рабочая программа 8-9 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Дронов В.П., Баринова И.И.«География России: Природа. Население. Хозяйство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
107759.doc | 376 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей Руководитель МО _________Речкина Г.А.. Протокол № 2 «21»сентября 2012г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УЧ ______________ Казанцева Е.П. «____»__________ 2011г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ № 130 _____________ Машкина М.А. «____»____________ 2011г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 130
Рабочая программа по географии
на 2011-2012 учебный год
Образовательная область «Обществознание»_
Предмет _география____
Класс _____8-9______
Учитель _Патрушева Олеся Владимировна____
Содержание программы
1.Пояснительная записка
2.Обоснование выбора УМК
3.Учебно-методический комплекс
4.Содержание учебной программы
5.Характеристика КИМов.
6.Национально-региональный компонент
7. требования к уровню подготовки учащихся
8. Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного (общего) и среднего (полного) общего образования»// Сборник нормативных документов. География / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.;
Примерная программа основного общего образования по географии для 6-10 классов, 2004 .
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год (Приложение 1 (2) к приказу МОиН РФ от 21.02.2012г. № 23290);
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404);
«О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012/2013 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в 2012/2013 учебном году» от 28.02.2012 г. № МД172/03
Учебный план МОУ СОШ № 130 на 2012 – 2013 уч. год;
Положение о рабочей учебной программе педагога МОУ СОШ № 130 от 30.03.2011 г.
Обоснование выбора УМК
Из рекомендованных комплектов для преподавания географии в 8-9 классе наибольшее распространение среди учителей получила традиционная содержательная линия издательства «Дрофа.
По общему мнению учителей данная линия УМК наиболее изучена и адаптирована для практики преподавания. УМК соответствует основным требованиям к выпускникам общеобразовательных школ и примерным федеральным программам по географии. Учитывая, что линия учебников применялась в преподавании на протяжении более 10 лет, в школьных библиотеках имеются экземпляры, которыми могут быть обеспечены нуждающиеся ученики. Учителя имеют необходимые и достаточно, разнообразные средства обучения, накопленные со временем и обеспечивающие эффективный выбор УМК данной линии, объясняется тем, что, кроме хорошо отобранного содержания обучения, в них запрограммирован еще и учебный процесс, ведущий к усвоению этого содержания учащимися. В учебниках заложена как теоретическая, так и практическая части. УМК для 8 - 9 классов хорошо обеспечены необходимым для преподавания методическим сопровождением: наличие программы, рабочих тетрадей, разработок уроков, а также накопленным собственным опытом учителей. В этой линии современные подходы к подаче содержания школьного курса географии сочетаются с проверенными практикой принципами дидактики. Акцент в линии сделан на высокий уровень научности содержания, представленного в доступной подросткам форме.
Учебно- методический комплекс
Дидактическое и методическое обеспечение |
Программа | Учебник | Методическое и дидактическое обеспечение | Инструментарий по отслеживанию результатов |
Примерная программа основного общего образования по географии (сборник нормативных документов. География. составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев .Дрофа 2006г.) | Дронов В.П., Баринова И.И.«География России: Природа. Население. Хозяйство» - М.: Дрофа, 2008. Дронов.В.П., Баринова «География России: население и хозяйство» - М.: Дрофа, 2006. | Поурочное планирование к учебнику Дронов В.П., Баринова И.И.«География России: Природа. Население. Хозяйство» - М.: Дрофа, 2008. Поурочное планирование к учебнику. Дронов В.П., Баринова И.И.« «География России: население и хозяйство» - М.: Дрофа, 2006. Атлас 8-9 класса | 7. Баранчиков, Е.В, Тесты по географии: 9 класс: В 2 частях. Часть 1/Е.В.Баранчиков.- М.: Издательство «Экзамен», 2007. |
Содержание программы
Содержание учебного курса «География России. Природа». 8 класс
(70ч, 2ч в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Что изучает география России.
Часть I
РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (8ч)
Тема 1. Географическое положение России – 3 ч.
Виды географического положения России. Уровни (масштабы) географического положения.
Особенности физико-географического, математико-географического, экономико-географического, транспортно-географического, геополитического, этнокультурного и эколого-географического положения.
Сравнение географического положения России и других государств.
Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство – 5 ч.
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
Часть II
ПРИРОДА (57ч)
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезны ископаемые -6 ч.
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.
Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения.
Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.
Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практическая работа. 1. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы – 7ч.
Факторы, определяющие климат России. Влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).
Сезонность климата.
Типы климатов России. Синоптическая карта России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 4ч.
Разнообразие внутренних вод России. Реки. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Озера, их происхождение. Болота. Подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Водообеспеченность страны.
Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного
использования.
2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.
3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы – 4 ч.
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа.1. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла \ влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 3ч.
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа. 1. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Тема 6. Природное районирование – 8ч.
Формирование природных комплексов (ПТК) — |результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Практическая работа. 1.Сравнительная характеристика двух природных зон России, оценка природных условий и ресурсов.
Тема 7. География своей местности (10ч). ). Территория, границы, географическое положение Чувашской Республики Рельеф, полезные ископаемые. Климатические особенности. Характеристика сезонов года. Реки и озера Чувашии. Растительные зоны. Характеристика основных природных комплексов. Экологические проблемы. Обобщающий урок по теме «География своей местности» (Чувашской Республики).
Тема 8. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы(3ч).
Структура учебного курса « География России. Население. Хозяйство. Регионы России». 9 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Введение (2ч)
Структура хозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Раздел I. Общая экономико-географическая характеристика РФ(27ч).
Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 ч)
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Миграции населения в России. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Практическая работа. 1.Изучение и анализ материалов, характеризующих численность, движение населения и тенденции его изменения.
Тема 3. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (19 ч)
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества
Классификация конструкционных материалов, проблемы пропорциональности производящих их отраслей.
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность \ и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.
Тема 4. Третичный сектор экономики — отрасли, производящие разнообразные услуги.
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.
Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.
Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Технополисы.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Раздел 2. ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (24 часа)
Тема 1. Районирование территории -1ч.
Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.
Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.
Тема 2. Европейская Россия – 17ч .
Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.
Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.
Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.
Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.
Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.
Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.
Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района.
2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения района.
Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Го рода науки.
Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.
Нижний Новгород, его географическое положение и торговые | функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.
Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.
Практические работы. 1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
3. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.
Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.
Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Практические работы. 1. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.
Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.
Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Практические работы. I. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения.
2. Экологические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения.
Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.
Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.
Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.
Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.
География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.
Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. .
Практические работы. 1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала.
2. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион) -6ч.
Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.
Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.
Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.
Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.
Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.
Практические работы. 1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы).
3. Разработать по карте туристический маршрут с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.
Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.
Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.
Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.
Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.
Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.
Якутские алмазы, город Мирный.
Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.
Практические работы. 1. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
2. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.
Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ
Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.
Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.
Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.
Природные ресурсы: минеральные, лесные.
Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.
Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.
Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.
Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы. 1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.
2. Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.
Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.
Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.
Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.
Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы. 1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.
2. Свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.
Тема 4. Россия в современном мире -4ч.
Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.
Тема 5. География своего региона(8ч). ЭГП Чувашской Республики (Козловского района, с. Тюрлемы). Население Чувашской Республики (Козловского района, с. Тюрлемы). Промышленность республики, Козловского района. Сельское хозяйство Чувашской Республики, Козловского района. Экономико-географические районы Чувашской Республики. Транспорт. Внешние экономические связи. Проблемы освоения природных ландшафтов и охраны природы. Урок обобщения и контроля знаний по теме « География Чувашской Республики».
Характеристика контрольно-измерительных материалов по географии в 8 классе
№ | Сроки | Тема | Практические работы, контрольные работы. |
1 | сентябрь | ГП России. | 1. Обозначить на К/К границы,соседей 1 порядка,крайние точки РФ. 2. Хаар-ка особенностей ГП Росси. 3. Решение задач на определение поясного времени. 4К/Р ГП России. |
2 | октябрь | Особенности природы и природные ресурсы. | Сопоставление тект. и физ.карт . Установление зависимости рельефа от ЗК, объяснение основных закономерностей. К/Р Особенности рельефа России. |
3 | ноябрь | Геологическое строение рельефа России. Климат и климатические ресурсы | Обозначение основных месторождений П/иск на К/К,причины их размещения. К/Р Геологическое строение РФ. Выявление закономерностей распределения ср.температур января и июля, год.кол-ва осадков. |
4 | декабрь | Анализ синоптической карты.Составление прогноза погоды. Определение коэффициента увлажнения в разных пунктах. К/Р Особенности климата РФ. |
5 | Январь | Внутренние воды и водные ресурсы. | Определение по картам особенностей питания, режима, годового стока, уклона, Падения рек, их хоз.использования. К/Р Особенности внутренних вод РФ. |
6 | Февраль | Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир. | Опеделение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв России. Оценка биологичеких ресурсов страны. Хар-ка ПЗ, выявление зависимости между компонентами и ПР. |
7 8 | Март-апрель май | Природа регионов России. Человек и природа | К/Р Особенности почв, растительного и животного мира РФ. ФГХ по картам особенностей природы, ПР и ПУ, их освоения( по регионам). К/Р Особенности природы регионов страны Хар-ка по картам одного из видов ПР. |
Характеристика контрольно-измерительных материалов по географии в 9 классе
№ | Сроки | Тема | Практические работы, контрольные работы ,зачеты, тесты . |
1 | сентябрь | Особенности ЭГП России. | ЭГХ ЭГП России. Анализ и сопостовление карт и таблиц. Зачет Хар-ка ЭГП России. |
2 | октябрь | Население России. | определение размещение населения.. определение по статистическим материалам ,показателям естественного движения населения, тенденции в изменения структуры занятости. тест демографическая ситуация в стране. |
3 | Ноябрь | Общая характеристика хозяйства России. | 7.Характеристика природно-ресурсного потенциала. 8. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения. 9. К/Р ЭГХ угольного бассейна. 10. ЭГХ металлургической базы. 11 тест Главные факторы размещения черной и цветной металлургии. |
4 | Декабрь | География отраслей и межотраслевых комплексов.
| 12. ЭГХ химической промышленности. 13. К/Р Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. 14. тест Основные районы животноводства. 15. Составление схемы производственных связей района. 16 тест Особенности ЭГП районов. 17. К/Р Факторы размещения ВПК по районам. |
5 | Февраль-март-апрель | Экономическое районирование РФ. | 18.ЭГП Центрального района. 19 . зачет Население ЦЧР. 20. ПУ и ПР Поволжья. 21. Хозяйство Сев.Кавказа. 22. К/РЭГП Западного региона.. 23. Население Урала. 24 тест ЭГП Урала. 25.Хоз-во Урала.. 26. зачет Хар-ка уральского эконом.района. 27.ТПК Вост.Сибири. |
6 | май | 28 .К/Р Население и трудовые ресурсы ДВ. 29 Специализация отраслей ДВ. 30. зачет Восточная эконом.зона. |
Учащиеся должны знать и уметь:
8 класс
знать/понимать
основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;
специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; размеры территории России, государственные границы, береговую линию;
основные структуры земной коры и формы рельефа; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны; типы климата, почв, бассейны рек; распространение многолетней мерзлоты;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальных уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; особо охраняемые территории, в том числе своей местности;
численность и динамику населения России, отдельных регионов и районов, их этнографическую специфику; различие в уровне и качестве жизни населения, основные направления и виды миграций, проблемы современной урбанизации.
уметь
определять координаты крайних точек, поясное время; основные климатические показатели; положение географических объектов на карте; положение субъектов Российской Федерации; плотность населения;
описывать существенные географические явления и объекты; природные условия жизни, быта и хозяйственной деятельности
людей; природные ресурсы; антропогенные изменения природы;
объяснять природные особенности географических объектов и явлений, в том числе своей местности; сущность процессов рельефообразования, почвообразования, циркуляции воздушных масс, режима водных объектов, формирования природных зональных комплексов и высотных поясов; опасные природные явления , в том числе и своей местности; современную демографическую ситуацию в России;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
прогнозировать изменения природы своей местности; изменения в населении своего населённого пункта.
9 класс
В результате изучения географии ученик должен
знать /понимать
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, размещение его основных отраслей; географическую специфику отдельных регионов и районов, их различия по уровню социально- экономического развития;
специфику современного геополитического и геоэкономического положения России; особенности её природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
межотраслевые комплексы и крупнейшие промышленные центры; сырьевые базы и центры производства; основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы; географические районы, и территориальный состав; формы собственности, в том числе в своей местности;
уметь
объяснять различия в освоении территорий; влияние разных факторов на формирование географической структуры районов; размещение отраслей МОК, главных центров производства; структуру отраслей специализации; сельскохозяйственную специализацию территорий; структуру экспорта и импорта; современные социально-экономические и экологические проблемы территорий, их влияние на здоровье населения.
прогнозировать возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных, стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических,
статистических, геоинформационных.
Календарно - тематическое планирование 8-9 класс
Тема раздела | № урока | Тема урока | № практической работы | Термины и понятия |
Введение (7 часов) | 1/1 | Что изучает физическая география России. | Компоненты природы, пк, источники географических знаний. |
2/2 | Географическое положение России. | Географическое положение страны, крайние точки, граница, территориальные воды. |
3/3 | Моря, омывающие территорию России. | Бассейн океана, внутренний бессточный бассейн, окраинные и внутренние моря, шельф, морская миля, экономическая зона, торосы, дрейф, ресурсы морей, ПЭС, Северный морской путь, экологические проблемы. |
4/4 | Разница во времени на территории России. | №1 определение поясного времени | Гринвичский, или нулевой, меридиан, меридиан 180о, о-ва Диомида – Ратманова и Крузенштерна, Москва, о-ва Фиджи. |
5/5 6/6 | История освоения и заселения территории России. | Путь «из варяг в греки», засеки, поморы, волоки, остроги, нгэ, многолетняя мерзлота, дрейф. |
7/7 | Обобщение знаний |
Раздел 1 Особенности природы и природные ресурсы.(21час) | 8/1 | Особенности рельефа России | №2 Сравнение тектон. и физич. карт | Рельеф, горы, равнины, вершина, низменность, возвышенность, плоскогорья, кряж, нагорья, плато, увалы. |
9/2 | Геологическое летосчисление. Геологическая карта. | Литосферные плиты, платформы, подвижные складчатые области, сейсмические пояса, геология, геотектоника, палеонтология, минералогия, геохронология, геологические эры, периоды, геохронологическая таблица. |
10/3 | Минеральные ресурсы. | №3 определение закономерностей размещения магм. п.и. | Минералы, полезные ископаемые, месторождения, бассейны, минерально-сырьевые запасы, терриконы, шахты, отвалы, рекультивация. |
11/4 | Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления. | Эндогенные процессы, экзогенные процессы, нтд, землетрясения, вулканизм, оледенения, морена, эрозионный и эоловый рельеф, дюны, обвалы, осыпи, оползни, лавины, сели. |
12/5 | Обобщение знаний |
Климат и климатические ресурсы. (4 часа). | 13/1 | От чего зависит климат нашей страны. | №3 определение закономерностей размещения магм. п.и. | Солнечная радиация, суммарная радиация, радиационный баланс, циркуляция вм, вм – авм, мувм, кувм, мтвм, ктвм, западный перенос, Сибирский антициклон. |
14/2 | Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | №5 работа с синоптической картой. | Трансформация, аф, аркт. Фронт, полярный, холодный, теплый фронт, циклон, антициклон, синоптические карты, прогноз погоды. |
15/3 | Распределение в России основных элементов климата. | №6 выявление закономерностей распределения темп., осадков. | Изотерма, амплитуда, осадки, снежный покров, «полюс холода», испаряемость, испарение, коэф. Увлажнения (избыточное, достаточное, недостаточное) |
16/4 | Типы климатов в России. Климат и жизнь. | №8 определения коэф. увлаж. | Климатический пояс, клим. обл., типы климата – арктический, субарктический, умеренный (муссонный, резко контин., умеренно-континен.) климатическая диаграмма. |
Внутренние воды и водные ресурсы. (4 часа) | 17/1 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | №9 определение питания, режима, стока, уклона и падения рек. | Равнинные и горные реки, падение, уклон, расход воды, годовой сток, режим реки, половодье, межень, паводок, ледостав, ледоход, твердый сток, наводнение. |
18/2 | Другие виды внутренних вод. | Озеро; озерные котловины – тектонические, вулканические, термокарстовые, ледниковые, моренные, запрудные, лиманы; сточные и бессточные озера. Болота – верховые и низинные. Подземные воды, верховодка. Ледники. Снеговая линия. |
19/3 | Водные ресурсы. |
20/4 | Обобщение знаний. |
Почвы и почвенные ресурсы. (4часа) | 21/1 | Образования почв и их разнообразие. | Почва, перегной (гумус), почвообразующие факторы, почвы – глинистые, суглинистые, супесчаные, песчаные, Почвенные горизонты – гумусовый, вымывания, вмывания, материнская порода. Структура почвы, плодородие. |
22/2 | Закономерности распространения почв. | №10 определение условий почвообразования. | Широтная зональность. Типы почв- арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые. Почвенная карта. Почвенный профиль. |
23/3 | Почвенные ресурсы России. | Земельные ресурсы, почвенные ресурсы, пашня, эрозия, мелиорация, орошение, осушение, обводнение, известкование, агротехника, удобрения, нитраты, рекультивация. |
24/4 | Обобщение знаний. |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (4 часа) | 25/1 | Растительный и животный мир России. | Растительные сообщества, тундра, лес, степь, пустыня, луга, болота. Животный мир, ярусное распределение животных. |
26/2 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | Заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы. |
27/3 | Природно-ресурсный потенциал России. | Растительные ресурсы, лесные ресурсы, лекарственное сырьё, кормовые, охотничье-промысловые ресурсы, Красная книга. |
28/4 | Урок обобщения по разделу «Общая характеристика природы России». | Контрольная работа по разделу. |
Природные комплексы России. Тема № 1. Природное районирование. (6 часов) | 29/1 | Разнообразия пк России. | ПТК, компоненты природы, ландшафт. |
30/2 | Моря, как крупные пк. |
31/3 | Природные зоны России. | Природная зональность, природная зона, арктическая пустыня, тундра, лесотундра. |
32/4 | Лесные зоны России. | Широтная зональность, лесные зоны, смешанные леса, тайга, широколиственные леса, лесостепь. |
33/5 | Безлесные зоны юга России. | №11 выявление зависимости между природными ресурсами. | Широтная зональность, степи, полупустыни, пустыни, засуха, суховеи, пыльные бури, черные бури, солончаки, солонцы. |
34/6 | Высотная поясность. | Высотная поясность, высотная зональность, субальпийские и альпийские луга. |
Тема №2 Природа регионов России. (17 часов) | 35/1 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. | Платформа, щит, возвышенности, низменности, оледенения, морена, бараньи лбы, камы, овраги, балки, циклон, заморозки, засуха. |
36/2 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | Широтная зональность, ПТК, гнус, полесье, бор, дубрава, западина. |
37/3 | Природные ресурсы Русской равнины и их рациональное использование. | Природные ресурсы: минеральные, лесные, водные, рекреационные. Рациональное природопользование. Мелиорация. Рекультивация, отвалы, терриконы, промландшафты. |
38/4 | Кавказ – молодые и высокие горы России. | Молодые складчатые горы, Альпийское горообразование, вулканизм, лакколиты, куэсты, лёсс, минеральные источники, фён, бора, плавни. |
39/5 | Пк Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | Высотная поясность, птк, альпийские луга, субальпийские луга, рекреационные ресурсы, минеральные воды, туризм, курорт. |
40/6 | Урал: каменный пояс земли русской. | №12 выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения | Складчато-глыбовые горы, минералы, самоцветы, поделочные камни, карстовые пещеры, останцы, курумы, гольцы. |
41/7 | Своеобразие природы Урала. | Курумы, гольцы, останцы, «каменные болваны», карстовые и ледяные пещеры, самоцветы, поделочные камни, минералогический заповедник, рудознатец. |
42/8 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы. |
43/9 | Западно-Сибирская низменность или равнина. Особенности природы. | Молодая платформа, плита, низменность, увалы, западины, оледенение, болота, старицы, подземные воды. |
44/10 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. | Тундра, лесотундра, тайга, лесостепь, урманы, гривы, колки, нефтегазоносные провинции, газоконденсат. |
45/11 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | Платформа, складчатые области, нтд, землетрясения, плато, кряж, траппы, «полюс холода», «шепот звезд», тарыны, болгуняхи, отуряхи. |
46/12 | Природные комплексы и природные ресурсы Восточной Сибири. | Тарыны - наледи, отуряхи, многолетняя мерзлота. Тайга - темнохвойная и светлохвойная. |
47/13 | Горы Южной Сибири. | Орография, складчато-глыбовые горы, грабен, межгорные котловины, эрозионный рельеф, оледенение, белки, или белогория. |
48/14 | Байкал – жемчужина Сибири. | Рифтовые зона, сарма, баргузин, верховик, култук, эндемические виды, гидрохимические свойства, бумажные комбинаты. |
49/15 | Дальний Восток: край контрастов. | Область новой техники, Тихоокеанское вулканическое кольцо, сейсмический пояс, гейзеры, вулканы, |
50/16 | Природные комплексы и природные ресурсы Дальнего Востока. | Уссурийская тайга, эндемики, гейзеры, вулканология, гидротермальные источники. |
51/17 | Обобщение знаний. |
Человек и природа (4 часа) | 52/1 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | Среда обитания, природные условия и ресурсы, благоприятные условия проживания, неблагоприятные, экстремальные условия, медицинская география. |
53/2 | Стихийные природные явления. | Стихийные природные явления и бедствия, техногенные катастрофы, МЧС, |
54/3 | Изменение природы человеком. Рациональное природопользование. | Природные ресурсы и их виды, охраняемые природные территории, рациональное природопользование. |
55/4 | Экологические проблемы России и роль географии в их решении. | Экологические проблемы, зона экологического бедствия, радиоактивные отходы, кислотные дожди, смог, мониторинг, экологизация мышления. |
География Амурской области (12 часов) | 56/1 | Географическое положение, границы, размеры. |
57/2 | История освоения, исследования и заселения. |
58/3 | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. |
59/4 | Климат и климатические ресурсы. |
60/5 | Внутренние воды. |
61/6 | Почвы и земельные ресурсы. |
62/7 | Природные зоны. Растительный и животный мир. |
63/8 | Типичные и уникальные пк. |
64/9 | Комплексная физико-географическая характеристика Серышевского района. |
65/10 | Комплексная физико-географическая характеристика Серышевского района. |
66/11 | Обобщение знаний. |
67/12 | Контрольный тест за курс 8 класса. |
68/1 | Заключительный урок |
1 (1) | Введение. | 1 | Практ. работы |
Часть V. Хозяйство России (продолжение) 16 часов |
Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье |
2(1) | Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы… | 1 |
3(2) | Топливная промышленность | 1 | ПР№1 итоговая «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов» |
4(3) | Электроэнергетика. | 1 |
5(4) | Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. | 1 |
6(5) | Металлургия. География черной металлургии. | 1 | ПР№2 итоговая «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам» |
7(6) | География цветной металлургии: факторы размещения предприятий. | 1 | ПР №3 тренировочная «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия» | 23.09 |
8(7) | Химическая промышленность. | 1 | 27.09 |
9(8) | География химической промышленности. | 1 | ПР №4 тренировочная «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам» | 30.09 |
10(9) | Лесная промышленность. | 1 | 04.10 |
11(10) | Машиностроение. География машиностроения | 1 | ПР№5 итоговая «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам» | 07.10 |
12(11) | Пищевая и легкая промышленность. | 1 | 11.10 |
13(12) | Состав и значение третичного сектора экономики | 1 | 14.10 |
14(13) | Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. | 1 | 18.10 |
15(14) | Другие виды транспорта. Связь. | 1 | 21.10 |
16(15) | Сфера обслуживания. Наука | 1 | 25.10 |
17(16) | Жилищное и рекреационное хозяйство. | 1 | 28.10 |
18(1) | Районирование – важнейший метод изучения географии. | 1 | ПР№ 6 тренировочная «Моделирование вариантов нового районирования» | 01.11 |
19(2) | Общая характеристика Европейской России | 1 | 04.11 |
20(3) | Европейский Север. Факторы формирования района. | 1 | 15.11 |
21(4) | Природа Европейского Севера. | 1 | ПР № 7 тренировочная «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района» | 18.11 |
22(5) | Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. | 1 | 22.11 |
23(6) | Хозяйство Европейского Севера. | 1 | ПР № 8 тренировочная «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера» | 25.11 |
24(7) | Северо-Западный район. Факторы формирования района. | 1 | 28.11 |
25(8) | Природа Северо - Запада. | 1 | 02.12 |
26(9) | Население и хозяйственное освоение Северо-Запада | 1 | 06.12 |
27(10) | Хозяйство Северо-запада. | 1 | 09.12 |
28(11) | Географические особенности Санкт-Петербурга и др. городов Северо-Запада | 1 | 13.12 |
29(12) | Центральная Россия. Факторы формирования района. | 1 | 16.12 |
30(13) | Природа Центральной России. | 1 | ПР №9 итоговая «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России» | 20.12 |
31(14) | Население и хозяйственное освоение Центральной России. | 1 | 23.12 |
32(15) | Московская столичная агломерация. Возникновение и развитие Москвы. | 1 | ПР№10 итоговая «Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга» | 27.12 |
33(16) | Хозяйство Центральной России | 1 | ПР№ 11 тренировочная «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России» | 30.12 |
34(17) | Европейский Юг. Факторы формирования района. | 1 | 13.01 |
35(18) | Природа Европейского Юга. | 1 | 17.01 |
36(19) | Население и хозяйственное освоение Европейского Юга | 1 | 20.01 |
37(20) | Хозяйство Европейского Юга | 1 | 24.01 |
38(21) | Поволжье. Факторы формирования района. | 1 | 27.01 |
39(22) | Природа Поволжья. | 1 | ПР № 12 тренировочная «Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения»; «Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав» | 31.01 |
40(23) | Население и хозяйственное освоение Поволжья. | 1 | 03.02 |
41(24) | Хозяйство Поволжья. География важнейших отраслей. | 1 | ПР№13 итоговая «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья» | 07.02 |
42(25) | Урал. Факторы формирования района. Состав района. Географическое положение Урала | 1 | 10.02 |
43(26) | Природа Урала. | 1 | 14.02 |
44(27) | Население и хозяйственное освоение Урала. | 1 | ПР№ 14 итоговая «Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем» | 17.02 |
45(28) | Хозяйство Урала. География важнейших отраслей хозяйства. | 1 | 21.02 |
46 (1) | Азиатская Россия. Общая характеристика. | 1 | 24.02 |
47(2) | Западная Сибирь. Состав района. Факторы формирования района. | 1 | 28.02 |
48(3) | Природа Западной Сибири | 1 | ПР№15 итоговая «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека» | 02.03 |
49(4) | Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. | 1 | ПР№ 16 тренировочная «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона» | 06.03 |
50(5) | Хозяйство Западной Сибири. | 1 | ПР № 17 тренировочная «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы)» | 09.03 |
51(6) | Север Восточной Сибири. Состав района. Факторы формирования района. | 1 | 13.03 |
52(7) | Природа Севера Восточной Сибири | 1 | ПР № 18 тренировочная «Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе» | 16.03 |
53(8) | Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. | 1 | ПР№ 19 итоговая «Составление характеристики Норильского промышленного узла» | 20.03 |
54(9) | Хозяйство Севера Восточной Сибири | 1 | 23.03 |
55(10) | Южная Сибирь. Состав района. Факторы формирования района. | 1 | 10.04 |
56(11) | Кузнецко-Алтайский подрайон | 1 | 13.04 |
57(12) | Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны | 1 | ПР № 20 тренировочная «Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири» | 17.04 |
58(13) | Дальний Восток. Состав района. | 1 | ПР № 21 тренировочная «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока» | 20.04 |
59(14) | Природа Дальнего Востока. | 1 | 24.04 |
60(15) | Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. | 1 | ПР №22 итоговая Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона)» | 27.04 |
61(16) | Хозяйство Дальнего Востока | 1 | 02.05 |
62(17) | Итоговое тестирование по части VI. «География крупных регионов России» | 1 | 04.05 |
63(1) | Россия и страны СНГ. Взаимодействие России с другими странами. | 1 | 08.05 |
64(2) | Объекты мирового природного и культурного наследия | 1 | 11.05 |
65(1) | Хозяйство Мордовии в 19 – начале 20 века. | 1 |
66(2) | Современная география промышленности. | 1 |
67(3) | Агропромышленный комплекс | 1 |
68(4) | Транспортная система. | 1 |
69(5) | Экономико-географические различия. | 1 |
70(6) | География экономических связей | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...