Рабочая программа по географии (7 класс)
рабочая программа по географии (7 класс) по теме
Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klimanova.docx | 63.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи
администрации Заринского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»
Утверждена
и. о. директора школы
№ ___ от «___» ____________ 2012 г.
__________ И. В. Пичкалева
Рабочая программа
по географии
7 класс
2012-2013 учебный год
Разработана на основе программы О. А. Климановой, В. В. Климанова
для общеобразовательных учреждений
учитель: Горлов Анатолий Викторович
Верх-Камышенка 2012
Пояснительная записка
Курс «Страноведение» содержит географические характеристики стран мира (включая страны СНГ и Россию). В нем также раскрываются термины и понятия, используемые прежде всего в физической географии. Философской основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с привлечением дополнительного материала по истории, культуре, демографии регионов и стран мира.
Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов.
Порядок рассмотрения регионов в курсе учитывает характер освоения земной поверхности человеком (Старый и Новый Свет), а также значимость знаний об этих странах для жителей России. Например, первостепенное значение уделяется странам Евразии — «родного» материка россиян. В этом одно из отличий данной программы от традиционных программ. Особо выделяются вопросы территориальных взаимодействий России со своими бывшими партнерами по СССР, а ныне странами ближнего зарубежья.
Основной материал курса подается в виде географической характеристики природных и культурноисторических регионов мира (некоторые из них совпадают с границами крупнейших стран, имеющих богатую событиями историю, разнообразную природу, население и хозяйство). Основной блок курса предваряют введение и раздел «Земля — планета людей».
Характеристика регионов и стран базируется на классической схеме типовой географической характеристики территории на основе комплексного географического страноведения. При этом традиционная характеристика дополнена материалами по истории, этнографии и культуре изучаемых стран, что превращает описание стран в культурно-историческое. Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных (а также некоторых социально-экономических и политических) явлений, характерных для описываемых стран. Подобная подача материала предполагает использование индивидуального подхода как к отдельным ученикам, так и к классам разного уровня знаний и способностей.
За основу деления мира на страны и регионы взят принцип природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно-цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде наук гуманитарного цикла.
Выделенные по культурному принципу регионы, как правило, совпадают с государственными границами, но могут включать несколько стран. Например, США или Италия сами являются рассматриваемыми в рамках курса регионами, в то же время в регион Северной Европы входят Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия, а в регион Юго-Западной Азии — сразу несколько десятков стран.
Выделенные регионы являются результатом естественно-исторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, во многом определившую особенности их современной жизни. Кроме этого, обычно такие регионы ограничиваются во многом совпадающими с государственными границами важными физико-географическими рубежами (береговой линией, значимыми горными хребтами, крупными реками и т. п.).
На изучение различных регионов отводится, как правило, один урок. В то же время на изучение географии России, США или Австралии отводится два урока. После изучения стран и регионов одного материка идут уроки обобщения, целью которых является формирование целостных образов материков и частей света во всем их природном и культурном многообразии.
Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 30.05.2013 г. (7 класс – 2 часа в неделю).
Основные формы и методы обучения: сравнительная характеристика двух стран, выполнение самостоятельных и практических работ, объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.
Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы
Учебники данной линии отличают современное содержание и методика, направленная на достижение метапредметных результатов, на развитие активной познавательной деятельности учащихся и формирование важнейших компетенций. Методический аппарат учебников позволяет реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению географии. Авторы учебников изложили учебный материал так, чтобы его усвоение происходило в ходе разнообразной учебной деятельности. Такая организация процесса обучения способствует лучшему пониманию материала, его запоминанию и последующему применению. Все учебники линии построены по единой схеме: вывод после каждого параграфа и в конце темы; после каждого параграфа — список слов и выражений, которые нужно запомнить, и вопросы трех уровней сложности, способствующие реализации дифференцированного личностно-ориентированного подхода к обучению. В учебниках 6 и 7 классов часть параграфов представляет собой уроки-практикумы. В учебниках 8 и 9 классов (география России) реализуется главная научно-методическая идея о формировании комплексного географического образа территории.
Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН и включены в Федеральный перечень.
Календарно-тематический план
Четв. | Сроки | Раздел курса | Кол-во часов | Номер практ-ой работы | Контрольные работы | |
Кол-во | Сроки | |||||
I | Введение. | 1 | ||||
Земля – планета людей. | 15 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||||
II | Земля – планета людей. | 3 | 8 | 1 | ||
Материки, океаны и страны мира. | 11 | 9, 10, 11, 12, 13 | ||||
III | Материки, океаны и страны мира. | 22 | 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 | |||
IV | Материки, океаны и страны мира. | 11 | 25, 26, 26, 27, 28, 29, 30, 31,32 | 1 | ||
Человек и планета: история взаимоотношений. | 3 | |||||
Резервное время | 2 | 31 | ||||
Итого | 01.09.12− 25.05.13 | 4 раздела | 68 | 31 | 2 |
Поурочное планирование (68 часов, 2 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | § учебника | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата |
Тема 1. Введение (1 час) | ||||
1/1 | Введение. География в современном мире. Страноведение. | 1-5 | Называть: предмет изучения курса, особенности построения учебника, основные группы карт и их свойства. Показывать: материки, части света, океаны, острова; определять: роль карт в науке и жизни людей; описывать: способы изображения, применяемые на картах; объяснять: построение градусной сетки. | |
Тема 2. Земля – планета людей (18 часов) | ||||
2/1 | Появление человека и его распространение по земному шару. | 6 | Ученики должны уметь: показывать места проживания крупнейших народов Земли, крупные города и их столицы. | |
3/2 | Колебание численности населения Земли. Размещение населения и его плотность. Практическая работа 1 «Анализ размещения населения по карте «Плотность населения мира»». | 7 | ||
4/3 | Человеческие расы. Практическая работа 2 «Нанесение на контурную карту ареалов распространения человеческих рас». | 8 | ||
5/4 | Крупнейшие народы мира, их экологические и социальные проблемы. Практическая работа 3 «Составление таблицы «Крупнейшие по численности населения страны мира» и обозначение этих стран на контурной карте»». | 9 | ||
6/5 | Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. Практическая работа 4 «Нанесение на контурную карту древнейших речных цивилизаций». | 10 | ||
7/6 | Возникновение и развитие хозяйства. Первичные, вторичные и третичные виды деятельности. | 11 | Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции. | |
8/7 | Современное хозяйство мира: секторы (сферы); отрасли. | 12 | ||
9/8 | Практическая работа 5 «Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (своей местности или по литературному описанию). | Знать/понимать: основные географические понятия и термины. Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: наблюдения за погодой, решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников. | ||
10/9 | Карта строения земной коры. Соотношение между формами рельефа и строением земной коры. | 13 | ||
11/10 | Практическая работа 6 «Составление картосхемы «Самое удивительное на Земле»: нанесение на контурную карту точек с самой высокой и самой низкой температурой воздуха, самыми большими и самыми маленькими абсолютными высотами и т. д.». | |||
12/11 | Практическая работа 7 «Определение соотношения между формами рельефа и строения земной коры». | |||
14/13 | Влияние климата на жизнь людей. | 14 | ||
15/14 | Практическая работа 8 «Работа с климатограммами». | 15 | ||
16/15 | Мировой океан и его значение для природы Земли. | 16 | ||
17/16 | Природные богатства Мирового океана. | 16 | ||
18/17 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Земля – планета людей». | 6-16 | ||
19/18 | Контрольная работа «Земля – планета людей». | |||
Тема 3. Материки, океаны и страны мира (44 часа) | ||||
20/1 | Евразия: особенности географического положения и природы. Практическая работа 9 «Описание географического положения Евразии». | 17 | Называть и показывать: имена путешественников и исследователей Евразии, определять географическое положение Евразии, описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности; называть и показывать основные формы рельефа Евразии, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и области, основные речные и озерные системы; определять климатические показатели для отдельных регионов материка, питание и режим рек; описывать географическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору). | |
21/2 | Особенности природы и хозяйственного использования Атлантического океана. | 18 | ||
22/3 | Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. | 19 | ||
23/4 | Северная Европа. Практическая работа 10 «Составление маршрута морского путешествия в архипелага Шпицберген в Хельсинки с нанесением на карту основных проливов, заливов, островов и полуостровов». | 20 | Называть и показывать большинство стран Европы, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения, описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по выбору), особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности)стран по картам атласа и другим источникам информации, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны. | |
24/5 | Средняя Европа. Британские острова. Практическая работа 11 «Описание климатической диаграммы города и выявление основных факторов формирования морского климата (на примере Лондона)». | 21 | ||
25/6 | Франция и Бенилюкс. | 22 | ||
26/7 | Германия и Альпийские страны. Практическая работа 12 «Составление по картам атласа и дополнительным источникам информации комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы)». | 23 | ||
27/8 | Восточная Европа. Страны западных славян (Польша, Чехия, Словакия). Страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония). | 24 | ||
28/9 | Страны восточных славян (Белоруссия, Украина, Молдавия). | 25 | ||
29/10 | Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове. | 26 | ||
30/11 | Страны на Апенинском полуострове. Практическая работа 13 «Подготовка краткого туристического проспекта и карты «Достопримечательности страны»» (на примере Италии). | 27 | ||
31/12 | Дунайские и Балканские страны. Практическая работа 14 «Обозначение на контурной карте стран, расположенных в пределах одного речного бассейна, и составление маршрута речного путешествия (на примере путешествия по Дунаю)». | |||
32/13 | Россия – самая большая по площади страна мира. | 29 | ||
33/14 | Природа, население, хозяйство. | 30 | ||
34/15 | Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан). Практическая работа 15 «Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков (на примере стран Закавказья)». | 31 | Называть и показывать большинство стран Азии, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по выбору), особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источникам информации, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; объяснять особенности размещения населения стран Азии, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны. | |
35/16 | Юго-Западная Азия. Практическая работа 16 «Нанесение на контурную карту месторождений полезных ископаемых (на примере стран Юго-Западной Азии)». | 32 | ||
36/17 | Практическая работа 17 «Составление краткой характеристики рекреационных ресурсов региона и нанесение на карту крупных рекреационных районов (на примере стран Балтии или Южной Европы)». | |||
37/18 | Центральная Азия. | 33 | ||
38/19 | Китай и Монголия. Практическая работа 18 «Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая)». | 34 | ||
39/20 | Япония и страны на Корейском полуострове. | 35 | ||
40/21 | Южная Азия. Практическая работа 19 «Составление характеристики одного из типов климата и нанесение на карту основных факторов его формирования (на примере муссонного климата полуострова Индостан). | 36 | ||
41/22 | Юго-Восточная Азия. | 37 | ||
42/23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Евразия». Практическая работа 20 «Нанесение на контурную карту самых крупных и наиболее значимых природных объектов Евразии». | 17-37 | ||
43/24 | Африка. Особенности географического положения. Регионы Африки. Практическая работа 21 «Географическое положение и особенности природы Африки. Определение крайних точек материка и его протяженности с севера на юг и с запада на восток». | 38 | Называть имена исследователей Африки и результаты их работы; показывать элементы береговой линии, определять географическое положение Африки, ко- ординаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка. | |
44/25 | Северная Африка. Практическая работа 22 «Нанесение на контурную карту ареала проживания народов (на примере арабов)». | 39 | ||
45/26 | Западная и Центральная Африка. | 40 | ||
46/27 | Восточная Африка. | 41 | ||
47/28 | Южная Африка. Практическая работа 23 «Нанесение на контурную карту наиболее значимых природных объектов материка». | 42 | ||
48/29 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Африка». Практическая работа 24 «Изучение хозяйства отдельных стран или регионов материка (по выбору)». | 38-42 | ||
49/30 | Особенности географического положения и природы Северной и Южной Америки. Практическая работа 25 «Нанесение на контурную карту важнейших природных объектов Северной Америки». | 43 | Называть и показывать большинство стран Нового Света, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источникам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по выбору); объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны. | |
50/31 | Канада. Особенности географического положения. Канадский Арктический архипелаг. | 44 | ||
51/32 | Соединенные Штаты Америки. Государственное устройство. Географическое положение. | 45 | ||
52/33 | Население и хозяйство США. Практическая работа 26 «Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны (на примере США)». | 46 | ||
53/34 | Центральная Америка и Вест-Индия. Практическая работа 27 «Описание географического положения Южной Америки». | 47 | ||
54/35 | Бразилия. Практическая работа 28 «Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны)». | 48 | ||
55/36 | Андские страны. Практическая работа 29 «Составление схемы высотной поясности (на примере Экваториальных Анд)». | 49 | ||
56/37 | Лаплатские страны. Положение в субтропических и умеренных широтах. | 50 | ||
57/38 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Северная и Южная Америка». | 43-50 | ||
58/39 | Австралия – страна-материк. Практическая работа 30 «Выявление влияния рельефа на климат материка (на примере Большого Водораздельного хребта и Центральной Австралии). | 51 | Определять географическое положение Австралии и Океании, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка. | |
59/40 | Австралийский Союз. Океания. Практическая работа 31 «Составление географического описания острова (на примере одного из островов Новой Зеландии)». | 52-53 | ||
60/41 | Особенности природы и хозяйственного использования Тихого океана. | 54 | ||
61/42 | Полярные области Земли. Арктика. Практическая работа 32 «Составление краткой характеристики Северного Ледовитого океана». | 55-56 | Определять географическое положение Антарктиды, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка. | |
62/43 | Антарктика и Антарктида. Ледниковый покров и строение материка. | 57 | ||
63/44 | Контрольная работа «Материки, океаны и страны мира». | |||
Тема 4. Человек и планета: история взаимоотношений. (3 часа) | ||||
64/1 | История изменения природы Земли человеком. Воздействие первобытных людей на природу, использование огня. | 58 | Называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО; объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее развития, значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности. | |
65/2 | Изменение человеком природы материков. | 59 | ||
66/3 | Прошлое и будущее Земли. Образование планеты и земных оболочек. | 60 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...