Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Дюкарева Анна Станиславовна

 

Данная рабочая программа определяет содержание курса «География. Население и хозяйство России. 9 класс», отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc419.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор гимназии

_________ Н.В. Медведь

«___» ______ 2012 года

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

____________________

«___» ______ 2012 года

РАССМОТРЕНО:

на заседании методического объединения

_________ И.Н. Силантьева

«___» _______ 2012 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дюкаревой Анны Станиславовны, учителя географии,

высшей квалификационной категории

ГЕОГРАФИЯ

9 класс

г. Санкт-Петербург

2012 г.


Оглавление

Пояснительная записка.        

Характеристика классов        

Содержание курса.        

Календарно-тематический план        

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «География России. Население и хозяйство».        

Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний        

Устный ответ         

Работа с картой и другими источниками географических знаний         

Наблюдения в природе и на производстве         

Выполнение практической работы         

Тестовые работы        

Реферат        

Перечень учебно-методического обеспечения        

Контрольно-измерительные материалы        

Лист коррекции        


Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  2. примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  3. программа регионального курса «Краеведение»;
  4. базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  5. федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  6. образовательная программа гимназии № 498;
  7. учебный план на  2012 – 2013 учебный год;
  8. инновационная образовательная программа «Воспитание интеллекта».

Данная рабочая программа определяет содержание курса «География. Население и хозяйство России. 9 класс», отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

В курсе «География. Население и хозяйство России» для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.

Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих задач:

  1. освоение знаний об основных географических понятиях, населения разных территорий, о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  2. овладение умениями ориентироваться на местности;
  3. использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;
  4. применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  5. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  6. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  7. формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
  8. самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
  9. приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
  10. изучение природно-ресурсного потенциала России;
  11. анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
  12. изучение отраслевой  структуры экономики России;
  13. знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями;
  14. изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
  15. анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.

Курсу «География. Население и хозяйство России. 9 класс» географии предшествует курс «География. Природа России», включающий определенные географические сведения. По итогам изучения курса «География. Природа России» учащиеся должны

знать следующее:

  1. физико-географическое положение России, своего края на карте;
  2. природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы;
  3. закономерности размещения природных ресурсов на  территории государства;

уметь следующее:

  1. приводить примеры физических явлений; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  2. указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  3. описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  4. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.

Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Курс «География. Население и хозяйство России. 9 класс» обладает большим диапазоном межпредметных связей, имеет разнообразие форм и средств обучения.

Применение ИКТ является одним из средств в организации практикума, которое в свою очередь, должно быть доступным учителю и ученику.

Цели применения методики с использованием ИКТ:

  1. Повышение результативности обучения;
  2. Повышение интереса к предмету;
  3. Осознание значимости полученных знаний и умений;
  4. Повышение информационной культуры.

При изучении данного курса проводится 3 вида контроля:

- начальный – контроль, который позволяет оценить остаточные знания по курсу «География. Природа России. 8 класс»;

- промежуточный - контроль в процессе изучения темы (тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами);

- итоговый – контроль в конце изучения данного курса (устные и письменные зачетные работы, собеседование, практические работы, тестовая работа).

Характеристика классов

Характеристика 9А класса

Коллектив 9А класса начал формироваться в 2004 году. На конец 2011 – 2012 учебного года в классе было 27 человек. Количественный состав обучающихся в классе: 20 девочек и 7 мальчиков в возрасте 14 - 15 лет. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.

Учащиеся класса являются работоспособными, успеваемость за прошлый год (2011 – 2012 учебный год) составила 100 %, качество знаний 92 %. По итогам изучения курса «География. Природа России» в 2011 - 2012 учебного года в классе нет неуспевающих, 23  человек закончили минувший учебный год на «4» и «5». Класс проявляет большой интерес к общественным делам, выполняет общественные поручения, сознательно относится к урочной и внеурочной деятельности.

Класс по количественному составу является большим, в нём отсутствуют группировки по деловым интересам и группировки отрицательного характера, учащиеся относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку. В классе сложились дружеские, деловые отношения.

Класс дружный, учащиеся переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Класс активно принимает участие в общешкольных делах.

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Учащиеся 9А класса относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. При изучении курса «География. Природа России» класс показал заинтересованность в изучении нового материала. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. При выполнении творческих работ активно использовались ИКТ. Учащиеся класса И. Абрамов и А. Балобанов выполнили творческие работы с использованием ИКТ, данные работы принимали участие во Всероссийском фестивале творческих и научных работ учащихся «Портфолио».

Уровень воспитанности класса хороший. Большинство исполнительны, в классе держат порядок и дисциплину. Многие обладают усидчивостью, вниманием, отзывчивостью, сознательной дисциплиной и познавательной активностью.

В целом класс успешно завершил период обучения курса «География. Природа России». Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса «География. Население и хозяйство России» и не требует корректировки содержания программы. Однако особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, построению монологического высказывания.

Характеристика 9В класса

Коллектив 9В класса начал формироваться в 2004 году. На конец 2011 – 2012 учебного года в классе было 25 человек. Количественный состав обучающихся в классе: 15 девочек и 10 мальчиков в возрасте 14 - 15 лет. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.

Учащиеся класса являются работоспособными, успеваемость за прошлый год (2011 – 2012 учебный год) составила 100 %, качество знаний 100 %. По итогам изучения курса «География. Природа России» в 2011 - 2012 учебного года в классе нет неуспевающих, 25 человек закончили минувший учебный год на «4» и «5». Класс проявляет большой интерес к общественным делам, выполняет общественные поручения, сознательно относится к урочной и внеурочной деятельности.

Класс по количественному составу является не большим, в нём отсутствуют группировки по деловым интересам и группировки отрицательного характера, учащиеся относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку. В классе сложились дружеские, деловые отношения.

Класс дружный, учащиеся переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Класс активно принимает участие в общешкольных делах.

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Учащиеся 9В класса относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. При изучении курса «География. Природа России» класс показал заинтересованность в изучении нового материала. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. При выполнении творческих работ активно использовались ИКТ.

Уровень воспитанности класса хороший. Большинство исполнительны, в классе держат порядок и дисциплину. Многие обладают усидчивостью, вниманием, отзывчивостью, сознательной дисциплиной и познавательной активностью.

В целом класс успешно завершил период обучения курса «География. Природа России». Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса «География. Население и хозяйство России» и не требует корректировки содержания программы. Однако особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, построению монологического высказывания.


Содержание курса.

Тема 1. Геополитическое положение России (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать

Уметь

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.

основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.

показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; показывать на карте субъекты РФ

Тема 2. Население России и новых независимых государств (7 часов)

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.

Тема 3. Экономика Российской Федерации (3 часа)

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства

границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства; долю России в ресурсах СССР; особенности экономических систем.

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (23 часа)

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения. Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности. Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.

Тема 5. Территориальная организация и районирование России (1 час)

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения.

Объяснять проблемы экономического районирования.

Тема 6. Западный макрорегион – Европейская Россия (14 часов)

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тема 7. Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов)

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Тема 8. Россия и мир (1 час)

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тема 9. Страны ближнего Зарубежья (2 часа)

Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям.

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тема 10. География Санкт-Петербурга и Ленинградской области (8 часов)

Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, основные геологические эры, структуры земной коры, климатообразующие факторы. Особенности погоды в циклонах и антициклонах; влияние  климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской  области. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и Санкт-Петербурга и Ленинградской  области.

пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии, важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.

называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии, важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования. определять географическое положение; описывать: географическое положение (экономико-географическое, геополитическое и др.); объяснять влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства; оценивать изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал Санкт-Петербурга и Ленинградской  области.


Календарно-тематический план.

№ урока

№ урока в теме

Срок

Тема урока

Использование ИКТ

Практические работы

Домашнее задание

Упражнение на развитие интеллекта учащихся

Геополитическое положение России (4 часа)

1

1

Введение в экономическую и социальную географию.

Презентация PowerPoint «Экономическая и социальная география России»

стр. 3 – 5

2

2

Государственная территория Российской Федерации

Презентация PowerPoint «Геополитическое положение России»

Составьте, картосхему территориального роста страны, показав присоединенные территории и проживающие там народы.

§ 1, 2

3

3

Экономико-географическое положение страны.

§ 3

4

4

Политико-административное устройство России

Презентация PowerPoint «Политико-административное устройство России»

§ 38

Население России (7 часов)

5

1

Заселение и освоение территории России.

§ 4

6

2

Численность и естественное движение населения

Презентация PowerPoint «Численность и естественное движение населения России»

§ 5

7

3

Миграции населения

Презентация PowerPoint «Механическое движение. Миграции»

§ 7

8

4

Урбанизация в России

Презентация PowerPoint «Урбанизация. Городское и сельское население»

§ 8

9

5

Количество и качество трудовых ресурсов, их роль в экономической жизни страны

Презентация PowerPoint «Трудовые ресурсы"

§

10

6

Этнический состав населения. Административно-территориальное деление страны.

Презентация PowerPoint «Национальный состав России»

Составьте таблицу: «Этнические регионы России». Объясните, какие исторические причины способствовали их образованию,

§ 6, подготовить сообщение об одном из народов, проживающих на территории России

11

7

Обобщение. Население России

§

Экономика Российской Федерации (3 часа)

12

1

Хозяйство страны

Презентация PowerPoint «Хозяйство страны»

§ 10, 11

13

2

Отраслевая и территориальная структура хозяйства, ее изменения.

На к/к нанесите с/х и старопромышленные районы России до XX в. Объясните их расположение.

§ 13

14

3

Природно-ресурсная основа экономики.

Презентация PowerPoint «Природно-ресурсная основа экономики страны»

§ 14

Важнейшие межотраслевые комплексы России (23 часа)

15

1

Машиностроение. Роль и состав машиностроения

Презентация PowerPoint «Машиностроение»

§ 17

16

2

География машиностроения

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

§ 19,

РТ стр. 15 пр/р 4

17

3

Специализация и кооперирование.

§ 18,

РТ стр. 15 зад 1

18

4

Военно-промышленный комплекс

Презентация PowerPoint «Военно-промышленный комплекс»

§ 20,

19

5

Научный комплекс

Презентация PowerPoint «Научный комплекс России»

§ 16, Подготовьте сообщения о влиянии научного комплекса на хозяйство страны.

20

6

Топливно-энергетический комплекс

Презентация PowerPoint «Топливно-энергетический комплекс России»

§ 21

21

7

Топливная промышленность

Презентация PowerPoint «Топливная промышленность России»

Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов.

§ 22,

РТ стр. 3 – 6 зад 1, 2, 3, 5, 6

22

8

Электроэнергетика. Типы электростанций. Единая энергосистема страны

Презентация PowerPoint «Электроэнергетика России»

§ 23,

РТ стр. 7

зад 1, 2

23

9

Комплекс конструкционных материалов. Состав и география размещения

Презентация PowerPoint «Комплекс конструкционных материалов»

§ 24,

РТ стр. 8

зад 1, 2

24

10

Черная и цветная металлургия.

Презентация PowerPoint «Металлургия»

§ 26, 27,

РТ стр. 9

зад 3, 4, 5

25

11

География металлургии.

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

§ 25,

РТ стр. 11 (тест)

26

12

Лесная промышленность. География лесной промышленности

Презентация PowerPoint «Лесная промышленность» Учебный видеофильм «Лесное хозяйство»

§ 30,

РТ стр. 14

зад 1, 3,

27

13

Химическая промышленность

Презентация PowerPoint «Химическая промышленность»

§ 28,

РТ стр. 12 – 13 зад 1, 3, 4

28

14

Агропромышленный комплекс

§ 31

29

15

Состав и география размещения. Сельское хозяйство

Презентация PowerPoint «Растениеводство и животноводство»

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

§ 32

30

16

Пищевая и легкая промышленность

Презентация PowerPoint «Легкая и пищевая промышленность»

.

§ 33,

РТ стр. 17 (тест)

31

17

Инфраструктурный комплекс

§

32

18

Транспорт. Коммуникационная система

Презентация PowerPoint «Транспортная система России»

§ 34,

РТ стр. 19 зад 2

33

19

Сухопутный транспорт

Презентация PowerPoint «Сухопутный транспорт»

§ 35

34

20

Воздушный транспорт

Презентация PowerPoint «Воздушный транспорт»

§

35

21

Водный транспорт

Презентация PowerPoint «Водный транспорт»

Отметьте на к/к территории, где исторически сложилась развитая транспортная сеть и районы перспективного развития. Предложите свой вариант

§ 36

36

22

Социальная инфраструктура, ее состав и роль в хозяйстве страны

Презентация PowerPoint «Сфера обслуживания»

§ 37,

РТ стр. 22 зад 6

37

23

Обобщение. Межотраслевые комплексы России

РТ стр. 23 – 25 (тест)

Районирование России (1 час)

38

1

Экономическое районирование

§ 39, Подготовьте сообщения: «История экономического районирования в России»

Западный макрорегион – Европейская Россия (14 часов)

39

1

Центральная Россия. Экономико-географическая характеристика. Состав, население, ресурсы

Презентация PowerPoint «Центральная России»

§ 41

40

2

Хозяйство Центральной России

§ 43,

РТ стр. 34 - 35 зад 2, 3, 4, 5, 6

41

3

Города Центральной России. Москва – административный, научный, торгово-финансовый, культурный центр страны.

Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

§ 44, Создайте проекты: «Москва – столица России».

РТ стр. 35 пр/р 6

42

4

Северо-запад. Особая роль Санкт-Петербурга.

Презентация PowerPoint «Северо-запад России»

Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

§ 46, Создайте проекты:

«Санкт – Петербург гордость и слава страны».

43

5

Калининградская область – анклав России.

Составьте картосхему: «Транспортные связи России с Калининградской областью в прошлом и настоящем. Объясните изменения.

Назовите проблемы развития Калининградской области и пути их решения.

44

6

Хозяйство Северо-Запада

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской  области.

РТ стр. 31 – 32 зад 1, 2, 3, 4, 5

45

7

Европейский Север. Экономика - географическая характеристика.

Презентация PowerPoint «Европейский Север»

§ 47, 48,

РТ стр. 28 – 30 зад 1, 2, 4

РТ стр. 33 (тест)

46

8

Северный Кавказ. Экономико-географический обзор.

Презентация PowerPoint «Северный Кавказ»

§ 50, 51,

РТ стр. 37 пр/р 7

47

9

Хозяйство Северного Кавказа

§ 52,

РТ стр. 38 зад 3, 4, 6, 7

РТ стр. 40 (тест)

48

10

Поволжье – состав, население, ресурсы.

Презентация PowerPoint «Поволжье»

§ 53, 54,

РТ стр. 41 - 42 зад 1, 2, 3, 5

49

11

Поволжье - роль района в хозяйственной жизни страны.

Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

§ 55,

РТ стр. 42 – 42 зад 6, 7, 8

50

12

Урал – состав, население, ресурсы.

Презентация PowerPoint «Уральский экономический район»

§ 56, 57,

РТ стр. 45 зад 1, 2

51

13

Урал - опорный край державы.

§ 58,

РТ стр. 46 - 47 зад 3, 4, 62

52

14

Обобщение. Западный макрорегион.

§ 40,

РТ стр. 26 зад 1

РТ стр. 49  (тест)

Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов)

53

1

Восточный макрорегион. Природа, население, хозяйство

§ 59,

РТ стр. 50 зад 1

54

2

Западная Сибирь. Общая характеристика

Презентация PowerPoint «Западная Сибирь»

Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.

§61, Составление характеристики Норильского промышленного узла.

РТ стр. 52 - 53 зад 1 - 8

55

3

Восточная Сибирь. Природные и хозяйственные контрасты

Презентация PowerPoint «Восточная Сибирь»

§ 62,

РТ стр. 55 - 58 зад 2, 3, 4, 6

56

4

Дальний Восток: особенности развития

Презентация PowerPoint «Дальний Восток»

§ 63,

РТ стр. 59 - 62 зад 1, 3, 4, 5, 6, 7

57

5

Обобщение. Восточный макрорегион

Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).

§ 60,

РТ стр. 63 – 64 (тест)

Россия и мир (1 час)

58

1

Место России среди стран мира

§

Страны ближнего Зарубежья (2 часа)

59

1

Страны нового зарубежья СНГ. Белоруссия и страны Балтии.

§ 65, 66

60

2

Закавказье и Азиатский Юго-Восток.

§ 68, 69

География Санкт-Петербурга и Ленинградской области (8 часов)

61

1

Экономика – географическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Презентация PowerPoint «Санкт-Петербург и Ленинградская область»

Определение по картам географического положения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

§

62

2

Административный состав Санкт-Петербурга и Ленинградской области

§

63

3

История формирования области

§

64

4

Особенности населения области

§

65

5

Города региона

§

66

6

АПК региона

§

67

7

Особенности транспорта

§

68

8

Развитие области на современном этапе.

Оценить экологическую ситуацию в Ленинградской области и предложить пути решения экологических проблем.

§


Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «География. Население и хозяйство России».

В результате изучения географии ученик должен:

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

  1. основные географические понятия и термины;
  2. различия географических карт по содержанию;
  3. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  4. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
  5. связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  6. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  7. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

УМЕТЬ:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  3. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  4. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  5. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  6. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  2. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  3. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  4. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
  5. принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  6. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

НАЗЫВАТЬ/ПОКАЗЫВАТЬ:

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  3. географические районы, их территориальный состав;
  4. отрасли местной промышленности.

ОПИСЫВАТЬ:

  1. природные ресурсы;
  2. периоды формирования хозяйства России;
  3. особенности отраслей;
  4. традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  5. экономические связи районов;
  6. состав и структуру отраслевых комплексов;
  7. основные грузо - и пассажиропотоки.

ОБЪЯСНЯТЬ:

  1. различия в освоении территории;
  2. влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  3. размещение главных центров производства;
  4. сельскохозяйственную специализацию территории;
  5. структуру ввоза и вывоза;
  6. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ:

  1. возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

 Устный ответ

ОЦЕНКА «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важных географических событиях.

ОЦЕНКА «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического  материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

ОЦЕНКА «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но неточно определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

ОЦЕНКА «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала; не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Работа с картой и другими источниками географических знаний

ОЦЕНКА «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности, соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

ОЦЕНКА «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использование карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

ОЦЕНКА «3» - правильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление результатов.

ОЦЕНКА «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Наблюдения в природе и на производстве

ОЦЕНКА «5» - правильное, по плану проведенное наблюдение, точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

ОЦЕНКА «4» - правильное, по плану проведенное наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

ОЦЕНКА «3» - допускаются недочеты в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

ОЦЕНКА «2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Выполнение практической работы

Уровни развития умений

Форма проявления

Показатели сформированности умений выполнять практическую работу

ОЦЕНКА «5»

Действия наибольшей сложности, требующие большой самостоятельности в процессе выполнения любого вида работы.

Овладение всеми видами работы (практическая - подбор источников информации, их анализ и сопоставление, демонстрационная, мыленная). Осознание цели работы (изучена инструкция или условия задания, установлен порядок работы, правильно отобраны источники информации). Цель работы достигнута. Установлены необходимые взаимосвязи при проведении работы и отражены в выводе. Оформление работы (устное, письменное и «мысленное») в различных сочетаниях, с практическими действиями осуществлено правильно, полно, т.е. без существенных ошибок.

ОЦЕНКА «4»

Неполнота выполнения и оформления работы.

Овладение умениями выполнять практические задания и отдельные виды работы. Взаимосвязь между проведением работы и формулированием выводов осуществлены правильно. Допустимо относительно неполное оформление работы и незначительные ошибки в ходе работы.

ОЦЕНКА «3»

Возможно допущение отдельных существенных ошибок в ходе работы, в ее оформлении.

Овладение только умениями выполнять подбор источников информации. Взаимосвязь при выполнении отбора и выводами выявлена неполно. Допущены существенные ошибки в ходе работы и незначительные ошибки в оформлении работы.

ОЦЕНКА «2»

Отсутствие практических умений проявляется в несамостоятельности действий, наличии существенных практических и логических ошибок. При этом без посторонней помощи цель работы не достигается.

Неумение выполнять даже работу по подбору источников информации. Допущены логические ошибки в ходе практической работы. Цель работы не достигнута. Неумение оформить работу без помощи учителя.

Тестовые работы.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10 - 15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20 - 30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «З»;

• три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25 - 30 правильных ответов - оценка «5»;

• 19 - 24 правильных ответов - оценка «4»;

• 13 - 18 правильных ответов - оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов - оценка «2».

Реферат.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Программа

Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

Основная литература

Базовый учебник

Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. М., изд-во «ДРОФА» 2005, 2006 год.

Финаров Д.П., Семенов С.П. Санкт-Петербург и Ленинградская область 8-9 класс. Учебное пособие по географии СПб.: изд-во «ПИТЕР», 2005 год

Методическое пособие для ученика

Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География России. Население и хозяйство. М.: Дрофа, 2011 год

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Атлас, М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008.

Инструмент по отслеживанию результатов Работы

  1. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.
  2. Родионова И. А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2001.
  3. Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.

Учебно-методические пособия для учителя

  1. Евдокимов М.Ю., Сиротин В.И., Терещенкова В.Г. География России 8-9 класс. Методическое пособие. М., ДРОФА, 2004 год
  2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс м., изд-во «ВАКО», 2005 год

Список литературы.

Дополнительная литература

  1. Исаченко А.Г. География в современном мире М, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1998 год
  1. Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику. «география России. Население и хозяйство. 9 класс»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М. : ДРОФА, 2001 год
  2. Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику. «география России. Население и хозяйство. 9 класс»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М. : ДРОФА, 2006 год
  3. Даринский А.В., Фролов А.И. География Ленинградской области. СПб.: изд-во «ГЛАГОЛ», 2005 год
  4. Завьялова Е.Б., Радищева Н.В. Экономическая география в схемах и таблицах М.: изд-во ПРОСПЕКТ, 2005 год
  5. Все столицы мира. Энциклопедический справочник., М., изд-во «ВЕЧЕ», 2004 год
  6. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга 1 Общая характеристика мира. М, ДРОФА, 2004 год
  7. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга 2 Региональная характеристика мира. М, ДРОФА, 2005 год
  8. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России. М., ГАРДАРИКА, 2001 год
  9. Россия и ее регионы в ХХ веке: территория – расселение - миграции. Под ред. О. Глезер и П. Поляна. М., изд-во «ОГИ», 2005

Электронные издания

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 9 класс.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по географии. 2009 г.
  3. Энциклопедия по географии.
  4. География абитуриенту.
  5. Экспресс - подготовка к экзамену. География. 9 – 11 класс.
  6. 1С: Образовательная коллекция. География 6 – 10 класс.
  7. 1С: Образовательная коллекция География России. Хозяйство и регионы. 9 класс. Мультимедиа-курс разработан в соответствии с учебником географии для 9 класса под редакцией В.П. Дронова.

ИИнтернет-ресурсы

  1. http: //www.gao.spb.ru/russian
  2. http: //www.fmm.ru
  3. http: //www.mchs.gov.ru
  4. http: //www.national-geographic.ru
  5. http: //www.sgm.ru/rus
  6. http: //www.unknowplanet.ru
  7. http: //www.weather.com


Контрольно-измерительные материалы.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) составлены в соответствии с темами по курсу географии 9 класса. КИМы составлены в формате ЕГЭ в двух вариантах и включают задания трех уровней сложности: А, В, и С.

Часть А - базовый уровень. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один.

Часть В - более сложный уровень. Задания, представленные в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний.

Часть С - уровень повышенной сложности (1 - 2 вопроса). При выполнении этого задания, требуется дать развернутый ответ.

На выполнение тематических тестов отводится 10 - 15 мин, на выполнение итоговых - 40 - 45 мин. Разрешается использование атласа, калькулятора, линейки.

Критерии оценивания

За правильный ответ на задания: части А - 1 балл; части В - 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С - 2 балла (при наличии полного ответа).

Если ученик правильно отвечает на 50 - 70% вопросов, то получает оценку «3», 70 - 90% правильных ответов - оценка «4», 90 - 100% правильных ответов - «5».

Тест № 1. Начальный контроль

Вариант 1

А1. Какой мыс является крайней северной материковой точкой?

1) Флигели    2) Челюскин    3) Дежнева    4) Канин Нос

А2. В каких горах расположена крайняя южная точка России?

1) Кавказа    2) Алтая    3) Сихотэ-Алиня    4) Памира

А3. С каким государством Россия имеет сухопутную границу?

1) с Кыргызстаном  2) с Арменией   3) с Украиной  4) со Швецией

А4. С каким государством Россия имеет самую длинную границу?

1) с Китаем   2) с Казахстаном    3) с Украиной    4) с Финляндией

А5. Какой субъект РФ не имеет общей границы с Россией?

1) Камчатская область              2) Магаданская область

3) Псковская область                4) Калининградская область

А6. Какой полуостров России находится на щите?

1) Камчатка   2) Кольский    3) Ямал     4) Таймыр

А7. Какая вершина является наиболее высокой?

1) Казбек   2) Белуха   3) Эльбрус   4) Народная

А8. Определите территорию России по ее описанию.

Крупная равнина расположена на молодой плите с палеозойским фундаментом. Поверхность равнины плоская, имеет небольшой уклон к северу. Большая часть равнины заболочены.

1) Восточно-Европейская равнина   2) Западно-Сибирская равнина

3) Среднесибирское плоскогорье      4) Прикаспийская низменность

А9. Какой климат характерен для Русской равнины?

1) умеренно-континентальный        2) континентальный

3) резко континентальный               4) муссонный

А10. Над какой территорией России зимой господствует антициклон?

1) над европейской территорией     2) над Уралом

3) над Восточной Сибирью              4) над Кавказом

А11. На какой территории наиболее теплое лето?

1) в Прикаспийской низменности      2) на Среднерусской возвышенностью

3) на Южном Урале                       4) на Сахалине

А12. На какой территории России выпадает наибольшее количество осадков?

1) на полуострове Таймыр       2) на полуострове Камчатка

3) на полуострове Чукотка      4) на Новосибирских островах

А13. Какое из морей, омывающих Россию, является самым глубоким?

1) Балтийское   2) Карское    3) Белое    4) Берингово

1) Камчатка   2) с Казахстаном    3) с Украиной    4) с Финляндией

А14. Какой пролив соединяет Чукотское и Берингово моря?

1) Карские Ворота   2) Лаперуза    3) Берингов    4) Вилькицкого

А15. Какая река относится к бассейну Атлантического океана?

1) Северная Двина   2)Волга    3) Дон   4) Печора

А16. Какая река России самая многоводная?

1) Волга     2) Лена    3) Енисей    4) Объ

А17. Для какой территории России характерны самые плодородные почвы?

1) для Кольского полуострова   2) для Валдайской возвышенности

3) для Ставропольской возвышенности     4) для Тиманского кряжа

А18. Где многолетняя мерзлота достигает наибольшей мощности?

1) на Кольском полуострове        2) в Якутии

3) на Западно-Сибирской равнине        4) на Сахалине

А19. Какая природная зона занимает большую часть Северного Урала?

1) тундра    2) тайга      3) смешанный лес    4) степь

А20. В какой природной зоне обитают сайгаки, дрофы, стрепеты?

1) в тундре    2) в тайге      3) в степи     4) в широколиственном лесу

В1. Назовите два города, жители которых могут видеть Солнце на севере. Когда это происходит?

В2. Установите соответствие.

Территории

Тип климата

1. Приморье

А) муссонный

2. Валдайская возвышенность

Б) резко континентальный

3. Забайкалье

В) субарктический

4. Ямал

Г) умеренно континентальный

1) Камчатка   2) с Казахстаном    3) с Украиной    4) с Финляндией

Вариант 2

А1. Какой мыс является крайней восточной материковой точкой России?

1) Челюскин   2) Дежнева    3) Ратманова    4) Флигели

А2. Через какой пролив проходит морская граница между Россией и Японий?

1) Берингов    2) Кунаширский   3) Вилькицкого   4) Карские Ворота

А3. С каким из государств Россия имеет сухопутную границу?

1) с Латвией    2) с Молдавией     3) с Туркменией   4) с Германией

А4. С каким из государств Россия имеет самую короткую границу?

1) с Грузией    2) с Азербайджаном   3) с КНДР   4) с Латвией

А5. Какие горы являются наиболее древними?

1) Кавказкие                                                      2) Уральские    

3) хребты Забайкалья и Прибайкалья            4) Сихотэ-Алинь

А6. Какой полуостров относится к наиболее подвижным районом России.

1) Таймыр   2) Чукотка   3) Кольский   4) Камчатка

А7. Какие горы являются наиболее высокими?

1) Уральские   2) Алтай   3) Сихотэ-Алинь    4) Саяны

А8. Определите место по его описанию.

Крупная равнина расположена на древней платформе. Абсолютные высоты превышают 500 метров. Реки имеют глубокие долины. Вся равнина находится в зоне многолетней мерзлоты.

1) Русская равнина                             2) Западно-Сибирская равнина

3) Среднесибирское плоскогорье   4) Среднерусская возвышенность

А9. Какой климат характерен для большей часть Дальнего Востока?

1) морской                               2) континентальный  

3) резко континентальный     4) муссонный

А10. Какая территория России находится под наибольшим влиянием Атлантики?

1) Русская равнина      2) Западно-Сибирская равнина

3) Зауралье                    4) Прикаспийская низменность

А11. В каком городе зима наиболее холодная?

1) в Екатеринбурге   2) в Мурманске   3) в Красноярске   4) в Верхоянске

А12. Где выпадает наибольшее количество осадков?

1) на восточных склонах    2) на западных склонах Кавказа

3) в котловинах Восточной Сибири  4) на западных склонах хребта Сихотэ-Алинь

А13. Какое море имеет наименьшую глубину?

1) Охотское    2) Баренцево     3) Черное    4) Азовское

А14. Какие моря соединяет пролив Карские Ворота?

1) Белое и Карское        2) Карское и Баренцево

3) Баренцево и Белое   4) Карское и Лаптевых

А15. Какая река относится к бассейну Северного Ледовитого океана?

1) Амур    2) Ангара     3) Волга     4) Анадырь

А16. Какое питание преобладает у реки Амур?

1) снеговое   2) дождевое   3) подземное   4) ледниковое

А17. Где в России самые плодородные почвы?

1) в Предкавказье          2) в Предуралье  

3) на Камчатке              4) на Валдайской возвышенности

А18. Какая природная зона занимает Прикаспийскую низменность?

1) степи    2) полупустыни   3) лесостепи    4) смешанные леса

А19. Определите природную зону по ее описанию.

Средняя температура лета +180С. коэффициент увлажнения больше 1. Почвы подзолистые. Преобладают вечнозеленые холодоустойчивые растения.

1) тундра    2) тайга    3) широколиственный лес    4) степь

А20. Какие животные встречаются только на Дальнем Востоке?

1) утка-мандаринка, тигр           2) волк, бурый медведь

3) лось, лиса                                 4) песец, голубая сорока

В1. Укажите три страны, с которыми Россия имеет сухопутную границу.

1. Украина

4. Азербайджан

2. Армения

5. Казахстан

3. Румыния

6. Молдавия

В2. Установите соответствие.

Природная зона

Территория

1. тундра

А) Сибирские Увалы

2. степь

Б) полуостров Ямал

3. тайга

В) Ставропольская возвышенность

Тест № 2. Промежуточный контроль

Вариант 1

А1. С какой из стран граничит Россия?

1) Армения   2) Швеция   3) Норвегия   4) Узбекистан

А2. С какой из стран Россия имеет только морскую границу?

1)КНДР    2) Китай   3) США    4) Норвегия

A3. С какой из стран у России самая протяженная граница?

1) Китай   2) Казахстан   3) Монголия   4) Украина

А4. Укажите республику, расположенную на юге Сибири.

1) Калмыкия    2) Алтай    3) Коми    4) Карелия

А5. Столицей какой республики является город Кызыл?

1) Бурятии   2) Хакасии   13) Тывы   4) Алтая

А6. Для какой из республик характерен положительный естественный прирост населения?

1) Коми   2) Карелия   3) Алтай   4) Дагестан

А7. Какой народ входит в индоевропейскую языковую семью?

1) якуты   2) коми-зыряне   3) татары   4) осетины

А8. Какой народ исповедует ислам?

1) осетины   2) удмурты   3) коми   4) ингуши

А9. Для какого региона России характерен миграционный отток населения?

1) Европейский Север   2) север Западной Сибири   3) Поволжье   4) Северный Кавказ

А10. Укажите город-миллионер.

1) Новгород   2) Псков   3) Уфа   4) Ульяновск

A11. Какой из городов находится в зоне главной полосы расселения?

1) Казань   2) Магадан   3) Владивосток   4) Норильск

А12. Какой народ не имеет своей национально-территориальной единицы на территории России?

1) ненцы   2) карелы   3) шорцы   4) адыгейцы

В1. Определите субъект РФ по описанию его географического положения «Эта республика занимает второе место по площади среди республик. Находится на севере европейской территории России. На востоке граничит с Ямало-Ненецким АО».

В2. Укажите три народа, относящиеся к уральской языковой семье.

1) ханты     2) хакасы   3) калмыки   4) удмурты

5) мордва   6) башкиры

Вариант 2

А1. С какой из страной граничит Россия?

1) Молдавия   2) Финляндия   3) Киргизия   4) Румыния

А2. С какой из стран Россия имеет только морскую границу?

1) Финляндия   2) Украина   3) Норвегия   4) Япония

A3. С какой из стран у России наименее протяженная граница?

1)КНДР    2) Норвегия    3) Грузия    4) Польша

А4. Укажите республику, расположенную на Волге.

1) Хакасия   2) Тыва   3) Удмуртия   4) Чувашия

А5. Укажите столицу Республики Адыгея.

1) Магас    2) Майкоп    3) Нальчик    4) Махачкала

А6. Для какой республики характерен положительный естественный прирост населения?

1) Хакасия   2) Башкирия    3) Марий Эл    4) Удмуртия

А7. Какой народ входит в финно-угорскую группу уральской языковой семьи?

1) чуваши   2) башкиры   3) карачаевцы   4) мордва

А8. Какой народ исповедует буддизм?

1) якуты    2) калмыки    3) ненцы    4) аварцы

А9. Укажите часть России, в которой за последние 15 лет численность населения значительно увеличилась за счет миграционного притока.

1) Карелия   2) Мурманская обл.   3) Ханты-Мансийский АО  4) Респ.  Алтай

А10. Укажите город-миллионер.

1) Самара   2) Саратов   3) Пенза   4) Киров

A11. Какой город в конце XX в. назывался Горький?

1) Новгород   2) Новосибирск   3) Красноярск  

4) Нижний Новгород

А12. К какой языковой семье принадлежит большая часть населения страны?

1) к кавказской   2) к индоевропейской

3) к уральской    4) к алтайской

В1. Определите субъект РФ по описанию его географического положения «Эта область расположена на территории европейской части РФ. Она граничит с тремя зарубежными государствами».

В2. Укажите три народа, относящиеся к алтайской языковой семье.

1) татары   2) черкесы   3) башкиры   4) чуваши  

5) коми     6) манси

Тест № 3. Итоговый контроль по курсу географии 9 класса

Вариант 1

А1. Укажите страну, с которой у России самая протяженная граница.

1) Китай   2) Казахстан   3) Монголия   4) Украина

А2. Какая страна является для России соседом второго порядка?

1) Финляндия   2) Узбекистан   3) Латвия   4) Эстония

A3. Какой народ входит в тройку самых многочисленных народов России?

1) татары   2) чеченцы   3)белорусы   4)евреи

А4. Какая республика имеет самую низкую долю коренного населения?

1) Удмуртия   2) Алтай   3) Карелия    4) Башкортостан

А5. Какой народ исповедует православие?

1) адыгейцы   2)якуты   3) татары   4) калмыки

А6. Как называется переселение людей из одних мест проживания в другие?

1) миграция   2) урбанизация   3)депопуляция   4) воспроизводство

А7. Какой народ живет в Сибири?

1) коми    2) карелы   3) хакасы   4) марийцы

А8. Укажите город-миллионер.

1) Киров   2) Воронеж   3) Пенза   4) Самара

А9. Какая область имеет большую плотность населения?

1) Московская   2) Магаданская   3) Архангельская   4) Кировская

А10. Укажите главный фактор размещения предприятий точного машиностроения.

1) материалоемкость  2) трудоемкость  3) наукоемкость  

4) потребительский

АН. Какой фактор учитывался при размещении завода сельскохозяйственного машиностроения в Ростове-на-Дону?

1) сырьевой   2) потребительский   3) транспортный   4)трудовой

А12. Укажите город, в котором выпускают бронетранспортеры.

1) Истра   2) Арзамас   3)Тула   4) Норильск

А13. Укажите город, в котором находится главный центр военного судостроения.

1) Улан-Удэ   2) Санкт-Петербург   3) Рыбинск   4) Уфа

А14. В каком районе находится самая крупная ГЭС России?

1) в Поволжском   2) в Восточно-Сибирском   3) в Северном   4) в Дальневосточном

А15. Определите район по его описанию «На территории района находится несколько крупных морских портов. Отраслями специализации являются лесная, рыбная, цветная металлургия. Район имеет претензии со стороны «морского соседа».

1) Северный   2) Северо-Кавказский   3) Дальневосточный   4) Поволжский

В1. Укажите три центра производства алюминия.

1) Братск        2) Сыктывкар   3)   Пермь

4) Красноярск   5) Волхов       6) Ульяновск

В2. Установите соответствие.

Субъект РФ

Административный центр

1) Республика Алтай

2) Республика Башкортостан

3) Республика Бурятия

A) Улан-Удэ

Б) Уфа

B) Горно-Алтайск

Вариант 2

А1. Укажите страну, с которой у России только морская граница.

1) Норвегия   2) США   3) КНДР   4) Украина

А2. Какая страна является для России соседом «второго порядка»?

1) Грузия   2) Азербайджан   3) Армения   4) Финляндия

A3. Какая республика имеет самую высокую долю коренного населения?

1) Хакасия   2) Татарстан   3) Дагестан   4) Карелия

А4. Какой народ исповедует ислам?

1) калмыки   2) ингуши   3) чуваши   4) тувинцы

А5. Как называется уменьшение численности населения в стране?

1) миграция  2) естественный прирост  3)депопуляция      4)урбанизация

А6. Какой народ живет на Дальнем Востоке?

1) буряты   2) ненцы   3) нанайцы   4) адыгейцы

А7. Какой народ не имеет своего автономного образования?

1) ненцы   2) адыгейцы   3) евреи   4) немцы

А8. Какой город занимает третье место по численности населения в России

1) Санкт-Петербург  2) Нижний Новгород  3) Новосибирск   4) Новороссийск

А9. Какой субъект РФ имеет наименьшую плотность населения?

1) Хабаровский край       2) Краснодарский край

3) Воронежская область   4) Липецкая область

А10. Укажите  главный  фактор  размещения предприятий тяжелого машиностроения.

1) материалоемкость  2) трудоемкость   3) наукоемкость   4) потребительский

АН. Какой фактор учитывался при размещении в Челябинске тракторного завода?

1) сырьевой   2)трудовой   3) потребительский   4) экологический

А12. Укажите город, в котором находится Центр подготовки космонавтов.

1)Королев   2) Жуковский   3) Арсеньев   4) Звездный

А13. Укажите крупную АЭС.

1) Обнинская   2) Курская   3) Сургутская   4) Красноярская

А14. Определите район по его описанию «В районе очень благоприятные природные условия. Отрасли специализации - АПК, рекреационное хозяйство и топливная промышленность. Район имеет многонациональный состав населения. Проблемы района - водная и политическая нестабильность».

1) Северный   2) Центрально-Черноземный   3) Центральный   4) Северо-Кавказский

А15. Определите район по его описанию «Осью этого района является самая крупная река европейской части России. Район вытянут в меридиональном направлении. Отраслями специализации являются машиностроение, химическая промышленность, гидроэнергетика. Район имеет благоприятные природные условия для развития АПК».

1) Поволжский   2) Центральный   3) Северный   4) Волго-Вятский

В1. Укажите три города, в которых находятся автомобильные заводы. 1) Пермь      2) Киров       3) Набережные Челны

4) Тольятти   5) Смоленск   6) Нижний Новгород

В2. Установите соответствие.

Субъект РФ

Административный центр

1) Республика Коми

2) Республика Калмыкия

3) Республика Марий Эл

A) Йошкар-Ола

Б) Сыктывкар

B) Элиста


Лист коррекции

Лист коррекции 9А класс

Лист коррекции 9В класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...