Информационный блог для обучающихся и родителей
материал по географии по теме
Вблоге представлена инфформация о подготовке к ГИА и ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ege_i_gia.docx | 31.19 КБ |
gia2013.zip | 1.56 МБ |
ege2013.zip | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса для 9 класса
«Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников
9 классов в новой форме по географии»
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 18 часов (17 по программе и 1 час – резервное время), для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение (1 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (12 ч.), рефлексивная часть курса (4 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА - ГЕОГРАФИЯ» и Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Формы проведения и контроля | ||
лекции | самост. | практ. | ||||
ВЕДЕНИЕ 1 ч. | ||||||
1 | Введение. Правила заполнения бланков. | 0,5 | 0,5 | беседа | ||
2 | Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | 0,5 | 0,5 | работа с картами, тестирование | ||
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 28 ч. | ||||||
3 | Источники географической информации и методы географических исследований | 1 | Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами. | |||
3.1 | Источники географической информации и методы географических исследований | 1 | 1 | |||
3.2 | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | Дом. работа | ||||
3.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | 1 | |||
3.4 | Анализ трудных заданий.
| 1 | 1 | |||
4 | Природа Земли и человек | 3 | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами | |||
4.1 | Природа Земли и человек | 1 | 1 | |||
4.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | Дом. работа | ||||
4.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | 1 |
| ||
4.4 | Анализ трудных заданий. | 1 | 2 | |||
5 | Население России | 1 | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами | |||
5.1 | Население России | 1 | 1 | |||
5.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | ||||
5.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | 1 | |||
5.4 | Анализ трудных заданий | 1 | 1 | |||
6 | Природопользование и экология | 1 | Тестирование, работа с картами атласа | |||
6.1 | Природопользование и экология | 1 | 1 | |||
6.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | Работа дома | ||||
6.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | 1 | |||
6.4 | Анализ трудных заданий | 1 | 1 | |||
7. | Страноведение | 1 | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.. | |||
7.1 | Страноведение. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | 1 | 05 | работа дома | 0,5 | |
8 | География России | 3 | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. | |||
8.1 | География России. | 1 | 1 | |||
8.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | работа дома | |||
8.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | 1 | |||
8.4 | Анализ трудных заданий | 1 | 1 | |||
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 4 ч. | ||||||
9. | Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | 3 | 3 | Компьютерное тестирование. | ||
10. | Итоговое занятие. Анализ работ. | 1 | 1 | |||
Резервное время | 1 | |||||
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса (28 ч).
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население России:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса (4 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Резервное время – 1 час.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 20011.
- Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2009, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2009г.
- Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2010, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2010г.
- Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.
- 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2006.
- Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009
- 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
- Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
- Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
- Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008,2009,2010
- Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008, 2009, 2010
- Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.
Программа элективного курса для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ по географии»
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного экзамена.
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 35 часов (34 по программе и 1 час – резервное время), для профильной подготовки учащихся 11 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение (2 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (27 ч.), рефлексивная часть курса (5 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Формы проведения и контроля | ||
лекции | самост. | практ. | ||||
ВЕДЕНИЕ 2 ч. | ||||||
1 | Введение. Правила заполнения бланков. | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа | |
2 | Особенности экзаменационной работы по географии | 1 | 1 | работа с картами, тестирование | ||
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 27 ч. | ||||||
3 | Источники географической информации и методы географических исследований | 4 | Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами. | |||
3.1 | Источники географической информации и методы географических исследований | 1 | ||||
3.2 | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | Дом. работа | ||||
3.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | 2 | |||
3.4 | Анализ трудных заданий.
| 1 | 1 | |||
4 | Природа Земли и человек | 4 | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами | |||
4.1 | Природа Земли и человек | 1 | 1 | |||
4.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | Дом. работа | ||||
4.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 3 |
| |||
4.4 | Анализ трудных заданий. | 1 | ||||
5 | Население мира | 3 | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами | |||
5.1 | Население мира | 1 | 1 | |||
5.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | работа дома | ||||
5.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | 2 | |||
5.4 | Анализ трудных заданий | 1 | 1 | |||
6 | Мировое хозяйство | 3 | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. | |||
6.1 | Мировое хозяйство | 1 | 1 | |||
6.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | работа дома | ||||
6.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | 2 | |||
6.4 | Анализ трудных заданий | 1 | 1 | |||
7 | Природопользование и экология | 2 | Тестирование, работа с картами атласа | |||
7.1 | Природопользование и экология | 1 | 1 | |||
7.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | работа дома | ||||
7.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | 1 | |||
7.4 | Анализ трудных заданий | 1 | 1 | |||
8. | Страноведение | 3 | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.. | |||
8.1 | Страноведение | 1 | 1 | |||
8.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | работа дома | ||||
8.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. | 1 | 1 | |||
8.4 | Анализ трудных заданий | 1 | 1 | |||
9 | География России | 6 | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. | |||
9.1 | География России. | 1 | 1 | |||
9.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | работа дома | 1 | ||
9.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | 2 | |||
9.4 | Анализ трудных заданий | 2 | 2 | |||
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 4 ч. | ||||||
10. | Решение вариантов ЕГЭ | 3 | 3 | Компьютерное тестирование. | ||
11. | Итоговое занятие. Анализ работ. | 1 | 1 | |||
Резервное время | 1 | |||||
Итого | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланками ЕГЭ и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса (27 ч).
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население мира:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса (4 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Резервное время – 1 час.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
- Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.
- Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
- Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
- Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
- Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010.
- Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011
- Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010
- Единый государственный экзамен 2011: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный блог для педагогов
В блоге, я делюсь с педагогами своим опытом....
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Курс "Экология для малышей для начальной школы - это социально - образовательный проект в рамках которого, обучающиеся преобретают умения, являющиеся предпосылкой успешной самореализации личности....
Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...
Информационный материал (буклеты) по профилактике правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни для обучающихся школы, родителей и педагогов
Профилактика правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни среди обучающихся школы, родителей и педагогов...
Информационно-психологическая безопасность школьников (методические рекомендации для обучающихся и родителей)
Информационно-психологическая безопасность - это определенная защищенность человека от воздействия вредных информационных воздействий и рисков интернет-среды, способных против воли и желания человека ...
Схема работы с обучающимися и родителями ДДТ по зачислению обучающихся через систему "Навигатор" дополнительного образования
Схема помогает педагогам при зачислении обучающихся первого и последующих лет обучения как на программы, находящиеся на муниципальном задании, так и на программы ПФДОД через систему "Н...
Инновационное мышление Для обучающихся (для обучающихся и родителей)
+7-812-714-40-25 shkola259@yandex.ruГБОУ средняя школа № 259 имени М.Т. Лорис-МеликоваАдмиралтейского района Санкт-Петербурга Инновационное м...