Урок-путешествие по теме "Западная Сибирь. Уникальность природы"
план-конспект урока географии (8 класс) по теме
Урок – путешествие - изучения нового материала на основе уже имеющихся ЗУНов.Цель: Познакомить учащихся с особенностями природы Западной Сибири и раскрыть причины её уникальности.
Задачи урока:
Учебные:
- Познакомить учащихся с особенностями географического положения региона.
- Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.
- Показать уникальность природы Западной Сибири.
Развивающие: создать основу для всестороннего гармоничного развития, развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий на основе работы с разными источниками информации, развитие и совершенствование навыков общения, работы в группе, развитие интереса к географии как учебному предмету.
Воспитательные: на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий и ресурсов в жизни людей и хозяйстве страны; воспитать эстетическое восприятие природы, формировать чувство любви к природе.
Учащиеся приобретут знания по географическому положению, природе региона Западная Сибирь, уникальности природы, богатству природных ресурсов региона России. Закрепят навыки по работе с различными источниками географической информации. Усовершенствуют навыки извлечения нужной информации, нахождения и обобщения главного. Усовершенствуют навыки общения, работы в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-puteshestviya_po_teme_zapadnaya_sibir._unikalnost_territorii..doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие по теме
«Западная Сибирь. Уникальность территории»
(География, 8 класс)
Тип урока: урок – путешествие - изучение нового материала на основе уже
имеющихся ЗУНов
Цели и задачи урока:
Учебные:
- Познакомить учащихся с особенностями географического положения региона.
-Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.
-Показать уникальность природы Западной Сибири.
Развивающие: создать основу для всестороннего гармоничного развития, развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий на основе работы с разными источниками информации.
Воспитательные: на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий и ресурсов в жизни людей и хозяйстве страны; воспитать эстетическое восприятие природы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Наглядность и оборудование:
- Компьютер, мультимедийная презентация «Западная Сибирь»;
- Карты: физическая России, карты Западной Сибири, климатическая России, тектоническая России;
- Иллюстрации, картины, таблицы;
Раздаточный материал.
Девиз урока: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна
глубокого содержания» (И.В. Гёте)
Ход урока.
Организационный момент:
доклад дежурного, приветствие;
проверка готовности к уроку;
постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.
- Изучение нового материала.
Учитель: Ребята! Сегодня мы совершим путешествие в физико – географическую страну под названием ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ.
И Вы - участники экспедиции в Западную Сибирь! Вы – исследователи уникальной природы этого региона. Свои мысли оформляйте в виде заметок путешественников, и мы создадим книгу «Путевые заметки экспедиторов».
Слайд №1
Урал! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань…
А за Уралом – Зауралье,
А там своя, иная даль...
Твардовский
Запишите тему урока в тетрадь.
Слайд №2
Учитель: Сибирь-с китайского « Западное захолустье», на картах Азии в 13 веке - показана страна Ибир или Сибир расположенная между Енисеем и Нижней Тунгуской. От монгольского Сибирь - « дремучий лес».
Учитель: Познакомимся с
- Географическим положением Западной Сибири
Западно-Сибирская равнина вторая по величине равнина Евразии и России, третья в мире после Амазонской низменности. Площадь Западно-Сибирской равнины 2 745 тыс.кв.км.
Задание 1 группе экспедиторов: Определите границы Западно-Сибирской равнины (работа с картой).
Граница равнины - это отчетливо выраженные естественные рубежи:
- на севере - береговая линия Карского моря;
- на юге - подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау;
- на западе - восточные предгорья Урала;
- на востоке - долина р. Енисей.
С запада на восток простирается она от Урала до Енисея на 1000-2000 км, расширяясь к югу, с севера на юг - на 2500 км. Огромные площади болот, запасы нефти и газа мирового значения - вот что выделяет эту территорию.
Задание всем учащимся: Нанесите на контурную карту границы Западно-Сибирской равнины.
2. Особенности рельефа.
Слайд №3
Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади,
Равнина на север,
Равнина на юг
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
Так охарактеризовал рельеф Западно-Сибирской равнины поэт А.Фролов.
Задание 2 группе экспедиторов: Что Вы можете сказать о рельефе Западно-Сибирской равнины? Слово – Вам! (работа с картой).
Слайд №4
Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к центру. Северную и Центральную части представляют низменности, располагающиеся на высоте до 100 м над уровнем моря, южную низменности и равнины, поднимающиеся до 150 км. Через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система мореных возвышенностей - Сибирские Увалы с максимальной высотой 286 м.
Задание всем учащимся: Нанесите на контурной карте максимальную и минимальную высоты Западно-Сибирской равнины.
Учитель: Объясните особенности рельефа, пользуясь тектонической и геологической картами, схемами строения территории.
Слайд №5
Территория Западно-Сибирской равнины совпадает с Западно-Сибирской плитой. Рассматриваемая территория расположена в северной части Урало- Монгольского геосинклинального складчатого пояса.
3. Климатические особенности.
Учитель: Задание 3 группе экспедиторов: Определите особенности климата Западно-Сибирской равнины (работа с картой).
- в каких климатических поясах расположена территория;
- средние температуры января и июля;
- количество осадков.
Слайд №6
На большей части территории Западной Сибири климат континентальный умеренного пояса. Ср. t июля от +2°С до +22°С. Ср. t января от -25° до-18°С.
Количество осадков до 400 мм в год.
Причины континентальности:
- удаленность от Атлантического и Тихого океана.
- влияние арктического воздуха далеко на юг, а теплого воздуха из Казахстана и Средней Азии далеко на север;
- горы отгородили Западно-Сибирскую равнину от Атлантических воздушных масс с запада и центрально-азиатских с юго-востока.
Континентальность нарастает при движении с севера на юг, увеличивается годовая амплитуда температур, уменьшается количество осадков, сокращается продолжительность переходных сезонов года.
Зимой господствует солнечная безветренная морозная погода, несмотря на небольшое количество осадков, из-за отсутствия оттепелей образуется устойчивый снежный покров, в среднем не превышающий 50-ти сантиметров.
Летом, при столкновении арктических воздушных масс, с разогретым южным воздухом приводит к возникновению циклонов и выпадению осадков. Жаркое западносибирское лето переносится очень тяжело из-за повышенной влажности и несметных полчищ гнуса: комаров, мошки, слепней.
4. Внутренние воды.
Задание 4 группе экспедиторов: Что Вы можете сказать о внутренних водах Западно-Сибирской равнины? Представьте Ваши заметки. (работа с картой).
Слайд №7
Западно-Сибирская равнина богата реками, озерами, болотами, в размещении которых по территории четко прослеживается зависимость от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги. Наибольшая густота речной сети в тундре и тайге, незначительная в зоне лесостепей и степей.
Крупнейшие реки: Объ с Иртышем (в России занимает первое место по длине и площади бассейна), Надым, Пур, Таз, Тобол. Реки текут медленно, не спеша.
Среди многочисленных озер преобладают ледниковые и старичные. Мелкие озера разбросаны повсюду на этой плоскости, лишенной хорошего стока.
Задание всем учащимся: Подпишите на контурной карте названия крупных рек Западной Сибири и обозначим болота.
5. Природные зоны.
Учитель: Задание 5 группе экспедиторов: Установите особенности природных зон Западно-Сибирской равнины, ответив на ряд вопросов: (работа с картой).
Слайд №8
Задание: Определите по карте природных зон:
- какие природные зоны размещены на территории равнины
- какая из природных зон занимает наибольшую площадь
- какие изменения в составе природных зон наблюдаются по сравнению с Русской равниной
- как повлиял рельеф на размещение природных комплексов Западной Сибири?
Слайд №9
Наибольшую площадь занимает тайга, большая площадь тундры, небольшая площадь лесостепи, смешанных и широколиственных лесов. В тайге изменяются породы деревьев по сравнению с Русской равниной.
Слайд №10
Тундра, занимающая самую северную часть Тюменской области (п-ова Ямал и Гыданский) и имеющая площадь около 160 тыс. км2, не имеет лесов. Лишайниковые и моховые тундры Западной Сибири встречаются в сочетании с гипново-травяными и лишайниково-сфагновыми, а также крупнобугристыми болотными массивами.
Слайд №11
Зона лесотундры простирается к югу от тундры полосой примерно 100-150 км. Как переходная зона между тундрой и тайгой она представляет собой мозаичное сочетание участков редколесий, болот, зарослей кустарников. Северный предел древесной растительности представлен редкостойными криволесьями лиственницы, занимающими участки по долинам речек.
Слайд №12
Лесостепная и степная зоны охватывают южную часть Омской и юго-западную часть Новосибирской областей, а также западную часть Алтайского края. В нее входят Кулундинская, Алейская и Бийская степи.
6. Природные ресурсы.
Задание 6 группе экспедиторов: Определите, какими природными ресурсами богата равнина, заполняя предложенную таблицу.
Таблица заполняется совместно с учащимися по ходу заслушивания путевых заметок группы учащихся, беседы и анализа карт атласа.
Природные ресурсы Западной Сибири | |
В недрах | На поверхности |
Нефть, газ, торф, железные руды, соли. | Водные, лесные, плодородные почвы на юге, оленьи пастбища, кормовые луга, биологические: грибы, ягоды, орехи, рыба. |
Учитель: Ребята, скажите, как Вы думаете, что, значит, быть счастливым? Жить счастливо? И что такое счастье в целом?
Учащиеся: - Одни скажут, что это мир в доме, на Земле.
Другие – когда ты здоров. Тебя понимают
Третьи – когда есть работа, семья.
Четвёртые – это финансы, деньги!
Учитель: А теперь скажите, пожалуйста, как вы думаете, большая часть казны нашего государства пополняется за счет, каких ресурсов?
- Да, правильно, в большей степени это топливные ресурсы – нефть, газ.
Слайд №13
- Какая территория в нашей стране является кладовой этих ресурсов? – Западная Сибирь!
Слайд №14
Огромная роль географического, особенно природно-ресурсного фактора в экономике России – очевидна. Экспорт минерального сырья и топлива – пока что главное средство выживания страны.
Но не будем забывать и другие природные богатства Сибири:
Слайд№15 – 17
Слайд№18 Закрепление изученной темы.
Выводы:
Западная Сибирь - это
- молодая платформа с мощным осадочным чехлом;
- плоская равнина;
- в связи с уменьшением влияния Атлантического океана климат континентальный;
- избыточное увлажнение, сильная заболоченность;
- самая большая природная зона - тайга;
- территория, богатая природными ресурсами, особенно топливно – энергетическими такими, как нефть и газ.
Тест «Западная Сибирь» (приложение).
Слайд№19
Подведение итогов урока. Рефлексия (приложение).
Пояснения к домашнему заданию. Создать презентацию или видеоролик от турфирмы «Приглашаем в Сибирь!».
Слайд№20
Учитель: Всем спасибо за урок! До следующего путешествия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- путешествие в мир природы 6 класс.
Яркий, красочный урок, построенный в форме путешествия, привлечет внимание учеников. Задача этого урока - привить любовь к русской природе через стихотворения поэтов 19 века....
Уникальная природа Камчатки
Урок, посвященный особенностям природы Камчатки как уникального региона России....
Интегрированный урок-путешествие "Химическая география чудес природы"
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.Следует разделять традиционный и современный уроки.Традиционный урок решает о...
Западная Сибирь:особенности природы
Западная Сибирь:особенности природы - материал к открытому уроку...
Викторина «Уникальная природа Тарановского района»
Казахстан - мой любимый край!Всё, что хочешь здесь выбирай:Есть народ здесь, в нём есть душа,Моя Родина так хороша!Всё что здесь - нигде не найти,По какому ни шёл бы пути,В этом крае краше земляКазахс...
Урок - путешествие по теме: " Жемчужина Сибири - Байкал"
Урок - путешествие. Байкал - озеро гигант. Самая чистая вода в мире....
Адаптированный текст. Тема "Восточная Сибирь. Особенности природы"
Адапртироанный текст по теме: "Восточная Сибирь. Особенности природы" разработан для слабослышащих учащихся....