Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС к предметной линии УМК "Полярная звезда". Данный материал содержит помимо рабочей программы и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5kl._geografiya.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель методического Зам.директора по УВР Директор МКОУ «Шайковская
естественно-математического МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная
объединения учителей средняя общеобразовательная школа №2»
МКОУ «Шайковская средняя школа №2» ________________/Дитрих Л.А./
общеобразовательная школа №2»
___________/Саповатова И.П./ ___________/Шемонаева Г.Б/
Протокол № _________ Приказ №_________
от «____»___________2012г. «____»___________2012г. от «_____»___________2012г.
Рабочая программа
по географии
для 5 класса
на 2012/2013 учебный год
Составитель программы:
Ефанова Е.В.
учитель географии
первой квалификационной категории
2012г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
фундаментального ядра содержания общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
примерной рабочей программы основного общего образования по географии В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.Липкина для предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 кл., М.»Просвещение»,2011.
Летягин А.А., Душина И.В.,Пятунин В.В., Бахчиева А.В. География. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2007.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - -общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую. Деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.
При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания должны соответствовать возрастным особенностям и иметь оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место должно занять обучение школьников оценочной деятельности, научить учеников оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Следует, исходя из требований к результатам обучения, особое внимание уделить метапредметным результатам – таким как:
освоенные межпредметные понятия («государство», «отрасль», «ВВП», «биосфера», «экосистема», «биом», «влажность воздуха» и др.);
универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.
Изменения в авторскую программу - добавлены практические работы на основе программы «Летягин А.А., Душина И.В.,Пятунин В.В., Бахчиева А.В. География. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2007.»; сокращено количество резервных часов и отведено для практических работ и на закрепление изученного материала.
Формы проведения: урок, исследовательская деятельность, групповая работа.
Учебно - методический комплект:
-Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. / Под ред. А. И. Алексеева
-Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы. / Под ред. А. И. Алексеева
НиколинаВ.В.География.Мойтренажёр.5-6классы.
-Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы; 10-11классы.
Программа рассчитана - 35 часов в 5 классе, 1 час в неделю.
Самостоятельных и контрольных работ – 5
Практических работ – 10
Проектов исследования –2
Планируемые результаты освоения курса географии
Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Содержание курса
География Земли
Раздел 1. Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение измерений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Гидросфера – водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движения воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы источники загрязнения вод мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенности горных пород. Минеральные воды.
Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли.
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная постность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдение за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственное деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее основными частями. Территориальные комплексы: природные и природно-антропогенные. Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая среда.
Раздел 3. Население Земли.
Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Численность населения Земли, ее изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения мира во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и ее изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Крупные государства и города. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.
Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношения городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.
Раздел 4. Материки, океаны и страны.
Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа материка Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические природные явления.
Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки. Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океана. Охрана природы.
Историко – культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.
Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.
География России.
Раздел 5. особенности географического положения России.
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других стран. Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальные шельф и экономическая зона РФ.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное и дикретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Раздел 6. Природа России.
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологические потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории страны. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирование рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровья. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного их регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатические условия. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами, их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной их рек с использованием тематических карт. И климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения с ними опасных природных явлений на территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и внутренние ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, степей и лесостепей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые территории России. Памятники Всемирного природного наследия.
Раздел 7. Население России.
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXIвв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие возрастного и полового состава населения в России и факторы его определяющие. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по карте особенностей размещение народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграций на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.
Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни и населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.
Раздел 8. Хозяйство России.
Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структура хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития ее хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и окружающая среда. Составление характеристики одного из угольных и нефтяных бассейнов по картам м статистическим материалам.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Легкая промышленность и охрана окружающей среды.
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.
Раздел 9. Районы России.
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Крупные регионы и районы России.
Регионы России: Западный и Восточный.
Районы России: европейский Север, Центральная Россия, Европейский ЮГ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Раздел 10. Россия в современном мире.
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.
Материально – техническое обеспечение учебного процесса
Литература
1. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы. / Под ред. А. И. Алексеева
2. Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. / Под ред. А. И. Алексеева
3. Николина В. В. География. Мой тренажёр. 5-6 классы.
4. Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы.
5. Атлас. География 5 класс. - М.:Дрофа.-2012г.
6. Контурные карты. География 5 класс. – М.:Дрофа.-2012г.
Дидактический материал
Оборудование и приборы
Комплект плакатов «Земля»
Глобус географический
Теллурий
Компас
Комплект географических таблиц
Плакаты путешественников
Коллекция «Почва и ее состав»
Электронные географические карты
Коллекция горных пород и минералов
Карты:
Российская Федерация |
Российская Федерация. Социально-экономическая |
Россия географическая |
Россия физическая |
Австралия и Океания |
Австралия и Новая Зеландия |
Агроклиматические ресурсы России |
Африка/Западная Европа |
Африка политическая |
Африка физическая |
Государства Европы |
Евразия |
Евразия/Австралия и Новая Зеландия |
Европа физическая |
Зоогеографическая |
Месторождения полезных ископаемых |
Мира политическая |
Мира физическая |
Природные зоны России |
Северная Америка политическая/Северная Америка физическая |
Тектоника и минеральные ресурсы России |
Центральная и Восточная Азия |
Юго-Западная Азия |
Юго-Восточная Азия |
Южная Америка политическая |
Южная Америка физическая |
Карта мира политическая |
Карта мира физическая |
Климатическая карта мира |
Климатическая карта России |
Физическая карта полушарий - начальная школа |
Физическая карта полушарий средняя школа |
Ноутбук
Мультимедийный проектор
Видеомагнитофон
Телевизор
Коллекция учебных презентаций
Учебные плакаты (32 шт.)
Календарно – тематическое планирование. География 5 класс.
№ урока общий/в теме | Дата | Тема урока | Содержание урока | Универсальные учебные действия | Материал УМК | оборудование |
календарная | фактическая | личностные | познавательные | регулятивные | коммуникативные |
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 часа) |
1/1 | Географические методы изучения окружающей среды | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. | Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи географии. Выявлять методы географической науки устанавливать основные приемы работы с учебником. |
2/2 | Развитие географических знаний о Земле | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. ВГо; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Колумб, Магеллан. Составление таблицы «Путешественники и ученые» | Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки | Карта «Великие географические открытия», фото путешественников |
3/3 | Развитие географических знаний о земле Пр.работа №1 «Нанесение на карту маршрутов изучаемых географических путешествий» | Открытие и исследование материков. А.Тасман, Дж. Кук,Ф. Белинсгаузен и М.Лазарев. Русские землепроходцы-исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин,С. Дежнев. Покорение Северного полюса. Р.Амундсен, Р.Пири. | Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Знакомство с правилами работы в контурной карте | Атлас 6 класс, контурная карта, фото путешественников |
4/4 | Современный этап научных географических исследований | Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей. | Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии. |
уважение к истории, культурным и историческим памятникам; уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; | планировать пути достижения целей; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (3 часа) |
5/1 | С.работа по теме: «Развитие географических знаний о Земле» Земля – планета Солнечной системы | Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли. | Приводить доказательства тому, что Земля - одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. | Таблица « Земля-планета Солнечной системы» |
6/2 | Виды движения земли. Экватор, тропики, полярные круги. | Движения Земли. Виды движения земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики, полярные круги. | Составлять схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. | Теллурий географический |
7/3 | Солнечный свет на Земле Пр. работа №2 «Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу» Пр. работа №3 «Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом» | Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. | Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. | Теллурий |
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение кокружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; | уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёромадекватно использовать речь для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; |
Тема 3. План и карта (11часов) |
8/1 | С.работа по теме: «Земля-планете Солнечной системы» Ориентирование и способы ориентирования на местности Пр. работа №4 « Определение на местности направлений (азимутов) и расстояний» | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «Живым ориентирам». | Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. | Компас, план территории школы |
9/2 | Изображение земной поверхности на плоскости. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. | План местности. Особенности изображения местности на плане. | Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Выявлять особенности плана местности | Топографическая карта атласа, форзац учебник 1, линейка ориентир |
10/3 | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности | Изображение неровностей на плоскости. Нивелир. Горизонтали, бергштрихи. Абсолютная и относительная высота точки. | Определять абсолютную и относительную высоту. По горизонталям определять форму рельефа. | Компас, топографическая карта атласа, модель нивелира |
11/4 | Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности. | Топографическая карта. Виды съемки местности | Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. | Компас, топографическая карта атласа |
12/5 | Пр. работа №5 « Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности» | Построение простейшего плана местности. | Составлять и читать простейшие планы местности | Планшет, лист А4, карандаш, ластик |
13/6 | Географическая карта – особый источник информации | Глобус - объемная модель земного Земли. Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. | Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию | Глобус, настенные карты, карты атласа |
14/7 | Градусная сетка | Градусная сетка, ее предназначение. Параллели, меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. | Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте | Физическая карта полушарий, России |
15/8 | Географические координаты | Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов. Географическая долгота. Определение географической долготы. Часовые пояса. | Определять географические координаты объектов на карте | Физическая карта полушарий, России, таблица геогр. координаты |
16/9 | Решение практических задач по плану и карте Пр.работа №6 « Чтение плана местности: определение направлений, рсстояний абсолютной и относительной высоты точек» | Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте | Определять направления и измерять расстояния по карте. Определять географические координаты объектов на карте. Определять высоты и глубины по карте. | Физическая карта полушарий, России, топографическая карта |
17/10 | Обобщающий урок по теме « План и карта» | Обобщить и закрепить теоретические знания и практические умения по теме | Закрепить знание основных понятий и умений работы с картой. | Физическая карта полушарий, России, топографическая карта |
18/11 | Контрольная работа по теме «План и карта» | Проверить теоретические знания и практические умения по теме | Отработка основных теоретические знаний и практических умений работы с картой | Физическая карта полушарий, России, топографическая карта |
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение кокружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; | принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёромосуществлять взаимный контроль,оказывать необходимую взаимопомощь; |
Тема 4. Человек на Земле (3 часа) |
19/1 | Заселение Земли человеком | Основные пути заселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. | Определять по карте гипотетические места происхождения человека, пути его расселения. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни | Карта «Освоение Земли человеком» |
20/2 | Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. | Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства равномерности рас и отстаивать свою точку зрения. Определять наименее и наименее заселенные территории суши | Карты «Плотность населения мира», «Политическая карта мира» |
21/3 | Многообразие стран мира по политической карте | Сравнение стран мира по политической карте | Находить и показывать на карте свою страну. Находясь на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположениюСистематизировать новую информацию | «Политическая карта мира» |
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другимнародам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству | принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёромадекватно использовать речь для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; |
Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли (13 часов) |
22/1 | С.работа по теме : «Человек на Земле» Земная кора и литосфера | Внешние и внутренние силы Земли. Внутренне строение Земли: ядро мантия, земная кора. Типы земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосфера, ее отношение с земной корой. Литосферные плиты. | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновений и расхождения литосферных плит | Таблица «Внутреннее строение Земли» |
23/2 | Горные породы и минералы, полезные ископаемые | Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. | Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения | Школьная коллекция горных пород и минералов |
24/3 | Пр. работа №7 «Определение минералов и горных пород по образцам. Выявление способов использования местных горных пород в хозяйственной деятельности» | Практическое умение различать горные породы и минералы по внешним признакам. Формировать интерес к геологии | Различать горные породы и минералы по внешним признакам. Анализировать карту области | Выполнять проектное задание в группе | Школьная коллекция горных пород и минералов, атлас Калужской области |
25/4 | Движение земной коры | Движения земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические пояса и районы Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах , обеспечение безопасности населения | Выявлять закономерности распространения вулканов и землетрясенийУстанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. | Карты «Строение земной коры», «Физическая карта полушарий» |
26/5 | Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо | Строение вулкана, причины вулканизма, типы вулканов. Гейзеры, горячие источники. Основные районы вулканизма | Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма | Карты «Строение земной коры», «Физическая карта полушарий», макет вулкана |
27/6 | Рельеф Земли. Равнины | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте. | Определять по географическим картам количественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины. Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта | Карты «Строение земной коры», «Физическая карта полушарий», контурная карта мира и России |
28/7 | Рельеф Земли. Горы | Различия гор по высоте. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности человека. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте | Определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать рельеф своей местности | Карты «Строение земной коры», «Физическая карта полушарий», контурная карта мира и России |
29/8 | Решение практических задач по карте Пр. работа №8 « Определение по карте географического положения гор и равнин» | Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной картой | Находить географические объекты в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров. Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на нее. | Выполнять проектное задание в группе | Карты «Строение земной коры», «Физическая карта полушарий», контурная карта мира и России |
30/9 | Пр. работа №9 « Описание гор и равнин по географической карте» | Определение географического положения гор, равнин | Умение определять географическое положение объектов по плану, самостоятельное описание с помощью карт атласа | Карта «Физическая карта полушарий», школьный атлас |
31/10 | Формы рельефа своей местности. Пр. работа №10 «Описание особенностей рельефа своей местности по картам» | Определение особенностей рельефа своей местности, комплексное использование карт атласа | Умение составлять описание местности с использованием нескольких источников | Атлас Калужской области |
32/11 | Решение практических задач по атласу Калужской области | Разработка проектного задания «Скульптурный портрет Калужской области». Правила работы с контурами территории | Находить географические объекты в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров. Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на нее. | Выполнять проектное задание в группе | Атлас Калужской области, контуры области |
33/12 | Человек и литосфера | Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности |
34/13 | Контрольная работа по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли» | Проверка основных теоретических и практических вопросов раздела | Анализировать связь внутреннего строения Земли и внешних процессов. Находить на карте, описывать географическое положение форм рельефа. Классифицировать горные породы и минералы |
знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; потребность в самовыражени самореализации, социальном признании; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; | самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса | организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; |
35 | Подведение итогов года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...