Опыт работы педагога по воспитанию положительных качеств учащихся на уроках географии.
статья по географии по теме
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением.При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания и развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы педагога по воспитанию положительных качеств учащихся на уроке.
«…точное знание законов воспитания-
вот что раньше всего требуется
от учителя»
Л.С.Выготский.
Методисты, подчеркивая, что «учитель занимается не умственным аппаратом воспитанника, а его живой личностью», считали необходимым добиваться единства рационально-логического и эмоционального познания мира.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Необходимость данных мер продиктована как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.
Реализация основных направлений развития воспитания в системе образования призвана способствовать решению ряда важнейших задач:
- сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, развитие культуры межэтнических отношений;
- разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;
- формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;
- формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.
Н-р, воспитание учебного трудолюбия. Г9кл. урок «Машиностроительный комплекс в современной России». Работа в группах. Делю класс на три группы. Каждая получает задание на время: « сравнить развитие отраслей машиностроительного комплекса в разных регионах страны»Объясняю критерии оценивания: 1) время выполнения задания; 2) качество выполнения задания. В заключении каждая группа получает определенное призовое место и оценки В ситуации соревнования между собой у детей сработали знания, побудившие их с интересом отнестись к заданию и продуктивно его выполнить, что и способствовало развитию заинтересованности в приобретении необходимых знаний, учебного трудолюбия, взаимоуважения к учебной деятельности членов группы.
Учитель должен понимать, что любые его действия на уроке ( будь то стиль общения с учениками, способы объяснения нового материала или
дисциплинирующие замечания по отношению к расшалившимся ребятам)
всегда преломляются, трансформируются через внутренние психологические особенности личности учащегося. Часто эти внутренние условия оказывают решающее влияние на результаты педагогической работы и качества воспитываемой личности учащихся.
Н-р, в 6 классе при объяснении, что такое антропогенная деятельность человека, читаю стих:
Человек — твое влиянье на природу велико,
Но в своих благих деяниях нужно видеть далеко.
Раскопал ли котлован или ты прорыл канал,
Распахал земли участок или трассу проложил,
Ты подумай: «А природе я ничем не навредил?»
Да, рельеф он неживой и не чувствует он боль,
Но на нем ведь почва есть, и трава, и чудо-лес.
Ведь прекраснейший пейзаж —он всегда волнует нас.
Человек — ты весь в делах и тебе не ведам страх
За последствия творений, не обдуманных подчас.
Подожди, остановись! За природу ты борись.
Ведь природа — это все, без природы — ты ничто.
Становиться не только понятно, что такое антропогенная деятельность, к чему она ведет, но и воспитывается чувство боли за природу, землю, желание ее защитить, т.е. воспитание рачительного хозяина своей страны.
Использование стихов, отрывков из произведений, ролевых игр, соревнований воспитывает эмоционально-ценностное отношение к научным знаниям, к нравственным нормам, к эстетическим проявлениям действительности, к социально-политическим идеалам.
Н-р, 6 кл. изучение характера течения рек. «Внимательно рассмотри фото равнинной и горной реки. Какие чувства они у тебя вызывают? Может быть, ты найдешь черты, сходные с чертами характера человека?» В ответах слышится: « В зависимости от обстановки река ведет себя по-разному, как люди. В ровных условиях она теплая, но все хитрит, извивается, ведет себя тихо, почти бесшумно. А горная, наоборот, вся серая, с белой пеной, срывается вода вниз, у нее нет выбора….Как похоже это на людей, не правда ли?»
Н-р, 7 кл. при изучении темы исследований Земли. При использовании отрывка из книги « В дрейфе», где описывается плавание С.Каллахена.: Яхта «Наполеон Соло» потерпела крушение и человек в течении 76 дней вынужден был с минимальным запасом продовольствия и приспособлений дрейфовать на надувном плоту в Атлантическом океане. Далее описывается удивительная стойкость духа, знание особенностей природы, которые помогли ему выжить.
?- С какими трудностями столкнулся путешественник? Как он с ними боролся? Что помогло ему выжить? Какие качества личности путешественника помогли ему выжить в сложных условиях? Такие примеры воспитывают мужество, патриотизм, стремление к познанию неизвестного.
Н-р, в курсе географии России мы изучаем население. Учащиеся узнают о том, какие народы населяют нашу страну, об их обычаях и традициях. Сформировать и укрепить толерантное сознание у учащихся, можно, опираясь на понимание того, что наше многонациональное государство не будет успешно развиваться без прочного союза, дружбы народов. Происходит воспитание национального самосознания, уважения к народам России.
Большое значение имеет использование ролевых игр. Н-р, исчезновение малых народов на территории России. Игра «Заседание экспертного совета», где учащиеся выступают в ролях: географы, этнографы, экологи, коренные жители, работники органов местного управления . решается вопрос: возрождение хоз.деятельности коренных жителей п.Парень. Пензенской области. Оправдано ли переселение коренных жителей? Докажите свою точку зрения. Если альтернатива в данной проблеме?
В таких учебных ситуациях происходят положительные сдвиги в знаниях, умениях, развиваются творческие способности, так как это вызывает положительные эмоции, интерес к изучаемому, что придает ему уровень личностной значимости. Ролевые игры способствуют развитию культуры межличностных отношений.
Изучение тем, связанных с экологическим состоянием в нашей стране в сравнении с миром, ведущими странами мира, способствует воспитанию патриотизма, сопереживания, любви к Родине. Составление проектов по различным проблемным вопросам воспитывают качества социальной и коммуникативной компетентности школьников. Н-р, проекты решения : «Проблем Нечерноземья»
(8 кл), «Озера Байкал», «Азовского моря» и др. Воспитание патриотизма требует осознание каждым гражданином личной ответственности за судьбу своей страны, своего края.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.
При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания и развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....
Статья "Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках физики и математики"
Как формировать нравственные качества учащихся средствами уроков физики и математики? Я считаю, что эту работу нужно организовать по двум направлениям : личностные прототипы и личное поведение педагог...
Педагогическая концепция "Использование интегративного подхода в воспитании и обучении учащихся на уроках географии"
Интегративный подход в обучении учащихся на уроках географии: преимущества и недостатки...
Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»
В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...
Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"
Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...
Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках литературы
Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках литературы...
Опыт работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением/ на основе применения личностно-ориентированного подхода»
Мною выстроена системная работа, в результате которой развитие коммуникативных навыков осуществляется через общую коммуникативную направленность урочного взаимодействия с осуществлением во внеурочной ...