Урок географии в 9 классе по теме: "Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Урок географии в 9 классе по теме: "Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bak_m.l._urok_geografii_v_9_klasse.doc | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 9 классе по теме: "Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы"
Учитель: Бак М.Л.
Дидактические: раскрыть значение топливно-энергетического комплекса, его проблемы и пути их решения.
Развивающие: развитие познавательный интерес к предмету и особенностям экономики страны, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации: географическими текстами, учебником, схемами, умения делать обобщения и выводы.
Воспитательные: сформировать понимание того, что рациональное использование энергоресурсов — единственно верный путь их сохранения, воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, развитие коммуникативных умений; интереса к изучаемому предмету.
Планируемые результаты
Личностные: сформировать основы экономических знаний, осознание значимости топливно-энергетического комплекса.
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причины следственной связи, анализировать информацию (текстовую, иллюстрированную) для подготовки ответа на вопрос, использовать речевые свойства для выражения своих чувств, мыслей, работать в коллективах, в парах с выполнением различных ролей.
Предметные: умения:
- давать определение понятий: «топливно-энергетический комплекс», «топливно-энергетический баланс», «условное топливо»;
- понимать значение развития ТЭК для экономики страны.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование для учителя:
мультимедийное оборудование, учебник "География России. Хозяйство и географические районы" под ред. В.П. Дронова (книга вторая, 9 класс), атлас 9 класс, карта "Топливно-энергетический комплекс России".
Оборудование для учеников: карты, учебник; ЭОР
Технологическая карта урока
Этапы урока (цель) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы II Актуализация знаний | Приветствие учащихся. Организация деятельности на уроке. Эпиграф к уроку: «Без энергии хозяйство мертво, а жизнь людей невозможна» Учитель задает вопрос: - Как вы понимаете данное высказывание? Давайте вспомним: из курса 8 класса вы знаете, что в хозяйстве любой страны выделяются 3 сектора. Какие отрасли вам предстоит изучить в 9 классе? Впишите их названия в схему на интерактивной доске.
| Учащиеся эмоционально – положительно настраиваются на урок. Учащиеся высказывают свои мнения Учащиеся отвечают на вопросы учителя, заполняют схему. | Личностные УУД (самоопределение) Регулятивные УУД (целеполагание). Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества) |
III. Создание проблемной ситуации основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, формулирование задач на данный урок | Учитель дает определение топливно-энергетического комплекса. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что топливно-энергетический комплекс является важнейшим в обеспечении жизнедеятельности страны. Затем он дает учащимся задание: Используя текст учебника («Что такое топливно-энергетический комплекс?»), создает проблемную ситуацию: просит учащихся объяснить функцию и связи каждого из звеньев.
Учитель предлагает школьникам проанализировать таблицу «Добыча и экспорт энергоносителей по сценарию на 2005—2015 гг.». (Какие выводы вы сделали на основе анализа таблицы?) | Учащиеся записывают определение в словарик, слушают объяснение учителя..
Учащиеся решают проблемную задачу. Доказывают свои предположения. Учащиеся анализируют таблицу. | Познавательные УУД. Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование |
IY. Открытие новых знаний познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы с межотраслевыми комплексами, главными направлениями по развитию ТЭК. | На примере топливно-энергетического комплекса раскрывается суть межотраслевого комплекса как группы технологически взаимосвязанных отраслей. Термин «комплекс» означает совокупность, или группы, явлений и предметов. Межотраслевые комплексы являются результатом интеграционных процессов в хозяйстве страны — разветвления и углубления взаимосвязей между отдельными отраслями и производствами. Межотраслевые комплексы представляют собой сложные сочетания взаимосвязанных отраслей, объединенных общей целью развития.
Характеризуя топливную промышленность учитель на доске создает схему. Просит вписать учащихся в схему название отраслей ТЭК.
Общие запасы топливных ресурсов в нашей стране оцениваются примерно в 6183 млрд т условного топлива. Для выявления современных тенденций развития топливной промышленности анализируются следующие статистические материалы.
| Учащиеся записывают новые термины в словарик:
Учащиеся создают предложенную учителем схему в тетрадь, по желанию выходят к доске и вписывают названия отраслей ТЭК в схему.. Учащиеся решают проблемную задачу. Доказывают предположения. | |
V. Подведение итога. | Учитель задает учащимся вопросы для подведения итогов урока:
| Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод. | Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция). Коммуникативные УУД. Личностные УУД (смыслообразова-ние |
VI. Рефлексия. | Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. А также поставить себе оценку за работу на уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя | |
VII. Д/З |
2. Опережающие задания к следующему уроку: 1 ученик - Угольная промышленность 2 ученик — Нефтяная промышленность 3 ученик — Газовая промышленность 4 ученик — Мировая электроэнергетика | Записывают домашнее задание | Личностные УУД (смыслообразование). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Тест на тему Топливно-энергетический комплекс России. 9 кл.
Тест на тему Топливно-энергетический комплекс России. 9 кл....
Модульный урок №1 по теме «Топливно-энергетический комплекс". Нефтяная и газовая промышленность.
Урок по теме "Топливно- энергетический комплекс", разработанный с использованием модульной технологии....
Тест по теме: " Топливно-энергетический комплекс"
Для закреплений знаний по теме ТЭК, использую на уроке данный тест....
Проверочная работа по теме «Топливно-энергетический комплекс ХМАО-Югры»
Промежуточный контроль знаний...
Урок -презентация по теме Топливно-энергетический комплекс.Нефтяная и газовая промышленность.
Урок по географии в 9 классе.Традиционная форма обучения....
Контрольная работа по географии 9 класс по теме "Топливно-энергетический комплекс"
Данная контролтная работа работа позволит проверить знания детей по предмету география в 9 классе в 1 четверти ....