Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой  "География России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_9_klass.docx53.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

9 класс

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004 г.)
  2. примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных  документов. География: М., «Дрофа», 2004
  3. авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы  для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова - М., «Дрофа», 2009г.

Учебным планом предусмотрено 70 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.

Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля.

При этом предполагается проведение  практических работ – 14,  из них оценочных – 8.

  «Географии России» - содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения  в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации принципа особое место принадлежит комплексным природо-хозяйственным регионам.   Программа « Географии  России. Природа» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ», изложенным в частях «Источники географической информации» и «Природопользование и геоэкология». Курс  «География России» занимает важое место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

      Цель: заключается в развитии географического мышления школьников и формирования у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; любви к природе, бережного отношения к окружающей среде, уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

       Задачи:

  1. сформировать целостное представление об особенностях природы своей страны;
  2. сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном     мире;
  3. научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
  4.  развивать картографическую грамотность школьников;
  5. сформировать у школьников разнообразные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
  6. показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО  ГЕОГРАФИИ ЗА КУРС 9 КЛАССА

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  3. географические районы, их территориальный состав;
  4. отрасли местной промышленности.

          Описывать:

  1. природные ресурсы;
  2. периоды формирования хозяйства России;
  3. особенности отраслей;
  4. традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  5. экономические связи районов;
  6. состав и структуру отраслевых комплексов;
  7. основные грузо - и пассажиропотоки.

     

   Объяснять:

  1. различия в освоении территории;
  2. влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  3. размещение главных центров производства;
  4. сельскохозяйственную специализацию территории;
  5. структуру ввоза и вывоза;
  6. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий. 

          Прогнозировать:

  1. возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

                     


Календарно - тематическое   планирование в 9 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

  Всего

  часов

В том числе на:

Виды контроля

Примерное количество часов на самостоят. работы учащихся

Сроки

проведения

Примечание

уроки

лабораторно-практические работы

Введение

1

1

1.

Хозяйство России.  Вторичный сектор экономики

15

1.1

 Топливно-энергетический комплекс.

Нефтяная промышленность

1

Фронтальный опрос

1.2

ТЭК. Газовая  промышленность

1

1

Практическая работа

1.3

ТЭК. Угольная промышленность

1

тест

1.4

ТЭК. Электроэнергетика

1

1

Практическая работа

   

1.5

Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ.

1

1.6

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия

2

1

Практическая работа

1.7

Цветная металлургия

1

Анализ карт атласа

1.8

Химико-лесной комплекс

3

1

Практическая      работа

1.9

Машиностроение

2

1

тест

1.10

АПК: пищевая и лёгкая промышленность.

2

Сообщения

Проверочная работа

1

2.

Третичный сектор экономики

6

2.1

Состав и значение третичного сектора экономики

1

Фронтальный опрос

2.2

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. Другие виды транспорта. Связь

2

1

Практическая работа

2.3

Сфера обслуживания. Наука

1

2.4

Жилищное и рекреационное хозяйство

1

сообщения

2.5

Обобщающий урок

1

Зачётная работа

1

3.

География крупных регионов России.  Экономическое районирование

1

3.1

Европейская Россия

28

3.2

Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы).

1

3.2

Европейский Север: факторы формирования района, население.

1

Индивидуальные задания

3.3

Природа Европейского Севера

1

1

Практическая работа

3.4

Население

1

сообщения

3.5

Хозяйство Европейского Севера

1

тест

3.6

Северо-Западный район. Факторы формирования района.

1

3.7

Природа Северо-Запада

1

сообщения

3.8

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада

1

Фронтальный опрос

3.9

Хозяйство Северо-Запада

1

1

Практическая работа

3.10

Географические особенности С-Петербурга и других городов северо-запада

1

Проверочная работа

3.11

Центральная Россия. Факторы формирования района.

1

3.12

Природа Центральной России

1

сообщения

3.13

Население и хозяйственное освоение Центральной России

1

Работа с картами атласа

3.14

Московская столичная агломерация

1

Географический диктант

3.15

 Хозяйство Центральной России

1

 тест

3.16

Европейский Юг. Факторы формирования района

1

3.17

 Природа Европейского Юга

1

1

Практическая работа

3.18

Население и хоз. освоение

1

Анализ карт атласа

3.19

Хозяйство Европейского Юга

1

сообщения

3.20

Поволжье. Факторы формирования района

1

3.21

Природа Поволжья

1

1

Практическая работа

3.22

Население и хозяйственное освоение Поволжья

1

Индивидуальные задания

3.23

Хозяйство Поволжья

1

Проверочная работа

3.24

Урал. Факторы формирования района.

1

3.25

Природа Урала

1

Индивидуальные задания

3.26

Население и хозяйственное освоение Урала

1

1

Практическая работа

3.27

Хозяйство Урала

1

Анализ карт

3.28

Обобщающий урок

1

Зачётная работа

1

4.

Азиатская Россия

17

4.1

Азиатская Россия. Общая характеристика.

1

4.2

Западная Сибирь. Факторы формирования района.

1

Фронтальный опрос

4.3

Природа

1

1

Практическая работа

4.5

Население и хозяйственное освоение.

1

сообщения

4.6

Хозяйство Западной Сибири.

1

тест

4.7

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.

1

4.8

Природа

1

1

Практическая работа

4.9

Население и хозяйственное освоение района

1

Анализ карт

4.10

Хозяйство района

1

Проверочная работа

4.11

Южная Сибирь. Факторы формирования района

1

4.12

Кузнецко-Алтайский подрайон

1

Индивидуальные

          задания

4.13

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.

1

сообщения

4.14

Дальний Восток. Факторы формирования района

1

4.15

Природа Дальнего Востока.

1

Фронтальный опрос

4.16

Население и хозяйственное освоение

1

1

Анализ карт и статистических данных

4.17

 Хозяйство района

1

диктант

4.18

Обобщающий урок

1

Итоговая  работа

1

ИТОГО

68

                     

Необходимая литература:

Для ученика (обучающегося)

Обязательная

Учебники

География России. В 2 кн. Кн.2 : Хозяйство и географические районы. 9 кл. : учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова – М.: Дрофа, 2009

Рабочие тетради 

Баринова, И.И. Рабочая тетрадь по географии. Хозяйство и географические районы: 9 класс: с комплектом контурных карт / И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010

Географический  атлас для 9 класса

Контурные карты для 9 класса

Дополнительная

 ресурсы ИНТЕРНЕТ

Для учителя (преподавателя) 

Обязательная

  1. Государственный стандарт основного общего образования по географии;
  2. Программа основного общего образования по географии для общеобразовательных учреждений;
  3. Концепция модернизации Российского образования;
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  5. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта  общего образования. География;
  7. Программы общеобразовательных  учреждений. География, 5-9 классы. Учебное издание;
  8. Е.А. Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии 9 класс. – М.: ВАКО, 2010;
  9. Элькин Г.Н. География. Тесты. 8-9 классы. – СПб.: «Паритет», 2005

Дополнительная

  1. Весь мир. Энциклопедический справочник. Минск, Литература, 2008
  2. География. Справочник школьника. Москва, Слово, 2006
  3. Максимов Н.А. Хрестоматия по физической географии, - М, Просвещение, 2004
  4. Ветер странствий. Альманах
  5. Весёлая география на уроках и праздниках. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004
  6. География в кроссвордах / Авт.-сост. С.Н. Труднева. – М.: Дрофа, 2004
  7. Малый атлас мира. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005
  8. Тарасов А.К. География. Книга для учащихся и учителей.- Смоленск: Русич,1999

     

    «СОГЛАСОВАНО»                                                                                       «РАССМОТРЕНО»

Председатель ПЦК_______Л.Д. Иванова                                                                                                на заседании педагогического совета

«_____»__________________2012 г.                                                                                                           Протокол № ____от «___»_____2012 г.

Календарно-тематическое планирование

уроков  географии

Класс:   9а, 9б, 9в

Учитель  высшей категории: Майорова Наталья Михайловна

Количество часов всего:         70          в неделю  2

Плановых контрольных работ:                 лабораторных работ:

Административных контрольных работ:

Планирование составлено  на  основе  рабочей программы и учебника В.П. Дронова, И.И. Бариновой «География России: хозяйство и географические районы» (базовый уровень)

Учебник:  География России. В 2 кн. Кн.2 : Хозяйство и географические районы. 9 кл. : учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова – М.: Дрофа, 2009

Методическое пособие:  Е.А. Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии 9 класс. – М.: ВАКО, 2010;

Дидактический материал: Баринова, И.И. Рабочая тетрадь по географии. Хозяйство и географические районы: 9 класс: с комплектом контурных карт / И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010

Географический  атлас для 9 класса  Контурные карты для 9 класса

Дополнительный материал: Элькин Г.Н. География. Тесты. 8-9 классы. – СПб.: «Паритет», 2005; Тарасов А.К. География. Книга для учащихся и учителей.- Смоленск: Русич, 1999

Календарно-тематическое планирование составила:  Майорова Наталья Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...