Методические материалы и разработки уроков
методическая разработка по географии по теме
ФОРМЫ РАБОТ С УЧАЩИМИСЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по географии
МОУ СОШ №5 г.Климовск
Учитель географии и биологии
Гончарук Е.А.
Содержание:
Введение
1.Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии.
2. Формы и методы внеклассной работы.
3. Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии.
4.Характеристика форм внеклассной работы по географии.
Заключение
Введение
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности.
Цель внеклассной работы - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
1.Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по
географии.
Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.
В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также ПК.
Следует отметить, что и в том и в другом направлении широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
Во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:
- общественно- полезная, профессиональная, экологическая краеведческая направленности;
- современность содержания и форм внеклассной работы;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;
- сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;
- системность, непрерывное развитие внеклассной работы1.
Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеклассной работы способствует созданию системы внеклассной работы, которая характеризуется следующими уровнями:
I уровень: использование внеклассной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии. На этом уровне внеклассные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.
II уровень: На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.
III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем.
Школьная география относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.
2. Формы и методы внеклассной работы
Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.
Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.
Формы внеклассной работы:
1.Систематические формы внеклассной работы | 2. Эпизодические формы внеклассной работы |
а) географические кружки; | а) географические олимпиады; |
б) клубы любителей природы; | б) неделя географии; |
в) музеи; | в) географические вечера; |
г) гео-издания. | г) походы, экскурсии, экспедиции. |
Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.
Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи.
Массовые формы внеклассной работы - неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с учеными, путешественниками.
Групповые формы внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 30-35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.
Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала - географическими знаниями
Методы организации внеклассной работы по географии:
Работа на природе:
- экскурсии,
- походы,
- наблюдения,
- экспедиции
Работа с географической литературой:
- подготовка рефератов,
- подготовка докладов,
- выпуск газет и стендов и др.
Игровая деятельность:
- вечера,
- олимпиады,
- деловые игры,
- викторины,
- КВНы и др.
Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания: наблюдения, работа с картографическими произведениями, со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.
Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.
3.Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии.
Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии:
- повышение качества географических знаний и умений школьников;
- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение общего уровня культуры школьников.
4.Характеристика форм внеклассной работы по географии
1. Географические кружки
Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Эта форма работы для среднего звена школьников.
Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:
1. Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.
2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
3. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).
4. Кружки, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных
проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.
2. Географические факультативы
Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеклассные.
К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеклассным -экскурсии, практические работы на местности.
Географические факультативы должны способствовать решению следующих задач:
- развитию географического мышления;
- вооружению школьников более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;
- вооружению школьников системой умений работы с различными источниками географической информации (картами, справочниками и т.д.);
- знакомству с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения.
3. Географические клубы
Клубная форма внеклассной работы признается многими учителями как одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся. Цель работы клуба - систематическое изучение вопросов охраны природы, глубокое осмысливание этих вопросов, приобретение практических навыков и умений по уходу за растениями, животными, по практическому осуществлению охраны природы родного края.
Задача клубной работы состоит в воспитании у учащихся любви к природе, вооружении их научными знаниями, объясняющими, для чего и как
охранять природу, привитии навыков самостоятельной и практической работы в природе.
Основные формы занятий школьного клуба - лекции, семинарские занятия, практические работы, просмотры научно-популярных фильмов, конференции, экскурсии и др. Члены клуба готовят рефераты и доклады, проводят беседы с младшими школьниками, читают лекции, выполняют практические работы на местности, организовывают КВНы.
4. Географические олимпиады
Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками географии как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, географические олимпиады служат решению задач профориентационной работы с учащимися.
Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками - географические конференции, приглашать в школу ученых-географов, лекторов.
5. Проведение конференций по географии
Во внеклассной работе по географии уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.
6. Устный журнал
Проведение устных журналов по географии призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеклассной работы он отличается широтой информации. Устные журналы - эффективная форма внеклассной работы, способствующая популяризации географии. Эта форма внеклассной работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами географической науки.
7. Географические викторины и игры
Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеклассной работы, так как они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.
8. Неделя географии в школе
Неделя географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.
Основная задача проведения недели географии - развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.
В неделю географии включают следующие мероприятия:
- подготовку и оформление плана проведения недели;
- подготовку и проведение дня географии в каждом классе;
- конкурс рефератов по географии;
- выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;
- проведение экскурсий в музеи, на предприятия, в институты, на метеостанции...
9. Школьные географические издания
Трудно себе представить внеклассную работу по географии без выпуска стенных газет.
Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных экспедиций, походов, конкурсов; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».
10. Школьные музеи
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Решение о создании школьного географического или краеведческого музея принимает педагогический совет школы, он подбирает учащихся в состав совета музея. Деятельность музея должна строиться на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве. В совет музея целесообразно включить представителей от каждого класса. Иногда за каждым разделом музея закрепляется отдельный класс. На него возлагается забота о пополнении фондов, организации экскурсий, сохранности экспонатов. Чтобы вовлечь в работу музея как можно больше учащихся, при совете музея следует создать группы экскурсоводов, лекторов, различные секторы: оформительский, учета и хранения фондов, связь с общественностью и др.
Основной и самый главный - краеведческий поиск. В краеведческую работу вовлекаются учащиеся и их родители, которые помогают пополнять музей различными экспонатами. В деле организации и развития школьного географического или краеведческого музея заслуживает внимания вопрос
11. Школьные географические издания
Трудно себе представить внеклассную работу по географии без выпуска стенных газет.
Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных экспедиций, походов, конкурсов; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».
Заключение
Особенность географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе.
Все названные формы внеклассной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.
В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеклассной работы. Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.
Предварительный просмотр:
Тема: Восточно-Сибирский экономический район.
Цель: сформировать представления об особенностях и проблемах Восточной Сибири и его роли в экономике страны.
Задачи:
|
Оборудование:
- Компьютеры, рабочие тетради, опорные конспекты, мультимедиа презентация, атлас.
Содержание учебно-познавательной деятельности | Методический инструментарий | Ориентиры развития |
I Организационный момент II Коррекция знаний 1) Оценить экономико-географическое положение Западной Сибири, выявить особенности района. Ответ учащегося у доски. 2) Определить состав района: I вариант – выписать республики, округа II вариант - выписать области, края Учащимся предлагается проверить друг друга. 3) Оценить природные ресурсы района. Учащимся предлагается заполнить таблицу самостоятельно (раздаточный материал): + полная обеспеченность ресурсами района +- частичная обеспеченность ресурсами района - недостаточная обеспеченность ресурсами района Потом один учащийся заполняет у доски, класс проверяет. 4) Определить, какие народы населяют территорию Западной Сибири? На доске записаны народы: А) русские Г) ненцы Б) карелы Д) ханты В) манси Е) буряты Один учащийся выходит к доске и подчёркивает правильные ответы. Класс проверяет. 5)Определить отрасли специализации Западной Сибири. Объяснить, какие факторы повлияли на специализацию. Ответ учащегося у доски 6)Определить сельскохозяйственные районы Западной Сибири: 1 ряд - районы, расположенные на севере 2 ряд - районы, расположенные на юге 3 ряд - специализированные районы После подготовки, по одному учащемуся от ряда выходят к доске и показывают районы. Вывод: в экономической палитре районов страны роль Западной Сибири определяют уникальные месторождения нефти и газа. На юге района слоился мощный угольно- металлургический комплекс Сибирской металлургической базы, развито тяжёлое машиностроение. В районе расположен крупнейший научный центр всей Восточной зоны - Новосибирск. В степных районах на юге Западной Сибири развит мощный агропромышленный комплекс. Главной отраслью сельского хозяйства является молочно- мясное и мясо - молочное скотоводство и овцеводство. Контрольно-проверочная работа в форме теста (раздаточный материал): I вариант 1) Определите состав района: а) Ненецкий автономный округ б) Алтайский край в) Тюменская область г) Курганская область д) Омская область е) Ханты- Мансийский автономный округ 2)Выберите объекты, определяющие границы Западной Сибири: а) Урал б) Китай в) Дальний Восток г) Поволжье д) Казахстан е) Европейский Север 3)Найдите ошибку в перечне форм рельефа Западной Сибири: а) увалы б) плато в) низменность г) кряж 4) Укажите полезные ископаемые, не характерные для Западной Сибири: а) графит б) алмазы в) торф г) нефть д) уголь 5) Выберите вариант, в котором правильно указаны языковые семьи коренных народов Западной Сибири: а) алтайская и чукотско- камчатская б) чукотско- камчатская и уральская в) уральско- юкагирская и алтайская 6) Электроэнергетика Западной Сибири базируется на базе: а) торфа и бурого угля б) гидроэнергетики и торфа в) углей, нефти и газа г) гидроэнергетики и бурого угля 7) Найдите ошибку в перечне отраслей промышленной специализации Западной Сибири: а) лесная и деревообрабатывающая б) чёрная металлургия и химическая промышленность в) пищевая и лёгкая промышленность г) топливная промышленность 8) Укажите ведущие отрасли животноводства Западной Сибири: а) оленеводство б) шелководство в) молочно-мясное скотоводство г) овцеводство д) свиноводство 9) Среди территорий Западной Сибири железные дороги практически отсутствуют: а) в Томской области б) в Ямало - Ненецком автономном округе в) в Ханты – Мансийском автономном округе II вариант 1) Определите состав района: а) Таймырский округ б) республика Горный Алтай в) Томская область г) республика Хакасия д) Новосибирская область е) Пермская область 2) Выберите объекты, определяющие границы Западной Сибири: а) республика Коми б) республика Тыва в) Ямало-Ненецкий округ г) Челябинская область д) Курганская область е) Краснодарский край 3) В Западной Сибири выделяются следующие формы рельефа: А) Сибирские Увалы Б) Кузнецкий Алатау В) Енисейский кряж Г) Васюганская равнина 4) Выберите правильные утверждения: А) в центральной части района преобладают нефтяные месторождения, а на крайнем севере – газовые Б) Кузнецкая горная область выделяется запасами угля и железной руды В) в Кулундинской степи открыты месторождения бурого угля и цветных металлов 5) Выберите коренные народы, населяющие Западную Сибирь: А) телеуты Г) коми Б) шорцы Д) ханты В) башкиры Е) хакасы 6) Основным районом добычи нефти является: А) Кузнецкая котловина В) Среднее Приобье Б) полуостров Ямал Г) Кулундинская степь 7) Район является главной базой России: А) Автомобильной В) научной Б) химической Г) топливно – энергетической 8) Расставьте сельскохозяйственные районы в направлении с севера на юг: А) зерновой Б) животноводческий на горных пастбищах В) оленеводческо- промысловый Г) животноводческо- зерновой 9) Крупнейшие города района расположены: А) вдоль сибирских рек Б) вдоль Транссибирской магистрали В) у крупнейших месторождений Г) на побережье Северного Ледовитого океана Ответы: I вариант: 1) б, в, д, е 2) а, б, д, е 3) б 4) а, б 5) в 6) в 7) в 8) а, в, г 9) б II вариант: 1) б, в, д 2) а, б, д3) а, б, г 4) а, б 5) а, б, д 6) в 7) г 8) а, б, в, г 9) б III Изучение нового материала IV Мотивация Вступительное слово учителя (слайд 1,2,3,4,5) Восточная Сибирь занимает второе место по площади среди экономических районов России после Дальневосточного. Он занимает 4122,8 тыс.км2. Восточная Сибирь протянулась примерно на 3000 км с севера на юг и на 1800 км с запада на восток. Для выявления особенностей района учащиеся делятся на группы и рассматривают Восточную Сибирь, придерживаясь плана (слайд 4). По мере изучения района учащимся кратко предлагается заполнить таблицу, которую учащиеся заполняют по всем районам России (приложение 1). Некоторым учащимся были даны доклады, которые рассматриваются по мере изучения района. Доклады:
Класс делится на группы, каждой группе выдаётся карточка с заданием. Используя карты атласа и текст учебника, учащиеся выполняют задания. 1 группа. Экономико-географическое положение и состав района (слайд 5,6): ( политико- административная карта России, карты – « Транспорт», «Восточная Сибирь»). 1) Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное) 2) Соседние районы, государства. 3) Транспортное положение. 4) Выявите преимущества и недостатки экономико- географического положения района. 5) Вывод о влиянии экономико- географического положения района на развитие его экономики. 6)Перечислите республики, области, края, автономные округа, входящие в состав района. 2 группа. Природные условия (слайд 7-15) (физическая карта, климатическая карта, почвенная карта, карты: «Природные зоны», «Восточная Сибирь») 1) Рельеф. 2) Климат. 3) Воды. 4) Почвы. 5) Природные зоны. 6) Вывод о влиянии природных условий на развитие хозяйства и жизнь людей. 3 группа. Природные ресурсы (слайд 16- 19). ( карты: минеральные ресурсы, земельные ресурсы, водные ресурсы, лесные ресурсы, гидроэнергетические ресурсы, экономическая карта Восточной Сибири) 1) Перечислите виды природных ресурсов. 2) Определите, какими ресурсами богат район. 3) Оцените основные ресурсы района. 4) Определите районы их размещения. 5) Какие ресурсы явились базой для развития промышленности? 6) Вывод о ресурсной базе района. 4 группа. Население. Крупнейшие города (слайд 20,21, 29-31) ( карты «Население», «Народы») 1) Численность населения. Доля городского и сельского населения. 2) Плотность населения. 3) Национальный состав. Религиозный состав. 4) Размещение населения. Миграции. 5) Крупнейшие города. 6) Вывод об особенностях населения района. 5 группа. Отрасли специализации и территориально-производственные комплексы ( слайд 22-23) (карта «Восточная Сибирь»). 1) Определите отрасли специализации, промышленные центры. 2) Объясните, какие факторы повлияли на специализацию района. 3) Определите, каковы проблемы района и предложите пути их решения. 4) Перечислите территориально-производственные комплексы, выявите ресурсы, используемые на формирования комплекса. 5) Вывод об особенностях промышленности района. 6 группа. Сельское хозяйство. Транспорт (соайд 23-28) (карты: «Восточная Сибирь», « Транспорт») 1) Перечислите сельскохозяйственные районы. 2) Какие факторы повлияли на их формирование? 3) Перечислите основные сельскохозяйственные культуры и районы их размещения. 4) Положение по отношению к транспортным магистралям (железным дорогам, автомагистралям, трубопроводам, выход к морским путям) 5) Вывод о развитии сельского хозяйства и транспорта на территории района. На обсуждение группам даётся 10-15 минут. Главный консультант в течение этого времени распределяет вопросы меду членами группы. Через 8-10 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания. Далее предоставляется слово группам. Придерживаясь плана урока, учащиеся дают отчёт о проделанной работе. Остальные учащиеся слушают и кратко конспектируют. При изучении крупнейших городов Восточной Сибири учащиеся заслушивают доклады и заполняют таблицу (приложение 2). Затем учащимся предлагается проверить таблицу. Вывод по всей теме: суровые климатические условия и труднодоступность многих районов, редкое население, несмотря на несметные природные богатства, являются сдерживающим фактором хозяйственного развития Восточной Сибири. V Первичное закрепление изученного материала Практическая работа. Тема: «Характеристика территориально-производственного комплекса» Используя карты атласа и текст учебника, дать характеристику территориально-производственного комплекса по плану:
Работа проводится по вариантам: I вариант- Норильский территориально-производственный комплекс II вариант- Братско-Усть-Илимский территориально-производственный комплекс VI Рефлексия
VII Оценки Учитель объявляет оценки за урок с комментариями. VIII Домашнее задание
А) нанести границы района; Б) подписать пограничные территории, состав района; В) нанести крупные города (Красноярск, Иркутск, Норильск, Абакан, Чита, Улан-Удэ) и отрасли промышленности в них.
Приготовить сообщение по теме: «Традиции и обычаи коренных народов Севера» . IX Итог урока.
| Фронтальная работа с классом по заданиям. Рассказ учащегося Взаимопроверка Самостоятельная работа Самопроверка Рассказ учащегося Работа по рядам Контрольно-проверочная работа Изучение нового материала с использованием слайдов. Использование слайдов помогает вести работу одновременно с большим числом учащихся, вовлекать их в активное обсуждение рассматриваемых вопросов Работа в группах Выступления учащихся
Практическая работа | Развитие памяти, речи, мышления Развитие умения применять знания на практике Развитие учебно-познавательной мотивации, мышления, памяти, речи Развитие культуры зрительного восприятия Развитие познавательной деятельности Развитие мышления, памяти, умения применять знания на практике |
Приложение 1
Экономические районы России
Экономико-географическое положение (ЭГП) | Состав района | Природные условия и ресурсы | Население | Отрасли специализации промышленности | Сельское хозяйство | Территориально-производственный комплекс | Транспорт | Крупные города |
Восточная Сибирь на севере омывается Карским морем и морем Лаптевых, на юге граничит с Монголией и Китаем, на западе- с Западной Сибирью, на востоке- с Дальним Востоком. ЭГП - !?, так как район удалён от экономически развитых районов России и развитых зарубежных стран, низкая степень транспортной освоенности и заселённости. Положительные черты ЭГП - богатство природных ресурсов, через южную часть района проходят транзитные пути между Европой и Восточной Азией. | S= 4,1 млн.км2. Состав: Республики - Хакасия, Тыва, Бурятия; Красноярский край (включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа), Иркутская область ( включая Усть - Ордынский Бурятский автономный округ), Забайкальский край ( включая Читинскую область, Агинский Бурятский автономный округ). | На крайнем севере и юге располагаются горы, а низменности - на северных и западных окраинах района. Центральную часть занимает Среднесибирское плоскогорье. Климат: АП, СА, УП (резко-континентальный). Реки: Енисей, Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгусска. Почвы: мерзлотно-таёжные Природные зоны: тундра, лесотундра, тайга, лесостепи, степи: Ресурсы: Минеральные + Лесные + Водные + Земельные – Гидроэнергетические + Рекреационные +- | Н=8,5млн.чел. ГН= 72% СН= 28% Ср.p= 2,2 чел.км2 Народы: русские- 80% ненцы, эвенки, долганы, тувинцы, буряты, хакасы. Размещено неравномерно. Основная доля сосредоточена на юге. | Цветная металлургия, лесная промышленность, топливно-энергетический комплекс | Зерновой район с мясо- молочным скотоводством, оленеводческо-промысловый район, овцеводческий район | 1)КАТЭК-Канско-Ачинский (уголь), 2)Братско-Усть-Илимский (лес), 3)Норильский (руды), 4)Саянский (гидроэнергетические ресурсы) | Ж, Р, А, М, Т. | Красноярск, Иркутск. |
Условные обозначения:
ЭГП !?- экономико-географическое положение выгодное и невыгодное
S- площадь района
+ полная обеспеченность ресурсами района
+- частичная обеспеченность ресурсами района
- недостаточная обеспеченность ресурсами района
Н- численность населения
ГН- городское населении
СН- сельское население
Ср.р- средняя плотность населения
Ж - железнодорожный транспорт ( ведущий)
Р – речной транспорт ( ведущий)
Т - трубопроводный транспорт
А – автомобильный транспорт
М - морской транспорт
Приложение 2
Таблица « Города России»
Город | Экономический район, административная единица | Год основания | Численность населения (тыс. чел.) | Отрасли специализации | Функции города |
Красноярск | Восточная Сибирь, Красноярский край | 1628 | 927,9 | Машиностроение, химическая промышленность, чёрная и цветная металлургия. | Транспортная, промышленная, научный центр, культурный центр, административный центр |
Иркутск | Восточная Сибирь, Иркутская Область | 1652 | 575,9 | Тяжёлое машиностроение, электроэнергетика, алюминиевая промышленность | Транспортная, промышленная, культурный центр, административный центр |
Норильск | Восточная Сибирь, Таймырский Автономный округ | 1921 | 213 | Цветная металлургия | Промышленная, транспортная, культурный центр |
Используемые источники информации:
1) Учебник география России. Население и хозяйство. 9 класс, г.Москва, Изд-во «Дрофа», 2010г.
2) Географический атлас, 9 класс.
3) Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии России, 9 класс, г.Москва, Изд-во «Вако», 2009г.
4) Тематическое планирование по географии 6- 10 класс, ООО «География и экология в школе», 2007г.
5) 1С Образовательная коллекция. География 6-10 класс (диск).
6) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии, 9 класс.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Сформировать представление об экономико- географических особенностях Восточной Сибири. Познакомить с экономическим потенциалом и спецификой хозяйственного развития района.
План урока: Экономико-географическое положение района. Состав района. Природные условия и ресурсы. Население. Крупные города. Хозяйство района. Транспорт. Проблемы и перспективы развития.
Среднесибирское плоскогорье
Восточный Саян
Енисей
Байкал
Земельные ресурсы
Хакасы Буряты Эвенки Тувинцы Ненка Народы Восточной Сибири
Красноярск Города Восточной Сибири Норильск Иркутск
Домашнее задание: Прочитать параграф 65, ответить на вопросы. Задания на контурной карте: А) нанести границы района; Б) подписать пограничные территории, состав района; В) нанести крупные города (Красноярск, Иркутск, Норильск, Абакан, Чита, Улан-Удэ) и отрасли промышленности в них. Дополнительное задание: Приготовить сообщение по теме: «Традиции и обычаи коренных народов Севера» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические материалы для подготовки уроков о Лихачеве
методические материалы для подготовки уроков о Лихачеве...
Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне
Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне...
Учебно-методические материалы к проведению урока литературы в 9 классе по анализу эпизода романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Материал содержит конспект урока "И снится чудный сон Татьяне", презентацию к уроку и методическое сопровождение по использованию презентации. Все они могут быть использовваны на уроке литературы в 9 ...
Методические материалы к разработке программы работы летнего оздоровительного лагеря при школе
Программа работы летнего оздоровительного лагеря составлена на примере организации спортивной оздоровительной работы МОУ "Рамешковская СОШ" Тверской области. Программа содежит принципы и методы органи...
Методические материалы для проведения уроков по "Природе и экологии Красноярского края" в 6-8 классах
Данные материалы помогут в проведении занятий курса НРК по экологии, либо могут быть использованы как дополнительный материал по предмету биология....
Методические материалы для проведения уроков по цветоведению по программе Б.М.Неменского
Данный материал дает возможность учителю расширить границы уроков изобразительного искусства....
Учебно-методические материалы для организации уроков по изучению поэмы "Мцыри"
Таблицы для анализа текста поэмы "Мцыри" , помогающие учащимся детально поработать с текстом, глубже понять идею и художественное своеобразие поэмы. Работу можно организовать в минигруппах и...