Урок географии в 9 классе по теме: "Топливная промышленность"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Бунеева Ирина Петровна

план-конспект урока имеет ссылку на ЭОР, что облегчает их нахождение в Единой коллекции ЦОР

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект урока по теме: «Нефтяная и газовая промышленность»

 в 9-ом классе с применением ЭОР.

1. Ф.И.О.                                                       Бунеева  Ирина Петровна

2. Место работы                                         МОУ «Румянцевская СОШ»

3. Должность                                               Учитель географии

4. Предмет                                                   География

5. Класс                                                         9 класс    

6. Тема и № урока в теме:                       « Топливная промышленность  ( нефтяная и газовая )»

                                                                       Урок № 2 в теме:  «Топливно-промышленный комплекс»  

7. Базовый учебник                                  География России. Население и хозяйство.

                                                                        9 класс:  учебник для общеобразовательных учреждений.

                                                                        В. П. Дронов,      В.Я. Ром. 14-е изд., М.: Дрофа, 2008.  

8. Рабочая тетрадь                                   Рабочая тетрадь «География  9 класс»

                                                                         с комплектом контурных карт. Сиротин.

9. Цель урока: Показать значение ТЭК для  развития хозяйства России.

 Задачи урока:

 - обучающие:  сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа;

- развивающие:  сформировать понятие о топливно-эгергетическом балансе;

                             - познакомить с проблемами ТЭК;

                             -развивать умение работать с экономическими картами, со статистическим          материалом;

-воспитательные:  воспитание гордости и любви к своей стране, бережного отношения к природе и сохранению ее ландшафта.

10. Тип урока : урок изучение нового материала;

11. Формы работы учащихся : фронтальная, групповая, индивидуальная.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, колонки, мультимедийный проектор.

Оборудование: карта топливной промышленности, коллекция «Нефть и продукты ее переработки», атласы, картины.

                                                                                                                                                                    Таблица 1.

                                                                                    Ход урока.

№ п/п

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время ( в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

Отмечает отсутствующих, настраивает учащихся на урок

Слушают учителя, настраиваются на урок

1мин.

2

Актуализация познавательной деятельности

Объявляет тему урока, ставит цели, определяет задачи урока

 Вопросы  классу:

 1. Какое значение имеет ТЭК для развития хозяйства страны?

2. Дайте определение термину « топливно-энергетический

 баланс »

3.Из чего складывается приходная и расходная части баланса?

3. Как можно экономить энергию каждому жителю нашей страны?

Записывают в тетрадях тему урока

Отвечают на вопросы устно,

Отвечают, используют рис. 34 учебника

4 мин.

3

Изучение нового материала.

1.Нефтяная промышленность, значение отрасли

Способы ее добычи

2. Запасы и добыча нефти

3. Основные месторождения нефти. Переработка  нефти. Транспортировка нефти

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Нефтяная промышленность. И1

Организовывает групповую работу, дает каждой группе технологическую карту.

Предлагает рассмотреть

слайд 1

 «Значение отрасли». Использует материалы «Это интересно», «Знаете ли вы?»

Предлагает рассмотреть слайд 1

Предлагает рассмотреть слайд 2

«Запасы и  добыча нефти»

Предлагает рассмотреть слайд3.

Делятся на постоянные группы, знакомятся с заданиями в технологи

ческой карте

Рассматривают слайд, устно отвечают на вопросы учителя о значении отрасли  

Работают с картой атласа и диаграммами, выполняют записи в тетрадях согласно технологическим картам

Работают с картами атласа и интерактивной картой, по группам с помощью учебника и статистического материала составляют характеристику важнейших месторождений

8 мин.

4

Практическая работа

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Нефтяная промышленность. П1

1Предлагает отметить на

к/карте месторождения нефти, основные направления нефтепроводов

2. Предлагает проверить  правильность выполнения работы с  использованием  модуля по заданию

 «Установите соответствие между названием нефтегазоносной провинции и цифрой на карте»

Наносят на

  к/ карту месторождения нефти,

Работают с модулем,  в парах проверяют выполненную работу, сразу получают ответ о правильности ее выполнения

7 мин.

5

Физкультминутка

Предлагает выполнить упражнения

Выполняют упражнения

1 мин.

6

Продолжение изучения нового материала

Газовая промышленность

2.Крупнейшие газовые месторождения

Переработка природного газа и его потребление

Транспортировка газа

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Газовая промышленность. И1

Предлагает дать ответ о на вопросы, опираясь на изученный на уроке материал: «Почему газовая промышленность развивается быстрыми темпами? В чем преимущество газа над другими видами топлива?»

Предлагает рассмотреть

слайд 3:

«Переработка природного газа и его потребление»

Демонстрирует схему

« Переработка природного газа» и  фотографии к каждому пункту схемы.

Организует работу с интерактивной картой «Газовая промышленность»и  вкладышем карты «Северо-Европейский газопровод»

Учащиеся отвечают на вопросы

Рассматривают слайд, обращают внимание на схему «Переработка природного газа»

Работают в группах, составляют характеристику месторожде

ний по тексту учебника, статистическим материалам и картам атласа

Слушают объяснение учителя,

9мин.

7

Практическая работа

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Газовая промышленность. П1

Предлагает нанести     на к/к крупнейшие газовые месторождения и магистрали газопроводов, используя практический модуль

С помощью модуля подводит итоги практической работы

Выполняют задание, работают на к/карте. В парах проверяют правильность выполнения работы

7 мин.

8

Рефлексия.

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Газовая промышленность. К1

Обобщает изученный материал и предлагает ответить на вопросы модуля

Выставляет оценки за урок , комментирует их

Отвечают на вопросы,  получают оценку  за ответы

6мин.

9

Задание на дом

Задает задание на дом,  записывает на доске комментирует его

Записывают задание в дневники

2 мин.

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                              Таблица №2

Перечень ЭОР, используемых на уроке по теме: «Топливная промышленность ( нефтяная, газовая)»

№п/п

Название ресурса

Тип,

вид ресурса

Характеристика  ресурса, назначение, форма представления информации. Функциональные возможности

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая коллекция ЦОР

http://fcior.edu.ru

Информационный модуль

Базовый уровень .

На этапе изучения нового материала или контроля знаний.

Функциональные возможности:

интерактивная лекция с интерактивной картой, анимационными фигурами, дополнительным материалом.

Галерея изображений

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Нефтяная промышленность. И1

2

Единая коллекция ЦОР

http://fcior.edu.ru

Практический модуль

Базовый уровень

На этапе закрепления материала или контроля знаний Функциональные возможности:

Тестовое задание с заданием на установление соответствия, оценка результатов

( правильно  -неправильно)

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Нефтяная промышленность. И1

3

Единая коллекция ЦОР

http://fcior.edu.ru

Контрольный модуль

Базовый уровень

На этапе контроля знаний Функциональные возможности:

тестовое задание  (6 вопросов) с выбором правильного ответа и установлением соответствия

способом перетягивания оценка результатов

 (правильно-неправильно )

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Нефтяная промышленность. К1

4

Единая коллекция ЦОР

http://fcior.edu.ru

Информационный модуль

Базовый уровень

На этапе изучения нового материала или контроля знаний Функциональные возможности: интерактивная лекция с интерактивной картой, анимационными фигурами, дополнительным материалом.

Интерактивная схема позволяет видеть изображения , соответствующие каждому термину. Галерея изображений. анимация

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Газовая промышленность. И1

5

Единая коллекция ЦОР

http://fcior.edu.ru

Практический модуль

Базовый уровень

 На этапе закрепления материала или контроля знаний Функциональные возможности:

2 задания на соответствие по карте, оценка результатов

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Газовая промышленность. П1

6

Единая коллекция ЦОР

http://fcior.edu.ru

Контрольный модуль

Базовый уровень 

На этапе контроля знаний Функциональные возможности:

Контрольные задания ( 9 вопросов) разного вида: на выбор ответа, задание открытого типа с окном для ввода ответа,. Есть ключ ответов.. оценка результатов

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Газовая промышленность. К1

Примечание. В конспекте урока дано максимальное количество модулей. При подготовке к уроку учитель выбирает необходимые модули , исходя из характеристики класса и степени его подготовленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по географии 9 класс. Тема: Металлургия, химическая промышленность

Тест по географии 9 класс. Тема: Металлургия, химическая промышленность. Два варианта тестаовс выбором ответов. Прилагаются ответы....

Военно-промышленный комплекс. Урок географии. 9 класс.

Цели: Изучить структуру ВПК, сформировать представление о роли ВПК в эко­номике России. Проанализировать карты и определить географию ВПК. Обсудить проблемы ВПК. Дать понятие о конверсии.Оборудова...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Урок географии в 9 классе по теме: "Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы"

Урок  географии в 9 классе по теме: "Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы"...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Контрольная работа по географии 9 класс по теме "Топливно-энергетический комплекс"

Данная контролтная работа работа позволит проверить знания детей по предмету география в 9 классе в 1 четверти ....