российские путешественники
методическая разработка по биологии (8, 9 класс)

Наследникова Татьяна Анатольевна

известные Российские путешественники и Нобелевские лауреаты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол «Российские  путешественники и нобелевские лауреаты по биологии и  химии»

Цель: расширить представления  о географических открытиях; великих  ученых, способствовать расширению кругозора, развитию воображения, познавательной активности детей; формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как любознательность, настойчивость, целеустремленность; способствовать воспитанию культуры дискуссии.

Оформление: проектор, презентация, докдадчики, 3 стола, жюри

Вступительное слово учитель.

Наше мероприятие пройдет в форме круглого стола.

Представляю участников  5 учеников, которые готовили сообщения по определенной теме, слушатели, которые будут принимать участие в дискуссии, члены жюри, которые выберут лучшие выступления, активно участвующих школьников: (имена, фамилии). 

Как пройдет круглый стол:

  1. Выступление школьников (регламент 3-4 мин.)
  2. Обмен мнениями (вопросы зала)
  3. Итоги работы и оценивание работы (жюри).

1 часть: посвящена российским путешественникам 5- 7 классы.

 Во все времена людям почему-то отчаянно хотелось заглянуть за горизонт. Многих манили дальние дали, неизведанные земли. Самые дерзкие и пытливые отправлялись в путешествия, открывали материки, проливы, острова. Имена этих путешественников навсегда вошли в историю. Что двигало ими? Любопытство? Желание славы? Желание разбогатеть? Погоня за приключениями? Или азарт исследователя, жажда открытия?

Что общего у всех этих людей? Где брали они силы для преодоления всех препятствий? Есть ли у них последователи в наше время?

На эти вопросы мы попытаемся ответить в ходе сегодняшнего круглого стола

2 часть Нобелевские лауреаты в области химии и биологии.

Учитель:  «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах лучей Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми,  голубыми, золотыми тонами пастели...»-так писали об Антарктиде  исследователи XX в. А первыми увидели эту землю русские мореплаватели, которые и открыли этот континент почти 200 лет назад.

Назовите их имена.  (Михаил Петрович Лазарев и Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.)   слайд

...Оба они бывшие кадеты, выпускники Морского кадетского корпуса. Оба участвовали в боевых сражениях, стали адмиралами.

Расскажет об этих первооткрывателях        5 класс

Вопрос зала выступающему:

 Великие географические открытия связаны с парусным флотом. Легко ли было морякам на парусных кораблях?

(Труд моряков был очень тяжел, требовал большой физической силы и выносливости.

 Учитель  - выдающийся исследователь Центральной Азии, он открыл новый вид непарнокопытного животного рода лошадей. Кто этот ученый? (Николай Михайлович Пржевальский.)

Расскажет о нем                6 класс  слайд

Вопрос зала:

1. Какие советы могли бы вы дать юным покорителям земель?

 

Примерные ответы детей:

  • Записаться в кружок или в секцию юных туристов.
  • Прочитать книги о жизни великих путешественников.
  • Узнавать о разных странах и городах.
  • Изучать флору и фауну разных стран.
  • Интересоваться культурой разных народов.
  • Изучать иностранные языки.

Начинаем дискуссию. Напомню вам, что дискуссия - это обсуждение, целью которого являются выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск истины, нахождение правильного решения спорного вопроса. Во время обсуждения нужно соблюдать правила: представлять свое мнение в дружеской форме, не перебивать других, сохранять выдержку и самообладание, уважать мнение собеседника.

Итак, выступающие сообщили  нам факты, связанные с биографиями великих мореплавателей, открывателей новых знаний.

(Учитель задает вопросы.)

  • 1.Что двигало этими людьми - жажда власти и богатства, погоня за славой, поиски романтики или научный интерес?

(Жажда славы, власти и богатства двигала многими, но были и истинные фанатики науки, у которых были только научные интересы.)

  • 2.А может быть, первооткрывателями двигало чувство патриотизма, желание утвердить первенство своей страны?

(Это тоже очень сильный мотив, хотя открытие новых земель часто приводило к порабощению других народов.)

  • 3.Можно ли объяснить эти открытия простым везением или случайностью?

(Нет, каждому открытию предшествовала тщательная подготовка - и материальная, и научная.)

  • 4.Много ли нужно было знать и уметь, чтобы сделать подобные открытия?

(Нужно было знать географию, физику, астрономию, владеть иностранными языками, уметь оказать медицинскую помощь и т. п.)

  • 5.Какие опасности подстерегали первооткрывателей?

(Штормы, бури, рифы, льдины, агрессия местного населения, болезни, голод, бунты на корабле и т. п.)

  • 6.Было ли в характерах первооткрывателей что-то общее?

 (Целеустремленность, настойчивость, любознательность, смелость, мужество, организаторские качества, умение подчинять себе других, физическая сила и выносливость и т. п.)

  • 7. Можно ли назвать их искателями романтики и приключений?

 (Романтика - это мечта, самообман, фантазия. Чтобы организовать географическую экспедицию, нужно было решить много реальных бытовых вопросов, осознавать, с какими трудностями придется столкнуться. Нужно быть трезвомыслящим человеком, а не мечтателем. Но мечта, наверное, была, она и давала энергию для преодоления всех трудностей пути.)

Учитель:

 Сейчас никому в голову не придет отправляться в дальнее путешествие, чтобы нанести на карту новые земли, - даже ребенок может мгновенно получить в Интернете фотографию любого участка Земли со спутника. А человек все также стремится за горизонт, чтобы открыть для себя новые страны и континенты. О современных  Колумбах расскажет

 7 класс                  (Ф.Конюхов)       слайд  

Дискуссия «Открытие мира продолжается?»

Учитель: Оказывается, современного человека тоже манит ветер дальних странствий, хотя в любой момент с помощью спутника можно попасть в любую точку земного шара. А значит, открытие мира продолжается?

Вопрос зала:

1.Что же толкает наших современников в дальние края, заставляет разлучаться с близкими, рисковать собой?

Учитель залу:

  • Приходилось ли вам участвовать в дальних походах и путешествиях? Что вас привлекало в этих походах?
  • Где бы вам хотелось побывать? Почему именно там?

Переходим  ко 2 части: Нобелевские лауреаты.

Учитель: У открытий, как у людей, свои судьбы. Одни с самого начала становятся баловнями судьбы, другие же входят в мир неприметно и долго остаются в тени.

А бывает золотая середина? Оказывается, да. И подтверждение этому - жизнь и творчество основателя громадной промышленной империи, доктора философии, академика, учредителя премии, увековечившей его имя в человеческой памяти - Альфреда Нобеля.      слайд

В  соответствии с завещанием Альфреда Нобеля, премии присуждаются в пяти номинациях:

  1. литература 

И сегодня   о лауреатах Нобелевской премии в области химии и биологии - наших соотечественниках вам расскажут ученики 8- 9 классов. В конце выступлений будут предложены вопросы для дискуссии.

         

        Назовём Лауреатов Нобелевской премии по химии, медицине и биологии:

         И. П. Павлов (1904 г.); «за работу по физиологии пищеварения» слайд

        И. И. Мечников (1908 г.). «за труды по иммунитету» слайд

        Н. Н.Семёнов (1956 г.); «за исследования в области механизма химических реакций» слайд

        И. Р. Пригожин (1977 г.). «за работы по термодинамике необратимых процессов,  слайд

Учитель: биографическую справку и работу по биологии И.П. Павлова представит                  8 класс    слайд

Вопрос зала: Почему для нормальной работы пищеварительной системы необходимо соблюдать режим питания:.

Примерный ответ : В этом случае пищеварительные соки выделяются за некоторое время до приема пищи, и попадая в желудок, она начинает сразу перевариваться. Это обеспечивает более быстрое переваривание и лучшее усвоение пищи. Длительные промежутки между приемами пищи и еда всухомятку могут вызывать заболевания желудка.

Учитель: К сожалению, с самого начала существования премии зародилась весьма нелицеприятная тенденция, в соответствии с которой кандидатуры будущих лауреатов чаще всего выбирались членами Нобелевского комитета не согласно завещанию основателя фонда, а исходя из определенной политической конъюнктуры или каких-то там личных пристрастий.

        Поэтому ничем иным, как только необъективностью и явной «несимпатией» сначала к России, а затем и к Советскому Союзу, а теперь снова к России можно объяснить тот факт, что только 17 из наших соотечественников в списке Нобелевских лауреатов, значительно меньше, чем представители США (326), Великобритании (115), Германии (102) или Франции (57).

        Как бы там ни было, при всех недостатках Нобелевская премия остается самой престижной в мире.

Учитель: биографическую справку и работу по химии Н.Н. Семенова  представит                 9 класс    слайд

Вопрос зала: Чьи имена и в связи,  с какими достижениями вы считаете достойными «быть вписанными золотыми буквами в историю химии»?

Примерные ответы:

Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) – периодический закон;
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – закон сохранения массы веществ в химических реакциях, атомно-молекулярная теория;
Александр Михайлович Бутлеров (1828–1886) – теория химического строения органических веществ;

Николай Николаевич Семенов (1896–1986) – теория цепных химических реакций (Нобелевская премия по химии 1956 г.).

Учитель: 

 Секрет успеха Альфреда Нобеля:

1. Получи образование у самых лучших учителей.

 2. Ознакомься с последними научными разработками.

3. Изобрети что-то своё.

 4. Женись только по любви.

5. Не делай своих потомков ещё богаче.

 6. Не имей вредных привычек.

7. Не трать деньги впустую.

 8. Защищай свои изобретения.

Вопросы слушателям:

1. Кто может быть Лауреатом премии? (Лауреатом премии может быть один учёный или группа, имеющая в составе не более трёх человек).

2. Может ли один человек получить премии более трёх раз? (Уставом Нобелевского фонда и с 1968 года не допускает получения премии одним человеком более трёх раз).

3.В скольких номинациях присуждаются премии? (в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля, присуждаются в пяти номинациях).

4. Сколько изобретений было сделано Нобелем? (355 изобретений).

5.Какое самое известное изобретение было сделано Нобелем? (динамит).

Учитель:  уважаемое жюри оцените выступления учащихся

(критерии)

Рефлексия: 1. Чему посвящено заседание круглого стола?

  1. Чье выступление вам больше понравилось и почему?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Какой вывод можно сделать?

 Выступление члена жюри  (подведение итогов)

Дорогие ребята! Спасибо за участие. Я вам желаю идти по жизни, используя секреты жизни великого Альфреда Нобеля.

        Учитесь, познавайте, изучайте, открывайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».

Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...

Фильм "Марши российских лейб-гвардейских полков в исполнении российского Рогового оркестра".

Звучат марши и гимны Преображенского, Семеновского, Измайловского, Егерского, Казачьего, Финляндского, Ахтырского гусарского полков, написанные с 1691 по 1806 годы. Место записи - плац перед Гатчински...

статья "Российские путешественники современности"

материал о путешественнике современности Федоре Конюхове...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "Российские путешественники".

Конспект урока географии в 5 классе по теме "Российские путешественники" подготовлен к учебнику Алексеева линии "Полярная звезда". Урок включает проверку ранее изученного материала...

Презентация к уроку географии в 5 классе "Российские путешественники"

Презентация к уроку географии в 5 классе "Российские путешественники" составлена к учебнику линии УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеев, 5-6 класс...

Презентация по географии "Российские путешественники" - 5 класс

Презентация содержит материал поэтапной работы с текстом учебника....