урок в 8 классе
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Урок "Озера. Болота. Ледники. Подземные воды. Многолетняя мерзлота" является 4-м в теме "Внутренние воды и водные ресурсы".
основные методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный
активные формы обучения: выстраивание ассоциативного ряда, анализ данных, таблиц, решение географических задач, проблемные вопросы, творческие задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klass_vv.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №31 | ||
Тема | «Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота» | |
Цель и задачи урока | Создать условия для развития представлений о внутренних водах страны, их размещении, особенностях, происхождении; содействовать расширению знаний о видах внутренних вод России; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу, умение работать в группе | |
Тип | Комбинированный | |
Категориальный аппарат усвоения | Озеро, озерная котловина, ледник, мерзлота, подземные воды | |
Ценностный компонент урока | Оценить масштаб экологических проблем региона | |
Учебно-наглядный комплекс | презентации в Microsoft PowerPoint и в Notebook; ПК, мультимедиа проектор, интерактивная доска, видеофрагменты, карты РФ, атласы, интерактив «Болото» | |
Имена | Я.Ф.Реймерс | |
Способы действия учащихся | Анализировать географические интерактивные карты и статистические материалы; вступать в диалог по обсуждению проблем природопользования, проводить учебное исследование | |
Эпиграф к уроку | Вода-это живая кровь, которая создает жизнь, где ее не было Академик А.А.Карпинский |
Ход учебного занятия
Содержание (этапы) учебного занятия | Деятельность | |
учителя | обучающихся | |
1.Оргмомент | Приветствует класс Организует | Здороваются. Проверяют готовность рабочего места. Сообщают о готовности класса |
2.Сообщение темы урока | Сообщает тему урока (на слайде) | Записывают в рабочую тетрадь |
3.Целеполагание и мотивация | Определяет совместно с детьми Настраивает на успешную работу | Определяют с помощью учителя Настраиваются на успех в учебной деятельности |
4.Актуализация знаний | Проверяет номенклатуру по контурным картам Предлагает назвать реки по принадлежности к бассейнам, открывая правильные ответы для сверки на доске (в Notebook) Предлагает определить ФГП одной из рек, а также ее падение Определение по схеме (на доске) частей реки и долины Загадывает загадки (переход к новым понятиям) | Активизируют имеющиеся знания и подписывают на картах реки, один работает у доски в интерактивном режиме Называют реки бассейнов океанов и внутреннего стока, а также реки Белгородской области 1 учащийся определяет, а несколько других считают падение и уклон рек (данные в карточках, приложение 1) один работает у доски, остальные корректируют отгадывают, делают вывод о том, в каком ключе пройдет дальнейшая работа |
5.Первичное введение материала. 5.1.Моделирование теоретических понятий | Определение понятия «озеро». Рассказ учителя о типах озерных котловин с элементами беседы. Сопровождение - визуальный ряд в Microsoft PowerPoint. Просмотр видеофрагмента «Карелия». Анализ таблицы (Приложение 2) Озера России. Предлагает выступить обучающимся, выполнявшим опережающее задание Предлагает обучающимся выстроить ассоциативный ряд. Работа с интерактивом «Болото» | Дают свои определения, стараясь не повторяться Вступают в беседу, активизируя имеющиеся данные Вычерчивают схему в тетрадях (типы котловин) Находят на карте все называемые озера Анализируют таблицу устно, ориентируясь на ранее усвоенные знания либо высказывая предположения. Знакомят с интересными фактами. Выстраивают ряд и на его основе дают определение «болото». Работают с интерактивом и определяют для себя правильность определения. |
Пауза для отдыха глаз Цветотерапия | Задерживают взгляд на каждом цвете | |
5.2.Развитие теоретических понятий | Беседа о ледниках с использованием слайдов в Microsoft PowerPoint и видеофрагмента. Как можно использовать айсберги? Проблемный вопрос: какие условия необходимы для образования ледника? Работа с текстом. Выдает группам карточки (Приложение 3). Рассказ о многолетней мерзлоте визуальный ряд в Microsoft PowerPoint обращает внимание обучающихся на проблемы внутренних вод родного края. Презентация исследований Решение задачи: подсчитайте водопотребление за год вашей семьи, села Новоуколово, Красненского района | Вступают в беседу, активизируя имеющиеся знания о ледниках, дают оценку увиденному, предлагают варианты применения айсбергов. Обсуждают в группах. Делают вывод. Работают с текстом и составляют опорную схему «Подземные воды». Чертят в тетрадях схему (на слайде) Выступают учащиеся – члены НОУ, представляю результаты своих исследований Решают задачу, оценивают результат, делают вывод |
Лингвистическая двухминутка Языковая бессмыслица Я.Ф.Реймерса. (Приложение 4). | Мозговой штурм. | |
5.3.Проблематизация теоретических понятий | Как решить проблему? Предлагает разбиться на 3 группы 1 проблема – что сделать, чтобы спасти озера от загрязнения; 2 проблема – как использовать свойства многолетней мерзлоты (например, способность консервировать органические и неорганические вещества) | Выполняют работу, объединившись в группы |
6. Физминутка | Предлагает выполнить упражнения для снятия усталости спины, шеи «Деревце» и «Звездный дождь» | Выполняют упражнения |
7. Подведение итогов урока | Самоконтроль Тестирование Подводит итоги урока Выставляет оценки | Проверяют себя. Активизируют имеющиеся знания, выполняют тест, один учащийся выполняет у доски анализируют условие успешного выполнения задания |
8.Рефлексия | Понятия, структурирующие опыт и впечатления | Определяют понятие, соответствующее ощущениям на уроке и впечатлениям от него |
9. Задание на дом: | Даёт задание и комментарий к нему: размышления на тему, почему система контроля в России не обеспечивает экологическую безопасность внутренних вод . На «5» - подготовьте презентацию на одну из тем -болота - молодость Земли -тускнеющие жемчужины -зоны риска (Байкал, Курило-Камчатский район и др.) |
Приложение 1
Карточка №1 Река Лена Длина реки – 4400 км Высота истока – 930 м Высота устья - 0 | Карточка №2 Река Нева Длина реки – 74 км Высота истока – 4 м Высота устья - 0 |
Карточка №3 Река Обь Длина реки – 5410 км Высота истока – 1000 м Высота устья - 0 | Карточка №4 Река Урал Длина реки – 2428 км Высота истока – 800 м Высота устья - -28 |
Карточка №5 Река Амур Длина реки – 4440 км Высота истока – 1000 м Высота устья - 0 | Карточка №6 Река Волга Длина реки – 3531 км Высота истока – 256 м Высота устья - -28 |
Карточка №7 Река Дон Длина реки – 1870 км Высота истока – 300 м Высота устья - 0 | Карточка №8 Река Енисей Длина реки – 4102 км Высота истока – 1000 м Высота устья - 0 |
Карточка №9 Река Индигирка Длина реки – 1726 км Высота истока – 1000 м Высота устья - 0 | Карточка №10 Река Колыме Длина реки – 2129 км Высота истока – 1500 м Высота устья - 0 |
Приложение 2
озера | Площадь, тыс.км2 | Наибольшая глубина, м | Впадающие реки | Вытекающие реки |
Каспийское | 376 | 1025 | Волга, Урал, Терек | - |
Байкал | 31,5 | 1620 | Селенга | Ангара |
Ладожское | 17,7 | 230 | Свирь, Волхов | Нева |
Онежское | 9,7 | 127 | Сунна, Шуя | Свирь |
Таймыр | 4,6 | 26 | Таймыра | Таймыра |
Ханка | 4,2 | 10 | Лефу, Синтуха | Сунгача |
Чудское | 3,5 | 15 | Великая, Жельча | Нарва |
Чаны | 3,6 | 12 | Каргат | - |
Ильмень | 2,1 | 10 | Мста, Ловать, Шелонь | Волхов |
Приложение 3
Подземные воды
Это воды, находящиеся в земной коре. Делятся на грунтовые и межпластовые. Грунтовые воды находятся под водопроницаемым пластом.
Межпластовые воды залегают глубже, между Водоупорными пластами. Запасы межпластовых вод называют артезианскими бассейнами. Получают их, пробурив скважину в межпластовые воды — артезианский колодец.
Пресные подземные воды — самая лучшая по качеству питьевая вода. прошедшая природную фильтрацию (механическую очистку).
Термальные воды - это подземные воды с температурой от +30 до +3000С. Нагреваются они от магмы в районах, где распространен вулканизм (Курилы, Камчатка).
Минеральные подземные воды имеют высокую концентрацию растворенных веществ и газов и используются в лечебных целях.
Запасы и глубина залегания грунтовых вод не одинаковы по регионам и зависят от климата (увлажнение территории), состава горных пород (водоупорный слой), рельеф (котловины).
Приложение 4
Я.Ф. Реймерс говорил, что выражение «музей-заповедник», «заповедно-охотничье хозяйство» - это языковая бессмыслица. Докажите это.
Технологическая схема занятия с позиций эргономики и ортобиотики
Деятельность учащихся | Элемент ортобиоза | Целевая направленность |
Здороваются. Проверяют готовность рабочего места. Сообщают о готовности класса | Вхождение в режим динамических рабочих поз | снимает динамическое напряжение |
Активизируют имеющиеся знания, выполняют тест, один учащийся выполняет у доски анализируют условие успешного выполнения задания | Интеллектуальные методики обучения выстраивание индивидуальной траектории успеха | задействуются левополушарные области мозга позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности |
Заполняют таблицу в программе Notebook | Смена режима динамических рабочих поз | снимает динамическое напряжение задействуются правополушарные области мозга |
Определяют ФГП | Интеллектуальные методики обучения | задействуются левополушарные области мозга |
Отгадывают загадки | инициирование образного мышления, воображения и фантазии, интуиции | задействуются правополушарные области мозга |
Дают свои определения, стараясь не повторяться Вступают в беседу, активизируя имеющиеся данные Вычерчивают схему в тетрадях (типы котловин) Находят на карте все называемые озера | Интеллектуальные методики обучения | задействуются левополушарные области мозга |
Анализируют таблицу устно, ориентируясь на ранее усвоенные знания либо высказывая предположения. Знакомят с интересными фактами. | Интеллектуальные методики обучения | задействуются правополушарные области мозга |
Выстраивают ряд и на его основе дают определение «болото». Работают с интерактивом и определяют для себя правильность определения. | Интеллектуальные методики обучения | задействуются левополушарные области мозга |
Работают с текстом и составляют опорную схему «Подземные воды». | Создание ситуации творчества | задействуются правополушарные области мозга |
Решают задачу, оценивают результат, делают вывод | Интеллектуальные методики обучения | задействуются левополушарные области мозга |
Выполняют работу, объединившись в группы, выбирают одно из высказываний и обосновывают его | Создание ситуации творчества | позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снимают мышечное напряжение задействуются правополушарные области мозга |
Мозговой штурм. | инициирование образного мышления, воображения и фантазии, интуиции | задействуются правополушарные области мозга |
Выполняют упражнения | Физкультминутка | снимает динамическое напряжение и эмоционально насыщает учебный процесс |
Проверяют себя | Самоободрение | возбуждение жизненного оптимизма в себе |
Определяют понятие, соответствующее ощущениям на уроке и впечатлениям от него | Музыкальное воздействие на сенсорную систему Использование приемов пассивной релаксации | снимает усталость, выравнивает ритм сердца |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...