Творческие домашние задания по русскому языку как метод повышения эффективности обучения
статья по русскому языку на тему
Статья "Творческие домашние задания по русскому языку как метод повышения эффективности обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_domashnie_zadaniya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Санникова А.И.
МКОУ Аннинская СОШ №6
Творческие домашние задания по русскому языку
как метод повышения эффективности
обучения
Домашнее задание является одним из наиболее трудных структурных элементов урока. Именно оно нередко дается в спешке, в «свернутом» виде, перед самым звонком, а то и после. Этот элемент урока оказывается недостаточно продуманным и разработанным: учитель лишь указывает страницы или параграф учебника и номер упражнения, при этом отсутствует необходимая целевая установка. Такое домашнее задание предполагает одинаковое педагогическое воздействие на разных учащихся. Это ведет к неравномерности в распределении учебной нагрузки на учащихся, которая провоцирует отставание одних учащихся и снижение интереса к предмету у других.
Особое значение домашняя работа имеет при организации учебного процесса в системе развивающего обучения, которое предполагает «…формирование субъекта учения…т.е. ребенка, желающего и умеющего учиться…» (В.В.Давыдов). Поэтому в домашнем задании должны максимально учитываться индивидуальные особенности школьников, их познавательные интересы и склонности, а также организовываться индивидуальная или совместная деятельность в группах и парах. В соответствии с этим индивидуализация распространяется на содержание, объем, сложность, способ управления и контроля, создаются оптимальные условия для саморазвития.
Эффективность обучения зависит в большой степени и от правильно организованной домашней работы.
Система творческих домашних заданий позволит решить много задач, а именно:
• стимулирование познавательного интереса учащихся;
• повышение мотивации к учебному процессу;
• воспитание самостоятельности школьников в учебно-познавательной деятельности и ответственности за выполняемую работу;
• развитие самоконтроля при выполнении задания;
• выявление и развитие творческих способностей детей;
• получение более глубоких и широких знаний по предмету;
• воспитание информационной культуры;
•формирование исследовательских умений;
• формирование универсальных учебных действий;
• всесторонне развитие личности.
В реализации системы творческих домашних заданий необходимо учитывать некоторые моменты. Во-первых, творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у школьников уже есть достаточные знания и умения по предмету, творческое мышление, опыт творческой деятельности. Поэтому начинать работу с учащимися нужно уже с пятого класса. Во-вторых, в классе, как правило, учащиеся с различным уровнем способностей. Поэтому необходимо предлагать дифференцированные задания, давая право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. В-третьих, следует давать на выполнение творческого задания несколько дней, чтобы избежать перегрузки учащихся.
Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в классе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим, рождает интерес к предмету, повышает мотивацию к учению, способствует оптимизации психологической и физической нагрузки учеников. Можно предлагать учащимся выполнять домашнее задание с использованием ИКТ. Наиболее удачным работам желательно потом дать коллективную оценку.
Предлагаю примерные творческие домашние задания, используемые на уроках русского языка в разных классах.
Класс | Тема урока | Творческие задания | |||
Повышенный уровень | Средний уровень | Легкий уровень | |||
5 | Корень слова. | Подготовить презентацию «Четыре секрета корня». | Составить кроссворд «Третий лишний». | Составить гнездо слов с корнем -бел- (или любым другим) , подумать о происхождении этих слов. | |
6 | Фразеологизмы. | Подготовить шуточную иллюстрированную презентацию «Угадай фразеологизм». | 1) В данный текст вставить подходящие по смыслу фразеологизмы. 2)Составить кроссворд. | Подготовить выступление о происхождении одного фразеологизма, нарисовать иллюстрацию. | |
7 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | Подготовить презентацию «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях». | Составить словарный диктант, в котором наречие и существительное с предлогом употреблялось бы в сравнении (явиться вовремя – во время поездки). | Списать предложения, раскрывая скобки. Использовать критерии отличия наречий от других частей речи. | |
8 | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения». | Составить алгоритм определения типа односоставного предложения (можно в форме презентации). | 1) Викторина «Определи тип односоставного предложения». 2) Сочинение-миниатюра «Роль односоставных предложений в тексте». | Рассмотрите картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Подберите соответствующие содержанию картины безличные предложения, передающие состояние природы и настроение человека. | |
9 | Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. | Написать реферат на тему «Основные группы сложнопод- чиненных предло- жений по их значению». | Составить тест «Разграничение союзов и союзных слов». | Подготовить устное выступление по теме урока. |
Игнорировать проверку домашнего задания нельзя, иначе у школьников возникнут сомнения: обязательно ли его выполнять, раз оно не проверяется.
Творческое домашнее задание – это один из путей воспитания познавательного интереса и развития творческих способностей, а значит, продуктивного обучения. Возможности информационных технологий сделают домашнюю работу еще интересней для учеников, т.к. позволят сэкономить время в поисках нужной информации и оптимизируют учебную нагрузку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу "Физическая география России"
Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу «Физическая география России». На уроках в 8 классе целесообразно применять разнообразные виды домашних зада...
Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.
Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...
Презентации как инновационный метод повышения эффективности и качества обучения детей в отделении дополнительного образования на примере работы кружка "Бисероплетение"
В данной статье я хотела поделиться опытом работы по созданию презентаций и показать их роль как инновационного метода обучения детей. Я использую этот метод как на уроках технологии, так и на занятия...
Тематическая карта-задание как средство повышения эффективности обучения биологии
Статья содержит описание приемов использования на уроках биологии и внеурочных занятиях тематические карты-задания....
Роль проектного метода в повышении эффективности обучения иностранному языку.
Не утратил актуальность, а скорее, стал еще более актуальным, метод проектов в наше время. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных ...
Приемы и методы повышения эффективности урока русского языка в системе СПО.
В статье описаны приемы и методы, используемые мной на уроках русского языка....