Западная Сибирь:особенности природы
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Западная Сибирь:особенности природы - материал к открытому уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.ppt | 1.59 МБ |
zapadnaya_sibir_osobennosti_prirody.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
1 группа « Картографы»
Руководитель: Якимец Юля.
Цели:- охарактеризовать географическое положение Западно- Сибирской равнины;
- выделить особенности географического положения равнины;
Задания: 1. Используя физическую карту атласа, охарактеризуйте географическое положение Западно- Сибирской равнины:
а) определите площадь равнины, протяженность с севера на юг, с запада на восток;
б) определите границы равнины- на севере, юге, западе, востоке;
2. Выделите особенности географического положения Западно- Сибирской равнины. ( СЛАЙДЫ 4, 5)
2 группа « Геологи»
Руководитель: Полянская Любовь
Цели:- изучить рельеф и геологическое строение Западно- Сибирской равнины;
Задания: 1. Поэт А. Фролов так охарактеризовал рельеф Западно- Сибирской равнины:
Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади,
Равнина на север,
Равнина на юг.
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой то гигантский утюг. ( СЛАЙД 6)
Докажите справедливость слов поэта! ( СЛАЙДЫ 7,8)
2. Объясните особенности рельефа, используя тектоническую и геологическую карты атласа:
а) На какой тектонической структуре расположена Западно- Сибирская равнина? ( СЛАЙД 9)
б) Что такое плита?
в) Какими породами она сложена? ( СЛАЙДЫ 10-12)
3. Какое влияние на рельеф оказал ледник?
3 группа « Климатологи»
Руководитель: Гриднева Юлия
Цели: -изучить климат Западно- Сибирской равнины и выделить его особенности;
- раскрыть причины континентальности.
Задания: 1. Используя климатическую карту, определите особенности климата Западной Сибири:
а) В каких климатических поясах расположена территория?
б) Средняя температура января и июля;
в) Количество осадков, Кув..
2. Раскройте причины континентальности.( СЛАЙД 13)
3. Снега в Сибири выпадает меньше ,чем на Русской равнине, но толщина снежного покрова больше. Почему?
4 группа « Гидрологи»
Руководитель: Батищев Роман
Цели:- изучить внутренние воды Западно- Сибирской равнины;
- раскрыть причины заболоченности.
Задания: 1. Определите, чем представлены внутренние воды Западно- Сибирской равнины.
2. Крупные реки равнины, бассейн океана, скорость течения, берега рек.
3. Весной Обь и ее притоки сильно разливают. Почему?( СЛАЙДЫ 14, 15)
4. Какое происхождение имеют озера? Самое крупное озеро.
5. Западная Сибирь сильно заболочена. Докажите.
6. Покажите в виде схемы причины заболоченности.( СЛАЙД 16)
Уровень « 1»
Тест.
- Рельеф Западной Сибири представляет собой:
а) преобладание возвышенностей;
б) чередование возвышенностей и низменностей;
в) преобладание низменностей.
- Мощность чехла осадочных пород на Западно- Сибирской платформе по сравнению с Восточно- Европейской :
а) меньше;
б) такая же;
в) больше.
- Главной причиной усиления степени континентальности климата в Западной Сибири по сравнению с Русской равниной является:
а) воздействие Северного Ледовитого океана;
б) уменьшение влияния Атлантики;
в) ослабление западного переноса.
- Многолетняя мерзлота в Западной Сибири по сравнению с Русской равниной имеет:
а) более широкое распространение;
б) менее широкое распространение;
в) отсутствует.
- Установите соответствие:
- Северный Ледовитый океан; а) юг;
- Уральские горы; б) север;
в) запад;
г) восток.
Уровень « 2»
Сравните Русскую платформу и Западно- Сибирскую плиту, используя таблицу.
Признаки сравнения | Русская платформа | Западно- Сибирская плита |
1. Возраст фундамента | ||
2.Поверхность фундамента | ||
чехла. | ||
Уровень « 3»
Определите климатические
условия в г. Сургуте.
18.03.2010г. Тема: Западная Сибирь:
особенности природы.
Цели:- изучить особенности географического положения Западно- Сибирской равнины;
- рассмотреть особенности природы Западно- Сибирской равнины, доказав справедливость девиза декады « широка страна моя родная………»;
- сравнить природу Русской равнины и Западно- Сибирской;
- закрепить умения учащихся самостоятельно давать характеристику региона, устанавливать причинно- следственные связи;
- совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации;
- воспитывать чувство любви к родной земле и ответственность за сохранение ее природы.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Западной Сибири, к/к, компьютер, дополнительная литература, интернет- ресурсы.
Тип урока: изучение нового материала;
Методы: частично- поисковый, проблемный;
Ход урока
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орган. момент. | ………. | …….. |
2. Изучение нового материала. Вводное слово. ( СЛАЙД 1) | Сегодня я хочу начать урок словами поэта А. Твардовского из поэмы « За далью – даль» : Урал! Невольную печалью Я отдаю прощанью дань….. А за Уралом- Зауралье, А там своя, иная даль. Посмотрите на карту и скажите как же называется эта « даль», расположенная к востоку от Урала? Да, за Уралом начинается Сибирь! Раньше само это слово холодило сердца людей, наводило ужас на них, ибо с ним было связано представление о каторге и ссылке. Недаром раньше говорили « Кто в Сибири не бывал, тот и горя не видал». Сейчас Сибирь ассоциируется с огромными запасами чего? Сейчас нам предстоит изучить особенности природы Западной Сибири. Запишите тему урока…….( СЛАЙД 2) Цели урока……..( СЛАЙД 3) | нефти, природного газа, леса |
положение. Особенности природы Западно- Сибирской равнины. Ролевая игра | ГРУППА 1. Картографы. ГРУППА 2. Геологи. ГРУППА 3. Климатологи. ГРУППА 4. Гидрологи. Инструкция с заданиями на столе. Время работы 10 минут. | Работают по группам |
Беседа по вопросам | Сравните природу Русской равнины и Западно- Сибирской: - черты сходства…… - черты различия……. ( СЛАЙД16) | Черты сходства: равнинный рельеф; на большей территории умеренный климат; полноводные реки. Черты различия: молодая плита с мощным осадочным чехлом; плоская равнина; климат континентальный; избыточное увлажнение; сильная заболоченность. |
| Решение заданий разного уровня. | |
|
- о минеральных ресурсах; - об опыте толерантных отношений местных жителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме "Западная Сибирь. Уникальность природы"
Урок – путешествие - изучения нового материала на основе уже имеющихся ЗУНов.Цель: Познакомить учащихся с особенностями природы Западной Сибири и раскрыть причины её уникальности.Задачи ур...
Западно-Сибирская равнина: особенности природы
Презентация способствует наилучшему усвоению знаний учащихся по теме "Западно-Сибирская равнина"....
Презентация для урока в 7 классе по теме " Особенности природы южной, юго-западной и центральной Азии"
Данная презентация поможет сформировать у учеников понятия о нахождении данных регионов Евразии и познакомит с особенностями их природы....
"Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"
Урок географии в 8 классе по теме: "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы" Равнина. Равнина.Ни яра, ни пади.Равнина – на север,Равнина – на юг.Как будто гористую землю разгладилКако...
«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ»
Dыявить взаимосвязь природных условий и возможностей хозяйственного освоения Северо-Западного района, влияние социально-экономических процессов на уровень освоенности территории; роль региона в осущес...
Разработка урока географии для 9 класса по теме "Северо-Западный экономический район. Природа и население"
Разработка урока географии для 9 класса по теме "Северо-Западный экономический район. Природа и население"...
Адаптированный текст. Тема "Восточная Сибирь. Особенности природы"
Адапртироанный текст по теме: "Восточная Сибирь. Особенности природы" разработан для слабослышащих учащихся....