открытый урок.
план-конспект урока географии (10 класс) по теме

Интегрированный урок по географии и экологии в 10-м классе. Тема: Глобальные проблемы человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_geografii_i_ekologii_1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок географии и экологии по теме:

 «Глобальные проблемы человечества»

Цель урока: обобщить знания по теме: «Современные проблемы охраны природы», рассказать о рациональном использовании природных ресурсов, дать основные понятия по глобальным проблемам человечества, привить интерес к предметам географии и экологии, совершенствование умений и навыков, трудовое, эстетическое и экологическое воспитание.

Тип урока: интегрированный.

Средства обучения: карта-схема «Природные ресурсы», компьютер, работа с учебником.

Задачи урока:

Образовательные: обобщить знания по теме: «Современные проблемы охраны природы», узнать  о рациональном использовании природных ресурсов, дать основные понятия по экологической, энергетической и сырьевой глобальным проблемам.

Развивающие: уметь составлять схему классификации природных ресурсов, применять источники информации (карты, интернет-ресурсы, литературу) для объяснения глобальных проблем, предлагать пути решения, совершенствовать навыки в подготовке презентации, навык работы с КИМ.

Воспитательные: бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Люди повинуются законам природы,            

   даже когда действуют против них.                                

        И.В. Гёте                  вступит.

«Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа                           слово          

И.С.Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к                   учителя

окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого

воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься

над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоп-

риятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования

современного общества является воспитание экологически грамотной личности.

Сохранение природных систем, поддержание соответствующего качества окружаю-

щей среды, рациональное использование природных ресурсов должна стать повсед-

невной заботой не только органов государственной власти, но и всего населения.

II. Проверка знаний

Вы много знаете по вопросам экологии, чтобы перейти к теме:                   фронт.

« Глобальные проблемы человечества», давайте повторим следующие вопросы.        опрос

         1. Что изучает наука экология?

(взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой).

2. Что является объектом экологии?

        (экосистема).

3. Что такое экосистема?

(совокупность живых организмов и среды обитания)

4. Какие разделы экологии вы знаете?

        (общая экология, социальная, глобальная)

5. Что изучает каждый раздел?

( общая экология изучает виды и популяции, социальная - человечество в эко-

системе Земли, демографическая экология, глобальная – взаимодействие эко-

сфер Земли с её биотой. Глобальная экология межпредметная наука.)

6. Какие сферы Земли вы знаете?

7.   .  вопрос 1 Какое значение имеет природа в жизни человека и человеческо-                    работа

        го общества? ( природа – среда жизни и источник существования)                    с учеб.

        вопрос 2  Чем отличается воздействие человека на природу от воздействия                          с. 200

                на неё животных? ( воздействие животных на природу всегда быва-

        ет локальным и избирательным, человек воздействует комплексно

        и глобально)

8. Как вы понимаете выражение экологическая культура?

(регулирует взаимоотношение человека и природы)

9. Что называют охраной природы?

(система международных, государственных и общественных мероприятий, направлен-

ных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов,

на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах удовлетворения

материальных и культурных потребностей людей)

10. Что такое природные ресурсы?

(объекты природы, используемые человеком в производственных и других                    зап. в т.

целях).

III

1.   Экологическая проблема – одна из глобальных проблем человечества.

Напрямую связана с использованием природных ресурсов. Имеет два аспекта:           рассказ

1)истощение окружающей среды в результате нерационального природопользован.  с элем.

Вопрос уч-ся: в чем оно выражается? (расширении эрозии почв, опустынивании,       беседы

Обезлесении, загрязнении твердыми, жидкими, твердыми и газообразными отхо-

дами, отравление радиоактивными веществами.)

      В некоторых странах экологическая ситуация стала характеризоваться большой    

      Напряженностью, достигнув уровня экологического кризиса. А в отдельных слу-

      чаях и экологической катастрофы.

      Вопрос уч-ся: приведите примеры подобных ситуаций (авария на Чернобыльской

      АЭС, сброс бомб над Хиросимой и Нагасаки, авария на заводе «Маяк»).

2.   Показ фильма о Чернобыльской аварии с комментариями учителя.                                 2 мин.

2)мировая экологическая угроза неконтролируемого изменения климата Земли,

разрушения озонового слоя. Это угроза всему будущему человечества.

Вопрос уч-ся: где находится озоновый слой, какова его роль? (в стратосфере,

защищает от космических излучений.)

Многие катастрофы, такие как наводнения, тропические циклоны, засухи, лесные

пожары обусловлены именно потеплением климата.

Вывод: экологическая проблема стала едва ли не главной проблемой выжива-

ния человечества.

IV. Классификация природных ресурсов.                    Схема

                 рис.101

        Классификация природных ресурсов                

                                            ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

        

      ИСЧЕРПАЕМЫЕ        НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ        с.195

        карта-                  

                схема

Невозобновимые        Возобновимые                          Космические        Водные

Богатство недр        Почва, растительный               Солнечная        ВОдд        Воды         

(ископаемое         

топливо-                и животный мир               радиация,                Воды          

                                                                                           энергия                 мирового     Энергия                                                                                                                                                                                                                                                                                              

кам.уголь,  нефть, газ)                                                     приливов и           океана        воды

                                                                                                                                               (ГЭС)

                                                                                           отливов                

                                                                                              Климатические                                                                              

                   атмосферный воздух,

                                                                                                энергия ветра.                                              

Исчерпаемые ПР                беседа

Невозобновимые природные ресурсы – те, которые не восстанавливаются или

восстанавливаются медленнее, чем идёт их использование.

 Приведите примеры.

(Охрана сводится к рациональному использованию, поиску заменителей.)

Возобновимые природные ресурсы – постоянно (регулярно) восстанавливаются по

мере пользования.

(Охрана сводится к рациональному использованию, поиску заменителей и расшире-

ние производства. В противном случае происходит истощение ресурсов – сокращение

лесов, снижение плодородия почв, уменьшение запасов промысловых животных).

Неисчерпаемые понятие условное

- практически неисчерпаемы Воды мирового океана. Но и  они под влиянием загря-

знения нефтью и другими отходами теряют свойства, что ухудшает условия жизни

водных растений и животных. Исчерпаемы запасы пресной воды (загрязнение водоё-

мов сточными водами, обмеление и высыхание озёр под влиянием вырубки лесов,

увеличение потребности в пресной воде)

Климатические ресурсы атмосферный воздух неисчерпаем, но его состав подвержен

 загрязнению (радиоактивными веществами, углекислым и др. газами, примесями).

Космические ресурсы неисчерпаемы, но в промышленных городах солнечная радиа-

ция изменена из-за задымлённости воздуха, что отрицательно влияет на здоровье

людей.

- Для какой цели классифицируют природные ресурсы?

(для правильного использования и охраны природных ресурсов необходим их коли-

чественный учёт, т.е. знать реальные запасы.)

2. Рациональное использование природных ресурсов                 рассказ

                                                                                                                                                 учителя            

Общая задача рационального управления природными ресурсами состоит в                 с элем.

нахождении наилучших (по определённым критериям) или оптимальных         беседы

способах эксплуатации естественных и искусственных экосистем.

                                                                                                                           

          -   Какие искусственные экосистемы вы знаете?

Основными принципами рационального природопользования являются

изучение, охрана, освоение и преобразование природной среды.

V. Тест по экологии.        5 мин.

VI.  Энергетическая и сырьевая проблемы – проблема надежного обеспечения челове-    рассказ  

     чества сырьем и топливом. В глобальных масштабах она проявилась в 70-х гг.             с элем.

     ХХ века.                                                                                                                                    беседы.

   

 Вопрос уч-ся: чем это объясняется? (бурным развитием промышленности, ростом

     населения.)

     Причины: быстрый рост добычи при относительной ограниченности разведанных

     запасов нефти, газа и другого минерального сырья; ухудшение горно-геологических

     условий добычи, увеличение территориального разрыва между районами добычи

     и потребления, добыча в районах нового освоения в районах с экстремальными

     природными условиями, отрицательные экологические последствия.

     Вопросы уч-ся: приведите примеры таких районов (Северное море, и.т.д.);

                                к какой категории относятся минеральные ресурсы (исчерпаемые и

                                невозобновимые).

     Огромные возможности дают достижения НТР.

VII.  Презентация учащихся об альтернативных источниках энергии.                                     6.мин  

 

VIII.   Тест по географии.            3 мин.

                                                                                                                  

IX.  Презентация учащихся об альтернативных источниках энергии

Домашнее задание.

        

По географии: т.11  п.1, характеристика проблем по плану.

По экологии: с. 194-198 учеб., письменно ответить на вопросы карточки-задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...