России ( 8 часов)

6

Государственная территория России

1 ч

Работа с картой

7

Российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория. Комбинированный урок.

1 ч

Индивидуальный и фронтальный опрос.

8

Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Комбинированный урок

1 ч

Работа с картой.

9

Сухопутные и морские границы России

1 ч

Тест.

10

Россия на карте часовых поясов. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

11

Этапы и методы географического изучения территории. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

12

Особенности административно-территориального устройства России. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

13

Обобщение по теме «Россия на карте мира»

1 ч

Контрольное тестирование

ПРИРОДА РОССИИ (35 часов)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)

14

Геологическая история и геологическое строение территории России. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Фронтальный опрос

15

Рельеф России. Комбинированный урок.

1 ч

Тест.

16

Как и почему изменяется рельеф России. Комбинированный урок.

1 ч

Фронтальный опрос

17

Стихийные природные явления на территории нашей страны. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

18

Человек и литосфера. Комбинированный урок

1 ч

Сообщения

19

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона. Комбинированный урок.

1 ч

Фронтальный опрос

20

Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

1 ч

Контрольное тестирование

Климат и климатические ресурсы (7 часов)

21

Факторы, определяющие климат России. Урок объяснения нового материала

1 ч

Опорный конспект

22

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Комбинированный урок

1 ч

Тест.

23

Сезонность климата. Комбинированный урок

1 ч

Эвристическая беседа

24

Типы климатов России. Комбинированный урок

1 ч

Таблица «Климатические пояса России»

25

Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Комбинированный урок

1 ч

Эвристическая беседа

26

Климат и человек. Комбинированный урок

1 ч

Схема «Оценка природных условий для проживания человека»

27

Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы»

1 ч

Контрольное тестирование

Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

28

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Практическая работа

29

Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1 ч

Конспект-таблица «Воды России»

30

Водные ресурсы и человек. Урок - семинар

1 ч

Фронтальный опрос

31

Внутренние воды и водные ресурсы вашего региона. Комбинированный урок

1 ч

Практическая работа

32

Обобщение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

1 ч

Контрольное тестирование

Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)

33

Образование почв и их разнообразие. Урок объяснения нового материала

1 ч

Фронтальный опрос

34

Закономерности распространения почв. Комбинированный урок

1 ч

Практическая работа

35

Почвенные ресурсы России. Комбинированный урок

1 ч

Индивидуальный и фронтальный опрос

36

Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

1 ч

Контрольное тестирование

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)

37

Растительный и животный мир России. Урок – творческая мастерская

1 ч

Фронтальный опрос

38

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Комбинированный урок

1 ч

Тест

39

Итоговый урок

1 ч

Контрольное тестирование

Природное районирование (9 часов)

40

Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки. Моря как крупные природные комплексы. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Фронтальный опрос

41

Природно-хозяйственные зоны России. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Фронтальный опрос

42

Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Комбинированный урок

1 ч

Опорный конспект

43

Леса. Урок – творческая мастерская

1 ч

Опорный конспект

44

Лесостепи, степи и полупустыни. Комбинированный урок

1 ч

Схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне степей, пустынь»

45

Высотная поясность. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

Схема «Высотная поясность в горах Кавказа и Урала»

46

Особо охраняемые природные территории. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

47

Природные зоны вашей области. Экологические проблемы этих зон. Урок- презентация.

1 ч

Творческое задание

48

Обобщение по теме «Природное районирование»

1 ч

Контрольное тестирование

Население России ( 8 часов)

49

Численность населения России. Особенности воспроизводства населения. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Тест

50

Продолжительность жизни. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

51

Этнический, языковой и религиозный состав населения. Комбинированный урок

1 ч

Тест

52

Городское и сельское население. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

53

Размещение населения России. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

54

Миграции населения в

России. Комбинированный урок

1 ч

Тест

55

Люди и труд. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

56

Обобщение по теме      « Население»

1 ч

Контрольное тестирование

Хозяйство России (12 часов)

57

Что такое хозяйство страны.                    Урок объяснения нового материала

1 ч

Фронтальный опрос

58

Как география изучает хозяйство. Урок объяснения нового материала                        

1 ч

Мини конспект

Первичный сектор экономики-отрасли, эксплуатирующие природу (10 часов)

59

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Мини конспект

60

Природно-ресурсный потенциал России. Комбинированный урок

1 ч

Анализ стат. данных по таблице

61

Сельское хозяйство. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Анализ текста, составления схемы

62

Земледелие. Урок объяснения нового материала. Составление ЛОК

1 ч

Вопросы после параграфа

63

Животноводство. Урок объяснения нового материала. Составление ЛОК

1 ч

Составление типовой схемы  « Основные направления скотоводства»

64

Лесное хозяйство. Охота. Комбинированный урок

1 ч

Составление блок-схемы «Использование леса в России»

65

Рыбное хозяйство. Урок объяснения нового материала

1 ч

Мини конспект

66

Географический фактор в развитии общества. Беседа

1 ч

Вопросы после параграфа

67

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

2 ч

Контрольное тестирование Контрольная работа

68

Список источников:                

Учебно-методический комплект:

  1. В.П. Дронов «География России. Природа. Население.хозяйство» М: Дрофа 2009 г.
  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.". 8 класс - М.: Дрофа, 2008.
  3. Атлас. География России. Природа. 8 класс.
  4. Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

Методические пособия для учителя:

  1. Алексеев А. И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа 2004.
  3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа 2007.
  4. Интернет - ресурсы.
  5. Мультимедийные обучающие программы:
  6. География 8 класс. Природа России.
  7. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
  8. Интерактивные географические карты.
  9. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Дополнительная литература для учителя, учащихся:

  1. Чернова В.Г. «География в таблицах и схемах» Санкт-Петербург: «Виктория плюс» 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...