Рабочая программа по географии 9 кл. А.И.Алексеев и др. "Полярная звезда"
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме

Белякова Светлана Георгиевна

Календарно-тематическое планирование в 9 кл. "Полярная звезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon g.9_kl.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии.

9 класс.

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство» 9  класс составлена на основании программ общеобразовательных учреждений (1998г.) и согласно Федеральному Базисному Учебному плану (1998г).    

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

        Цели:

• освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

         • овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

         • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

         • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

         • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план на изучение курса отводит 70 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Преподавание ведётся по УМК

Учебник А.И.Алексеев, В.В.Николина  География: население и хозяйство России.

Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений

Москва «Просвещение» 2008

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ « ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»

Раздел программы


Количество по

программе


Предлагаемое количество часов

по рабочей программе

Общий обзор России

3

3

Хозяйство России

20

17

Районы России

40

44

Россия в современном мире

4

4

Резервное время

3

2

Итого:

70

70

Практические работы:

№1 Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

№2 Комплексная  характеристика населения своего населенного пункта/*/

№3 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

№4 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

№5 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

№ 6 Анализ разных видов районирования России.

№7  Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

№8 Выявление и анализ условий для развития  хозяйства региона (Центральной России)

№9 Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ.

География  - способ познания окружающего мира.

История заселения территории России. Геополитическое и экономическое влияние России. Экономико- и политико- географическое положение России. Административно-территориальное устройство РФ.

Природа и человек. Природные условия и человек. Непосредственное и неопосредованное влияние природных условий на человека. Природные ресурсы России и их хозяйственная оценка.

РАЗДЕЛ 2. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.

Место и роль хозяйства России в мировой экономике. Цикличность развития экономики в России. Особенности структуры хозяйства. Основные этапы развития хозяйства.

Характеристика межотраслевых комплексов:

- Научный комплекс

- Топливно-энергетический

- Электроэнергетика

- Металлургический комплекс

- Машиностроительный

- Химико-лесной комплекс

- Военно-промышленный

- Агропромышленный комплекс (АПК) Растениеводство

- Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

- Пищевая и легкая промышленность.

- Транспортный комплекс: сухопутный, водный, авиационный и трубопроводный)

-  Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания.

РАЗДЕЛ 3.  РАЙОНЫ РОССИИ.

Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное. Экологическое).

Характеристика районов:

- Центральный

- Центрально-Чернозёмный

- Северо-Западный

- Калининградская область

- Северный

- Северный Кавказ

- Поволжье

- Уральский

- Западная Сибирь

- Восточная Сибирь

- Дальний Восток

- по типичному плану: ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, хозяйства, сельского хозяйства, развитие транспорта, экономические связи).

РАЗДЕЛ 4. РОССИИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических,  экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия

Тематическое планирование курса «География России» (хозяйство и географические районы), 9 класс по учебнику А.И.Алексеева, В.В.Николина, Е.К.Липкина  






Содержание курса

Общее кол-во

часов по разделу


Основное содержание

Урока


Основные понятия и умения

1

Раздел I
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование - 3 ч.


Урок 1  Введение. Общая характеристика хозяйства.

20 ч.

Представление о предприятии, отрасли и межотраслевых комплексах. Деление хозяйства на отрасли. Три сектора (сферы).

Называть сферы (сектора) хозяйства

- объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы.

2

Урок 2. Этапы развития хозяйства.

(п.2)

Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Технологические уклады хозяйства - циклы Н.Д. Кондратьева. Основные этапы развития экономики России.

Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства.

3

Урок 3. Географическое районирование.


Практическая работа. Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)

(п. 3)

Подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России. 

 Географическое районирование, административно-территориальное устройство,

 приводить примеры разных субъектов РФ,

выделять и показывать на карте географические районы страны.

4

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы  -17часов


Урок 1. Сельское хозяйство. Растениеводство

(п.4)

Сельское хозяйство - отрасль первичной сферы. Отраслевой состав с/ хозяйства. География растениеводства. С/х  угодья, земледелие, технические культуры.

Называть основные отрасли сельского хозяйства, виды с/х угодий;- показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур.

5

Урок 2. Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.

(п.5)


Практическая работа. Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства.

Животноводство - производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Зональная специализация сельского хозяйства.

биологические особенности разных видов и пород домашних животных;

- выделять и называть подотрасли животноводства;

- объяснять географию размещения и особенности зональной специализации,

6

Урок 3. Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность


Практическая работа.  Выявление на примере Белгородской области  особенностей взаимодействия трех звеньев (сфер) АПК.

Представление об АПК и его составе. Пищевая и легкая промышленность - третье звено АПК. География пищевой и легкой промышленности.

Социальные, экономические, экологические проблемы, связанные с АПК. Особенности  развития

третьего звена АПК.

7

Урок 4. Лесной комплекс.

(п.7)

Состав комплекса, его специфика в России, главные районы лесозаготовок и потребления древесины. Карта отрасли. Целлюлозно-бумажная промышленность в составе комплекса. Связи производств в ЛПК. Проблемы лесного комплекса страны

ЛПК - водоемкое и энергоемкое пр-во. Внутриотраслевые связи;
показывать главные р-ны лесной пром., крупные лесопром. комплексы;
объяснять значение Белг.обл. в пр-ве или потреблении прод. ЛК

8

Урок 5. Топливио-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Угольная промышленность.


Практическая работа. Чтение карты угольной промышленности (основные районы добычи). (п. 8 стр.43-47)

Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. Угольная промышленность – «старейшая» отрасль ТЭК.

ТЭК, топливная промышленность, угледобывающий район.

- называть отрасли, входящие в состав ТЭК;

- объяснять изменения структуры потребляемого топлива;

- называть и показывать главные районы добычи угля.

9

Урок 6. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность


Практическая работа. Чтение карт нефтяной и газовой пр-ти. (п.8 стр47-51)

Нефтяная и газовая промышленность - основа современной экономики. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности.

Называть и показывать главные районы добычи нефти и газа;

- районов производства поступающей продукции.

10

Урок 7. Электроэнергетика

(п.9)

Представления: электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций

- объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды.

11

Урок 8. Металлургический комплекс


Практическая работа. Изучение особенностей размещения металлургического производства.

(п.10)

Представление о металлургическом комплексе. Особенности металлургического производства. Карты черной и цветной металлургии. География металлургического производства, проблемы металлургического комплекса и перспективы развития.

Концентрация производства, материале- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, предельная металлургия, малая металлургия- приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии;

12

Урок 9. Машиностроительный комплекс


Практическая работа. Изучение межотраслевых связей машиностроения на примере любого крупного завода (в том числе своей местности).

(п.11).

Машиностроение - сердцевина хозяйства страны. Тесные внутри- и межотраслевые связи. Специализация и кооперирование в машиностроении. "

Специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение

13

Урок 10. Военно-промышленный комплекс

(п.12)

Роль ВПК в экономике России в разные периоды ее истории. Основные отрасли, районы и центры. Размещение производств ВПК.

- объяснять возникновение социальных, экономических и экологических проблем, связанных с ВПК.

14

Урок 11. Химическая промышленность


Практическая работа. Анализ отраслевых карт; составление схемы межотраслевых связей химической промышленности

Новые понятия и представления: химизация, межотраслевые связи

(п. 13)

Состав отраслей, сложность структуры. Производство минеральных удобрений, особенности размещения производств. Химия полимеров - промышленность XX века. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда.

Называть и показывать главные районы химической промышленности;

- объяснять значение термина "межотраслевые связи", возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами.

15

Урок 12.Транспорт

Практическая работа. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны, в том числе Белгородской области на основе карт. (п.14)

Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны

Приводить примеры крупных магистралей страны,

- объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.

16

Урок 13. Информационная инфраструктура (п.15)

Информация как ресурс. Значение информации в современном обществе. Различные типы телекоммуникационных сетей. География телекоммуникационных сетей. Влияние информационной инфраструктуры на образ жизни людей.

- сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России.
- информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, интернет, сотовая связь.

17

Урок 14. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство


Практическая работа. Составление картосхемы учрежд. сферы услуг своего района (микрорайона).(п.16)

Состав сферы услуг, особенности размещения ее предприятий. География рекреационного хозяйства.

сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм.

18

Урок 15. Территориальное (географическое) разделение труда (п.17)

Главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы.

Отрасль специализации, географическое разделение труда;

19

Урок 16. Структура промышленности Межотраслевые комплексы Экономические зоны. Территориально производственные связи

Обоснование развития отраслей специализации

20

Урок 17. Обобщение и коррекция знаний по разделу "Хозяйство России"

21

Раздел II Районы России


Тема 3. Европейская часть России – 27ч.

Урок 1. Восточно-Европейская равнина 


Практическая работа. Нанесение на контурную карту основных объектов природы Восточно-Европейской равнины.

(п.18)

44


27


Крупнейшая равнина земного шара, ее границы и особенности природы. Типичные ландшафты Восточно-Европейской равнины. Тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства


Называть и показывать на карте основные формы рельефа, реки, озера, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, объекты - природные памятники

22

Урок 2. Волга (п.19)

Волга и Волжский бассейн. Волга - стержень единого водного пути, хозяйственная ось Европейской России. Природные ландшафты. Экологические проблемы.

Единый глубоководный путь европейской части России, гидроэлектростанции Волжского каскада, крупнейшие города на Волге;- называть экологические проблемы.

23

Урок 3. Центральная Россия: состав, географическое положение


Практическая работа. Определение по картам и оценка ЭКП Центральной России.

(п.20)

Центральная Россия - исторический центр страны. Географическое (физико-, экономико- и политико-географическое) положение. Изменение его во времени.

Называть и показывать на карте: границы района, древние города, - объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России.

24

Урок 4. Центральный район: особенности населения

Практическая работа. Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов.

(п.21)

Центральный район - ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения.

Показывать на карте состав и границы Центрального района;
- перечислять факторы, определяющие ЭГП района;

- особенности населения и трудовых ресурсов Центрального района.

25

Урок 5. Хозяйство Центрального района

 (п. 22)

Центральный район - база индустриализации. Этапы развития хозяйства.

Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг.

- называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств;

- объяснять сложившуюся специализацию района.

26

Урок 6. Москва - столица России

(п. 23)

Москва - инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Московская агломерация.

- называть главные направления хозяйственного развития города;

- объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны;.

27

Урок 7. Города Центрального района


Практическая работа. Составление географических маршрутов по городам Центрального района с указанием их достопримечательностей. (п. 24)

Города Центрального района, разнообразие их типов, их многофункциональное значение.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры разных городов Центрального района.

28

Урок 8. Центрально-Черноземный район

(п. 25)

Географическое положение. Этапы развития района. Природные ресурсы - чернозем, КМА, АПК и черная металлургия района. Особенности территориальной структуры.

- показывать состав территории, ее границы, основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

- называть основные отрасли специализации хозяйства Черноземья.

29

Урок 9. Волго-Вятский район. (п. 26)

Внутренняя неоднородность природных условий. Хозяйственные различия севера и юга района. Этническое разнообразие. Нижегородская агломерация.

- границы района, главные природные объекты, определяющие своеобразие района;

- называть народы, проживающие в районе;

- хозяйственные различия внутри района.

30

Урок 10. Северо-Запад


Практическая работа. Составление географического описания "путешествия" от Финского залива до Рыбинска водным путем.
(п. 27)

Особенности географического положения и природы. Озерный край Северо-Запада, Ладожское озеро. Балтийское море - природа, морские пути, экологические проблемы.

Показывать состав и границы территории, основные природные объекты;

- называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП

31

Урок 11. Города на старых водных торговых путях


Практическая работа. Составить географ. маршрут по древним городам С-З с указан. достопримечательностей. Обосновать свой выбор. (п.28)

Древние города на старых торговых путях. Современные проблемы старых городов

реки европейской части России; "путь из варяг в греки";- показывать на карте древние города.

32

Урок 12. Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России (п.29)

Влияние географического положения на статус "морской столицы". Изменение Петербургом своего ЭГП: преодоление "окраинного положения" за счет строительства каналов, железных дорог, создания современной сети связи.

Объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации; - называть отрасли специализации.

Машиностроение, химия, легкая промышленность.

33

Урок 13. Санкт-Петербург - "вторая столица" России (п.30)

«Столичные" функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург - культурная столица России.

Называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга.

34

Урок 14. Калининградская область (п.31)

Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. "Янтарный край". Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области.

Анклав, портовое хозяйство Показывать на карте Калининградскую область,

- оценивать ЭГП Калининградской области

35

Урок 15. Европейский Север Географическое положение и природа (п.32)

Состав и особенности географического положения. Малоблагоприятность условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района. Поморы.

Называть состав территории,

- объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность;

36

Урок 16. Этапы развития хозяйства


Практическая работа (на выбор)

1) Сравнение двух районов Европейского Севера - Кольско-Карельского и Двинско-Печорского

2) Выбор города в качестве "региональной столицы" Европейского Севера и обоснование своего выбора. (п.33)

XVII в. - период расцвета хозяйства Севера. Торговые пути. Север - родина знаменитых русских землепроходцев. Архангельск и Мурманск - морские ворота района и страны. Развитие хозяйства Севера в XIX - XX в.

- объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера.

-новая роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России.

37

Урок 17. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры


Практическая работа

Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации. (п.34)

Культурное наследие Севера. Монастыри - центры политической, хозяйственной и культурной жизни древности, "архитектурные жемчужины" России. Северные художественные промыслы.

Называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера;

- объяснять влияние природных условий на жизнь –хозяйственную деятельность людей.

38

Урок 18. Поволжье. Географическое положение и природа (п.35)

Географическое положение и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Протяженность территории и изменение природных условий.

- объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья;

39

Урок 19. Население и хозяйство


Практическая работа. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны. (п.36)

Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности.

Показывать на карте города Поволжья, объяснять особенности и причины их возникновения, роста и хозяйственного развития;

- называть отрасли специализации района по статистическим данным;

40

Урок 20. Северный Кавказ. Природные условия


Практическая работа. (начало работы). Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа до природным условия. (п. 37)

Состав района, границы, ЭГП. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Ресурсы Северного Кавказа (почвенные, агроклиматические, рекреационные, минеральные).

- определять ГП и ЭГП района;

- объяснять особенности географического положения района и природные различия его западной и восточной частей.

41

Урок 21. Хозяйство района


Практическая работа (продолжение). Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по развитию АПК и рекреационного хозяйства. (п.38)

 

Агропромышленный комплекс, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону - самый крупный город Северного Кавказа.

- определять показатель специализации по статистическим данным;- объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга.

42

Урок 22. Народы Северного Кавказа

(п.39)

Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа.

 Приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа.

43

Урок 23. Южные моря России (п. 40)

Значение южных морей России. Черное море - природа, транспортное и рекреационное значение. Экологические проблемы Азовского моря. Транспортное значение. Ресурсы Каспия.

Показывать моря на карте; называть природные особенности морей; показывать пограничные государства;- объяснять значение морей для хозяйственной жизни.

44

Урок 24. Уральский район Географическое положение и природа

Практическая работа. (начало работы) географическое описание Среднего Урала по картам.(п.41)

Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район. Предуралье и Зауралье. неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств. Спектры широтной и высотной поясности.

- показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала;

- объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий;

- давать оценку ЭГП района.

45

Урок 25. Этапы развития и современное хозяйство.(.42)

Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства.

изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства.

46

Урок 26. Города Урала. Проблемы района


Практическая работа (окончание). Географическое описание по картам Среднего Урала. п.43)

Города Екатеринбург - горнозаводский центр Урала. Пермь - промышленный и торговый центр. Челябинск - город на трасе Транссиба. Социальные, экономические и экологические проблемы Урала. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Сравнивать Северный, Средний, Южный, Западный и Восточный Урал по условиям и хозяйственному развитию;- называть и объяснять экологические проблемы Урала;

- оценивать перспективы развития Урала.

47

Урок 27. Обобщение знаний по теме "Европейская часть России"

Общие черты географических районов Европейской части. Природные и социально-экономические особенности районов. Проблемы районов, их тесная взаимосвязь. Экологические проблемы. Качество окружающей среды. Возможные пути решения проблем географических районов Европейской части страны.

- называть общие черты и проблемы развития географических районов;
- сопоставлять показатели специализации географических районов;
- объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов Европейской части России;

48

Тема 3. Азиатская часть России – 16 часов 


Урок 1. Природа Сибири


Практическая работа Географическое описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, изменение ландшафта, впечатления) (п.44)

16

Азиатская Россия - территория, рельеф, климат. Природа Сибири: рельеф, климат, реки, ландшафт. Природно-хозяйственные зоны. Условия хозяйственной деятельности в Сибирских ландшафтах.

Выделять на карте природные районы на востоке страны;

 - называть общие особенности природы, населения и хозяйства Азиатской части России;

49

Урок 2. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. (п. 45)

Состав, географическое положение, тектоническое строение и особенности рельефа. Климат, реки. Горные хребты и котловины. Климат и реки. Особенности высотной поясности. Природные ресурсы. Освоение горных районов Сибири.  Виды хозяйственной деятельности.

Показывать на карте объекты, определяющие своеобразие природы района; - объяснять важность сохранения природного равновесия горных ландшафтов,

50

Урок 3. Арктические моря (п.46)  

Моря Северного Ледовитого океана: особенности природы морей, ресурсы, хозяйственное значение.

Северный морской путь. Современные проблемы и перспективы.

называть отличительные особенности природы морей Северного Ледовитого океана; - объяснять значение Северного морского пути для Азиатских регионов России.

51

Урок 4. Население Сибири (п.47)

Формирование этнической карты Сибири. Присоединение к России и заселение русскими. Характер заселения территории. Взаимоотношения русских с коренными народами.

Формирование этнической карты Сибири.

52

Урок 5. Хозяйственное освоение Сибири


Практическая работа. Выделить на карте и дать комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири, используя разные источники информации. (п.48)

Освоение Сибири русскими. Тобольск, Иркутск - старые города Сибири. Изменение роли городов в процессе освоения Сибири. Освоение Сибири в советское время. Различия в освоенности территории Сибири.

Объяснять причины освоения Сибири; - называть природные особенности, затруднявшие освоение территории; - называть основные направления хозяйственного развития Сибири.

53

Урок 6. Западная Сибирь Природные условия и ресурсы

(п.49)

Состав территории, географическое положение, рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы

Показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; - давать оценку ЭГП района;

- называть и объяснять природные особенности Западной Сибири.

54

Урок 7. Хозяйство района (п. 50)

Западная Сибирь - главная топливная база страны. Кузбасс - угольно-металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство.

Показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепереработки, трубопроводы; - объяснять развитие черной металлургии; - отрасли специализации Западной Сибири.

55

Урок 8. Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы (п.51)

Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные и лесные ресурсы.

- называть природные ресурсы и показывать р-ны их распространения;
определять и оценивать ЭГП;

- природные условия;

56

Урок 9..Байкал (п. 52)

Байкал - уникальное творение природы. Площадь озера, объем пресной воды. Особенности природы. Образование озерной котловины. Х-во на берегах озера. Экологические проблемы

Эндемики Байкала;

- показывать на карте, называть и объяснять уникальные особенности озера.

57

Урок 10. Хозяйство района (п.53)

Внутренние различия в хозяйственном развитии района. Ангаро-Енисейский район Восточной Сибири - электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. ВПК. Экологические проблемы.

- показывать на карте промышленные центры;- объяснять возникновение экологических проблем региона;

- сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири,

58

Урок 11. Дальний Восток. Формирование территории

(п. 54)

Дальний Восток, его границы как природного и экономического района. Географические открытия и заселение территории. Изменение границ России на Дальнем Востоке. Современные границы района.

особенности политике- и экономико-географического положения, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории.

59

Урок 12. Природные условия и ресурсы (п.55)

Дальний Восток - контактная зона "суша - море", последствия для природы и хозяйства. Муссонный климат большей части территории. Опасные природные явления - тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов.

называть и показывать на карте природные объекты материковой, полуостровной и островной частей;

- объяснять специфику природных условий Дальнего Востока;

60

Урок 13. Моря Тихого океана


Практическая работа(начало). Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Дальнего Востока. (п.56)

Общие особенности морей Тихого океана. Своеобразие природы и ресурсов Берингова, Охотского и Японского морей

- показывать на карте моря Тихого океана, пограничные страны, острова, полуострова; - объяснять особенности природы морей.

61

Урок 14. Население района (п.57)

Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока. Отличительные особенности современного населения.

- объяснять характер расселения коренных народов и плотности населения; - приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока.

62

Урок 15. Хозяйство района


Практическая работа (окончание). Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана. (п.58)

Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности. Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта.

- определять показатель специализации района по статистическим данным;
- объяснять сложившуюся специализацию Дальнего Востока.

63

Урок 16. Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России"


Практическая работа. Сравнение западных и восточных районов России.

Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические). Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны.

Объяснять природные и социально-экономические особенности восточных географических районов и сопоставлять их с западными регионами страны; - объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном разделении труда; - оценивать современные перспективы социально-экономического развития восточных районов.

64

Урок 17. Типы районов России. Обобщение знаний по разделу "Районы России"

Различные подходы к типологии районов. Районы нового и старого освоения, аграрные, индустриальные, приморские, центральные, глубинные и т. д. Уровень и качество жизни населения в разных районах страны. Проблемы экологической безопасности. Взаимодополняемость географических районов. Региональная политика.

приводить примеры (и показывать на карте) районы с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; - объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов.

65

Тема 3. Россия в мире.

Урок1. Россия в мире


Практическая работа. Работа со стат. мат-ми с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира. (стр 263-267)

4

Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды.

объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры;

66

Урок2. Россия в современном мире.

Перспективы развития России. Причины, влияющие на социально-экономическое и культурное развитие

оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России

67

Урок 3 Особенности отношений России с отдельными странами

Составление картосхем взаимных интересов России со странами Европы, Балтии, Белоруссией, Молдавией, Украиной, странами Закавказья и Ср. Азии, Китаем, Монголией, Японией

Объяснять характер взаимоотношений с определенными странами

68

Урок 4.  Экологические проблемы России.

Дополнительные материалы «Экология и мы»

Характеристика мероприятий по охране и преобразованию

природы

Называть основные районы экологических проблем

69-70

Резерв времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 5-6 класс (по линии учебников "Полярная звезда")

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.Рабочая программа по географии состав...

Рабочая программа по географии 10-11 класс (по линии учебников "Полярная звезда")

Рабочая программа по географии для 10-11 класса  составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География»  (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель ...

Рабочая программа по географии (6 класс, ФГОС ООО) по УМК "Полярная звезда"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, включает в себя календарно-тематическое планирование с УУД....

Рабочая программа по географии для 5-9 классов по УМК "Полярная звезда"

Рабочая программа по географии составлена по УМК "Полярная звезда" для 5-9 классов....

рабочая программа по географии для 5-9 классов по УМК "Полярная звезда"

Рабочая программа по географии для обучающихся 5-9 классов по УМК "Полярная звезда" для общеобразовательной школы....