Элективный курс "Экология села"
элективный курс по географии (9 класс) по теме
Программа элективного курса направлена на непосредственное изучение социальных и биологических аспектов села. Элективный курс состоит из двух частей: описание природных и социальных особенностей села и оценка качества окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текстовый документ | 41.5 КБ |
реклама курса | 89.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЯ СЕЛА. ВЕСЬ МИР – ОДНА ДЕРЕВНЯ.
Программа элективного курса.
9 класс (16 часов)
Пояснительная записка.
Программа элективного курса направлена на непосредственное изучение социальных и биологических аспектов села. Элективный курс состоит из двух частей: описание природных и социальных особенностей села и оценка качества окружающей среды.
Учащимся предлагается изучение физико-географической характеристики местности, изучение растительного и животного мира села, изучение водоёмов находящихся на территории села. Опытным путем определение запыленности воздуха, загрязнение резиновой пылью, шумового загрязнения и качество воды. Изучение «экология человека» от его морфологических изменений и физиологических реакций до социальных проблем и образа жизни.
Лабораторные работы вполне доступны учащимся, как начинающим исследователям. Это в первую очередь исследования, направленные на изучение животного и растительного мира, отдельных видов загрязнений и их воздействия на живые организмы, изучение некоторых условий жизни человека, факторов его здоровья и болезни. Выбор доступных исследовательских работ определяется доступностью объектов исследования, минимальным использованием оборудования и специальной литературы (архивы, справочники, сеть интернет и др.).
Элективный курс обеспечивает интеграцию информации химического, биологического, физического характера.
Результатом курса является выполнение проекта исследовательского или социального характера. Защита работ проходит на уроке курса - «конференция», лучшие работы рекомендуются для выступления на школьной конференции или на краеведческие чтения.
Курс позволяет сформировать общую картину единого развития и взаимосвязи географического, биологического и социального. Изучение и сохранение окружающей среды, демографические проблемы современности является одной из составляющих гармоничного развития биосферы в целом.
Цель: изучение природных и социальных особенностей села.
Задачи:
1. Изучение физико-географической, социальной характеристики села.
2. Опытным путем определить качество окружающей среды.
3.Формирование простейших исследовательских навыков.
Методы: поисковый, исследовательский, проектов, ИКТ, практический.
Методика выполнения исследовательских заданий.
Предлагаемые учебные задания рассчитаны на выполнение работ в малых группах по 2-3 учащихся. Каждая группа получает карточку - инструкцию, в которой представлен алгоритм выполнения задания. Группы работают одновременно и независимо друг от друга. По окончанию занятия группа готовит мини выступление. Учитель выполняет роль организатора – консультанта
Оборудование для проведения экологических исследований.
Приборы: микроскоп, весы аналитические, покровные стёкла, термометр, пипетка, лупа, фильтровальная бумага, пинцет, ножницы, нож, индикатор, лопата, пробирки со штативом, спиртовка, держатель.
Реактивы: раствор ацетата аммония, дитизона, серная кислота, хромат калия, вода.
Литература: карта села (административная, физико-географическая), физико-географическая карта России, Школьный атлас определитель растений, животных, насекомых, птиц (любой справочник краевой, районный). Сеть интернет.
Программа включает в себя два раздела:
ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛА.
ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
1.Составление физико-географической характеристики исследуемой территории.( Работа с картами России, Тверской области и Кашинского района для составления физико-географической характеристики дер. Верхняя Троица)
2. Растительный и животный мир исследуемой территории. (Работа с картой и атласом, дополнительной литературой для составления характеристики Кашинского района растительного и животного мира дер. Верхняя Троица. возможно посещение краеведческого районного музея и школьного музея. Благоустройство территории села. Проблемы и пути их решения (разработка социального проекта).
3.Изучение водоемов . Работа с физико-географической картой для описания сети водоемов. Выбор и определение учащимися модельных территорий дер. Верхняя Троица.
- Определение органолептических характеристик вод из разных водоёмов (река Медведица, река Рудомышь, родники д. Селихово, водопровод)
4.Изучение запылённости воздуха летом и зимой. (Зимой работа с пробой снега из исследуемой территории села (топка снега, фильтрование сухого остатка, взвешивание, математический расчет), Летом работа с растительностью (сбор верхней части растений, взвешивание, перевод пыли в раствор, фильтрование раствора, взвешивание сухой массы).
-Изучение загрязнения окружающей среды резиновой пылью. Подсчет прохождения автотранспорта (легковой транспорт, грузовой транспорт) в час, в день и сутки. Математический расчет загрязнения резиновой пылью.
-Изучение шумового загрязнения территории. Пользуясь справочными табличными данными о шумовом загрязнении различных источников определяем шумовое загрязнение территории (1-определить число источников загрязнения,2- оценить по шкале шумового загрязнения, 3- рассшитать среднее значение шумового загрязнения и сравнение с допустимой нормой в жилой зоне).
-Изучение состава водоёмов. Изучение растительного и животного мира водоемов на исследуемой территории. Влияние на почву, климат и воздух.
Урок - Конференция. Защита исследовательских работ.
Изучение демографической ситуации села, района, края. Демографическая ситуация в селе, районе, крае и России. Проблемы и пути их решения (разработка социальный проект). Экскурсия и сотрудничество с отделом социальной защиты населения. Работа в сети интернет.
-История села. Экскурсия в районный музей. Составление рассказа по истории села. (индивидуальная работа).
Тематическое планирование
1.Составление физико-географической характеристики исследуемой территории.
2.Составление физико-географической характеристики исследуемой территории.
3.Растительный и животный мир исследуемой территории.
4.Изучение водоемов села.
5.Изучение водоемов села. Практическая работа
6.Изучение запылённости воздуха летом и зимой. Методики.
7.Практическая работа. «Изучение загрязнения окружающей среды резиновой пылью.»
8.Изучение демографической ситуации села, района, края.
9. Демографическая ситуация. Работа в сети интернет.
10.Экскурсия и сотрудничество с отделом социальной защиты населения.
11.Обработка полученных данных
12.Составление плана для индивидуального проекта.
13.История села. Экскурсия в музей им. М.И. Калинина
14.Индивидуальные консультации по проектам.
15-16.Урок - Конференция. Защита исследовательских работ.
Результаты 2011-2012 уч.год:
На основании исследований обучающиеся выполнили презентации по теме « Изучение демографической ситуации села, района, края».( «Славковский сельский округ, Булатовское сельское поселение. Население и хозяйство», «Население д. Верхняя Троица»)
На основании исследований демографической ситуации села, района обучающиеся выполнили 3 краеведческие исследовательские работы и защищали их на районных краеведческих чтениях. Работа Аникиной Виктории «Демографическая ситуация в Верхнетроицком сельском поселении» отмечена дипломом, получила приз от представителей «Учительской газеты», остальные работы отмечены грамотами.
Обучающимися написаны две исследовательские работы: 1. по теме изучение водоемов села «Определение качества и свойств воды»; 2. по теме влияние автомобильного транспорта на состояние окружающей среды «Изучение запыленности пришкольной территории.»
Проведена экспедиция в Воронцовское болото для изучения природных сообществ окрестностей. Обучающимися выполнен отчет об экскурсии в форме презентации.
Источники:
http://www.it-n.ru/it-n.ru/board.aspx?cat_no=16081&tmpl=Thread&BoardId=16170&ThreadId=194941
http://festival.1september.ru/articles/537803/
http://www.tiuu.ru/content/pages/46.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа включает в себя два раздела: ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛА. ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Программа элективного курса направлена на непосредственное изучение социальных и биологических аспектов села. Учащимся предлагается изучение физико-географической характеристики местности, изучение растительного и животного мира села, изучение водоёмов находящихся на территории села. Опытным путем определение запыленности воздуха, загрязнение резиновой пылью, шумового загрязнения и качество воды. Изучение « экологии человека» от его морфологических изменений и физиологических реакций до социальных проблем и образа жизни. Результатом курса является выполнение проекта исследовательского или социального характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Практикум "Экология села Большой Ломовис".
Углубленное освоение экологических знаний, формирование умений и навыков, совершенствование методики изучения экологической обстановки в своей местности в процессе изучения экологической ситуации...
Программа ориентационного элективного курса по теме «Использование древесной золы в условиях села»
Древесная зола — экологически чистый продукт. Практическое применение которого в быту приносило бы немалый доход семейному бюдже...
"Мое село, село родное"
классный час, рассказывающий о селе Ивановское Аккольского района Акмолинской области...
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ ПОСВЯЩЁННОЕ «ДНЮ СЕЛА ВОСТОЧНОЕ» (АВТОР- УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ (ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ), ЗАСЛУЖЕНЫЙ УЧИТЕЛЬ РФ,ЧЕРНЯВСКАЯ ГАЛИНА ИВАНОВНА) ДЕНЬ СЕЛА.
Понятие «Моя малая Родина » и отношение ребёнка к этому понятию на сегодняшний день становится очень актуальным звеном между экологическим и патриотическим воспитанием . И ...
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ ПОСВЯЩЁННОЕ «ДНЮ СЕЛА ВОСТОЧНОЕ» (АВТОР- УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ (ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ), ЗАСЛУЖЕНЫЙ УЧИТЕЛЬ РФ,ЧЕРНЯВСКАЯ ГАЛИНА ИВАНОВНА) ДЕНЬ СЕЛА.
Понятие «Моя малая Родина » и отношение ребёнка к этому понятию на сегодняшний день становится очень актуальным звеном между экологическим и патриотическим воспитанием . И ...
Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.
Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...
Рабочая программа по элективному курсу «Родное село в задачах» 6 класс
Рабочая программа по математики (элективный курс) 6 класс разработана по ФГОС. В ходе курса ребята знакомятся с основами построения задачи, ее элементами. В конце курса ребята защищают свои твор...