Природные зоны Африки
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Урок о природном комплексе пустыни Сахара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony_afriki.doc | 358.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 7 классе по теме «Природные зоны Африки. Пустыня Сахара»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Учебные:
Сформировать целостное представление о П.К пустынь, показать особенности приспособления живых существ к выживанию в экстремальных условиях. Создать зрительный образ природной зоны.
Развивающие:
Продолжить формировать умения добывать знания, логически
мыслить, анализировать, делать выводы и прогнозы.
Воспитательные цели:
- Воспитание культуры мышления
- Воспитание положительного эмоционального отношения к
- предмету.
- Воспитание самостоятельности и ответственности
- Формирование умения работать в группах, индивидуально
Содержание урока
- Получение новых знаний по теме «Природная зона пустыни»
- Закрепление полученных теоретических знаний.
- Перевод информации в личностное знание ученика
- Рефлексия
Методы обучения
- Наглядный - при работе с таблицей
- Иллюстративный - при работе со схемами и видеоматериалами
- Проблемный – при отборе материала и ответах на проблемные вопросы.
- Исследовательский – при работе с картами
Педагогические технологии
- Технология развития критического мышления
- Исследовательская
- Информационные
- Развивающее обучение
- Технология коллективной деятельности
Формы организации познавательной деятельности
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Коллективная «ХАРАКТЕР РАБОТЫ - ПОИСКОВЫЙ
Психологический аспект
- Смена нескольких видов деятельности
- Использование различных видов памяти( образный, слуховой, эмоциональный, зрительный)
- Гуманистическая направленность учебно- воспитательного процесса
- Использование различных видов восприятия информации
- Преобладание положительных эмоций учителя и ученика.
Оборудование: карта природных зон Африки, презентация с видеофрагментами на протяжении всего урока (см. диске), финики
Наш урок сегодня будет посвящен удивительному уголку планеты, уникальному природному комплексу. Тему урока вы узнаете, когда соберете зашифрованные слова. (Раздать разрезанные по буквам слова группам)
Молодцы! Быстро справились. Как будет звучать тема? МАТЕРИК АФРИКА ПУСТЫНЯ САХАРА. Сахара - это собирательное слово- она включает несколько крупных пустынь(Ливийская, Нубийская, Аравийская) и много мелких. Это необозримая равнина из песка камня, щебня и глины, но есть и могучие горные массивы, и каменные глыбы причудливой формы. На долю песчаной пустыни приходится только 20%. (видеофрагмент)
Пустыня- это единый природный комплекс, (схема природного комплекса) единый живой организм , в котором все природные компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы .Что это за компоненты? (Р.К. В.П. Р. и Ж.) мне кажется какого – то компонента не хватает ? Давайте подумаем , какой компонент можно поместить в центр этой схемы? (человек)
Сегодня на уроке мы попробуем сформировать целостный зрительный образ этого комплекса, этой удивительной, пугающей, интригующей и манящей природной зоны.
Вы, ребята, будете сегодня в роли исследователей-первопроходцев
Каждая группа ответит на вопросы и охарактеризует природные компоненты. Откройте атласы (стр. указаны в задании ) и добудьте сведений столько , сколько возможно.
Работа в группах -2-3 мин.
Географическое положение не является природным компонентом, но оно предопределяет формирование тех или иных компонентов.
Рельеф, почвы
Климат, воды
Выступление групп
Ранним утром над пустыней поднимается огромный огненный шар солнца- и раскаляется все вокруг. Воздух такой , что кажется вырвавшимся из раскаленной печи и к тому же он настолько сух, что обжигает губы и они начинают трескаться. Камни нагреваются до 60-70 градусов. И вдруг неожиданно слышатся звуки музыки- то нежные мелодичные, то пугающие металлические. Приближается страшный ветер пустыни – самум .Горе тогда каравану .Ветер может продлиться и 2 часа и сутки . Выжить после такого длительного самума практически не возможно, даже вода в бурдюках высыхает. Днем очень жарко , а ночью температура падает до нуля .Человек страдает не столько от жары, сколько от холода. Таких резких перепадов не выдерживают даже камни и в поддень можно услышать взрывы – это лопаются камни .Местные жители называют их стреляющими камнями и говорят , что солнце заставляет кричать даже камни.
Таким образом, пустыня не самое лучшее место для жизни. Как вы думаете, ребята – может, ее там нет, или она изобилует многообразием форм и видов?
В пустыне обнаружено:
- 1200-видов растений
- 70-видов млекопитающих
- 80-видов гнездящихся птиц
- 80-видов муравьев
- 320- видов жуков чернотелок
- 120-видов насекомых
Чтобы выжить в таких условиях, необходимо к ним приспособиться? К каким условиям должны приспособиться? (мало пищи, мало убежищ, нехватка воды, высокие температуры, резкие перепады). Как вы думаете, как растения могут приспособиться?
СЛОВО 4 Группе
Ребята возьмите листочек с таблицей и по ходу нашего обсуждения мы будем ее заполнять ( таблица останется у вас - она вам пригодится на последующих уроках).
РАСТЕНИЯ | ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ВЫЖИВАНИЮ |
ЖИВОТНЫЕ | ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ВЫЖИВАНИЮ |
Животные тоже приспособились к таким экстремальным условиям.
Мы сейчас будем смотреть видеофрагменты, и вы должны увидеть эти приспособления. И продолжаем заполнять таблицу.
Люди тоже приспособились к выживанию в пустыне и прекрасно себя чувствуют . Некоторых кочевников называют « СИНИМИ ПРИЗРАКАМИ» Кто же они и почему их так называют? Ответ на
этот интригующий вопрос вы найдете дома, воспользовавшись интернетом.
Ребята, а что будет, если один природный компонент изменится? Представьте себе, что в пустыне появилась вода! Тогда возникнет зеленый островок жизни - ОАЗИС.
Царица оазисов – финиковая пальма ( Рассказ о пальме )
Дома на к/к вы отметите оазисы Сахары.
И так ребята мы изучили с вами все природные компоненты и доказали что пустыня целостный природный комплекс, в котором все взаимозависимо и взаимосвязано.
Вы молодцы, вы прекрасно работали, но мне бы, хотелось убедиться, насколько вы были внимательны. Я буду читать утверждения, а вы должны сказать ВЕРИТЕ или НЕ ВЕРИТЕ и пояснить свой ответ.
- В Сахаре годами не бывает дождя, если случается, то капли высыхают, не долетая до земли.
- В Сахаре можно встретить стреляющие камни, которые лопаются от перепада температуры.
- В пустыне человек страдает не столько от жары, сколько от холода.
- Самум-это название племени, проживающего в зоне пустынь.
- Здесь только желтые пески,
Здесь солнце полыхает,
Здесь от жары и от тоски,
Все сразу засыхает.
- С Атлантического океана ветры приносят много влаги и пустыня расцветает.
Капитаны берут тарелочки с финиками.
А теперь ребята расслабьтесь, положите в рот финик, закройте глаза и представьте пустыню. Вы чувствуете аромат и запах финика, вы ощущаете его приятный сладкий вкус, вы слышите ,как воет ветер, возможно, это приближается самум.
Откройте глаза и по очереди скажите те слова, с которыми у вас ассоциируется пустыня ( это может быть прилагательное или прил. в сочетании с существительным.).
Замечательно!!! Косточки вы можете выбросить, а можете взять домой и прорастить и понаблюдать, сможет ли финиковая пальма приспособиться к вашим домашним условиям. Возможно - это выльется в вашу исследовательскую работу.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК 7 класс. "Природные зоны Африки".
Виртуальное путешествие по природным зонам Африки с использованием презентации....
Природные зоны Африки
Эти конспекты уроков помогут начинающим учителям географии при изучении Африки, Индии....
"Природные зоны Африки"
Как за короткое время изучить разнообразие природных зон Африки? Предлагаемая разработка урока дает возможность работы в группах с последующим обменом изученным материалом....
Природные зоны Африки.
Презентация по географии для 7 класса....
Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"
Использование модульной технологии...
Конспект урока географии для 7 класса "Научная экспедиция по природным зонам Африки"
Конспект урока включает ролевую игра и работу в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания,практическая работа, творческие з...
Африка. Презентация к уроку "Природные зоны Африки"
Презентация к уроку "Природные зоны Африки"...