Изучение структуры населения своей местности
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Селиверова Надежда Васильевна

практическая работа по географии в 8-9 классах по теме "Население России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_struktury_naseleniya_svoey_mestnosti.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа в 8 классе в теме «Население России».

Тема: «Изучение структуры населения своей местности».

Цели: закрепить изученные основные термины и понятия темы «Население России»; продолжить формирование умений и навыков работы со статистическим материалом и дополнительной литературой; уметь применять теоретические знания на практике.

Задачи: 1)отработать теоретические знания темы «Население России», через сбор материала о населении своей местности, составлении диаграмм и анализ данных;

              2)составить родословную своей семьи, фамилии и продолжить отработку теоретических знаний;

              3)сделать выводы о демографической ситуации в нашей местности и сравнить с общероссийской.

Для работы необходимы учебник Алексеева А.И. География 8 класс, атлас и контурные карты России и Воронежской области.

Результат работы представить в тетради в виде графиков, таблиц, диаграмм.

Содержание работы.

В зависимости от уровня подготовки обучающихся, первый этап работы (проводится дома) можно проводить по – разному:

1. Разбить класс на группы для сбора статистического материала о населении своей местности в сельском поселении, фельдшерско – акушерском пункте, у директора школы, в библиотеке или краеведческом музее.

2. Сбор информации поручить только более сильным ученикам.

Задания раздаются заранее.

 1) собрать данные  - о численности жителей со времен заселения местности,

                                  - за последние два года число родившихся и умерших,

                                  - число рождающихся и умирающих людей мужского и женского      

                                     пола;

                                  -  количество учащихся в школе со времен ее открытия.

2) составить родословную своей семьи, где отразить годы жизни каждого члена семьи, количество детей в семье, место рождения и проживания, род занятия, профессию, место учебы.

Второй этап работы проводится на уроке.

Задания выполняются в тетради.

1.Проанализируйте динамику численности населения нашей местности, сравните с общероссийской. Постройте диаграмму численности жителей с 80-х гг до 2011г. Сделайте вывод.

село Крыловка – расположено на правом берегу реки Тамлык.  Основано в XIX веке и включало село Ушановку. В 1859 году их население составляло 866 человек. К 1900 г. в них насчитывалось 1635 человек,

деревня Михайловка – возникшая в 1859г. с населением 146 человек в 1900 г. – 259, в 1977г. – 1200.

Демографическая ситуация по микрорайону

(д.Михайловка, п.Садовый, с.Крыловка)

Население

80-е

годы

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего человек:

1480

1290

1150

1093

1080

1091

1081

1077

1059

1048

детей до 14 лет

300

-

135

123

109

-

-

100

-

107

школьников

246

137

120

106

99

101

99

84

81

78

число родившихся

22-25

10

9

1

3

1

9

7

4

8

число умерших

12

15

64(за 3года)

19

20

25

29

15

20

14

2. Составить диаграммы соотношения числа родившихся девочек и мальчиков и умерших мужчин и женщин. Сделать выводы, сравнив с общероссийскими показателями.

3. Ознакомьтесь с данными предоставленными фельдшерско-акушерским пунктом. Предложите возможные пути решения проблемы здоровья населения.

 Больше всего жителей умирает от заболеваний сердечно – сосудистой системы и онкозаболеваний.

 Наиболее  распространенные заболевания среди дошкольников и школьников:    - гастрит;

           - миопия (нарушение зрения);

           - нарушение осанки.

Наиболее  распространенные заболевания  среди взрослого населения:

ишемическая болезнь сердца; гипертоническая болезнь сердца; сахарный диабет;

язвенная болезнь; новообразования.

Средний возраст умерших в 2010 году-59 лет. Средний возраст умерших в 2011году-67 лет.

 4.По данным своей родословной установите пути миграции ваших сородичей и отразите на контурной карте России (если есть необходимость) или на более мелкой карте Воронежской области. Обозначьте коренное место фамилии. Ответьте на вопросы:

А) на сколько территориально подвижна ваша «фамилия»;

Б) когда «семья» перешла от традиционного типа воспроизводства к современному;

В) когда «фамилия» стала получать профессию и возможность учиться. Определите уровень образованности.

Г) какой вклад ваша «семья» вносит в демографические процессы России.

          5.Сделайте общий вывод о сложившейся демографической ситуации в своей местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа 5 кл. Природоведение. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения

Практическая работа В процессе учебной деятельности учащиеся приобретают умения. Под умением понимаем такое сочетание знаний и навыков, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности. Умения к...

Проект "Климатические особенности своей местности"

Проект представлен в виде презентации, с помощью которой учащиеся могут охарактеризовать климатические особенности своей местности. Данный материал можно использовать при изучении регионального компон...

Возможность создания экологической тропф и использование её при проведении комплексной экскурсии на местности при изучении темы "П.К. свой местности"

Описаание и оформление экологической тропы и экологического маршрута, организация экскурсионной деятельности, учебно-познавательногй и научно-исследовательской работы. При прохождении маршрута проводи...

Практическая работа «Изучение и объяснение географических особенностей половой и возрастной структуры населения в отдельных странах и регионах мира»

Задания для проведения практической работы «Изучение и объяснение географическихособенностей половой и возрастной структуры населения в отдельныхстранах и регионах мира»...

Мастерская «Изучение климата своей местности»

Одним из наиболее важных факторов окружающей среды является климат, определяющий погоду местности, средние и критические температуры воздуха, давление, количество осадков, смену сезонов года, особенно...