Модульный курс "География Дона
элективный курс по географии (8 класс) на тему
Введение курса предполагается в 8 классе с целью реализации регионального компонента образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_dona.docx | 37.07 КБ |
Предварительный просмотр:
--
Модульный курс:
География
Дона
Автор: учитель географии
МБОУ Ново-Павловская СОШ
Морозовский р-н
Ростовская обл
Какичев В.Д
Содержание:
1. Пояснительная записка._________________________________________________3
2. Содержание программы_________________________________________________4
3. География Дона (планирование изучения курса)____________________________4
4. Учебная литература.____________________________________________________6
5. Поурочное планирование._______________________________________________7
Пояснительная записка
Введение курса « География Дона » предполагает наличие у учащихся определенных знаний, умений, навыков, которые приобретаются в ходе изучения предшествующих курсов и , одновременно с этим он позволяет :
1) во- первых, сблизить два направления школьной географии: физическую и экономическую географию 2) во- вторых, создать базу в 8 классе для органичного перехода к изучению вопросов населения и экономики в 9 классе с учетом природных особенностей.
Целями изучения данного модульного курса в школе являются как основные цели изучения географии в школе:
* интеллектуальное развитие учащихся, формирование диалектико – материалистических взглядов на природу и взаимодействие природы и общества;
* овладение основами географической науки и некоторых смежных наук о Земле и обществе;
* формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде;
* устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества;
* повышение культурного уровня школьников, воспитание любви и бережного отношения к Родине.
так и цели частного характера:
* знакомство со специальной литературой и приемами работы с ней;
* развитие исследовательских навыков, позволяющих оценивать природу и хозяйственную обстановку;
* развитие навыков проектной деятельности;
* формирование эстетического восприятия окружающей среды;
* формирование чувства гордости за свою Родину, своих земляков.
* патриотическое воспитание.
Разработка ориентирована на применение в 8 классе.
Идея курса может быть успешно реализована, только при условии:
* использования умений и навыков более ранних ступеней изучения географии;
* построение учебного процесса на основе внутрипредметной преемственности;
* построение учебного процесса на основе междисциплинарного характера.
Чтение курса рассчитано на 4 учебные четверти. Занятия проводятся один раз в неделю.
Первое занятие является вводным. На нем перед учащимися раскрываются основные задачи и направления курса ; делается обзор планируемого содержания. Намечаются основные направления в изучении, формы проведения занятий, решаются организационные вопросы.
Затем следует основной цикл занятий, который поделен на 4 раздела:
1. Ростовская область на поверхности планеты
2. Донская природа
3. Новые поиски – новые находки
4. Дневник загадочного прошлого
В последние 2 часа предполагается проведение занятий по систематизации и обобщению полученных знаний и накопленных в самостоятельной работе учебного материала.
Организационной формой проведения такого занятия могут быть:
* тестирование;
* Дискуссия на тему: Донской край: его прошлое, настоящее, будущее;
* конференция (представление реферата, подготовка докладов по выбранной теме);
Большинство тем предполагает самостоятельную работу учащихся, но в связи с ограниченным освещением материала в литературе, в работе необходимо уделять большое внимание конструктивной работе учащихся и преподавателей различных дисциплин.
Содержание программы
Введение.(1 час)
Ростовская область на поверхности планеты. (4часа)
Примерное содержание: границы Ростовской области, пограничные территории, сравнение территории Ростовской области с другими субъектами России, странами Европы, протяженность территории, влияние географического положения на природные условия, сравнение природных условий на 45 параллели и 40 меридиане с условиями этих же широт в других частях Земли.
Донская природа. (11 часов)
Примерное содержание : особенности поверхности края ; условия развития современного рельефа ; геологическое прошлое территории ; связь рельефа с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми ; особенности распределения тепла и влаги по территории и по временам года, гидрографическая сеть и гидрологический режим ; особенности органического мира ; черты приспособленности растений и животных к окружающим условиям ; взаимосвязи компонентов.
Новые поиски – новые находки. (8 часов)
Примерное содержание : топонимика , происхождение названий , возникновение , настоящее городов : Ростов-на-Дону, Азов , Таганрог , Аксай , Батайск , Зерноград , Белая Калитва , Каменск , Миллерово , Морозовск.
Дневник загадочного прошлого. (9 часов)
Примерное содержание : народы населявшие территорию до 16 века ; первозданный облик Дикого поля ; возникновение казачества, история и роль церкви ; занятия на Дону и история их развития : земледелие и скотоводство , коневодство, виноградорство, садоводство , промышленное производство , торговля .
География Дона (планирование изучения курса)
Раздел | Тема урока | Количество часов |
Введение 1.Ростовская область на поверхности планеты | География Дона 1. Границы Ростовской области 2. Географический адрес Ростовской области. 3. 45 параллель – кругосветный перелет 4. Вокруг света по меридиану. | 1 1 1 1 1 |
2. Донская Природа 3. Новые поиски – новые находки. 4.Дневник загадочного прошлого 4.1. «Седая старина Донского края» 4.2. «Кормит нас Батюшка Тихий Дон» | 1. Поверхность края . Рельеф. 2. Полезные ископаемые. 3. « Экватор и полюс на одной крыше » 4. Краски Донской земли . 5. Водный мир области . 6. Условия почвообразования. 7. Растительный мир области. 8. Животный мир степи . 9. Органический мир и его охрана. 10. Донская природа. 1. Книга истории человеческой . 2. Крепость Дмитрия Ростовского – Ростов-на-Дону. 3. Город-крепость Азов. 4. Таганрог. 5. От станиц и хуторов до городов. 6. Морозовск. 7. Путешествие по городам и селам. 1. Тайны Донской земли ( заселение территории до 16 в.) Природа Донского края . 2. Возникновение донского казачества. 3. История церкви на Дону 1. Донское земледелие. 2. Скотоводство на Дону. 3. Становление промышленности Дона . 4. Донская торговля. | 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 |
Заключение | География Дона | 2 |
Учебная литература:
- География Ростовской области. М.И.Мартынова, В.Н. Алексеенко – Ростов-на-Дону: ООО «Терра Принт»
2. Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005. 684с.
3. Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие/Т.А.Смагина, М.И.Кизицкий, В.С.Кутилин, В.М.Лиходед, Ю.Н.Меринов, А.А.Гайдаш.- Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.
4. Географический школьный атлас Ростовской области.
Раздел; тема | Количество часов | |
Введение | 1 | |
Раздел1. Общая характеристика Донской природы | 15 | |
Тема1 Ростовская область на поверхности планеты | 4 | |
Тема 2 Донская природа | 11 | |
Раздел 2 : Донской край – современность и прошлое | 17 | |
Тема 1 Новые поиски – новые находки | 8 | |
Тема 2- Дневник загадочного прошлого | 9 | |
Резервное время | 2 |
N | ТЕМА. ЦЕЛИ. | ЧАСЫ | ДАТА | ТИП.ФОРМА ПРОВЕДЕ НИЯ УРОКА. | ЦЕЛИ | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | НОМЕНКЛА ТУРА. | ||||
1 |
| 1 | Вводное занятие | Знакомство с целями, задачами структурой курса | |||||||
Раздел 1 Ростовская область на поверхности планеты (4часа) | |||||||||||
2 | 1. Границы Ростовской области | 1 | комбинированный | Рассмотреть все типы границ – экономические , физико-географические | Работа с картографическими материалами | Пограничные субъекты | |||||
3 | 2. Географический адрес Ростовской области. | 1 | комбинированный | Определение географического адреса Ростовской области; Повторение понятий меридиан, параллель, географические координаты | Адрес своего населенного пункта | ||||||
4 | 3. 45 параллель – кругосветный перелет | 1 | практикум | Сравнить природные условия Ростовской области с условиями этих широт в различных частях земли; | Определение причин различий условий | Объекты, пересекаемые 45 параллелью | |||||
5 | 4. Вокруг света по меридиану. | 1 | практикум | Сравнить природные условия Ростовской области с условиями этих широт в различных частях земли; | Определение причин различий условий | Объекты, пересекаемые 45 параллелью | |||||
Раздел 2 Донская природа(11 часов) | |||||||||||
6-7 | 1. Поверхность края . Рельеф. | 2 | комбинированный | Выявление исторических условий формирования рельефа; Определение современных рельефообразующих процессов | Определение рельефообразующих процессов своей местности | Крупные формы рельефа ростовской области | |||||
8 | 2. Полезные ископаемые. | 1 | комбинированный | Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области, рассмотреть происхождение. | определение полезных ископаемых своей местности | ||||||
9 | 3. « Экватор и полюс на одной крыше » | 1 | практикум | Познакомить с местными факторами климатообразования | Творческие задания | ||||||
10 | 4. Краски Донской земли . | 1 | лекция | Познакомить с особенностями сезонов года | Цитаты из литературных произведений донских авторов о различных сезонах года | ||||||
11 | 5. Водный мир области . | 1 | комбинированный | Познакомить с особенностями внутренних вод | Определение основных характеристик реки Быстрая | Реки Ростовской области, водохранилища озеро Маныч-Гудило | |||||
12 | 6. Почвенный покров | 1 | лекция | Рассмотреть условия почвообразования, приводящие к формированию самых плодородных почв | |||||||
13 | 7. Растительный мир области. | 1 | комбинированный | Определить основные типы растительности и раскрыть их особенности | Сообщения о растениях степи | ||||||
14 | 8. Животный мир степи . | 1 | комбинированный | Познакомить с особенностями животного мира | Сообщения о животных степи | ||||||
15 | 9. Органический мир и его охрана. | 1 | комбинированный | Рассмотреть проблемы охраны органического мира | |||||||
16 | 10. Донская природа. | 1 | итоговый | Выявление региональных природных особенностей ростовской области | |||||||
Раздел 3 Новые поиски – новые находки (8 часов) | |||||||||||
17 | 1. Книга истории человеческой . | 1 | Лекция | Введение понятия топонимика, показать связь природных условий, человеческих судеб с географическими названиями | |||||||
18 | 2. Крепость Дмитрия Ростовского – Ростов-на-Дону. | 1 | комбинированный | Познакомить с историей возникновения, развития и современностью | сообщения | Города Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Морозовск, Волгодонск, Шахты, Новочеркасск, Каменск, Миллерово | |||||
19 | 3. Город-крепость Азов. | 1 | |||||||||
20 | 4. Таганрог. | 1 | |||||||||
21 | 5. От станиц и хуторов до городов. | 1 | |||||||||
22 | 6. Морозовск. | 1 | |||||||||
23-24 | 7. Путешествие по городам и селам. | 2 | конференция | ||||||||
Раздел 4 Дневник загадочного прошлого(9часов) | |||||||||||
25 | «Седая старина Донского края» | 1. Тайны Донской земли ( заселение территории до 16 в.) Природа Донского края . | 1 | лекция | Познакомить с историей освоения и заселения территории; Сравнить природу прошлого и настоящего Донского края | ||||||
26 | 2. Возникновение донского казачества. | 1 | комбинированный | Рассмотреть различные гипотезы происхождения казачества | Сообщения «казачество в истории России» | ||||||
27 | 3. История церкви на Дону | 1 | лекция | Показать роль церкви в истории развития и становления края | |||||||
28 | «Кормит нас Батюшка Тихий Дон» | 1. Донское земледелие. | 1 | Лекция | Познакомить с историей развития земледелия на Дону | Определение основных земледельческих культур | |||||
29 | 2. Скотоводство на Дону. | 1 | Лекция | Познакомить с историей развития земледелия на Дону | |||||||
30 | 3. Становление промышленности Дона . | 1 | лекция | Познакомить с историей развития и становления промышленности | |||||||
31 | 4. Донская торговля. | 1 | лекция | Рассмотреть основные этапы и причины развития торговли на Дону | |||||||
32-33 | География Дона | 2 | |||||||||
Резерв -2 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе по теме "Стихи поэтов Дона: Н.Скрёбова, Н.Доризо, А.Сафронова"
Формирование начального понятия о личности и творчестве писателей Дона....
Книги / Рисование / Декоративное рисование(Donna) / Донна Дьюбери. donna-cards
Фотографии в альбоме «Донна Дьюбери. donna-cards» zhital на Яндекс.Фотках...
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....
Статья "Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене"
Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оце...