Программа геграфического кружка "Великие российские путешественники: имена, открытия, судьбы""
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Вашкина Лариса Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc49 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  ПРОГРАМММА КУРСА                                                                                                                                                                                                                                                            

«ВЕЛИКИЕ РОССИЙСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ: ИМЕНА, ОТКРЫТИЯ, СУДЬБЫ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  8  КЛАССОВ.

/  64      ЧАСА   /

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

                             

ВВЕДЕНИЕ.  /1 час/    

География и познание мира.

ТЕМА 1.    /2 часа/

   Век Великих географических открытий. Создание Русского географического общества.

Первая полярная экспедиция Русского Географического общества.

ТЕМА 2.     /6 часов/

   Семён Дежнев. Биографические данные. В Сибирь-«за счастьем». Сборщик ясака. Неудачное плавание летом 1647 года. Новая экспедиция, новые планы. Челобитная царю. Следы Федота Алексеева. Правда о Чукотском Носе. Отчёт якутскому воеводе. Карты и «описание земель, чукочь и зверья». Споры вокруг путешествия русских казаков. Печатные сообщения за рубежами России. Возвращение в Якутск и подача челобитной. Царская милость. Итоги жизни. Благодарность потомков.

Практическая работа «Составление карты-схемы путешествия С.Дежнева»

ТЕМА 3.   /8 часов/

     Витус Беринг. Завет доктора Лейбница Петру I. Витус Беринг-датчанин с душой русского патриота. Бедная юность и честолюбивые мечты. Плавание в Индию в 1703 году.

Приём на государеву службу. Назначение главой экспедиции. Январь 1725 года - первая экспедиция на Камчатку. Построение шики «Фортуна» и «Гавриила». Мартын Шпангер и Алексей Чириков – друзья и соратники. Зимовка на Камчатке. Финал в Охотске в 1729 году. Возвращение в Петербург. Вторая экспедиция – 1733 год. Строительство «Петра» и «Павла». Прибытие ботаника Георга Штеллера – человека с дурным характером. Поиски земли Гамы. Трагедия в тумане. Открытие горы Ильи и стоянка у берегов Америки. Открытие Шуманских островов. 1741 год – стоянка «Петра» у будущего острова Беринга. Болезнь и смерть командора. Постройка нового «Петра», печальное возвращение.

ТЕМА 4.   /8 часов/

   Иван Фёдорович Крузенштерн. История семьи. Учёба в Морском корпусе. Производство в мичманы на «Мстиславе»  Участие в войне со шведами в 1790 году.  Стажировка в Англии. Первые морские путешествия.  Проекты торговли с Индией и Китаем. Назначение главой экспедиции. Покупка «Надежды» и «Невы». Начало кругосветного путешествия. Открытие Сандвичевых (Гавайских)  островов. Стоянка в порту Нагасаки. Трудности экспедиции. Изучение Японского моря. Открытие островов Мушир. Описание острова Сахалин. Ложная теория. Поход на Камчатку. Посещение  Макао (Китай). Возвращение на родину в августе 1806.

Практическая работа  «Архивный поиск»

ТЕМА 5.      /8 часов/

   Михаил Петрович Лазарев. Годы учёбы, первые успехи. Кругосветное плавание на корабле «Суворов». Героический поход в Антарктиду в 1819-1821 гг. на шлюпах «Мирный» и «Восток». В третий раз вокруг света. М. Лазарев – глава Черноморского флота. Проведение гидрологических работ. Создание и выход в свет первого атласа Чёрного и Азовского морей.

Практическая работа «Архивный поиск через Интернет-ресурсы».

ТЕМА 6.      /8 часов/

   Николай Михайлович Пржевальский – классик географической науки. Сын смоленской земли. Детство, юность, первая проба сил. Начало великих странствий.  Изучение Центральной Азии. Экспедиции в Тибет (I-II).  К озеру Иссык-Куль. Болезнь и кончина.

Память о Н.М.Пржевальском.

Создание презентации «По следам отважных…»

ТЕМА 7.     /8 часов/

   Н.Н. Миклухо-Маклай – русский «Робинзон Крузо». Сведения о детстве и юности. Стремление открыть «человека». Первое совместное путешествие с зоологом Геккелем.

Посещение Канарских островов. Проект поездки на Тихий океан, его утверждение. Прощание Кронштадта с  «Витязем» осенью 1870. Посещение островов Пасхи, Таити, Самоа. Исследовательские работы по изучению каменных изваяний и деревянных табличек. Встреча с Новой Гвинеей, жёлтая лихорадка, прощание с «Витязем». Первая встреча с туземцами. Законы общения, изучение быта аборигенов. Прибытие клипера «Изумруд». Путешествие по Индо-Малайскому архипелагу. Второе посещение Новой Гвинеи в 1874 году. Острова Адмиралтейства. Спасение Ахмата. Возвращение  в Петербург. Фантастический проект «гвинейской Утопии».  Нота протеста Бисмарку. Преждевременная кончина. Издание трудов  Н.Н. Миклухо-Маклая профессором Д.Н.Анучиным.

Творческая работа «Ищу человека».

ТЕМА 8.     /4 часа/

   Иван Дементьевич Черский – выдающийся исследователь Сибири. Путь в науку. Описание рек Иртыш и Ома. Научные публикации. Награждение серебряной медалью Географического общества. Комплексное изучение озера Байкал в 1877 году. Написание фундаментального труда «Сибирь». Исследование рек - Индигирки, Колымы, Яны. Хребет Черского – знак признательности потомков.

ТЕМА 9.     /8 часов/

   Отто Юльевич Шмидт. Детство и юность. Семейные традиции. Учёба в Киевском университете. Педагогическая и государственная деятельность. Знакомство с горами.

Участие в советско-германской экспедиции АН СССР. «Георгий Седов « берёт курс на север. Первые успехи и ошибки. Новые острова на карте. Героическая судьба судна «Сибиряков». Республика во льдах.  «Челюскин». В сердце Арктики. Создание и работа «СП-I». Опасный дрейф. Спасение команды И.Д.Папанина.  «Красный Колумб» - вице-президент АН СССР. Работа редактора. 1979 – рождение ледокола «Отто Шмидт»

ТЕМА 10.    /2 часа/

     Географический огонёк – « Куда уходят землепроходцы…»

ТЕМА 11.  /1 час/

   Заключение.

Во славу России! Итоги великих российских экспедиций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН.

     

   №

                      ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЯ

Кол-во час

1

Введение

1 час

2

Тема 1

2 часа

3

Тема 2 Семён Дежнев

6 часов

4

Тема 3 Витус Беринг

8 часов

5

Тема 4 И.Ф.Крузенштерн

8 часов

6

 Тема 5 М.П.Лазарев

8 часов

7

 Тема 6 Н.М.Пржевальский

8 часов.

8

 Тема 7 Н.Н.Миклухо-Маклай

8 часов.

9

 Тема 8 И.Д.Черский

4 часа

10

 Тема 9 О.Ю.Шмидт

8 часов.

11

 Тема10 ГЕОогонёк

2 часа.

12

 Тема12 Заключение

1 час

                                                                                                  ИТОГО: 64 часа.



Предварительный просмотр:

 

                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ КУРСА

«ВЕЛИКИЕ РОССИЙСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ: ИМЕНА, ОТКРЫТИЯ, СУДЬБЫ»

             

                    Данный курс предлагается  учащимся 8-х классов как дополняющий основное базовое образование по географии с учётом краеведческого и исторического аспектов.  Программа рассчитана на  учащихся 13-14 лет. Направленность дополнительной образовательной  программы - естественно - научная.

      Цели программы:

Развить интерес учащихся к предмету, углубить чувство патриотизма и законной гордости за подвиги предков.

Активизировать познавательные и аналитические способности учащихся.

Закрепить знания, полученные в ходе урочной деятельности, дополнительно ознакомить учащихся с жизнью и географическими изысканиями русских первопроходцев.

       Задачи программы:

Закрепление  практических навыков по определению ГК, способам ориентации в пространстве, применению компаса.

Развитие практических  навыков работы с источниками географической информации.

Изучение дополнительных информационных блоков.

Формирование единой мировоззренческой картины Земли как союза планеты и человечества.

Особенность курса заключается в изложении материала крупными смысловыми блоками в логической и исторической последовательности. Целесообразным представляется проведение лекций и бесед в комплексе с практическими, творческими и самостоятельными работами при использовании исследовательского метода обучения.

Дополнительный материал из истории географических открытий, которая в учебниках излагается очень кратко, будет способствовать активизации знаний учащихся.

Курс предусматривает расширение межпредметных связей со следующими дисциплинами: литература, биология, астрономия, история, физика.

       Срок реализации дополнительной образовательной программы – один год.

Курс рассчитан на   64  часа.

                                 

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Имена в судьбе Н.А.Дуровой"

Цель данной исследовательской работы заключается в том, чтобы выяснить, как имена (данное при рождении и изменённое в связи с обстоятельствами) повлияли на жизнь известной кавалерист-девицы....

Презентация "Имена в судьбе Н.А.Дуровой"

Данный материал познакомит с биографией и творчеством Н.А. Дуровой, возможно использование презентации как наглядности к исследовательской работе, а также как самостоятельный материал на уроках и внек...

статья "Российские путешественники современности"

материал о путешественнике современности Федоре Конюхове...

российские путешественники

известные Российские путешественники и Нобелевские лауреаты...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "Российские путешественники".

Конспект урока географии в 5 классе по теме "Российские путешественники" подготовлен к учебнику Алексеева линии "Полярная звезда". Урок включает проверку ранее изученного материала...

Презентация к уроку географии в 5 классе "Российские путешественники"

Презентация к уроку географии в 5 классе "Российские путешественники" составлена к учебнику линии УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеев, 5-6 класс...

Презентация по географии "Российские путешественники" - 5 класс

Презентация содержит материал поэтапной работы с текстом учебника....