Компьютеризация, как ресурс повышения эффективности урока географии в современной школе
методическая разработка по географии по теме

Одной из актуальнейших проблем школьного образования является его компьютеризация. Происходит изменение требований к работе учителя: от умения словесно транслировать программный обем знаний в ходе учебного процесса, до усиления практической направленности обучения через совремнные ресурсы. Учитывая особенности школьной географии и возможности компьютера, могу с уверенностью сказать, что для применения такой техники в обучении географии есть несколько направлений, поэтому учащиеся на моих уроках используют компьютер на самых различных этапах урока. В методическом материале приводятся различные направления использования компьютера на уроках географии с6 по 10 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Ускорение научно- технического прогресса и современное общество все более требует широкого применения компьютера в различных сферах науки, производства, управления, быта, медицине и др., а потому одной из актуальнейших проблем школьного образования является его компьютеризация. Происходит изменение требований к работе учителя: от умения словесно транслировать программный объем знаний в ходе учебного процесса, до усиления практической направленности обучения через современные ресурсы. В связи с плановой информатизацией школы в школах созданы кабинеты, оснащенные персональными компьютерами, экранами и проекторами, поэтому у учителя появилась хорошая возможность применять информационные технологии на своих уроках. Не касаясь всех сторон многогранной проблемы компьютерного всеобуча, внедрения компьютера в учебный процесс, выделю одну, ограниченную рамками одного школьного предмета – географии. Учитывая особенности школьной географии и возможности компьютера, могу с уверенностью сказать, что для применения такой техники в обучении географии есть несколько направлений, поэтому учащиеся на моих уроках географии используют компьютер:

  1. Как банк справочного материала, способный в любую минуту выдать ученику нужную информацию по интересующему вопросу;
  2. Как средство управления учением ученика через подачу определенных логически обоснованных порций информации, заданий, вопросов, алгоритмических предписаний к выполнению действий и т.п. в таком темпе, который удобен каждому конкретному ученику;
  3. Как тренажер для учащихся при овладении ими знаниями и умениями, особенно по таким темам школьной географии, которые наиболее трудны для восприятия и усвоения в силу абстрактности или насыщенности фактическим материалом или представляют собой правила, закономерности, без которых невозможно продвижение вперед в познании (Например, в решении задач на падение и уклон реки по теме «Реки» в 8 классе, в вычислениях атмосферного давления по теме «Атмосферное давление», измерение расстояний на местности, составление топографического плана местности в 6 классе и др.);
  4. Как динамическое средство условной наглядности, позволяющее воспроизвести на действующей модели сложные и абстрактные процессы и явления (Например, в 6 классе «Движение земной коры», «Образование оврагов», «Круговорот воды в природе», «Извержение вулканов» и др.);
  5. Как средство контроля за полнотой, глубиной и системностью знаний учеников, при этом объективно оценивая их (тренажеры, тесты по крупным темам или разделам, например в 8 классе «Внутренние воды России», «Восточно – Европейская равнина» и др.);
  6. Как средство организации игровой ситуации, позволяющее придать обучению повышенный познавательный и практический интерес, ввести элементы проблемного обучения («Вокруг света за 60 секунд», «Путешествие по великому шелковому пути», «Затерянный остров» и др.);
  7. Как средство, способствующее научной организации труда учителя и ученика (НОТ).

Опираясь на содержание современной программы по географии, можно рекомендовать для выполнения на компьютере следующие работы:

Начальный курс физической географии: тренировка в определении географических координат  с помощью градусной сетки (компьютер используется вместе с картами атласа); определение средних температур воздуха (суточных, месячных, годовых) по данным наблюдений или произвольным; построение графиков температур, диаграмм облачности и осадков, розы ветров по материалам календарей погоды, тесты и игры на проверку знаний географических терминов и номенклатуры.

География материков и океанов: тестовая проверка знаний географического положения материка, региона, страны; определение по климатическим характеристикам типа климата; определение названия реки по географическим координатам, характеру течения, типу питания и режиму; определение природной зоны, или страны, климатических условий (программа может быть выполнена в игровой форме); для отработки знаний по наиболее сложным вопросам курса, например по климату, можно предложить комбинированную программу состоящую из двух модулей: первый – моделирующий схему обще циркуляции атмосферы и распределение климатических поясов, а второй – контролирующий усвоение этих знаний учащимися.

География России и нового зарубежья: Физико – географическая часть: упражнения в определении поясного времени, коэффициента увлажнения, средних температур, осадков, типа климата и т.п. для определенных территорий; задание обратного характера – по набору данных определить территорию, её местоположение; моделирование образование и развитие циклонов и антициклонов и связанных с ним типов погод, отражение закономерности размещения форм рельефа, полезных ископаемых, с тестами и упражнениями по прогнозированию и поиску полезных ископаемых на конкретных территориях; упражнения в хозяйственной оценке природных зон и т.п

 Экономико – географическая часть: определение по статистическим данным ресурсообеспеченности различных регионов России; упражнения в знании номенклатуры, отражающей размещение: полезных ископаемых, основных бассейнов топливной промышленности,  сельскохозяйственных регионов с их специализацией и других данных, составляющих содержание курсов экономической и социальной географии. Моделирование и прогнозирование освоение тех или иных территорий, строительство экономически выгодных и экологически чистых городов и тд., в работе с которыми от учащихся требуется умение применить знания в новой творческой ситуации.

Экономическая и социальная география мира: тренировка в оценке обеспеченности мира, отдельных регионов и стран различными видами природных ресурсов; тренировка в знании этнического состава населения, наиболее крупных языковых семей и народов, их размещения; определять по статистическим данным типы воспроизводства населения и тд.

Это далеко не исчерпывающий перечень примерных направлений работы с компьютером, а он лишь показывает, какие возможности открывает компьютер как средство обучения в формировании умений учащихся применять знания в практических действий.

Кроме этого, учитель может широко использовать различные электронные учебные пособия для каждых классов. Подготавливать мультимедийные и наглядные пособия на слайдах в виде презентаций: материалы для контроля уровня сформированности предметных компетенций, альбомы иллюстраций и многое другое.

Помогают готовить материалы и сами учащиеся. Собран богатейший банк  практически по всем темам и разделам географии с 6 по 10 класс. Например -  «Озера»,  

Реализуя программу профильного обучения учащихся 10 классов,  провожу учебные занятия в форме лекций, семинаров, практикумов, конференций, конкурсов. При этом используются групповые, индивидуальные и коллективные формы занятий.  Обучение  ведется по  различным электронным учебникам.

Для успешной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации мною подготовлена серия слайдов по темам, требующих от учащихся углубленных знаний. Кроме того, используются электронные учебники и репетиторы по географии.

Таким образом, компьютеризация позволяет оптимизировать предметное или образовательное пространство урока: сокращает время на поиск информации, появляются новые возможности урока и позволяет проявить самостоятельность в обучении. Основана на личностно – деятельностном подходе, предполагающем организацию специальной работы для предоставления возможности учащимся самим создавать, творить знания; создавать образовательную продукцию (социально – значимую).

В результате:

- повышается мотивация к учению;

- снижается уровень тревожности;

- повышается личная уверенность у каждого ребенка в себе, как в человеке способном и компетентном;

- повышается познавательная активность;

- формируется готовность к прохождению независимой аттестации в форме ЕГЭ;

- адекватная оценка уровня обученности по предмету;

-возрастает количество призовых мест в олимпиадах по географии различного уровня.

Увеличилось количество детей участвующих и победителей в предметной олимпиаде, исследовательских конференциях, фестивалях различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов

Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. И спасательным кругом в решении этой задачи могут стать универсальные, расчитанные не на один урок разв...

Пути повышения эффективности урока технологии в современной образовательной школе в рамках ФГОС

Приоритетной педагогической задачей  в рамках ФГОС, в процессе обучения является не репродуктивное- строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающих целостной культурой организац...

Повышение эффективности уроков географии и биологии через использование развивающих приемов

Повышение эффективности и качества обучения и воспитания школьников – главная задача учителей. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся. Ход ур...

Повышение эффективности урока географии через применение современных образовательных технологий

ull;Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем мирового сообщества.•Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов ...

Повышение эффективности урока через применение современных образовательных технологий

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня, в условиях распространения коронавирусной инфекции, каждый педагог ищет наиболее эффективные п...


 

Комментарии

Согласна, что компьютеризация - одна из актуальных проблем образования. Другая проблема - сама школа,точнее здание, которому 50-60 лет. Изменилось количество детей - их больше. Количество кабинетов - нет. И не в каждой школе кабинетная система. В нашей нет кабинета географии - я хожу с картами и наглядными пособиями по 3-ем этажам.