Научно-исследовательская работа "Гора Богдо"
творческая работа учащихся по географии (11 класс) по теме
Ученица работу посвятила г. Богдо, которая находится на территории Астраханской области. Данная гора заитересовала ее тем, что существует много легенд и преданий в калмыцком фольклоре. Также г. Богдо находится рядом с Калмыкией. У горы много неразгаданых тайн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_issedovatelskaya_rabota.docx | 53.58 КБ |
nauchno_issledovatelskaya_prizentaciya.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Научно - исследовательская
работа:
«Гора Богдо»
Выполнила: Лиджиева Гиляна
Научный руководитель: Делеева Светлана Кониевна
План
1. Географическое положение горы. История Исследования
2. Описание горы
3. Природа горы Богдо
4. Легенды и предания о горе Богдо
5. Почему я выбрала данную тему?
6. Приложение
7. Литература
8. Презентация
Географическое положение горы Богдо
На территории современной Астраханской области, к югу от озера Баскунчак, расположена гора Богдо - единственная настоящая гора в Прикаспийской низменности. Подножие её лежит на два десятка метров ниже уровня моря, а вершина - примерно на 130 выше. Высота горы увеличивается с каждым годом примерно на 1 мм из-за выпирающего соляного купола. Гора Большое Богдо входит в заповедную зону Астраханской области. В горе имеются провалы и карстовые пещеры длиной до 1,5 км (Большая Баскунчакская пещера). Кроме того, это единственное место в Европе, где триасовые осадочные породы, богатые скелетными останками, выходят на поверхность.
Вершина, несмотря на свою скромную абсолютную высоту, хорошо видна за десятки километров, так как расположена на засушливой, едва ли не идеально плоской равнине, покрытой полынно-солянковой полупустынной растительностью и лежащей почти на уровне мирового океана. Большой Богдо, «монопольно» возвышающийся посреди плоской местности, служит основным ориентиром в приграничных с Казахстаном районах Астраханской обл. Одинокая высокая гора, меняющая свою окраску в зависимости от сезона года и времени суток, с древних времен вызывала у местного населения священный трепет.
Свое название гора Богдо получила благодаря калмыцкой молельне, что находилась на горе. Гора Богдо с калмыцкого означает святая гора.
История исследования
В 1854 году на горе Богдо работал геолог И.Б.Ауэрбах, написавший после этого труд: «Гора Богдо. Исследования, произведенные по поручению Императорского Русского Географического общества...» (1871).
Об объеме работы и широте охвата проблемы можно судить уже по ее содержанию: 1. Орографическое описание местности; 2. Геологическое описание горных пород и их напластования; 3. Частное описание горных пород и химические анализы: известняки; глины; песчаники; гипсы; 4. Органические остатки: подробное описание найденных окаменелостей, с изображением их на 4 таблицах: растения; животные; 5. Возраст горных пород Большого Богдо; 6. Заметка о ящерицах и змеях, собранных на Б.Богдо, К.Ф.Кесслера; 7. Список насекомых, по определению проф. А.П.Богданова; 8. Список растений, по определению С.С.Щеглеева. Кроме этого в работе описана гора Малое Богдо, Чапчачи и Бисчохо. А также приведены первые метеорологические наблюдения.
Объем и новизна (на тот период) исследований, выполненных Ауэрбахом и его коллегами, требуют более подробного рассказа об этой экспедиции. Вместе с И.Б. Ауэрбахом в ней принимали участие два топографа - Смирягин и Троицкий, сопровождал экспедицию полковник Корнилов. Экспедиция отбыла 15 июля 1854 года на пароходе из Нижнего Новгорода, 25 июля была в Царицыне, а 5 августа - на Баскунчаке. После обследования окрестностей, проведения барометрических, психрометрических и магнитных наблюдений, выполненных Ауэрбахом, топографы 25 августа приступили к геодезической и топографической съемке Большого Богдо. Как указано в письме И.Б. Ауэрбаха в Географическое общество, по его распоряжению был сделан вертикальный разрез на Б.Богдо высотой в 234 метра (768 ф), в котором обнажилось 379 различных слоев.
За исследованиями Ауэрбаха последовала целая серия ботанических исследований: в 1865, 1871, 1877 и 1882 годах здесь работал Беккер. В апреле 1890 года описание растительности здесь сделал известный ученый Пачоский (1892).
В 1902 году здесь побывал ботаник Гордягин, который несколькими годами позже выпустил работу «Поездка в Астраханскую пустыню». В ней он подробно описал саму гору, сделал обзор исследований этого региона и дал очень подробное описание растительности горы. При этом он заметил: «Гора Богдо уединенно стоящая посреди окружающей равнины, представляет собой прекрасный объект для исследования тех изменений в составе флоры, которые совершаются за сравнительно короткие периоды времени и происходят главным образом под влиянием человека... И если бы лет 70 назад, во времена Клауса, был составлен полный список растений Б.Богдо, мы в настоящее время, может быть, уже имели бы возможность сделать некоторые заключения об этих изменениях».
Гордягин привел в этой работе полный список растений, встреченных им на горе, а так же перечислил все известные ему гербарии, составленные из растений, собранных здесь. Несколько таких гербариев хранилось в то время в Казанском университете, где работал Гордягин. В частности, гербарий Эверсмана (Ботанический кабинет Казанского университета, собран в 1829 г. Во время путешествия Эверсмана с Клаусом и Людвигом), гербарий Н.П.Вагнера (там же, собран, по мнению Гордягина, в 1846 г во время поездки П.И.Вагнера вместе с Бутлеровым, Киттары и Пятницким) и гербарий Р.В.Ризоположеннского, собраный 4 июня 1893 г. В распоряжении Гордягина был и материал, собранный на Богдо Б.А.Келлером в августе 1903 г.
Однако предпринятые в 80-х годах поиски этих гербариев ни к чему не привели. В фондах университета они не числились. Специалисты Казанского университета сообщили, что в период Великой отечественной войны в Казань были эвакуированы фонды Ботанического института из Ленинграда, которые хранились вместе с гербарными фондами Казанского университета. После
войны все было возвращено в Ленинград, и, возможно, гербарии с г.Б.Богдо попали туда.
Привлекала гора и геологов и палеонтологов. В разное время здесь проводили свои исследования К.М.Бэр, И.Б.Ауэрбах, А.А. Гедеонов. Знаменитый писатель и палеонтолог Ефремов И.А. собирал на горе триасовых лабиринтодонтов, передвигаясь по самым крутым склонам с помощью каната. В связи с дикостью старинных местных нравов (влияние которых чувствуется и в современное время) вокруг горы Большое Богдо вечно что-то происходит драматическое. Например:
«Ведь мало кому известно, что в 1772 году в окрестностях Богдо проводила исследование экспедиция Самуила Георгиевича Гмелина - доктора врачебных наук Императорской Академии наук. Два года спустя, когда Гмелин возвращался из экспедиции, в Южном Дагестане, каракайский усмий Эмир-Гамзы взял академика в плен и потребовал от царского правительства 30 тысяч рублей выкупа. Выкуп так и не прислали. Не выдержав нечеловеческого обращения, Гмелин умер.»
Описание горы
Вдали виден фиолетово - голубой силуэт горы, напоминающий лежащего огромного зверя. Вблизи впечатление о горе меняется: сложенная из пластов бледно-розовых, красных, бурых, оранжево-бордовых, голубых глин, серых известняков, кристаллического гипса, при солнечном освещении гора напоминает кучу лент, оброненных сказочным коробейником.
Гора большое Богдо - неповторимое творение природы не только на Прикаспийской низменности, но и на всей Русской равнине.
Необычность горы, прежде всего в том, что в обрывах её восточных склонов на поверхность выводят древнейшие слои земных пород, в частности морского трисса, что бывает исключительно редко. Наличие в обрывах горы морского триаса с окаменелыми останкам животных, живших 200-250 млн.лет назад, делает гору как бы геологическим музеем под открытым небом. Еще со времен русских академиков Лепехина, Гмелина, Паласа сюда, как паломники в Мекку, устремляются геологи и естествоиспытатели, Чтобы прикоснуться к давно ушедшему геологическому времени.
Здесь, в лабиринтах красных глин, тяжелых песчаников и конгломератов горы Большое Богдо, геолог видит, как насыщена земля памятью прошлого. Не верится, что когда-то здесь была вода (её сейчас с трудом добывают из глубоких скважин) и процветала иная жизнь. Однако наука доказывает, что всего несколько тысячелетий назад Прикаспийская низменность была дном Южного моря.
Уникальность горы Большое Богдо состоит и в том, что её фундаментом, ядром служит монолит каменной соли, образовавшийся в пермский период истории Земли, предшествовавший триасу. Соль, осевшая тут из вод обширного высыхавшего и отступавшего моря, позднее была погребена под мощными слоями осадочных пород. Однако, имея удельный вес меньше удельного веса покрывающих её пород и обладая, подобна льду в ледниках,
асфальту или вару, текучестью, соль медленно, но неуклонно поднималась вверх. Выжимаясь, она приобретала форму линз, колонн, грибов, а в общем -куполов. Места поднятий этих куполов отмечены на поверхности курганами, горами. Большое Богдо и есть одна из таких гор. Это растущая гора. Исследованиями установлено, что она ежегодно становится выше на 1 мм. Кажется, пустяки. Однако если с такой скоростью она росла с момента образования триаса (195 млн. лет назад), то высота её была бы 195 км. Значит, в отдельные периоды рост горы приостанавливался или она поднималась значительно медленнее.
Уникальность горы Большое Богдо и в том, что она - одна из немногих звучащих гор. Будучи древнейшим геологическим образованием, эта гора подверглась сильным разрушениям под влиянием ветра, температуры, воды, времени. Особенно хорошо они видны на восточных склонах горы. В подобных пчелиным сотам углублениях, узких, различных по форме и глубине, уходящих внутрь горы трещинах, трубчатых пустотах, глубоких каменных карманах воздушные струи, вращая окатанные зерна кварцитаи яшмы, тонкие пластинки гипса, делают гору звучащей. Сквозняки, возникающие в трещинах и щелях даже при слабом ветре, создают звуки, в которых можно услышать и горестный плач, и страстный шепот, и злое бормотание. Неудивительно, что в древние времена, кочевавшие в окрестностях горы калмыки, не зная истинных причин явления, почитали её священной - местом обитания горного духа Цаган-Эбугена. Отсюда и происходит название горы, означающего в переводе с тюркского «Святая гора». Гора Богдо ко всему прочему еще и геолого-минералогический склад. В её недрах открыты бурый железняк и свинец, медная руда и сера, известняк и мел, кристаллы кварцита и яшмы и целая палитра минеральных красок.
Природа горы Богдо
В отложениях горы Большое Богдо ученые находят останки древних земноводных. Тут было поистине царство чудовищ: бороздили воды лабиринтодонты, паротозавры, ветлугозавры. Некоторые рептилии вели хищный образ жизни и были похожи на акул. Это ихтиозавры, или рыбоящеры, достигавшие 12 м в длину. А плезиозавры длиной до 15 м напоминали змей, продетых в туловища черепах. Другие рептилии парили в воздухе и имели размах крыльев до 8 м. Среди наземных рептилий встречались гиганты диплодоки, тело которых достигало 30 м в длину, а массу - 60 тонн. Все это скопище чудищ было в движении: одни медленно ползали, другие прыгали или бегали, третьи плавали, четвертые летали. Но чаще всего в отложениях горы Большое Богдо попадаются другие лабиринтодонты -тремотозавры. Эти земноводные внешне напоминали крокодилов или саламандр. Длина их тела достигала 5 м. Одной из экспедиций Саратовского госуниверситета удалось вырубить череп такого тремотозавра из известняка в штольне горы Большое Богдо. Неоднократно в отложениях горы находили зубы, части черепов и скелетов тремотозавров.
Гора Богдо имеет также уникальный растительный покров. Здесь на сравнительно небольшой территории встречаются растения не только редкие, но и такие, которых в пределах Астраханской области больше нет. На небольшой площади горы Большое Богдо и окрестностей соляного озера Баскунчак зарегистрировано 257 видов растений, принадлежащих к 42 семействам. Из многолетников тут прижились 28 фанерофитов (деревья, кустарники и полукустарники), 21 хамефит (кустарнички и полукустарнички). Из 257 видов растений 207 - травянистее.
Разнообразие в рельефе горы сказывается и на растительности. На склонах горы прижились растения пустынной ориентации, а по балкам (Суриковская, Красная, Терновая) - мезофитные и даже гидрофитные. На
склонах горы растет много злаков (пырей сибирский, пырей гребенчатый, пырей пустынный), полыни (полынь бедно-цветковая, полынь Лерха и другие). Все эти растения - прекрасный корм для диких животных, в том числе и ценнейшего представителя здешней фауны - сайгака.
К сожалению, в настоящее время в окрестностях горы производят распашку земель, выпасают скот, ведут механический покос трав. В результате на слабых почвах развиваются подвижные пески, сокращается видовой состав растительного покрова, а от бывших садов остались только пеньки и редкие одичавшие деревья.
Из 24 видов растений Астраханской области, занесенных в Красную книгу России, 10 отмечены для горы Большое Богдо и её окрестностей.
Легенды и предания
Овеянная красивыми легендами и преданиями священная гора Богдо на протяжении многих столетий притягивает к себе верующих. Испокон веков калмыки свято верили в ее чистоту, считая, что под горой в пещере обитает хозяин земли, Цапан овгн. На праздник Ypc Cap его изображение помещали на вершину, совершая обряд жертвоприношения. В одной старинной калмыцкой легенде говорится о том, что два брата - буддистских монаха - решили совершить подвиг, достойный богатыря. Долгое время они молились богу, прося у него сил. Обретя небывалую силу, они приподняли гигантскую гору и понесли в сторону Волги. Когда до желанной цепи осталось совсем чуть-чуть, и показалось голубая полоска великой реки, явилась перед ними девушка красоты неземной. Не выдержал один из братьев, возжелал красавицу и в тот же миг был лишен сверхъестественной силы. Не выдержал брат тяжести горы, зашаталась она, накренилась и придавила обоих братьев. С тех пор недалеко от реки Волги стоит гора, окрашенная с одной стороны в кроваво-красный цвет. Говорят, что когда идет дождь, с вершин по красноватым камням гранитно-базальтовых пород стекают дождевые потоки и оттого кажутся красными. Эти потоки символизируют жизненные соки - кровь и пот святых людей. Чем выше поднимаешься, тем больше меняется почва под ногами: красного и серого цвета камни и песок все чаще встречались на пути. На северной стороне у подножия горы раскинулось белой гладью соленое озеро Баскунчак. На западе, прямо перед горой, находится поселок Баскунчак, где уже много лет живут люди, добывая соль. Далеко на юге течет красавица Волга. Где-то на востоке находится Казахстан. Говорят, что Большое Богдо обладает огромной энергией, которая передается тем, кто побывал на ней. Все, кто восходит на священную гору, обязательно должны привязывать цветные ленты, как бы выражая почтение хозяину земли.
Нет, пожалуй, на всем земном шаре больше ни одной горы, с которой бы связывалось такое количество легенд, преданий и просто сказок. Приведу одну из них - калмыцкую легенду «Воющая гора».
Было это давно, в те годы, когда прадеды первых переселенцев из Монголии пришли в эти места. Был жаркий летний день. По ровной выжженной степи тянулся караван, направляясь к Святой горе, что, возвышается у большого соленого озера. Это были калмыки. Предводитель каравана уверенно вел верблюдов у той части львиной горы (Арслан-Ула), где в глубоком длинном овраге, спускающемся с горы в озеро, из-под земли выбивались шумные резвые ключи с вкусной холодной водой. Подойдя к роднику, люди с наслаждением припали к его холодным освежающим струям. Из толпы кочевников выделился нестарый человек с бритой головой. Это был лама, священнослужитель. Он позвонил в колокольчик и воскликнул: «Люди, слушайте!». Все умолкли, а он продолжал: «Пейте сами и поите скот. Потом идите на Богдо - Святую гору. Надо принести дары нашему великому Будде». Все длинной вереницей двинулись на молитву. Тропинка начала круто подниматься к вершине горы. Среди нагромождения скал, иссеченных ветром. С причудливыми по форме пустотами, пока не вывела путников на открытое плато. Где далее гряда за грядой поднимались они по склону, покрытому травяным дерном. Как взволнованное море, как пена на волнах, белели на грядах полосы наклоняемого ветром ковыля. А высоко в небе над скалами плавными медленными кругами парили два степных орла, высматривая на земле суслика. Отсюда, с высоты птичьего полета, казалось, что прямо у подножия горы расстелилось огромное озеро, слепящее белизной и манящее путников к водной глади. Впереди шел лама в желтой остроконечной шапочке с красной кисточкой, в широком халате из красно-желтой ткани. Когда они проходили мимо скал, подул сильный восточный ветер и раздались неясные звуки, похожие на то заунывный плач, то на всхлипывания. «Остановитесь! - воскликнул лама. - Слышите, это гневается на вас великий Будда. Он ждет хороших подарков». Люди склонили головы и в страхе продолжали медленно
подниматься на гору. Дикий пейзаж, таинственный гул, наставления ламы -все это усиливало религиозные чувства богомольцев, вызывало священный страх перед грозным Буддой.
По узкой тропинке, над которой нависали огромные глыбы скал, готовые ежеминутно упасть на головы людей, продолжали они путь за ламой. Вдруг дорогу преградили ползущие змеи, что вызвало еще больше ужаса и трепета перед всемогущим Буддой.
На выступах скалы кочевники расставили своих бурханов и долго монотонно пели молитвы под аккомпанемент труб, бубна и колокольчиков. Затем началось жертвоприношение: в пропасть горы они бросали персидские, греческие золотые и серебряные монеты, бараньи и коровьи рога, стрелы, копья. Женщины снимали бусы и бросали их туда же. Те, кому нечего было принести в жертву, отрывали лоскутки от одежды или сапог, заворачивали в них камешки и бросали в пропасть.
Вечером, сидя вокруг догорающего костра, кочевники слушали ламу. Он говорил: «В пропасти Богдо-горы живут святые люди, которые питаются солью. На дне пропасти находится вода, ибо однажды во время жертвоприношения один наш земляк упал туда и появился на Волге в целости. Приехал как-то из Тибета, - продолжал рассказ священнослужитель,- великий Далай-лама. Он поднялся на вершину горы, совершил моление и откушал приготовленную на священном огне похлебку. Остатки божественной пищи он выплеснул с горы. Через некоторое время из божественной похлебки образовалось соляное озеро. Видите под горой, - он указал рукой на белоснежную гладь, сверкающую в лучах полуденного солнца, - огромное озеро. После обеда Далай-лама лег отдохнуть на Богдо-горе, и она вытянулась по его росту, потому и длинная такая», - завершил рассказ лама.
Профессор ботаники Самуэль Готлиб Гмелин в своем труде «Путешествие по России для исследования трех царств природы2 привел калмыцкие предания об образовании горы Богдо и озера Баскунчак. В первом рассказывается о двух святых калмыках, которые решили перенести гору
Богдо с берегов Яика к Волге. Когда они приближались к Волге, один из них «осквернил себя злым помышлением» ( как тут же отмечает Гмелин, по другой версии - «учинил блуда деяние»). Грешник тут же потерял силы, и гора придавила его. Второй калмык не мог один справиться с горой, и она осталась на том месте, где стоит ныне. В другом предании объясняется, как появилось Баскунчакское озеро. Некогда Далай-лама во время кочевки обедал на месте нынешнего озера Баскунчак, остаток соленой похлебки он вылил на землю. Из этой соли постепенно и образовалось озеро. Гора же Богдо сделалась огромной оттого, что тот же Далай-лама иногда на ней кочевал. Эти же предания как одно целое приводит Н.А.Нефедьев в своей книге «Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте»(1834). Здесь вместо калмыцких святых действуют два монгольских праведника, гору Богдо они несут соответственно не от Урала, а из Джунгарии. После их неудачи гору Богдо на новом месте посетил Далай-лама, кушал на ней и солеными остатками соей трапезы произвел огромное Баскунчакское озеро. Кстати, название озеру Баскунчак дали казахи. Калмыки же называли его Богдын хар нур.
Спустя почти столетие ученый-естествоиспытатель Г.П.Федчанко дополняет рассказ Гмелина о горе Богдо и озере Баскунчак. В одном из примечаний в своей книге «О самосадочной соли и соленых озерах Каспийского и Азовского бассейнов»(1870), приведя вышеизложенные сюжеты, Г.Федченко публикует другую версию калмыцкого предания, записанную им во время путешествия по южной и юго-восточной России в начале 60-х годов XIX века. Здесь труд выполняет уже сам Далай-лама, который решил с горы на Урале натаскать земли в болотистую приволжскую степь. Он насыпал Большой кусок земли, взял с собой хлеба, соли и пошел в степь. В отличие от сюжетов Гмелина и Нефедьева эта версия приписывает Далай-ламе не только образование Баскунчакского озера, но и священной горы Богдо, а также холма Богдо Малое (My Богдо). Сделав привал, уставший Далай-лама, отсыпал часть земли из мешка, так появилось Богдо Малое. Он идет дальше, силы его слабеют, но он идет до кровавого пота. Наконец. Дала£ лама падает под тяжестью своей ноши. Мешок с землей каменеет и остается навеки священной горой Богдо. Из рук Далай-ламы упал, и узелок с солью которую размыла вода, так образовалось озеро Баскунчак.
В вышеприведенных преданиях о горе Богдо действуют святые люди Далай-лама, праведники, ламы. Факт выполнения труда именно святым людьми призван объяснить не только образование горы Богдо, но и е священность, причину поклонения ей калмыков. В предании, записанном Федчанко, народ сообщает, что Далай-лама взялся за тяжелую работу благородной целью, чтобы засыпать уральской землей болотистую поверхность калмыцкой степи. Ради этого Далай-лама жертвует собой. О другой причине выполнения труда говорится в предании из сборника «Каспийские легенды и сказки» (Волгоград 1969). В этом вариант действующими лицами являются не святые люди, а два богатыря - отец и сын Они пасли отары чужих овец. В ту пору в прикаспийской степи не был» никаких возвышенностей, и уследить за разбредающимися овцами было трудно. Отец и сын отправились на Урал, решив принести оттуда по глыб' уральского камня, чтобы использовать их в калмыцкой степи как наблюдательные пункты. Отец взял большую глыбу, а сын поменьше. В пути младший богатырь изнемог и умер. Похоронив сына, отец со своей ношей отправляется дальше. Проходя берегом соленое озера, он нагнулся, чтобы взять в рот щепотку соли, и тут глыба всей своей тяжестью придавила его Земля вокруг от крови окрасилась в багряный цвет. Глыба стала горой Богдо.
В 1969 году калмыцким писателем Морхаджи Нармаевым в газет! «Сельская жизнь» был опубликован еще один вариант предания о перенос! горы Богдо к берегам Волги. В этом сюжете, как и в варианте с сорок; монахами, говорится, что отделившиеся от Джунгарии предки калмыков долгие годы двигались на запад. И все это время они несли с coбой священную гору Богдо. В вышерассмотренных вариантах гора Богдо
становилась священной. Как только образовалось на новом мест, как и в указанном варианте, гору Богдо приносят в приволжские степи как народную святыню. В предании сообщается о поверье, гласившем, что священную гору Богдо можно было нести только храбрым и честным людям. Ее по очереди, сменяясь по двое, несли сто самых испытанных богатырей. И вот в одно утро подошли очередные два богатыря. Один, взявшийся с южной стороны, поднял свою часть и ждет, когда его напарник сделает тоже самое с северной стороны. Но тот, подняв свою часть до колен, не мог осилить привычную тяжесть. Его сразу заподозрили в нечестности. Три раза спросили его, в чем он провинился, но обманщик не признался. Когда он в третий раз произнес: «Я, люди, невиновен!», случилось чудо: гора всей своей громадой придавила лжеца. И целый бурдюк топленого масла покатился к ногам удивленных людей, и поняли они, что силач тот был вором. С тех пор гора осталась на том месте, став двухцветной: весь северный склон её красен от нечистой крови вора и лжеца, а южный, где другой батыр трудился, остался незапятнанно белым. Этиологическая концовка характерна и для других преданий. Как отмечал С.Г. Гмелин, «Калмыки сим изъявляют особый вид горы, которая с первоначальной стороны цела, а с другой расселась». Н.А.Нефедьев, комментируя концовку предания, сообщает, что южная часть горы состоит из слоев гипса и алебастра, а другая из красной глины.
Каково же происхождение калмыцких преданий о горе Богдо? Какая существует связь между этой реальной горой в современной Астраханской области и той горой Богдо, что упоминается в ойрат - калмыцких летописях, сказках, эпосе «Джангар».
Известный русский ученый и путешественник Григорий Николаевич Потанин (1835-1920) в своем объемистом труде «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе» (1899), упоминая о калмыцком предании, о горе Богдо, записанном Н.Нефедьевым, привел аналогичный сюжет из ордынского фольклора. Вместо горы Богдо в нем говорится о горе Калмы - тологой, находящейся около озера Зайсан. Два брата несли гору Калмы на берега Иртыша, чтобы запрудить реку, произвести наводнение и истребить все
живущее на земле. Такую тяжесть они могли нести на себе только при условии, что во время исполнения своей задачи они не нарушат обет воздержания. Один из братьев не вытерпел и провел ночь у своей жены. На следующее утро они подняли гору Калмы, но продолжить путь, им было не суждено. Неожиданно к горе возвратилась обычная её тяжесть, и она задавила насмерть обоих братьев, оставшись там лежать навеки.
Г.Н.Потанин полагает, что это предание принесено на волгу калмыками в XVII веке, когда они перекочевали сюда, хотя и допускает, что оно могло явиться в эти края и ранее, с более древними переселениями, в частности, хазар - возможно, эта была легенда о доставлении в край первой святыни хазарского культа. Очевидно, верно первое предположение. Из истории известно, что ойрат-калмыки кочевали и в тех местах, о которых упоминается в предании о горе Калмы (Иртыш, озеро Зайсан). Калмыки принесли эту легенду с собой, приурочив её к реальной горе в приволжской степи. Название Калмы не сохранилось и заменено нарицательным Богдо (святая). В своем труде «Тангутско - тибетская окраина Китая и центральная Монголия» (1893) Г.Н.Потанин приводит вариант предания о горе Калмы, записанный у киргизов. Вместо двух братьев здесь действуют отец и сын. Тот же сюжет и те же географические названия, что и в приведенном выше предании. В «Очерках северо-западной Монголии» (18810)Г.Н.Потанин указывает, ссылаясь на Влангали(1853), на еще один вариант предания о горе Калмы, записанный в киргизской степи. Здесь она названа Калмык – тологой и находилась, согласно этой версии, В Тарбагатае подле горы Сарт - тологой, которая, как полагает Потанин, обязана своим именем монгольскому богатырю Сартактаю. В данном варианте, труд переноса горы совершают безымянные богатыри - отец и сын.
Предания о горе Калмы были зафиксированы, кроме как у монголов и киргизов, также и у южных алтайцев, близких к последним по нации, но называвших себя белыми калмыками. В «Очерках...» Потанин цитирует И.Унковского, ездившего в Джунгарию в 1722 году, который называет гору Калмы сопкой Голмы-толгой: «о той сопке сказывали калмыки, посланник Бурокорган, да князец Телегутского народа Байгорок, будто в древние времена был богатырь именем Сартактай, который оную толгой (головой) от урочища Камардабана с сыном своим на деревянных носилках к реке Иртышу нес и хотел оную реку тою толгою запрудить и прейдти на китайскую сторону и остановясь в том месте ночевал, а сыну приказал, чтобы той ночью к жене своей на касался. Но, однако ж, оной его сын с женой прибыл и для того оной толгой поутру поднять не могли и, увидев Сартактай, что сын его с женою пребыл, убил сына и невестку и тако оная толгой в том месте осталась, и для того названа толгою, что убил сына, яко голову положил». В других алтайских преданиях Сартактай сыном строят мост не через Иртыш, а через Катунь. Богатырь - отец носит двучленное имя: Сартактай-Кэзер. Имя сына, нарушающего обет, не указывается. Они прудили Катунь камнями, немного уже осталось доложить. Наступил вечер, пошли спать. Сартактай-Кэзер сказал своему сыну, чтобы он в эту ночь спал один, без жены. Сын преступил заповедь отца. Сартактай-Кэзер назавтра стал поднимать камень и не мог осилить. Он бросил его, рассердился и ушел в землю Халха, где в местности Коту состарился и умер. Тело его съели Катунские собаки. Заметим, что в этом предании не сообщается, что сына постигла кара за нарушение заповеди. Приведенные выше алтайские и киргизские предания, очевидно, имеют монгольское происхождение. Калмыцкие предания, приуроченные к горе Богдо, также являются вариантами изначального монгольского предания о переносе горы Калмы. Любопытно созвучие этнонима «калмык» и названия горы «Калмы-тологой», которое, как указывает Потанин, позднее чаще стало произноситься как «Калмык-толога». Последнее видимо объясняется именно созвучием с этнонимом. Что же касается собственно имени 2Калмы», то вопрос о происхождении данного топонима остается открытым.
О горе Богдо существуют и другие предания и легенды, не имеющие своей целью объяснить ее образование. Известный польский ученый и писатель Иван (Ян) Потоцкий, побывав в калмыцких степях в 1797 году, в своих записках сообщил предание о калмыцком духе-покровителе, который обитает на вершине горы Богдо и низвергает в пропасть каждого, кто осмелился бы взойти на гору. Впрочем, И.Потоцкий не сообщает, у кого записал предание. Возможно, эта легенда бытовала среди русских, живших неподалеку от горы Богдо и знавших, что калмыки поклоняются этой горе. Русский ученый-естествоиспытатель И.Михайлов в своих «Хозяйственно-статистических очерках Астраханской губернии» (1851) писал: «Рассказы русских о горе Богдо совершенно отличны по характеру от калмыцких». Гора Большое Богдо входит в заповедную зону Астраханской области. Действительный член Российского общества краеведов Г.Моторин пишет о горе так: «Большое Богдо - неповторимое творение природы не только на территории Прикаспийской низменности, но и на всей русской равнине. Гора Большое Богдо не только уникальный памятник древней геологической эпохи, не только существующий под открытым небом палеонтологический музей, но и геолого-минералогический склад. И наконец, Богдо относится к редкому числу звучащих гор. Даже при слабом ветре возникающие в трещинах и щелях сквозняки оседают звуки, в которых можно услышать и страстный шепот, и злое бормотание, и горестный плач. Не удивительно, что кочевавшие в окрестностях горы Богдо калмыки, не зная истинных причин явления, почитали гору священной - местного обитания горного духа Цаган-Эбугена. Необходимо отметить, что эта реальная гора Богдо, которую калмыки открыли для себя в XVII веке с приходом на Волгу, не соотносится с их одноименной эпической горой. Культ священной горы Богдо у калмыков существовал и в древние времена, когда их предки - ойраты - кочевали в Азии. Она воспета в эпосе «Джангар». В летописи Габан Шараба « Сказание о дербен - ойратах» приведена легенда о любимом герое ойратов Эсельбен Сайн-Ка, который, погибая, произнес: «Если у меня не было других дум, кроме дум о благоденствии ойратского нутуха, то ты, гора Богдо, разбейся вдребезги!». Летописец нарочито добавляет: «Я слышал, что кровь брызнула из ран Сайн-Ка, и гора Богдо разрушилась».
Монгольскую гору Богдо называли также Хан уул, так как хозяином горы считалась гигантская птица Хан Гаруда - в мифологии монгольских народов царь птиц. Напомним, что духом калмыцкой горы Богдо выступает Белый старец, покровитель животных и хозяин земли. У монголов культ Белого старца связан с горой Джимисту, а у бурят - с горой Бурин-хан. Для многих центрально азиатских народов характерен обычай строить пирамидки из камней, которые являются прямыми аналогами гор, для исполнения культа ова (общего молебна и принесения жертв). При вынужденном переселении на большие расстояния многие этнические группы старались воспроизводить наиболее важные атрибуты прежних культов гор и ова в новых условиях. В таких случаях культ гор или их «хозяев» становился средством маркировки символического или реального освоения новой территории. Так произошло и с калмыками. С уходом с мест кочевий в западной Монголии ими были покинуты традиционные места поклонения. Единственная крупная гора в приволжской степи стала объектом их поклонения, получив символическое название Богдо уул. Культ приволжской горы Богдо и ее «хозяина» послужил калмыкам маркером их исторической памяти и реального освоения нового жизненного пространства. С приходом калмыков на новую территорию у них соответственно претерпел изменения и культ ова, в котором центральное место стало занимать почитание общенационального покровителя Белого старца. Кроме горы Богдо, обряд «Ова тяклЬн» исполнялся калмыками и на священных курганах, холмах (на второй день праздника Ypc Cap).
Гора Богдо является господствующей на всей Прикаспийской низменности, и дух этой священной горы Белый старец был призван калмыками стать хозяином местности, всей прилегающей территории, покровителем народа.
Почему я выбрала данную тему?
Выбор моей исследовательской работы не случаен.
Впервые про гору Богдо я услышала от моей тети - Адучеевой Любовь Гаряевны, отличника народного просвещения, заслуженного учителя Республики Калмыкия. Она рассказала мне много интересного про эту гору и посоветовала мне обязательно посетить её. Ее рассказ вызвал у меня огромный интерес. После, я прочитала книги про гору Богдо и узнала, что много ученых, исследователей, научных экспедиций было на этой горе, и у каждого из них была своя версия об образовании горы Богдо.
Чем больше я узнавала про гору, тем больше вызывала она у меня интерес. Например, меня заинтересовал тот факт, что гора Богдо с каждым годом становится выше, и вершина её, несмотря на свою скромную абсолютную высоту, хорошо видна за десятки километров, так как расположена на засушливой, едва ли не идеально плоской равнине, покрытой полынно-солянковой полупустынной растительностью и лежащей почти на уровне мирового океана.
Интерес к этой горе у ученых и исследователей останется еще надолго, так как эта гора таит в себе еще много загадок.
Я обязательно посещу гору Богдо и посмотрю на нее своими глазами.
Литература
- Известия Калмыкии. Гора Богдо - далекая и близкая. № 117 16 июня
2000 года. - Хальмг Yhh. Священная гора Богдо - вершина благоденствия.
14/23.10.2003. - Хальмг Yhh. Экспедиция памяти Номто Очирова. 22 мая 2003 года.
- Хальмг Yhh. Экспедиция памяти Номто Очирова. 29 мая 2003 года.
- Ауэрбах И.В. Гора Богдо. Исследования, произведенные по поручению
Императорского Русского Географического общества в 1854 году. - С-
Пб. 1871,81 с. - Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств
природы, ч. П. С-Пб. 1783. - Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи.
С-Пб. 1788. - Федченко Г.П. О самосадочной соли и соляных озерах Каспийского и
Азовского бассейнов. С-Пб. 1870.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Научно-методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы
Исследование - это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо явления или объекта, который способствует определению особенностей его протекания; выявлению некоторых зак...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного
Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: ...