Рабочие программы по географии для 8 класса
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

Программа и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_8_kl..docx20.24 КБ
Файл kal-tem_planir._8_kl..docx55.57 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочие программы

(линия В.П.Дронова, издательство «Дрофа»)

8 класс

Пояснительная записка

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по географии. География России (7-9 класс)/сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.-М.:Дрофа, 2008.
  2. Баринова И.И., Дронов В.П, География России. 8-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы.-М.: Дрофа, 2009.

Количество часов: всего 68 часов, в неделю-2 часа. Практических работ-19, из них оценочных-11.

Оценочные практические работы:

  1. Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений п.и. от строения земной коры на примере отдельных территорий.
  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков  по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.
  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
  9. Определение по картам и стат.материалам  крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
  10. Определение по стат.матриалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.
  11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Используемый УМК:

  1. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл./В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе.-М.:Дрофа, 2010
  2. В.П.Сиротин. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Атлас. География России. 8 класс.- М.: Дрофа; Идательство ДИК, 2011.

Дополнительная литература:

  1. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
  2. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А.Кугут, Л.И.Елисеева и др.-М.: Глобус, 2010
  3. Интернет-ресурсы

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                               



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дополнительный материал

Формы контроля

Практические работы

д/з

Дата проведения

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Что изучает география России

1

Вводный урок

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации

Уметь:

-давать определение, что изучает физическая география России.

Называть:

-источники географической информации, методы географических исследований.

-историю исследования территории России.

Представление о мире в древности

Эвристическая  беседа с использованием карт атласа.

Обозначение на к/к материков, океанов, частей света и крупных островов

Часть 1. Россия на карте мира (12 часов)

Тема 1. Географическое положение России (4 часа)

Географическое положение ак зеркало России. Виды и уровни географического положения России

1

Урок изучения нового

Географическое положение. Виды и уровни географического положения

Уметь:

-давать определение, что изучает физическая география России.

-давать комплексную характеристику моря.

Называть:

-источники географической информации, методы географических исследований.

-крайние точки, территорию России, пограничные государства.

-виды хозяйственной деятельности человека.

-имена географических исследований.

Знать:

-береговую линию морей, особенности природы.

-историю исследования территории России.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§1

Сравнение географического положения России и положения других государств

1

Урок актуализации заний и умений

Особенности географического положения России

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран

§2

Экономико-и транспортно-географическое положение России. Соседи России

1

Практикум

§3

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

1

Урок обобщающего повторения

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

§4

Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России (8 часов)

Государственная территория России

1

Урок изучения нового материала

Территория и акватория

Знать:

-понятие «государственная территория»

Уметь:

-находить информацию для изучения территории

История освоения и изучения территории России

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

§5

Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически   эффективная территория

1

Урок актуализации знаний

Экономически эффективная территория

Знать:

-связь между ГП, природными условиями и хозяйством страны

Уметь:

-выделять существенные признаки объекта

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

§6

Госуцдарственные границы России. Типы и виды российских границ

1

Урок актуализации знаний

Типы границ, виды границ

Знать:

-основные типы и виды границ

Уметь:

-приводить примеры

Фронтальный устный опрос

§7

Сухопутные и морские границы России

1

Практикум

Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона РФ

Знать:

-понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства

Уметь:

-показывать границу России, соседние страны

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт

§8

Россия на карте часовых поясов

1

Практикум

Часовые пояса

Знать:

-в каких часовых поясах лежит Россия

Уметь:

-определять поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Определение поясного времени для разных пунктов россии

§9

Этапы и методы географического изучения территории

1

Урок-путешествие

История освоения и изучения территории России

Знать:

-результаты географических открытий

Уметь:

-находить и анализировать информацию в разных источниках

История освоения и изучения территолрии России

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Составление по карте маршрута путешествия

§10

Особенности административно-территориального устройства россии

1

Урок изучения нового материала

Административно-территориальное и политико-административное деление

Знать:

-специфику административно-территориального устройства РФ

Уметь:

-анализировать карту

Фронтальный устный опрос и индивидуальная письменная работа

Анализ карт

§11

Обобщение по разделу «Россия на карте мира»

1

Урок обобщающего повторения

Особенности ГП России. Территория и акватория. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф. Экономическая  зона РФ. Часовые пояса.

Знать:

-объекты, связанные с ГП

Определять:

-специфику ГП и АТУ

Тестирование

Часть 2. Природа России (35 часов)

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)

Геологическая история и геологическое строение территории России

1

Урок изучения нового

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры

Знать:

-основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории

Уметь:

-показывать их на крте

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология»

§12

Рельеф России

1

Практикум

Распространение крупных форм рельефа

Знать:

-основные формы рельефа, их связь со строением земной коры

Уметь:

-выделять существенные признаки объекта

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Анализ физической карты России

§13

Как и почему изменяется рельеф России

1

Урок-исследование

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма

Понимать:

-взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа

Уметь:

-приводить примеры

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§14

Стихийные природные явления в литосфере

1

Актуализация знаний и умений

Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой

Знать:

-стихийные явления, связанные с литосферой

Уметь:

-объяснять существенные признаки явлений

Индивидуальный устный опрос

§15

Человек и литосфера

1

Актуализация знаний и умений

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений п.и. минеральные ресурсы страны и проблемы рационального их использования

Знать:

-закономерности размещения п.и., основные бассейны и месторождения

Уметь:

-определять местоположение этих объектов на карте

Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа

Выявление зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений п.и. от строения земной коры на примере отдельных территорий

§16

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона

1

Практикум

Особенности геологического строения, крупных форм рельефа и п.и. вашего региона

Понимать:

-закономерности приодных явлений

Уметь:

-сопоставлять карты разного содержания

Фронтальная письменная работа

Используя атлас, описать рельеф республики по типовому плану

Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и п.и.»

1

Урок обобщающего повторения

Тестирование

§16

Тема 4. Климат и климатические ресурсы (7 часов)

Факторы, определяющие климат России. Циклоны и антициклоны.

1

Урок изучения нового материала

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны

Знать:

-факторы, определяющие климат России

Уметь:

-объяснить образование циклонов и антициклонов

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§17

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

1

Урок-исследование

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)

Понимать:

-закономерности распределения тепла и влаги

Уметь:

-анализировать карты

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса.

2.Анализ климатической карты

3.Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории

§18

Сезонность климата

1

Урок актуализации знаний и умений

Сезонность климата. Чем она обусловлена

Знать:

-понятие «сезонность»

Уметь:

-использовать знания для фенологических наблюдений природы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§19

Типы климатов России

1

Урок актуализации и знаний умений

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса

Знать:

-характеристику типов климатов России

Уметь:

-составлять прогноз погоды

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды

§20

Комфортность (дискомфортность) климатических условий

1

Урок-исследование

Степень благоприятности природных  условий

Знать:

-понятия комфортность (дискомфортность) климатических условий 

Уметь:

-приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям

Фронтальная письменная работа

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека

§21

Климат и человек

1

Практикум

Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления

Знать:

-неблагоприятные явления, о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Уметь:

-приводить примеры и объяснять причины явлений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§22

Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы»

1

Урок обобщающего повторения

Тестирование

Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

Разнообразие внутренних вод России. Реки

1

Урок изучения нового материала

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России

Знать:

-особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки; номенклатуру

Уметь:

-показать объекты на карте, распределение рек по бассейна м океанов

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

1.Анализ карты «Водные ресурсы»

2.Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования

§23

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

1

Урок актуализации знаний и умений

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Знать:

-основные географические понятия, номенклатуру

Уметь:

-показать по карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты

Анализ карт, работа по заполнению контурных карт

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата

§24

Водные ресурсы и человек

1

Урок актуализации знаний и умений

Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны

Знать:

-меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогнозов и их использование

§25

Внутренние воды и водные ресурсы  РТ

1

Практикум

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны

Знать:

-особенности вод своей республики, бассейны, режим, использование

Уметь:

-объяснять их размещение

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Оценка обеспеченности внутренними водами и водными ресурсами своенго региона

Обобщение по теме «Внутренние воды»

1

Урок обобщающего повторения

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота

Знать:

-номенклатуру по теме

Уметь:

-называть и показывать на карте географические объекты

Тестирование

Нанесение на к/к географических объектов по теме

Тема 6. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)

Образование почв и их разнообразие

1

Урок изучения нового материала

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы-основной компонент природы. В.В.Докучаев-основоположник почвоведения

Знать:

-понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв

Уметь:

-объяснять существенные признаки почв

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§26

Закономерности распространения почв

1

Практикум

Размещение основных типов почв

Знать:

-закономерности распространения почв

Уметь:

-анализировать карту почв

Индивидуальный устный опрос

Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв РТ

§27

Почвенные ресурсы России

1

Урок актуализации знаний и умений

Почвенные ресурсы, меры по их сохранению

Знать:

-значение почв, охрану почв, мелиорацию земель.

Уметь:

-приводить примеры

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§28

Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

1

Урок обобщающего повторения

Почвы и почвенные ресурсы. Размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв

Знать:

-зональные типы почв, их главные свойства.

Уметь:

-объяснять процессы почвообразования

Тестирование

Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)

Растительный и животный мир России

1

Урок изучения нового материала

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России

Знать:

-растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России Уметь:

-объяснять размещение по природным зонам живых организмов

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Анализ карт «Растительность» и «Животный мир»

§29 подготовить сообщение  «Растительность и животный мир РТ»

Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира

1

Урок актуализации знаний и умений

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира

Знать:

-понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране

Уметь:

-прогнозировать использование и охрану природных ресурсов

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы

§30

Итоговый урок

1

Урок обобщающего повторения

Тестирование

Тема 8. Природное районирование (9 часов)

Разнообразие природных комплексов. Формирование природных комплексов (ПТК) как результат длительного развития географической оболочки. Моря как крупные ПТК

1

Урок изучения нового материала

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России

Знать:

-понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России

Уметь:

-объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§31

Природно-хозяйственные зоны России

1

Урок актуализации знаний и умений

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны

Знать:

-что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в создании учения о природных зонах

Уметь:

-находить в разных источниках и анализировать информацию

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

§32

Арктические пустыни, тундра и лесотундра

1

Урок-путешествие

Характеристика арктических пустынь, тундр, лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Знать:

-характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр. Природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы.

Уметь:

-составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§33

Леса

1

Урок-путешествие

Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы

Знать:

-лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса

Уметь:

-объяснять причину их различия

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§34

Лесостепи, степи пустыни и полупустыни

1

Урок-путешествие

Характеристика лесостепей, степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Знать:

-характерные черты лесостепи, степи, полупустын7и и пустыни, их хозяйственное использование и экологические проблемы

Уметь:

-объяснять процессы почвообразования

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§35

Высотная поясность

1

Практикум

Высотная поясность. От чего зависит выбор высотных поясов

Знать:

-понятие «высотная поясность»

Уметь:

-объяснять набор высотных поясов в горах

Групповая работа. Беседа по результатам анализа каарт

§36

Особо охраняемые природные территории

1

Урок актуализации знаний и умений

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы

Знать:

-заповедники России

Уметь:

-показывать их на карте

Особо охраняемые территории России

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»

§37

Природные зоны РТ. Экологические проблемы РТ

1

Практикум

Природная  зона своей местности

Знать:

-специфику природы своего края

Уметь:

-использовать приобретенные знания

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

Составить характеристику природной зоны своей республики по типовому плану

Обобщение по теме: «Природное районирование»

1

Урок обобщающего повторения

Природно-территориальные комплексы. Уровни ПТК. Природные зоны. Высотная поясность особо охраняемые территории

Знать:

-специфику природно-хозяйственных зон России

Уметь:

-объяснять существенные признаки природных зон, их экологические проблемы

Тестирование

Часть 3. Население России (8 часов)

Численность населения России. Особенности воспроизводства. Причины демографического кризиса

1

Урок изучения нового

Население России. Численность. Естественное движение, типы воспроизводства

Знать:

-численность населения, страны, факторы воспроизводства

Уметь:

-объяснять различия в естественном приросте

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

§38

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни

1

Урок актуализации знаний и умений

Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие ее факторы. Сокращение средней продолжительности жизни  россиян

Знать:

-своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни

Уметь:

-объяснять причину социальных процессов

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Сопоставление карт атласа

§39

Этнический , языковой и религиозный состав населения

1

Урок актуализации знаний и умений

Народы и основные религии. Россия-многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий

Знать:

-народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии

Уметь:

-приводить примеры, работать с картой

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§40

Городское и сельское население

1

Практикум

Городское и сельское население, роль крупнейших городов

Знать:

-особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность.

Уметь:

-объяснять существенные признаки социальных явлений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§41

Размещение населения России

1

Практикум

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими социально-экономическими факторами. Зоны расселения

Понимать:

-географические особенности размещения; их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения

Уметь:

-приводить примеры, анализировать карты

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§42

Миграция населения в России

1

Семинар

Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны

Знать:

-понятие миграции и ее основные виды. Основные направления миграций на разных этапах истории. Причины миграций

Уметь:

-приводить примеры миграций

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§43

Люди и труд

1

Урок-исследование

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы

Знать:

-понятия: трудовые ресурсы, экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость

Уметь:

-приводить примеры

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§44

Обобщение по теме «Население»

1

Урок обобщающего повторения

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направление и типы миграций. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения: городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны  

Знать:

-различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровни урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения. Оценивать изменения в численности населения, изменение в соотношении городского и сельского населения, развитие систем городских поселений.

Уметь:

-описывать особенности быта и религий отдельных народов

Часть 4. Хозяйство России (12 часов)

Что такое хозяйство страны.

1

Урок изучения нового

Что такое хозяйство страны, уровень развития хозяйства. Предприятие -первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы, сектора

Знать:

-об изменении пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства

Уметь:

-объяснять процессы почвообразования

Частично-поисковая беседа

§45

Как география изучает хозяйство

1

Урок актуализации знаний и умений

Принципы размещения предприятий:: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства

Знать:

-условия и факторы размещения предприятий

Уметь:

-объяснять чем различаются условия и факторы размещения

Эвристическая беседа

§46

Тема 9. Первичный сектор экономики-отрасли, эксплуатирующие природу (10 часов)

Состав первичного сектора экономики, особенности входящих в него отраслей

1

Урок изучения нового

Состав отраслей, эксплуатирующих природу

Знать:

-состав первичного сектора экономики

Уметь:

-объяснять особенности размещения отраслей

Фронтальный опрос

§47

Природно-ресурсный потенциал России

1

Практикум

Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы

Знать:

-понятие «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны

Уметь:

-объяснять процессы почвообразования

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§48, 49

Сельское хозяйство

1

Практикум

Отличие с/х от других хозяйственных отраслей. Земля-главное богатство России

Понимать:

-особенности с/х страны воспроизводства

Уметь:

-оценивать природные условия для ведения с/х

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§50

Земледелие

1

Урок актуализации знаний

Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Знать:

-основные районы выращивания зерновых и технических культур. Районы садоводства и виноградарства

Уметь:

-объяснять принципы их размещения

Анализ экономических карт России с целью определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям

Учебное исследование по картам, решение географических задач, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Анализ карт «Зерновые культуры», «Технические культуры», «Агроклиматические условия»

§51

Животноводство

1

Практикум

Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства

Знать:

-основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных

Уметь:

-объяснять принципы размещения

Анализ карты «Животноводство»

§52

Лесное хозяйство. Охота

1

Урок актуализации знаний и умений

Роль леса в жизни людей. Российские леса- важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного значения. Охота. Заготовка пушнины- традиционная отрасль российской экономики

Знать:

-о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные  районы страны, географию пушного промысла

Уметь:

-объяснять проблемы этих отраслей

Составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Анализ карт «Растительность», «Животный мир»

§53

Рыбное хозяйство

1

Урок актуализации знаний и умений

Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов.  Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыболовства

Знать:

-рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства России

Уметь:

-объяснять проблемы этой отрасли

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§54

Географический фактор в развитии общества

1

Урок-исследование

Влияние природной среды на исторический процесс развития общества

Знать:

-влияние природного фактора на развитие общества

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

§55

Первичный сектор экономики-отрасли, эксплуатирующие природу

2

Уроки обобщающего повторения

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов

Знать:

-особенности отраслей, эксплуатирующих природу, из географию и проблемы развития

Тестирование

Обобщение пройденного

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...