Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) по теме
Рабочая программа по географии 10 класс к учебнику: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_po_geogr_10_kl.docx | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Парцинская СОШ»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании МС___________/Н.В Чиркова Директор___________/М.И. Cтепашкин
Протокол № 1 от 29.08.2011 Приказ № 71 от 30.08.2011
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
для 10 класса
(составитель Бормотова Вера Юрьевна)
2011-2012 учебный год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В.И. Сиротин) и рекомендована Министерством образования РФ, с учетом актуальных тенденций ФГОС.
Курс географии «Экономическая и социальная география мира» имеет комплексный характер и включает основы различных географических наук. География — дисциплина, синтезирующая естественное и общественное направления в науке. Данный курс занимает важное место в системе географического образования, формирует широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивает географическое мышление, позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся знания и умения. Структура курса «Экономическая и социальная география мира» следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.
Темы раздела «Общий обзор современного мира» — «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «Мировое хозяйство и география отдельных отраслей» — создают теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса. В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смежности. Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества». Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в соответствующих разделах курса. Так, демографическая проблема изучается в теме «Население», а пути решения проблемы отсталости ряда стран усваиваются в региональном блоке. В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях.
Цель курса: формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Задачи:
- сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
- научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
- вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
В процессе изучения курса идет опора на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности используются лекции, семинары, практикумы, зачеты и т. д. Большое внимание уделяется практическим работам. Кроме этого, необходимо помнить о принципиально новом построении материала в учебнике, в связи с этим большое внимание уделяется организации работы с учебником.
Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса будут использованы во всех сферах будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества.
Уметь:
- анализировать и сопоставлять географические карты различной тематики
- составлять картосхемы и простейшие карты, отражающие различные процессы и явления, их территориальное взаимодействие
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими объектами, явлениями, их изменениями под влиянием различных факторов.
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
- составлять комплексную географическую характеристику стран, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность России, демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
- оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Календарно- тематическое планирование по географии в 10 классе 1 час в неделю (34 часа)
№ п/п | Тема урока Тип урока | Кол-во часов | Вид деятельности на уроке | Дата проведения урока | |
по плану | фактическая |
Введение (4 часа)
1 | Положение географии в системе наук. Урок объяснения нового материала. | 1ч | Участие в обсуждении проблемы. Анализ карт | ||
2 | Статистический метод. Виды статистических материалов | 1 ч | Самостоятельная работа. | ||
3 | Другие способы и формы получения географической информации | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
4 | Геоинформационные системы | 1ч | Фронтальный опрос |
Природные ресурсы (6 часов)
5 | Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем | 1 ч | Фронтальный опрос | ||
6 | Природные ресурсы Земли, их виды | 1ч | Фронтальный опрос. Анализ карт | ||
7 | Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий | 1ч | Анализ карт | ||
8 | Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. | 1ч | Анализ карт | ||
9 | Основные типы природопользования. Источники загрязнения | 1ч | Фронтальный опрос | ||
10 | Практическая работа «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов» | 1ч | Фронтальный опрос |
Население (5 часов)
11 | Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграция населения. | 1ч | Фронтальный опрос | ||
12 | Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. | 1ч | Фронтальный опрос | ||
13 | Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира | 1ч | Фронтальный опрос | ||
14 | Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. | 1ч | Фронтальный опрос. Анализ карт | ||
15 | Обобщающий урок по теме «Население» | 1ч | Проверочная работа по теме «Население» |
НТР и мировое хозяйство (6 часов)
16 | НТР и мировое хозяйство. Научно техническая революция. | 1ч | Фронтальный опрос | ||
17 | Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция. Лекция с элементами беседы | 1ч | Фронтальный опрос | ||
18 | Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы, транснациональные корпорация (ТНК). Семинар | 1ч | Фронтальный опрос | ||
19 | Отрасли международной специализации стран и регионов мира, определяющие их факторы. Семинар | 1ч | Фронтальный опрос | ||
20 | Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование. Практикум | 1ч | Фронтальный опрос | ||
21 | Обобщающее повторение по теме «НТР и мировое хозяйство» | 1ч | Проверочная работа |
География отраслей мирового хозяйства (12 часов)
22 | География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Вводная лекция. | 1ч | Работа с картами. Фронтальный опрос | ||
23 | Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии. Лекция с элементами беседы | 1ч | Работа с картами. Фронтальный опрос | ||
24 | Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы. семинар | 1ч | Работа с картами. Фронтальный опрос | ||
25 | Промышленные районы мира | 1ч | Работа с картой | ||
26 | Сельское хозяйство. АПК. Семинар | 1ч | Работа с картой | ||
27 | География транспорта. Мировая транспортная система. Семинар | 1ч | Работа с картой. | ||
28 | Внешние экономические связи. Практикум | 1ч | Работа с картой | ||
29 | География мировых валютно-финансовых отношений. Практикум | 1ч | Фронтальный опрос | ||
30 | Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Семинар | 1ч | Фронтальный опрос | ||
31 | Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли | 1ч | Фронтальный опрос | ||
32 | Практическая работа «Определение основных направлений международной торговли; Факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира» практикум | 1ч | |||
33 | Обобщающее повторение по теме. Обобщающий | 1ч | Проверочная работа по теме «География отраслей мирового хозяйства» | ||
34 | Итоговое тестирование | 1ч |
Список источников:
Учебно-методический комплект:
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М.:Дрофа,200б.
- Географический атлас. 10 класс. М.:Дрофа,2006.
- Комплект контурных карт для 10 класса по географии.
Методические пособия для учителя:
- Кузнецов А.П. население и хозяйство мира.-М,:Дрофа,2003.
- Максаковский В.П. Дополнительные главы.-М,:Дрофа,2000.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира.-М,:Дрофа,2004.
- Холина В.Н. География человеческой деятельности. СПб.: Спец-Лит, 2003.
- Сиротина В.И. Тематический тестовый контроль.10-11 классы. М.: Дорфа,2003.
- Сиротина В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. М.: Дорфа,2004.
Дополнительная литература для учителя, учащихся:
- Чернова В.Г. «География в таблицах и схемах» Санкт-Петербург: «Виктория плюс» 2006 г.
- Большой универсальный атлас мира
- Малый атлас мира для школьника
- Мультимедийные обучающие программы:
Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...