Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой "География России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_9_klass.docx | 53.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
9 класс
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004 г.)
- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов. География: М., «Дрофа», 2004
- авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова - М., «Дрофа», 2009г.
Учебным планом предусмотрено 70 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.
Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля.
При этом предполагается проведение практических работ – 14, из них оценочных – 8.
«Географии России» - содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации принципа особое место принадлежит комплексным природо-хозяйственным регионам. Программа « Географии России. Природа» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ», изложенным в частях «Источники географической информации» и «Природопользование и геоэкология». Курс «География России» занимает важое место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.
Цель: заключается в развитии географического мышления школьников и формирования у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; любви к природе, бережного отношения к окружающей среде, уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи:
- сформировать целостное представление об особенностях природы своей страны;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников разнообразные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ ЗА КУРС 9 КЛАССА
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Календарно - тематическое планирование в 9 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Виды контроля | Примерное количество часов на самостоят. работы учащихся | Сроки проведения | Примечание | |
уроки | лабораторно-практические работы | |||||||
Введение | 1 | 1 | ||||||
1. | Хозяйство России. Вторичный сектор экономики | 15 | ||||||
1.1 | Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная промышленность | 1 | Фронтальный опрос | |||||
1.2 | ТЭК. Газовая промышленность | 1 | 1 | Практическая работа | ||||
1.3 | ТЭК. Угольная промышленность | 1 | тест | |||||
1.4 | ТЭК. Электроэнергетика | 1 | 1 | Практическая работа |
| |||
1.5 | Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ. | 1 | ||||||
1.6 | Металлургический комплекс. Чёрная металлургия | 2 | 1 | Практическая работа | ||||
1.7 | Цветная металлургия | 1 | Анализ карт атласа | |||||
1.8 | Химико-лесной комплекс | 3 | 1 | Практическая работа | ||||
1.9 | Машиностроение | 2 | 1 | тест | ||||
1.10 | АПК: пищевая и лёгкая промышленность. | 2 | Сообщения Проверочная работа | 1 | ||||
2. | Третичный сектор экономики | 6 | ||||||
2.1 | Состав и значение третичного сектора экономики | 1 | Фронтальный опрос | |||||
2.2 | Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. Другие виды транспорта. Связь | 2 | 1 | Практическая работа | ||||
2.3 | Сфера обслуживания. Наука | 1 | ||||||
2.4 | Жилищное и рекреационное хозяйство | 1 | сообщения | |||||
2.5 | Обобщающий урок | 1 | Зачётная работа | 1 | ||||
3. | География крупных регионов России. Экономическое районирование | 1 | ||||||
3.1 | Европейская Россия | 28 | ||||||
3.2 | Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). | 1 | ||||||
3.2 | Европейский Север: факторы формирования района, население. | 1 | Индивидуальные задания | |||||
3.3 | Природа Европейского Севера | 1 | 1 | Практическая работа | ||||
3.4 | Население | 1 | сообщения | |||||
3.5 | Хозяйство Европейского Севера | 1 | тест | |||||
3.6 | Северо-Западный район. Факторы формирования района. | 1 | ||||||
3.7 | Природа Северо-Запада | 1 | сообщения | |||||
3.8 | Население и хозяйственное освоение Северо-Запада | 1 | Фронтальный опрос | |||||
3.9 | Хозяйство Северо-Запада | 1 | 1 | Практическая работа | ||||
3.10 | Географические особенности С-Петербурга и других городов северо-запада | 1 | Проверочная работа | |||||
3.11 | Центральная Россия. Факторы формирования района. | 1 | ||||||
3.12 | Природа Центральной России | 1 | сообщения | |||||
3.13 | Население и хозяйственное освоение Центральной России | 1 | Работа с картами атласа | |||||
3.14 | Московская столичная агломерация | 1 | Географический диктант | |||||
3.15 | Хозяйство Центральной России | 1 | тест | |||||
3.16 | Европейский Юг. Факторы формирования района | 1 | ||||||
3.17 | Природа Европейского Юга | 1 | 1 | Практическая работа | ||||
3.18 | Население и хоз. освоение | 1 | Анализ карт атласа | |||||
3.19 | Хозяйство Европейского Юга | 1 | сообщения | |||||
3.20 | Поволжье. Факторы формирования района | 1 | ||||||
3.21 | Природа Поволжья | 1 | 1 | Практическая работа | ||||
3.22 | Население и хозяйственное освоение Поволжья | 1 | Индивидуальные задания | |||||
3.23 | Хозяйство Поволжья | 1 | Проверочная работа | |||||
3.24 | Урал. Факторы формирования района. | 1 | ||||||
3.25 | Природа Урала | 1 | Индивидуальные задания | |||||
3.26 | Население и хозяйственное освоение Урала | 1 | 1 | Практическая работа | ||||
3.27 | Хозяйство Урала | 1 | Анализ карт | |||||
3.28 | Обобщающий урок | 1 | Зачётная работа | 1 | ||||
4. | Азиатская Россия | 17 | ||||||
4.1 | Азиатская Россия. Общая характеристика. | 1 | ||||||
4.2 | Западная Сибирь. Факторы формирования района. | 1 | Фронтальный опрос | |||||
4.3 | Природа | 1 | 1 | Практическая работа | ||||
4.5 | Население и хозяйственное освоение. | 1 | сообщения | |||||
4.6 | Хозяйство Западной Сибири. | 1 | тест | |||||
4.7 | Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. | 1 | ||||||
4.8 | Природа | 1 | 1 | Практическая работа | ||||
4.9 | Население и хозяйственное освоение района | 1 | Анализ карт | |||||
4.10 | Хозяйство района | 1 | Проверочная работа | |||||
4.11 | Южная Сибирь. Факторы формирования района | 1 | ||||||
4.12 | Кузнецко-Алтайский подрайон | 1 | Индивидуальные задания | |||||
4.13 | Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. | 1 | сообщения | |||||
4.14 | Дальний Восток. Факторы формирования района | 1 | ||||||
4.15 | Природа Дальнего Востока. | 1 | Фронтальный опрос | |||||
4.16 | Население и хозяйственное освоение | 1 | 1 | Анализ карт и статистических данных | ||||
4.17 | Хозяйство района | 1 | диктант | |||||
4.18 | Обобщающий урок | 1 | Итоговая работа | 1 | ||||
ИТОГО | 68 | |||||||
|
Необходимая литература:
Для ученика (обучающегося)
Обязательная
Учебники
География России. В 2 кн. Кн.2 : Хозяйство и географические районы. 9 кл. : учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова – М.: Дрофа, 2009
Рабочие тетради
Баринова, И.И. Рабочая тетрадь по географии. Хозяйство и географические районы: 9 класс: с комплектом контурных карт / И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
Географический атлас для 9 класса
Контурные карты для 9 класса
Дополнительная
ресурсы ИНТЕРНЕТ
Для учителя (преподавателя)
Обязательная
- Государственный стандарт основного общего образования по географии;
- Программа основного общего образования по географии для общеобразовательных учреждений;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. География;
- Программы общеобразовательных учреждений. География, 5-9 классы. Учебное издание;
- Е.А. Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии 9 класс. – М.: ВАКО, 2010;
- Элькин Г.Н. География. Тесты. 8-9 классы. – СПб.: «Паритет», 2005
Дополнительная
- Весь мир. Энциклопедический справочник. Минск, Литература, 2008
- География. Справочник школьника. Москва, Слово, 2006
- Максимов Н.А. Хрестоматия по физической географии, - М, Просвещение, 2004
- Ветер странствий. Альманах
- Весёлая география на уроках и праздниках. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004
- География в кроссвордах / Авт.-сост. С.Н. Труднева. – М.: Дрофа, 2004
- Малый атлас мира. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005
- Тарасов А.К. География. Книга для учащихся и учителей.- Смоленск: Русич,1999
Председатель ПЦК_______Л.Д. Иванова на заседании педагогического совета
«_____»__________________2012 г. Протокол № ____от «___»_____2012 г.
Календарно-тематическое планирование
уроков географии
Класс: 9а, 9б, 9в
Учитель высшей категории: Майорова Наталья Михайловна
Количество часов всего: 70 в неделю 2
Плановых контрольных работ: лабораторных работ:
Административных контрольных работ:
Планирование составлено на основе рабочей программы и учебника В.П. Дронова, И.И. Бариновой «География России: хозяйство и географические районы» (базовый уровень)
Учебник: География России. В 2 кн. Кн.2 : Хозяйство и географические районы. 9 кл. : учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова – М.: Дрофа, 2009
Методическое пособие: Е.А. Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии 9 класс. – М.: ВАКО, 2010;
Дидактический материал: Баринова, И.И. Рабочая тетрадь по географии. Хозяйство и географические районы: 9 класс: с комплектом контурных карт / И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
Географический атлас для 9 класса Контурные карты для 9 класса
Дополнительный материал: Элькин Г.Н. География. Тесты. 8-9 классы. – СПб.: «Паритет», 2005; Тарасов А.К. География. Книга для учащихся и учителей.- Смоленск: Русич, 1999
Календарно-тематическое планирование составила: Майорова Наталья Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...