Своеобразие органического мира Австралии
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Урок знакомит учащихся с особенностями природы материка, растениями и животными Австралии. Занимательные слайды удерживают внимание и концентрацию детей. Заполнение бортового журнала привносит элемент новизны в уроки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Своеобразие органического мира Австралии».
Цель:
- продолжить знакомство учащихся с особенностями природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии;
- развивать речевую деятельность, навыки самостоятельной работы и самоконтроля;
- воспитывать любознательность, внимание, экологическую культуру.
Оборудование:
- физическая карта Австралии,
- атласы для 7 класса,
- компьютер,
На доске запись: «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного». (К.П. Паустовский)
Ход урока
I.Организационный момент.
Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Наша задача – закрепить знания.
У меня в коробочке
Цветные квадратики
Кто сегодня отвечает
Тот квадратики получает
В конце урока сосчитаем
Победителя узнаем.
Послушайте строки Ж. Верна из книги «Дети капитана Гранта»
1). “А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших!» Ж. Верн
Как вы думаете, о каком географическом объекте идёт речь? Разгадайте ребус.
I. ОРГМОМЕНТ. (1- 2 слайд) А не хотелось ли вам побывать на этом материке?
Учитель. Давайте сегодня отправимся в путешествие на самый маленький и сухой материк и расскажем о нем так, чтобы наши гости, присутствующие на уроке захотели сразу же после его завершении немедленно туда отправиться, с тем, что бы собственными глазами увидеть чудеса природы, познакомиться с интересными животными, его населяющими.
А чтобы больше узнать, лучше самим отправиться туда. Вы согласны? Тогда вперед!
“Как добраться до “пятого континента”, чтобы проследить путь до Австралии, надо повернуть глобус на пол-оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это расстояние 100-200 лет назад, потребовался бы целый год. В наше время до Сиднея на самолете можно долететь за 40 часов. Австралийцы очень любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с трапа самолета, как ему сразу же говорят: “Австралия – самая лучшая страна в мире”. Так на чем же мы отправимся на этот материк? НА КОРАБЛЕ
Итак, Вы находитесь не в классе, а Вы на борту корабля и отправляетесь, в качестве туристов, в путешествие на далекий и неизвестный Вам материк.
Во время плавания давайте дадим общую характеристику Австралии, познакомимся с физико-географическим положением материка, поговорим об удивительных животных, которые обитают только в Австралии.
Совершим «заочное» путешествие к загадочному материку. (у карты – 2 ученика)
Открыли тетради, записали число, но сегодня это не тетради, а бортовые журналы, и все, что вы увидите, и узнаете, будете записывать в бортовой журнал.
II. Конкурс « Разминка».
Придумать по одному предложению, где было бы указано на особенность Австралии.
- Австралия – это часть света.
- Самый маленький материк.
- Австралия находится в южном полушарии.
- Нет полноводных рек.
- Расположено одно государство – Австралийский Союз.
- Самый малонаселенный материк, где проживает 19 млн. человек.
- В Австралии много животных и растений, которых нигде нет в мире.
- Самый сухой материк.
- На севере Австралии жарче, чем на юге.
- Австралия находится в Южном полушарии.
- В Австралии нет действующих вулканов и землетрясений.
- Самый удаленный открыт позже других.
III. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. Мозговой шторм.
1 группа. Мы подплыли к материку. Расскажите о береговой линии этого материка
- Давайте рассмотрим очертания береговой линии материка. По картам ученики определяют омывающие материк океаны, моря, заливы, проливы. (карточки: 1 -
Коралловое море…)
Север - Индийский океан (Арафутское море, залив Карпентария)
Восток - Тихий океан ( Коралловое море, Тасманово море, море Фиджи)
Юг - Индийский океан ( Большой Австралийский залив)
Запад - Индийский океан
Учащиеся далее делают вывод, что береговая линия Австралии очень слабо изрезана. Учитель дополняет: здесь мало бухт, наиболее удобные из них расположены на юго-востоке материка, где и находятся крупные порты страны.
- Задание: не пользуясь картой Австралии, с начала ученики дают ответы, а потом проверяют их правильность с помощью карт атласа
- Австралию омывает с юга Тихий или Индийский океан?
- Большой Барьерный риф расположен вдоль западного или вдоль восточного побережья Австралии?
- Какой остров – Тасмания или Новая Гвинея- находится южнее Австралии?
- Австралию омывает с севера Индийский или Тихий океан?
- Большой Барьерный риф находится в Тихом или Индийском океане?
- Крайняя северная точка мыс Йорк или мыс Байрон?
- Крайняя восточная точка - мыс Байрон или мыс Стип-Пойнт?
- Австралию омывает с юга Тихий или Индийский океан?
- Большой Барьерный риф расположен вдоль западного или вдоль восточного побережья Австралии?
- Какой остров – Тасмания или Новая Гвинея- находится южнее Австралии?
- Австралию омывает с севера Индийский или Тихий океан?
- Большой Барьерный риф находится в Тихомили Индийском океане?
- Крайняя северная точка мыс Йорк или мыс Байрон?
- Крайняя восточная точка - мыс Байрон или мыс Стип-Пойнт?
Используя метод кластера покажите, что вы узнали о климате и внутренних водах материка.
3 группа Внутренние воды - климат (сухой) - рельеф (горы задерживают воздушные массы с Тихого океана) Бедные Исчезающие (крик) Мало рек и озёр. Пересыхают, мелеют | 2 группа Климатообразующие факторы - широтное положение (между тропиками) - рельеф (горы задерживают воздушные массы с Тихого океана) Австралия – самый засушливый материк Субэкваториальный Тропический пояс пояс (север материка (центр жаркий и Климат жаркий сухой, на востоке и влажный) жаркий и влажный) субтропический пояс (юг материка тёплый и влажный ; большая часть осадков выпадает зимой) |
Стр. 239 в книге Ж. Верна – о климате
Орг. момент: Слайд 1. (музыка) Сегодня мы с вами продолжим изучение компонентов природы этого удивительного материка, познакомимся с природными зонами, растениями и животными.
3. Изучение нового материала. Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. Откройте атласы на странице 17, карта природных зон (1 мин.). Посмотрите, какие природные зоны встречаются в Австралии (полупустыни и пустыни, саванны и редколесья, переменно-влажные леса, жестколистные вечнозелёные леса и юг о.Тасмания в зоне смешанных и широколиственных лесов. Учащиеся визуально определяют, что наибольшую площадь имеют природные зоны саванн и тропических пустынь.
Слайд. Знакомы ли вам эти природные зоны? На каком материке встречались? С каким регионом Африки можно сравнить Австралию? (южная Африка)
Упражнения для ног и рук.
Учитель называет объекты, если они расположены на материке Африка – нужно подняться с места и поднять руки вверх, если на материке Австралия то – сидите.
Река Нил, Оранжевая, Конго, Муррей, озеро Виктория, Эйр, Чад, Ньяса. Большой Барьерный риф, г Косцюшко, г Драконовы, мыс Йорк, мыс Игольный, Мыс Байрон, мыс Стип-Пойнт.
Хотя Австралия имеет те же природные зоны, что и Южная Африка, органический мир здесь совершенно иной. Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие растения и животные, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена и исчезли на других материках. Органический мир долгое время развивался изолированно. До 75% видов растений встречаются только в Австралии.
Слайд. Мы находимся на территории саванн и редколесий Австралии. Преобладают здесь красные ферраллитные и коричнево – красные почвы. Саванны – это степи, среди травы растут эвкалипты, акации, бутылочные и другие деревья.
Слайд . Пустыни занимают центральную и западную часть материка. Пустыня лишена растительности. Но здесь встречаются заросли мелкого кустарника из колючей акации и эвкалиптов – называемые СКРЭБом. (запишите). Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец. Есть здесь и песчаные пустыни, например Большая песчаная пустыня. В пустынях Австралии нет оазисов.
В скрэбе – густых невысоких зарослях – высота эвкалиптов не превышает 5-6 метров. Все эвкалипты сбрасывают кору. Пропитанные эфирными маслами листва и кора легко воспламеняются и тогда лес превращается в море огня. Однако сами деревья, как правило, не погибают, так как огонь поражает лишь кору. Эвкалипт растёт очень быстро и в 35 лет достигает высоты двухсотлетнего дуба. За 20 лет эвкалипты могут дать столько древесины, сколько другие породы деревьев дадут лишь за 100 лет. Листья этих растений содержат эфирные масла, обладающие целебными свойствами и используются для производства масел, красок , лекарств , а пропитанная прочная древесина не гниёт, в ней не заводятся насекомые. Из многих видов эвкалипта получают дубильные вещества.
Слайд . Где в Австралии встречаются леса? Почему? Зелень лесов нарушает акация, разные виды цветут круглый год. Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, баньян, мангровые деревья; в более засушливых районах – эвкалипты и акации. На о. Тасмания распространены леса умеренного пояса. (вл субтропики растут в 2 яруса: 1 ярус – эвкалипты, 2 ярус – древовидные папоротники)
Лес в Австралии относительно редкое явление: он занимает 2% площади страны. Леса образуют узкую полосу между горами и океаном на востоке (с-в – переменно-влажные, ю-в – жестколистные - вечнозеленые леса и только о. Тасмания полностью покрыт смешанным лесом) В лесах преобладают эвкалипты, которых не менее 600 видов.
В лесах Австралии преобладают эвкалипты, которых здесь около 600 видов. Густая крона высоких (до 100 м) деревьев располагается в верхней части ствола, а корни таких деревьев на 30 метров уходят в землю и, как мощные насосы, выкачивают из неё влагу. Эвкалипты хорошо приспособились к засушливому климату. Листья у них расположены ребром к солнечному свету, крона не затеняет почву, поэтому эвкалиптовые леса светлые.
Кроме эвкалиптов, для Австралии характерны акации, казуарины распространены, особенно вдоль рек. В тропических лесах растет: араукария, баньян, красный кедр.
Среди интересных деревьев тропических лесов – баньян. Его семена, которые разбрасывают птицы, застревают в ветвях и прорастают, пуская корни, цепляющиеся за дерево-хозяина. Сначала развивается деревянистый, картофелеобразный клубень, затем он опускает корень на землю, за ним следуют другие корни, сплетающиеся друг с другом, и дерево хозяин оказывается опутанным плотной сетью корней баньяна. Дерево вырастает до 25 м высотой.
Эндемиком Австралии является бутылочное дерево (субэкват лес). Нижняя часть его непомерно широкая – отсюда и его название. В рыхлой древесине ствола сохраняется запас влаги, которое дерево расходует в засушливое время года. Если постучать по его стволу, то звук будет глухой, булькающий. В засуху фермеры не раз спасали скот от голода и жажды, давая животным мелко нарубленную древесину бутылочного дерева.
Казуарины- необычные деревья. Вместо листьев у них тонкие длинные побеги, напоминающие иглы хвойных деревьев. По форме кроны дерево напоминает ель, и его называют «рождественское дерево». Из-за прочной древесины казуарины называют ещё «Железное дерево».
Слайды 14 -17.
Уникален и животный мир материка. Внимательно посмотрите видеофрагменты и постарайтесь ответить, в чем их особенность. Запишите названия животных, о которых пойдет речь. Видеофрагменты.
В чем же заключается уникальность животных? А почему эти животные встречаются только на этом материке?
Пауза. Посмотрим, как вы внимательно смотрели и слушали меня? Я читаю предложение и вы, если согласны со мной, хлопаете в ладоши 2 раза. Если не согласны – не хлопаете. Проверим?!
Коала питается только листьями эвкалиптов.
В Австралии встречаются кенгуру, бегемот, страус эму.
Природные зоны Австралии и Африки очень похожи.
Утконос и ехидна – яйцекладущие млекопитающие.
Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром.
Оцените, на все ли вопросы вы ответили?
Самый уникальный материк! Но с освоением материка особенно сильно пострадала природа. Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади, очищенные от леса, заняты полями и виноградниками. Быстро расселились и заняли место в пищевой цепи кролики и овцы, размножаются тополь, дуб и другие растения. Слайд 18. На стр. 149 учебника есть экологическая карта материка. Какие проблемы характерны? Можно ли их решить? Существуют природоохранные законы, создаются национальные парки, но, несмотря на эти мероприятия, многое еще предстоит сделать.
Слайд 19. Сравните долю охраняемых территорий Австралии с другими регионами и государствами. Слайд 20. Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах – ехидна, утконос и птица лирохвост.
4. Закрепление. Творческая работа. Напишите призыв, просьбу или воззвание на тему: «Сохраним природу материка», например, Она – Природа – всегда была и будет сильнее человека. А потому - не вреди!
Работа в парах, время – 3 мин.
Учащиеся зачитывают свои работы.
Что вы узнали на уроке? Как вы поработали на уроке? Оцените себя.
6.Домашнее задание: прочитать § 23.
Оценки за урок.
Известный писатель Эрнст Хемингуэй писал после посещения Африки: “С нашим появлением континенты быстро дряхлеют…” справедливы ли его слова для Австралии?
Австралия – самый сухой материк Земли. Подтвердите правильность этого положения.
Предварительный просмотр:
_______________
Бортовой журнал:
Что вы знаете | Что узнали |
- Австралию омывает с юга Тихий или Индийский океан?
- Большой Барьерный риф расположен вдоль западного или вдоль восточного побережья Австралии?
- Какой остров – Тасмания или Новая Гвинея- находится южнее Австралии?
- Австралию омывает с севера Индийский или Тихий океан?
- Большой Барьерный риф находится в Тихом или Индийском океане?
- Крайняя северная точка мыс Йорк или мыс Байрон?
- Крайняя восточная точка - мыс Байрон или мыс Стип-Пойнт?
Бортовой журнал:
Что вы знаете | Что узнали |
Саванны – среди травы растут: эвкалипты, акации, бутылочное дерево | |
Пустыня- растут низкие колючие эвкалипты и др кустарники – эти заросли называют скрэбом. | |
Почвы – красные ферралитные | |
Леса – 2% , в тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, баньян, араукария, казуарина | |
На о.Тасмания распространены леса умеренного пояса. | |
Эндемики - растения и животные сохранившие от прошлых геологических эпох. | |
Примитивные млекопитающие: утконос и ехидна | |
Сумчатые: кенгуру, коала (австралийский ленивиц), вомбат (в пустыни) | |
Единственное хищное животное Австралии – собака динго. |
Почему Австралия имеет такой необычный растительный и животный мир?
Ученые объясняют это следующим образом. В далеком прошлом, около 130 млн. лет назад, на материке Гондвана были одни и те же виды растений и животных. После разделения Гондваны, материк Австралия оказался наиболее удаленным от других материков, поэтому и сохранились эти растения и животные. А на других южных материках, в результате изменения климата, вмешательства человека в природу – эти растения и животные погибли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Органический мир Австралии.
Урок - путешествие по материку Австралия. Идет сравнение природы материка Австралия с природой донского края. Используется презентация....
Сценарий урока "Своеобразие органического мира Австралии"
конспект интегрированного урока географии и биологии в 7 классе по теме "Своеобразие органического мира Австралии"....
Своеобразие органического мира Австралии
Презентация к уроку по географии в 7 классе...
Конспект урока "Своеобразие органического мира Австралии"
План- конспект урока...
открытый урок по географии 7 класс Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.
Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Сформировать представление об особенностях климата, внутренних...
«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»
Цель урока: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информацииЗадачи урока:Образовательная: Формировать представления об уникальности и своеобразии природы Австралии....
План-конспект урока в 7 классе по теме: Природные зоны. Своеобразие органического мира
Цели:- Познакомить учащихся с природными зонами Австралии; выявить особенности и причины своеобразия органического мира материка.- Формировать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительны...