Рабочая программа по географии (9 класс)
рабочая программа по географии (9 класс) по теме
Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_pod_red._a._i._alekseeva.docx | 69.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи
администрации Заринского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»
Утверждена
и. о. директора школы
№ ___ от «___» ____________ 2012 г.
__________ И. В. Пичкалева
Рабочая программа
по географии
9 класс
2012-2013 учебный год
Разработана на основе программы Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецовой,
Г. Я. Лисенковой, В. А. Низовцева, В. И. Сиротина, под ред. Алексеева
«География России. Отечествоведение»
для общеобразовательных учреждений
учитель: Горлов Анатолий Викторович
Верх-Камышенка 2012
Пояснительная записка
Главная задача курса — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире.
Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой — территориально дифференцированным, разнообразным.
Представление о целостности нашей страны вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии.
Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России).
Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.
Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Одна из задач курса — подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т. д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой — подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко-географическом ключе (как население России реагировало на изменения условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.
Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:
очеловечивание раздела о природе России: например, рассматриваются не природные, а природно-хозяйственные зоны; в главе о лесах присутствуют сюжеты о лесозаготовках и деревообработке; в главе о почвах — сюжеты о земледелии и т. д.;
увеличение объема и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т. д.;
формирование образов мест России с привлечением материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве (в том числе о народных художественных промыслах), об отражении специфики регионов в литературе, искусстве и т. д.;
насыщение большинства сюжетов историческим материалом — раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды. Другими словами, современная ситуация показывается как результат длительного исторического развития, как итог огромной работы многих поколений наших предков, но в то же время как исходное положение для дальнейшего развития, ход которого будет зависеть уже от тех, кто сейчас учится в школе.
География России изучается в 8 и 9 классах, на изучение курса отводится 2 ч в неделю.
В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» — «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что ее содержание включает ряд новых подходов.
При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.
Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.
Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России».
Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:
формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономико-, социально- и культурно-географической) характеристики;
углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.
В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.
Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).
Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 30.05.2013 г.
Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.
Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы
Учебники данной линии отличают современное содержание и методика, направленная на достижение метапредметных результатов, на развитие активной познавательной деятельности учащихся и формирование важнейших компетенций. Методический аппарат учебников позволяет реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению географии. Авторы учебников изложили учебный материал так, чтобы его усвоение происходило в ходе разнообразной учебной деятельности. Такая организация процесса обучения способствует лучшему пониманию материала, его запоминанию и последующему применению. Все учебники линии построены по единой схеме: вывод после каждого параграфа и в конце темы; после каждого параграфа — список слов и выражений, которые нужно запомнить, и вопросы трех уровней сложности, способствующие реализации дифференцированного личностно-ориентированного подхода к обучению. В учебниках 6 и 7 классов часть параграфов представляет собой уроки-практикумы. В учебниках 8 и 9 классов (география России) реализуется главная научно-методическая идея о формировании комплексного географического образа территории.
Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН и включены в Федеральный перечень.
Календарно-тематический план
Четв. | Сроки | Раздел курса | Кол-во часов | Номер практ-ой работы | Контрольные работы | |
Кол-во | Сроки | |||||
I | Хозяйство России. | 16 | 1-7 | |||
II | Хозяйство России. | 4 | 8 | 1 | ||
Районы России. | 10 | 9 | ||||
III | Районы России. | 22 | 10-12 | |||
IV | Районы России. | 12 | 1 | |||
Резервное время | 4 | |||||
Итого | 01.09.12− 25.05.13 | 2 темы | 68 | 12 | 2 |
Поурочное планирование (68 часов, 2 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | § учебника | Знать/уметь | Дата | ||
Тема 1. Хозяйство России (20 часов) | ||||||
1/1 | Понятие хозяйства. Его структура. | 1 | Ученик должен знать изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства; условия и факторы размещения предприятий. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения. | |||
2/2 | Этапы развития хозяйства России. | 2 | ||||
3/3 | Географическое районирование. | 3 | ||||
4/4 | Сельское хозяйство: структура и география растениеводства. | 4 | Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Ученик должен знать основные районы выращивания зерновых и технических культур, картофеля, районы садоводства и виноградарства. Уметь объяснить принципы их размещения. | |||
5/5 | Сельское хозяйство: животноводство, его структура. | 5 | Ученик должен знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснить принципы их размещения. | |||
6/6 | Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. | 6 | Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства. | |||
7/7 | Практическая работа 1 «Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт». | |||||
8/8 | Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. | 7 | Ученик должен знать: о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Уметь объяснить проблемы этих отраслей. | |||
9/9 | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России. Практическая работа 2 «Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)». | 8 | Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные. | |||
10/10 | Электроэнергетика. Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. | 9 | Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС) | |||
11/11 | Металлургический комплекс. Практическая работа 3 «Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства». | 10 | Показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз. | |||
12/12 | Машиностроительный комплекс. Практическая работа 4 «Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса». | 11 | Объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. Показывать главные районы и центры наукоёмкого, трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, объяснять факторы их размещения | |||
13/13 | Химическая промышленность. Практическая работа 5 «Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности». | 12 | Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры. Приводить примеры по сохранению природы | |||
14/14 | Транспортный комплекс, его значение. Практическая работа 6 «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)». | 13 | Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы | |||
15/15 | Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. | 14 | Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития | |||
16/16 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Практическая работа 7 «Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество». | 15 | Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильём, значение для экономики России развития рекреационного хозяйства | |||
17/17 | Территориальное (географическое) разделение труда. | 16 | Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов | |||
18/18 | Практическая работа 8 «Выделение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий». | |||||
19/19 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Хозяйство России». | 1-16 | ||||
20/20 | Контрольная работа «Хозяйство России». | |||||
Тема 2. Районы России (44 часа) | ||||||
21/1 | Восточно-Европейская равнина, тектоника и рельеф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны. | 17 | Давать оценку графического положения региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения | |||
22/2 | Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства. | 18 | ||||
23/3 | Центральная Россия. Состав территории. Географическое положение, его изменение в различные периоды. | 19 | Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района | |||
24/4 | Центральный район, его особое значение в жизни России. | 20 | Приводить примеры факторов, способствующих и затрудняющих развитие хозяйства. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы | |||
25/5 | Развитие хозяйства района. | 21 | Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления | |||
26/6 | Москва — столица России. Столичные функции. | 22 | Сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга | |||
27/7 | Города Центрального района, их типы. | 23 | Сравнивать города Центральной России | |||
28/8 | Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. | 24 | Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления | |||
29/9 | Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Практическая работа 9 «Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России)». | 25 | Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района | |||
30/10 | Северо-Западный район. Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории. | 26 | Давать оценку географического положения района для его формирования и развития | |||
31/11 | Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы. | 27 | Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления | |||
32/12 | Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. | 28 | ||||
33/13 | Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование. | 29 | ||||
34/14 | Калининградская область. Практическая работа 10 «Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем». | 30 | ||||
35/15 | Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. | 31 | Давать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства | |||
36/16 | Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. | 32 | Сравнивать характеристики двух частей района. Анализировать физическую карту, показывать главные объекты | |||
37/17 | Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. | 33 | Объяснять связь территориально производственных комплексов района. Называть важнейшие отрасли и центры, анализировать экономическую карту | |||
38/18 | Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природнохозяйственная граница. | 34 | Знать: состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья определять по картам природные ресурсы района | |||
39/19 | Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Практическая работа 11 «Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны». | 35 | Знать: историю заселения района, особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города | |||
40/20 | Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. | 36 | Давать оценку графического положения региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района Приводить примеры факторов, способствующих и затрудняющих развитие хозяйства. Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления | |||
41/21 | Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. | 37 | ||||
42/22 | Народы Северного Кавказа. | 38 | ||||
43/23 | Южные моря России. | 39 | ||||
44/24 | Практическая работа 12 «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства». | |||||
45/25 | Урал. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. | 40 | Знать: состав района, особенности географического положения. Уметь: по карте определять ГП района | |||
46/26 | Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России. | 41 | Знать: этапы формирования. Уметь: по карте определять этапы развития района, географическую и экономическую специфику района | |||
47/27 | Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы. | 42 | Знать: географию городов Урала, особенности важнейших отраслей хозяйства. Уметь: объяснять проблемы развития хозяйства района | |||
48/28 | Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. | 43 | Знать: особенности ГП Азиатской России. Уметь: показывать по карте районы Азиатской России. | |||
49/29 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. | 44 | Знать: своеобразие природы гор Южной Сибири. Уметь: показывать и отличать на картах природные ресурсы Южной Сибири | |||
50/30 | Арктические моря. Русские географические открытия. | 45 | Знать: своеобразие природы Арктических морей. Уметь: показывать их на картах и прогнозировать возможности использования морей | |||
51/31 | Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских». | 46 | Знать: особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города | |||
52/32 | Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. | 47 | Знать: этапы формирования. Уметь: по карте определять этапы развития района, географическую и экономическую специфику района | |||
53/33 | Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. | 48 | Знать: состав, факторы формирования района. Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири | |||
54/34 | Хозяйство района | 49 | Знать: отрасли специализации района | |||
55/35 | Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. | 50 | Знать: состав района, особенности ЭГП и природы района. Уметь: оценивать особенности ГП района, обеспеченность природными ресурсами; работать с контурной картой | |||
56/36 | Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. | 51 | Определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов. Объяснять зависимость природы объекта от географической широты, зависимость строения озерной котловины от строения земной коры | |||
57/37 | Хозяйство Восточной Сибири. | 52 | Знать: специфику размещения важнейших отраслей хозяйства района. Уметь: давать оценку природных ресурсов края | |||
58/38 | Дальний Восток. Формирование территории. | 53 | Знать: состав района и уникальность ЭГП. Уметь: прогнозировать развитие экономики района. | |||
59/39 | Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления. | 54 | Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать природные ресурсы и обозначать их на контурных картах | |||
60/40 | Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. | 55 | Знать: своеобразие природы Арктических морей. Уметь: показывать их на картах, прогнозировать возможности использования морей | |||
61/41 | Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы. | 56 | Знать: этапы заселения района, традиции и культуру народов. Уметь: объяснять неравномерное размещение населения | |||
62/42 | Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи. | 57 | Знать: отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства. Уметь: объяснять основные проблемы района и пути их решения | |||
63/43 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Районы России». | |||||
64/44 | Контрольная работа по теме «Районы России». | |||||
65/45 | Россия в мире | Знать: место России в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географии России, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления | ||||
Резервное время (3 часа) можно использовать на повторение материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...