Технологии развития критического мышления
статья (география) по теме
Понятие "критическое мышление", достоинство технологии развития критического мышления, приёмы технологии развития критического мышления и применение их на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии развития критического мышления
Что же означает понятие «критическое мышление»? По поводу его определения существует большое разнообразие мнений и оценок. Некоторые исследователи объединяют понятия: «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д., – и с этим можно согласиться, вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого kritike – «оценка, разбор, обсуждение»); следовательно, «критический» – «делающий оценку, разбор».
Критическое мышление (альтернатива – догматическое) можно понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление.
Критическое мышление – интерактивное, творческое, рефлексивное мышление. Мыслить критически – значит, понять и осознать собственное «я» быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.
Данный тип мышления:
помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;
предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;
повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.
Идея развития открытого критического мышления, возможность формирования навыков критического мышления нашли свое отражение в технологии развития критического мышления.
Критическое мышление в контексте педагогической науки предполагает сформированность следующих рациональных способностей:
умение работать с информацией: сбор информации, «активное чтение», анализ качества информации;
рассмотрение ситуации (учебной задачи, проблемы) в целом, а не отдельных ее моментов;
выявление проблемы, ее четкое определение, выяснение ее причины и последствий, построение логических выводов;
выработка собственной позиции по изучаемой проблеме, умение найти альтернативы, умение изменить свое мнение в зависимости от очевидного.
Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).
Приёмы технологии РКМ
Верные и неверные утверждения ("верите ли вы"), ключевые слова.
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал".
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Рассмотрим несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ, таблица "Что? Где? Когда? Почему?".
Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.
Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Целью приема "Зигзаг"является изучение и систематизация большого по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием "Зигзаг-2"(автор Славин), игра "Как вы думаете?"-игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.
Это технологии, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности, дискуссия "совместный поиск" затрагивает один из аспектов текста, то "Перекрестная дискуссия" (Олверманн) позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы.
Прием, позволяющий высказать свою точку зрения на человека - "Очерк на основе интервью", создание "личностного" текста. Формы письменной рефлексии: Синквейн, Эссе.
Устная форма. "Двухрядный круглый стол" имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. Письменная форма.Портфолио
Модель постановки и решения проблемы, позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем).
Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
Тема урока: «Воды Мирового океана»
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Образовательные технологии: ИКТ, приём критического мышления (Бортовой журнал), элементы критического мышления, практическая работа с картами.
Цели и задачи урока:
Цели:
cформировать представления о Мировом океане;
вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана;
изучить особенности распределения температур, солёности и прозрачности по поверхности океана.
Задачи:
Образовательные: сравнение температуры, солёности, прозрачности водных масс, значение Мирового океана.
Развивающие: продолжить формирование понятий солёности, температуры, прозрачности воды; развивать познавательный интерес учащихся, умение работать в группе, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать потребность получения знаний на основе собственных выводов.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник «География материков и океанов. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, М. Дрофа 2007 г., атлас по географии для 7 класса.
Используемая методическая литература: С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
Используемое оборудование: карта полушарий или физическая карта мира, географические атласы, компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал (см. Приложения), жетоны для стимулирования ответов учащихся.
Используемые ЦОР: видеоролик «Океаны», мультимедийная презентация MS PowerPoint «Воды Мирового океана».
План урока
Организационный момент
Видеоролик 2 мин.
Этап вызова
Изучение нового материала
Практическая работа
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
Класс разбит на 4 группы.
II. Просмотр видеоролика «Океаны»
Презентация «Мировой океан». Сравнить площадь суши и океана на диаграмме в учебнике стр. 46, рис. 22 (Слайд 5).
Площадь суши значительно меньше чем океана.
Откуда же взялась такая масса воды?
Сообщение учащегося «Происхождение вод Мирового океана» (Слайд 6).
Учащиеся выполняют в тетради в виде схемы:
(Слайд 7)
III. Этап вызова
Предлагается в группах рассмотреть контурную карту с заданием (Приложение №1).
Каким цифрам на карте соответствуют следующие географические объекты водных масс?
Дать характеристику водных масс (по температуре, солёности, прозрачности).
IV. Определить температуру поверхностных вод, используя карту (Слайд 8).
При проведении исследования мы узнаем о свойствах океанических вод и конце исследования нас ожидает небольшая проверочная работа, которая покажет, насколько внимательны вы были. Вам предстоит множество наблюдений, анализ карт, записывайте, пожалуйста, все результаты в Бортовой журнал (рабочую тетрадь) и помните, что аккуратность заполнения – залог научных достижений.
Приложение №2.
Распределение температуры поверхностных вод (Слайд 9).
90˚ с. ш. (ответ – 17˚C) 60˚ с. ш. (ответ + 4,8˚C) 30˚ с. ш. (ответ + 21˚C) 0˚ ш. (ответ + 27˚C) | Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты |
(Слайды 10, 11)
По окончании работы с этой схемой следует рассмотреть проблему образования льдов в океане. (Слайды 12-14).
- При какой температуре замерзает морская вода? (Солёная вода замерзает при t˚ - 2˚C)
- В каких широтах образуется лёд? Каким он бывает по продолжительности существования, по динамичности?
Далее рассмотрим изменение температуры с глубиной (в умеренных широтах) (Слайд 15)
0 м (ответ: +16˚C)
200 м (ответ: +15,5˚C)
1000 м (ответ: +3,8˚C)
5000 м (ответ: +2,8˚C)
В тетради начертить график, откладывая по оси абсцисс глубину, а по оси ординат - температуру воды.
Оказалось, что разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды, которая, к примеру, на экваторе составляет около 20˚C, можно использовать для производства электроэнергии. В настоящее время в Абиджане (Берег Слоновой Кости) действует электростанция, основанная на этом принципе.
Изменение солёности с широтой (в промилле) Приложение №3 (карта солёности).
(Слайды 16, 17)
Экватор (ответ: 34) Тропики (ответ: 35,8) Умеренные (ответ: 33) | Вывод: самая высокая солёность океанской воды в тропических широтах |
(Слайд 18)
Изменения солёности по океанам (в промилле)
Тихий (ответ: 34,8) Атлантический (ответ: 35,5) Индийский (ответ: 34,8) Северный Ледовитый (ответ: 32) | Вывод: самый солёный океан Атлантический |
Слайд (19)
Изменения солёности по частям океана (в промилле)
Средиземное море (ответ: 39) Чёрное море (ответ: 18) Красное море (ответ: 42) Баренцево море (ответ: 35) Карское море (ответ: 10) | Вывод: море тропического пояса имеют большую солёность, чем моря умеренного пояса |
(Слайд 20)
При переходе кораблей из воды малой плотности в воду высокой плотности их осадка меняется. Некоторые танкеры могут при этом изменить свою осадку на 0,4 м.
Прозрачность морских вод на примере морей
(Слайд 21)
Белое (ответ: 8 м) Баренцево (ответ: 11-13 м) Саргассово (ответ: 66,5 м) Средиземное (ответ: 60 м) | Вывод: прозрачность вод тропических морей выше, чем морей умеренного пояса |
(Слайд 22)
Максимальная прозрачность вод океана обнаружена в Саргассовом море. Она равна 66м. В некоторых оживлённых портах и в устьях рек она не превышает 1м. (Слайд 23).
Надев маску акваланга, мы можем вдоволь налюбоваться подводными пейзажами. И всякий кому это удавалось делать, замечал, что у поверхности воды солнечный день так и остаётся солнечным, светлым, окрашенным в золотистые тона. Он разве лишь чуть-чуть подёрнут таинственными, голубоватыми сумерками. Но если Вы нырнёте поглубже, сумерки сгустятся. Давайте воспользуемся свидетельством первого человека, спустившегося в 1930 году в батискафе в морские глубины – Уильяма Биба. «Глубина 6 метров: лучи света похожи на лучи, проникающие сквозь окна церкви. Глубина 78 метров: цвет быстро становится голубовато-зелёным. Глубина 183 метра: вода – голубая синева. Глубина 189 метров: вода – тёмная, сочная синева. Глубина 290 метров: вода имеет чёрно-синий, мутный цвет. Глубина 610 метров: полная, чёрная как смоль темнота…»
(Слайд 24)
О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику. Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:
- О каких массах мы уже говорили? (О воздушных массах).
- Знаем ли мы, что такое воздушная масса? (Да).
Дальше учащиеся справятся сами. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются (Слайд 25).
V. Практическая работа «Сравнение температуры, солёности и прозрачности водных масс»
(Слайд 26)
Работу можно оформить в виде таблицы:
Типы водных масс | Температура | Солёность | Прозрачность |
Экваториальные | Высокая | Низкая | Высокая |
Тропические | Высокая | Высокая | Высокая |
Умеренные | Меняется по сезонам года | Низкая | Низкая |
Полярные | Низкая | Средняя | Средняя |
(Слайд 27)
Значение Мирового океана – сообщение учащегося (Слайды 28-31).
VI. Подведение итогов. Стадия рефлексия
- Посмотрите на доску и скажите, достигли мы сегодня на уроке поставленных целей?
- Вспомнили ли то, что планировали?
- Где Вам пригодились знания предыдущих уроков?
- Научились ли мы тому, что хотели?
VII. Домашнее задание: §9, записи в тетради.
Происхождение воды
космическое
земное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет собой описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....
Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"
В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....