Информационный блог для обучающихся и родителей
материал по географии по теме

Вблоге представлена инфформация о подготовке к ГИА и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ege_i_gia.docx31.19 КБ
Package icon gia2013.zip1.56 МБ
Package icon ege2013.zip1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса для 9 класса

«Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников

9 классов в новой форме по географии»

В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии

Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии  (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Программа рассчитана на 18 часов (17  по программе и 1 час – резервное время), для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит  из трех разделов: введение (1 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (12 ч.), рефлексивная часть курса (4 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.                                          

Курс реализует компетентностный, деятельностный  и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА - ГЕОГРАФИЯ» и Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).

Программа предполагает, что основной  задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому   становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия   «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум  по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Формы проведения и контроля

лекции

самост.

практ.

ВЕДЕНИЕ  1 ч.

1

Введение.

Правила заполнения бланков.

0,5

0,5

беседа

2

Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии

0,5

0,5

работа с картами, тестирование

ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА  28 ч.

3

Источники географической информации и методы географических исследований

1

Тестирование, работа с картами,

Интернет-ресурсами.

3.1

Источники географической информации и методы географических исследований

1

1

3.2

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

 Дом. работа

3.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

1

3.4

Анализ трудных заданий.

     

1

1

4

Природа Земли и человек

3

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами

4.1

Природа Земли и человек

1

1

4.2

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

Дом. работа

4.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

1

       

4.4

Анализ трудных заданий.

1

2

5

Население России

1

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами

5.1

Население России

1

1

5.2

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

1

5.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

1

5.4

Анализ трудных заданий

1

1

6

Природопользование и экология

1

Тестирование, работа с картами атласа

6.1

Природопользование и экология

1

1

6.2

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

Работа

дома

6.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

1

6.4

Анализ трудных заданий

1

1

7.

Страноведение

1

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами..

7.1

Страноведение. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

1

05

работа

дома

0,5

8

География России

3

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.

8.1

География России.

1

1

8.2

Тренировочные задания тестовой формы с  выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

1

работа

дома

8.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

1

8.4

Анализ трудных заданий

1

1

РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА    4 ч.

9.

Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии

3

3

Компьютерное тестирование.

10.

Итоговое занятие. Анализ работ.

1

1

Резервное время

1

Итого

34

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1 ч). 

 Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии  и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса  (28 ч).

1. Источники географической информации:

        План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.

2. Природа Земли и человек:

         Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные  

         свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических

         явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений

по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.

 3. Население России:

Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография.               Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.

4. Природопользование и экология:

Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.

Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.

5. Страноведение:

Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

Рефлексивная часть курса (4 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Резервное время – 1 час.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 20011.
  2. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2009, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2009г.
  3. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2010, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2010г.
  4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.
  5. 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2006.
  6. Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009
  7. 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
  8. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
  9. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
  10. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008,2009,2010
  11. Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008, 2009, 2010
  12. Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.

Программа элективного курса для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ по географии»

В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного экзамена.

Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Программа рассчитана на 35 часов (34  по программе и 1 час – резервное время), для профильной подготовки учащихся 11 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит  из трех разделов: введение (2 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (27 ч.), рефлексивная часть курса (5 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.                                          

Курс реализует компетентностный, деятельностный  и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).

Программа предполагает, что основной  задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому   становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия   «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум  по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Формы проведения и контроля

лекции

самост.

практ.

ВЕДЕНИЕ  2 ч.

1

Введение. Правила заполнения

бланков.

1

0,5

0,5

беседа

2

Особенности экзаменационной

работы по географии

1

1

работа с картами, тестирование

ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА  27 ч.

3

Источники географической информации и методы географических исследований

4

Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами.

3.1

Источники географической информации и методы географических исследований

1

3.2

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

Дом. работа

3.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

2

2

3.4

Анализ трудных заданий.

     

1

1

4

Природа Земли и человек

4

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами

4.1

Природа Земли и человек

1

1

4.2

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

Дом. работа

4.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

3

       

4.4

Анализ трудных заданий.

1

5

Население мира

3

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами

5.1

Население мира

1

1

5.2

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

работа

дома

5.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

2

2

5.4

Анализ трудных заданий

1

1

6

Мировое хозяйство

3

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.

6.1

Мировое хозяйство

1

1

6.2

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

работа

дома

6.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

2

2

6.4

Анализ трудных заданий

1

1

7

Природопользование и экология

2

Тестирование, работа с картами атласа

7.1

Природопользование и экология

1

1

7.2

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

работа

дома

7.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

1

7.4

Анализ трудных заданий

1

1

8.

Страноведение

3

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами..

8.1

Страноведение

1

1

8.2

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

работа

дома

8.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом.

1

1

8.4

Анализ трудных заданий

1

1

9

География России

6

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.

9.1

География России.

1

1

9.2

Тренировочные задания тестовой формы с  выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

1

работа

дома

1

9.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

2

2

9.4

Анализ трудных заданий

2

2

РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА    4 ч.

10.

Решение вариантов ЕГЭ

3

3

Компьютерное тестирование.

11.

Итоговое занятие. Анализ работ.

1

1

Резервное время

1

Итого

35  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (2 ч).  Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланками ЕГЭ и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса  (27 ч).

1. Источники географической информации:

        План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.

2. Природа Земли и человек:

         Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные  

         свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических

         явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений

по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.

 3. Население мира:

Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография.               Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.

4. Природопользование и экология:

Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.

Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.

5. Страноведение:

Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

Рефлексивная часть курса (4 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Резервное время – 1 час.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
  2. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.
  3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
  4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
  5. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
  6. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010.
  7. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011
  8. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010
  9. Единый государственный экзамен 2011: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный блог для педагогов

В блоге, я делюсь с педагогами своим опытом....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Курс "Экология для малышей для начальной школы - это социально - образовательный проект в рамках которого, обучающиеся преобретают умения, являющиеся предпосылкой успешной самореализации личности....

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

Информационный материал (буклеты) по профилактике правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни для обучающихся школы, родителей и педагогов

Профилактика правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни среди обучающихся школы, родителей и педагогов...

Информационно-психологическая безопасность школьников (методические рекомендации для обучающихся и родителей)

Информационно-психологическая безопасность - это определенная защищенность человека от воздействия вредных информационных воздействий и рисков интернет-среды, способных против воли и желания человека ...

Схема работы с обучающимися и родителями ДДТ по зачислению обучающихся через систему "Навигатор" дополнительного образования

Схема помогает педагогам при зачислении обучающихся первого и последующих лет обучения как на программы, находящиеся на муниципальном задании, так и на программы ПФДОД  через систему "Н...

Инновационное мышление Для обучающихся (для обучающихся и родителей)

+7-812-714-40-25          shkola259@yandex.ruГБОУ средняя школа № 259 имени М.Т. Лорис-МеликоваАдмиралтейского района Санкт-Петербурга Инновационное м...