Рабочая программа по географии (8 класс)
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Горлов Анатолий Викторович

Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_pod_red._a._i._alekseeva.docx63.79 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи

администрации Заринского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»

 

Утверждена

и. о. директора школы

№ ___  от  «___» ____________ 2012 г.

__________ И. В. Пичкалева

Рабочая программа

по географии

8 класс

2012-2013 учебный год

Разработана на основе программы Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецовой,

Г. Я. Лисенковой, В. А. Низовцева, В. И. Сиротина, под ред. Алексеева

«География России. Отечествоведение»

для общеобразовательных учреждений

учитель: Горлов Анатолий Викторович

Верх-Камышенка 2012

Пояснительная записка

Главная задача курса — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой — территориально дифференцированным, разнообразным.

Представление о целостности нашей страны вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии.

Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России).

Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Одна из задач курса — подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т. д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой — подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко-географическом ключе (как население России реагировало на изменения условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:

очеловечивание раздела о природе России: например, рассматриваются не природные, а природно-хозяйственные зоны; в главе о лесах присутствуют сюжеты о лесозаготовках и деревообработке; в главе о почвах — сюжеты о земледелии и т. д.;

увеличение объема и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т. д.;

формирование образов мест России с привлечением материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве (в том числе о народных художественных промыслах), об отражении специфики регионов в литературе, искусстве и т. д.;

насыщение большинства сюжетов историческим материалом — раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды. Другими словами, современная ситуация показывается как результат длительного исторического развития, как итог огромной работы многих поколений наших предков, но в то же время как исходное положение для дальнейшего развития, ход которого будет зависеть уже от тех, кто сейчас учится в школе.

География России изучается в 8 и 9 классах, на изучение курса отводится 2 ч в неделю.

В 8 классе изучается первая часть курса «География России» — «Природа и население», которая состоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:

показать интегрирующую роль населения в системе «природа — люди — хозяйство»;

сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны;

подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его историческими судьбами и культурными традициями.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 30.05.2013 г.

Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.

Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы

Учебники данной линии отличают современное содержание и методика, направленная на достижение метапредметных результатов, на развитие активной познавательной деятельности учащихся и формирование важнейших компетенций. Методический аппарат учебников позволяет реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению географии. Авторы учебников изложили учебный материал так, чтобы его усвоение происходило в ходе разнообразной учебной деятельности. Такая организация процесса обучения способствует лучшему пониманию материала, его запоминанию и последующему применению. Все учебники линии построены по единой схеме: вывод после каждого параграфа и в конце темы; после каждого параграфа — список слов и выражений, которые нужно запомнить, и вопросы трех уровней сложности, способствующие реализации дифференцированного личностно-ориентированного подхода к обучению. В учебниках 8 и 9 классов (география России) реализуется главная научно-методическая идея о формировании комплексного географического образа территории.

Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН и включены в Федеральный перечень.

Календарно-тематический план

Четв.

Сроки

Раздел

курса

Кол-во

часов

Номер

практ-ой

работы

Контрольные  работы

Кол-во

Сроки

I

Введение.

1

Пространства России.

7

1, 2, 3

1

Природа и человек.

8

4-6

II

Природа и человек.

14

7-13

III

Природа и человек.

16

14-15

1

Население России

6

16-17

IV

Население России

10

18-21

1

Резервное время

6

Итого

01.09.12− 25.05.13

4 темы

68

21

3

Поурочное планирование (68 часов, 2 часа в неделю)

урока

Тема урока

§

учебника

Знать/уметь

Дата

Тема 1. Введение  (1 час)

1/1

Введение. Изучение Географии как один из способов познания окружающего мира.

1

Ученик должен называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально- экономических, экологических проблем страны.

Тема 2. Пространства России (7 часов)

2/1

Россия на карте мира.

1

Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы. Определять поясное время. Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры Ученик должен знать понятия «территориальные воды», «экономическая зона», «недра», соседние государства. Уметь показать границу России и назвать соседние страны. Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

3/2

Границы России.

Практическая работа 1 «Обозначение на контурной карте пограничных государств, ранее входящих в состав СССР».

2

4/3

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа 2

«Определение разницы во времени отдельных территорий».

3

5/4

Формирование территории России.

4

6/5

Географическое изучение территории России.

Практическая работа 3

«Оценка особенностей географического положения России».

5

7/6

Повторительно-обобщаю-щий урок по теме: «Пространства России.

1-5

8/7

Контрольная работа  «Пространства России».

Тема 3.  Природа и человек (38 часов)

9/1

Строение земной коры на территории России.

Практическая работа 4 «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа».

6

Ученик должен знать основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории. Уметь показать их на карте и объяснить причины такого размещения .

10/2

Важнейшие особенности рельефа России. Практическая работа 5 «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края».

7

Ученик должен знать основные формы рельефа их связь со строением земной коры. Горы и равнины (см. номенклатуру). Уметь показывать на карте эти объекты.

11/3

Современное развитие рельефа.

8

Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры.

12/4

Богатства недр России. Практическая работа 6 «I вариант. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве. II вариант. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина — Урал, Среднерусская возвышенность — Хибины или Северный Кавказ)».

9

Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений.

13/5

Климат и человек. Общие особенности климата России.

10

Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснить образование циклонов и антициклонов.

14/6

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

11

Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты.

Ученик должен знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений в приводе.

15/7

Распределение тепла и влаги по территории страны.

12

16/8

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.

13

Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды.

Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

17/9

Агроклиматические ресурсы. Практическая работа 7 «Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. 5. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами».

14

18/10

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России.

15

Ученик должен знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру.

19/11

Разнообразие и значение озер России. Грунтовые и артезианские подземные воды.

16

Уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам океанов. Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты

20/12

Практическая работа 8 «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер». Практическая работа 9 «Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования».

21/13

Вода в жизни человека. Практическая работа 10 «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России».

17

22/14

Значение почвы для становления человеческого общества. Почвы – особое «природное тело». Практическая работа 11 «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования».

18

Ученик должен знать понятия «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

23/15

География почв России. Почвенная карта.

19

Ученик должен знать закономерности распространения почв, уметь анализировать карту почв.

24/16

Почвы и урожай. Плодородие – главное свойство почвы.

20

Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь приводить примеры.

25/17

Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия.

21

Ученик должен знать зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации. Уметь объяснять процессы почвообразования.

26/18

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.

22

 Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.

27/19

Свойства природных территориальных комплексов.

Практическая работа 12 «Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы».

23

28/20

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей.

24

29/21

Учение о природных зонах. Практическая работа 13 «Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах».

25

Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.

30/22

«Безмолвная» Арктика.

26

Ученик должен знать характеристику Арктики, природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.

31/23

Чуткая Субарктика.

27

32/24

Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов.

28

Ученик должен знать лесные зоны: тайга, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.

33/25

Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота.

29

34/26

Смешанные леса – самая преобразованная деятельностью человека природная зона.

30

35/27

Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история приобретений и потерь.

31

Ученик должен знать характерные черты лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.

36/28

Полупустыни, пустыни, субтропики – Южная полоса России.

32

37/29

«Многоэтажность» природы гор. Особенности природы гор.

33

Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.

38/30

Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен.

34

39/31

Практическая работа 14 «Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах».

40/32

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах.

35

Знать физико- географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов

41/33

Рациональное использование природных ресурсов.

36

42/34

Рекреационные ресурсы и их значение для человека.

36

Ученик должен знать заповедники России (см. номенклатуру). Уметь показать их на карте.

43/35

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности.

37

44/36

Практическая работа 15 «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий».

45/37

Повторительно-обобщаю-щий урок по теме: «Природа и человек».

6-37

46/38

Контрольная работа по теме  «Природа и человек».

Тема 4. Население России. (16 часов)

47/1

Численность населения России.

38

Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям.

48/2

Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

39

49/3

Соотношение мужчин и женщин в населении.

40

Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни.

Уметь объяснить причины социальных процессов.

50/4

Половозрастная пирамида населения России. Практическая работа 16 «Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации».

41

51/5

Миграции населения России. Практическая работа 17 «Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве».

42

Ученик должен знать понятие «миграция», ее основные виды. Основные направления миграций на разных этапах истории. Причины миграций. Уметь приводить примеры миграций.

52/6

Внешние миграции населения: в Россию и из нее.

43

53/7

Территориальная подвижность населения.

44

54/8

География рынка труда.

45

Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость. Уметь приводить примеры.

55/9

Этнический состав населения России.

46

Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии. Уметь приводить примеры, работать с картой.

56/10

«Дерево языков» и этническая карта России как источники информации. Практическая работа 18 «Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориаль-ного деления России».

47

57/11

Религии России. Роль религий в формировании Российского государства.

48

58/12

Плотность населения. Практическая работа 19 «Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания».

49

Ученик должен понимать географические особенности размещения; их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь проводить примеры, анализировать карты.

59/13

Расселение и урбанизация. Практическая работа 20 «Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории».

50

60/14

Города России. Сельское расселение. Практическая работа 21 «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны».

51-52

61/15

Повторительно-обобщаю-щий урок по теме: «Население России».

38-52

62/16

Контрольная работа по теме  «Население России».

Резервное время (6 часов) можно использовать на повторение материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...