Инструктивные карты для выполнения практических работ по географии
материал (география) на тему
Инструктивные карты для выполнения практических работ по географии по линии учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова 6-9 класс. Пошаговое выполнение практических работ: тема, цель, задания и необходимые приложения, статистические данные, выводы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практическая работа №4.
Тема: Наблюдение суточного движения солнца и звезд.
Цель: пронаблюдать за движением солнца в течение суток.
Ход работы.
Задание 1 . Заполнить пропуски:
Центр Солнечной системы – это __________ Его размеры больше диаметра Луны в ___ раз и в 109 раз больше диаметра ___________ Температура внутри Солнца __________ градусов Цельсия. Солнце не излучает (излучает) собственное тепло и свет. Солнце вращается ___________________________ с _______ на _________. Находится от Земли на расстоянии _____млн км По размеру и цвету Солнце - это _____________________.
Задание 2. Начертить схему движения Солнца по небосводу в течение суток.
60
50
40
30
20
10
0
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24
6 часов – 10 18 часов - 20
12 часов – 50 20 часов - 10
Вывод: восход Солнца – в _______ часов
Максимальная высота Солнца - _______ часов.
Заход Солнца - ________ часов.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №6.
Тема: Определение географического положения объектов
Цель: научиться определять ГП моря, залива, острова по плану.
Ход работы.
Задание 1. Определить ГП моря.
- Название
- Где расположено, какой материк (острова) омывает.
- К бассейну какого океана принадлежит.
- Как связано с океаном или отделено от океана.
- Максимальная глубина.
- Реки, впадающие в море.
Задание 2. Определить ГП пролива.
- Название
- Что соединяет.
- Что разделяет (материки, острова).
Задание 3. Определить ГП острова.
- Название
- Какому материку принадлежит?
- В каком океане расположен.
- Какое государство расположено на острове.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №8.
Тема: Сравнение климата отдельных частей материка.
Цель: показать разнообразие климата в пределах одного климатического пояса и указать причины разнообразия.
Ход работы.
Задание 1. Сравнить климат полуостровов Калифорния и Флорида, расположенных в пределах тропического климатического пояса.
Климатический показатель | п/ов Флорида | п/ов Калифорния |
Климатич. пояс | ||
Тип климата | ||
Преобладающие воздушные массы (ветры) | ||
Годовое количество осадков | ||
Средние температуры января, июля. | ||
Факторы, влияющие на климат | Течение (теплое, холодное) Воздушные массы( морские континентальные) Рельеф (горный, равнинный) | Течение (теплое, холодное) Воздушные массы( морские континентальные) Рельеф (горный, равнинный) |
Вывод: Несмотря на одинаковое широтное положение, западная и восточная часть материка имеют большие различия в климате. Это связано с различиями в ГП, рельефе, преобладающими ветрами, типами воздушных масс.
Практическая работа №8.
Тема: Сравнение климата отдельных частей материка.
Цель: показать разнообразие климата в пределах одного климатического пояса и указать причины разнообразия.
Ход работы.
Задание 1. Сравнить климат полуостровов Калифорния и Флорида, расположенных в пределах тропического климатического пояса.
Климатический показатель | п/ов Флорида | п/ов Калифорния |
Климатич. пояс | ||
Тип климата | ||
Преобладающие воздушные массы (ветры) | ||
Годовое количество осадков | ||
Средние температуры января, июля. | ||
Факторы, влияющие на климат | Течение (теплое, холодное) Воздушные массы( морские континентальные) Рельеф (горный, равнинный) | Течение (теплое, холодное) Воздушные массы( морские континентальные) Рельеф (горный, равнинный) |
Вывод: Несмотря на одинаковое широтное положение, западная и восточная часть материка имеют большие различия в климате. Это связано с различиями в ГП, рельефе, преобладающими ветрами, типами воздушных масс.
Предварительный просмотр:
Практическая работа. №1.
Тема: Определение по картам расстояний
между точками в градусах и километрах.
Цель: закрепить умения по определению расстояний
по картам.
Ход работы.
Задание 1. Используя данные таблицы, определите расстояние в градусах и километрах.
Широта | Длина | дуги одного град в километрах |
0° | 111,3 | |
10° | 109,6 | |
20° | 104,6 | |
40° | 85,4 | |
60° | 55,8 | |
80° | 19,4 |
а) расстояние вдоль экватора от Южной Америки до Африки двумя способами.
б) расстояние от Мадрида (Краснодара) до экватора (любым способом)
Задача 2.. Группа экологов для участия в конференции отправи лась из Варшавы в Лондон. В каком направлении эко логи двигались в Лондон?
В каком направлении они поедут обратно в Варшаву?
Задание 3. Пользуясь «Физической картой мира», определите:
А) среднюю высоту Аравийского полуострова в центре
Б) максимальную высоту Аравийского полу острова.
7. Определите средние глубины в Мексиканском заливе.
Какова максимальная глубина в заливе?
Вывод: я определял расстояние по картам двумя способами, а для определения высоты пользовался шкалой высот и глубин.
Практическая работа. №1.
Тема: Определение по картам расстояний
между точками в градусах и километрах.
Цель: закрепить умения по определению расстояний
по картам.
Ход работы.
Задание 1. Используя данные таблицы, определите расстояние в градусах и километрах.
Широта | Длина | дуги одного град в километрах |
0° | 111,3 | |
10° | 109,6 | |
20° | 104,6 | |
40° | 85,4 | |
60° | 55,8 | |
80° | 19,4 |
а) расстояние вдоль экватора от Южной Америки до Африки двумя способами.
б) расстояние от Мадрида (Краснодара) до экватора (любым способом)
Задача 2.. Группа экологов для участия в конференции отправи лась из Варшавы в Лондон. В каком направлении эко логи двигались в Лондон?
В каком направлении они поедут обратно в Варшаву?
Задание 3. Пользуясь «Физической картой мира», определите:
А) среднюю высоту Аравийского полуострова в центре
Б) максимальную высоту Аравийского полу острова.
7. Определите средние глубины в Мексиканском заливе.
Какова максимальная глубина в заливе?
Вывод: я определял расстояние по картам двумя способами, а для определения высоты пользовался шкалой высот и глубин.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №2.
Тема: Определение по карте направлений передвижения литосферных плит
Цель: научиться работать с картой строения земной коры.
Ход работы.
Задание 1.Определить направление и скорость передвижении литосферных плит: Южноамериканской, Африканской, Антарктической, Евразиатской.
Название плит | Направление | Скорость |
Южноамериканская | ||
Африканская | ||
Антарктическая | ||
Евразиатская |
Задание 2. Определите на какой платформе расположены: Среднесибирское плоскогорье, Амазонская низменность, Центральные равнины.
Задание 3. Приведите примеры на физической карте:
- сжатия (столкновения) литосферных плит на суше
- сжатия (столкновения) литосферных плит под водой
- разломов (растяжения) литосферных плит.
Задание 4. Предположите, как может измениться расположение материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит)
Вывод: карта строения земной коры показывает …..
Практическая работа №2.
Тема: Определение по карте направлений передвижения литосферных плит
Цель: научиться работать с картой строения земной коры.
Ход работы.
Задание 1.Определить направление и скорость передвижении литосферных плит: Южноамериканской, Африканской, Антарктической, Евразиатской.
Название плит | Направление | Скорость |
Южноамериканская | ||
Африканская | ||
Антарктическая | ||
Евразиатская |
Задание 2. Определите на какой платформе расположены: Среднесибирское плоскогорье, Амазонская низменность, Центральные равнины.
Задание 3. Приведите примеры на физической карте:
- сжатия (столкновения) литосферных плит на суше
- сжатия (столкновения) литосферных плит под водой
- разломов (растяжения) литосферных плит.
Задание 4. Предположите, как может измениться расположение материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит)
Вывод: карта строения земной коры показывает …..
Предварительный просмотр:
Практическая работа №7
Тема: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Цель: научиться оценивать обеспеченность водными ресурсами регионы страны; выявить причины нерационального использования водных ресурсов.
Ход работы.
Задание 1. Дать определение водным ресурсам.
Задание 2. Ответы на вопросы.
- Место России в мире по объему речного стока.
- Сколько воды приходится на душу населения в России.
- Что включают в себя водные ресурсы России.
- Выделить регионы обеспеченные и малообеспеченные по суммарному стоку на душу населения. Указать причину.
- С чем связаны проблемы водообеспечения.
- Привести примеры нерационального использования воды
- Какие предприятия сбрасывают загрязненную воду
- В каких регионах наиболее загрязнены водные объекты.
Сделать вывод о том, что нужно делать для решения проблемы водоснабжения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
. Россия богата водными ресурсами. По объему реч ного стока Россия занимает второе место в мире после Бразилии. На душу населения в России приходится больше воды (30 тыс. м3/год), чем в среднем в мире (9 тыс. м3/год) или в Европе (4,6 тыс. м3/год). Сум марные водные ресурсы России включают речной сток, озера, болота, ледники, подземные воды, поч венную влагу.
Речной сток по территории России распределен крайне неравномерно. Многие крупные реки протека ют в малонаселенных районах. По суммарному стоку обеспеченностью на душу населения выделяются Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Си бирский и Северный экономические районы. В Цент ральном, Уральском, Центрально-Черноземном, Се веро-Кавказском районах водообеспеченность на ду шу населения наименьшая. В Поволжье также она небольшая.
Проблемы водообеспечения ряда регионов России связаны с неравномерным распределением водных ре сурсов и с нерациональным расходованием и загряз ненностью значительной доли имеющейся воды..
Значительные объемы воды теряются из-за изно шенности оборудования в промышленности и в ком мунальном хозяйстве, вследствие несовершенства технологических процессов. Например, в сельском хозяйстве при поливе обычным способом (по бороз дам) теряется до 70% воды, при более прогрессивном поливе (подача воды непосредственно к корням расте ний с помощью трубок-капилляров) — всего 10%.
Имеют место нерациональное использование воды и ее потери при транспортировке от источника к потре бителю. Недостаточно развито оборотное водоснабже ние. Из общего объема сточных вод около 40% явля ются загрязненными. Основной объем загрязненных вод сбрасывают предприятия жилищно-коммуналь ного хозяйства (60%) и промышленности (30%). Наибольший объем загрязненных вод сбрасывают предприятия черной металлургии, целлюлозно-бу мажной, химической и нефтехимической отраслей промышленности, топливно-энергетического комп лекса. Наиболее загрязнены водные объекты на Ура ле, в Центральном районе, на Северном Кавказе; наи более загрязненные реки — Москва, Волга, Дон, Ку бань, Чусовая, Томь, Иртыш и др.; моря — Азовское, Каспийское.
Для решения проблемы водоснабжения требуется уменьшить потери при транспортировке воды, увели чить объемы оборотного водоснабжения, использо вать современные технологии, не допускать утечек воды, вовремя заменять изношенное оборудование.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №4
Тема: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур июля и января, годового количества осадков по территории страны. Цель работы: формирование умений работать с различными типами климатических карт .
Задание 1. Дайте определения следующих понятий:
«суммарная радиация» —
«испаряемость»—
«коэффициент увлажнения» --
Задание 2. Определите суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в следующих районах (используйте карты учебника). Заполните таблицу.
Территория | Суммарная радиация | Годовое количество осадков, мм | Испаряемость | Коэффициент увлажнения | Тип увлажнения | Средние температуры января, июля. |
Архангельск | ||||||
Астрахань | ||||||
Москва, Краснодар |
Вывод: Распределение солнечной радиации зависит от _____. Годовое количество осадков уменьшается при движении на ______. Солнечная радиация увеличивается при движении на _____. С увеличением солнечной радиации (увеличивается, уменьшается) испаряемость.
Приложение: Коэффициент увлажнения = осадки / испаряемость Тип увлажнения: К<1 – недостаточное, К > 1 – избыточное, К=1 – нормальное (достаточное)
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 2.
Тема: Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.
Цель: Научиться определять местное и поясное время, разницу во времени между
различными городами.
Ход работы.
Задание 1.
Дать определения:
Местное время –
Поясное время –
Летнее время – (декретное время -)
Задание 2.
Определить на сколько градусов Земля поворачивается за:
1 час –
4 минуты –
Задание 3.
Земля разделена на … часовых пояса.
На территории России … часовых пояса.
Краснодарский край находится в …часовом поясе.
Задание 4.
Определить поясное время, если:…
А) В Москве 10 часов.
Магадане - …
Красноярске - …
Иркутске - …
Б) В Якутске 12 часов.
Омске - …
Краснодаре - …
Задание 5*
Придумать свою задачу на определение поясного времени.
Практическая работа № 2.
Тема: Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.
Цель: Научиться определять местное и поясное время, разницу во времени между
различными городами.
Ход работы.
Задание 1.
Дать определения:
Местное время –
Поясное время –
Летнее время – (декретное время -)
Задание 2.
Определить на сколько градусов Земля поворачивается за:
1 час –
4 минуты –
Задание 3.
Земля разделена на … часовых пояса.
На территории России … часовых пояса.
Краснодарский край находится в …часовом поясе.
Задание 4.
Определить поясное время, если:
А) В Москве 10 часов.
Магадане - …
Красноярске - …
Иркутске - …
Б) В Якутске 12 часов.
Омске - …
Краснодаре - …
Задание 5*
Придумать свою задачу на определение поясного времени.
Практическая работа № 2.
Тема: Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.
Цель: Научиться определять местное и поясное время, разницу во времени между
различными городами.
Ход работы.
Задание 1.
Дать определения:
Местное время –
Поясное время –
Летнее время – (декретное время -)
Задание 2.
Определить на сколько градусов Земля поворачивается за:
1 час –
4 минуты –
Задание 3.
Земля разделена на … часовых пояса.
На территории России … часовых пояса.
Краснодарский край находится в …часовом поясе.
Задание 4.
Определить поясное время, если:
А) В Москве 10 часов.
Магадане - …
Красноярске - …
Иркутске - …
Б) В Якутске 12 часов.
Омске - …
Краснодаре - …
Задание 5*
Придумать свою задачу на определение поясного времени.
Практическая работа № 2.
Тема: Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.
Цель: Научиться определять местное и поясное время, разницу во времени между
различными городами.
Ход работы.
Задание 1.
Дать определения:
Местное время –
Поясное время –
Летнее время – (декретное время -)
Задание 2.
Определить на сколько градусов Земля поворачивается за:
1 час –
4 минуты –
Задание 3.
Земля разделена на … часовых пояса.
На территории России … часовых пояса.
Краснодарский край находится в …часовом поясе.
Задание 4.
Определить поясное время, если:
А) В Москве 10 часов.
Магадане - …
Красноярске - …
Иркутске - …
Б) В Якутске 12 часов.
Омске - …
Краснодаре - …
Задание 5*
Придумать свою задачу на определение поясного времени.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 5
Тема: Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.
Цель: научиться работать с синоптической картой.
Ход работы.
- Проанализировать синоптическую карту по плану.
- Географическое положение территории.
- Давление в центре и на периферии.
- Температура воздуха.
- Направление и сила ветра.
- Состояние погоды в данный момент.
( господство циклона или антициклона, атмосферного фронта, облачность, температура, ветреность)
- Дать определение 1вар (2 вар)
- Циклон (антициклон)
- Атмосферный фронт
- Трансформация воздушных масс
Вывод: в ходе работы я определил, что по синоптической карте можно охарактеризовать состояние погоды в определенной местности в данный момент.
Практическая работа № 5
Тема: Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.
Цель: научиться работать с синоптической картой.
Ход работы.
- Проанализировать синоптическую карту по плану.
- Географическое положение территории.
- Давление в центре и на периферии.
- Температура воздуха.
- Направление и сила ветра.
- Состояние погоды в данный момент.
( господство циклона или антициклона, атмосферного фронта, облачность, температура, ветреность)
- Дать определение 1вар (2 вар)
- Циклон (антициклон)
- Атмосферный фронт
- Трансформация воздушных масс
Вывод: в ходе работы я определил, что по синоптической карте можно охарактеризовать состояние погоды в определенной местности в данный момент.
Практическая работа № 5
Тема: Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.
Цель: научиться работать с синоптической картой.
Ход работы.
- Проанализировать синоптическую карту по плану.
- Географическое положение территории.
- Давление в центре и на периферии.
- Температура воздуха.
- Направление и сила ветра.
- Состояние погоды в данный момент.
( господство циклона или антициклона, атмосферного фронта, облачность, температура, ветреность)
- Дать определение: 1вар (2 вар)
- Циклон (антициклон)
- Атмосферный фронт
- Трансформация воздушных масс
Вывод: в ходе работы я определил, что по синоптической карте можно охарактеризовать состояние погоды в определенной местности в данный момент.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №11.
Тема: Составление прогноза изменений растительного и животного мира.
Цель: показать взаимосвязь между компонентами природной зоны.
Ход работы.
Задание 1. Определить какие причины влияют на разнообразие растительного и животного мира в природной зоне.
Задание 2. Анализ карт.
Территория | Природная зона | Почва | Растительность | Животный мир |
Полуостров Ямал | ||||
Полуостров Таймыр | ||||
Прикаспийская низменность | ||||
Краснодарский край | ||||
Среднесибирское плоскогорье | ||||
Валдайская возвышенность |
Вывод: В ходе работы я выяснил(а) что все компоненты в природной зоне взаимосвязаны и при изменении одного, изменятся и все другие. Например, при (похолодании, потеплении, уменьшении увлажнения, увеличении увлажнения) изменится….
Практическая работа №11.
Тема: Составление прогноза изменений растительного и животного мира.
Цель: показать взаимосвязь между компонентами природной зоны.
Ход работы.
Задание 1. Определить какие причины влияют на разнообразие растительного и животного мира в природной зоне.
Задание 2. Анализ карт.
Территория | Природная зона | Почва | Растительность | Животный мир |
Полуостров Ямал | ||||
Полуостров Таймыр | ||||
Прикаспийская низменность | ||||
Краснодарский край | ||||
Среднесибирское плоскогорье | ||||
Валдайская возвышенность |
Вывод: В ходе работы я выяснил(а) что все компоненты в природной зоне взаимосвязаны и при изменении одного, изменятся и все другие. Например, при (похолодании, потеплении, уменьшении увлажнения, увеличении увлажнения) изменится….
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 6.
Тема: Составление характеристики одной из рек.
Цель: учиться давать характеристику рекам, используя карты и другие источники информации.
Ход работы.
Задание 1. Дайте характеристику одной из рек по плану:
- Название реки.
- Исток, направление течения, устье.
- Правые и левые притоки.
- К бассейну какого океана принадлежит.
- Источники питания.
- Режим реки. Ледостав.
- Падение и уклон реки:
- Высота истока –
- Высота устья –
- Длина реки –
- Падение = ………… (метров)
- Уклон = ………………… (см/км)
- Хозяйственное использование.
- Проблемы экологии.
Задание 2. Дайте ответ.
- Самая длинная река в России - ….
- Самая полноводная река России - ….
- Самая крупная река европейской части России - ….
- Река, вытекающая из озера Байкал - ….
- Река, протекающая по границе с Китаем -….
Практическая работа № 6.
Тема: Составление характеристики одной из рек.
Цель: учиться давать характеристику рекам, используя карты и другие источники информации.
Ход работы.
Задание 1. Дайте характеристику одной из рек по плану:
- Название реки.
- Исток, направление течения, устье.
- Правые и левые притоки.
- К бассейну какого океана принадлежит.
- Источники питания.
- Режим реки. Ледостав.
- Падение и уклон реки:
- Высота истока –
- Высота устья –
- Длина реки –
- Падение = ………… (метров)
- Уклон = ………………… (см/км)
- Хозяйственное использование.
- Проблемы экологии.
Задание 2. Дайте ответ.
- Самая длинная река в России - ….
- Самая полноводная река России - ….
- Самая крупная река европейской части России - ….
- Река, вытекающая из озера Байкал - ….
- Река, протекающая по границе с Китаем -….
Предварительный просмотр:
Практическая работа №8.
Тема: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и опасных природных явлений.
Цель: объяснить закономерности размещения на территории России болот, крупнейших рек, многолетней мерзлоты.
Ход работы.
Задание 1. Перечислить основные виды внутренних вод России.
Задание 2. Определить закономерности размещения внутренних вод России.
Внутренние воды | Где распространены | Причины образования | Опасные природные явления |
Крупнейшие реки | |||
Болота | |||
Многолетняя мерзлота |
Вывод: В ходе работы я выяснил(а) закономерности размещения на территории России болот, крупных рек, вечной мерзлоты и связанные с ними опасные явления.
Практическая работа №8.
Тема: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и опасных природных явлений.
Цель: объяснить закономерности размещения на территории России болот, крупнейших рек, многолетней мерзлоты.
Ход работы.
Задание 1. Перечислить основные виды внутренних вод России.
Задание 2. Определить закономерности размещения внутренних вод России.
Внутренние воды | Где распространены | Причины образования | Опасные природные явления |
Крупнейшие реки | |||
Болота | |||
Многолетняя мерзлота |
Вывод: В ходе работы я выяснил(а) закономерности размещения на территории России болот, крупных рек, вечной мерзлоты и связанные с ними опасные явления.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №6
Тема: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны .
Цель: оценить комфортность, дискомфортность климатических условий для проживания человека.
Ход работы.
Задание 1. Определить и описать тип климата для городов: Волгоград – Якутск, Москва – Оймякон по плану:
- Географическое положение (Города, регион),
- Климатический пояс.
- Господствующие воздушные массы: зимой, летом.
- Температура воздуха: зимой, летом.
- Годовое количество осадков.
- Тип климата.
- Неблагоприятные климатические явления.
- Тип климата.
- Природные условия для проживания человека.
Вывод: В ходе работы я выяснил, что в городе …….. условия для проживания более комфортные . Краснодарский край относится к …….. условиям для проживания человека.
Практическая работа №6
Тема: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны .
Цель: оценить комфортность, дискомфортность климатических условий для проживания человека.
Ход работы.
Задание 1. Определить и описать тип климата для городов: Волгоград – Якутск, Москва – Оймякон по плану:
- Географическое положение (Города, регион),
- Климатический пояс.
- Господствующие воздушные массы: зимой, летом.
- Температура воздуха: зимой, летом.
- Годовое количество осадков.
- Тип климата.
- Неблагоприятные климатические явления.
- Тип климата.
- Природные условия для проживания человека.
Вывод: В ходе работы я выяснил, что в городе …….. условия для проживания более комфортные . Краснодарский край относится к …….. условиям для проживания человека.
Практическая работа №6
Тема: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны .
Цель: оценить комфортность, дискомфортность климатических условий для проживания человека.
Ход работы.
Задание 1. Определить и описать тип климата для городов: Волгоград – Якутск, Москва – Оймякон по плану:
- Географическое положение (Города, регион),
- Климатический пояс.
- Господствующие воздушные массы: зимой, летом.
- Температура воздуха: зимой, летом.
- Годовое количество осадков.
- Тип климата.
- Неблагоприятные климатические явления.
- Тип климата.
- Природные условия для проживания человека.
Вывод: В ходе работы я выяснил, что в городе …….. условия для проживания более комфортные . Краснодарский край относится к …….. условиям для проживания человека.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №3
Тема: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и
месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Цель: научиться комплексно использовать тектоническую и физическую карты для выявления связей.
Ход работы.
Задание 1. Дать определения понятиям:
А) Тектоническая карта - …
Б) Платформа -…
В) Щит - …
Г) Рудные полезные ископаемые (магматические) - ...
Нерудные полезные ископаемые - ...
Горючие (осадочные) полезные ископаемые - …
Задание 2. Установить зависимость (Сравните содержание тектонической и физической карт атласа. Установите наличие взаимосвязи между размещением крупных тектонических структур в строении земной коры и расположением крупных форм рельефа). Заполните таблицу
Крупная тектоническая структура | Соответствующая ей форма рельефа | Наиболее распространенные полезные ископаемые (условными знаками) |
Восточно-Европейская платформа | Восточно-Европейская равнина | |
Западно Сибирская плита | ||
Области кайнозойской складчатости | ||
Области герцинской складчатости | ||
Балтийский щит |
Сделать вывод об установленной зависимости: В ходе практической работы я выяснил(а), что
платформам в рельефе соответствуют … полезные ископаемые -…
плитам в рельефе соответствуют … полезные ископаемые…
щитам в рельефе соответствуют … полезные ископаемые…
складчатости в рельефе соответствуют … полезные ископаемые…
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1.
Тема: Составление сравнительной характеристики угольных бассейнов.
Цель: научиться составлять сравнительную характеристику угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Ход работы.
Задание 1. По карте атласа определите место положения Кузбасса и Печерского бассейна. Дайте их сравнительную характеристику и данные занесите в таблицу.
План сравнения | Кузнецкий бассейн | Печерский бассейн. |
Географическое положение (ГП) | ||
Условия добычи (способ добычи, каким способом больше, климатические условия) | ||
Общегеологические запасы | ||
Затраты на добычу 1т условного топлива, калорийность угля. | ||
Количество и качество добываемого угля. | ||
Потребители | ||
Проблемы, перспективы. |
Вывод: (сравнить, что общего и что разного)
Практическая работа №1.
Тема: Составление сравнительной характеристики угольных бассейнов.
Цель: научиться составлять сравнительную характеристику угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Ход работы.
Задание 1. По карте атласа определите место положения Кузбасса и Печерского бассейна. Дайте их сравнительную характеристику и данные занесите в таблицу.
План сравнения | Кузнецкий бассейн | Печерский бассейн. |
Географическое положение (ГП) | ||
Условия добычи (способ добычи, каким способом больше, климатические условия) | ||
Общегеологические запасы | ||
Затраты на добычу 1т условного топлива, калорийность угля. | ||
Количество и качество добываемого угля. | ||
Потребители | ||
Проблемы, перспективы. |
Вывод: (сравнить, что общего и что разного)
Предварительный просмотр:
Практическая работа №2.
Тема: Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого
машиностроения по картам.
Цель: определить факторы и главные центры трудоемкого и металлоемкого
машиностроения.
Ход работы.
Задание 1.Привести примеры разных типов отраслей машиностроения (опираясь на приложение)
- «наукоемкие» - …
- «трудоемкие» - …
- «металлоемкие» - …
Задание 2. По карте «машиностроительный комплекс» определите долю машиностроения в отраслевой структуре промышленности России в %.
Задание 3.Используя карту атласа, учебник и приложение, заполните таблицу.
Типы отраслей | Отрасли машиностроения | Крупные центры | Принципы размещения предприятий (где и почему строят) |
Трудоемкие | 1.Электротехническое | ||
2. Транспортное машиностроение | |||
Металлоемкие | 1. Металлургическое (тяжелое) | ||
2. Энергетическое |
Сделайте вывод :
В ходе работы я выяснил(а), что трудоемкие отрасли машиностроения размещают в …
Металлоемкие отрасли машиностроения размещают в …
ПРИЛОЖЕНИЕ
При размещении машиностроения учитываются несколько факторов:
1. Наукоемкостъ
- Новейшие отрасли (электроника, авиакосмическая, атомная промышленность)
опираются на научную базу - НИИ, КБ, опытные заводы, так как являются наукоемки
ми.
География наукоемких производств совпадает с крупнейшими городами Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) и наукоградами - в Подмосковье: Зеле ноград, Жуковский, Обнинск, Королев.
2. Трудоемкость
- Машиностроение делится на трудоемкое и точное, выпускающее продукцию, для изготовления которой требуются затраты квалифицированного труда (приборостроение, электротехническое, машиностроение,
авиастроение и др.).
География трудоемких производств.
Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры. Центрами трудоемкого машиностроения являются Москва, Казань, Самара и другие крупные города в ев ропейской части России, имеющей высокую концентрацию населения.
3. Металлоемкость
Металлоемкое (тяжелое) машиностроение (металлургическое, энергетическое, горно-шахтноё) требует много металла. Поэтому предприятия размещают в районах металлургических баз - на Урале (Екатеринбург, Челябинск).
Предварительный просмотр:
Практическая работа №4.
Тема: Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав.
Цель: проанализировать историю населения Поволжья и показать влияние на этнический и религиозный состав.
Задание 1. Историю населения. (вопросы не переписывать, отвечать полными ответами)
- Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом?
- Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в 16 веке.
- Когда в Поволжье поселились немцы?
- Какие народы Поволжья подвергались насильственной миграции?
Задание 2. Характеристика населения.
- Численность населения Поволжья.
- Какую религию исповедуют народы Поволжья. (русские, татары, калмыки, немцы)
- Национальный состав Поволжья. Самый распространенный народ.
- Определить плотность региона (численность/площадь)
- Назовите города-миллионеры.
Сделать вывод о влиянии истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав.
Практическая работа №4.
Тема: Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав.
Цель: проанализировать историю населения Поволжья и показать влияние на этнический и религиозный состав.
Задание 1. Историю населения. (вопросы не переписывать, отвечать полными ответами)
- Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом?
- Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в 16 веке.
- Когда в Поволжье поселились немцы?
- Какие народы Поволжья подвергались насильственной миграции?
Задание 2. Характеристика населения.
- Численность населения Поволжья.
- Какую религию исповедуют народы Поволжья. (русские, татары, калмыки, немцы)
- Национальный состав Поволжья. Самый распространенный народ.
- Определить плотность региона (численность/площадь)
- Назовите города-миллионеры.
Сделать вывод о влиянии истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав.
Практическая работа №4.
Тема: Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав.
Цель: проанализировать историю населения Поволжья и показать влияние на этнический и религиозный состав.
Задание 1. Историю населения. (вопросы не переписывать, отвечать полными ответами)
- Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом?
- Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в 16 веке.
- Когда в Поволжье поселились немцы?
- Какие народы Поволжья подвергались насильственной миграции?
Задание 2. Характеристика населения.
- Численность населения Поволжья.
- Какую религию исповедуют народы Поволжья. (русские, татары, калмыки, немцы)
- Национальный состав Поволжья. Самый распространенный народ.
- Определить плотность региона (численность/площадь)
- Назовите города-миллионеры.
Сделать вывод о влиянии истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №5
Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
Цель: изучить и оценить природные условия Западной Сибири для жизни и быта населения.
Ход работы.
- Определить состав Западно-Сибирского района.
- Какова территория района. (и в % от основной территории России).
- Какими ресурсами богата территория.
- Оценить природные условия З. Сибири:
- Рельеф,
- климат ( средние температуры, увлажнение, особенности зимы, лета),
- природные зоны,
- почвы (плодородие почв)
- Степень благоприятности условий для жизни. (карта атласа)
- Распределение плотности населения. (карта атласа)
- Сделать вывод о возможности и разнообразии ведения хозяйства на территории района.
Практическая работа №5
Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
Цель: изучить и оценить природные условия Западной Сибири для жизни и быта населения.
Ход работы.
- Определить состав Западно-Сибирского района.
- Какова территория района. (и в % от основной территории России).
- Какими ресурсами богата территория.
- Оценить природные условия З. Сибири:
- Рельеф,
- климат ( средние температуры, увлажнение, особенности зимы, лета),
- природные зоны,
- почвы (плодородие почв)
- Степень благоприятности условий для жизни. (карта атласа)
- Распределение плотности населения. (карта атласа)
- Сделать вывод о возможности и разнообразии ведения хозяйства на территории района.
Практическая работа №5
Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
Цель: изучить и оценить природные условия Западной Сибири для жизни и быта населения.
Ход работы.
- Определить состав Западно-Сибирского района.
- Какова территория района. (и в % от основной территории России).
- Какими ресурсами богата территория.
- Оценить природные условия З. Сибири:
- Рельеф,
- климат ( средние температуры, увлажнение, особенности зимы, лета),
- природные зоны,
- почвы (плодородие почв)
- Степень благоприятности условий для жизни. (карта атласа)
- Распределение плотности населения. (карта атласа)
- Сделать вывод о возможности и разнообразии ведения хозяйства на территории района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструктивные карточки по выполнению практических работ на уроках химии
Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента. Химический эксперимент – источник знаний о веще...
Инструктивные карточки для проведения практических работ по географии
Инструктивные карточки для проведения практических работ по географии...
Инструктивная карта для проведения практической работы №1 "Получение, распознавание и собирание газов" 11 класс базовый уровень
Инструктивная карта для учащихся с описанием хода практической работы, шаблоном для составления отчета, заданиями....
Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы по теме «Свойства кислородосодержащих органических соединений»
При выполнении лабораторной работы обучающиеся должны иметь чёткие инструкции по ходу выполнения. В инструктивной карте показан алгоритм выполнения работы, а так же показаны форма отчёта и...
Инструктивная карточка для выполнения практической работы на контурной карте по теме " Географическое положение России" 8 класс
Инструктивная карточка позволяет конкретизировать задание, съэкономить время на уроке, способствует более правильному выполнению задания....
Инструктивная карточка для выполнения практической работы на контурной карте по теме " Внутренние воды России" 8 класс
Инструктивная карточка позволяет конкретизировать задание,съэкономить время на уроке,способствует более правильному выполнению работы...
Инструктивная карточка для выполнения практической работы " Субъекты федерации" 8 класс
Инструктивная карточка позволяет конкретизировать задание, экономить время на уроке, способствует более правильному выполнению работы...