Население Республики Саха (Якутия)
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Модульный урок позволяет формировать знания об особенностях населения республики, о процессах, влияющих на естесственное и механическое движение населения; развивать способность к анализу, выявлению причинно - следственных связей, самостоятельно формулировать проблемы на основе географической информации и статистических данных, формировать этническую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnyy_urok.naselenie_rsya_rudenko_ld.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мирнинское  районное  управление  образованием

НАСЕЛЕНИЕ  РЕСПУБЛИКИ  САХА  (ЯКУТИЯ).

/9 класс/

РУДЕНКО  Лилия  Демидовна,

учитель   географии.

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  № 5» п. Айхал

2008 г.

Цели:

     - формирование знаний об особенностях населения республики (динамика численности, структура населения; занятость), процессах, влияющих на естественное и механическое движение населения;

     - развивать способность к анализу, содержательным обобщениям, установлению причинно-следственных связей; самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географической информации и статистических данных;

     - формировать этнические нормы поведения, культуру межнациональных отношений;

     - развивать способность к частично-поисковой и исследовательской деятельности.

Оборудование и материалы:

     Атласы России и Республики Саха, учебник «География Якутии» 9 класс; таблицы, листы самоконтроля, распечатки модуля; «Экран» оценок класса. Выставка предметов искусства, быта, одежды коренных народов Якутии.

Типы педагогических технологий: 

     Модульное обучение;  частично-поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Ход  урока.

Вводный контроль.  

1. Соотношение рождаемости и смертности за определенный период называется:

а)  естественным движением населения;

б)  воспроизводством населения;

в)  естественным приростом.

2.  Вторым по численности народом России являются:

        а)  татары;                        в)  якуты;

        б)  украинцы;                г)  чуваши.

3.  Какие  из  перечисленных  ниже  религий  наиболее  распространены  на

      территории Республики Саха:

        а)  синтоизм;                в)  мусульманство;

        б)  буддизм;                г)  христианство.

4.  Депопуляция – это:

        а)  рост численности населения;

        б)  снижение численности населения.

5.  В классификации народов основным критерием является:

        а)  район компактного проживания данного народа;

        б)  принадлежность к определенной языковой семье;

        в)  история развития и формирования народа.

6.  Миграциями называют:

        а)  прирост населения;

        б)  перемещения населения;

        в)  убыль населения.

7.  Трудовыми ресурсами называют часть населения:

        а)  занятую в материальном производстве;

        б)  трудоспособного возраста.

8.  Экономически активное население:

        а)  трудовые ресурсы;

        б)  все население трудоспособного возраста;

       П.  Работа  с  модулем.

Модуль № 2.  Население Республики Саха (Якутия).

№  УЭ

учебного

элемента

Учебный материал

(Что изучать ?)

Руководство

по усвоению знаний

(Что делать ?)

1.

Цель:  выявить особенности формирования населения на территории республики.

Определить особенности формирования населения на территории республики.

Древнейшие народы.



Анализ текста учебника.  

с.149-150.

Выделить основные этапы формирования. Записать в тетрадь.

Взаимоконтроль

(в статистической паре).

2.

Цель:  динамика численности, особенности естественного движения населения.

Динамика численности (всего по Якутии).

Выявить периоды снижения численности и их причины.

Какими причинами можно объяснить эти процессы ?

Выявить особенности естественного движения населения.

Объяснить причины увеличения смертности и снижения рождаемости.

Составить собственный демографический прогноз динамики численности населения республики на перспективу.



Проанализировать табл. 6 учебника.




Проанализировать табл.  3. Текст учебника с.154-156.

Проанализировать табл.  4 учебника.

Сделать вывод (записать в тетради).

Взаимоконтроль (динамичная пара).


3.


Цель:  определить особенности поло-возрастной структуры.

Определить соотношение групп населения:

а) моложе трудоспособного возраста;

б) трудоспособного возраста;

в) старше трудоспособного возраста.

Составить представление о половой структуре населения.


Сделать вывод об изменении численности трудоспособного населения.




Проанализировать табл.2, табл.14 учебника. Составить опорный конспект.

Преобладает пол _______;

возраст _______________

в трудоспособном возрасте ______________________

женщин ______________

мужчин  ______________

Проверь себя. с.153 учебника.

Самооценка.

4.

Цель:  выявить изменения в занятости населения, занятости по отраслям.

Проследить динамику численности ЭАН.

Как изменилась доля безработных в ЭАН.

Как изменилась занятость по отраслям в период перехода к рыночной экономике.

Проследить взаимосвязь между современной экономической ситуацией в стране и изменениями в структуре занятости.

Составить прогноз распределения экономически активного населения по отраслям и секторам экономики республики.

Обосновать.



Анализ табл. 2, 3 учебника.

Учебник  с.153.



Сделать вывод (в тетради).




Табл. 13.

Взаимоконтроль (динамичная группа).

5.

Цель:  изменения в миграционных потоках, их влияние на численность населения и трудовые ресурсы.

Выявить особенности территориального размещения населения. Объяснить.

Как изменялось сальдо миграций в период с 1959 по 2000г.

Зная площадь и численность населения по районам, определить среднюю плотность населения.

Отметить районы с максимальной и минимальной концентрацией населения.






Учебник  с.158.  Табл. 13.


Составить картосхему размещения населения республики (контурная карта).

Контроль учителя.

6.

Цель:  этнический состав населения.

Какие народы проживают на территории республики. Определить их принадлежность к языковым семьям и группам.

Какую долю населения составляет титульный народ.

Почему проблема межнациональных конфликтов не характерна для нашей республики ?


Карта народов.

Табл.1 (приложение).


Составить круговую диаграмму.


«Проверь себя» (табл.2)

/приложение/

7.

Цель:  проверка знаний по результатам частично-поисковой и исследовательской деятельности учащихся.


Контроль учителя.

         Ш.  Резюме.

     Самыми древними из современных жителей Республики Саха считаются юкагиры.  В  1Х-Х1 вв. сюда с юга перекочевали эвены, эвенки, а затем и якуты. Русские появились на территории Якутии в XVII в.

    Численность населения республики на сегодняшний день составляет 988,6 тыс.чел., но она постоянно уменьшается. В первую очередь за счет миграций населения, причинами которых является экономическая нестабильность. Естественный прирост -  положительный, несмотря на то, что смертность продолжает расти.

     В половой структуре преобладают женщины. Трудоспособное население составляет 63%, из них экономически активное население составляет 47% (безработных 9,7%). Проблемой стала ситуация с научно-техническими кадрами, которые выезжают из республики в первую очередь.

     Якутия – многонациональная республика. Здесь проживают представители индоевропейской, алтайской, чукотско-камчатской языковых семей. Коренное население – юкагиры,  эвены, эвенки, якуты, - составляющие   меньшинство.    В суровых климатических условиях взаимодействие и поддержка, уважение к традициям народов является необходимостью. Поэтому в республике отсутствует проблема межнациональных конфликтов.

     Выставка костюмов, предметов быта и искусства коренных народов Севера поможет нам понять истоки фольклора, уникальность, самобытность, значимость, ощутить духовное родство с современной жизнью.

IV.  Выходной контроль.

Используемая  литература.

Ануфриева О.А.  Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Волгоград, Учитель, 2001.

Жирков И.И., Жирков К.И., Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М.  География Якутии. 9 класс. НКИ «Бичик», 2004.

Приложение.

Таблица 1

Кол-во

 народов

Мир

Россия

Республика Якутия

4000

130

80


Китайцы         – 20%

Хиндустанцы - 7,2老Â

Ā࢈Ā￿

老ÂĀ࢈Ā￿

老ÂĀ

࢈Ā￿

тары      – 3,7%

Украинцы – 3%

Народы Дагестана – 1,5%


Русские   – 50,3%

Якуты      – 33,4%

Украинцы –    7%

Татары      – 1,6%

Белорусы  – 0,9%

Эвенки      – 1,3%

Таблица 2

Языковые  семьи.

Индоевропейская

57,3 %

Алтайская

36,5 %

Чукотско-камчатская

0,08 %


Славянская группа:

   русские;

   украинцы;

   белорусы


Тюркская группа:

   татары;

   якуты;

   долганы.

Тунгусо-маньчжурская группа:

   эвенки;

   эвены.


Палеоазиатская группа:

   чукчи;

   юкагиры.

Вопросы (УЭ-7).

     Из различных вариантов ответов выберите то, что свойственно различным народам (русским, украинцам, татарам, якутам).

Внешний вид.

Цвет волос (темноволосый, русый и т.д.)

Формы носа и глаз (голубоглазый, кареглазый, узкий разрез глаз, нос с горбинкой).

Национальная одежда.

Ушанка, валенки

Шаровары, черевички

Тюбетейка, халат

Тангалай, торбаза

Национальное блюдо.

Щи, окрошка, студень, пельмени

Борщ, вареники, галушки, сало

Шашлык, лаваш, чебуреки

Кумыс

Элементы культуры.

Гопак,   былины,   турнир наездников,   вольная борьба,   танец стерха

Праздники.

Рождество,    Пасха,    Сабантуй,    Рамазан,    Ысыах.

Религия.

Православие,   ислам,   католицизм,   шамаизм.

Известные люди.

Л.Толстой,   Т.Шевченко,    Р.Гамзатов,    М.Джалиль,    А.Кулаковский.

     8. Черты характера.

Гостеприимство,  радушие,  приветливость,  доброжелательность,  общительность,  любовь к людям,  помощь своему ближнему,  певучесть,  широта душа,  гордость,  родовые традиции,  активность,  предприимчивость,  выносливость,  темпераментность,  трудолюбие.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя родина – Республика Саха (Якутия)

Данное занятие сформировывает понятие о любви к родине, как одной из главных нравственных ценностей, повествует о праздниках, городах, реках  Республики Саха (Якутии)....

Анализ мероприятий по проведенной Неделе химии в МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района Республики Саха (Якутия)

С 10 мая по 19 мая 2011года в МОУ СОШ № 10 была проведена «Неделя химии». Для проведения Недели химии был составлен план проведения мероприятий( прилагается), дата проведения и назначены ответст...

План проведения Недели химии в МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республики Саха ( Якутия)

В данном документе подробное планирование мероприятий, проведенных в рамках Недели химии в школе, а также сценарии мероприятий. Анализ данной Недели в отдельном документе " Анализ Недели химии в МКОУ ...

Классный час.Презентация.Интеллектуальная игра по теме:Государственное устройство Республики Саха (Якутия)

.Интеллектуальная игра для 10-11 классов по теме : Государственное устройство Республики Саха ( Якутия)...

"Республика Саха (Якутия)"

Тематический сборник с упражнениями о Республике Саха (Якутия) для учащихся средней школы, студентов образовательных учреждений НПО и СПО....

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....