Конспекты уроков по географии 7 класс
план-конспект урока (география, 7 класс) по теме
В данном разделе представлены конспекты уроков по географии для 7 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок № 1
Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов.
Цели: -повторить изученное в курсе 6 класса;
-называть предмет изучения курса, его структуру, особенности построения учебника;
-раскрыть основное содержание курса;
-показать учащимся значение знаний о природе материков, океанов, наиболее крупных государств мира, материки, части света, океаны, острова;
-познакомить учащихся с особенностями построения учебника.
Оборудование: физическая карта мира,рисунки 2, 3, с. 6—7 в учебнике.
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Повторение изученного в 6 классе.
1)Проверим ваше умение определять:
- объекты, пользуясь условными знаками;
- расстояния;
- направления;
- абсолютную высоту отдельных точек, сравнивать склоны по крутизне.
2) Проверим ваше умение определять координаты, высоты и глубины:
- координаты: вершина Эверест, озеро Эйр, горы Аппалачи;
- глубины и высоты: Бенгальский залив, Южно-Атлантический хребет, море Фиджи, горы Тибет, Прикаспийская низменность, пустыня Сахара, Бразильское плоскогорье.
П. Объяснение нового материала.
География - наука, зародившаяся на заре развития человеческой мысли. Современная география - это целая система наук. В ней выделяются две группы - физико-географическая и экономико-географическая.
В курсе 7 класса мы будем продолжать изучение физической географии. Мы познакомимся с природой нашей планеты. Узнаем, как люди открывали и осваивали новые земли. Подробнее изучим свойства оболочек Земли. Мы научимся работать с различными географическими картами, таблицами, картинами.
2. Знакомство со структурой учебника:
- чтение вслух вступительной статьи учебника на с. 3;
- анализ содержания на с. 173;
- анализ Приложения на с. 167.
3. Объяснение нового материала.
Слово учителя. Первое, с чем мы познакомимся, это названия и расположение частей света, островов и материков (континентов).
Материки, или континенты, представляют собой крупнейшие массивы суши, со всех сторон окруженные водами Мирового океана. Их общая S= 149 млн км2, или 29% земной поверхности (рис. 2 учебника, с. 6).
Материков всего шесть, и по размерам их можно выстроить в следующем порядке: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
Показ учителем материков по физической карте мира.
Каждый материк уникален. Они отличаются друг от друга своеобразием природы, географическим положением, размерами, конфигурацией, строением поверхности и историей развития.
III. Закрепление изученного.
I Работа с контурной картой.
Задание 1. Используя рисунок на с. 7, занесите в контурную карту названии, площадь материков.
Задание 2. По ходу рассказа учителя укажите части света.
Понятие «материк» следует отличать от понятия «части света».
Часть света отражает исторический подход к подразделению суши на отдельные части. Частей света также шесть: Европа и Азия, входящие в состав одного материка - Евразия. Природной грани цей между Европой и Азией являются Уральские горы.
Америка, включающая в себя два материка - Северную и Южную Америку.
Африка, Австралия и Антарктида.
2. Работа с текстом учебника и физической картой.
Задание. Используя текст учебника на с. 6 и физическую карту мира, заполните таблицу.
№ п/п | Типы островов | Примеры |
IV. Домашнее задание: выучить § 1; уметь показывать материки, части света, острова на физической карте мира.
Предварительный просмотр:
Урок № 2
Как люди открывали и изучали Землю
Цели урока:
• выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;
• раскрыть значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей, контурная карта полушарий.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Организационный этап
2.Проверка домашнего задания
1. Что означает слово «география»?
2. Что изучает география?
3. Какие задачи стоят перед наукой?
4. С помощью каких методов ведут исследования ученые-географы?
5. Вы изучили § 1 учебника. Что у вас вызвало интерес при изучении? Что вызвало затруднение?
3.Изучение нового материала
Учащимся предлагается открыть § 2 учебника и выяснить, какие вопросы будут обсуждаться на уроке.
Продолжая разговор о развитии географии, учитель подчеркивает, что это одна из первых наук, которая сопровождала и помогала человечеству в освоении земель, в выживании на той или иной территории. Раскрывая вопрос о том, что знали о нашем мире древние люди, следует обратить внимание на имена ученых Эратосфена, Аристотеля, Птолемея, Марко Поло, Афанасия Никитина, оценить их вклад в освоение мира.
Далее учитель выясняет, что знают школьники (из книг, фильмов) о том, как представляли мир древние люди. Например, жители Индии считали, что Земля в виде половины шара покоится на слонах, а те стоят на огромной черепахе.
Раскрывая вопрос о значении эпохи Великих географических открытий, необходимо прочитать вывод, который дан в учебнике. Для углубления этого вопроса учащиеся выполняют задание в тетради, заполняя с помощью учителя таблицу.
Значение Великих географических открытий
Научное | Практическое | Социально-политическое | Общечеловеческое (гуманистическое) |
Утверждение идеи шарообразности Земли, единства Мирового океана; развитие картографии, географии и других наук. Описание различных территорий суши, Мирового океана, жизни людей | Совершенствовались древние карты; созданы первый глобус, навигационные приборы (компас, гномон, астролябия); открывались новые месторождения | Мир поделили на Старый и Новый Свет | Мир населен разнообразными народами, у каждого своя культура, обычаи, традиции, которые следует уважать, чтобы достичь взаимопонимания и осуществлять обмен товарами |
Для формирования у учащихся умений работать с новым учебником учитель в течение урока осуществляет комментированное чтение отдельных частей параграфа и составляет с учащимися план фрагмента «Как были открыты и исследованы материки?», подчеркнув при этом значение вклада в освоение Земли русских землепроходцев и мореплавателей.
Оценить вклад великих мореплавателей и путешественников в открытие Земли поможет карта «Открытия и исследования материков и океанов» (рис. 6 учебника). Анализ и обсуждение одного из маршрутов проводятся на уроке.
Задание: Какой вклад внесли русские мореплаватели и путешественники в изучение Земли. Для этого разделимся на три команды
Задания для 1 команды:
1.Найдите в экспозиции и назовите мореплавателей, совершивших кругосветные плавания (или принимавших в них участие).
2. Покажите пути этих походов на карте, расположенной в экспозиции.
3.Каковы результаты этих экспедиций? В каких веках они были?
Задания для 2 команды:
1.Назовите исследователей Тихого океана.
2.Объясните, как вы это определили?
3. Покажите пути этих исследователей на карте.
4. Какие итоги имели эти исследования? В каких веках они были?
Задания для 3 команды:
- Назовите исследователей Арктики и Северного Ледовитого океана.
- Где помещена эта информация?
- Каковы результаты этих экспедиций?
- В каком веке они состоялись?
Следует подчеркнуть, что путешествовать в древние времена всегда было трудно и опасно. Первыми транспортными средствами были лодки, выдолбленные из дерева, которые постепенно совершенствовались.
На основе проделанной работы можно предложить учащимся заполнить таблицу, закончив ее дома.
Великий мореплаватель и землепроходец | Вклад в освоение новых земель |
4.Домашнее задание
1. Изучить § 2.
2. Ответить на вопросы 2—7.
Предварительный просмотр:
Урок № 3
Карты материков и океанов.
Цели: -определять роль карт в науке и жизни людей;
-называть основные группы карт и их свойства;
-объединить особенности карт материков и океанов, основных элементов их содержания;
- показать значение картографического метода исследования;
-формирование умения сравнивать, обобщать изучаемые карты по определенным признакам;
-описывать способы изображения, применяемые на картах.
Оборудование: рисунок 7, с. 18 учебника; карты атласа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II Проверка домашнего задания.
Географический диктант по теме: «Как люди открывали и изучали свою Землю» 1.Создатель первого глобуса.(греческий ученый Кратес Малосский)
2.Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
3.Имя ученого, составившего карту, где Индийский океан показан как озеро? (Птолемей) 4.Кто возглавлял экспедицию, отправившуюся из Испании в 1492 г. на запад в поисках новых земель? (Х. Колумб)
5.Древнегреческий ученый, который дал название науке географии.(Эратосфен) 6.Создатель первой карты мира.(Эратосфен)
7.Ученый, открывший широтную зональность. (Геродот)
8.Какой мореплаватель первый достиг берегов Индии, обогнув Африку? (Васко да Гама) 9.Путешествие какого мореплавателя доказало, что Земля- шар? (Ф. Магеллан) 10.Мореплаватель, открывший восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею? (Дж. Кук)
ПI. Изучение нового материала.
Отгадайте загадку. «Страны без людей, Города без домов, Лес без деревьев, Море без воды. Что это такое?» (географическая карта) Беседа с учащимися, что они знают о карте, о
1. Карта (от греч. - лист) - уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, в той или иной картографической проекции и масштабе, то есть построенное по математическому закону. Значение карт исключительно велико.
Понятие
Что такое? (родовое слово)
Существенные признаки
На плоскости
Уменьшенное
В масштабе
С помощью условных знаков
Изображение Земли
Карта
Карта
Карта - модель действительности. Она обладает большой информативностью, обзорностью, наглядностью. Многие географические исследования начинаются с карты и заканчиваются картой. Недаром говорят: «Без карты нет географии».
2. Работа с учебником. Используя первый абзац § 3, составить план ответа на вопрос: «Роль карты в жизни человека».
- Анализ рисунка 7 на с. 18.
3. Работа с атласом.
1) Составление плана работы с любой картой.
План характеристики карты
План записывается в тетради и на доске.
- Прочитай название карты.
- Какова карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?
- При анализе условных знаков выясни, какую информацию можно получить при работе с этой картой.
2) Характеристика карт атласа.
- Физическая карта мира.
- Природные зоны Австралии и Новой Зеландии.
III. В копилку знаний о Земле. Задание. Укажите карандашом в карте атласа «Физическая карта мира» все природные объекты из схемы.
- Самый большой материк Земли - Евразия.
- Самый маленький материк - Австралия.
- Самая северная точка суши расположена на материке Евразия. Это мыс Челюскин (77°43' с. ш.).
- Самая южная точка - Южный полюс в Антарктиде.
- Самая большая средняя высота материка над уровнем моря - в Антарктиде с шельфовыми ледниками - 2040 м.
- Средняя высота суши над уровнем Мирового океана - 875 м.
- Средняя глубина Мирового океана - 3800 м.
- Наибольшая глубина Мирового океана - Марианский желоб - 11022 м.
- Самая высока точка Земли - г. Джомолунгма (Эверест) 8848 м.
- Самая низкая точка - побережье Мертвого моря, лежащего на 405 м ниже уровня моря.
- Самый холодный материк - Антарктида.
- Самый жаркий материк - Африка.
Деление карт на группы
1. -по охвату территории
Карты мировых карты материков, карты государств.
полушарии океанов их частей
2. по масштабу
Общегеографические тематические
- по содержанию
мелкомасштабные среднемасштабные крупномасштабные
Анализ различных карт атласа.
Практическая работа №1
Тема: Чтение и анализ карт атласа
Описать карту по плану в атласе:
№ | План | Карта | карта |
1 | Название |
|
|
2 | Охват территории изображения |
|
|
3 | Масштаб |
|
|
4 | Какая по содержанию |
|
|
5 | О чем можно узнать из карты (не менее 5 объектов) |
|
|
IV Домашнее задание: § 3, с. 20, задание 4 к § 3; уметь показывать
природные объекты.
Предварительный просмотр:
Урок № 4
Происхождение материков и океанов.
Цели: -называть отличия материковой коры от океанической;
-показывать крупные литосферные плиты, складчатые области;
-объяснять существенные признаки понятия «плита»;
-прогнозировать изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит;
-обучить приемам работы с картами строения земной коры.
Оборудование: физическая карта мира, плиты литосферы, рисунки учебника № 8, 10, рисунок в атласе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Устный опрос по вопросам:
- Что такое карта? Роль карты в жизни человека.
- Виды карт.
2. Работа на доске.
К какой группе по содержанию принадлежат карты: климатическая карта мира, политическая карта мира, карта народов и плотности населения мира, почвенная карта мира; карта, на которой показаны горы, равнины, реки, озера, моря, а также размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Задаются дополнительные вопросы после ответов учащихся по темам: «Исследование Земли».
III. Объяснение нового материала.
Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю - его дом. Абсолютный возраст Земли, по современным представлениям, принимается равным 4,6 млрд лет.
Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Первые гипотезы, то есть научные предположения, о возникновении Земли стали появляться только в XVIII в., когда наука накопила достаточное количество сведений о нашей планете и о Солнечной системе. Познакомимся с некоторыми из этих гипотез.
- Краткие сообщения о гипотезах возникновения Земли.
Французский ученый Жорж Бюффон (1707-1788) предположил, что земной шар возник в результате катастрофы. В очень отдаленное время какое-то небесное тело (Бюффон считал, что это была комета) столкнулось с Солнцем. При столкновении возникло множество «брызг». Наиболее крупные из них, постепенно остывая, дали начало планетам.
По-другому объяснял возможность образования небесных тел немецкий ученый Иммануил Кант (1724-1804). Он предположил, что Солнечная система произошла из гигантского холодного пылевого облака. Частицы этого облака находились в постоянном беспокойстве, взаимно притягивали друг друга, сталкивались, слипались, образуя сгущения, которые стали расти и со временем дали начало Солнцу и планетам.
Пьер Лаплас (1749-1827), французский астроном и математик, предложил свою гипотезу, объясняющую образование и развитие Солнечной системы. По его мнению, Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. Постепенно остывая, оно сжималось, образуя многочисленные кольца, которые, уплотняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце.
Рассказ учителя.
Из современных взглядов на происхождение Земли наиболее распространенным считается гипотеза нашего соотечественника, известного ученого Отто Юльевича Шмидта (1891-1956). Он полагал, что миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они обращались вокруг Солнца. Находясь в постоянном движении, сталкиваясь, взаимно притягивая друг друга, они как бы слипались, образуя сгустки. Постепенно газово-пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков и образовались планеты нашей Солнечной системы.
2)Строение земной коры.
Вспомни: Земная кора – это твердая верхняя оболочка Земли.
Литосфера – это земная кора и верхняя часть мантии до астеносферы.
Поверхность Мохоровичича – это граница, отделяющая земную кору от мантии.
Астеносфера – это пластичный верхний слой мантии, подстилающий литосферу.
Работа с рисунком 8 (учебник, с. 23).
Задание. Проанализируйте рисунок 8 и заполните таблицу:
материковая
Земная кора
океаническая
1-й слой - осадочный
мощность - 1 м
2-й слой - базальтовый
3-й слой -магматические породы общая мощность - 5-7 км
1 -й слой - осадочный
мощность - 20-25 км
2-й слой - гранитный
3-й слой - базальтовый /
в горных районах - 60-75 км
на равнинах - 30-40 км
общая мощность - 50-100 км
Вопросы:
- Назовите среднюю мощность материковой и океанической земной коры.
- Какой слой, в отличие от материковой, отсутствует в океанической коре.
3)Литосфера.
Работа с картой атласа «Плиты литосферы».
Земная кора вместе с частью верхней мантии не является однородным панцирем планеты. Она разбита глубокими трещинами, которые уходят на большую глубину, достигают мантии. Эти гигантские трещины делят литосферу на плиты.
- Найди самые большие плиты. Определи по физической карте полушарий, какой материк расположен на каждой плите. Заполни таблицу.
№ | Название плиты | Географический объект |
1 | Тихоокеанская | Тихий океан |
2 | Индо-Австралийская | материк Австралия |
3 | Африканская | Африка |
4 | Евразийская | Евразия |
5 | Северо-Американская | Северная Америка |
6 | Южно-Американская | Южная Америка |
7 | Антарктическая | Антарктида |
- Какие два вида границ разделяют плиты?
- Сопоставьте с физической картой и скажите, по каким районам проходят границы и чему они соответствуют.
- Назовите направления плит и их скорость перемещения.
- Где скорость движения больше: на границах раздвижения или столкновения?
- Что располагается в районах столкновения?
- Работа с рисунком 10 на с. 25.
Задание. Выясните, как образуются глубоководные желоба, островные дуги, горные хребты. Приведите примеры.
4)Происхождение литосферы.
– Мы можем с большой уверенностью сказать, что уже, по крайней мере, миллиард лет Земля покрыта твердой оболочкой, в которой выделяются континентальные выступы и впадины океанов. Если бы мы побывали на Земле приблизительно 250 млн лет назад, то обнаружили бы только 1 материк. Но какой!
– Площадь суперконтинента Пангея (в переводе с греческого – «вся земля») составляла приблизительно столько же, сколько нынешняя суша. Суперконтинент и омывался лишь одним супер-океаном Панталассой.
– Но Пангея оказалась довольно непрочной и недолговечной. Приблизительно 200 млн лет назад на Земле существовало уже 2 материка: Лавразия и Гондвана, а между ними плескалось море Тэтис. На современной карте его уже нет.
– Но распад материков продолжался до тех пор, пока материки не заняли современное расположение на карте.
– Впервые о возможном движении (дрейфе) материков высказал предположение немецкий ученый Альфред Вегенер в 1912 году в книге «Возникновение материков и океанов», глядя на очертания материков, как на части одной открытки, которые могут дополнять друг друга. В доказательство своей теории Вегенер привел следующие аргументы:
а) в Африке и в Южной Америке были обнаружены одинаковые слои горных пород;
б) в Африке и в Южной Америке были обнаружены одинаковые окаменелые остатки животных.
– Но КАК материки двигаются, Вегенер объяснить не смог.
– Лишь когда появились новые приборы, в конце 40-х годов, ученые смогли это сделать. Новая теория получила название «Теория движения литосферных плит».
Теория движения плит помогает геологам находить полезные ископаемые, в основном, рудные месторожде ния. Примерно 30 лет назад морские геологи подняли из разломов со дна Красного моря образцы горных пород, в которых нашли только что отложившиеся руды марганца, железа и других металлов.
Работа с рисунком в атласе «Литосфера»
Задание:Расскажите, как образовались современные материки. Заполните схему.
Пангея
200 млн.лет назад
Гондвана Лавразия
? ?
135 млн. лет назад 135 млн. лет назад
IV Закрепление урока:
Задание: В предложенный текст вставьте пропущенные понятия, цифры:
1 Возраст Земли около _________.
2. Наиболее распространенной гипотезой считается ________.
3. Земная кора бывает __________________.
- Средняя мощность материковой коры , а океанической ______..
- В океанической коре отсутствует _________ слой.
- Литосфера делится на __________ плит.
- Когда сближаются плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая - материковую, возникают .
- Причинами движения литосферных плит являются ______________.
- В результате разлома Лавразии возникли _________________.
10. В результате разлома Гондваны возникли______________.
V. Домашнее задание: § 4 (с. 22-27); в контурной карте указать границы и названия плит литосферы.
Предварительный просмотр:
Урок № 5
Рельеф Земли.
Практическая работа № 2
Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.
Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.
Задачи урока:
1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.
2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.
3. Продолжить формирование навыков работы с картой.
Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры.
План урока
I Повторение темы “Литосфера. Строение земной коры”.
II Изучение нового материала.
1. Понятие рельефа.
2. Образование равнин и гор.
3. Внутренние и внешние силы Земли.
III Закрепление изученного материала.
IV Задание на дом.
V Список литературы
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Повторение изученного материала
Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.
- Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?
- Что такое сейсмический пояс?
- Покажите на карте места расхождения литосферных плит.
- Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?
- Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.
3. Изучение нового материала
1). Понятие рельефа
Вопросы к учащимся:
- Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.
- Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске.
Ученики заполняют схему в тетради.
2). Образование равнин и гор
А)Образование равнин.
Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.
Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.
Б)Образование гор.
Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.
Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. )
Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).
Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.
4. Внутренние и внешние силы Земли
Вопросы к учащимся:
- Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)
- Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).
- Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).
- Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют.
С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.
Факторы, влияющие на образование форм рельефа
Рельеф
Внутренние силы
- процессы движения литосферы
- внедрение мантии в земную
кору - излияние мантии на поверх
ность
Внешние силы
- действуют на поверхности Земли
-выветривание
- работа текучих вод
- подземных вод
- ледников
- морского прибоя
- деятельность человека
Табл. Взаимодействие внутренних и внешних процессов.
Процессы, под влиянием которых образуется формы рельефа | Причины возникновения процессов | Проявление деятельности этих процессов | Результат действий процессов на формы рельефа |
Перепады температур. | С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. | . Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. | Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок. |
Активное воздействие растительных и животных организмов | Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания | Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое. | . В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных. |
Реки и Мировой океан | река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию.Льды при своем движении бороздят прилегающие территории. | Пляж | |
Ветер. | заполняет углубления и трещины,вразрушает горную породу | дюны и барханы, башни, столбы и причудливые замки. | |
Хозяйственная деятельность человека | Человек добывает полезные ископаемые | в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов). | Овраги,карьеры |
5. Закрепление пройденного материала
Практическая работа №2
Тема: Сопоставление карт геология - рельеф
1.Определите какие формы рельефа соответствуют зонам платформ, щитов, складчатых областей, разломам, заполнив таблицу:
Геологическая структура | Форма рельефа | Пример |
Платформа |
|
|
Щит |
|
|
Складчатая область |
|
|
2.Дать описание гор и равнин по картам атласа.
6. Домашнее задание. П.5
Предварительный просмотр:
Урок № 5
Рельеф Земли.
Практическая работа № 2
Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.
Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.
Задачи урока:
1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.
2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.
3. Продолжить формирование навыков работы с картой.
Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры.
План урока
I Повторение темы “Литосфера. Строение земной коры”.
II Изучение нового материала.
1. Понятие рельефа.
2. Образование равнин и гор.
3. Внутренние и внешние силы Земли.
III Закрепление изученного материала.
IV Задание на дом.
V Список литературы
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Повторение изученного материала
Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.
- Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?
- Что такое сейсмический пояс?
- Покажите на карте места расхождения литосферных плит.
- Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?
- Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.
3. Изучение нового материала
1). Понятие рельефа
Вопросы к учащимся:
- Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.
- Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске.
Ученики заполняют схему в тетради.
2). Образование равнин и гор
А)Образование равнин.
Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.
Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.
Б)Образование гор.
Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.
Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. )
Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).
Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.
4. Внутренние и внешние силы Земли
Вопросы к учащимся:
- Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)
- Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).
- Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).
- Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют.
С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.
Факторы, влияющие на образование форм рельефа
Рельеф
Внутренние силы
- процессы движения литосферы
- внедрение мантии в земную
кору - излияние мантии на поверх
ность
Внешние силы
- действуют на поверхности Земли
-выветривание
- работа текучих вод
- подземных вод
- ледников
- морского прибоя
- деятельность человека
Табл. Взаимодействие внутренних и внешних процессов.
Процессы, под влиянием которых образуется формы рельефа | Причины возникновения процессов | Проявление деятельности этих процессов | Результат действий процессов на формы рельефа |
Перепады температур. | С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. | . Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. | Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок. |
Активное воздействие растительных и животных организмов | Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания | Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое. | . В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных. |
Реки и Мировой океан | река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию.Льды при своем движении бороздят прилегающие территории. | Пляж | |
Ветер. | заполняет углубления и трещины,вразрушает горную породу | дюны и барханы, башни, столбы и причудливые замки. | |
Хозяйственная деятельность человека | Человек добывает полезные ископаемые | в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов). | Овраги,карьеры |
5. Закрепление пройденного материала
Практическая работа №2
Тема: Сопоставление карт геология - рельеф
1.Определите какие формы рельефа соответствуют зонам платформ, щитов, складчатых областей, разломам, заполнив таблицу:
Геологическая структура | Форма рельефа | Пример |
Платформа |
|
|
Щит |
|
|
Складчатая область |
|
|
2.Дать описание гор и равнин по картам атласа.
6. Домашнее задание. П.5
Предварительный просмотр:
Урок №6
Роль атмосферы в жизни Земли.
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле.
Практическая работа № 3
Анализ статистических данных годового хода температур и осадков.
Цели и задачи урока:
- Вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия;
2. Продолжить формирование представлений и знаний об атмосфере Земли;
3. Познакомить учащихся с ролью и значением атмосферы в жизни Земли;
4. Сформировать навыки работы с климатическими картами; - Показать зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты;
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2. Проверка Д/З
Работа с картой Определите соответствие между тектонической структурой и формой рельефа. 1. Восточно-Европейская равнина. 2.Среднесибирское плоскогорье 3. Амазонская низменность. 4. Великие равнины 5. Анды. 6. Гималаи. 7. Альпы. 8. Курильский желоб. 9. Перуанский желоб. 10. Эфиопское нагорье
а) Тихоокеанский сейсмический пояс; б) Африкано-Аравийская платформа; в) Русская платформа; г) Альпийско-Гималайский сейсмический пояс; д) Сибирская платформа; е) Северо-Американская платформа; ж) Южно-Американская платформа.
3.Вводная беседа
- Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Распределение тепла на Земле», знания этой темы вам пригодятся в будущем.
4.Изучение нового материала.
Что такое атмосфера?
1)Атмосфера – это воздушная оболочка Земли./
- Атмосфера состоит из воздуха.
Воздух – это смесь различных газов.
Строение атмосферы (схема "Строение атмосферы")
Значение атмосферы:
1. Озоновый экран атмосферы защищает все живое на планете от губительных для жизни ультрафиолетовых лучей, задерживает потоки электрически заряженных частиц, летящих от Солнца.
2. Атмосфера предохраняет Землю от чрезмерного нагревания и охлаждения. На Луне, где нет атмосферы, суточные колебания температуры составляют 300°С.
3. Большая часть метеоритов сгорает в атмосфере Земли, не достигнув ее поверхности. Те крупные метеориты, которые все же попадают на Землю, становятся значительно меньше. Атмосфера, гася их скорость, смягчает удар.
4. Без атмосферы стал бы невозможным круговорот воды в природе. Благодаря воздушной оболочке влагу получают внутренние части материка.
5. Воздух – необходимое условие жизни на нашей планете.
6. Наша планета прекрасна. Но без атмосферы на ней не было бы ни прекрасных восходов, закатов, не смогли бы любоваться радугой, инеем, изморозью, полярным сиянием.
7. Нижний слой атмосферы – тропосферу называют «фабрикой погоды». Именно здесь происходит формирование основных элементов погоды: изменение температуры воздуха, образование облаков, выпадение осадков и др.
2)- Климат – это тип погоды, характерный для данной местности.
Для изучения климата существуют климатические карты.
/ Атлас. Климатическая карта мира. /
Познакомимся с правилами работы.
Чтобы наглядно показать, каковы температуры в разных частях земной поверхности, используют изотермы.
Изотерма – это условная линия на карте, соединяющая точки с одинаковыми температурами.
Для того, чтобы начертить на карте изотерму, наносят цифровые обозначения температур и все точки с одинаковыми температурами, затем соединяют плавными кривыми линиями – изотермами(«изос» -равный, «термо» - тепло).
(Температура воздуха в градусах Цельсия)
1. Изотермы июля:
___+16°____самого теплого месяца в году в северном полушарии
___-16°____самого холодного месяца в году в южном полушарии
2. Изотермы января:
___-16°____самого холодного месяца в году в северном полушарии
___+16°____самого теплого месяца в году в южном полушарии
3.Абсолютный максимум температуры – это самая высокая температура, которая когда-либо наблюдалась в данном месте.
Например, +58°
4. Абсолютный минимум температуры – это самая низкая температура, которая когда-либо наблюдалась в данном месте. Например, -70°
План характеристики климата:
• Средняя температура самого холодного месяца;
• Средняя температура самого жаркого месяца;
• Абсолютный минимум температур;
• Абсолютный максимум температур;
Атлас. Африка. Климатическая карта (пример).
Город Джанет.
1. t января- +16°С;
2. t июля- +32°С;
3. А.мин. t - -2°С;
4. А. мак.t - +44°С;
Задание. Дайте характеристику климата по климатической карте.
Атлас. Антарктида. Климатическая карта.
1. Станция Санаэ;
Атлас. Южная Америка. Климатическая карта.
1. Город Рио-де-Жанейро;
3)Климат любой местности зависит прежде всего от количества солнечного тепла, поступающего на земную поверхность. Это количество определяется полуденной высотой Солнца над горизонтом – географической широтой.
По шарообразной поверхности Земли тепло и свет распределяются неравномерно. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°.
Представим себе, что Земля движется вокруг Солнца так, что ее ось все время перпендикулярна плоскости орбиты.
Солнечный луч и поверхность Земли образуют угол, который называется углом падения солнечного луча (схема "Распределение солнечного тепла по поверхности Земли")
Задание:
Пофантазируем, что перед вами пейзаж Антарктиды. Существует ли связь между климатическими особенностями Антарктиды и величиной угла падения солнечного угла?
Вывод:Чем меньше угол падения солнечного луча, тем меньше тепла получает земная поверхность.
Задание:
Пофантазируем, что перед вами пейзаж экваториального побережья Африки. Существует ли связь между климатическими особенностями Экваториальной Африки и величиной угла падения солнечного угла?
Вывод:Чем больше угол падения солнечного луча, тем больше тепла получает земная поверхность.
схема 5 зависимость температуры воздуха от географической широты.
Далее в тетрадях рисуем горизонтальную линию, отмечаем и подписываем точки: экватор, тропики, умеренные широты - 60° с. ш. и ю.ш., полюса северный и южный.
Работа со схемой в учебнике и работа по алгоритму:
- Как на этой территории нагревается поверхность Земли?
- Как нагревается воздух, почва?
- Воздух теплый или холодный?
- Легкий или тяжелый?
- Поднимается или опускается?
- Если воздух опускается (поднимается) атмосферное давление низкое или высокое?
- При восходящих (нисходящих) потоках воздуха образуются осадки или нет?
Беседу начинаем с изучения климата экватора, затем к полюсу северного полушария. Южное полушарие объясняют сильные ученики.
К концу объяснения получается схема слайд 6
5. Практическая работа № 3
Анализ статистических данных годового хода температур и осадков.
Целевая установка: найдите на физической карте России города, данные в задании. Определите их координаты. Проанализируйте статистические данные годового хода температур и осадков. Постройте графики. Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод о закономерностях распределения температур и осадков на территории России.
1.Определите координаты городов:
Калининград_________________________________
Москва______________________________________
Омск________________________________________
Томск_______________________________________
Иркутск_____________________________________
Якутск______________________________________
Магадан_____________________________________
Благовещенск________________________________
2.Постройте графики хода температур и осадков
3.Вывод:_________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Подведение итогов практической работы.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1.Повторение изученного материала 1. В чем основная причина различия температур на земной поверхности?
2. На карте и глобусе покажите пояса низкого и высокого давления.
3. Как формируется область низкого атмосферного давления?
4. Как формируется область высокого атмосферного давления?
5. Почему на экваторе выпадает много осадков, а в тропических широтах мало?
6. Какая существует зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков?
7.. Д/З § 6,7
Дополнительная информация к уроку:
ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
САМЫЕ СИЛЬНЫЕ МОРОЗЫ
Самая низкая температура воздуха на Земле была зарегистрирована на советской антарктической станции «Восток» 21 июля 1983 года, когда платиновый термометр на метеоплощадке показал минус 89,2 градуса по шкале Цельсия. Это самая низкая температура за всю историю метеорологических наблюдений.
Самая низкая температура, зарегистрированная на территории нашей страны, — минус 78 градусов Цельсия. Невероятный мороз имел место в верховьях реки Индигирки.
Самая низкая температура воздуха в обитаемых районах планеты была зарегистрирована в 1964 году в Якутии в селении Оймякон (население — 600 человек) — минус 71,1 градуса. Координаты Оймякона — 63 градуса 16 минут северной широты, 143 градуса 15 минут восточной долготы. Все междуречье верховьев рек Яны и Индигирки принято считать районом полюса холода Северного полушария.
ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА
Вечная мерзлота более 1370 метров глубиной была зафиксирована учеными у северных берегов сибирской реки Вилюй в феврале 1982 года. Мощнейшие слои вечной мерзлоты обнаружены на полуострове Таймыр. В отдельных местах они достигают 600 метров в глубину.
САМОЕ ХОЛОДНОЕ МЕСТО
Самое холодное место в бывшем СССР — поселок Делянкыр на реке Нере (недалеко от Оймякона) — его среднегодовая температура составляет минус 17,2 градуса по Цельсию. В Верхоянске и Оймяконе немного теплее.
САМОЕ ТЕПЛОЕ МЕСТО
Самым теплым местом на территории СНГ является город Шерабад (Сурхандарьинская область, Узбекистан). Здесь средняя годовая температура воздуха составляет плюс 18,1 градуса по Цельсию.
САМАЯ СИЛЬНАЯ ЖАРА
Впервые за 73 года наблюдений сотрудники Репетекской метеорологической станции (Туркменистан) сделали в журнале следующую запись: «29 июля 1983 года зарегистрирована максимальная температура воздуха — плюс 50,2 градуса по шкале Цельсия». Это наивысшая температура на территории стран СНГ.
МАКСИМУМ И МИНИМУМ В МОСКВЕ
Абсолютный минимум температуры для Москвы составляет минус 42,2 градуса по Цельсию. Абсолютный максимум — плюс 36,8 градуса по Цельсию (7 августа 1920 года).
САМАЯ БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА ТЕМПЕРАТУР
Самая большая разница между летними и зимними температурами равна 106,7 градуса по Цельсию (с —70 до +36,7). Этот природный рекорд был зарегистрирован в Верхоянске.
РАСКАЛЕННАЯ ПОЧВА
Самая высокая температура почвы зарегистрирована на станции Шурчи в Узбекистане. Температура орошаемых светлых сероземов здесь доходит до 79 градусов. На станции Репетек в Туркмении песок нагревается до 77 градусов.
СКОЛЬКО НА САМОМ ЮГЕ?
В самой южной точке стран Содружества — Кушке — максимум температуры воздуха немного ниже, чем в Репетеке и составляет плюс 46 градусов. Здесь сказывается влияние рельефа местности и высота над уровнем моря. Кушка расположена на 440 метров выше Репетека.
САМОЕ ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ
Самое высокое барометрическое давление 1083,8 миллибара было зарегистрировано в Сибири, в местечке Агата (262 метра над уровнем моря) 31 декабря 1968 года.
САМОЕ ВЛАЖНОЕ МЕСТО
Самое влажное место в СНГ — склон Киргизского хребта (Кыргызстан) в районе реки Адыгин, где выпадает до 2958 миллиметров осадков. Это больше, чем в Батуми, которое по влажности стоит на втором месте в бывшем СССР.
САМЫЙ «СЫРОЙ» ГОРОД
Столица Аджарии — Батуми с полным правом может считаться самым сырым городом Европейского континента. Среднее количество осадков за год здесь составляет 2400 миллиметров.
В Батуми наблюдаются и очень сильные ливни, когда за сутки выпадает более 250 миллиметров осадков.
САМЫЙ «СЫРОЙ» ГОД В МОСКВЕ
В Москве за последние 100 лет самым дождливым был 1981 год, когда выпало 856 миллиметров осадков при среднегодовой норме 633 миллиметра.
САМЫЙ МОЩНЫЙ ЛИВЕНЬ
В августе 1949 года в Кишиневе за сутки выпало 260 миллиметров осадков, причем основная масса — за 3 — 4 часа. Это был самый большой суточный максимум, зарегистрированный на территории бывшего СССР.
ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ДОЖДИ
«Золотой» дождь случился 17 июня 1940 года в деревне Мещеры Горьковской области. Здесь во время грозы с неба вместе с дождевыми каплями посыпались... старинные монеты. После дождя школьники и колхозники собрали на земле около тысячи золотых и серебряных монет чеканки времен Ивана Грозного.
Летом 1933 года в районе села Кавалерово Приморского края прошел необыкновенный дождь из... морских медуз. Они падали во время ливня вместе с потоками воды.
Не менее удивительным был дождь из... живых квакающих лягушек, выпавший в 1974 году в Ак-Тепе (пригород Ашхабада) на головы ошалевших прохожих.
СТАТИСТИКА ГРОЗ
На территории бывшего СССР грозы чаще всего наблюдаются на Кавказе (до 50 дней в году).
Не чаще одного раза в 10 лет бывают грозы за Полярным кругом.
ГРОЗА... ПОД ВОДОЙ
Грозовые разряды под водой обнаружили исследователи из Тихоокеанского океанологического института Дальневосточного отделения Академии наук. Датчики, установленные на дне Японского моря, зарегистрировали всплески электрического поля, по частоте совпадающие с разрядами молний в атмосфере.
САМОЕ СУХОЕ МЕСТО
В СНГ самым сухим местом является район высокогорного озера Каракуль на Памире. За год там выпадает всего 40 миллиметров осадков, то есть в два раза меньше, чем в пустыне Каракумы.
СПЛОШНЫЕ СУГРОБЫ
Самая большая высота снежного покрова в нашей стране наблюдается в юго-восточной части Камчатки (100 — 120 сантиметров и даже более), а также на Сахалине, западных склонах Урала, долине Енисея (90—100 сантиметров). В центре и на севере европейской части бывшего СССР высота его в среднем 50—60 сантиметров.
СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ ГРАД
В 1939 году в Кабардино-Балкарии град полностью уничтожил посевы на площади 100 000 гектаров.
В 1965 году в районе Кисловодска выпал град, покрывший поверхность земли в отдельных местах слоем в 75 сантиметров.
В 1990 году в районном центре Калач Воронежской области градины размером с куриное яйцо за считанные секунды нанесли серьезные повреждения более чем 500 подворьям и окрестным полям.
В ночь с 30 июня на 1 июля 1991 года на Минеральные Воды обрушился сильнейший ливень и град. Небо «возмутилось» всего на 45 минут, но успело выбросить полуторамесячную норму осадков. Полностью затоплено было полгорода, железнодорожная станция. Закрылся и крупнейший на юге аэропорт. Град повредил 18 самолетов. Диаметр градин составлял 22 — 24 мм, но среди них попадались и экземпляры размером с куриное яйцо.
ГИГАНТСКИЕ СНЕЖИНКИ
Самые крупные снежинки выпали 30 апреля 1944 года в Москве. Пойманные на ладонь, они закрывали ее почти всю целиком и напоминали красивые страусиные перья. Ученые объяснили это явление так: из района Земли Франца-Иосифа спустилась волна холодного воздуха, температура воздуха понизилась, в облаках началось образование снежинок. Но упасть на землю снежинки сразу не могли: их поддерживали восходящие теплые потоки воздуха от нагретой земли. Снежинки плавали в высоте и слипались вместе, образуя хлопья. Земля к вечеру остыла, восходящие струи ослабли, и начался удивительный снегопад.
ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ В МОСКВЕ
Полярное сияние в Москве — не такая уж редкость. Так, за период с 1957 по 1959 год на Звенигородской станции Института физики атмосферы АН СССР (под Москвой) при помощи наблюдений невооруженным глазом зарегистрировано 33 сияния. Если же использовать специальную аппаратуру, то фиксировать их в районе Москвы можно гораздо чаще.
САМЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ ГРАДИНЫ
Самые тяжелые градины были зарегистрированы 6 июля 1958 года в селе Ачикулаке Ставропольского края. Вес градин достигал 2 килограммов 200 граммов! От града пострадали дома, деревья, в поле было убито 90 ягнят.
ГРАДОВАЯ БОМБАРДИРОВКА
22 июля 1968 года градины размером больше гусиного яйца обрушились на дома, сады и огороды Благовещенска. Крыши, покрытые шифером, минут за пять превратились в груды хлама, деревья остались без листьев и без плодов, овощи на огородах смешались с землей. Некоторые градины весили до 440 граммов. Сотрудники Благовещенской метеостанции нашли в районе Зейской переправы градину-великан. Ее вес составлял 560 граммов.
В конце июня 1992 года страшные ливни с градом обрушились на Дагестан. В шести населенных пунктах снесены мосты, размыты почти все автодороги. Большие потери понесло овцеводство республики. Под ковровой бомбардировкой огромных градин полегли целые отары овец.
Предварительный просмотр:
Урок № 7
Роль воздушных течений в формировании климата.
Цели: -называть и показывать основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;
-определять по климатическим картам на поверхности Земли температуры, осадки, движение и направление постоянных ветров;
-описывать общую циркуляцию атмосферы; объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», свойства основных типов воздушных масс и постоянных ветров.
Оборудование: климатическая карта мира, схемы на доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Назовите территории, получающие большое количество влаги.
- Назовите территории, получающие недостаточное количество осадков.
- Почему близ экватора выпадает много осадков, а в тропических областях - мало?
- Как движется воздух в зависимости от давления?
- Как давление зависит от t°?
- Как осадки зависят от давления?
- Как образуются восходящие токи?
- Как образуются нисходящие токи?
9. Назовите причины неравномерного выпадения осадков на земной поверхности.
10. Как называются прибор и единица измерения давления?
IП. Изучение нового материала.
1.На сегодняшнем уроке вы узнаете, что такое постоянные ветры и воздушные массы.
2. Повторение пройденного материала. Вопросы:
- Что же влияет на перемещение воздуха? (Неравномерное распределение давления у земной поверхности.)
- К сегодняшнему уроку я просила вас вспомнить тему 6 класса «Ветер», его характеристику.
При необходимости учащиеся делают краткие записи в тетради.
- Что такое ветер? (Движение масс воздуха в горизонтальном направлении.)
- Дополните фразу: «Чем больше разница в давлении, тем ...(ветер сильнее)».
- Что оказывает влияние на направление ветра? (Давление и отклоняющая сила вращения Земли: вправо - в северном полушарии, влево - в южном.)
Рассмотреть рисунок 18 (справа).
6) Дайте объяснение движению воздушных течений по рисунку.
3. Сообщения учащихся.
Ветры, наблюдаемые у земной поверхности, весьма разнообразны. Их обычно делят на три группы: местные ветры; ветры циклонов и антициклонов; ветры, являющиеся частью общей циркуляции атмосферы.
«Ветры циклонов и антициклонов» объяснение .
4. Постоянные ветры - это ветры, дующие всегда в одном на правлении, зависящем от поясов высокого и низкого давления.
- По рисунку 18 (левый) определите, из области какого давления дуют постоянные ветры. (Из ВД- в НД.)
- На движение и направление ветров влияет давление, что еще? (Вращение Земли.)
- Объясните движение и направление ветров по рисунку 18 (справа). Как они называются? Дайте характеристику ветров по рисунку.
5. Работа с учебником. На доске рисунок.
Задание. Зарисуйте схему в тетради и на основании текста § 7 (с. 39) «Воздушные массы». Самостоятельно запишите области формирования воздушных масс на схеме.
6. Работа с рисунками 16, 17, 18, 19.
Составление характеристики типов воздушных масс и запись в таблицу.
ЭВ
НД
Восходящие
Токи
Жарко
Влажно
Типы воздушных масс
ТВ
ВД
Токи
Жарко
Сухо
УВ
Давление разное
меняется выражены четыре сезона года
АВ
ВД
токи
мало осадков
низкие температуры
7. Прочитайте последний абзац §7 и ответьте на в о п р о с : - Как воздушные течения влияют на климат?
III. Закрепление изученного по теме. Работа с картой атласа. Дайте описание островов Сан-Паулу по плану: 1.Среднее количество годовых осадков. 2. Средние температуры января и июля. 3. Постоянные ветры. 4.Воздушные массы. Вопросы: 1)Назовите постоянные ветры, их направление.
2)Что такое воздушные массы?
IV.Домашнее задание: § 7, в контурной карте указать пояса воздушных масс и направления постоянных ветров.
Предварительный просмотр:
Урок № 8 Климатические пояса Земли. Практическая работа №3Описание климата места по климатической карте Цели урока: • Закрепить представления о процессах, происходящих в атмосфере. Ход урока. 1.Оргмомент. 2.Проверка домашнего задания: Климатические пояса Основные (весь год преобладает одна в.м.) Переходные (в.м. по сезонам меняется) Субэкваториальный 1. воздушные массы
3. средние t янв. и июля 4. давление, тип токов 5. среднее количество осадков 6. постоянные ветры 7. особ-ти (харак-ка остальных основных поясов выполняется по этому же плану) Экваториальный
Климатические пояса III. Итог урока. В целях систематизации знаний о поясах учащиеся составляют таблицу. Основные характеристики основных климатических поясо в.
Переходные климатические пояса
- Далее рассматриваются климатообразующие факторы. Климатообразующие факторы
Географическая Движение Подстилающая широта воздушных масс поверхность
Зональное Вертикальное Суша, океан, Размещение движение воздуха, океанические температур, поясов постоянные ветры, течения, ледники, давления, ВМ, муссоны снег, рельеф постоянных ветров 4.Практическая работа №3Описание климата места по климатической карте 1.Найти на карте "Климатические пояса Земли" примерные средние параллели для каждого климатического пояса: а) эк 0°; б) суб 10°; в) троп. 20°; г) субтр. 40°; д) умер. 50°; е) 60° 2.Выделите климатическую область, в которой вы живёте. 3.Описать климат в данном городе :
5. Домашнее задание: п.8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии в 7 классе "Путешествие по Европе. Урок -фестиваль слайд фильмов".
Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме "Методика проведен...
Конспект урока по географии в 6 классе по теме "Ветер" с учетом требований современного урока
Данный урок разработан в соответствии с требованиями современного урока и ФГОС второго поколения....
Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"
В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....
Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»
Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...
Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»
Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.
Урок «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...