Модульный курс "География Дона
элективный курс по географии (8 класс) на тему

Введение курса предполагается в 8 классе с целью реализации регионального компонента образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_dona.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

--

Модульный курс:

География

Дона

Автор: учитель географии

МБОУ Ново-Павловская СОШ

Морозовский р-н

Ростовская обл

Какичев В.Д

Содержание:

1. Пояснительная записка._________________________________________________3

2. Содержание программы_________________________________________________4

3. География Дона (планирование изучения курса)____________________________4

4. Учебная литература.____________________________________________________6

5. Поурочное планирование._______________________________________________7

Пояснительная записка

Введение  курса  « География  Дона »  предполагает  наличие  у  учащихся определенных  знаний, умений, навыков, которые  приобретаются  в  ходе  изучения  предшествующих  курсов  и , одновременно  с  этим  он  позволяет :

1) во- первых, сблизить  два  направления  школьной  географии: физическую  и  экономическую  географию                                                                                                                                                                                 2) во- вторых, создать  базу  в  8  классе  для  органичного  перехода  к  изучению  вопросов  населения  и  экономики  в  9  классе  с  учетом  природных  особенностей.

              Целями  изучения  данного  модульного курса  в  школе  являются  как  основные  цели  изучения  географии  в  школе:

          *   интеллектуальное  развитие  учащихся, формирование  диалектико – материалистических  взглядов  на  природу  и  взаимодействие  природы  и  общества;

         *   овладение  основами  географической   науки  и  некоторых  смежных  наук  о  Земле  и  обществе;

         *   формирование  в  сознании  школьников  системы  взглядов, принципов, норм  поведения  в  отношении  к  географической  среде;

        *  устойчивое  понимание  значения  деятельности  каждого  человека  как важнейшего  фактора  оптимизации  отношения  природы  и  общества;

        *  повышение  культурного  уровня  школьников, воспитание  любви  и  бережного  отношения  к  Родине.

так  и  цели  частного  характера:

       *    знакомство  со  специальной  литературой  и  приемами  работы  с  ней;

       *   развитие  исследовательских  навыков, позволяющих  оценивать  природу  и  хозяйственную  обстановку;

      *   развитие  навыков  проектной  деятельности;

      *   формирование  эстетического  восприятия  окружающей  среды;

      *  формирование  чувства  гордости  за  свою  Родину, своих  земляков.

       *  патриотическое  воспитание.

Разработка   ориентирована  на  применение  в  8  классе.

Идея  курса  может  быть  успешно  реализована, только  при  условии:

            *   использования  умений  и  навыков  более  ранних  ступеней  изучения  географии;

            *   построение  учебного  процесса  на  основе  внутрипредметной  преемственности;

           *   построение  учебного  процесса  на  основе  междисциплинарного  характера.

Чтение  курса  рассчитано  на 4  учебные  четверти.  Занятия  проводятся  один  раз  в  неделю.

           Первое  занятие  является  вводным.  На  нем  перед  учащимися  раскрываются  основные  задачи  и  направления  курса ; делается  обзор  планируемого  содержания. Намечаются  основные  направления  в  изучении, формы  проведения  занятий, решаются  организационные  вопросы.

           Затем  следует  основной  цикл  занятий, который  поделен  на  4  раздела:

                        1. Ростовская  область  на  поверхности  планеты

                        2. Донская  природа

                        3. Новые  поиски – новые  находки

                        4. Дневник  загадочного  прошлого

В  последние  2 часа  предполагается  проведение  занятий  по  систематизации и  обобщению  полученных  знаний  и  накопленных  в  самостоятельной  работе  учебного материала.

Организационной  формой  проведения  такого  занятия  могут  быть:

                      *  тестирование;  

                      *  Дискуссия  на  тему: Донской  край: его  прошлое, настоящее, будущее;

                       *  конференция  (представление  реферата, подготовка  докладов  по  выбранной  теме);

Большинство  тем  предполагает  самостоятельную  работу  учащихся, но  в  связи  с  ограниченным  освещением  материала  в  литературе, в  работе  необходимо  уделять  большое  внимание  конструктивной  работе  учащихся  и  преподавателей  различных  дисциплин.

Содержание программы

Введение.(1 час)

             Ростовская  область  на  поверхности  планеты. (4часа)

Примерное  содержание: границы  Ростовской  области, пограничные  территории, сравнение  территории  Ростовской  области  с  другими  субъектами  России, странами  Европы, протяженность  территории, влияние  географического  положения  на  природные условия, сравнение  природных  условий  на 45  параллели  и  40  меридиане  с  условиями  этих же  широт  в  других  частях  Земли.

            Донская  природа.  (11 часов)

Примерное содержание : особенности  поверхности  края ; условия  развития  современного  рельефа ; геологическое  прошлое территории ; связь  рельефа  с  геологическим  строением, рельефом  и  полезными  ископаемыми ; особенности  распределения  тепла  и  влаги по  территории  и  по  временам  года, гидрографическая  сеть  и  гидрологический  режим ; особенности  органического  мира ; черты  приспособленности  растений  и  животных  к  окружающим условиям ; взаимосвязи  компонентов.

               Новые  поиски – новые  находки. (8 часов)

Примерное  содержание : топонимика , происхождение  названий , возникновение , настоящее городов : Ростов-на-Дону, Азов , Таганрог , Аксай , Батайск , Зерноград , Белая  Калитва , Каменск , Миллерово , Морозовск.

               Дневник  загадочного  прошлого.  (9 часов)

Примерное  содержание : народы  населявшие  территорию  до 16 века ; первозданный  облик  Дикого  поля ; возникновение  казачества, история  и  роль  церкви ; занятия  на Дону  и  история  их  развития : земледелие  и скотоводство , коневодство, виноградорство, садоводство , промышленное  производство , торговля .

География  Дона  (планирование изучения курса)

Раздел

Тема  урока

Количество  часов

Введение  

 1.Ростовская  область на поверхности  планеты

 География  Дона

1.  Границы  Ростовской  области

2. Географический  адрес  Ростовской области.

3. 45 параллель – кругосветный  перелет

4. Вокруг  света  по  меридиану.

1

1

1

1

1

2. Донская  

Природа

3. Новые поиски – новые находки.

4.Дневник  загадочного прошлого

4.1. «Седая  старина Донского края»

4.2. «Кормит  нас Батюшка  Тихий  Дон»

1. Поверхность  края . Рельеф.

2. Полезные  ископаемые.

3. « Экватор  и  полюс  на  одной  крыше »

4. Краски  Донской  земли .

5. Водный  мир  области .

6. Условия почвообразования.

7. Растительный  мир  области.

8. Животный  мир степи .

9. Органический  мир и  его  охрана.

10. Донская  природа.

1. Книга  истории  человеческой .

2. Крепость  Дмитрия Ростовского – Ростов-на-Дону.

3. Город-крепость Азов.

4. Таганрог.

5. От станиц  и  хуторов  до  городов.

6. Морозовск.

7. Путешествие  по  городам  и  селам.

1. Тайны  Донской  земли ( заселение территории  до 16 в.) Природа  Донского  края .

2. Возникновение  донского  казачества.

3. История  церкви  на  Дону

1. Донское  земледелие.

2. Скотоводство  на Дону.

3. Становление  промышленности  Дона .

4. Донская  торговля.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

Заключение

География  Дона

2

Учебная литература:

  1. География Ростовской области. М.И.Мартынова, В.Н. Алексеенко – Ростов-на-Дону: ООО «Терра Принт»

    2. Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005. 684с.

   3.  Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие/Т.А.Смагина, М.И.Кизицкий,  В.С.Кутилин, В.М.Лиходед, Ю.Н.Меринов, А.А.Гайдаш.- Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.

4. Географический школьный  атлас Ростовской области.


Раздел;  тема

Количество часов

Введение

1

Раздел1.  Общая характеристика Донской природы

15

Тема1 Ростовская область на поверхности планеты

4

Тема 2 Донская природа

11

Раздел 2 : Донской край – современность и прошлое

17

Тема 1 Новые поиски – новые находки

8

Тема 2- Дневник загадочного прошлого

9

Резервное время

2


N

ТЕМА.                        ЦЕЛИ.

ЧАСЫ

ДАТА

ТИП.ФОРМА

ПРОВЕДЕ

НИЯ УРОКА.

ЦЕЛИ

ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ

НОМЕНКЛА

ТУРА.

1

  1. География Дона

1

Вводное занятие

Знакомство с целями, задачами структурой курса

Раздел 1 Ростовская область на поверхности планеты (4часа)

2

1.  Границы  Ростовской  области

1

комбинированный

Рассмотреть все типы границ – экономические , физико-географические

Работа с картографическими материалами

Пограничные субъекты

3

2. Географический  адрес  Ростовской области.

1

комбинированный

Определение географического адреса Ростовской области;

Повторение понятий меридиан, параллель, географические координаты

Адрес своего населенного пункта

4

3. 45 параллель – кругосветный  перелет

1

практикум

Сравнить природные условия Ростовской области с условиями этих широт в различных частях земли;

Определение причин различий условий

Объекты, пересекаемые 45 параллелью

5

4. Вокруг  света  по  меридиану.

1

практикум

Сравнить природные условия Ростовской области с условиями этих широт в различных частях земли;

Определение причин различий условий

Объекты, пересекаемые 45 параллелью

Раздел 2 Донская природа(11 часов)

6-7

1. Поверхность  края . Рельеф.

2

комбинированный

Выявление исторических условий формирования рельефа;

Определение современных рельефообразующих процессов

Определение рельефообразующих процессов своей местности

Крупные формы рельефа ростовской области

8

2. Полезные  ископаемые.

1

комбинированный

Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области, рассмотреть происхождение.

определение полезных ископаемых своей местности

9

3. « Экватор  и  полюс  на  одной  крыше »

1

практикум

Познакомить с местными факторами климатообразования

Творческие задания

10

4. Краски  Донской  земли .

1

лекция

Познакомить с особенностями сезонов года

Цитаты из литературных произведений донских авторов о различных сезонах года

11

5. Водный  мир  области .

1

комбинированный

Познакомить с особенностями внутренних вод

Определение основных характеристик реки Быстрая

Реки Ростовской области, водохранилища озеро Маныч-Гудило

12

6. Почвенный покров

1

лекция

Рассмотреть условия почвообразования, приводящие к формированию самых плодородных почв

13

7.  Растительный  мир  области.

1

комбинированный

Определить основные типы растительности и раскрыть их особенности

Сообщения о растениях степи

14

8.  Животный  мир степи .

1

комбинированный

Познакомить с особенностями животного мира

Сообщения о животных степи

15

9. Органический  мир и  его  охрана.

1

комбинированный

Рассмотреть проблемы охраны  органического мира

16

10. Донская  природа.

1

итоговый

Выявление региональных природных особенностей ростовской области

Раздел 3 Новые поиски – новые находки (8 часов)

17

1. Книга  истории  человеческой .

1

Лекция

Введение понятия топонимика, показать связь природных условий, человеческих судеб с географическими названиями

18

2. Крепость  Дмитрия Ростовского – Ростов-на-Дону.

1

комбинированный

Познакомить с историей  возникновения, развития и современностью

сообщения

Города Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог,  Морозовск, Волгодонск, Шахты, Новочеркасск, Каменск, Миллерово

19

3. Город-крепость Азов.

1

20

4. Таганрог.

1

21

5. От станиц  и  хуторов  до  городов.

1

22

6. Морозовск.

1

23-24

7. Путешествие  по  городам  и  селам.

2

конференция

Раздел 4 Дневник загадочного прошлого(9часов)

25

«Седая  старина Донского края»

1. Тайны  Донской  земли ( заселение территории  до 16 в.) Природа  Донского  края .

1

лекция

Познакомить с историей освоения и заселения территории;

Сравнить природу прошлого и настоящего Донского края

26

2. Возникновение  донского  казачества.

1

комбинированный

Рассмотреть различные гипотезы происхождения казачества

Сообщения «казачество в истории России»

27

3. История  церкви  на  Дону

1

лекция

Показать роль церкви в истории развития и становления края

28

«Кормит  нас Батюшка  Тихий  Дон»

1. Донское  земледелие.

1

Лекция

Познакомить с историей развития земледелия на Дону

Определение основных земледельческих культур

29

2. Скотоводство  на Дону.

1

Лекция

Познакомить с историей развития земледелия на Дону

30

3. Становление  промышленности  Дона .

1

лекция

Познакомить с историей развития и становления промышленности

31

4. Донская  торговля.

1

лекция

Рассмотреть основные этапы и причины развития торговли на Дону

32-33

География  Дона

2

Резерв -2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по теме "Стихи поэтов Дона: Н.Скрёбова, Н.Доризо, А.Сафронова"

Формирование начального понятия о личности и творчестве писателей Дона....

Книги / Рисование / Декоративное рисование(Donna) / Донна Дьюбери. donna-cards

Фотографии в альбоме «Донна Дьюбери. donna-cards» zhital на Яндекс.Фотках...

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

Статья "Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене"

Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оце...