Рабочие программы по географии для 8 класса
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме
Программа и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_8_kl..docx | 20.24 КБ |
kal-tem_planir._8_kl..docx | 55.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочие программы
(линия В.П.Дронова, издательство «Дрофа»)
8 класс
Пояснительная записка
Программы:
- Примерная программа основного общего образования по географии. География России (7-9 класс)/сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.-М.:Дрофа, 2008.
- Баринова И.И., Дронов В.П, География России. 8-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы.-М.: Дрофа, 2009.
Количество часов: всего 68 часов, в неделю-2 часа. Практических работ-19, из них оценочных-11.
Оценочные практические работы:
- Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
- Определение поясного времени для разных пунктов России.
- Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений п.и. от строения земной коры на примере отдельных территорий.
- Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.
- Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
- Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
- Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
- Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
- Определение по картам и стат.материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
- Определение по стат.матриалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.
- Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Используемый УМК:
- Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл./В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе.-М.:Дрофа, 2010
- В.П.Сиротин. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011.
- Атлас. География России. 8 класс.- М.: Дрофа; Идательство ДИК, 2011.
Дополнительная литература:
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
- Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А.Кугут, Л.И.Елисеева и др.-М.: Глобус, 2010
- Интернет-ресурсы
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дополнительный материал | Формы контроля | Практические работы | д/з | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||||||
Что изучает география России | 1 | Вводный урок | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации | Уметь: -давать определение, что изучает физическая география России. Называть: -источники географической информации, методы географических исследований. -историю исследования территории России. | Представление о мире в древности | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. | Обозначение на к/к материков, океанов, частей света и крупных островов | ||||
Часть 1. Россия на карте мира (12 часов) | |||||||||||
Тема 1. Географическое положение России (4 часа) | |||||||||||
Географическое положение ак зеркало России. Виды и уровни географического положения России | 1 | Урок изучения нового | Географическое положение. Виды и уровни географического положения | Уметь: -давать определение, что изучает физическая география России. -давать комплексную характеристику моря. Называть: -источники географической информации, методы географических исследований. -крайние точки, территорию России, пограничные государства. -виды хозяйственной деятельности человека. -имена географических исследований. Знать: -береговую линию морей, особенности природы. -историю исследования территории России. | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §1 | |||||
Сравнение географического положения России и положения других государств | 1 | Урок актуализации заний и умений | Особенности географического положения России | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран | §2 | |||||
Экономико-и транспортно-географическое положение России. Соседи России | 1 | Практикум | §3 | ||||||||
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | 1 | Урок обобщающего повторения | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | §4 | |||||||
Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России (8 часов) | |||||||||||
Государственная территория России | 1 | Урок изучения нового материала | Территория и акватория | Знать: -понятие «государственная территория» Уметь: -находить информацию для изучения территории | История освоения и изучения территории России | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | §5 | ||||
Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория | 1 | Урок актуализации знаний | Экономически эффективная территория | Знать: -связь между ГП, природными условиями и хозяйством страны Уметь: -выделять существенные признаки объекта | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | §6 | |||||
Госуцдарственные границы России. Типы и виды российских границ | 1 | Урок актуализации знаний | Типы границ, виды границ | Знать: -основные типы и виды границ Уметь: -приводить примеры | Фронтальный устный опрос | §7 | |||||
Сухопутные и морские границы России | 1 | Практикум | Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона РФ | Знать: -понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства Уметь: -показывать границу России, соседние страны | Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт | §8 | |||||
Россия на карте часовых поясов | 1 | Практикум | Часовые пояса | Знать: -в каких часовых поясах лежит Россия Уметь: -определять поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Определение поясного времени для разных пунктов россии | §9 | ||||
Этапы и методы географического изучения территории | 1 | Урок-путешествие | История освоения и изучения территории России | Знать: -результаты географических открытий Уметь: -находить и анализировать информацию в разных источниках | История освоения и изучения территолрии России | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Составление по карте маршрута путешествия | §10 | |||
Особенности административно-территориального устройства россии | 1 | Урок изучения нового материала | Административно-территориальное и политико-административное деление | Знать: -специфику административно-территориального устройства РФ Уметь: -анализировать карту | Фронтальный устный опрос и индивидуальная письменная работа | Анализ карт | §11 | ||||
Обобщение по разделу «Россия на карте мира» | 1 | Урок обобщающего повторения | Особенности ГП России. Территория и акватория. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф. Экономическая зона РФ. Часовые пояса. | Знать: -объекты, связанные с ГП Определять: -специфику ГП и АТУ | Тестирование | ||||||
Часть 2. Природа России (35 часов) | |||||||||||
Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов) | |||||||||||
Геологическая история и геологическое строение территории России | 1 | Урок изучения нового | Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры | Знать: -основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории Уметь: -показывать их на крте | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология» | §12 | ||||
Рельеф России | 1 | Практикум | Распространение крупных форм рельефа | Знать: -основные формы рельефа, их связь со строением земной коры Уметь: -выделять существенные признаки объекта | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Анализ физической карты России | §13 | ||||
Как и почему изменяется рельеф России | 1 | Урок-исследование | Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма | Понимать: -взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа Уметь: -приводить примеры | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §14 | |||||
Стихийные природные явления в литосфере | 1 | Актуализация знаний и умений | Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой | Знать: -стихийные явления, связанные с литосферой Уметь: -объяснять существенные признаки явлений | Индивидуальный устный опрос | §15 | |||||
Человек и литосфера | 1 | Актуализация знаний и умений | Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений п.и. минеральные ресурсы страны и проблемы рационального их использования | Знать: -закономерности размещения п.и., основные бассейны и месторождения Уметь: -определять местоположение этих объектов на карте | Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа | Выявление зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений п.и. от строения земной коры на примере отдельных территорий | §16 | ||||
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона | 1 | Практикум | Особенности геологического строения, крупных форм рельефа и п.и. вашего региона | Понимать: -закономерности приодных явлений Уметь: -сопоставлять карты разного содержания | Фронтальная письменная работа | Используя атлас, описать рельеф республики по типовому плану | |||||
Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и п.и.» | 1 | Урок обобщающего повторения | Тестирование | §16 | |||||||
Тема 4. Климат и климатические ресурсы (7 часов) | |||||||||||
Факторы, определяющие климат России. Циклоны и антициклоны. | 1 | Урок изучения нового материала | Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны | Знать: -факторы, определяющие климат России Уметь: -объяснить образование циклонов и антициклонов | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §17 | |||||
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России | 1 | Урок-исследование | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения) | Понимать: -закономерности распределения тепла и влаги Уметь: -анализировать карты | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | 1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. 2.Анализ климатической карты 3.Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории | §18 | ||||
Сезонность климата | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Сезонность климата. Чем она обусловлена | Знать: -понятие «сезонность» Уметь: -использовать знания для фенологических наблюдений природы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | §19 | |||||
Типы климатов России | 1 | Урок актуализации и знаний умений | Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса | Знать: -характеристику типов климатов России Уметь: -составлять прогноз погоды | Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт | Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | §20 | ||||
Комфортность (дискомфортность) климатических условий | 1 | Урок-исследование | Степень благоприятности природных условий | Знать: -понятия комфортность (дискомфортность) климатических условий Уметь: -приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды | Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям | Фронтальная письменная работа | Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека | §21 | |||
Климат и человек | 1 | Практикум | Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления | Знать: -неблагоприятные явления, о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека Уметь: -приводить примеры и объяснять причины явлений | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §22 | |||||
Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы» | 1 | Урок обобщающего повторения | Тестирование | ||||||||
Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов) | |||||||||||
Разнообразие внутренних вод России. Реки | 1 | Урок изучения нового материала | Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России | Знать: -особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки; номенклатуру Уметь: -показать объекты на карте, распределение рек по бассейна м океанов | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | 1.Анализ карты «Водные ресурсы» 2.Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования | §23 | ||||
Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | Знать: -основные географические понятия, номенклатуру Уметь: -показать по карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты | Анализ карт, работа по заполнению контурных карт | Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата | §24 | ||||
Водные ресурсы и человек | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны | Знать: -меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогнозов и их использование | §25 | ||||
Внутренние воды и водные ресурсы РТ | 1 | Практикум | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны | Знать: -особенности вод своей республики, бассейны, режим, использование Уметь: -объяснять их размещение | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Оценка обеспеченности внутренними водами и водными ресурсами своенго региона | |||||
Обобщение по теме «Внутренние воды» | 1 | Урок обобщающего повторения | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота | Знать: -номенклатуру по теме Уметь: -называть и показывать на карте географические объекты | Тестирование | Нанесение на к/к географических объектов по теме | |||||
Тема 6. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа) | |||||||||||
Образование почв и их разнообразие | 1 | Урок изучения нового материала | Почвы и почвенные ресурсы. Почвы-основной компонент природы. В.В.Докучаев-основоположник почвоведения | Знать: -понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв Уметь: -объяснять существенные признаки почв | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §26 | |||||
Закономерности распространения почв | 1 | Практикум | Размещение основных типов почв | Знать: -закономерности распространения почв Уметь: -анализировать карту почв | Индивидуальный устный опрос | Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв РТ | §27 | ||||
Почвенные ресурсы России | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Почвенные ресурсы, меры по их сохранению | Знать: -значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь: -приводить примеры | Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §28 | |||||
Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы» | 1 | Урок обобщающего повторения | Почвы и почвенные ресурсы. Размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв | Знать: -зональные типы почв, их главные свойства. Уметь: -объяснять процессы почвообразования | Тестирование | ||||||
Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа) | |||||||||||
Растительный и животный мир России | 1 | Урок изучения нового материала | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России | Знать: -растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России Уметь: -объяснять размещение по природным зонам живых организмов | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Анализ карт «Растительность» и «Животный мир» | §29 подготовить сообщение «Растительность и животный мир РТ» | ||||
Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира | Знать: -понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране Уметь: -прогнозировать использование и охрану природных ресурсов | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы | §30 | ||||
Итоговый урок | 1 | Урок обобщающего повторения | Тестирование | ||||||||
Тема 8. Природное районирование (9 часов) | |||||||||||
Разнообразие природных комплексов. Формирование природных комплексов (ПТК) как результат длительного развития географической оболочки. Моря как крупные ПТК | 1 | Урок изучения нового материала | Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России | Знать: -понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России Уметь: -объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов | Учебное исследование по картам, решение географических задач | §31 | |||||
Природно-хозяйственные зоны России | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны | Знать: -что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в создании учения о природных зонах Уметь: -находить в разных источниках и анализировать информацию | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | §32 | |||||
Арктические пустыни, тундра и лесотундра | 1 | Урок-путешествие | Характеристика арктических пустынь, тундр, лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы | Знать: -характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр. Природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы. Уметь: -составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §33 | |||||
Леса | 1 | Урок-путешествие | Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы | Знать: -лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса Уметь: -объяснять причину их различия | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §34 | |||||
Лесостепи, степи пустыни и полупустыни | 1 | Урок-путешествие | Характеристика лесостепей, степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы | Знать: -характерные черты лесостепи, степи, полупустын7и и пустыни, их хозяйственное использование и экологические проблемы Уметь: -объяснять процессы почвообразования | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §35 | |||||
Высотная поясность | 1 | Практикум | Высотная поясность. От чего зависит выбор высотных поясов | Знать: -понятие «высотная поясность» Уметь: -объяснять набор высотных поясов в горах | Групповая работа. Беседа по результатам анализа каарт | §36 | |||||
Особо охраняемые природные территории | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы | Знать: -заповедники России Уметь: -показывать их на карте | Особо охраняемые территории России | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт | Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия» | §37 | |||
Природные зоны РТ. Экологические проблемы РТ | 1 | Практикум | Природная зона своей местности | Знать: -специфику природы своего края Уметь: -использовать приобретенные знания | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт | Составить характеристику природной зоны своей республики по типовому плану | |||||
Обобщение по теме: «Природное районирование» | 1 | Урок обобщающего повторения | Природно-территориальные комплексы. Уровни ПТК. Природные зоны. Высотная поясность особо охраняемые территории | Знать: -специфику природно-хозяйственных зон России Уметь: -объяснять существенные признаки природных зон, их экологические проблемы | Тестирование | ||||||
Часть 3. Население России (8 часов) | |||||||||||
Численность населения России. Особенности воспроизводства. Причины демографического кризиса | 1 | Урок изучения нового | Население России. Численность. Естественное движение, типы воспроизводства | Знать: -численность населения, страны, факторы воспроизводства Уметь: -объяснять различия в естественном приросте | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. | §38 | |||||
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие ее факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян | Знать: -своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни Уметь: -объяснять причину социальных процессов | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Сопоставление карт атласа | §39 | |||||
Этнический , языковой и религиозный состав населения | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Народы и основные религии. Россия-многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий | Знать: -народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии Уметь: -приводить примеры, работать с картой | Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §40 | ||||
Городское и сельское население | 1 | Практикум | Городское и сельское население, роль крупнейших городов | Знать: -особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь: -объяснять существенные признаки социальных явлений | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §41 | |||||
Размещение населения России | 1 | Практикум | Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими социально-экономическими факторами. Зоны расселения | Понимать: -географические особенности размещения; их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения Уметь: -приводить примеры, анализировать карты | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §42 | |||||
Миграция населения в России | 1 | Семинар | Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны | Знать: -понятие миграции и ее основные виды. Основные направления миграций на разных этапах истории. Причины миграций Уметь: -приводить примеры миграций | Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §43 | |||||
Люди и труд | 1 | Урок-исследование | Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы | Знать: -понятия: трудовые ресурсы, экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость Уметь: -приводить примеры | Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §44 | |||||
Обобщение по теме «Население» | 1 | Урок обобщающего повторения | Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направление и типы миграций. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения: городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны | Знать: -различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровни урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения. Оценивать изменения в численности населения, изменение в соотношении городского и сельского населения, развитие систем городских поселений. Уметь: -описывать особенности быта и религий отдельных народов | |||||||
Часть 4. Хозяйство России (12 часов) | |||||||||||
Что такое хозяйство страны. | 1 | Урок изучения нового | Что такое хозяйство страны, уровень развития хозяйства. Предприятие -первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы, сектора | Знать: -об изменении пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства Уметь: -объяснять процессы почвообразования | Частично-поисковая беседа | §45 | |||||
Как география изучает хозяйство | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Принципы размещения предприятий:: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства | Знать: -условия и факторы размещения предприятий Уметь: -объяснять чем различаются условия и факторы размещения | Эвристическая беседа | §46 | |||||
Тема 9. Первичный сектор экономики-отрасли, эксплуатирующие природу (10 часов) | |||||||||||
Состав первичного сектора экономики, особенности входящих в него отраслей | 1 | Урок изучения нового | Состав отраслей, эксплуатирующих природу | Знать: -состав первичного сектора экономики Уметь: -объяснять особенности размещения отраслей | Фронтальный опрос | §47 | |||||
Природно-ресурсный потенциал России | 1 | Практикум | Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы | Знать: -понятие «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны Уметь: -объяснять процессы почвообразования | Учебное исследование по картам, решение географических задач | §48, 49 | |||||
Сельское хозяйство | 1 | Практикум | Отличие с/х от других хозяйственных отраслей. Земля-главное богатство России | Понимать: -особенности с/х страны воспроизводства Уметь: -оценивать природные условия для ведения с/х | Учебное исследование по картам, решение географических задач | §50 | |||||
Земледелие | 1 | Урок актуализации знаний | Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. | Знать: -основные районы выращивания зерновых и технических культур. Районы садоводства и виноградарства Уметь: -объяснять принципы их размещения | Анализ экономических карт России с целью определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям | Учебное исследование по картам, решение географических задач, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Анализ карт «Зерновые культуры», «Технические культуры», «Агроклиматические условия» | §51 | |||
Животноводство | 1 | Практикум | Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства | Знать: -основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных Уметь: -объяснять принципы размещения | Анализ карты «Животноводство» | §52 | |||||
Лесное хозяйство. Охота | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Роль леса в жизни людей. Российские леса- важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного значения. Охота. Заготовка пушнины- традиционная отрасль российской экономики | Знать: -о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла Уметь: -объяснять проблемы этих отраслей | Составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Анализ карт «Растительность», «Животный мир» | §53 | ||||
Рыбное хозяйство | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыболовства | Знать: -рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства России Уметь: -объяснять проблемы этой отрасли | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | §54 | |||||
Географический фактор в развитии общества | 1 | Урок-исследование | Влияние природной среды на исторический процесс развития общества | Знать: -влияние природного фактора на развитие общества | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. | §55 | |||||
Первичный сектор экономики-отрасли, эксплуатирующие природу | 2 | Уроки обобщающего повторения | Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов | Знать: -особенности отраслей, эксплуатирующих природу, из географию и проблемы развития | Тестирование | ||||||
Обобщение пройденного | 3 | ||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...