Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) по теме

Раскаткина Вера Юрьевна

Рабочая программа по географии 10 класс к учебнику: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_po_geogr_10_kl.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Парцинская СОШ»

РАССМОТРЕНА                                                                       УТВЕРЖДАЮ                                                                        

на заседании МС___________/Н.В Чиркова                          Директор___________/М.И. Cтепашкин

Протокол №  1  от  29.08.2011                                                 Приказ №  71  от   30.08.2011          

 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

для 10 класса

(составитель Бормотова Вера Юрьевна)

2011-2012 учебный год.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В.И. Сиротин)  и рекомендована Министерством образования РФ, с учетом актуальных тенденций ФГОС.

Курс географии «Экономическая и социальная география мира» имеет комплексный характер и включает основы различных географических наук. География — дисциплина, синтезирующая естественное и общественное направления в науке. Данный курс занимает важное место в системе географического образования, формирует широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивает географическое мышление, позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся знания и умения. Структура курса «Экономическая и социальная география мира» следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Темы раздела «Общий обзор современного мира» — «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «Мировое хозяйство и география отдельных отраслей» — создают теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса. В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смежности. Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества». Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в соответствующих разделах курса. Так, демографическая проблема изучается в теме «Население», а пути решения проблемы отсталости ряда стран усваиваются в региональном блоке. В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях.

Цель курса: формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Задачи:

  1. сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
  2. научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  3. развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  4. формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
  5. вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

В процессе изучения курса идет опора на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности используются лекции, семинары, практикумы, зачеты и т. д. Большое внимание уделяется практическим работам. Кроме этого, необходимо помнить о принципиально новом построении материала в учебнике, в связи с этим большое внимание уделяется организации работы с учебником.

Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса будут использованы во всех сферах будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

  1. основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  2. особенности размещения основных видов природных ресурсов их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  3. географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества.

Уметь:

  1. анализировать и сопоставлять географические карты различной тематики
  2. составлять картосхемы и простейшие карты, отражающие различные процессы и явления, их территориальное взаимодействие
  3. применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими объектами, явлениями, их изменениями под влиянием различных факторов.
  4. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
  5. составлять комплексную географическую характеристику стран, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
  6. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность России, демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
  7. оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Календарно- тематическое планирование по географии в 10 классе 1 час в неделю (34 часа)

п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Вид деятельности на уроке

Дата проведения урока

по плану

фактическая

Введение (4 часа)

1

Положение географии в системе наук. Урок объяснения нового материала.

Участие в обсуждении проблемы. Анализ карт

2

Статистический метод. Виды статистических материалов

1 ч

Самостоятельная работа.

3

Другие способы и формы получения географической информации

1 ч

Фронтальный опрос

4

Геоинформационные системы

Фронтальный опрос

Природные ресурсы (6 часов)

5

Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем

1 ч

Фронтальный опрос

6

Природные ресурсы Земли, их виды

Фронтальный опрос. Анализ карт

7

Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий

Анализ карт

8

Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.

Анализ карт

9

Основные типы природопользования. Источники загрязнения

Фронтальный опрос

10

Практическая работа «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»

Фронтальный опрос

Население (5 часов)

11

Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграция населения.

Фронтальный опрос

12

Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Фронтальный опрос

13

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира

Фронтальный опрос

14

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Фронтальный опрос. Анализ карт

15

Обобщающий урок по теме «Население»

Проверочная работа по теме «Население»

НТР и мировое хозяйство (6 часов)

16

НТР и мировое хозяйство. Научно техническая революция.

Фронтальный опрос

17

Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция. Лекция с элементами беседы

Фронтальный опрос

18

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы, транснациональные корпорация (ТНК). Семинар

Фронтальный опрос

19

Отрасли международной специализации стран и регионов мира, определяющие их факторы. Семинар

Фронтальный опрос

20

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование.  Практикум

Фронтальный опрос

21

Обобщающее повторение по теме «НТР и мировое хозяйство»

Проверочная работа

География отраслей мирового хозяйства (12 часов)

22

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Вводная лекция.

Работа с картами. Фронтальный опрос

23

Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии. Лекция с элементами беседы

Работа с картами. Фронтальный опрос

24

Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы. семинар

Работа с картами. Фронтальный опрос

25

Промышленные районы мира

Работа с картой

26

Сельское хозяйство. АПК. Семинар

Работа с картой

27

География транспорта. Мировая транспортная система. Семинар

Работа с картой.

28

Внешние экономические связи. Практикум

Работа с картой

29

География мировых валютно-финансовых отношений. Практикум

Фронтальный опрос

30

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Семинар

Фронтальный опрос

31

Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли

Фронтальный опрос

32

Практическая работа «Определение основных направлений международной торговли; Факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира» практикум

33

Обобщающее повторение по теме. Обобщающий

Проверочная работа по теме «География отраслей мирового хозяйства»

34

Итоговое тестирование

Список источников:

Учебно-методический комплект:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М.:Дрофа,200б.
  2. Географический атлас. 10 класс. М.:Дрофа,2006.
  3. Комплект контурных карт для 10 класса по географии.

Методические пособия для учителя:

  1. Кузнецов А.П. население и хозяйство мира.-М,:Дрофа,2003.
  2. Максаковский В.П. Дополнительные главы.-М,:Дрофа,2000.
  3. Максаковский В.П. Географическая картина мира.-М,:Дрофа,2004.
  4. Холина В.Н. География человеческой деятельности. СПб.: Спец-Лит, 2003.
  5. Сиротина В.И. Тематический тестовый контроль.10-11 классы. М.: Дорфа,2003.
  6. Сиротина В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. М.: Дорфа,2004.

Дополнительная литература для учителя, учащихся:

  1. Чернова В.Г. «География в таблицах и схемах» Санкт-Петербург: «Виктория плюс» 2006 г.
  2. Большой универсальный атлас мира
  3. Малый атлас мира для школьника
  4. Мультимедийные обучающие программы:

Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...