Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Рабочая программа к учебнику Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. ”География. Начальный курс. 6 класс”, М., ”Дрофа”, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_6_klass_1_chas.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Усть-Бюрская СОШ»
Утверждено Согласовано Рассмотрено на
директором зам.директора заседании МО
МОУ «Усть-Бюрская СОШ» по УВР
«____»__________2011 г. «____»__________2011 г «____»_________2011 г.
______________________ ____________________ ___________________
Рабочая программа педагога
Метелкиной З.З.
первой квалификационной категории
по географии
6 класс
2011-2012 учебный год
Рабочая программа
школьного начального курса географии.
Пояснительная записка.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
В программе представлена оптимальная структура краеведческого материала, а главное – подчёркивается комплексная основа его содержания.
Начальный курс для учащихся основной школы – первый по географии. Поэтому в «Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже- объяснять.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Используемые технологии:
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется:
- В организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);
· В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;
· При составлении экономико – географической характеристики местных предприятий;
· Пери работе с различными источниками географического содержания;
· В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий
Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Формы учебных занятий:
· Игры: на конкурсной основе, ролевые;
· Мини – лекции;
· Диалоги и беседы;
· Практические работы;
· Семинары;
· Дискуссии;
· Круглые столы;
· Проектные работы
Виды деятельности учащихся:
· Устные сообщения;
· Обсуждения;
· Мини – сочинения;
· Работа с источниками;
· Доклады;
· Защита презентаций;
· Рефлексия.
Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:
1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
2. Базисный учебный план.
3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
4. Стандарт основного общего образования по географии.
5. Программа по географии для основной школы под ред. Душиной И.В
Содержание курса
Введение. (2 часа)
Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. География - наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество. Многообразие земной поверхности. Элементы земной поверхности. Географические объекты, их происхождение. Важнейшие характеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные параметры (площадь, высота, форма и другие). Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на географические объекты.
Земля – часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды, кометы, межпланетное пространство. Черты сходства и различия планет. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Земля – уникальная планета. Отличия Земли от других планет: три агрегатных состояния вещества и три внешние оболочки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера и земная кора). Главное отличие Земли от других планет - наличие жизни, образующей ее четвертую оболочку – биосферу. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Неравномерное распределение воды и суши по поверхности Земли. Материковые и океанические полушария.
Виды изображений поверхности Земли
Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки – самые точные изображения земной поверхности.
Географические планы и карты. Условные знаки. Различия между планом и картой. разнообразие карт по масштабу и содержанию. Использование планов и карт. Стороны горизонта. Ориентирование. Можно ли самому составить план местности?
Градусная сеть. Географические координаты. Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота.
Глобус – уменьшенная объемная модель Земли. Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб. Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Земли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.
Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. движение Земли вокруг Солнца.
Практические работы:
- Знакомство с условными знаками
- Определение на местности направлений, азимутов, расстояний
- Чтение плана местности
- Составление плана местности
- Определение географических координат точек
Тема 3. Строение Земли. Земные оболочки. (9 часов)
Литосфера (4 часа)
Внутреннее строение Земли состав земной коры. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы. Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты. Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека. Изображение рельефа на планах и картах. Отметки высот и глубин. горизонтали. Абсолютная и относительная высота. Движения земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород. Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений. Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Физическое, химическое и биологическое выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность человека и рельеф. Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходные зоны, глубоководные желоба. Человек и земная кора. Взаимное влияние.
Практические работы:
- Определение горных пород по образцам.
- Описание по картам гор и равнин.
Гидросфера. (8 часов)
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гидросфера, ее возникновение и состав, значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круговорот воды в природе. Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана. Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность, температура, соленость воды. Движения воды в океане. Волны. Различия волн по глубине и причинам возникновения. цунами. Приливы и отливы. Течения. Различия течений по температуре, глубине, продолжительности существования. Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли. Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинные и горные реки. Роль климата в жизни рек. Питание и режим рек. Озера и болота. Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различия озер по размерам, глубине, форме, происхождению котловин, характеру стока, солености. Болота.Подземные воды. Как образуются подземные воды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минеральные подземные воды. Карст. Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древнее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу.
Практические работы:
- Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
- Описание океана
- Описание реки
- Описание озера
Атмосфера. (6 часов)
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы. Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течении суток и года. Средние температуры, амплитуда температур. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности. Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака. Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара. Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли. Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветров. Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды. Климат. Изображение климата на картах. Человек и атмосфера. Взаимное влияние.
Практические работы:
- Установление суточного хода температуры
- Наблюдение за облаками
Биосфера. (3 часа)
Что такое биосфера и как она устроена. Биосфера – оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени. Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере. Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов. Жизнь на поверхности суши. Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения: влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса. Жизнь в безлесных пространствах. Саванны, степи, пустыни и полупустыни, тундра. Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие. Человек и биосфера. Человек – часть биосферы. Воздействие человека на биосферу. Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки. Особенности географической оболочки. Этапы развития географической оболочки. уникальность географической оболочки. Территориальные комплексы. Территория. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов. Широтная зональность. Высотная поясность. От географической оболочки к географической среде. Глобальная экологическая проблема.
Практическая работа:
- Ознакомление с растительностью и животными своей местности.
- Описание ПК своей местности
Тема 4 . Население Земли (3 часа)
Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Населенные пункты. Человек – часть биосферы.
Учебно – методические материалы по дисциплине:
- Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. ”География. Начальный курс. 6 класс”, М., ”Дрофа”, 2009.
- Атлас ”Начальный курс географии. 6 класс”, М., ”АСТ-ПРЕСС ШКОЛА”, 2002.
- Контурные карты с заданиями ”Начальный курс географии. 6 класс”, М., ”АСТ-ПРЕСС”, 2002.
- Пятунин В.Б. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2001.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии в 6 классе ученик должен:
1. Называть и/или показывать:
- существенные признаки плана местности, гео графической карты, виды масштабов картографи ческих изображений;
- форму и размеры Земли (длина окружности);
- на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
- основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
- основные части земной коры, гидросферы, ат мосферы;
- характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
- части Мирового океана;
- среднюю соленость вод океана;
- воды суши подземные и поверхностные;
- речную систему, речной бассейн;
- компоненты ПТК;
- правила поведения в природе;
- причины изменения температуры воздуха в те чение суток, года;
- главную причину образования ветра;
- главную причину образования облаков, осадков;
- пояса освещенности Земли;
- географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
- характерных природных явлений в земной ко ре, гидросфере, атмосфере;
- связей между элементами погоды;
- изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
- воздействия организмов на компоненты нежи вой природы;
- влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
- меры по охране природы в своей местности;
- горных пород и минералов, их использования человеком;
- влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
- взаимосвязей: река — рельеф;
- искусственных водоемов;
- из истории географических исследований и от крытий.
3. Определять:
- атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
- стороны горизонта (ориентироваться) на мест ности, стороны света по плану местности и геогра фическим картам;
- абсолютные и относительные высоты;
- объекты на плане и карте, расстояния, обозна чать их на чертеже, контурной карте;
- по карте географическое положение объектов;
- по образцам: осадочные и магматические гор ные породы;
- фенологические сроки начала времен года.
4. Описывать:
- географические объекты и явления на местнос ти (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение че ловеком;
- давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
- особенности рельефа, климата, вод, биокомп лекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местнос ти).
Тематическое планирование уроков географии в 6 классе.
(35ч., 1 ч. в неделю)
Всего: 35 ч.
Региональный компонент 10 ч.
Резерв 0 ч.
Практические работы 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...