Ростов купеческий (Ростов-на-Дону в 19 веке)
презентация по географии по теме
Материал на тему "Ростов купеческий".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rostov_kupecheskiy_pz_k_prezentacii.docx | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростов купеческий (Ростов-на-Дону в XIX веке)
Ростов-на-Дону занимает выгодное положение на пересечении сухопутных и водных торговых путей. Благодаря этому он быстро рос и развивался. В городе был построен большой торговый порт, куда приходили торговые корабли из Греции, Италии, Турции, Персии и других стран Причерноморья и Средиземноморья.
Cтремительный рост перевозок грузов вызвал сильный толчок в развитии речного судоходства и судостроения в городе. В Ростове-на-Дону появляются верфи для постройки деревянных судов. В 1839 году в город прибыл пароход Митрадат, пришедший из Таганрога. В 1841—1842 годах из узлов, привезённых из Англии, был собран первый пароход «Донец» с портом приписки Ростов-на-Дону. Он, вплоть до Крымской войны совершал регулярные рейсы по реке Дон, его притоку Северский Донец и Азовскому морю. Через два года добавился ещё один пароход «Ростов», который был построен в Луганске и пришёл по Северскому Донцу и Дону.
В первой половине XIX века стремительно развивается и внутренняя торговля. Ростов был известен двумя ярмарками, считавшимися одними из крупнейших в стране. В середине XIX века в Ростове только в оптовой торговле продавалось до 15 тысяч пудов сахара, на 350 тысяч рублей металлических изделий. Ежегодно сюда привозилось до миллиона пудов соли и на 100 тысяч рублей каменного угля. Кроме того, Ростов являлся крупнейшим рыбным рынком. Помимо водных путей, значительная часть соли, хлеба, угля и других товаров, доставлялась в Ростов гужевым транспортом. В городе сходились пять крупнейших почтовых трактов того времени: Одесский, Бахмутский, Харьковский, Кавказский и Черноморский.
Промышленное развитие Ростова в первой половине XIX века поначалу несколько уступало развитию торговли. Постепенно стало появляться, однако, все больше предприятий: водочный и пивоваренный заводы, несколько салотопных заводов и крупных шерстомоек. В 1846 году купцом Ященко был основан вблизи Темерника первый чугунолитейный завод, а в 1850 году в городе уже насчитывалось 53 завода и фабрики. В их числе были 5 кожевенных, 5 овчинных, 5 свечных, 3 кирпичных завода, 3 табачных фабрики, 9 шерстомоек и т. д.
С ростом экономического значения Ростова рос и сам город, увеличивалось его население. Согласно официальной статистике того времени, в 1809 году в городе было около 3000 жителей, в 1833 — 8138, в 1856 — 13200 человек. В действительности населения было больше. Официальная статистика не учитывала пришлых людей. Известно, что в начале 50-х гг. XIX века, когда постоянное население города немногим превышало 11 тысяч жителей, сюда ежегодно, особенно в летнее время, приходили на заработки до 15 тысяч человек. По своему сословному составу постоянное население города было неоднородным. В 1850 году из 10960 жителей Ростова мещан и цеховых было 6419 человек, разночинцев — 1972 человека, крестьян — 519 человек. Значительную группу жителей составляли купцы и члены их семей, которых насчитывалось 1065 человек. Остальные сословные группы населения были менее представительны.
В 1841 году годовые доходы города составляли 13618 рублей, а расходы — 12100 рублей. В 1844 году Ростову было передано право получения в течение 25 лет десяти процентов таможенного сбора, взимавшегося в Ростовском порту. Это несколько увеличило доходы города, которые в 1847 году составили около 28 тысяч рублей. В середине 60-х гг. XIX века из 595 российских городов только у 33-х доходы составляли свыше 25 тысяч рублей.
В начале XIX столетия Ростов был сравнительно небольшим городом, в котором едва насчитывалось около тысячи домов. Так, в 1823 году в городе было 1015 домов, из которых только 25 зданий являлись каменными. В 1811 году город получает генеральный план, утверждённый государем. По нему площадь Ростова определялась всего в 246 гектаров. Он занимал узкую прибрежную полосу от левого берега реки Темерник до нынешнего Ворошиловского проспекта. В 1835 году царским указом крепость Димитрия Ростовского была упразднена, а её земли передавались городу. Всего Ростов получал дополнительно 270 гектаров земли. Это создавало благоприятные условия для роста города. В 1846 году в Ростове насчитывалось уже 1214 деревянных и 278 каменных домов, Спустя десять лет число их увеличилось, соответственно, до 1306 деревянных и 294 каменных. В 50-е гг. XIX века в Ростове насчитывалось 14 улиц, в том числе 6 продольных и 8 поперечных, и до 60 безымянных переулков. Наиболее оживлённой была Московская улица, примыкавшая к базару и собору. В это время уже существовала и Большая Садовая улица, которая только начинала застраиваться. Она ещё отнюдь не была главной и находилась, фактически, на северной окраине. В центре Ростова располагалась главная городская площадь — Базарная. Вблизи неё в 1810 году было построено двухэтажное каменное здание городской думы. Оно сохранилось — на углу нынешней улицы Станиславского и проспекта Семашко. Это старейшее каменное здание на исторической территории Ростова[12]. В Ростове долгое время не было ни одной мостовой. И только в 1844 году были вымощены два спуска к Дону, а в 1848-м замощена главная в то время Московская улица.
В первой половине XIX века в Ростове отсутствовали городские лечебные заведения. Лишь в крепости существовал маленький военный госпиталь, который, разумеется, не мог удовлетворить потребности растущего города. Только в 1856 году была открыта больница на 30 коек в арендованном помещении. Тогда же было принято решение о строительстве городской больницы в специальном здании. Открытие первого в Ростове мужского приходского училища датируется 1810 годом. Позднее оно было преобразовано в уездное, и в 1850 году насчитывало 30 учащихся и 5 преподавателей. Имелась также одна частная школа с 12 учениками и одним учителем.
Вторая половина XIX века ознаменовалась отменой в России крепостного права, началом технической революции в промышленности и на транспорте, бурным ростом городов. К этому времени Ростов-на-Дону представлял собой уже достаточно крупный, динамично развивающийся город. Особенно заметными были сдвиги в промышленном производстве, которое росло с каждым годом. Ярким примером может служить развитие табачной промышленности. Основанные в середине XIX века табачные фабрики Я. С. Кушнарёва и В. И. Асмолова в 60-е гг. имели совокупный капитал, едва достигавший 6 тысяч рублей. А уже к 1895 году табачные фабрики Ростова вместе изготовили продукции на 5,8 млн рублей. По сравнению с предыдущими годами, был заметен существенный рост и в других отраслях производства. В 1880 году в городе насчитывалось 12 паровых мукомольных мельниц, 32 кирпичных завода, 3 крупные табачные фабрики, 8 чугунолитейных заводов, 3 пивоваренных и 6 механических заводов, 7 типографий, судоремонтный завод и пр. Всего в Ростове было около 100 промышленных, двух тысяч торговых и трех тысяч мелких кустарных предприятий. Заметную роль играл механический завод Д. А. Пастухова, преобразованный в 1889 году в судоверфь металлического судостроения (ныне завод «Красный Дон»). В Ростове стали выпускаться сложные по тем временам изделия, в том числе пассажирские и грузовые пароходы. В развитии экономики Ростова активную роль стали играть банки и акционерные общества, а также торгово-промышленные и ссудо-сберегательные товарищества. В 90-е гг. XIX века из годового оборота всех 67 обществ большая часть приходилась на Ростовское общество взаимного кредита, отделения Волжско—Камского и Азовско—Донского банков в Ростове.
Результатом развития промышленного производства в Ростове стал рост годового оборота города, который в конце XIX века составлял уже свыше 150 млн рублей. Солидную долю товарооборота составляла продажа табака, который вывозился во все районы страны. По-прежнему первое место во внешней торговле города занимал вывоз хлеба, в том числе и за рубеж. В 1868 году жители Ростова и Нахичевани впервые услышали паровозный гудок — до Ростовской пристани по берегу Дона была продлена открытая за четыре года до этого автономная железнодорожная линия, изначально соединившая Грушевские каменноугольные рудники (ныне город Шахты) и Аксайскую пристань. В 1869 году в Ростов пришла железная дорога со стороны Харькова и Таганрога, а в 1871 году — со стороны Воронежа (вобравшая в себя бывшую автономную дорогу из Грушевских рудников). А в 1875 году, с пуском Ростово-Владикавказской железной дороги, открытием первого разводного железнодорожного моста через Дон и первого крупного вокзала Ростов превратился в один из крупнейших в стране железнодорожных узлов. Одновременно со строительством Ростово-Владикавказской железной дороги были построены ее Главные мастерские (нынешний Ростовский электровозоремонтный завод). На этом предприятии уже в конце XIX века был освоен не только ремонт, но и производство новых паровозов и вагонов. Однако и при условии развития железнодорожного транспорта река Дон не утратила своего значения крупной транспортной артерии. Продолжает расширяться Ростовский порт, растет число пассажирских и грузовых судов. Так, количество пароходов увеличилось с 91 в 1884-м до 189 в 1900 году. Находясь на пересечении трёх железных дорог и реки Дон, город ширился, увеличивалось его население. Если в 1860 году в нём проживало 17574 человека, то в 1893-м — уже почти 100 тысяч. По переписи населения 1897 года, жителей в Ростове было 119 476 человек. Наибольшую группу составляли мещане — 45 процентов; 5 процентов составляли дворянство, духовенство и купечество; казаков насчитывалось 2,3 %. К 90-м гг. 19 в. в Ростове проживало 2 500 иностранцев, тогда как в 60-е гг. их было лишь около 160 человек. В Нахичевани, которая была тогда самостоятельным городом, на рубеже веков жило более 30 тысяч человек. Постепенно в Нахичевани также появлялось все больше промышленных предприятий, крупнейшим из которых стал в 1891 году механический чугунно-меднолитейный завод, преобразованный в 1898 году в акционерное общество «Аксай» (ныне «Красный Аксай»). Два соседних города, первоначально разделенные примерно двухкилометровым незастроенным пространством, все более активно стремились навстречу друг другу. Новые экономические реалии диктовали необходимость реорганизации в России органов управления.
16 июня 1870 года было утверждено «Городовое положение», введенное в Ростове в 1871 году. В соответствии с ним на четыре года избиралась городская дума и назначалась городская управа во главе с городским головой. Согласно «Положению», городская управа не имела права заниматься политическими вопросами. Круг её деятельности охватывал хозяйственные и экономические отношения. Реформа открывала перед городом широкие перспективы самоуправления. И именно в этот период было сделано очень многое для превращения Ростова в солидный, хорошо застроенный и достаточно благоустроенный город. Большую роль сыграл в этом талантливый городской голова А. М. Байков, при котором Ростов все более активно приобретал черты цивилизованного европейского города.
Центром Ростова-на-Дону в XIX веке долгое время была Московская улица. Вместе с ростом города центр его перемещается на Большую Садовую улицу. Здесь размещались многочисленные богатые здания банков, гостиниц, магазинов, клубов, а также городской сад проекта архитектора А. Померанцева.
В 1865 году в Ростове было завершено строительство первого водопровода. В 1886 году в городе появился телефон. В 1887 году по Большой Садовой улице, а чуть позже по Таганрогскому и Большому проспектам и ряду других улиц начала действовать конно-железная дорога, а с 1902 года — трамвай. В 1896 году Ростов получил электрическое освещение.
После срытия крепостных валов и засыпки рвов город быстро прорезала сеть улиц и переулков, взамен саманных и деревянных стали строить каменные здания, торговая деятельность стала основным занятием жителей города. Многоязычная речь, яркие национальные костюмы жителей, оживлённая жизнь портового города поразили побывавшего в Ростове в 1820 и 1828 годах А. С. Пушкина.
Выгодное географическое положение на перекрёстке сухопутных и водных дорог способствовало экономическому развитию Ростова. У его стен образовался торговый порт, принимавший суда русских, греческих, итальянских, турецких, армянских, персидских купцов. В 1835 году гарнизон и военное имущество крепости были переведены в Анапу.
Промышленная продукция крупнейших из 98 предприятий Ростова пользовалась большим спросом за рубежом. Имена В. И. Асмолова, И. С. Панченко, Е. Т. Парамонова, Н. Н. Токарева, Н. А. Панина, Максимовых и других были среди завоевавших дипломы российских и международных выставок.
Именно благодаря купцам в Ростове появилась большая часть крупных предприятий, которые по сей день служат на благо ростовчан.
Именно благодаря купцам в городе развивалось искусство и просвещение. Так, в 1897 году грамотных людей было 74132 человека, примерно 70% населения (общая цифра грамотности по России в то время составляла менее 15%). В городе были открыты и успешно существовали учебные заведения: коммерческие, мореходные, художественные. В их развитие купцы вкладывали большие деньги. А в 1915 году в Ростов был эвакуирован Варшавский университет. За право его размещения боролись 5 городов, но победил наш город. Кроме этого, Ростов принял эвакуированные из Киева политехникум, консерваторию, коммерческий институт.
С 1863 по 1887 годы в Ростове издавались 36 газет и журналов. В 1909 году открылся городской музей. С середины 18 века в городе существовал театр, в котором выступала труппа Н.Н.Синельникова. В городе работали библиотеки, в том числе – народные, бесплатные.
На свои средства купцы устанавливали исторические памятники, строили храмы. В те времена было воздвигнуто 18 соборов и церквей, два католических храма, один протестантский, синагога, мечеть.
Купцы выделяли деньги на благоустройство города. Вся архитектура в старой части города была создана на деньги купцов. Купец Яшин подарил городу свой парк (Городской сад). Платон Михайлович Троянкин, живший в своем доме на Таганрогском проспекте (сейчас это пр.Буденовский) около гостиницы «Астория» (в наши дни она называется «Ростов»), все свое состояние завещал городу. Ростовские купцы всегда помогали тем, кто в них нуждался, жертвовали пострадавшим от засух, землетрясений, помогали семьям погибших на войнах, как в Ростове, так и по всей России.
Размаху благотворительности купцов поражались и соотечественники, и иностранцы. И дело здесь вовсе не в том, что у купцов было много денег. Жертвование было частью купеческой морали. Благотворительность была для них естественной и привычной. По ее размерам судили и о масштабе личности благотворителя.
К началу прошлого века в ростовское купечество пришло второе, а в некоторых династиях третье и четвертое поколения. Это были люди, стремящиеся к интеллектуальному и культурному развитию. Они искали и создавали образованную и талантливую среду, интересовались литературой, наукой, искусством. Ростовские купцы были не только меценатами, но и зачастую сами становились музыкантами, издателями, писателями, художниками.
Парамонов и сыновья
Одна из самых знаменитых и легендарных фамилий нашего города – это фамилия купцов Парамоновых. В середине 19 века эта фамилия известна всей Ростовской округе.
Род Парамоновых большой и древний. С начала 19 века они занимались торговлей. Но самым знаменитым из этого рода стал донской казак Елпидифор Парамонов. Поскольку в конце 19 века торговым казакам разрешили приобретать недвижимость за территорией Войска Донского, Парамонов переехал из Нижнечирской станицы, где родился и жил, в Ростов.
Первым его приобретением стала вальцовая мельница на углу Береговой и Посоховского переулка (сейчас он носит название пер. 7-го февраля), которая принадлежала греку Маргалаки. Территорию, находившуюся недалеко от мельницы по Береговой улице, Парамонов застраивает складами, поскольку неподалеку отсюда швартовались суда с грузами, которые затем сгружали на склады. Кстати, развалины этих самых Парамоноских складов до сих пор можно видеть на ул. Береговой.
Парамонов расширяет закупки зерна для мельницы, а заодно покупает несколько барж. Из этого зерна перемалывалась отборная мука. Спрос на нее был большой. Парамоновская мука получила Золотую медаль на выставке в Париже, она продавалась в 14 ростовских магазинах, доставлялась во многие города России и пользовалась особым спросом у столичных жителей.
Но в 1896 году мельница сгорела. Она имела такое огромное значение для города, что после ее пожара в Ростове повысилась цена на хлеб. Парамонов отлично знал, что мукомольное производство очень пожароопасное. Тем не менее, он построил новую мельницу. В то время она была оснащена по последнему слову техники. Эта мельница проработала почти 30 лет, но 7 февраля 1930 года на мельнице произошел мощный взрыв. Взорвалась мучная пыль в замкнутых производственных помещениях. В результате взрыва начался сильный пожар. Мельница была разрушена практически до основания. Погибло очень много рабочих и служащих. После этого пожара Парамонов ее больше не восстанавливал.
Еще одной страстью Парамонова был флот. Поэтому он скупал суда. Один из пароходов он назвал в честь себя – «Парамонов». В Ростове на 1906 год насчитывалось 27 пароходств. Их размеры были разные – от одного до двух десятков больших судов. Парамоновым принадлежало более восьмидесяти плавединиц, 23 – пассажирских судна. До сих пор жива история о том, как Парамонов разорил другого ростовского судовладельца - И.С.Кошкина. История такова: Парамонов приказал капитанам своих судов бесплатно выдавать пассажирам по бутерброду с красной икрой и стакану горячего чая. В результате Кошкин остался без пассажиров и обанкротился. Этим примером
Очень много денег Парамонов вкладывал в строительство. Он строил помещения для своих рабочих, административные помещения, конторы, склады, жилые дома. Также Парамоновы были известны как щедрые жертвователи и помощники нуждающихся. Парамонов всегда заботился о своих рабочих и служащих. Он предоставлял им возможность дополнительного заработка, строил для них больницы, магазины. По праздникам каждому лично вручал подарки. Кстати, в те времена праздников было много: более семидесяти дней в году выходило нерабочих.
В начале 90-х годов Парамонов начал заниматься углем. До 1905 года он не покупал себе шахт, потому что цена на уголь то поднималась, то падала. Но исправно торговал углем.
Парамонов был сначала активным участником, а затем и председателем различных комиссий, собраний, съездов. Он баллотировался в биржевые старшины и, в 1897 году, был избран как ростовский купец 1 гильдии, казак Донского Торгового общества. С 1901 он дважды избирался председателем Биржевого комитета.
Асмоловы: великие меценаты старого Ростова
В мае 1857 года на улице Скобилевской, которая в те времена была окраиной города (сейчас – это улица Красноармейская), недалеко от ее пересечения с пер.Казанским (сейчас это пер.Газетный), было организовано небольшое табачное производство, начавшее выпускать свою первую продукцию. А открыл это производство родоначальник династии Асмоловых – Василий Иванович. В то время там работало всего 7 человек, которые за пол года выпустили 600 пудов табака отличного качества.
Затем Асмолов пригласил в компаньоны опытного купца в табачной отрасли Гавриила Шушпанова. Совместное дело росло и крепло. Василий Асмолов исколесил Прибалтику и Сибирь, Поволжье и Кавказ: Вскоре продукция появилась в Москве. Отменное качество и невысокая цена асмоловского табака завоевали москвичей. В 1860 году фабрика переработала уже 5000 пудов табака. В 1861 году на петербургской выставке продукция асмоловского предприятия была удостоена похвального листа. В следующем году фабрика сгорела.
Но не прошло и двух месяцев, со времени пожара, как предприятие возродилось. На пепелище выросли новые двухэтажные корпуса, оснащенные современным оборудованием. Новые мощности требовали увеличения поставок сырья. Наряду с прямыми закупками табака в Одессе, были налажены прямые поставки сырья из Турции и Бессарабии, создавались двух-трех летние запасы сырья для обеспечения стабильной работы фабрики на случай неурожая. Производство совершенствовалось и расширялось.
Негласное товарищество Асмолова и Шушпанова в 1871 г. стало официально именоваться Торговым домом "В. И. Асмолов и Ко". Фирма уже кредитовала развитие табачных плантаций на Кубани. Расширялось производство, механизировалась резка табака. Авторитет фирмы рос из года в год, асмоловские табаки получили признание на самых престижных выставках в Европе и Америке, их курили великие князья и сам Николай II. Василий Асмолов получает звание "Поставщика двора Его Императорского Величества" и право маркировать этикетки своей продукции этой надписью. Зарубежный рынок также дал высокую оценку деятельности предприятия. Товарищество было отмечено серебряной медалью на Венской выставке в 1873 году, золотыми — на Парижской (в 1876 г.) и Филадельфийской выставках (в 1878 г.).
В 1881 году Василий Асмолов умер. Его место занял брат Владимир Асмолов. Он расширил фабрику, увеличил количество работников до 2000 человек. За короткий промежуток времени Владимиру Асмолову удалось удвоить капитал фабрики. Но не только успехами в табачном деле был знаменит Владимир.
Владимирa Асмолова вскоре выбрали депутатом Городской Думы. В 1910 году за большие заслуги перед ВВД его приняли в казаки. Он строил грандиозные планы благоустройства Ростова. Так, в Ростове в 1883 году был построен театр, который впоследствии стал именоваться Асмоловским. Для строительства театра он пригласил академика В.О.Шервуда, автора проекта здания Исторического музея на Красной площади. 19 октября 1883 года состоялось первое представление в асмоловском театре. Для выступлений на сцене своего театра Асмолов приглашал таких звезд, как Мусоргский, Скрябин, Танеев, Рахманинов. В 1896 году в этом театре состоялся первый в Ростове киносеанс. Но в 1920 году театр сгорел и больше не восстанавливался. Кстати, сейчас на месте бывшего театра (между ОДО СКВО и административным корпусом пивзавода) расположены западный вход в сад с сохранившимся фрагментом художественно выполненной ограды, а также радиорынок (на месте бывшего летнего кинотеатра).
Владимир Асмолов построил больницу, павильон в Николаевской городской больнице, библиотеку, музей на Пушкинской, богодельню (сейчас на ее месте расположена гостиница «Ростов»), два клуба, велодром.
Династию Асмоловых на Дону любили за то, что они всегда помогали другим людям, и в первую очередь работникам своего Торгового Дома. Все фабричные рабочие, независимо от их статуса пользовались бесплатным лечением, получали денежное пособие в случае временной нетрудоспособности.
Но постепенно Владимир Асмолов стал уходить от табачных дел, уступив свой синдикат Ростовскому купеческому банку. Нахлынувшие ветры революции выбросили его без средств к существованию на берег Франции, где он и умер в полной безызвестности и нищете.
Cын ростовского 3-й гильдии купца Петр Максимов стал главой большой купеческой семьи, и в новых, благоприятных условиях пореформенного промышленного бума России после отмены крепостного права продолжил лесное дело отца.
Стараниями предприимчивого Петра Романовича оно получило широкий размах и новый качественный уровень [7].
Во-первых, Максимов приобрёл земельные участки в Пермской, Костромской, Нижегородской, Вятской губерниях, организовал лесные дачи, заготовку и разработку леса. Во-вторых, основал лесопильные паровые, механические заводы в Ростове-на-Дону (1874 год, Береговая улица, между нынешними переулками Островского и Халтуринским), Царицыне-на-Волге, Царицынском уезде Саратовской губернии, производил различные обработанные лесные материалы. Именно Максимову Ростов обязан зарождением и развитием лесообрабатывающей промышленности [8].
В-третьих, сплав леса в плотах по Волге и Дону Максимов заменил перевозками его в сухом виде на баржах, буксируемых пароходами, для чего обзавёлся флотилией буксирных пароходов и барж, стал известным судовладельцем. И был сторонником сооружения Волго-Донского судоходного канала.
В-четвертых, он построил железнодорожную ветку по Береговой от лесопильного завода до станции «Ростов-Главная», где скрещивались Екатерининская, Курско-Харьковская, Юго-Восточная и Владикавказская железные дороги [9]. В-пятых, в Ростове были фабрики по производству деревянной тары, различных ящичных изделий, штукатурной дранки, дрог, тележных ходов, арб.
Лесозаготовительная обрабатывающая промышленность в 1881–1894 годах приобрела большой размах. Её продукция сбывалась на рынках Поволжья, Приазовья, казачьих областей Донского и Кубанского войск. Максимовский лесной материал широко использовался в Ростове при строительстве зданий, сооружений, он был доступен самозастройщикам Богатяновского, Затемерницкого, Нового поселений.
Лесопромышленные операции стали любимым делом Максимова. Здесь он был пионером, задавал тон многие десятилетия, не боялся конкуренции новых лесопромышленников, помогал им, обрёл славу «лесного короля», «царя лесных бирж», своими достижениями в лесопромышленной отрасли «значительно способствовал и общему экономическому росту России» [10].
Неутомимый промышленник вторгся и в другие сферы экономики. Его фабрика металлических изделий (Скобелевская, 13) производила веялки, сортировки, прочие сельскохозяйственные орудия [11]. Проволочно-канатный и гвоздильный завод (Скобелевская, 51) изготовлял проволоку, рудничные, тартальные, талевые, трансмиссионные канаты, гвозди, заклёпки, шайбы, колючую изгородь [12]. Вместе с И. С. Леванидовым Максимов основал у Темерника, близ железнодорожного вокзала паровую мукомольную мельницу.
В Грушевском бассейне Максимов открыл антрацитовый рудник, устроил его по последнему слову техники, проложил железнодорожный путь (двадцать вёрст) до станции «Алмазная» Юго-Восточной железной дороги, собственными паровозами перевозил ежегодно десять миллионов пудов каменного угля, четыре миллиона пудов кокса. В 1888 году приобрёл право на разработку залежей антрацита близ хутора Комиссарово-Лиховского около станции Лихая, устроил шахту с современным оборудованием, наладил добычу антрацита [13].
Интерес к каменноугольной промышленности распространился на малороссийские земли. В Славяносербском уезде Екатеринославской губернии братья Пётр и Владимир Максимовы приобрели более 1290 десятин земли, соорудили рудники по добыче курного каменного угля, устроили фабрикацию кокса, для чего были установлены печи по известной тогда американской системе «Коппе». Уголь и кокс приобретались металлургическими заводами Екатеринославщины, Приднепровья, Донецкого бассейна, западных, южных и центральных губерний Российской империи. Каменный уголь добывался и в лесных дачах Пермской области для местного сбыта.
Более того, Максимов заинтересовался нефтяным делом, приобрёл нефтяные участки, в 1894 году организовал в Грозном промыслы для добычи нефтяных продуктов, устроил в Ростове огромные резервуары и механизмы для их хранения, очистки, переработки, держал дегтярные склады на Степной улице.
Неугомонная натура требовала большего. На рубеже 80–90-х годов XIX века Максимов арендовал в Кубанской области известные тогда войсковые рыболовные промыслы «Ачуевские», организовал на их базе рыбоперерабатывающую промышленность, продукты которой неоднократно демонстрировались на Всероссийских выставках. Там наладилось производство рыболовных снастей и других принадлежностей. На берегу Азовского моря в Ивановском, Николаевском и других хуторах Весёло-Вознесенской волости Максимов купил 5872 десятин – некогда имение графа М. И. Платова, основал производство зерна и других сельскохозяйственных продуктов.
Ростовский комитет торговли и мануфактур высоко оценивал созидательную роль Петра Романовича в экономической, социальной и других сферах. На максимовских предприятиях находили себе средства к существованию тысячи рабочих, подрядчиков, управляющих, конторщиков, различных служащих, школьных, медицинских работников, речников, железнодорожников. Предприятия были благоустроены, некоторые имели свои больницы, школы, церкви.
Продукция, промышленная деятельность Максимова отмечены правительственными наградами, медалями, почётными отзывами Всероссийских, региональных промышленных выставок [13]. Максимов представлял новое, пореформенное поколение промышленной элиты, и здесь был первым и единственным в XIX веке многоотраслевым промышленником. Его многодесятилетняя деятельность укрепила экономический потенциал не только Донского края, но и всего Юго-Востока Российской империи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция ИКТ Ростов-на Дону
Конференция ИКТ в городе Ростов-на-Дону...
Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261
Данная статья предлагает методы,приемы, игровые ситуации, формы работы, используя которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...
Анализ эпизода "Встреча с вожатым" (Разработка урока) Выполнили - Алтухова И.В.,Яременко М.Я. г.Ростов-на-Дону, МБОУ "Гимназия № 46"
Решаемые учебные проблемы на уроке: Проследить за становлением личности Петра Гринева, определить роль личности Пугачева в истории Российского государства и в раскрытии основного конфликта повест...
Анализ главы "Вожатый" Подготовка к сочинениюю Презентация. Выполнили Алтухова И,В., Яременко М.Я. г. Ростов-на-Дону МБОУ "Гимназия № 46"
Умение понимать проблему, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях...
Эссе для конкурса "Учитель года Ростов-на-Дону 2019"
Конкурсная работа учителя истории гимназии №118 г. Ростова-на-Дону А.С. Новолодского...
Методическая разработка "Технологическая карта мероприятия в рамках образовательного проекта "Ростов-на-Дону - город открытый для школ""
Технологическая карта...
Виртуальная экскурсия. Поездка в Таганрог- с.Рожок- Ростов-на-Дону
План поездки с описаниями музеев и достопримечательностей можно использовать для организации детского отдыха, внеурочной деятельности, изучения краеведения и истории....