Открытые уроки
план-конспект урока по географии по теме
Открытые уроки по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок на тему: "Ветер" | 1022.1 КБ |
Открытый урок на тему: "Жизнь в океане" | 47 КБ |
Открытый урок на тему: "Водяной пар в атмосфере и облака" | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 16. «Построение графика розы ветров».
Цель урока: сформировать представление о причинах образования ветра
Задачи:
познакомить с видами ветров;
познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра;
научить приёмам построения «розы ветров» и определения направления и скорости ветра;
продолжать формирование навыков сравнительного анализа.
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.
Методы познания: картографический, исторический, сравнительный.
Средства обучения:
Учебник Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. География. Природа Земли и человек. 6 класс.- М.: Мнемозина, 2007.
Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 2005.
Физическая карта полушарий, контурная карта полушарий.
Раздаточный материал.
Техническое и программное обеспечение: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Интернет – ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0bb02a9f-df43-472a-a967-41cda5386965/?
аннотация: модель для определения направления и силы ветра
http://school-collection.edu.ru видеофрагмент о силе и образовании ветра
http://festival.1september.ru роза ветров
http://www.fcior.edu.ru контрольные вопросы
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
атмосферное давление и как оно измеряется;
как изменяется атмосферное давление;
решение задач.
Задача №1. Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.
Задача №2. Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм.рт.ст. Найдите давление на дне шахты.
Задача №3. На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм.рт.ст. Каково давление у подножья.
3. Изучение нового материала:
Деятельность учителя: Объявляет тему, цели и задачи урока, организует творческую деятельность учащихся.
Деятельность учащихся: Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь дату, тему урока. Разгадывают загадки.
Учитель: Вопросы к классу: Что это?
Рукавом махнул – дерево погнул. Ответ (Ветер)
Летит – не птица, воет – не зверь. Ответ (Ветер)
Бежал по тропке луговой
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой. Ответ (Ветер)
Учитель: Это всё ветер. Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием «ветер». Что такое ветер знает каждый, может, даже кто-то задумывался о том, как он образуется?
Учитель: Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер .
Использование ИКТ
Учитель: Скажите, что является главной причиной образования ветра? Что такое ветер? Запишите
определение в тетрадь.
Учитель: Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного
атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления. Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит.
а) б)
Рисунок 1.
а) Дневной бриз, б) Ночной бриз.
Учитель: Мы с вами рассмотрели образование дневного бриза. А как образуется ночной бриз?
Ученики: объясняют образование ночного бриза.
Учитель: для закрепления изученного материала, предлагает учащимся ответить на вопросы.
Ученики : отвечают на вопросы учителя.
Вопросы:
Почему летним днем из леса веет прохладой?
Каково происхождение ветерка на берегу реки летним жарким днем?
Учитель: На юге Дальнего Востока России, образуются ветры, которые меняют своё направление два раза в год. Это муссоны.
а) б)
Рисунок 2.
а) Зимний муссон, б) Летний муссон.
Учитель: Ребята, используя схему, объясните механизм образования муссона. Запишите определения в тетрадь.
Ученики: отвечают на вопросы учителя, объясняют образование постоянных ветров – муссонов.
Учитель: Давайте подведём итог. Какие ветры образуются на поверхности Земли? Назовите виды ветров.
Ученики: отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Ветер может дуть с разных сторон. Как определить направление ветра?
Направление ветра определяется с помощью флюгера.
Рисунок 5. Определение направления ветра.
Флюгер – это прибор, свободно вращающийся на оси и устанавливающийся по направлению ветра. Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то южный.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0bb02a9f-df43-472a-a967-41cda5386965/?
Использование ИКТ: определение направления и силы ветра
Вопросы: Как будет называться ветер, дующий с востока? Как называется ветер, дующий с запада?
Учитель: Ветер дует с разной силой. Сила ветра определяется по 12 – бальной шкале Бофорта. Давайте проанализируем её (форзац учебника). Чем больше разность атмосферного давления, тем сильнее ветер.
Учитель: А теперь давайте рассмотрим примеры. Как будет перетекать воздух? В каком из данных примеров ветер будет слабее?
Ученики: анализируют примеры, сопоставляют и делают выводы.
Пример:760ммрт.ст–720ммрт.ст
740 мм рт. ст – 720 мм рт. ст
Учитель: предлагает сделать вывод о значении ветра в природе, для человека. Какую роль играет ветер в жизни человека? Каково значение ветра в природе?
Ученики: полученные данные анализируют, выделяют роль ветра в природе, в хозяйственной деятельности человека.
Обобщение ответов учащихся:
перенос влаги на материк;
источник энергии – мельницы, двигатели, парусники;
способствует образованию морских течений.
Учитель: Направление ветра можно показать на графике, который называют «роза ветров». Давайте построим «розу ветров»
Ученики: выполняют за учителем построение «розы ветров» в тетрадях.
Учитель: А, теперь вы самостоятельно построите «розу ветров».
Практическая работа №16.
Построение ”розы ветров”.
Ход работы: Используя календарь погоды, который вы вели, постройте ”розу ветров” за октябрь (ноябрь, декабрь и т.д. в зависимости от варианта): 1) Начертите 8 направлений (румбов), соответствующих основным сторонам горизонта (С; Ю; З; В; С-З; С-В; Ю-З; Ю-В ); 2) По каждому направлению (румбу) отметьте направление ветра за каждый день месяца (1 день = 5 мм); 3) Соедините концы векторов красной линией. 4) Сделайте вывод о преобладающих ветрах за данный месяц.
Примечание: количество дней со штилем указать под розой ветров.
Вариант 1. Октябрь.
Вариант 2. Ноябрь.
Вариант 3. Декабрь.
Вариант 4. Январь.
Вариант 5. Февраль.
Вариант 6. Март (или сентябрь). |
Задание: построить розу ветров по данным таблицы (Приложение 1):
Направление ветра | |||||||
С | Ю | З | В | СЗ | СВ | ЮЗ | ЮВ |
Количество дней с ветром такого направления | |||||||
4 | 6 | 10 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
Примечание: 1 деление-1 день.
Учитель: Контролирует выполнение задания учащимися.
Ученики: Выполняют построение «розы ветров» в тетрадях. Анализируют, делают выводы.
Домашнее задание – параграф 39, вопросы.
Комментирование домашнего задания. Выставление оценок
Подведение итогов урока
Предварительный просмотр:
Тема: «Жизнь в океане».
Цель: Познакомить уч-ся с условиями жизни в океане; выявить причины , в на распределение организмов в океане. Сформировать представление о биологических богатствах Мирового океана.
Оборудование: карта Мирового океана, раздаточный материал, предметы урока (компьютерная), тесты, контурные карты, схемы, компьютер , проектор.
План урока:
1.Организационный момент;
2.Проверка д./з. Повторение изученного
-Задания на проверку знания:
-Покажите на карте ветровые течения
-Покажите на карте стоковые течения
-Задания на проверку понимания причинно-следственных связей
-Объяснить, верно ли утверждение:
«Солнце и ветры- вот, что движет воды океана».Построить схему- цепочку причинно- следственных связей между явлениями.
-Известный климатолог А. И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты» . Как вы понимаете этот факт.
-Задания на творческое применение знаний:
В Саргассовом море ( 25 и 35 с. ш. ,50 и 75з. д.) наблюдается скопление зеленоватых водорослей. Они придают вид затопленного мира, когда-то сильно устрашавшего спутников Колумба.
Объясните причины этого явления.
3.Изучение нового материала:
-Разнообразие морских организмов. Условие жизни организмов в океане.
-Распределение жизни в океане. Причины, влияющие на богатство организмов в океане.
-Биологические богатства океана.
-Интересные факты.
4.Закрепление новых знаний и умений. Выполнение тестов, работа в контурной карте.
5.Итог урока. Анализ схемы. Чтение судового журнала по командам.
6.Д/з.2. Составить кроссворд- творческая работа, заполнить таблицу.
Ход урока
Каждому ученику выдаётся карта-бланк для самостоятельной работы по изучению материала.
Класс делится на команды по 5-6 человек. Выбирается капитан экипажа.
Судовой журнал записывает каждый индивидуально, записи капитан группирует лучший ответы и в конце путешествия делает отчёт.
Тема урока «Жизнь в океане».
-Условия жизни в океане различны, по имению этих условий зависит разнообразие и богатство органического мира, чтобы это доказать мы сегодня отправимся в подводное путешествие на корабле знаменитого капитана Немо. Все свои наблюдения фиксируем в судовом журнале.
Целевая установка: во время путешествия мы узнаем причины, влияющие на богатство и разнообразие органического мира океана.
Презентация.
В мировом океане обитает огромное кол-во живых организмов от микроскопических растений и животных до морских гигантов.
По образу жизни они делятся на 3 группы.
-На какие виды делятся морские организмы? Чем они отличаются? Ответ запиши в судовом журнале.
-Члены экипажа капитана Немо помогут нам в наблюдении за подводным миром и прокомментируют все, что мы с вами увидим во время путешествия.
Компьютерная презентация (слайд-шоу)
Докладчик 1.
Влияние света:
- В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов:
от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно. Наиболее заселена глубина до 50 м.
-Запиши в судовой журнал, какой фактор с увеличением глубины влияет на разнообразие органического мира, распределение планктона, нектона, бентоса?
Докладчик 2.
- По мере погружения мы знакомились с обитателями моря и поражались их разнообразию. Вот как описал свои впечатления профессор Аранакс, член экспедиции капитана Немо: «Рыбы резвились, плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью. Я заметил зеленого губана, барабульку, бычка белого, японскую скумбрию, макрель, мурену, всего не перечислишь.
- Какие внешние признаки можно отметить у рыб- обитателей небольшой глубины?
Докладчик 3.
- Погружаясь, мы прошли отметку 200м, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно-синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину, исчезли водоросли. Стали пропадать наши спутники- стайки морских рыб. Мы опускались все глубже и глубже. И вот на глубине 500м угас последний луч света. Наступила кромешная тьма…
Капитан Немо приказал включить прожекторы, и мы с удивлением обнаружили, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевшись, мы заметили некоторые особенности глубоководных существ: у рыб-хищников были огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все существа лишены окраски, у многих плохо развиты глаза.
- Почему они такие? Ответ запиши в судовой журнал.
Докладчик 4.
Наличие питательных веществ.
-Проплывая вблизи западных берегов Южной Америки, мы отметили относительное богатство органического мира и решили найти причину столь удивительного явления. Прибрежные воды у западных берегов Южной Америки очень глубоки. Здесь почти нет континентального шельфа, а глубины порядка 1000м. Ветры, дующие параллельно берегу к северу, поднимают придонные холодные воды, содержащие фосфаты. Области подъема хорошо видны по мутно-зеленым пятнам, образуемым фитопланктоном. Обычно пищевые цепи начинаются планктоном, поэтому здесь много рыбы и птиц, питающейся им.
При перемешивании поверхностных вод и глубинных, происходит насыщение воды кислородом.
- Запишите в судовой журнал причины богатства органического мира вдоль западных берегов Африки.
Докладчик 5.
Влияние кислорода.
- Как-то сидя в кают компании, мы заговорили о воздухе, кислороде- сейчас эта проблема особенно актуальна- ведь мы находимся под водой. Рыбы и другие морские организмы должны реагировать на концентрацию кислорода в воде, но как определить наличие кислорода в океане? Капитан провел простой опыт. Поставил перед нами два аквариума с рыбами. Один аквариум помощники капитана немного нагрели, но без опасных последствий для рыб, а другой остудили. Каково же было наше изумление, когда в первом аквариуме рыбы стали чаще всплывать за воздухом, чем во втором.
-Запишите вывод, который можно сделать из этого опыта. В каких водах: тропических или умеренных - органический мир будет более разнообразным?
Докладчик 6.
Наличие питательных веществ.
- Проплывая в устьевой области крупной реки, мы обнаружили, что количество рыб и других обитателей моря увеличилось. Капитан объяснил нам, что реки выносят большое количество питательных веществ, и это способствует повышению биологической продуктивности океана.
- Назовите крупные реки, где наблюдается высокая продуктивность океана, связанная с влиянием рек.
Докладчик 1.
- Капитан Немо, проведя огромное количество времени под водой, собрал огромную коллекцию, состоящую из обитателей океана, и вот сейчас ему принесли представителей морской фауны. Вам предстоит определить, какой образ жизни они ведут, какую экологическую нишу занимают, чем питаются?
Выступление ученика о биологических богатствах океана.
Итак, подведем итоги нашему путешествию. Сделаем выводы: от чего зависит разнообразие и богатство органического мира океана?
Причины распределения и разнообразия жизни в океане |
свет | кислород | температура | соленость |
Питательные вещества | давление |
Жизнь в океане сосредоточена на материковых отмелях-шельфах.
Закрепление нового материала:
Выполнение тестов по теме.
Практическая работа в контурных картах: показать основные районы рыболовства и объяснить причины такой географии.
Чтение интересных фактов о Большом Барьерном рифе.
Отчет капитанов: Зачитать судовой журнал.
Эпиграф урока: «Океан - колыбель жизни ». Как вы понимаете этот эпиграф?
Домашнее задание: Составить кроссворд.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...