Внеклассная проектная деятельность
рабочая программа по географии на тему

Данная работа включает ряд взаимосвязанных проектов, сохраняющих преемственность в цепи детский сад- начальная школа- основная школа по предмету география.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_proektnaya_deyatelnost.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное

частное учреждение

НОЧУ «ЮНЭК»

г.о. Железнодорожный

« Внеклассная проектная деятельность»

                              учитель географии Алексеева Ж.В.

2011-2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

« Только та страна будет процветающей,

в  которой  подрастающему поколению

закладывают  морально-этические ценности

 и развивают  творческие способности»

Кредо учителя географии

Алексеевой Ж.В.

НОЧУ «ЮНЭК» имеет некоторые особенности проведения внеклассной работы с учащимися.

Во-первых,  в состав данного учреждения входит не только школа, но и детский сад. Возникает необходимость устанавливать тесные связи и преемственность в обучении воспитанников сада и учащихся школы «ЮНЭК».  Для реализации этой цели была разработана программа «Первые шаги в науку». Воспитанники детского сада, активно участвуя в работе научно-исследовательской лаборатории, и являясь ее младшими научными сотрудниками, играя, экспериментируют, учатся выдвигать гипотезы, проделывают опыты для подтверждения или опровержения гипотез. В ходе игровой деятельности формируются и развиваются творческие способности , коммуникативные навыки, экологическое мышление. Воспитанники детского сада в ходе ролевой игры, созданной по ситуации учителем на занятиях, приобщаются к правилам поведения взрослых, что положительно скажется на их дальнейшей социализации.

Во-вторых, НОЧУ «ЮНЭК» -- это школа полного дня, следовательно,  учащиеся имеют возможность развивать свои творческие способности, проявлять себя в различной внеурочной деятельности. Для реализации данной цели была разработана программа «Мое дерево» и «Экологическая тропа» для учащихся начальной школы, а так же «Карта путешествий учащихся «ЮНЭК»» для учащихся среднего и старшего звена. Данные программы можно с уверенностью назвать долгосрочными проектами, в которых учитель, применяя следующие  педагогические технологии: дидахография, КСО, дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, метод проектов в совокупности с деятельностным подходом,- реализует главную цель всего обучения и воспитания подрастающего поколения — формирование и развитие гармонично  и всесторонне  развитой Личности. Учащиеся первых классов оформляют индивидуальные  папку-портфолио по выбранному дереву. Представляя дерево живым существом, поздравляют с праздниками ( оформляют открытки), заботятся о нем зимой, ведут наблюдения за веточками, почками, сокодвижением, сравнивают, анализируют, моделируют.  Таким образом формируются и развиваются высшие психические функции: внимание, мышление, память, речь. В рамках данного проекта для учащихся 1-го класса ученики вторых классов подготовили конференцию «Мои первые книги о природе». А учащиеся 5-6 классов на экологической тропе выступают в роле экскурсоводов: рассказывают ребятам о деревьях и кустарниках, которые произрастают на пришкольном участке. Выбранная форма деятельности способствует сплочению всех классов, прививает у всех участников проекта любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру, формирует и развивает творческие способности, экологическое мировоззрение. В будущем, общество пополнится людьми думающими о природе, что , несомненно скажется на качестве жизни.

Проект «Карта путешествий учащихся «ЮНЭК» является из всех представленных самым географическим, т.к. учащиеся путешествуя по странам и городам  нашей планеты, рассказывают и показывают в форме презентаций, рефератов  свое видение страны, города, памятника, доказывая , что именно его страна, его город является самым интересным. В данном проекте уже задействованы информационные технологии и интернет-ресурсы. Учащиеся, пользуясь компьютером, меньше попадают в зависимость от  него, используют его для «дела» учатся быть грамотными пользователями. В рамках данного проекта реализован среднесрочный проект « Музей в чемодане»- передвижная выставка, посвященная 130-летию со дня рождения Д.П. Рябушинского. Учащиеся 10-11 классов посетили краеведческий музей, собрали материал по династии Рябушинских и создали значок, посвященный нашему земляку, в космической фалеристике по теме «Люди. События. Факты». Любовь к малой Родине, патриотизм, гордость за историческое прошлое дополнили тот перечень качеств, которые, думается, закладываются в стенах школы при выполнении творческих  внеклассных  работ.

Представленная на конкурс работа состоит из нескольких частей:

  1. « Первые шаги в науку» --авторская программа включает пояснительную записку, КТП; приведены, для примера, разработанные занятия, фото. В электронном приложении данной части   соответствует папка с одноименным названием.
  2. « «Мое дерево» --  авторский проект, включает пояснительную записку, КТП; разработан урок- конференция « Мои первые книги о природе», фото. В электронном приложении данной части  соответствует папка с одноименным названием.
  3. « Экологическая тропа»- авторский  проект , включает пояснительную записку, КТП; разработанные экологические прогулки, как пример, фото. В электронном приложении данной части   соответствует папка с одноименным названием.
  4. « Карта путешествий учащихся «ЮНЭК»- авторский проект, включает пояснительную записку, КТП, а также небольшую часть проекта «Музей в чемодане».  В электронном приложении данной части   соответствует папка с одноименным названием.

Вышеперечисленные части образуют систему обучения и воспитания с детского сада до 11 класса.  География - это наука комплексная. Землю, наравне с географией, изучают биология и экология, химия , физика, астрономия, геология. Поэтому, будучи учителем географии, мной были созданы межпредметные проекты. Изучая Землю комплексно, можно понять суть природных явлений и проблемы окружающей среды.

В пояснительной записке обдуманно не указаны конкретные цели, задачи, методы, ожидаемые результаты, дабы не «утяжелять» пояснительную записку. В каждой  из четырех частей можно найти необходимые атрибуты, свойственные любой научно-исследовательской работе.

НОЧУ «ЮНЭК»

Детский сад

«Первые шаги в науку»

Программа и

календарно-тематическое  планирование

исследовательских работ

детей средней, старшей, подготовительной

к школе групп

на 2011-2012 учебный год.

( экологическое воспитание)

   

                                         Учитель Алексеева Жанна Владимировна

г.о. Железнодорожный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прежде чем давать знания, надо научить

думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

В работах многих педагогов ( Г.М. Лямин, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости приобщения дошкольников в исследовательскую деятельность, в процессе которой они сами  могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Самый популярный и самый доступный метод исследования — это наблюдение. Восприятие ребенка в процессе наблюдения носит аналитический характер — он не просто фиксирует объект, он анализирует его, оценивает, находит общее с другими, специфические особенности. Таким образом, в результате наблюдения формируется и развивается внимание — главнейшая высшая психическая функция человека.

В процессе экспериментирования—еще одном методе исследования--  дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему природную любознательность, найти ответ на множество вопросов, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этой деятельности взрослый не учитель, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою собственную исследовательскую активность.

Наука – это весело. В ходе опытов–игр ребенок находит решение всевозможных задач, что дает ему возможность понять, почему все происходит именно так, как  оно есть, а не иначе. Использование игровой деятельности является главным условием проведения  исследовательской деятельности, т.к. для дошкольного возраста именно игровая деятельность является ведущей. Через игровую деятельность идет формирование и развитие всех высших психических функций человека—памяти, внимания, мышления, речи.

Исследовательская деятельность в детском саду охватывает шесть областей науки:

АСТРОНОМИЯ — изучает  ЗЕМЛЮ и ее соседей.

БИОЛОГИЯ -- изучает особенности  живых организмов.

ХИМИЯ  – изучает , как взаимодействуют различные вещества и как они ведут себя в различных условиях.

ГЕОЛОГИЯ  — изучает особенности горных пород.

ЭКОЛОГИЯ — изучает взаимодействие живых и неживых организмов, влияние окружающей среды на их существование.

ФИЗИКА – изучает явления и процессы, основные законы природы.

Процесс познания — творческий процесс, и наша задача—поддержать  и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия,  так как только  разнообразная и интенсивная поисковая и одновременно игровая деятельность в дошкольном возрасте является главным условием быстрого и полноценного развития ребенка.

Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема   НОД

Сроки

Проведения

примечание

1.

Игра – наблюдение за погодой. «Как  Солнышко Землю освещает»

Наблюдение за погодой.

Оформление дневника погоды

(по сезонам года)

Октябрь

Декабрь

Март

Май

Старшая, подготовительная группа

2

Игра-опыт. «Что нам осень принесла»

Учимся использовать натуральные  красители—свеклу, морковь, лук, крапиву.

сентябрь

Средняя,

Старшая, подготовительная группа

3

Игра-наблюдение. «Расти фасолька большая-пребольшая»

( сравнение условий для роста растений в двух сезонах -- осенью и весной)

Октябрь—

апрель

Старшая, подготовительная группа

4

Игра-эксперимент «Чудо в банке»

выращиваем тело неживой природы

--кристалл поваренной соли.

ноябрь

Старшая, подготовительная группа

5

Игра – опыт . «Знакомая незнакомка»

Определяем свойства воды:

вкус, запах, цвет, прозрачность,

переход из одного агрегатного состояния в другое,

очищаем воду.

декабрь

Средняя,

Старшая, подготовительная группа

6

Игра – опыт. «Полезное –рядом»

Знакомство с полезными ископаемыми - песок, глина, мел

декабрь

подготовительная группа

7

Игра – опыт «Знакомая незнакомка»

Определяем свойства воздуха.

Учимся распознавать его загрязнение/

январь

Старшая, подготовительная группа

8

Игра – наблюдение «Расти лучок большой-пребольшой»

Посадка лука в воду. Наблюдение за ростками. Оформление дневника наблюдений

февраль

Средняя,

Старшая, подготовительная группа

9

Игра – опыт. « Какой снег скрепит сильнее»

февраль

подготовительная группа

10

Игра-наблюдение « Огород круглый год»

Посадка лука в ящики. Наблюдение за его ростом. Уход за растением.

февраль

Старшая, подготовительная группа

11

Игра - опыт: «Как корни поглощают воду»

февраль

Старшая, подготовительная группа

12

Игра – наблюдение.

« Сеем, сеем,  высеваем»

Подготовка к посеву семян.

Высевание семян укропа, петрушки, цветов.

Уход за растениями.

март

Старшая, подготовительная группа

13

Игра – наблюдение. «Пробуждение ото сна»

Наблюдение за почками деревьев

март

Средняя

группа

14

Игра – наблюдение. «Мое любимое растение»

Наблюдение за прорастанием бобовых культур.

Посадка бобовых в землю.

апрель

Старшая, подготовительная группа

15

Игра – опыт.

«Что будет, если...»

 Наблюдение за поглощением растениями углекислого газа и выделение кислорода

апрель

подготовительная группа

16

Игра - наблюдение «Сказочная клумба»

Посадка цветковых растений.

Уход за растениями

Май-июнь

Средняя,

Старшая, подготовительная группа

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко Т.М.  Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  2. Бондаренко Т.М.  Экологические занятия с детьми 6-7  лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  3. Дженис Ван Клив. 200 экспериментов./ перевод с английского.-М, «Джон Уайли энд Санз», 1995.
  4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.,1981.
  5. Маневцева  Л.М. Мир природы и ребенок. СПб. 1998.
  6. Молодова  Л. Игровые экологические занятия с детьми. Минск,1996.
  7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.,1995.
  8. Рыжова Н.А. Я и природа. М.,1996.
  9. Рыжова Н.А. Волшебница-вода. М.,1998.
  10. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. М.,1995.
  11. Рыжова Н.А. Невидимые ниточки природы. М.,1996.
  12. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.,1999.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ (НОД)

Исследования по теме «Воздух»

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Занятие 1

п\п

оборудование

Ход опыта

вывод

1

г.п. – мел, гранит

Описать свойства

Машем возле лица руками —ощущаем воздух

Г.п. твердая

Воздух—не г.п

Воздух—не твердый

2

Банка с водой, стакан

Вода какая?

Машем возле лица руками—ощущаем воздух

Вода—жидкая

Воздух—не вода.

Воздух не жидкость

3

Полиэтиленовые пакеты - воздухо-

улавливатели

Поймаем воздух—какой?

ГАЗ

Прозрачный

4

2 свечи, банка, спички

Зажигаем свечи, одну накрываем банкой, свеча потухла

Воздух есть везде

Воздух заканчивается

Воздух помогает горению

5

Мел, банка с водой

Опускаем мел в банку - идут пузыри

Воздух есть везде

вывод

Воздух- газ, невидим, есть везде, помогает горению

Занятие 2.

Что запомнили с прошлого занятия в лаборатории?

За правильные ответы—буквы, из которых вы соберете в конце изучения воздуха новое слово

п\п

оборудование

Ход опыта

вывод

1

Банка с водой

пустая пластиковая

бутылка

Опускаем бутылку в воду—

Что происходит с водой в бутылке—поднимается – мешает воздух

Воздух есть везде

2

--

Прикасаемся теплыми руками к бутылке—выходят пузыри воздуха, воздух опускается

При нагревании воздух расширяеся

3

--, холодная салфетка

Накрываем бутылку салфеткой—вода в ней поднимается--

При охлаждении воздух сжимается

4

Закупоренная банка с запахом

Открываем

Если рядом работает завод —производит выбросы газа

Воздух движется

Мы будем дышать грязным воздухом

5

Плитка электрическая, змейка

Над плиткой помещаем змейку

Змейка начинает вращаться—теплый воздух движется вверх

6

2 свечи, спички

Одна свеча—на  пороге: отклонение пламени в комнату

Вторая свеча—на высоте: отклонение пламени из комнаты

Почему надо проветривать помещение?

Воздух движется

Холодный-- тяжелый по низу,

Нагревается, поднимается

Движение воздуха из-за разной температуры воздуха

Так образуется ветер

вывод

Воздух газ, есть везде, при нагревании--,

При охлаждении--, теплый воздух легкий, поднимается

Занятие 3

Что запомнили с прошлого занятия в лаборатории?

За правильные ответы—карточки с невидимыми буквами. Из них нужно будет составить как можно больше слов

  1. Воздух—газ. Докажите
  2. Воздух – невидим
  3. Воздух есть везде
  4. Воздух движется
  5. Теплый воздух легкий
  6. Холодный воздух тяжелый
  7. Воздух впитывает запахи
  8. Зачем проветривать помещение?
  9. Недалеко от нас работает завод , который выделяет вредные примеси. Как работа завода отразится на нас

 

п\п

оборудование

Ход опыта

вывод

1

Надувные шарики, пол. мешки

Надуваем шарики

Набираем воздух в мешки –придавливаем, скручиваем

Воздух упругий

Где используется?

2

Стакан с водой,

бумага

Закрываем стакан с водой бумагой, переворачиваем —вода не выливается

Воздух имеет вес

3

вывод

Газ, невидим, движется, поглощает запахи, упругий, имеет вес,

Проверка слов

 Слово АТМОСФЕРА—что это такое? Значение

Занятие 4 

п\п

оборудование

Ход опыта

вывод

1

Под снегом трава не замерзает

Воздух содержится и между стеклом, и между слоями одежды

Воздух плохо проводит тепло

2

кусок резины

Резиновая груша-игрушка

Бросаем в воду —резина тонет,  игрушка нет

Воздух легче, чем вода

3

Все дети набирают воздух в легкие, задерживают дыхание

Мы дышим воздухом?

Зачем человеку воздух

Набираем воздух в легкие, не дышим

Через 30—1 мин кислородное голодание ,  смерть

4

Стакан с водой

соломинка

Опускаем  соломинку в стакан,тихонько подуем

Человек выдыхает воздух

5

Плакат

«Органы дыхания»

Как воздух циркулирует по организму человека?

Знакомство с органами дыхательной системы.

Вдыхаем кислород, выдыхаем—СО2

Что сделать, чтобы воздух был чистый

Ответы детей

НОЧУ «ЮНЭК»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МОЕ ДЕРЕВО»

Детский сад, школа

 

Учитель географии  Алексеева Ж.В.

г.о. Железнодорожный

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду--первом звене  системы непрерывного образования, и продолжается в начальной школе.

Дошкольное детство и младший школьный возраст — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Экологическое воспитание  в НОЧУ «ЮНЭК» осуществляется через  проектную деятельность детей, в результате чего воспитанники детского сада и школы с раннего возраста  приобщаются к научно- исследовательской деятельности, совершая первые шаги в науку.

Экологический проект разработан с использованием программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», авторской работы  Рыжовой Н.А. «Экологический проект «Мое дерево»» , издательство М.: «Карапуз-дидактика», ТЦ «Сфера», 2006; дополнением служит книга  Н.А. Рыжовой «Деревья: от Акации до Ясени», М.: «Карапуз-дидактика», ТЦ «Сфера», 2006г.

Основным содержанием экологического проекта «Мое дерево» является формирование у воспитанников детского сада и учащихся  младших классов осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в этот период.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном  ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания ребенок может получить в процессе общения с Деревом-- близким и понятным для его возраста объектом наблюдения. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о пережитых впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности ( отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за растениями).

Реализация проекта способствует не только формированию  основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности ( его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию), оказывает оздоровительное влияние, т.к. большая часть занятий проходит не в помещении, а на открытом воздухе.

Экологический проект «Мое дерево»  включает три этапа:

  1. – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
  2. исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
  3. – обобщающий: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, формулировка выводов, закрепление полученных знаний, составление рекомендаций.

Объектом исследования являются деревья, произрастающие  на территории учреждения.

Предмет исследования -- взаимосвязь между живой природой и окружающей средой.

Гипотеза исследования: существует тесная связь между деревом и окружающей средой, объектами живой и неживой природы.

Проект «Мое дерево» является долгосрочным, т.к. длится не менее года: именно столько времени понадобится ребенку для наблюдения за сезонными изменениями в жизни дерева.

Проект «Мое  дерево» является межпредметным, т.к. для его выполнения понадобятся знания биологии, экологии, географии, изобразительного искусства, литературы и др.

Проект относится к исследовательским, т.к. в нем будет присутствовать деятельность воспитанников детского сада и младших школьников, направленная на решение творческой, исследовательской задачи ( проблемы) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Цель: воспитание свободной, гармонично развитой, творческой личности через научно-исследовательскую, проектную деятельность.

Задачи:

  1. Формирование элементарных экологических представлений об окружающем мире.
  2. Формирование и развитие знаний, умений и навыков по биологии, географии, литературе, русскому языку, изобразительному искусству.
  3. Формирование и развитие высших психических функций: мышления, речи, внимания, памяти.
  4. Формирование и развитие творческих способностей.
  5. Формирование и развитие коммуникативных навыков.
  6. Формирование и развитие экологического сознания и мировоззрения
  7. Формирование и развитие бережного отношения к природе.

Тематический план научно-исследовательской деятельности

п\п

Этап

проекта

Содержание

Сроки

Выполнения

Ответственные

исполнители

1.

Организационный этап

постановка цели и задач;

определение методов исследования;

предварительная работа с педагогами -- семинар, детьми.

 выбор оборудования и материалов.

Беседа о деревьях.

Экскурсия по территории детского сада и школы.

Игра « Найди дерево»

Выбор объекта исследования —дерево.

Выбираем дереву имя

Оформление «Дневника наблюдений»*

Сентябрь

октябрь

Зам.директора

Учитель географии

Учитель географии

Воспитатели детского сада

Учителя нач. школы

2.

Исследовательский этап

1.Наблюдение за жизнью дерева

Осенью

Зимой

Весной

Летом

2.исследование особенностей частей дерева ( листья, кора, корни, крона) с зарисовкой, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми.

3. Оформление дневника наблюдений:

«Определяем возраст дерева»

«Зачем дереву листья?»

«Зачем дереву кора?»

«Друзья дерева»

«Настроение дерева»

«Поделки из дерева»

«Почвенные животные»

« Уход за деревом»

4. трудовая деятельность по оказанию помощи дереву

Ноябрь-

апрель

Учитель географии

Воспитатели детского сада

Учителя нач. школы

Учитель географии

Воспитатели детского сада

Учителя нач. школы

Воспитатели детского сада

Учителя нач. школы

Учитель экологии

3

Заключительный этап

(обобщающий)

Составление рассказов по результатам исследования

Сочинение сказок

Передвижные выставки   рисунков, фотографий;

Выставка книг о деревьях—научно-практическая конференция» Мои первые книги о природе» ( вторые классы для первого);

Выставка « Зачем нужно дерево?»

Викторина  «Знаешь ли ты дерево?»

Праздник «День дерева» ( день осеннего, зимнего, весеннего, летнего дерева);

Оформление праздничных открыток и подарков к дню дерева.

Трудовой десант – уборка территории.

Экологический десант -- посадка деревца, растений.

Рекомендации в виде писем от лица деревьев.

Создание природоохранных знаков.

Сбор макулатуры.

Апрель

Май

июнь

Учитель географии

Воспитатели детского сада

Учителя нач. школы

Учитель географии

Воспитатели детского сада

Учителя нач. школы

Учитель географии

Воспитатели детского сада

Учителя нач. школы

Учитель географии

Воспитатели детского сада

Учителя нач. школы

Воспитатели детского сада

Учителя нач. школы

Дневник наблюдений»-- папка с файлами

Первый лист—портрет дерева с именем, фотографии рядом с деревом.

Второй лист—рисунок «Что нужно нашему дереву» (солнце, вода, воздух, ветер, птицы, насекомые, дождевые черви, а так же предметы ухода за деревом)

Третий лист—«Паспорт нашего дерева» с указанием возраста, высоты, ширины, «соседи», наличие молодых деревьев, гнезд.

Последующие страницы – рисунки: « Мое дерево в разные времена года», «Листья», «Корни», «Кора», «Кто с деревом дружит», страничка с загадками, пословицами, стихами.

Негосударственное общеобразовательное

частное учреждение

НОЧУ «ЮНЭК»

г.о. Железнодорожный

Урок-конференция

«Мои первые книги о природе»

(второй класс для первого)

                              учитель географии Алексеева Ж.В.

2011-2012 учебный год

Класс: 1

Дата: 15.02 2012 год

Тема урока: « Мои первые книги о природе»

Тип урока: урок-конференция

Цель урока: повысить интерес учеников первого класса к чтению

Задачи урока:

  1. развитие монологической речи учеников второго класса
  2. повышение интереса к чтению учеников 1 класса
  3. развитие коммуникативных способностей учеников начальной школы
  4. развитие  общеучебных умений и навыков: выбирать главное, анализировать, составлять рассказ по плану
  5. сплочение коллектива школы
  6. привитие  любви к родному краю
  7. установление преемственности в обучении 1 и 2 классов

Используемые педагогические технологии:

  1. Коллективная система обучения (КСО)—научился сам- научи другого;
  2.  Дидахография- педагогическая технология при работе с текстом ( работа  с книгой по плану) Я. Коменский
  3. дифференцированное обучение
  4. личностно-ориентированное обучение- выбор книги ученик осуществляет сам, ориентируясь на свои способности, увлечения, умения, навыки.

ХОД УРОКА:

Этапы

урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный

5

озвучиваются тема урока, цели и задачи, значение полученной информации – значимость для учеников

 мотивация на активное слушание —в конце каждого выступления заполнение анкеты и в конце урока – выбор «своей книги с объяснением

активное слушание, принятие целей и задач урока.

Заполнение анкеты ( приложение №1)

2. Выступления учеников 2 класса по прочитанным книгам

20

учитель нацеливает учащихся

1-го класса  на активное слушание и заполнение анкеты с последующим анализом;

контролирует и помогает выступающим ученикам 2-го класса

ученики первого класса слушают выступления и заполняют анкету—рисуют картинку-ассоциацию на книгу, выступление, рисуют смайлик—личико – улыбающееся ( если книга, выступление понравилось),  грустное—если не понравилось, равнодушное—если остались равнодушны к книге, выступлению

3. Обсуждение учениками 1 класса выступлений --выбор «своей книги».

рефлексия

10

учитель организует деятельность учеников 1-го класса по обсуждению книг.

Просит учащихся при выборе книги ответить на вопросы:

«Почему именно эта книга понравилась?  Чем понравилась книга: размеры, иллюстрации, интересный материал, интересный рассказ ученика. Что нового, интересного узнали? Хотели бы иметь ее дома?»

ученики высказывают свое мнение, озвучивают выбор понравившейся книги

обсуждение книг можно продолжить на следующем уроке с целью определения ассоциативной  (наглядно-образной памяти)

 заключительный

этап

5 минут

учитель обобщает рассказы учащихся первого класса, делает упор на  значении книг для человека

активное слушание

высказывание своего мнения

Приложение №1

Анкета для учащихся 1-го класса к уроку-конференции «Мои первые книги о природе»

Ф.И ученика__________________________________

№ п\п

рисунок

смайлик

1

2

3

4

5

6

7

8

НОЧУ «ЮНЭК»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Экологическая тропа»

( для учащихся начальной школы)

 

Учитель географии  Алексеева Ж.В.

г.о. Железнодорожный

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач образования и воспитания 21 века.

Системное знакомство школьника с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Природа — неиссякаемый источник духовного развития. Ученики постоянно  в той или иной  форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Главной целью  проекта «Экологическая тропа» является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования  основ целостной, «экологической» картины мира.

Основными задачами являются :

  1. Формирование у школьников элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.
  2. Развитие устойчивого интереса школьников к природе, ее живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
  3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению окружающей среды, умение видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
  4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

Содержание представленной системы работы с детьми в условиях экологической тропы разработано на основе экологической этики как концепции моральных отношений человека с природой, основанных  на восприятии природы как морального партнера, признании равноправия и равноценности любого природного существа , а также ограничении прав и потребностей человека. С позиции экологической этики человек должен осознавать все ценности природы( экономическую, эстетическую, духовную, научную, рекреационную), наивысшей из которых является внутренняя, самостоятельная ценность природы, вне отношений с человеком.

Такой подход к содержанию экологического образования делает педагогическую деятельность более эффективной и целесообразной в аспекте формирования основ экологической культуры учащихся, умений экологически сообразных действий в окружающей природе.

Система занятий на экологической тропе составлена в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию.

Для каждой возрастной группы  разработано и реализуется определенное содержание экологического образования, как части целостной программы работы на экологической тропе. Занятия на тропе проходят в течение круглого года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий путешествий в зависимости от возрастных особенностей учащихся составляет 15-40 минут. Объекты экологической тропы – распространенные и неприхотливые виды растений и животных, предметы неживой природы.

В процессе работы на тропе используются : ролевые и имитационные экологические игры, систематические фенологические наблюдения за объектами живой и неживой природы, проведение экологических опытов и экспериментов, продуктивная и художественная деятельность, метеорологические наблюдения в течение всего года.

Содержание экологической работы на тропе реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Создание среды для экологического воспитания и обучения  включает в себя не только экологическую тропу , но и  мониторинг экологической воспитанности учащихся, проведение экологических акций,  ведение календаря погоды, подборку литературы по экологии в библиотеке и уголках детского чтения, ведение экспериментальной, опытной работы, оформление уголка природы в школе, оформление стенда «Юный эколог»  

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Местоположение: Московская область, г. Железнодорожный, мр.-он Павлино корпус 2, д.1  НОЧУ «ЮНЭК»( пришкольный участок)

Краткое описание маршрута: Экологическая тропа находится на пришкольном участке, представляет собой маршрут прямоугольной формы, вдоль которого находятся объекты живой природы- несколько берез, кленов, ясеней, каштанов; кусты жасмина, цветочная клумба, кормушка для птиц, выкорчеванный пень.

Назначение: учебная экологическая тропа

Ориентировочная длина тропы:  около 200  метров

Режим пользования:

  1. Экскурсионные учебные занятия, внеклассные экологические исследования
  2. Экологические прогулки
  3. Элементарное экспериментирование

 Маршрут разработала: Алексеева Ж.В.

Приложения:

  1. Общий указатель и схема экологической тропы( дорабатывается)
  2. Правила поведения и нормы действия
  3. Естественнонаучные сведения об отдельных природных объектах и явлениях
  4. Экологические дорожные знаки и указатели( в работе)
  5. Поэтические тексты, рисунки об отношениях человека с природой( в  индивидуальных  папках учащихся)
  6. Информация о трудовых делах школьников в решении экологических проблем ( в работе)

Приложение № 2

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Каждый участник  занятий на экологической тропе обязан выполнять следующие правила безопасности:

  1. Точно исполнять все распоряжения учителя
  2. О малейших признаках заболевания, утомления и т.д. немедленно сообщить учителю.
  3. Трав и кореньев в рот не брать
  4. На деревья не залазить
  5. Строго соблюдать питьевой режим. Снег не есть.
  6. За территорию экологической тропы не выходить.
  7. Выходить на экологическую тропу в той одежде, которую рекомендует учитель
  8. Соблюдать рекомендованный интервал движения.

Приложение №3

Естественно-научные сведения об отдельных объектах экологической тропы

№ п\п

объект

Назначение

1

Береза со скворечником

Наблюдение за птицами;

Измерение высоты

Определение возраста

Описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола,  форма кроны, форма листьев, наклон;

Друзья дерева;

Враги дерева;

Фенологические наблюдения  в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев;

2.

Береза наклоненная

Сравнение двух берез( их внешнего вида, высоты, возраста, местоположения) , объяснение причин различий и сходства

3

Клен

Измерение высоты

Определение возраста

Описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола, крона, форма листьев, наклон;

Друзья дерева

Враги дерева

Фенологические наблюдения  в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев

4.

Ясень с дуплом

Измерение высоты

Определение возраста

Описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола, крона, форма листьев, наклон;

Друзья дерева

Враги дерева

Фенологические наблюдения  в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев

5

Выкорчеванный пень

Описание корневой система;

Друзья и враги пня.

Воспитывать уважительное отношение к старым деревьям и пням.

Показать учащимся возможность дать вторую жизнь погибшему дереву, сделав из него скульптурную экспозицию.

6

Спиленное дерево

Определение по годовым кольцам возраста, выявление благоприятных и неблагоприятных лет в жизни дерева.

7

Замшавелый ясень

Измерение высоты

Определение возраста

Описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола, крона, форма листьев, наклон;

Друзья дерева

Враги дерева

Фенологические наблюдения  в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев

8

Аллея каштанов

 Описание и сравнение  трех каштанов

9

Куст жасмина

Описание и сравнение дерева и куста.

10

кормушка

Наблюдение за жизнью птиц;

Кормление птиц;

Опыты и экспериментирование: какой корм предпочитают разные птицы

11

Клумба —цветочная мозаика

Показать разнообразие декоративных растений , их эстетическое значение, обратить на развитие их корневой системы.

Развивать эстетическое отношение к природному окружению.

12

«Огород»

Подготовка семян к посеву;

Подготовка почвы к посеву;

Высаживание укропа, петрушки, моркови.

Наблюдение за ростом растений;

Уход за растениями

13

Травяной покров

Формировать представление о первоцветах, их многообразии, особенностях их строения. Учить детей восхищаться природой, вызвать потребность бережного отношения к «первоцветам»

14

Живые этажи

Рассмотреть ярусное расположение растений, их приспособлений к существованию в различных условиях  освещенности на различных этажах. Показать жизнь животных в различных ярусах.

Учить учащихся удивляться и восхищаться мудрости природы.

15

Пришкольная метеорологическая площадка

( перспектива)

Формирование и развитие умений при работе с различными метеорологическими приборами: барометром, флюгером, компасом, термометром, осадкомером.

Ведение дневника погоды.

Сравнительный анализ типов погод в разные годы

Составление графиков погоды, среднемесячного хода температур и выпадения осадков.

Связь с народным календарем

ПАСПОРТ ПРОГУЛКИ

  1. Дата проведения: 10.11.2011
  2. Пройденное расстояние: 200 метров
  3. Количество участников: 12
  4. Класс:1
  5. Ф.И.О. учителя: Алексеева Ж.В., Протасова С.А.
  6. Схема маршрута: школа—экологическая тропа --школа
  7. Наблюдение во время прогулки:

ТЕМА: «ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ДЕРЕВЬЯМИ»

П\п

Объект наблюдений

комментарии

1

Ясень

Узнай дерево по сережкам

2

Три каштана

Такие одинаковые и такие разные

3

Куст жасмина

Чем куст отличается от дерева

4

Клен

Листья этого дерева в отличие от других еще не все облетели

5

Береза

Особенности ствола

  1. Результаты проведенной прогулки:

Оформление фотолетописи—учащиеся 1 класса сфотографировались на фоне объектов экологической тропы.

  1. Использование материалов прогулки на уроках: результатом  знакомства с объектами экологической тропы явились  выбор дерева в качестве объекта изучения, рисунки деревьев и присвоение дереву имени.

ПАСПОРТ ПРОГУЛКИ

  1. Дата проведения:11.11 2011 года
  2. Пройденное расстояние: 500 метров
  3. Количество участников:3
  4. Класс: 7
  5. Ф.И.О. учителя: Алексеева Ж.В.
  6. Схема маршрута: школа—экологическая тропа-- школа
  7. Наблюдение во время прогулки:

ТЕМА: КАК УЗНАТЬ ДЕРЕВО БЕЗ ЛИСТЬЕВ

П\п

Объект наблюдений

комментарии

1

береза

Как узнать дерево без листьев( ствол)

2

клен

Листья еще не все облетели

3

ясень

Висят сережки

4

каштан

почки

5

дуб

мощный ствол

  1. Результаты проведенной прогулки: рисунки понравившихся деревьев и присвоение им имен
  2. Использование материалов прогулки на уроках: наблюдение за веткой каштана( почками) на улице и в комнате, сравнение развития(ведение дневника наблюдения)

ПАСПОРТ ПРОГУЛКИ

  1. Дата проведения: 15.11 2011
  2. Пройденное расстояние:  500 метров
  3. Количество участников: 5
  4. Класс: 6
  5. Ф.И.О. учителя: Алексеева Ж.В.
  6. Схема маршрута: школа –  экологическая тропа-- школа
  7. Наблюдение во время прогулки:

ТЕМА: УЗНАЙ ДЕРЕВО БЕЗ ЛИСТЬЕВ

П\п

Объект наблюдений

комментарии

1

каштан

почки

2

клен

Листья держатся на деревьях

3

береза

ствол

4

ясень

сережки

5

дуб

ствол

  1. Результаты проведенной прогулки: выбор дерева для сбора материалов по нему
  2. Использование материалов прогулки на уроках: учащиеся 6-х классов будут выступать в качестве экскурсоводов на экологической тропе по выбранному дереву.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

НОЧУ «ЮНЭК»

«КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ»

2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель: Алексеева Жанна Владимировна

г.о. Железнодорожный

2011-2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная проектная деятельность школьников — это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний, умений и навыков.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения.

Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы.

Проект «Карта путешествий»-- это межпредметный проект, так как требует привлечения знаний для его выполнения из разных учебных предметов ( география, история, экология, архитектура, литература и т.д.)

Проект «Карта путешествий» -- это природно-описательный проект и одновременно информационно-реферативный, т.к в его основе лежит  не только наблюдение природных объектов, их качественное описание, но и исследование одного или нескольких литературных источников. Проект может быть так же проблемно-реферативным, если основан на нескольких литературных источниках, где объект рассматривается с разных точек зрения. Вид проекта будет определяться уровнем подготовки учащегося( учащихся)

Весь проект «Карта путешествий» можно отнести к исследовательской деятельности, т.к. невозможно предугадать конечный продукт.

Проект «Карта путешествий»_ это среднесрочный проект по времени выполнения, т.к. на его выполнение ( оформление одной экспозиции) отведен примерно один месяц. В проектной деятельности задействованы учащиеся 1-11 классов и воспитанников детского сада.

В зависимости от личностных, возрастных особенностей учащиеся могут выбрать одну или несколько экспозиций, подготовить проект, выступить на ДНЕ ЗАЩИТЫ проекта.

ЦЕЛЬ:

  1. создание карты( или карт) , отображающей объекты, в которых побывали ученики фактически или виртуально
  2. воспитание свободной, творческой личности

Задачи:

  1. Формирование способности  учащихся самостоятельно мыслить, тщательно обдумывать принимаемые решения.
  2. Формирование и развитие навыков по планированию действий
  3. Формирование и развитие коммуникативных способностей
  4. Формирование и развитие творческих способностей
  5. Развитие интереса к предметам естественного цикла
  6. Формирование и развитие экологического мышления
  7. Воспитание патриотизма и любви к малой Родине, к стране в целом

План научно-исследовательской деятельности учащихся

Месяц

мероприятия

примечание

сентябрь

Организационный этап

  1. Познакомиться с опытом организации проектной деятельности других школ
  2. Изучить возможности участия учащихся с проектной деятельностью в школе и за ее пределами
  3. Выработать основные требования к работам учащихся
  4. Выявить наиболее способных к творчеству учеников

октябрь

Отбор и оформление материала

Социологический опрос учащихся и учителей на тему: « Страны мира, в которых Вы побывали?»

Презентация опроса.

ноябрь

Оформление экспозиции №1

«Карты путешествий»

«Удивительное-- рядом»

( интересные уголки природы , памятники архитектуры, музеи, города и т.д. Московской области)

Отбор и оформление материала

Презентация проектов на школьном уровне

декабрь

Оформление экспозиции №2

«Непознанная Россия»

( интересные уголки природы , памятники архитектуры, музеи, города и т.д. РФ)

Презентация проектов на школьном уровне

январь

Оформление экспозиции №3

« Вокруг света »

( интересные уголки природы , памятники архитектуры, музеи, города и т.д. различных стран мира)

Отбор и оформление материала

Презентация проектов на школьном уровне

февраль

Оформление экспозиции №4

«Виртуальное путешествие»

( интересные уголки природы , памятники архитектуры, музеи, города и т.д. по литературным источникам: прочитанным книгам, просмотренным фильмам))

Отбор и оформление материала

Презентация проектов на школьном уровне

март

Оформление экспозиции №5

«Путешествие за партой»

( интересные уголки природы , памятники архитектуры, музеи, города и т.д., пройденные на уроках географии 7 класс, 10 класс )

Отбор и оформление материала

Презентация проектов на школьном уровне

апрель

Составление анкеты «Рейтинг»

Анкетирование «Рейтинг проектов»

Демонстрация лучших работ

Май

Анализ проделанной работы

Награждение активных участников проекта

Планирование по оформлению «Карты путешествий» на 2012-2013 учебный год

 Летнее домашнее задание: по открытиям.

Июнь

оформление « Карты путешествий учащихся «ЮНЭК»

Негосударственное общеобразовательное

 частное учреждение

НОЧУ «ЮНЭК»

г.о. Железнодорожный

ПРОЕКТ

«МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ»

ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА

ПОСВЯЩАЕТСЯ  130-летию

СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.П. РЯБУШИНСКОГО

( первый этап проекта  «Карта Путешествий»--- «Удивительное рядом»)

Учащиеся 10 класса

Бойко Анастасия, Джабакова Анна,

Чайкина Настя, Натанова Кристина,Щерпилова Виктория

Руководитель проекта:

                              учитель географии Алексеева Ж.В.

2011-2012 учебный год

Этапы работы над проектом

Оглавление

Этап 1. Подготовительный.  Изучение состояния вопроса

Этап 2. Разработка и организация выполнения работы

Этап 3. Составление и оформление работы

Этап 1. Подготовительный.  Изучение состояния вопроса.

  1. Подбор, просмотр литературы.
  2. Составление библиографической картотеки
  3. Выбор материала
  4. Обобщение литературы

Результаты  первого этапа:

Учащиеся 10 класса подобрали литературу, статьи по изучаемому вопросу, посетили краеведческий музей и познакомились с экспозицией и материалами,  посвященные Рябушинским. Работая в группе и обсуждая, анализируя собранный материал, ребята отобрали нужную литературу и создали картотеку.

1.1 Картотека

  1. П. Бурышкин Москва Купеческая М.: Современник 1991г.
  2. Государственный архив Тверской области (ГАТО), ф. 1038 - Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями.
  3. . Дробижев В. 3. Борьба русской буржуазии против национализации промышленности в 1917-1918 гг. // Исторические записки. Т. 68. М., 1961. С.
  4. Думова Н. Г. Московские меценаты. М., 1992.

  1. Иоксимович Ч. М. Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем. Ч. I. М., 1915. С. 173-178.
  2. Кузьмичев А., Петров Р. Русские миллионщики: Семейные хроники.— М- «ВЛАДОС-МПГУ»: Школа-Пресс, 1993.— 128 с. (Рос. предприни­мательство)
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000
  4. 6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.
  5. Петров Ю. А. Братья Рябушинские. Групповой портрет русской финансовой .Л., 1991.
  6.  Российский Государственный исторический архив (РГИА), ф. 23 Министерство торговли и промышленности, оп. 24, д. 29, л. 108-114.

  1.  Рябушинский В. П. Судьбы русского хозяина // Русский колокол. Берлин. 1928. № 3. С. 46.
  2.  Вл. Рябушинский. Купечество московское // День русского ребенка. Сан-Франциско. Апрель 1951. С. 185.
  3.  Савихина В. И. История хлопчатобумажной промышленности Тверской губернии. 60-90-е годы XIX в. Автореф. ... канд. ист. наук. Л., 1955. С. 9.
  4. Торговля и промышленность Европейской России по районам. СПб., 1910  
  5.  Торговое и промышленное дело Рябушинских. М., 1912. С-51-52.
  6. Устав Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями. М., 1887. С. 3-13.
  7.  Центральный Исторический архив Москвы (ЦИАМ), ф. 16, -Московский генерал-губернатор, оп. 136, д. 166, л. 3-3 об.
  8. «Энциклопедии купеческих родов», М. Современник, 1995.
  9. «Энциклопедия русских родов», М. Современник, 1995.

  1. Аэродинамический институт в Кучине 1904-1914. М., 1914; Доктор исторических наук Ю. ПЕТРОВ.
  2. Журнал «Наука и Жизнь», 1992 год, № 7, с. 20 – 28

Интернет ресурсы:

  1. http://russianfamily.ru
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рябушинские
  3. http://allabout.ru
  4. http://www.umpro.ru/index.
  5. http://vseposelki.ru
  6. http://meteorf.ru
  7. http://turometr.ru
  8. http://www.prezidentpress.ru
  9. http://krugosvet.ru
  10. http://www.aphorisme.ru
  11. http://finam.fm/archive
  12. http://www.job-mo.ru

1.2 Анализ литературы( см. в электронном виде)

1.3  По ходу анализа отобранного материала, группа учащихся 10 класса сформулировала цели, задачи исследования, выдвинула рабочую гипотезу.

Цель исследовательской работы — доказать значимость научной деятельности Д.П. Рябушинского  для развития  авиации и космической области в России.

Задачи проекта:

--воссоздать идею передвижных выставок через создания «Музея в чемодане» и открытия выставки, посвященной научной деятельности Д.П. Рябушинского;

--ознакомить  посетителей с  разносторонней личностью  и многогранной деятельностью Д.П. Рябушинского;

-- воспитать чувство патриотизма на примере личности и судьбы

 Д.П.Рябушинского, а так же династии Рябушинских;

--познакомить с космической фалеристикой по направлениям «Люди. Объекты. События»

Рабочая гипотеза исследования—  научная  деятельность Д.П. Рябушинского  в Кучинском аэродинамическом институте  является одной из первых  в авиации и  космической области

Объект исследования— жизненный путь Д.П. Рябушинского

Предмет исследования—научная деятельность Д.П. Рябушинского

Выбор  методов исследования:

Метод исследования

характеристика

Сравнение

Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности

Анализ

Изучение каждого элемента предмета ( явления) как части  целого

синтез

Соединение элементов свойств изучаемого объекта в единое целое в процессе познания

обобщение

Мыслительное действие, позволяющее человеку обнаружить в многообразии предметов нечто общее

беседа

Самостоятельный метод сбора информации

Этап 2. Разработка и организация выполнения работы:

Результаты второго этапа исследования:

  1.  Составление календарного плана

Этапы выполнения

Исследовательской работы

сроки

консультант

Подготовительный этап

  1. Подбор , просмотр литературы.
  2. Составление библиографической картотеки
  3. Выбор материала
  4. Обобщение литературы

 

1.10-14.10 2011 г.

14.10-21.10 2011

Краеведческий музей г.о. Железнодорожный

Учитель географии

Алексеева Ж.В.

Учитель географии

Алексеева Ж.В.

Исследовательский этап

  1. Выбор и обоснование методов исследования,
  2. Формулировка гипотезы, цели и задач

22.10-1.11 2011 г

1.11- 8.11 2011 г.

Учитель географии

Алексеева Ж.В.

Оформление исследовательской работы

  1. Написание основной части работы:

Два реферата, эскизы значков, стенд, рекламка  «Музея в чемодане»

  1. Составление списка литературы
  2. Составление приложений
  3. Оформление титульного листа

9.11- 30.11 2011г.

1.12- 8.12 2011 г.

8.12- 15.12 2011 г.

Учитель географии

Алексеева Ж.В.

Подготовка и защита работы

  1. Сдача работы
  2. Подготовка текста для выступления
  3. Защита работы

16.12 2011

17.12—22.12 2011

23.12 2011

Учитель географии

Алексеева Ж.В.

2.2 Уточнение цели, задач, гипотезы исследования

Цель исследования: доказать значимость научной деятельности Д.П. Рябушинского для  развития авиации и  космической области в России.

Задачи исследования

--воссоздать идею передвижных выставок;

--ознакомить  посетителей с многогранной деятельностью и разносторонней личностью Д.П. Рябушинского;

-- воспитать чувство патриотизма на примере личности и судьбы

 Д.П.Рябушинского

--познакомить с космической фалеристикой по направлениям «Люди. Объекты. События»

-- создать эскизы значков, посвященных 130-летию Д.П. Рябушинского, 50-летию со дня первого полета человека в космос.

Гипотеза исследования: научная  деятельность Д.П. Рябушинского  в Кучинском аэродинамическом институте  является одной из первых  в авиации и  космической области

Уточнение ожидаемых результатов: создать значок в космической фалеристики по направлениям «Люди. События. Объекты»

Этап 3. Составление и оформление работы

  1. Итоги научно-исследовательской работы:

1.Реферат «Жизнь и научная деятельность Д.П. Рябушинского»

2. Реферат « Космическая фалеристика по направлениям: люди, события, факты»

3. Эскизы значков

4. Рекламка «Музей в чемодане»

5. Стенд « Мы родом из имения Рябушинских»

РЕФЕРАТ

Оглавление

1 Династия Рябушинских

1.1 История купеческой  семьи

1.2 Братья

2.Жизнь и научная деятельность Д.П. Рябушинского

2.1 Автобиография Д.П. Рябушинского

2.2 Аэродинамический институт в Кучино

2.3 Долгие годы эмиграции Д.П. Рябушинского

2.4 Значение трудов Д.П. Рябушинского

Заключение

Библиографический список

Приложение №1 фото из краеведческого музея

Приложение №2 Эскизы значков

Введение

Тема исследовательской работы « Жизнь и научная деятельность Д.П. Рябушинского» является актуальной и востребованной.

 Современное поколение должно знать патриотов своего Отечества, коим является вся династия Рябушинских.

 В частности, изучая жизнь и научную деятельность Д.П. Рябушинского,  школьники приобщаются к историческому прошлому России, приобщаются к культурно-нравственным ценностям дореволюционного российского общества.  Учащиеся через  осознание  идейно-политические реалий, вырабатывают активную жизненную позицию, и хочется верить: молодые люди, познакомившись с  Д.М. Рябушинским, не повторят ошибок прошлых поколений.

Данная исследовательская работа является значимой для школьников еще и потому, что в процессе ее написания прослеживается преемственность поколений: ничто не забыто, никто не забыт. Рано или поздно имена всех героев будут известны. Сегодня мы для широкого круга  общественности открываем имя выдающегося ученого, патриота, славного сына своего Отечества - Дмитрия Павловича Рябушинского.

Цель исследования: доказать значимость научной деятельности Д.П. Рябушинского для  развития авиации и  космической области в России.

Задачи исследования:

 --воссоздать идею передвижных выставок.

Выставка   «Музея в чемодане», посвященная 130-летию  со дня рождения Д.П. Рябушинского, как раз и продолжает идею художников-передвижников: знакомит большой круг посетителей с малоизвестными фактами истории или Персоналиями ;

--познакомить  посетителей с многогранной деятельностью и разносторонней личностью Д.П. Рябушинского;

-- воспитать чувство патриотизма на примере личности и судьбы

 Д.П.Рябушинского

--познакомить с космической фалеристикой по направлениям «Люди. Объекты. События»

-- создать эскизы значков, посвященных 130-летию со дня рождения Д.П. Рябушинского,  и 50-летию первого полета человека в космос.

Объект исследования --  жизненный путь Д.П. Рябушинского

Предмет исследования  — научная деятельность Д.П. Рябушинского

Методы исследования:  сравнение, анализ, синтез, обобщение, беседа

 Научно-исследовательская работа состоит из  трех  разделов.

Первый раздел, посвященный династии Рябушинских, знакомит с устоями , традициями, ценностями семьи , передающимися из поколения в поколение.

И последующее жизнеописание третьего поколения Рябушинских - Павла, Федора и Дмитрия уже не удивляет своей одиозностью, масштабностью, искренней любовью к Отчизне и делами на благо Отчизны.  

Второй раздел посвящен изучению космической фалеристике по направлениям «Люди. События, Объекты». Исследование показало, что имя Д.П. Рябушинского забыто, хотя его  вклад в авиационную промышленность России огромен.

Убедившись в уникальности научной деятельности  Кучинского Аэродинамического института, основанного Д.П. Рябушинским , таланте и патриотизме данного человека ,   мы предлагаем эскизы значков, выполненные учащимися, работавшими над проектом. Эскизы значков отражают вклад Д.П. Рябушинского в становление российской авиации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Проектная деятельность во внеклассной работе.

Проект "От книги к знанию, от знания к нравственной личности"....

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Публикация в журнале "Сибирский учитель" Внеклассная проектная деятельность по литературному краеведению"

Опыт проведения внеклассной работы посредством проектной деятельности по литературному краеведению....

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...