Программа геграфического кружка "Великие российские путешественники: имена, открытия, судьбы""
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРОГРАМММА КУРСА
«ВЕЛИКИЕ РОССИЙСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ: ИМЕНА, ОТКРЫТИЯ, СУДЬБЫ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ.
/ 64 ЧАСА /
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
ВВЕДЕНИЕ. /1 час/
География и познание мира.
ТЕМА 1. /2 часа/
Век Великих географических открытий. Создание Русского географического общества.
Первая полярная экспедиция Русского Географического общества.
ТЕМА 2. /6 часов/
Семён Дежнев. Биографические данные. В Сибирь-«за счастьем». Сборщик ясака. Неудачное плавание летом 1647 года. Новая экспедиция, новые планы. Челобитная царю. Следы Федота Алексеева. Правда о Чукотском Носе. Отчёт якутскому воеводе. Карты и «описание земель, чукочь и зверья». Споры вокруг путешествия русских казаков. Печатные сообщения за рубежами России. Возвращение в Якутск и подача челобитной. Царская милость. Итоги жизни. Благодарность потомков.
Практическая работа «Составление карты-схемы путешествия С.Дежнева»
ТЕМА 3. /8 часов/
Витус Беринг. Завет доктора Лейбница Петру I. Витус Беринг-датчанин с душой русского патриота. Бедная юность и честолюбивые мечты. Плавание в Индию в 1703 году.
Приём на государеву службу. Назначение главой экспедиции. Январь 1725 года - первая экспедиция на Камчатку. Построение шики «Фортуна» и «Гавриила». Мартын Шпангер и Алексей Чириков – друзья и соратники. Зимовка на Камчатке. Финал в Охотске в 1729 году. Возвращение в Петербург. Вторая экспедиция – 1733 год. Строительство «Петра» и «Павла». Прибытие ботаника Георга Штеллера – человека с дурным характером. Поиски земли Гамы. Трагедия в тумане. Открытие горы Ильи и стоянка у берегов Америки. Открытие Шуманских островов. 1741 год – стоянка «Петра» у будущего острова Беринга. Болезнь и смерть командора. Постройка нового «Петра», печальное возвращение.
ТЕМА 4. /8 часов/
Иван Фёдорович Крузенштерн. История семьи. Учёба в Морском корпусе. Производство в мичманы на «Мстиславе» Участие в войне со шведами в 1790 году. Стажировка в Англии. Первые морские путешествия. Проекты торговли с Индией и Китаем. Назначение главой экспедиции. Покупка «Надежды» и «Невы». Начало кругосветного путешествия. Открытие Сандвичевых (Гавайских) островов. Стоянка в порту Нагасаки. Трудности экспедиции. Изучение Японского моря. Открытие островов Мушир. Описание острова Сахалин. Ложная теория. Поход на Камчатку. Посещение Макао (Китай). Возвращение на родину в августе 1806.
Практическая работа «Архивный поиск»
ТЕМА 5. /8 часов/
Михаил Петрович Лазарев. Годы учёбы, первые успехи. Кругосветное плавание на корабле «Суворов». Героический поход в Антарктиду в 1819-1821 гг. на шлюпах «Мирный» и «Восток». В третий раз вокруг света. М. Лазарев – глава Черноморского флота. Проведение гидрологических работ. Создание и выход в свет первого атласа Чёрного и Азовского морей.
Практическая работа «Архивный поиск через Интернет-ресурсы».
ТЕМА 6. /8 часов/
Николай Михайлович Пржевальский – классик географической науки. Сын смоленской земли. Детство, юность, первая проба сил. Начало великих странствий. Изучение Центральной Азии. Экспедиции в Тибет (I-II). К озеру Иссык-Куль. Болезнь и кончина.
Память о Н.М.Пржевальском.
Создание презентации «По следам отважных…»
ТЕМА 7. /8 часов/
Н.Н. Миклухо-Маклай – русский «Робинзон Крузо». Сведения о детстве и юности. Стремление открыть «человека». Первое совместное путешествие с зоологом Геккелем.
Посещение Канарских островов. Проект поездки на Тихий океан, его утверждение. Прощание Кронштадта с «Витязем» осенью 1870. Посещение островов Пасхи, Таити, Самоа. Исследовательские работы по изучению каменных изваяний и деревянных табличек. Встреча с Новой Гвинеей, жёлтая лихорадка, прощание с «Витязем». Первая встреча с туземцами. Законы общения, изучение быта аборигенов. Прибытие клипера «Изумруд». Путешествие по Индо-Малайскому архипелагу. Второе посещение Новой Гвинеи в 1874 году. Острова Адмиралтейства. Спасение Ахмата. Возвращение в Петербург. Фантастический проект «гвинейской Утопии». Нота протеста Бисмарку. Преждевременная кончина. Издание трудов Н.Н. Миклухо-Маклая профессором Д.Н.Анучиным.
Творческая работа «Ищу человека».
ТЕМА 8. /4 часа/
Иван Дементьевич Черский – выдающийся исследователь Сибири. Путь в науку. Описание рек Иртыш и Ома. Научные публикации. Награждение серебряной медалью Географического общества. Комплексное изучение озера Байкал в 1877 году. Написание фундаментального труда «Сибирь». Исследование рек - Индигирки, Колымы, Яны. Хребет Черского – знак признательности потомков.
ТЕМА 9. /8 часов/
Отто Юльевич Шмидт. Детство и юность. Семейные традиции. Учёба в Киевском университете. Педагогическая и государственная деятельность. Знакомство с горами.
Участие в советско-германской экспедиции АН СССР. «Георгий Седов « берёт курс на север. Первые успехи и ошибки. Новые острова на карте. Героическая судьба судна «Сибиряков». Республика во льдах. «Челюскин». В сердце Арктики. Создание и работа «СП-I». Опасный дрейф. Спасение команды И.Д.Папанина. «Красный Колумб» - вице-президент АН СССР. Работа редактора. 1979 – рождение ледокола «Отто Шмидт»
ТЕМА 10. /2 часа/
Географический огонёк – « Куда уходят землепроходцы…»
ТЕМА 11. /1 час/
Заключение.
Во славу России! Итоги великих российских экспедиций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЯ | Кол-во час |
1 | Введение | 1 час |
2 | Тема 1 | 2 часа |
3 | Тема 2 Семён Дежнев | 6 часов |
4 | Тема 3 Витус Беринг | 8 часов |
5 | Тема 4 И.Ф.Крузенштерн | 8 часов |
6 | Тема 5 М.П.Лазарев | 8 часов |
7 | Тема 6 Н.М.Пржевальский | 8 часов. |
8 | Тема 7 Н.Н.Миклухо-Маклай | 8 часов. |
9 | Тема 8 И.Д.Черский | 4 часа |
10 | Тема 9 О.Ю.Шмидт | 8 часов. |
11 | Тема10 ГЕОогонёк | 2 часа. |
12 | Тема12 Заключение | 1 час |
ИТОГО: 64 часа.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ КУРСА
«ВЕЛИКИЕ РОССИЙСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ: ИМЕНА, ОТКРЫТИЯ, СУДЬБЫ»
Данный курс предлагается учащимся 8-х классов как дополняющий основное базовое образование по географии с учётом краеведческого и исторического аспектов. Программа рассчитана на учащихся 13-14 лет. Направленность дополнительной образовательной программы - естественно - научная.
Цели программы:
Развить интерес учащихся к предмету, углубить чувство патриотизма и законной гордости за подвиги предков.
Активизировать познавательные и аналитические способности учащихся.
Закрепить знания, полученные в ходе урочной деятельности, дополнительно ознакомить учащихся с жизнью и географическими изысканиями русских первопроходцев.
Задачи программы:
Закрепление практических навыков по определению ГК, способам ориентации в пространстве, применению компаса.
Развитие практических навыков работы с источниками географической информации.
Изучение дополнительных информационных блоков.
Формирование единой мировоззренческой картины Земли как союза планеты и человечества.
Особенность курса заключается в изложении материала крупными смысловыми блоками в логической и исторической последовательности. Целесообразным представляется проведение лекций и бесед в комплексе с практическими, творческими и самостоятельными работами при использовании исследовательского метода обучения.
Дополнительный материал из истории географических открытий, которая в учебниках излагается очень кратко, будет способствовать активизации знаний учащихся.
Курс предусматривает расширение межпредметных связей со следующими дисциплинами: литература, биология, астрономия, история, физика.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – один год.
Курс рассчитан на 64 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Имена в судьбе Н.А.Дуровой"
Цель данной исследовательской работы заключается в том, чтобы выяснить, как имена (данное при рождении и изменённое в связи с обстоятельствами) повлияли на жизнь известной кавалерист-девицы....
Презентация "Имена в судьбе Н.А.Дуровой"
Данный материал познакомит с биографией и творчеством Н.А. Дуровой, возможно использование презентации как наглядности к исследовательской работе, а также как самостоятельный материал на уроках и внек...
статья "Российские путешественники современности"
материал о путешественнике современности Федоре Конюхове...
российские путешественники
известные Российские путешественники и Нобелевские лауреаты...
Конспект урока географии в 5 классе по теме "Российские путешественники".
Конспект урока географии в 5 классе по теме "Российские путешественники" подготовлен к учебнику Алексеева линии "Полярная звезда". Урок включает проверку ранее изученного материала...
Презентация к уроку географии в 5 классе "Российские путешественники"
Презентация к уроку географии в 5 классе "Российские путешественники" составлена к учебнику линии УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеев, 5-6 класс...
Презентация по географии "Российские путешественники" - 5 класс
Презентация содержит материал поэтапной работы с текстом учебника....