Сценарий урока "Своеобразие органического мира Австралии"
план-конспект урока географии (7 класс) на тему
конспект интегрированного урока географии и биологии в 7 классе по теме "Своеобразие органического мира Австралии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_uroka.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель географии – Косолапова Лариса Михайловна
Учитель – биологии Лобанова Людмила Александровна
Тема урока: Своеобразие органического мира Австралии
Цель: Создать условия для объяснения причин своеобразия органического мира Австралии.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать формированию представления о своеобразии органического мира Австралии и создать условия для выявления причины этого своеобразия;
- выявить отличительные особенности природных зон материка.
Развивающие:
- развитие метапредметных компетентностей (видеть проблему, выдвигать гипотезы, выступать, делать выводы, систематизировать информацию и выделять главное, критического отношения к наблюдаемым фактам и явлениям, умение работать в группе, развитие навыков обработки и сопоставления полученных данных из различных источников, развитие рефлексии учебной деятельности).
Воспитывающие:
- умение вести уважительную дискуссию.
Тип урока: интегрированный - география и биология, с использованием Интернет ресурсов.
Форма учебной деятельности: групповая работа.
Оборудование: карты Австралии, мультимедийное оборудование, Интернет ресурсы, учебник «География материков и океанов» 7 класс Коринская В.А., учебник биологии «Животные» 7 класс Пономарева, атлас по географии для 7 класса.
Этапы урока:
I этап: Организационный момент.
II этап: Актуализация знаний.
III этап: Мотивационно – целевой.
IV этап: Процессуальный.
V этап: Подведение итогов. Рефлексия.
VI этап: Заключительный. Домашнее задание.
Ход урока.
В начале урока учащиеся рассаживаются по группам постоянного состава (по 5 человек).
Этапы урока. Деятельность учителя | Оснащение | Деятельность учащихся Возможные варианты ответов |
I этап. Оргмомент. Доброе утро (добрый день), ребята!Мы рады встрече с вами. Проверка к готовности к уроку. | Проверяют готовность к уроку. | |
II этап. Актуализация. На экране предлагается эпиграф к уроку. «…Этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших!..» Жюль Верн «Дети капитана Гранта» |
Слайд № 1 | |
- О каком материке идет речь? | - Здесь идет речь о материке Австралия | |
- Изучая материк, Австралия мы отметили уникальность этого материка. В чем уникальность этого континента? Ответы учащихся сопровождаются фотографиями на слайдах. | Слайд № 2 | Ребята перечисляют признаки уникальности самостоятельно. - Возможные ответы: географическое положение, самый маленький, история освоения, страна – континент, самый низкий по средней высоте, самый сухой. |
III этап. Мотвационно-целевой. На этом этапе предлагаются фотографии природных зон Австралии. - Что изображено на этих фотографиях? | Слайд № 3 | - Возможные ответы учащихся: «Природа материка, животный мир, растительность и т.д.» |
- Если учащиеся не дают правильного ответа, то задается вопрос, почему вы не можете определить, что здесь изображено? | - Этот материал нам не знаком. | |
Чтобы навести на правильный ответ можно обратить внимание учащихся на план изучения материков. - Какой следующий пункт плана изучения материков? | Слайд № 4 | - Природные зоны |
- Может ли данный пункт плана быть темой нашего урока, как она будет звучать? | - Да. Природные зоны Австралии. | |
- Для уточнения темы нашего урока давайте обратимся к учебнику, как в учебнике определена тема урока? | - Природные зоны. Своеобразие органического мира.
| |
- Как вы думаете, почему она называется именно так – своеобразие органического мира? | - Потому, что органический мир материка также уникален
| |
- Верно, наибольшее число видов Австралии растений – 75%, животных – более 95% обитает только здесь и не встречаются на других материках. Такие растения и животные называются эндемиками («местные»). Особенности строения этих животных изучаются на уроках биологии, а причину их эндемичности объясняет география. Поэтому наш урок необычный – интегрированный, который объединяет два предмета – географию и биологию. | Записывают тему урока. «Природные зоны. Своеобразие органического мира». | |
- Как вы думаете, как будет звучать цель нашего урока? | Слайд № 5 | Формулирование целей и задач урока. - Цель: Узнать, какие природные зоны сформировались в Австралии, и в чем своеобразие органического мира. |
- Цель урока одна, но для ее достижения нам необходимо решить как биологические, так и географические задачи. Что это за задачи? | - Задачи:
3.Описать характерные особенности природных зон Австралии. | |
IV этап. Процессуальный Исходя из целей и задач составим план урока. |
Слайд № 6 | -Составление плана урока учащимися. План:
3.Характерные особенности природных зон Австралии. |
-Какая задача стоит на первом этапе – Что мы должны узнать? | -Узнать особенности строения эндемичных животных Австралии. | |
К какому источнику информации мы обратимся? | - К учебнику | |
-К учебнику, по какому предмету? | - учебнику биологии | |
- Откройте учебник параграф 54 прочитайте его название. | - Происхождение и многообразие млекопитающих | |
- Почему именно к этому параграфу мы обратились? | - В этом параграфе раскрываются особенности строения и многообразия этих животных. | |
-Что еще может быть источником информации? | - Интернет, энциклопедии, справочники, дополнительная литература. | |
- В качестве дополнительного источника информации мы предлагаем вам поработать с предложенным текстом. | Дополнительный текст | - 2 группы работают с содержанием параграфа и 2 группы с дополнительным текстом. |
- Что получилось? Что вы узнали нового? Давайте, сравним результаты разных групп. | - Учащиеся вступают в дискуссию. | |
- Как можно представить эту информацию в обобщенном виде? | - Представить в виде таблицы, схемы, конспекта. | |
- На какой форме остановимся? | - Составление схемы. | |
- Почему в виде схемы удобнее? | Слайд № 7 | - Наглядно, кратко, эту информацию можно развернуть. Запись схемы в тетради. |
- Какой информацией можно дополнить эту схему, чтобы подчеркнуть уникальность этого материка | - Эти животные первозвери и сумчатые сохранились только в Австралии. Дополнение схемы. | |
- Какой вопрос у вас возникает? | - Почему эти животные (первозвери и сумчатые) сохранились только в Австралии? | |
- Какие предположения (гипотезы) вы можете предложить для объяснения этой проблемы? | - Обсуждают в группах и предлагают разные гипотезы. (Возможные варианты: причина своеобразия органического мира кроется в возникновении этого материка; особенности климата и рельефа). | |
- Сколько же мнений? | - Много | |
- Почему гипотез много? | - Потому что мы не знаем истинной причины. | |
- Какая наука поможет нам открыть завесу этой тайны, доказать истинность гипотез? | - География | |
- Какие источники информации нам помогут? | Текст сайта www.avifarm.ru/page.php?al=notogeja | - учебник географии, атлас, Интернет. Работают в группах с различными источниками информации: учебником, атласом и текстом сайта (www.avifarm.ru/page.php?al=notogeja) |
- Давайте, сопоставим информацию различных источников. | - Дискуссия групп | |
- Подведем итог, – к какому выводу мы пришли? | - Австралия раньше всех отделилась от других материков, долгое время находилась в изоляции, и органический мир развивался изолировано. | |
- Для чего мы проверяли гипотезы? | - Для решения возникшей проблемы, для открытия новых знаний. | |
- Молодцы! На главные вопросы урока мы успешно нашли решение, но нас ждет еще одна задача, – какая? Вернемся к плану урока. | - Описать характерные особенности природных зон Австралии. | |
- Чем мы всегда пользуемся при характеристике природных зон? | атлас | - Атласом. Работа с картой атласа (отработка предметных умений) |
- Какие природные зоны сформировались на этом материке? | - На этом материке сформировались саванны, тропические пустыни, переменно-влажные (в т.ч. муссонные) леса на восточном побережье и на юге жестколистные вечнозеленые леса и кустарники. | |
- Какая природная зона занимает наибольшую площадь? | - Наибольшую площадь занимают пустыни и полупустыни. | |
- Почему? | - Потому что климат Австралии засушливый, это самый сухой материк Земли. | |
- Для чего мы описываем природные зоны? | - Чтобы иметь полное представление о природе материка. | |
- Чтобы иметь представление о материке хорошо бы совершить путешествие в Австралию. А как это можно сделать? Возможно ли это сделать в рамках нашего урока? | - При помощи Интернет | |
- Это будет виртуальное путешествие. Каждая группа составит фото-экскурсионный маршрут в виде презентации одной природной зоны, включая эндемичных животных. | Инструкция | - Работа групп в сети Интернет с использованием инструкции. |
- После работы, каждая группа должна презентовать свою природную зону и провести взаимоконтроль. - По каким критериям мы будем оценивать творческую работу групп? Если затрудняются, помогает учитель. | Лист взаимоконтроля | - учащиеся предлагают критерии: доступность, последовательность, правильность, культура оформления. |
- Для работы в группах выделяется время 15-20 минут. Желаем успеха! | Лист взаимоконтроля | Представление результатов работы. Взаимооценка представлений презентаций. |
V этап. Подведение итогов. Рефлексия. - Вы оценили работу групп, а как вы оцените свою личную деятельность на уроке? Отметьте это на листе самоконтроля. - Давайте дадим общую оценку урока, в чем уникальность нашего урока? | Лист самоконтроля | - Самооценка деятельности учащихся. - Убедились, что география и биология дополняют друг друга и дают полное представление о природе материка. |
Если останется время можно провести тестовый контроль. Предлагается тест по данной теме. | тест | Выполняют тестовую работу, проверяют у друг друга, по шкале выставляют соответствующий балл. |
VI этап. Заключительный. Домашнее задание. Подготовить сообщение на тему – Чем еще может удивить Австралия? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Органический мир Австралии.
Урок - путешествие по материку Австралия. Идет сравнение природы материка Австралия с природой донского края. Используется презентация....
Своеобразие органического мира Австралии
Презентация к уроку по географии в 7 классе...
Сценарий учебного занятия по географии 7 класс. Тема: "Природные зоны и органический мир Австралии". Линия О.А.Климанова, А.И.Алексеев
Содержит: сведения об авторе, общую информацию об уроке, обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты (базовый уровень), учебно – информационное и техническое обеспечение учебного з...
Своеобразие органического мира Австралии
Урок знакомит учащихся с особенностями природы материка, растениями и животными Австралии. Занимательные слайды удерживают внимание и концентрацию детей. Заполнение бортового журнала привносит э...
Конспект урока "Своеобразие органического мира Австралии"
План- конспект урока...
открытый урок по географии 7 класс Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.
Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Сформировать представление об особенностях климата, внутренних...
«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»
Цель урока: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информацииЗадачи урока:Образовательная: Формировать представления об уникальности и своеобразии природы Австралии....