Открытые уроки
план-конспект урока по географии по теме


Предварительный просмотр:

 Тема урока: Ветер.

 Практическая работа № 16. «Построение графика розы ветров».

Цель урока: сформировать представление о причинах образования ветра

Задачи:

познакомить с видами ветров;

познакомить с приборами,  позволяющими  измерять скорость и направление  ветра;

научить приёмам построения «розы ветров» и определения направления и скорости ветра;

продолжать формирование навыков сравнительного анализа.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

Методы познания: картографический, исторический,  сравнительный.

Средства обучения:

Учебник  Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. География.  Природа Земли и человек. 6 класс.- М.: Мнемозина, 2007.

Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 2005.

Физическая карта полушарий, контурная карта полушарий.

Раздаточный материал.

Техническое и программное обеспечение: компьютер, проектор, презентация  Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Интернет – ресурсы:

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0bb02a9f-df43-472a-a967-41cda5386965/?

аннотация: модель для определения направления и силы ветра

http://school-collection.edu.ru видеофрагмент о силе и образовании ветра

http://festival.1september.ru роза ветров

http://www.fcior.edu.ru контрольные вопросы

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

атмосферное давление и как оно измеряется;

как изменяется атмосферное давление;

решение задач.

Задача №1. Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.

Задача №2. Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм.рт.ст. Найдите давление на дне шахты.

Задача №3. На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм.рт.ст. Каково давление у подножья.

3. Изучение нового материала:

Деятельность учителя: Объявляет тему, цели и задачи урока, организует творческую деятельность учащихся.
Деятельность учащихся: Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь дату, тему урока.  Разгадывают загадки.    

Учитель: Вопросы к классу: Что это?

Рукавом махнул – дерево погнул. Ответ (Ветер)

Летит – не птица, воет – не зверь. Ответ (Ветер)

Бежал по тропке луговой

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой -

Речка сделалась рябой. Ответ (Ветер)

Учитель: Это всё ветер. Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся  с   понятием  «ветер». Что такое ветер знает каждый, может, даже кто-то   задумывался  о том, как он образуется?

Учитель: Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление  высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер .

Использование ИКТ

Учитель: Скажите, что является главной причиной образования ветра? Что такое ветер? Запишите
определение в тетрадь.

Учитель: Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного
атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления. Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит.

а)                                                 б)

Рисунок 1.
а) Дневной бриз, б) Ночной бриз.

Учитель: Мы с вами рассмотрели образование  дневного бриза. А как образуется ночной бриз?
Ученики: объясняют образование ночного бриза.

 Учитель: для закрепления изученного материала, предлагает учащимся ответить на вопросы.
 Ученики : отвечают на вопросы учителя.

Вопросы: 

Почему летним днем из леса веет прохладой?

Каково происхождение ветерка на берегу реки летним жарким днем?

Учитель: На юге Дальнего Востока России, образуются ветры, которые меняют  своё направление два раза в год. Это муссоны.


а)                                                                                   б)
Рисунок 2.
а) Зимний муссон, б) Летний муссон.

Учитель: Ребята, используя схему, объясните механизм образования муссона. Запишите определения в тетрадь.
Ученики: отвечают на вопросы учителя, объясняют образование постоянных ветров – муссонов.

Учитель: Давайте подведём итог. Какие ветры образуются на поверхности Земли? Назовите виды ветров.
Ученики: отвечают на вопросы учителя. 

Учитель: Ветер может дуть с разных сторон. Как определить направление ветра?
Направление ветра определяется  с  помощью флюгера.

Рисунок 5. Определение направления ветра.

Флюгер – это прибор, свободно вращающийся на оси и устанавливающийся по направлению ветра. Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то  южный.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0bb02a9f-df43-472a-a967-41cda5386965/?

Использование ИКТ: определение направления и силы ветра

Вопросы: Как будет называться ветер, дующий с востока? Как называется ветер,  дующий с запада?

Учитель: Ветер дует с разной силой. Сила ветра определяется по 12 – бальной шкале Бофорта. Давайте проанализируем её (форзац учебника). Чем больше разность атмосферного давления, тем сильнее ветер.

Учитель: А теперь давайте рассмотрим примеры. Как будет перетекать воздух? В каком из данных примеров ветер будет слабее?
Ученики: анализируют примеры, сопоставляют и делают выводы.

Пример:760ммрт.ст–720ммрт.ст
             740 мм рт. ст – 720 мм рт. ст

Учитель: предлагает сделать вывод о значении ветра в природе, для человека. Какую роль играет ветер в жизни человека? Каково значение ветра в природе?
Ученики: полученные данные анализируют, выделяют роль ветра в природе, в хозяйственной деятельности человека.

Обобщение ответов учащихся: 

перенос влаги на материк;

источник энергии – мельницы, двигатели, парусники;

способствует образованию морских течений.

Учитель: Направление ветра можно показать на графике, который называют «роза ветров». Давайте построим «розу ветров»

Ученики: выполняют за учителем построение «розы ветров» в тетрадях.

Учитель: А, теперь вы самостоятельно построите «розу ветров».  

Практическая работа №16.

Построение  ”розы  ветров”.

 

Ход  работы:

      Используя    календарь  погоды,  который  вы  вели,  постройте  ”розу  ветров”  за  октябрь  (ноябрь,  декабрь  и  т.д.  в  зависимости  от  варианта):

1)  Начертите  8  направлений  (румбов),  соответствующих  основным  сторонам  горизонта  (С;  Ю;  З;  В;  С-З;  С-В;  Ю-З;  Ю-В );

2)  По  каждому  направлению  (румбу)  отметьте  направление  ветра  за  каждый  день  месяца  (1  день = 5  мм);

3)  Соедините  концы  векторов  красной  линией.

4)  Сделайте  вывод  о  преобладающих  ветрах  за  данный  месяц.

 

Примечание:  количество  дней  со  штилем  указать  под  розой  ветров.

 

Вариант  1.  Октябрь.

 

Вариант  2.  Ноябрь.

 

Вариант  3.  Декабрь.

 

Вариант  4.  Январь.

 

Вариант  5.  Февраль.

 

Вариант  6.  Март  (или  сентябрь).

Задание: построить розу ветров по данным таблицы (Приложение 1):

Направление ветра

С

Ю

З

В

СЗ

СВ

ЮЗ

ЮВ

Количество дней с ветром такого направления

4

6

10

2

3

1

2

2

Примечание: 1 деление-1 день.

Учитель: Контролирует выполнение задания учащимися.

Ученики: Выполняют построение «розы ветров» в тетрадях. Анализируют, делают выводы.

Домашнее задание – параграф 39, вопросы.

Комментирование домашнего задания. Выставление оценок

Подведение итогов урока



Предварительный просмотр:

     Тема: «Жизнь в океане».

   Цель: Познакомить уч-ся с условиями жизни в океане; выявить причины , в на распределение организмов в океане. Сформировать представление о биологических богатствах Мирового океана.

   Оборудование: карта Мирового океана, раздаточный  материал,  предметы  урока (компьютерная), тесты, контурные карты, схемы, компьютер , проектор.

План урока:

1.Организационный момент;

2.Проверка д./з. Повторение изученного

-Задания на проверку знания:

    -Покажите на карте ветровые течения

    -Покажите на карте стоковые течения  

-Задания на проверку понимания причинно-следственных связей

     

-Объяснить,  верно ли утверждение:

 «Солнце и ветры- вот, что движет воды океана».Построить схему- цепочку причинно- следственных связей между явлениями.

-Известный климатолог  А. И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты» . Как вы понимаете этот факт.

-Задания на творческое применение знаний:

       В Саргассовом море ( 25 и 35 с. ш. ,50 и 75з. д.) наблюдается скопление зеленоватых водорослей. Они придают  вид  затопленного мира, когда-то сильно устрашавшего спутников Колумба.

 Объясните причины этого явления.

3.Изучение нового материала:

   -Разнообразие морских организмов. Условие жизни организмов в океане.

    -Распределение жизни в океане. Причины, влияющие  на богатство организмов в океане.

     -Биологические богатства океана.

     -Интересные факты.

 4.Закрепление новых  знаний и умений. Выполнение тестов, работа в контурной карте.

5.Итог урока. Анализ схемы. Чтение судового журнала по командам.

6.Д/з.2. Составить кроссворд- творческая работа, заполнить таблицу.

                         Ход  урока

Каждому ученику выдаётся карта-бланк для самостоятельной работы по изучению материала.

Класс делится на команды по 5-6 человек. Выбирается капитан экипажа.    

Судовой журнал записывает каждый индивидуально, записи капитан группирует лучший ответы и в конце путешествия делает отчёт.

      Тема урока «Жизнь в океане».

-Условия жизни в океане различны, по имению этих условий зависит разнообразие и богатство органического мира, чтобы это доказать мы сегодня отправимся в подводное путешествие на корабле знаменитого капитана Немо. Все свои наблюдения фиксируем в судовом журнале.

 Целевая установка: во время путешествия мы узнаем причины, влияющие на богатство и разнообразие органического мира океана.

                        Презентация.

В мировом океане обитает огромное кол-во     живых организмов от микроскопических                                растений  и  животных  до морских гигантов.

По образу жизни они делятся на 3 группы.

-На какие виды делятся морские организмы? Чем они отличаются? Ответ запиши в судовом журнале.

-Члены экипажа капитана Немо помогут нам в наблюдении за подводным миром и прокомментируют все, что мы с вами увидим во время путешествия.

                 Компьютерная презентация (слайд-шоу)

Докладчик 1.

Влияние света:

- В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов:

от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно. Наиболее заселена глубина до 50 м.

-Запиши в судовой журнал, какой фактор с увеличением глубины влияет на разнообразие органического мира, распределение планктона, нектона, бентоса?

Докладчик 2.

- По мере погружения мы знакомились с обитателями моря и поражались их разнообразию. Вот как описал свои впечатления профессор Аранакс, член экспедиции капитана Немо: «Рыбы резвились, плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью. Я заметил зеленого губана, барабульку, бычка белого, японскую скумбрию, макрель, мурену, всего не перечислишь.

- Какие внешние признаки можно отметить у рыб- обитателей небольшой глубины?

Докладчик 3.

- Погружаясь, мы прошли отметку 200м, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно-синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину, исчезли водоросли. Стали пропадать наши спутники- стайки морских рыб. Мы опускались все глубже и глубже. И вот на глубине 500м угас последний луч света. Наступила кромешная тьма…

 Капитан Немо приказал включить прожекторы, и мы с удивлением обнаружили, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевшись, мы заметили некоторые особенности глубоководных существ: у рыб-хищников были огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все существа лишены окраски, у многих плохо развиты глаза.

- Почему они такие? Ответ запиши в судовой журнал.

Докладчик 4.

Наличие питательных веществ.

-Проплывая вблизи западных берегов Южной Америки, мы отметили относительное богатство органического мира и решили найти причину столь удивительного явления. Прибрежные воды у западных берегов Южной Америки очень глубоки. Здесь почти нет континентального шельфа, а глубины порядка 1000м. Ветры, дующие параллельно берегу к северу, поднимают придонные холодные воды, содержащие фосфаты. Области подъема хорошо видны по мутно-зеленым пятнам, образуемым фитопланктоном. Обычно пищевые цепи начинаются планктоном, поэтому здесь много рыбы и птиц, питающейся им.

При перемешивании поверхностных вод и глубинных, происходит насыщение воды кислородом.

- Запишите в судовой журнал причины богатства органического мира вдоль западных берегов Африки.

Докладчик 5.

Влияние кислорода.

- Как-то сидя в кают компании, мы заговорили о воздухе, кислороде- сейчас эта проблема особенно актуальна- ведь мы находимся под водой. Рыбы и другие морские организмы должны реагировать на концентрацию кислорода в воде, но как определить наличие кислорода в океане? Капитан провел простой опыт. Поставил перед нами два аквариума с рыбами. Один аквариум помощники капитана немного нагрели, но без опасных последствий для рыб, а другой остудили. Каково же было наше изумление, когда в первом аквариуме рыбы стали чаще всплывать за воздухом, чем во втором.

-Запишите вывод, который можно сделать из этого опыта. В каких водах: тропических или умеренных - органический мир будет более разнообразным?

Докладчик 6.

Наличие питательных веществ.

- Проплывая в устьевой области крупной реки, мы обнаружили, что количество рыб и других обитателей моря увеличилось. Капитан объяснил нам, что реки выносят большое количество питательных веществ, и это способствует повышению биологической продуктивности океана.

- Назовите крупные реки, где наблюдается высокая продуктивность океана, связанная с влиянием рек.

Докладчик 1.

- Капитан Немо, проведя огромное количество времени под водой, собрал огромную коллекцию, состоящую из обитателей океана, и вот сейчас ему принесли представителей морской фауны. Вам предстоит определить, какой образ жизни они ведут, какую экологическую нишу занимают, чем питаются?

Выступление ученика о биологических богатствах океана.

Итак, подведем итоги нашему путешествию. Сделаем выводы: от чего зависит разнообразие и богатство органического мира океана?

Причины распределения и разнообразия жизни в океане


свет


кислород


температура


соленость

Питательные вещества

давление

Жизнь в океане сосредоточена на материковых отмелях-шельфах.

Закрепление нового материала:

Выполнение тестов по теме.

Практическая работа в контурных картах: показать основные районы рыболовства и объяснить причины такой географии.

Чтение интересных фактов о Большом Барьерном рифе.

Отчет капитанов: Зачитать судовой журнал.

Эпиграф урока: «Океан - колыбель жизни ». Как вы понимаете этот эпиграф?

Домашнее задание: Составить кроссворд.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...