Урок по географии в 7-м классе по теме: «Географическое положение Северной Америки».
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Урок по географии в 7-м классе по теме: «Географическое положение Северной Америки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_geografii_v_7.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географии в 7-м классе по теме: «Географическое положение Северной Америки».
Гужаковская М.Т.,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Айкино.
Цели урока:
- Дидактические – создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы исследовательской работы и проблемного обучения.
- Образовательные: сформировать знания об основных чертах географического положения Северной Америки и влиянии на природу материка, раскрыть причины этого влияния, используя теорию географической закономерности.
- Развивающие – развивать умения наблюдать, сравнивать, описывать, делать выводы. Развивать образное мышление, речь, умение выделять главное, умение работать с картой и у карты, умение обобщать материал.
- Воспитательные - Развивать умение выслушивать товарища, умение анализировать ответ и применять полученные знания на практике.
Цель (для учащихся): научиться самостоятельно характеризовать ГП материка на основе опорных знаний и умений.
Задачи:
1.Выявить особенности географического положения Северной Америки на земном шаре, знать обязательную номенклатуру по изучаемой теме (для учащихся);
2. закрепить умение школьников самостоятельно характеризовать ФГП материка по картам, развивать умения делать выводы на основе полученной информации. Совершенствовать навыки самоконтроля (для учителя);
3. способствовать формированию умения иметь индивидуальный стиль учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора (для учителя);
Оборудование:
Физическая карта полушарий, атлас для 7класса, учебник географии, контурные карты, глобус, цветные магниты, характеристики материков и список номенклатуры, карточки с заданиями, инструкциями.
Данный урок целесообразно провести в виде самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации: учебником, картами и глобусом, так как семиклассники не только знакомы с понятием географического положения, но и обладают умением его характеризовать.
План урока:
- Организационный этап – 1 мин.
Подготовка учащихся к работе на уроке:
обеспечение нормальной внешней обстановки для работы,
психологическая настройка учащихся на предстоящее занятие.
- Изучение нового материала:
а) Формулировка темы с помощью выполнения задания с опорой на ранее приобретенные знания,- 2 мин.
Б) Актуализация субъектного опыта учащихся путем использования задания на формирование ассоциаций по отношению к новому материку – 3-4 мин.
В) Выявление факторов, определяющих особенности природы материка (работа в парах)- 2-3 мин.
Г) Знакомство с размерами материка путем выполнения индивидуального задания по выбору – 4 -5 мин.
Д) Характеристика ФГП материка на основе индивидуальной работы по одному из предложенных вариантов, формулировка выводов- 12-14 мин.
Е) Составление списка номенклатуры по теме и его самопроверка (работа в группах) – 5- 6мин.
Учащиеся: Выполняют задания, предложенные учителем, работая индивидуально, в паре, в группе.
Учитель:
1. Использует приемы, усиливающие восприятие существенных сторон изучаемого материала.
2. Использует наглядность.
3. Организует самостоятельную работу учащихся с источниками информации.
4. Создает проблемную ситуацию.
5. Осуществляет постановку эвристических вопросов как приемов, активизирующих процесс осмысления.
6. Актуализирует чувственный опыт и опорные знания учащихся.
6. Проводит словарную работу в качестве одного из путей осознания учебного материала.
- Подведение итогов урока – 1-2 мин.
- Объяснение домашнего задания – 1-2 мин.
Ход урока:
Учитель. Какие материки мы с вами уже изучили в этом учебном году?
Задание № 1. Из предложенных на доске характеристик определите те, которые соответствуют изученным континентам:
- самый маленький по площади
- наиболее влажный материк
- находится в районе Южного полюса
- расположена самая длинная цепь на суше
- в органическом мире много эндемиков
- экватор проходит почти посередине
- располагаются Великие озера
- самый жаркий материк
- самый холодный материк
- занимает по площади 3 место
- лежит страна, где будет зимняя олимпиада
- располагается страна, с которой мы (Россия) граничим через Берингов пролив.
Учитель. Какие из характеристик остались невостребованными? Для какого материка, по-вашему, они подходят? Действительно, эти пункты для материка Северная Америка, который нам и предстоит изучить.
Задание №2. Какие асоциации (представления) вызывает у вас этот континент? Заполните сначала первую графу таблицы, которую мы составляем по каждому материку.
Подумайте, что бы вы хотели узнать о Северной Америке.
Я знаю | Я хочу узнать | Я узнал |
1. 3 по величине | ||
2. Зимняя олимпиада в Канаде | ||
3. Соединен с Южной Америкой и др. |
Затем школьники перечисляют известные им сведения о материке. Педагог записывает наиболее важные из них на доске.
Задание №3 (выполняется в парах). Какие же факторы определяют различие в природе любого материка? Обсудите в парах и выберите два основных фактора из предложенных на доске (на обсуждение дается 1 мин.):
- история развития и формирование материка;
- размеры материка;
- географическое положение;
- рельеф;
- климатические условия.
У. Правильно, основными факторами, влияющимим на разнообразие природы материка, являются его размеры и географическое положение. Какова же его площадь? Откуда мы можем получить эти данные?
Задание №4 (индивидуальное, по выбору можно работать у доски или за партой). Используя диаграмму (рис.3) учебника (Коринская В.А. и др. География материков и океанов), выполните одно из предложенных заданий по выбору:
- Сравните площадь Северной Америки с площадью других материков. Определите,какие материки по площади в сумме могут составить площадь СА. Сколько вариантов решения вы нашли?
- Какую долю от площади всей суши занимает материк?
- Какую часть материка занимает наша страна?
Полученные результаты прослушали и сделали вывод.
У. Почему же изучение любого материка начинается с характеристики его ГП? Какие будут мнения? Аргументируйту свои суждения.
Заданиу №5(на выбор).
- Вспомните, пожайлуста, план характеристики ФГП любого материка.
- Если вам трудно вспомнить, то раставьте перечисленные на карточке пункты плана в логической последовательности.
Убедившись, что учащиеся знают план характеристики ФГП, учитель предлагает им выполнить практическую работу. Школьники к моменту изучения Северной Америки уже умеют выполнить данную работу с большей степенью самостоятельности.
Задание №6(практическая работа). Дайте письменную или устную характеристику ФГП, выбрав одно из предлагаемых заданий:
- Охарактеризуйте ГП самостоятельно, используя план и карты атласа.
- Дайте характеристику ГП, пользуясь инструкцией и картами.
- Дайте сравнительную характеристику ГП Северной и Южной Америки.
- Дайте сравнительную характеристику ГП Северной Америки и Африки.
- Дайте сравнительную характеристику ГП Северной Америки и Австралии.
Результаты выполнения задания могут быть представлены в форме таблицы, схемы, описания и т.д. Проверка выполнения заданий осуществляется по каждому пункту плана. Отдельные ученики характеризуют особенности ГП материка, другие исправляют и дополняют их ответы, третьи указывают черты сходства и различия.
Учитель привлекает как можно больше учеников к обсуждению. С этой целью он предлагает высказать свою точку зрения, обосновать ее, поощряет ответы ребят и т.п.
Для большей наглядности в крайних точках материка на карте полушарий цветными магнитами выделить их положения. С целью обобщения выявленных особенностей географического положения материка учитель предлагает обсудить вопрос: как географическое положение, величина территории и изрезанность береговой линии влияют на особенности ее природы, жизни и хозяйственной деятельности населения?
В результате поиска ответа учащиеся под руководством учителя делают выводы:
Природа Северной Америки отличается большими контрастами. Материк вытянут от полярных широт почти до экватора. Поэтому здесь представлены природные зоны от арктических пустынь до тропических лесов. У побережья континента много островов, среди которых самый большой на Земле – Гренландия. Это наиболее близкая к полюсу поверхность суши в Северном полушарии и др.
У. Мы с вами установили черты географического положения, нашли черты сходства и отличия, при этом мы находили по картам разные географические объекты, доказывающие наши особенности. Их достаточно много, и надо отобрать наиболее значимые. Поэтому следующее задание предлагается выполнить в группах. Каждая группа имеет возможность сделать выбор. Используйте для выполнения задания учебник, атласы, контурные карты, глобус, цветные флажки. Подумайте и решите, как следует выполнить выбранное задание наиболее быстро и эффективно.
Задание № 7.
- Представьте, что ваша группа – научная лаборатория и вам предложено составить список учебной номенклатуры по теме. Какие объекты вы включите? По каким признакам будете отбирать?
- Вас попросили составить «визитную карточку» (географический паспорт) материка. Какие объекты вы выберете для характеристики данного материка?
- Ваша группа представляет туристическую фирму. Разработайте проект круиза вокруг материка. Нанесите маршрут путешествия на контурную карту или настенную карту с помощью цветных стрелок и флажков. Назовите географические объекты, по которым пройдет круиз.
В конце урока следует вернуться к таблице и проверить. Насколько верными оказались первичные представления школьников о Северной Америке. Заслушаем несколько учеников, которые выскажут свое мнение о том, что нового узнали на уроке и насколько удовлетворили свою любознательность. Вторую и третью графу таблицы можно заполнить дома.
Учитель:
- Ставит вопросы, требующие активной мыслительной деятельности
- Создает нестандартные ситуации при использовании знаний
- Выявляет пробелы в понимании учащимися нового материала.
Учащиеся:
Активно показывают свои знания, полученные во время их усвоения, определяют свои недоработки.
При подведении итогов, сначала оценивают работу сами школьники о своем участии в изучении новой темы и о работе своих одноклассников.
Работу с контурными картами следует начать на уроке и продолжить дома.
Задания для работы дома могут быть следующие (на выбор):
- Обозначьте на карте важнейшие объекты, характеризующие особенности ГП.
- Составьте кроссворд по данной теме.
3. Подготовьте сообщение по теме: «Русские исследования северо-запада Северной Америки» (опережающее задание).
Учащиеся:
- Записывают домашнее задание в дневник, уясняют методику его выполнения.
- Выставляют оценки за урок в дневник, подают его на подпись учителю.
Учитель:
- Объявляет домашнее задание, объясняет методику его выполнения.
- Анализирует работу класса и отдельных учащихся на уроке, объявляет отметки
Ученики:
При выходе из класса наклеивают полоски бумаги разного цвета на доску.
Учитель:
- Определяет характер самоощущений учащихся по окончании урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии 7 класса на тему" Географическое положение Северной Америки"
На уроке учащиеся знакомятся с географическим положением Северной Америки, работают с картой, атласами, проводится презентация...
Конструкт урока по географии на тему "Географическое положение Северной Америки"
Конструкт урока по географии "Географическое положение Северной Америки" включает определенные этапы. Так же в конструкт урока входят планируемые результаты: метапредметные, предметные.Целью дан...
Интегрированный урок по английскому языку и географии для учащихся 5х классов по теме «Путешествие по Северной Америке»
Интегрированный урок по английскому языку и географии для учащихся 5х классов по теме «Путешествие по Северной Америке»...
Урок по теме "Географическое положение Северной Америки"
Данный урок является первым при изучении темы «Северная Америка». У обучающихся уже есть опыт определения ГП материков, поэтому работа на уроке в основном была направлена на деятельность у...
Конспект урока географии в 7 классе на тему "ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ".
Конспект урока географии в 7 классе на тему "Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований"...
Методическая разработка урока по географии в 7 классе по теме: " Географическое положение Южной Америки"
Урок разработан для учащихся 7 класса. Основной целью которого, является раскрытие особенностей географического положения Южной Америки, рекордов материка....
Модуль по теме "Географическое положение Северной Америки" 7 класс
Модуль по теме "Географическое положение Северной Америки" 7 класс...