открытый урок.
план-конспект урока географии (10 класс) по теме
Интегрированный урок по географии и экологии в 10-м классе. Тема: Глобальные проблемы человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_geografii_i_ekologii_1.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок географии и экологии по теме:
«Глобальные проблемы человечества»
Цель урока: обобщить знания по теме: «Современные проблемы охраны природы», рассказать о рациональном использовании природных ресурсов, дать основные понятия по глобальным проблемам человечества, привить интерес к предметам географии и экологии, совершенствование умений и навыков, трудовое, эстетическое и экологическое воспитание.
Тип урока: интегрированный.
Средства обучения: карта-схема «Природные ресурсы», компьютер, работа с учебником.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить знания по теме: «Современные проблемы охраны природы», узнать о рациональном использовании природных ресурсов, дать основные понятия по экологической, энергетической и сырьевой глобальным проблемам.
Развивающие: уметь составлять схему классификации природных ресурсов, применять источники информации (карты, интернет-ресурсы, литературу) для объяснения глобальных проблем, предлагать пути решения, совершенствовать навыки в подготовке презентации, навык работы с КИМ.
Воспитательные: бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Люди повинуются законам природы,
даже когда действуют против них.
И.В. Гёте вступит.
«Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа слово
И.С.Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к учителя
окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого
воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься
над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоп-
риятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования
современного общества является воспитание экологически грамотной личности.
Сохранение природных систем, поддержание соответствующего качества окружаю-
щей среды, рациональное использование природных ресурсов должна стать повсед-
невной заботой не только органов государственной власти, но и всего населения.
II. Проверка знаний
Вы много знаете по вопросам экологии, чтобы перейти к теме: фронт.
« Глобальные проблемы человечества», давайте повторим следующие вопросы. опрос
1. Что изучает наука экология?
(взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой).
2. Что является объектом экологии?
(экосистема).
3. Что такое экосистема?
(совокупность живых организмов и среды обитания)
4. Какие разделы экологии вы знаете?
(общая экология, социальная, глобальная)
5. Что изучает каждый раздел?
( общая экология изучает виды и популяции, социальная - человечество в эко-
системе Земли, демографическая экология, глобальная – взаимодействие эко-
сфер Земли с её биотой. Глобальная экология межпредметная наука.)
6. Какие сферы Земли вы знаете?
7. . вопрос 1 Какое значение имеет природа в жизни человека и человеческо- работа
го общества? ( природа – среда жизни и источник существования) с учеб.
вопрос 2 Чем отличается воздействие человека на природу от воздействия с. 200
на неё животных? ( воздействие животных на природу всегда быва-
ет локальным и избирательным, человек воздействует комплексно
и глобально)
8. Как вы понимаете выражение экологическая культура?
(регулирует взаимоотношение человека и природы)
9. Что называют охраной природы?
(система международных, государственных и общественных мероприятий, направлен-
ных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов,
на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах удовлетворения
материальных и культурных потребностей людей)
10. Что такое природные ресурсы?
(объекты природы, используемые человеком в производственных и других зап. в т.
целях).
III
1. Экологическая проблема – одна из глобальных проблем человечества.
Напрямую связана с использованием природных ресурсов. Имеет два аспекта: рассказ
1)истощение окружающей среды в результате нерационального природопользован. с элем.
Вопрос уч-ся: в чем оно выражается? (расширении эрозии почв, опустынивании, беседы
Обезлесении, загрязнении твердыми, жидкими, твердыми и газообразными отхо-
дами, отравление радиоактивными веществами.)
В некоторых странах экологическая ситуация стала характеризоваться большой
Напряженностью, достигнув уровня экологического кризиса. А в отдельных слу-
чаях и экологической катастрофы.
Вопрос уч-ся: приведите примеры подобных ситуаций (авария на Чернобыльской
АЭС, сброс бомб над Хиросимой и Нагасаки, авария на заводе «Маяк»).
2. Показ фильма о Чернобыльской аварии с комментариями учителя. 2 мин.
2)мировая экологическая угроза неконтролируемого изменения климата Земли,
разрушения озонового слоя. Это угроза всему будущему человечества.
Вопрос уч-ся: где находится озоновый слой, какова его роль? (в стратосфере,
защищает от космических излучений.)
Многие катастрофы, такие как наводнения, тропические циклоны, засухи, лесные
пожары обусловлены именно потеплением климата.
Вывод: экологическая проблема стала едва ли не главной проблемой выжива-
ния человечества.
IV. Классификация природных ресурсов. Схема
рис.101
Классификация природных ресурсов
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ИСЧЕРПАЕМЫЕ НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ с.195
карта-
схема
Невозобновимые Возобновимые Космические Водные
Богатство недр Почва, растительный Солнечная ВОдд Воды
(ископаемое
топливо- и животный мир радиация, Воды
энергия мирового Энергия
кам.уголь, нефть, газ) приливов и океана воды
(ГЭС)
отливов
Климатические
атмосферный воздух,
энергия ветра.
Исчерпаемые ПР беседа
Невозобновимые природные ресурсы – те, которые не восстанавливаются или
восстанавливаются медленнее, чем идёт их использование.
Приведите примеры.
(Охрана сводится к рациональному использованию, поиску заменителей.)
Возобновимые природные ресурсы – постоянно (регулярно) восстанавливаются по
мере пользования.
(Охрана сводится к рациональному использованию, поиску заменителей и расшире-
ние производства. В противном случае происходит истощение ресурсов – сокращение
лесов, снижение плодородия почв, уменьшение запасов промысловых животных).
Неисчерпаемые понятие условное
- практически неисчерпаемы Воды мирового океана. Но и они под влиянием загря-
знения нефтью и другими отходами теряют свойства, что ухудшает условия жизни
водных растений и животных. Исчерпаемы запасы пресной воды (загрязнение водоё-
мов сточными водами, обмеление и высыхание озёр под влиянием вырубки лесов,
увеличение потребности в пресной воде)
Климатические ресурсы атмосферный воздух неисчерпаем, но его состав подвержен
загрязнению (радиоактивными веществами, углекислым и др. газами, примесями).
Космические ресурсы неисчерпаемы, но в промышленных городах солнечная радиа-
ция изменена из-за задымлённости воздуха, что отрицательно влияет на здоровье
людей.
- Для какой цели классифицируют природные ресурсы?
(для правильного использования и охраны природных ресурсов необходим их коли-
чественный учёт, т.е. знать реальные запасы.)
2. Рациональное использование природных ресурсов рассказ
учителя
Общая задача рационального управления природными ресурсами состоит в с элем.
нахождении наилучших (по определённым критериям) или оптимальных беседы
способах эксплуатации естественных и искусственных экосистем.
- Какие искусственные экосистемы вы знаете?
Основными принципами рационального природопользования являются
изучение, охрана, освоение и преобразование природной среды.
V. Тест по экологии. 5 мин.
VI. Энергетическая и сырьевая проблемы – проблема надежного обеспечения челове- рассказ
чества сырьем и топливом. В глобальных масштабах она проявилась в 70-х гг. с элем.
ХХ века. беседы.
Вопрос уч-ся: чем это объясняется? (бурным развитием промышленности, ростом
населения.)
Причины: быстрый рост добычи при относительной ограниченности разведанных
запасов нефти, газа и другого минерального сырья; ухудшение горно-геологических
условий добычи, увеличение территориального разрыва между районами добычи
и потребления, добыча в районах нового освоения в районах с экстремальными
природными условиями, отрицательные экологические последствия.
Вопросы уч-ся: приведите примеры таких районов (Северное море, и.т.д.);
к какой категории относятся минеральные ресурсы (исчерпаемые и
невозобновимые).
Огромные возможности дают достижения НТР.
VII. Презентация учащихся об альтернативных источниках энергии. 6.мин
VIII. Тест по географии. 3 мин.
IX. Презентация учащихся об альтернативных источниках энергии
Домашнее задание.
По географии: т.11 п.1, характеристика проблем по плану.
По экологии: с. 194-198 учеб., письменно ответить на вопросы карточки-задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...