российские путешественники
методическая разработка по биологии (8, 9 класс)
известные Российские путешественники и Нобелевские лауреаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
российские путешественники и нобелевские лауреаты по химии и биологии | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Российские путешественники и нобелевские лауреаты по биологии и химии»
Цель: расширить представления о географических открытиях; великих ученых, способствовать расширению кругозора, развитию воображения, познавательной активности детей; формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как любознательность, настойчивость, целеустремленность; способствовать воспитанию культуры дискуссии.
Оформление: проектор, презентация, докдадчики, 3 стола, жюри
Вступительное слово учитель.
Наше мероприятие пройдет в форме круглого стола.
Представляю участников 5 учеников, которые готовили сообщения по определенной теме, слушатели, которые будут принимать участие в дискуссии, члены жюри, которые выберут лучшие выступления, активно участвующих школьников: (имена, фамилии).
Как пройдет круглый стол:
- Выступление школьников (регламент 3-4 мин.)
- Обмен мнениями (вопросы зала)
- Итоги работы и оценивание работы (жюри).
1 часть: посвящена российским путешественникам 5- 7 классы.
Во все времена людям почему-то отчаянно хотелось заглянуть за горизонт. Многих манили дальние дали, неизведанные земли. Самые дерзкие и пытливые отправлялись в путешествия, открывали материки, проливы, острова. Имена этих путешественников навсегда вошли в историю. Что двигало ими? Любопытство? Желание славы? Желание разбогатеть? Погоня за приключениями? Или азарт исследователя, жажда открытия?
Что общего у всех этих людей? Где брали они силы для преодоления всех препятствий? Есть ли у них последователи в наше время?
На эти вопросы мы попытаемся ответить в ходе сегодняшнего круглого стола
2 часть Нобелевские лауреаты в области химии и биологии.
Учитель: «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах лучей Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми тонами пастели...»-так писали об Антарктиде исследователи XX в. А первыми увидели эту землю русские мореплаватели, которые и открыли этот континент почти 200 лет назад.
Назовите их имена. (Михаил Петрович Лазарев и Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.) слайд
...Оба они бывшие кадеты, выпускники Морского кадетского корпуса. Оба участвовали в боевых сражениях, стали адмиралами.
Расскажет об этих первооткрывателях 5 класс
Вопрос зала выступающему:
Великие географические открытия связаны с парусным флотом. Легко ли было морякам на парусных кораблях?
(Труд моряков был очень тяжел, требовал большой физической силы и выносливости.
Учитель - выдающийся исследователь Центральной Азии, он открыл новый вид непарнокопытного животного рода лошадей. Кто этот ученый? (Николай Михайлович Пржевальский.)
Расскажет о нем 6 класс слайд
Вопрос зала:
1. Какие советы могли бы вы дать юным покорителям земель?
Примерные ответы детей:
- Записаться в кружок или в секцию юных туристов.
- Прочитать книги о жизни великих путешественников.
- Узнавать о разных странах и городах.
- Изучать флору и фауну разных стран.
- Интересоваться культурой разных народов.
- Изучать иностранные языки.
Начинаем дискуссию. Напомню вам, что дискуссия - это обсуждение, целью которого являются выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск истины, нахождение правильного решения спорного вопроса. Во время обсуждения нужно соблюдать правила: представлять свое мнение в дружеской форме, не перебивать других, сохранять выдержку и самообладание, уважать мнение собеседника.
Итак, выступающие сообщили нам факты, связанные с биографиями великих мореплавателей, открывателей новых знаний.
(Учитель задает вопросы.)
- 1.Что двигало этими людьми - жажда власти и богатства, погоня за славой, поиски романтики или научный интерес?
(Жажда славы, власти и богатства двигала многими, но были и истинные фанатики науки, у которых были только научные интересы.)
- 2.А может быть, первооткрывателями двигало чувство патриотизма, желание утвердить первенство своей страны?
(Это тоже очень сильный мотив, хотя открытие новых земель часто приводило к порабощению других народов.)
- 3.Можно ли объяснить эти открытия простым везением или случайностью?
(Нет, каждому открытию предшествовала тщательная подготовка - и материальная, и научная.)
- 4.Много ли нужно было знать и уметь, чтобы сделать подобные открытия?
(Нужно было знать географию, физику, астрономию, владеть иностранными языками, уметь оказать медицинскую помощь и т. п.)
- 5.Какие опасности подстерегали первооткрывателей?
(Штормы, бури, рифы, льдины, агрессия местного населения, болезни, голод, бунты на корабле и т. п.)
- 6.Было ли в характерах первооткрывателей что-то общее?
(Целеустремленность, настойчивость, любознательность, смелость, мужество, организаторские качества, умение подчинять себе других, физическая сила и выносливость и т. п.)
- 7. Можно ли назвать их искателями романтики и приключений?
(Романтика - это мечта, самообман, фантазия. Чтобы организовать географическую экспедицию, нужно было решить много реальных бытовых вопросов, осознавать, с какими трудностями придется столкнуться. Нужно быть трезвомыслящим человеком, а не мечтателем. Но мечта, наверное, была, она и давала энергию для преодоления всех трудностей пути.)
Учитель:
Сейчас никому в голову не придет отправляться в дальнее путешествие, чтобы нанести на карту новые земли, - даже ребенок может мгновенно получить в Интернете фотографию любого участка Земли со спутника. А человек все также стремится за горизонт, чтобы открыть для себя новые страны и континенты. О современных Колумбах расскажет
7 класс (Ф.Конюхов) слайд
Дискуссия «Открытие мира продолжается?»
Учитель: Оказывается, современного человека тоже манит ветер дальних странствий, хотя в любой момент с помощью спутника можно попасть в любую точку земного шара. А значит, открытие мира продолжается?
Вопрос зала:
1.Что же толкает наших современников в дальние края, заставляет разлучаться с близкими, рисковать собой?
Учитель залу:
- Приходилось ли вам участвовать в дальних походах и путешествиях? Что вас привлекало в этих походах?
- Где бы вам хотелось побывать? Почему именно там?
Переходим ко 2 части: Нобелевские лауреаты.
Учитель: У открытий, как у людей, свои судьбы. Одни с самого начала становятся баловнями судьбы, другие же входят в мир неприметно и долго остаются в тени.
А бывает золотая середина? Оказывается, да. И подтверждение этому - жизнь и творчество основателя громадной промышленной империи, доктора философии, академика, учредителя премии, увековечившей его имя в человеческой памяти - Альфреда Нобеля. слайд
В соответствии с завещанием Альфреда Нобеля, премии присуждаются в пяти номинациях:
2. физика
3.химия
4.физиология и медицина
5. дело мира
И сегодня о лауреатах Нобелевской премии в области химии и биологии - наших соотечественниках вам расскажут ученики 8- 9 классов. В конце выступлений будут предложены вопросы для дискуссии.
Назовём Лауреатов Нобелевской премии по химии, медицине и биологии:
И. П. Павлов (1904 г.); «за работу по физиологии пищеварения» слайд
И. И. Мечников (1908 г.). «за труды по иммунитету» слайд
Н. Н.Семёнов (1956 г.); «за исследования в области механизма химических реакций» слайд
И. Р. Пригожин (1977 г.). «за работы по термодинамике необратимых процессов, слайд
Учитель: биографическую справку и работу по биологии И.П. Павлова представит 8 класс слайд
Вопрос зала: Почему для нормальной работы пищеварительной системы необходимо соблюдать режим питания:.
Примерный ответ : В этом случае пищеварительные соки выделяются за некоторое время до приема пищи, и попадая в желудок, она начинает сразу перевариваться. Это обеспечивает более быстрое переваривание и лучшее усвоение пищи. Длительные промежутки между приемами пищи и еда всухомятку могут вызывать заболевания желудка.
Учитель: К сожалению, с самого начала существования премии зародилась весьма нелицеприятная тенденция, в соответствии с которой кандидатуры будущих лауреатов чаще всего выбирались членами Нобелевского комитета не согласно завещанию основателя фонда, а исходя из определенной политической конъюнктуры или каких-то там личных пристрастий.
Поэтому ничем иным, как только необъективностью и явной «несимпатией» сначала к России, а затем и к Советскому Союзу, а теперь снова к России можно объяснить тот факт, что только 17 из наших соотечественников в списке Нобелевских лауреатов, значительно меньше, чем представители США (326), Великобритании (115), Германии (102) или Франции (57).
Как бы там ни было, при всех недостатках Нобелевская премия остается самой престижной в мире.
Учитель: биографическую справку и работу по химии Н.Н. Семенова представит 9 класс слайд
Вопрос зала: Чьи имена и в связи, с какими достижениями вы считаете достойными «быть вписанными золотыми буквами в историю химии»?
Примерные ответы:
Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) – периодический закон;
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – закон сохранения массы веществ в химических реакциях, атомно-молекулярная теория;
Александр Михайлович Бутлеров (1828–1886) – теория химического строения органических веществ;
Николай Николаевич Семенов (1896–1986) – теория цепных химических реакций (Нобелевская премия по химии 1956 г.).
Учитель:
Секрет успеха Альфреда Нобеля:
1. Получи образование у самых лучших учителей.
2. Ознакомься с последними научными разработками.
3. Изобрети что-то своё.
4. Женись только по любви.
5. Не делай своих потомков ещё богаче.
6. Не имей вредных привычек.
7. Не трать деньги впустую.
8. Защищай свои изобретения.
Вопросы слушателям:
1. Кто может быть Лауреатом премии? (Лауреатом премии может быть один учёный или группа, имеющая в составе не более трёх человек).
2. Может ли один человек получить премии более трёх раз? (Уставом Нобелевского фонда и с 1968 года не допускает получения премии одним человеком более трёх раз).
3.В скольких номинациях присуждаются премии? (в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля, присуждаются в пяти номинациях).
4. Сколько изобретений было сделано Нобелем? (355 изобретений).
5.Какое самое известное изобретение было сделано Нобелем? (динамит).
Учитель: уважаемое жюри оцените выступления учащихся
(критерии)
Рефлексия: 1. Чему посвящено заседание круглого стола?
- Чье выступление вам больше понравилось и почему?
- Что нового вы узнали?
- Какой вывод можно сделать?
Выступление члена жюри (подведение итогов)
Дорогие ребята! Спасибо за участие. Я вам желаю идти по жизни, используя секреты жизни великого Альфреда Нобеля.
Учитесь, познавайте, изучайте, открывайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».
Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...
Фильм "Марши российских лейб-гвардейских полков в исполнении российского Рогового оркестра".
Звучат марши и гимны Преображенского, Семеновского, Измайловского, Егерского, Казачьего, Финляндского, Ахтырского гусарского полков, написанные с 1691 по 1806 годы. Место записи - плац перед Гатчински...
статья "Российские путешественники современности"
материал о путешественнике современности Федоре Конюхове...
Конспект урока географии в 5 классе по теме "Российские путешественники".
Конспект урока географии в 5 классе по теме "Российские путешественники" подготовлен к учебнику Алексеева линии "Полярная звезда". Урок включает проверку ранее изученного материала...
Презентация к уроку географии в 5 классе "Российские путешественники"
Презентация к уроку географии в 5 классе "Российские путешественники" составлена к учебнику линии УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеев, 5-6 класс...
Презентация по географии "Российские путешественники" - 5 класс
Презентация содержит материал поэтапной работы с текстом учебника....
- Мне нравится (1)