География. 11 класс. Западная Европа – второй географический центр экономического соперничества.
план-конспект урока географии (11 класс) по теме

План-конспект урока  географии в 11 классе "Западная Европа - второй географический центр экономического соперничества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

География. Открытый урок -11 класс

Тема: Западная Европа – второй географический центр экономического соперничества.

                                                         

  Цель:

  1. Создать условия для  раскрытия учащимися сущности второго географического центра.  

  2.Помочь определить роль стран Западной Европы в мировом хозяйстве.

  3. Выяснить  межстрановые различия региона и объяснить формирование современных           отраслей специализации региона.

Задачи:

        1.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучаемой теме.

        2.Помочь учащимся осознать социальную значимость учебного материала.

        3. Создать условия для развития умений сравнивать, анализировать и выделять главное в          познавательных объектах на основе работы со статистическим материалом.

        4. Развивать умения воспринимать информацию, работать с текстом, задавать вопросы.

        5. Обеспечить условия для развития монологической речи учащихся.

           Средства обучения: политическая карта мира,  экономическая карта Западной Европы (интерактивная). Статистические таблицы. Справочное пособие «Социально-экономическая география мира». Презентации учителя и учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент.

   Учитель: Мы продолжаем изучение  стран Западной Европы. И сегодня мы не просто разберём особенности межстрановых различий. Мы попытаемся доказать, что это регион является вторым географическим центром  экономического соперничества.    

План изучения

Знал

Хочу узнать

Узнал новое

1. Страны Западной Европы – высокоразвитые страны.

2. Крупнейший центр мировой торговли.

3. Преобладание в промышленном производстве продукции «среднетехнологического уровня».

4. Особый тип участия в международном разделении труда  малых стран Европы.

II. Фаза рефлексии. Актуализация имеющихся знаний.

        

1. Тестирование (Работают учащиеся 1 варианта)

1.Какая страна не принадлежит к региону Северная Европа?

а) Великобритания;  б) Исландия;  в) Швеция;  г) Дания;  д) Финляндия

2. Какая страна не относится к региону Восточная Европа? 

а) Польша;  б) Болгария;  в) Украина;  г) Эстония;  д) Австрия.

3. Какие государства исчезли с политической карты Европы?

а) Австрия

б) Чехословакия

в) ГДР

г) Польша

4. Выберите варианты, где верно указаны страны, в которых находятся данные агломерации:

а) Миланская – Франция;

б) Лионская – Италия;

в) Рурская – Германия

г) Лондонская - Великобритания

5. Назовите страну Северной Европы, которая поставляет на мировой рынок высококачественную руду:

а) Ирландия

б) Швеция

в) Финляндия

6. Для какой из перечисленных стран характерно субтропическое земледелие, выращивание цитрусовых, винограда, оливковых деревьев?

а) Италия

б) Франция

в) Великобритания

г) Германия

7. Какая из перечисленных стран по производству автомобилей уступает только Японии и США?

а)  Великобритания

б) Италия

в) Франция

г) Германия

8. Издавна эту страну называют законодательницей мод, хотя в географическом разделении труда она выступает как поставщик автомобилей, синтетического каучука, сложной электронной продукции. Назовите страну.

Ключ:1-а;  2-д; 3 –б, в;  4 – в, г; 5 –б;   6 –а, б;  7 –г, 8 – Франция.

б) Фронтальный опрос:

1) выделение субрегионов Западной Европы (работа с интерактивной картой)

 2) определение  ЭГП региона

        - приморское положение многих стран

        - компактность территории

        - ресурсообеспеченность

        - транспортное положение

3) В чём особенности развития хозяйства?

Самостоятельная работа экспертов.

г) Работа экспертов: Наши эксперты, работающие с разнообразными  источниками, подготовят интересную и нужную для решения задач урока информацию.

1ученик:  работает с компьютером над заданием: 

          «Обработка статистических данных «Развитие мирового туризма» и составление диаграммы «Доходы от туризма».

1ученик:  работает с компьютером над заданием

«Анализ статистических данных по развитию энергетики и машиностроения Западной Европы».        

1 ученик:  работа с учебником В.П.Максаковского и составление визитных карточек ФРГ, Франции, Великобритании, Италии по плану:

а) страна

б) столица

в) площадь

г) население

д) форма правления

е) форма территориального устройства

2 ученика: работа со справочным пособием «Социально-экономическая география мира» 

а) характеристика обрабатывающей промышленности Зарубежной и Западной Европы (стр.56-57).

б) характеристика машиностроения Западной Европы (стр. 62-63).

III. Фаза реализации смысла:

        1.Сообщение темы урока.  

На этом уроке мы продолжим изучение особенностей развития хозяйства стран Западной Европы.  Нам важно, показав межстрановые различия, доказать, что Западная Европа – второй географический центр экономического соперничества.

Я думаю, изучение нового материала поможет вам ответить на вопросы, обозначенные в ваших таблицах: что я знаю, узнал, что хочу узнать.

2. Работа с опорной схемой (на протяжении всего урока)

3.  Работа с текстом учебника. «Чтение и размышление» (по вариантам).        

         1 вариант: Каково участие Германии в международном географическом разделении труда? (стр. учебника 170-171)

   2 вариант: Какова структура британской промышленности и сельского хозяйства? (стр. учебника 171-172)

3 вариант: Что отличает экономическое лицо Франции? (стр. учебника 172-173)

4вариант: Чем объясняется участие Италии в международном географическом разделении труда

5вариант: Докажите, что малые страны Европы, несмотря на то, что удельный вес каждой невелик, взятые в совокупности представляют мощную силу.

4.Обсуждение  заданных вопросов учащимися.

План:

 1. Визитная карточка страны.

2. Сведения из справочного пособия «Социально-экономическая география мира»

 3. Ответ на вопрос варианта.

     5.  Мультимедийное сопровождение: 

а) презентация учащихся « Машиностроение ФРГ»

б) Анализ диаграммы «Доходы от туризма»  

в) Реклама «Европа – крупный центр международного туризма» - презентация учащихся.

   Приморский тип туризма:

1. Средиземноморье.

Главный туристический центр Европы, который принимает самое большое количество туристов — Лазурный берег, с известными морски ми курортами: Ницца, Канны и т.д. В Италии — это Итальянская Ривьера — продолжение лазурного берега Франции. В Греции — это побере жье Эгейского моря.

  Горный туризм

Среди районов горного туризма в Европе и в мире, несомненно, первое место принадлежит Альпийским горам. Ежегодно их посе щают от 80 до 150 млн чел. Отдыхают здесь не только летом, но и зимой.

На высоте до 500 м преобладает пеший туризм, выше - горный и альпинизм. Страны, находящиеся в этом регионе, получают доходы от туризма, которые составляют до 12% ВВП этих стран. Особенно в этом плане выделяются Австрия и Швейцария.

   «Старые камни Европы»

Европейские страны привлекают туристов и достопримечательностя ми своих городов. По количеству объектов Всемирного культурного на следия зарубежная Европа занимает первое место среди всех регионов мира. Наибольшее их число находится на территории таких стран, как Париж, Рим, Мадрид. Также к наиболее часто посещаемым странам от носятся: Лондон, Амстердам, Вена, Дрезден, Венеция, Афины

   6. Анализ статистических данных таблиц  

         

IV. Фаза рефлексии: Вернёмся к нашей таблице:

   Что же вы узнали на уроке?

План изучения

Знал

Хочу узнать

Узнал новое

1. Страны Западной Европы – высокоразвитые страны.

2. Крупнейший центр мировой торговли.

3. Преобладание в производстве продукции «среднетехнологического уровня».

4. Особый тип участия в международном разделении труда  малых стран Европы.

         а) Формулирование общего вывода:

Западная Европа  занимает достойное место в зарубежном мире, являясь географическим центром №2.  Это крупнейший центр мировой торговли, колыбель промышленной революции,  важный центр политической, научной,  культурной жизни современного мира.

 

V. Подведение итога:  Составьте графическую схему – кластер, отобразите в ней ваши                                 самые главные впечатления

Западная Европа - географический центр №2.

     Крупнейший  центр                 колыбель                  крупное             важный                    политической, научной           промышленной         средоточение           центр                             культурной жизни                 революции               экономической       мировой                                                                                                                                                                 современного мира                                                    мощи               торговли

                                                                                                                                               

                                                                                             

         

Домашнее задание:  

Творческое задание на дом: Работая с разнообразными источниками, ответьте на вопросы из рубрики: «Это интересно»

  1. Столицу этого государства называют «вечным городом»
  2. Об этой стране говорят, что она без леса как медведь, без шерсти.
  3. Эта страну называют «страной вулканов и гейзеров», «страной льда и огня».
  4. Древние греки называли её «страной туманного Альбиона».
  5. Эту страну называют страной-банкиром.
  6. Это самая «длинная» страна региона (протяженность с севера на юг -1750км).
  7. Это самая цветоводческая стана мира (цветы вывозятся в 140 стран мира).
  8. Эта страна является родиной гольфа, футбола, тенниса и современного туризма.

                                                                                               

Приложение к уроку.

Опорный конспект

Западная Европа - географический центр №2.

Количество стран – более 20

В «Большой Семёрке» - 1.

                                           2.

                                            3.

                                                                                            4.

Монархии: 1.Великобритания, 2. Швеция, 3. Норвегия, 4.Дания, 5.Бельгия, 6.Нидерланды, 7.Люксембург, 8.Испания, 9. Монако, 10.Андорра, 11.Лихтенштейн 12. Ватикан.

Федеративные государства: 1.ФРГ,  2. Бельгия,  3.Шейцария,  4.Австрия,  5. Сербия,  6. Босния и Герцеговина.  

                                                                                                     

Ресурсообеспеченность -

Показатель ВВП (высокий, низкий) –

ИЧР – Индекс человеческого развития учитывает:

  уровень душевых доходов людей,

 среднюю продолжительность их жизни,

 уровень их образованности

Отраслевая структура –

Ведущая отрасль хозяйства  –

Сельское хозяйство –

Участие в мировом хозяйстве -  

В структуре мировой торговли преобладает –

Составьте графическую схему – кластер, отобразите в ней ваши     самые главные впечатления

Западная Европа - географический центр №2.

Домашнее задание:  

Творческое задание на дом:

Пользуясь   разнообразными источниками, ответьте на вопросы из рубрики: «Это интересно»

          1.Столицу этого государства называют «вечным городом»

          2.Об этой стране говорят, что она без леса как медведь, без шерсти.

  1. Эта страну называют «страной вулканов и гейзеров», «страной льда и огня».
  2. Древние греки называли её «страной туманного Альбиона».
  3. Эту страну называют страной-банкиром.
  4. Это самая «длинная» страна региона (протяженность с севера на юг -1750км).
  5. Это самая цветоводческая стана мира (цветы вывозятся в 140 стран мира).
  6. Эта страна является родиной гольфа, футбола, тенниса и современного туризма.

Задания для экспертов:

1. Пользуясь учебником В.П.Максаковского (форзац №1),    составьте визитные карточки

ФРГ

а) страна

б) столица

в) площадь

г) население

д) форма правления

е) форма территориального устройства

Франция

а) страна

б) столица

в) площадь

г) население

д) форма правления

е) форма территориального устройства

Великобритания

а) страна

б) столица

в) площадь

г) население

д) форма правления

е) форма территориального устройства

Италия

а) страна

б) столица

в) площадь

г) население

д) форма правления

е) форма территориального устройства

Тестирование

1.Какая страна не принадлежит к региону Северная Европа?

а) Великобритания;  б) Исландия;  в) Швеция;  г) Дания;  д) Финляндия

 

2. Какая страна не относится к региону Восточная Европа? 

а) Польша;  б) Болгария;  в) Украина;  г) Эстония;  д) Австрия.

3. Какие государства исчезли с политической карты Европы?

а) Австрия

б) Чехословакия

в) ГДР

г) Польша

4. Выберите варианты, где верно указаны страны, в которых находятся данные агломерации:

а) Миланская – Франция;

б) Лионская – Италия;

в) Рурская – Германия

г) Лондонская - Великобритания

5. Назовите страну Северной Европы, которая поставляет на мировой рынок высококачественную руду:

а) Ирландия

б) Швеция

в) Финляндия

г) Люксембург

6. Для какой из перечисленных стран характерно субтропическое земледелие, выращивание цитрусовых, винограда, оливковых деревьев?

а) Италия

б) Франция

в) Великобритания

г) Германия

7. Какая из перечисленных стран по производству автомобилей уступает только Японии и США?

а)  Великобритания

б) Италия

в) Франция

г) Германия

8. Издавна эту страну называют законодательницей мод, хотя в географическом разделении труда она выступает как поставщик автомобилей, синтетического каучука, сложной электронной продукции. Назовите страну.

1 вариант: Каково участие Германии в международном географическом разделении труда? (стр. учебника 170-171)

1 вариант: Каково участие Германии в международном географическом разделении труда? (стр. учебника 170-171)

1 вариант: Каково участие Германии в международном географическом разделении труда?  (стр. учебника 170-171)

1 вариант: Каково участие Германии в международном географическом разделении труда? (стр. учебника 170-171)

1 вариант: Каково участие Германии в международном географическом разделении труда? (стр. учебника 170-171)

1 вариант: Каково участие Германии в международном географическом разделении труда? (стр. учебника 170-171)

   2 вариант: Какова структура британской промышленности и сельского хозяйства?

 (стр. учебника 171-172)

3 вариант: Что отличает экономическое лицо Франции?

4вариант: Чем объясняется участие Италии в международном географическом разделении труда?

5вариант: Докажите, что малые страны Европы, несмотря на то, что удельный вес каждой невелик, взятые в совокупности представляют мощную силу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему "Эпоха феодализма в Западной Европе. Возникновение городов как центров ремесла и торговли"" (6 класс, история средних веков).

Презентация содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал к урокам истории средних веков в 6-м классе по данной теме. Для проверки знаний и самопроверки имеются  тестовые заданя....

Статья "Музыкальная культура стран Западной Европы второй половины 18 века "

Итальянская опера. опера буфф, творчество сыновей баха, венская классическая школа, творчество Гайдна, Моцарта....

Методическая разработка по географии стран Западной Европы

Творческое задание для учащихся 10-11 классов в рамках подготовки к олимпиадам по географии. Задача: подобрать кажой стране по две характеристики из предложенного списка....

Сообщение На тему: «Международные экономические связи Западной Европы».

СообщениеНа тему: «Международные экономические связи Западной Европы»....

Урок географии Субрегионы Западной Европы в 11 классе

Урок географии Субрегионы Западной Европы в 11 классе...

11 класс "США и страны Западной Европы во второй половине 20 в."

11 класс "США и страны Западной Европы во второй половине 20 в."...